Тема I . Предмет, задачи, отрасли и методы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема I . Предмет, задачи, отрасли и методы

2021-04-18 260
Тема I . Предмет, задачи, отрасли и методы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НОВИКОВА И.А.

 

 

Методические рекомендации

К курсу

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Часть I. «ПСИХОЛОГИЯ»

Для студентов аграрного факультета

Москва

Издательство Российского университета дружбы народов

2000

                                        

                                          

                                           Утверждено

                                                         РИС Ученого совета

                       Российского университета дружбы народов   

Новикова И.А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч. I. Психология. Для студентов аграрного факультета. – М., Изд-во РУДН, 2000. - с.

 

Подготовлено на кафедре педагогики и психологии.

 

 

С И.А.Новикова, 2000 г.

 

С Издательство Российского университета дружбы народов,2000 г.

 

 

ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КУРСА

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Дорогие друзья! В этом семестре вам предстоит познакомиться с очень интересными, тесно связанными между собой науками, - психологией и педагогикой. В ходе их изучения вы сможете:

- узнать основные закономерности возникновения, развития и функционирования психики, ее роль в обеспечении жизнедеятельности человека и уметь использовать эти знания в своем профессиональном и деловом общении;

- познакомиться с главными принципами построения эффективного учебного процесса и уметь их использовать в возможной преподавательской и просветительской работе, а также в профессиональной деятельности специалиста, руководителя, менеджера;

- познать самого себя, научиться при необходимости развивать и совершенствовать свои психические возможности и способности, личностный потенциал;

- стать внимательнее к окружающим людям (членам семьи, друзьям) и уметь использовать психолого-педагогические знания в личном общении, при воспитании детей и т.п.

Основная задача данного методического пособия – помочь студентам эффективно подготовиться к семинарам и грамотно выполнить практические задания. Соответственно, для каждой изучаемой темы приводятся:

- основные положения программы курса, с помощью которых легче сориентироваться в многообразии учебной психолого-педагогической литературы, уточнить или восстановить логику изложения материала на лекции;

- список основных вопросов для обсуждения на семинаре, который включает либо наиболее трудные и проблемные положения темы, либо наиболее интересные, дискуссионные, тесно связанные с практикой обучения и воспитания;

- ориентировочные темы рефератов и сообщений, которые могут быть уточнены и конкретизированы по согласованию с преподавателем;

- психолого-педагогические задачи на применение и закрепление полученных знаний (аналогичные задания будут включены в контрольные работы, зачеты и экзамены);

- практические упражнения по поиску, наблюдению и анализу определенных психолого-педагогических ситуаций, иллюстрирующих изучаемый материал (выполняются по выбору);

- лабораторно-практические задания (практикум) на ознакомление с некоторыми методами и методиками психолого-педагогических исследований и способами обработки и интерпретации данных (обсуждение результатов и выводы, как правило, будут даваться на практическом занятии под руководством преподавателя);

- список дополнительной литературы, рекомендуемой для подготовки рефератов, сообщений, углубленного изучения каждой темы (список основной учебной литературы по всему курсу приводится в конце пособия).

Предполагается, что прослушав лекцию, студенты самостоятельно готовятся к семинару, выполняя приведенные в данной методичке задания и практические упражнения. При этом существует возможность выбора задачи, упражнения из нескольких аналогичных. Работы выполняются письменно и сдаются преподавателю или обсуждаются на практическом занятии. Количество, качество, оригинальность выполнения заданий оцениваются преподавателем, Таким образом каждый студент набирает индивидуальный рейтинг (в него входят и результаты контрольных работ), который влияет на получение итоговой оценки.

Предлагаемая вашему вниманию первая часть пособия содержит материалы к основным психологическим темам (в тесном единстве с их практическим приложением в сфере педагогики). Вторая часть пособия будет посвящена педагогике, а также подробным рекомендациям по выполнению основных видов самостоятельных творческих заданий (доклад, реферат, рецензия, психолого-педагогический портрет личности).

 

ПСИХОЛОГИИ

        Представление о психологии как науке. Основные этапы развития психологического знания. Изменение предмета психологии (душа, сознание, поведение). Современное определение психологии как науки о психике. Особенности психологического отражения. Специфика и соотношение понятий психика, сознание, самосознание, бессознательное. Эволюционное развитие психики. Мозг и психика. Место психологии в системе философских, естественно-научных и общественных наук и её роль в гуманизации и научно- техническом прогрессе общества. Теоретические, прикладные и практические задачи психологии. Важнейшие отрасли психологического знания. Психология и педагогика. Организация психологического исследования. Основные методы сбора данных: наблюдение, эксперимент, опрос, тест, изучение продуктов деятельности.

 

Вопросы для обсуждения

1. Отличия житейской и научной психологии.

2. Особенности использования различных видов наблюдения в психолого-педагогических исследованиях.

3. Виды опроса (беседа, интервью, анкета), специфика их применения.

4. Эксперимент (констатирующий, формирующий) в психологии и педагогике.

5. Основные требования к психологическим тестам.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Проблема роли наследственности и среды в развитии психики человека.

2. Взаимодействие и взаимосвязь психологии и педагогики (или другой науки по вашему выбору).

3. Проективные методы и их применение в психологии.

4. Традиционные и новые отрасли психологического знания.

 

Задачи

1.Назовите признаки сознательного и бессознательного, которые проявляются в следующих случаях:

а) при прикосновении к ладошке новорождённого ребёнка карандашом (пальцем), он крепко сжимает его;

б) школьник быстро и правильно умножает числа в уме, но не помнит правила их умножения;

в) студент, готовясь к экзамену, пытается представить себе как будет отвечать на тот или иной вопрос, какие дополнительные вопросы может задать преподаватель, смоделировать свои возможные эмоциональные реакции. [6]

2.Какие методы психологического исследования применены в приведённых примерах?

а) для изучения отвлекаемости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу;

б) для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току (кожно-гальваническая реакция) с помощью специальной аппаратуры;

в) для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько потребуется повторений, чтобы запомнить все 10 слов. [6]

 

Упражнения

1.Назовите отрасли психологии, которые наиболее тесно связаны с вашей будущей профессией. Если такой отрасли нет в традиционной классификации, попробуйте «спроектировать» её и придумать соответствующее название.

2. Сформулируйте свои ожидания и запросы к курсу «Психология и педагогика». На какие вопросы (проблемы в учёбе, личной и общественной жизни, работе и др.) вы хотели бы получить ответы, практические рекомендации?

 

Практикум

   Положите перед собой два листа бумаги. На середину первого листа положите небольшой кусочек (величиной с монету) бумаги или ткани яркого цвета (или нарисуйте пятно ярким карандашом или фломастером). Затем смотрите на этот цветной объект, считая про себя до 100 и не сводя с него взгляда (мигать можно). После переведите взгляд на середину второго листа бумаги и смотрите на него 10-15 секунд.   Запишите, что вам удалось увидеть (размер, цвет), какое время продолжалось это явление. Что произошло, когда вы перевели взгляд на светлый потолок или стену? Ответьте, является ли увиденное явлением вашей психики или существует во внешнем мире? [5]

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн.-М., 1982.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней.-М., 1999.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М., 1981.

Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию.-М., 1975.

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика.-М.,1999.

Рейнвальд Н.И., Козакова М.Ф. Методические рекомендации к изучению курса психологии. Тема «Предмет, задачи и методы психологии». -М., 1992.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии.-СПб., 1998.

Ярошевский М.Г. История психологии.- М.,1985.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Споры о предмете и методах психологии в XX веке.

2. Взгляды на проблему обучения и воспитания человека с точки зрения основных направлений психологии.

3. Основные направления психотерапии (психоаналитическая, бихевиоральная, гуманистическая, гештальт-терапия и др.).

 

Темы рефератов и сообщений

1. Жизненный путь и научные взгляды известных зарубежных психологов (по выбору: З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Д. Уотсон, У. Джемс, Б. Скиннер, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, В. Франкл, Ж. Пиаже, М. Вертгеймер, К. Левин и др.)

2. Аналитическая психология К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера.

3. Гештальтпсихология и идеи К. Левина.

4. Основные идеи и достижения когнитивной психологии.

5. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка.

 

Задачи

1. Определите, представителям каких психологических направлений принадлежат приведённые высказывания, обоснуйте ответ.:

- «Психология…есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции также мало, как такие науки, как химия и физика. …Можно обходиться без сознания в психологическом смысле…»;

- «Наша первая реакция на высказывания других людей - немедленная оценка или суждение, а не понимание. Когда кто-то выражает свои чувства, убеждения или мнения, в нас возникает стремление оценить это как правильное, глупое, ненормальное, неразумное, неправильное. Очень редко мы позволяем себе понимать, что значат слова другого человека для него самого… Нелегко позволить себе понимать другого, эмпатически целиком и полностью войти в его внутренний мир. Это происходит редко»;

- «Припомним, какие же средства раскрытия забытого, скрытого, вытесненного есть в нашем распоряжении. Изучение случайных мыслей больного, возникающих при свободном ассоциировании, изучение сноведений и изучение дефективных и симптомных поступков»;

- «Дайте мне дюжину здоровых, физически хорошо развитых детей, и при наличии для их воспитания определённых мной внешних условий я ручаюсь, что, выбрав наугад любого из них, сделаю из него путём тренировки какого угодно специалиста по своему произволу - врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, склонностей, стремлений, способностей, призвания и национального происхождения».

  2. Рассмотрите какой- либо собственный повседневный поступок, отвечающий вашим сознательным желаниям и целям. Представьте, что один психолог на основании вашего субъективного отчёта будет классифицировать эти цели, желания, интересы, выделит частное и общее, установит закономерные связи этого поступка с другими. Второй психолог представит тот же поступок как определённую последовательность движений, сложных и элементарных, и будет выявлять внешние причины их возникновения, уже не требуя у вас субъективного отчёта. Третий психолог полагает, что ваше объяснение поступка может быть неадекватно его действительным причинам. Поскольку осознанное желание совершить то ил иное действие лишь искажённо представляет подлинные мотивы, которые относятся к области бессознательного, то исследователь попытается реконструировать их, давая поступку ещё одно объяснение.

Напишите своё собственное представление об этом поступке и «отчёт» о нём трёх психологов - представителей разных направлений. Что это за направления, по каким признакам вы определили это?

 

Упражнения

1.Подберите конкретные примеры использования различных идей бихевиоризма (необихевиоризма) в практической жизни: рекламе, бизнесе, политике, обучение и т.п. Проанализируйте эффективность внедрения.

2. Попробуйте интерпретировать собственные сновидения, оговорки, ошибки, забывания с точки зрения психоанализа З.Фрейда и его последователей. Приведите примеры использования психологической защиты.

3. Предложите способ поведения участника воображаемого межличностного конфликта, используя основные идеи гуманистической психологии. Постарайтесь спрогнозировать ход и результат этого конфликта (или опишите реальную ситуацию).

 

Практикум

Возьмите белый лист бумаги стандартного формата, простой карандаш и ластик. Придумайте и нарисуйте на этом листе несуществующее животное. Придумайте для него несуществующее название.

 

Литература

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса//Собр. соч.: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983. – С. 291-436.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века: Тексты/ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1986.

История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты/ Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999.

Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1998.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию- М., 1994.

Рундестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 1998.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1991.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1989.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. _ СПб., 1997.

Шульц Д., Шульц Э.Л. История современной психологии. – СПб., 1998.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. – СПб., 1994.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Становление психологии в России на рубеже XIX-XX вв.: естественно-научная (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В. М. Бехтерев), эмпирическая (Г.М. Челпанов), философская линия (А.Н. Введенский, Г.Г. Шпет). Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выгосткого. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Проблема обучения и развития. Деятельностный подход в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Соотношение деятельности, действия, операции и потребности, мотива, задачи. «Внешняя» и «внутренняя» деятельность. Интериоризация. Принцип единства сознания и деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Классификация видов деятельности.

2. Психологические особенности игровой деятельности. Игра в развитии детей и взрослых.

3. Специфика учебной деятельности. Умения и навыки.

4. Психологические компоненты трудовой деятельности.

 

Темы рефератов и сообщений.

1. Жизненный путь и творчество выдающихся отечественных психологов и физиологов (по выбору: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М.Бехтерев, Г.М. Челпанов, Г. Шпет, Л.С Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев, Б.М. Теплов, В.Д,Небылицын, П.Я. Гальперин и др.)

2.Два варианта деятельностного подхода: С.Л. Рубенштейн, А.Н.Леонтьев.

3. Отечественная дифференциальная психофизиология (Б.Н. Теплов, В.Д. Небылицын).

4. Теория установки Д.М. Узнадзе.

 

Задачи

1. В одном из давних исследований приводятся факты, которые сохраняют актуальность и в наше время. Школьники, занимающиеся в авиакружке, не проявляли интересы к теоретическим сведениям, необходимым для сознательного конструирования. Охотно и умело выполняя кропотливую работу по собиранию моделей и т.п., начинающие авиамоделисты очень мало интересовались теорией полёта. Но вот перед ними была поставлена конкретная задача: построить модель самолёта и как можно скорее «налетать» определённое расстояние по прямой. Это потребовало от кружковцев поставить перед собой сугубо теоретические вопросы: почему самолёт держится в воздухе? Почему модель может забрать круто вверх, а потом стремительно упасть и т.п.? (по А.Н. Леонтьеву). [3]

Чем вызвано изменение отношение к теории? Объясните с психологической точки зрения отличия строения деятельности во втором случае от первого. Подумайте, как можно использовать данную закономерность при обучении студентов вашей специальности (на примере конкретной дисциплины).

2. Как известно, при обучении письму школьник вначале пишет каждую букву медленно, сосредоточенно и по отдельным элементам. Через некоторое время ту же букву он пишет быстро и целиком, не отрывая ручки от бумаги. При этом он даже может думать о других предметах. Объясните увеличение скорости письма, появление лёгкости в написании букв и тесной связи между её элементами. [3]

Упражнения

1. Подберите примеры из художественной литературы, кино или реальной жизни, демонстрирующие соотношение понятий «деятельность», «действие», «операция» и «потребность», «мотив», «цель», «задача».

2. Опишите и проанализируйте психологическую структуру своей учебной деятельности.

Практикум

Небольшой грузик (гвоздик, гайку и т.п.) привяжите к толстой нити (длиной 20-30 см.). Возьмите конец нити в руку. Закройте глаза. Представьте, что грузик раскачивается в определённой плоскости (например, справа налево). Через минуту откройте глаза и посмотрите, что происходит с вашим «маятником». Затем раскачайте грузик в определённой плоскости. Закройте глаза и представьте, что он вращается по часовой стрелке. Думайте об этом в течение минуты, а потом посмотрите, что произошло с грузиком.

Опишите наблюдаемые явления («идеомоторные акты» по И.М. Сеченову). Объясните их с точки зрения теории деятельности. Подумайте, каким образом подобные явления используются для «чтения мысли» некоторыми эстрадными гипнотизёрами и иллюзионистами.

 

Литература

Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собр. соч.:В 6 т. – Т.3. – М., 1983. – С. 5-328.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. – М., 1990.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

Петровский А.В, Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.

Психологическая наука в России в XX столетии: история и теория / Под. ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997.

Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. – М., 1999.

Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 

ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ

 

Понятие личности в психологии. Личность, индивид, индивидуальность. Взаимодействие индивидуальных свойств, социальной среды через активность (деятельность) в процессе формирования личности. Структура личности в различных психологических теориях. Направленность личности. Личность как иерархия мотивов (А.Н.Леонтьев). Психоаналитические концепции личности. Понятие «Я-концепция» (К. Роджерс). Самооценка и уровень притязаний личности. Проблема личностного выбора. Свобода и ответственность личности.

Вопросы для обсуждения

1. Норма и патология в развитии личности.

2. Уровни развития личности. Личностный рост.

3. Учёт самооценки и уровня притязаний учащегося в учебной деятельности.

4. Экспериментальные исследования самооценки и уровня притязаний студентов.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Анализ и сравнение подходов к изучению личности в различных науках (философия, социология, этика, психология и др.).

2. Культурно-исторический подход к исследованию личности.

3. Психоаналитические концепции личности.

4. Трансактный анализ Э. Берна о личности.

5. Проблема личностного роста в различных психологических теориях.

Задачи

1. Из перечисленных ниже характеристик, выберите те, которые характеризуют человека как личность и как индивида:

а) старательность; б) низкая адаптация к темноте; в) общительность; г) хорошая координация движений; д) аккуратность; е) высокая сенсорная чувствительность. [6]

Обоснуйте свой ответ.

2. Опишите типичное поведение на семинарском занятии студентов с завышенной и заниженной самооценкой. По каким внешним проявлениям можно судить об уровне притязаний студентов в учебной деятельности?

Упражнения

1. Подберите примеры из жизни, кино, литературы, иллюстрирующие несовпадение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность». Можно ли найти примеры человеческого индивида без личности или личность без индивида?

2. Попробуйте схематически изобразить структуру личности, предлагаемую в разных психологических теориях. Сравните и проанализируйте схемы.

Практикум

Ознакомьтесь со списком разнообразных качеств, которыми может быть охарактеризован человек: аккуратность, беспечность, вспыльчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливости, завистливость, искренность, капризность, медлительность, мстительность, настойчивость, нежность, обаяние, обидчивость, принципиальность, решительность, сдержанность, уступчивость.

   Начертите таблицу, состоящую из четырех граф. В первую графу «Признаки» запишите (в столбик) вышеперечисленные 20 качеств. Во второй графе «N 1» напротив каждого качества проставьте его ранг по степени выраженности у вас данного качества («1» - качество, наиболее выраженное у вас, «20» – наименее выраженное). В третьей графе «N 2» проранжируйте эти качества в порядке их предпочтения вами («1»-качество, которое вы бы хотели иметь максимально выраженным у себя; «20» - наименее желаемое качество). В графах «N 1» и «N 2» обязательно используйте все ранги от 1 до 20. В четвёртую графу «d2» запишите квадрат разности рангов по каждому из качеств (N1-N2)2.

В заключении подсчитайте коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для этого сумму квадратов рангов (из четвертой графы) разделите на 7980. Полученное число отнимите от единицы.. Разность должна быть не больше 1 и не меньше -1. [8]

Содержательную интерпретацию результата вы сделаете на занятии под руководством преподавателя.

Литература

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания// Избр. Психол.труды: В 2-х тт.- М., 1980.

Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 1990.

Берн Э. Игры в которые играют люди. – М., 1989.

Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1982.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988

Кон И.С. В поисках себя.- М., 1986.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов -на –Дону, 1996.

Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М., 1987.

Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка личности. – М., 1989.

Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

Фрейд З.  Я и Оно. – Тбилиси, 1992.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М.,

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

Юнг К. Психологические типы. – М., 1997.

 

Вопросы для обсуждения

1. Способности и успешность выполнения деятельности.

   2. Общие способности и успешность деятельности.

3. Развитие и формирование профессиональных способностей.

4. Педагогические способности.

 

 

Задачи

 1. Проанализируйте психологические факторы, способствующие и препятствующие успешному обучению студентов:

Александр Н., 18 лет, студент I курса технического вуза, имеет ярко выраженные математические и конструкторские способности, неоднократно был победителем городских олимпиад по математике и физике. В вуз поступил легко, но свою будущую профессию представляет себе плохо, учится, не прилагая особых усилий, опираясь на имеющиеся знания по основным предметам.

Валерий С., 19 лет, одногруппник Александра. С детства мечтал стать конструктором ракетной техники, хотя родители хотели, чтобы он был музыкантом. Окончил музыкальную школу по настоянию родителей. Продолжал интересоваться космическими полётами, техникой, авиацией. Несмотря на сопротивление родителей, поступил в данный вуз (со второго раза).

2. В одном из исследований для изучения педагогических способностей провели такой эксперимент. Ученикам предложили в отсутствии учителя ответить на ряд вопросов по учебным предметам. Затем в беседе с учителями выяснили, какие ответы по их мнению дали учащиеся. Педагоги, успешно работающие в школе, дали более 80% правильных заключений, а слабо работающие – около 40%. Какое качество педагогических способностей наиболее полно проявилось в этом примере? Какое значение оно имеет для успешной деятельности учителя? [4]

 

Упражнения

1. Дайте несколько практических рекомендаций родителям маленького ребёнка, которые хотят как можно раньше выявить его задатки и развивать его способности. Обоснуйте свои рекомендации с психологической точки зрения.

2. Подберите примеры из жизни выдающихся людей (учёных, писателей, актёров, музыкантов, политиков и т.п.), которые демонстрируют особенности проявления, развития, компенсации, взаимосвязи способностей.

 

Практикум

Все перечисленные ниже задания выполняются на время, поэтому либо самостоятельно засекайте время, прежде, чем приступить к решению, либо попросите это сделать кого-то из близких. [8]

1. Запишите все способы возможного употребления следующих предметов (на каждый даётся 2 минуты): пустые стеклянные бутылки, длинные железные гвозди, древесные опилки.

2. Найдите как можно больше способов разделения предлагаемых списков слов (понятий, предметов) на группы по любым признакам. Делить можно на две группы и более (время на каждый список – 10 минут):

а) велосипед, машина, поезд, самолёт, трамвай, автобус, мотоцикл, вертолёт, корабль, троллейбус, карета, лодка;

б) река, озеро, родник, залив, канал, море, ручей, водопад, океан, пруд, лужа, бассейн.

2. Нарисуйте на нелинованной бумаге круг диаметром 2 см. Затем, в течение двух минут, прибавьте к нему сколько угодно штрихов (отрезков прямой), чтобы получился законченный рисунок предмета.

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. – М., 1982.

Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., 1993.

Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973.

Вопросы психологии способностей/ Под ред. В.А. Крутецкого. – М., 1988

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

Изюмова С.А. Природа мнемических способностей. – М., 1996.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на Дону, 1996.

Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.- М., 1984.

Одарённые дети/ Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./ Под ред. И.В. Равич–Щербо. – М., 1988.

Теплов Б.Н. Способности и одарённость.// Избр.труды: В 2 т. ––М., 1985 - Т.1. С. 15-41.

Способности и склонности. Комплексные исследования/ Под ред. Э.А. Голубевой. – М., 1989

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М. 1989.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. –М., 1994.

 

 

ТЕМА 6. ТЕМПЕРАМЕНТ

Понятие о темпераменте. Теории темперамента (гуморальные, конституциональные, факторные, нейро-физиологические, психологические). Активность и эмоциональность как основные подструктуры темперамента. Физиологическая основа темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Маскировка темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Проблема диагностики темперамента. Учёт особенностей темперамента в различных видах деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Темперамент и основные свойства нервной системы человека (по И.П.Павлову, Б.М.Теплову, В.Д.Небылицыну, Э.А.Голубевой).

2. Темперамент и индивидуальность.

3. Сравнительная характеристика основных типов темперамента, достоинства и недостатки каждого из них.

4. Учёт особенностей темперамента в обучении и воспитании.

5. Методы диагностики темперамента.

Задачи

1. Определите тип темперамента школьника по психолого–педагогической характеристике:

Вася Ф., ученик четвёртого класса. Весёлый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на классном собрании Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После собрания они поссорились. Вася даже расплакался: «Я тебе хорошего пожелал, а ты драться». До конца уроков он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Поручения Вася часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику ему нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через два дня у него возникли «уважительные» причины: стихотворение неинтересное, у него нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления.

Что можно посоветовать родителям и учителям в воспитании этого школьника?

2. Определите тип темперамента учительницы. В чём своеобразие её индивидуального стиля деятельности? Какие особенности темперамента повлияли на формирование данного стиля?

Учительница Ф.Ю. на внешние впечатление реагирует медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица практически одинаковое, независимо от того. даёт ли она задание или делает замечание, слушает ли весёлую историю или серьёзный вопрос. Смеётся редко, чаще на лице скупая улыбка. Редко сама вступает в беседу с коллегами; её спрашивают – она отвечает. Жестикуляция практически отсутствует. Речь размеренна, нетороплива. Движения медленные, типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, что скука на уроках русского языка в 6-7 классах у такой учительницы совершенно неизбежна. Но оказывается, например, что для грамматического анализа Ф.Ю. специально (заранее, дома) и тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок на закрепление, например, темы «Правописание частиц» с использованием фрагментов из басен С. Михалкова проходит при весёлой активности учеников. Все оживлены, кроме учительницы, которая сама создала это оживление. [4]

Приведите подобные примеры влияния темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности в учебной и профессиональной деятельности.

Упражнения

1. Найдите описания людей с ярко выраженными свойствами и типами темперамента в художественной литературе, кино и т.п.

2. Попробуйте нарисовать шаржи, карикатуры, схематические изображения обладателей различных типов темперамента, которые будут отражать их достоинства и недостатки.

 

Практикум

1. Понаблюдайте за поведением 2-3 студентов на лекциях, семинарах и внеучебное время с целью определения свойственного им темперамента. Обратите внимание на следующие показатели: 1) продолжительность работы без перерывов и отвлечений; 2) влияние помех (каких) на концентрацию внимания при выполнении задания; 3) способы преодоление утомления; 4) проявление эмоций и чувств (особенно реакция на успех и неудачу); 5) реакция на трудности; 6) отношение к репликам и замечаниям преподавателя и других студентов; 7) скорость включения в деятельность; 8) особенности переключения с одной деятельности на другую; 9) быстрота смены эмоций. [1]

Проведите наблюдения в течении 2-3 недель. Зафиксируйте наиболее типичные реакции по каждому показателю в учебной и не учебной деятельности. Сделайте вывод о доминирующем темпераменте каждого студента и его индивидуальном стиле деятельности.

2. Для исследования некоторых свойств нервной системы используйте теппинг–тест Е.П. Ильина. Вам понадобится помощь товарища, который будет либо экспериментатором либо испытуемым.

Стандартный лист белой бумаги разделите на 6 равных прямоугольников (по 3 в ряд). Пронумеруйте прямоугольники по часовой стрелке.

Инструкция испытуемому: «По команде экспериментатора начинайте проставлять точки (с максимальной скоростью) в первом квадрате. По команде экспериментатора «Переход», не прерывая работу, перейдите во второй квадрат и продолжайте ставить точки как можно быстрее (по следующим командам переходите в 3, 4, 5, 6 квадраты по часовой стрелке). Всё время работайте в максимальном для себя темпе. Перед началом работы возьмите карандаш и поставьте его перед первым квадратом. Приготовьтесь. Начали».

Экспериментатор подаёт команду «Начали», а затем по истечении 5 секунд даёт команду: «Переход». По истечении 5 секунд с начала работы в шестом квадрате (через 30 секунд после начала опыта) он даёт команду: «Стоп».

По завершении опыта подсчитайте количество точек в каждом квадрате. Постройте график работоспособности: на оси абсцисс (X) отложить номер квадрата, а на оси ординат (Y) – количество точек в каждом квадрате. (Интерпретация графика будет дана на практическом занятии).

Литература

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. - М., 1992.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. – М., 1990.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./ Под ред. И.В.Равич–Щербо. – М., 1988.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., 1979.

Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. – М., 1992.

Психология индивидуальных различий: Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1982

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

ТЕМА 7. ХАРАКТЕР

 

Понятие о характере. Соотношение темперамента и характера. Характер и образ жизни человека: проблема национального, социального, профессионального характера. Характер и направленность личности. Структура характера и симптомокомплексы свойств. Типологии


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.