Тема 1. Особенности становления государственности в России. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1. Особенности становления государственности в России.

2021-04-18 83
Тема 1. Особенности становления государственности в России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План.

 

1. Основные этапы и теории образования Древнерусского государства.

2. Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси в X –XI вв.

3. Причины и последствия политической раздробленности русских земель.

4. Оценка значения и последствий раздробленности в исторической науке.

Доклады:  

 

1. Александр Невский. Борьба Руси с западной экспансией.

2.  Возвышение Москвы при Иване Калите.

3. Дмитрий Донской и его политика. Куликовская битва и её историческое значение. 

4. Иван III - первый государь всея Руси: внутренняя политика.

5. Внешняя политика Ивана III и Василия III.

 

Список литературы

 

1 Великие государственные деятели России / под ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999. 350 с.

2 Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь. М.: Тверь, 1997.

3 Ермоленко Т.Ф., Шевелев В.И. История Отечества: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

5 История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / под ред. А.Н. Сахарова. М.: Прогресс, 2007. 784 с.

6 Кулючин А.И. Энциклопедия русских царей. М.: ЭКСМО Пресс, 2001. 448 с.

7 Кучкин В.А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. 1995. №2. С. 68-83.

8 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2006. 784 с.

9 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история: учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

10 Пресняков Е.А. Московское царство // Российские самодержцы. М.: Книга, 1990.

11 Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития Российской государственности. М.: МПСИ, 2009.

12 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.

 

Методические рекомендации

Данное занятие следует начать с совместного обсуждения проблем этногенеза, в частности славянского этноса и образования Древнерусского государства, при этом нужно обратить внимание на предпосылки этого процесса, норманскую и антинорманскую теории, специфику становления государства разных цивилизаций и др.

 С помощью докладов более подробно освещаются важные исторические сюжеты отечественной истории – Киевской Руси и раздробленности. Необходимо обратить внимание на особенности социальной структуры населения Киевской Руси, значение принятия христианства, закономерный характер этапа раздробленности, его «плюсы» и «минусы».

В третьем вопросе семинара изучаются основные причины раздробленности древнерусского государства, рассматриваются основные территории, на которые было оно раздробилось, изучаются положительные и отрицательные последствия раздробленности, а также последствия монгольского нашествия.

В четвертом вопросе даются различные оценки в исторической науке последствий раздробленности.

 

 

Тема 2. Россия в XVI-XVII I веках.

План

1 Россия при Иване Грозном.

2 Смутное время: причины, основные события, последствия.

3 Особенности модернизации России при Петре I.

4 Оценка петровских реформ в отечественной историографии.

5  «Просвещённый абсолютизм» в России.

 

 

Доклады:

1 Алексей Михайлович как личность и государственный деятель.

2 Церковная реформа патриарха Никона. Раскол.

3 Пётр Великий: исторический портрет.

4 «Золотой век» дворянства: внутренняя политика Екатерины II.

 

Список литературы

1 Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. 241 с.

2 Девис Н. История Европы. М.: АСТ, 2006.

3 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

4 Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. 174 с.

5 Литовченко А.А. Россия в мировой политике: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Герда», 2006.

6 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история: учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

7 Пресняков Е.А. Московское царство // Российские самодержцы. М.: Книга, 1990.

8 Родригес А.М. История ХХ века: Россия – Запад – Восток: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008.

9 Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI – XVII вв. М., 1988. 321 с.

10 Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития Российской государственности. М.: МПСИ, 2009.

11 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.

12 Алексей Михайлович (1629 – 1676) // История государства Российского: Жизнеописания. М., 1996. С.177-199.

13 Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. №1. С.51-86.

14 Буганов В.И. Россия в XVII в. М.: Молодая гвардия, 1989. 318 с.

15 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

16 Кулючин А.И. Энциклопедия русских царей. М.: ЭКСМО Пресс, 2001. 448 с.

17 Лжедмитрий I // История государства Российского: Жизнеописания. М., 1996. С.49-70.

18 Лисейцев Д.В., Рогожин Н.Н. Россия после Смуты – время выбора // Отечественная история. 2008. №5.

19 Литовченко А.А. Россия в мировой политике: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Герда», 2006.

20 Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX –XVII в. СПб.: Искусство, 2000. 463 с.

21 Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI – XVII вв. М., 1988. 321 с.

22. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. М.,1994. 350 с.

23 Борзаковский П.К. Императрица Екатерина II Великая. М., 1991. 519 с.

24 Брикнер А. История Екатерины II. М.: Современник, 1991. 471 с.

25 Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: Наука, 1990. 187 с.

26 Георгиева Т.С. История русской культуры. М.: ЮРАЙТ, 1998. 573 с.

27 История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век. М., 1996.

28 Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990. 159 с.

29 Петр Великий / под ред. Е.В. Анисимова. М.: ОГИ, 2007. 344 с.

30 Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVII – начало XIX столетия. М.: Мысль, 1986. 368 с.

 

 

Методические рекомендации

Для полноценного изучения данной темы следует уяснить смысл базовых понятий, таких как «новое время», «позднее средневековье», «возрождение», «абсолютизм», «деспотия», «тиран», «опричнина» и др. Желательно начать занятие именно с докладов, чтобы прежде составить общее представление о тенденциях развития европейских стран. Это позволит «увидеть» Россию времён Ивана Грозного в контексте общемировых процессов, понять общее и особенное отечественной истории. При изучении опричнины рекомендуется обратить внимание на эволюцию оценок этого события в отечественной историографии и обязательно подчеркнуть современные оценки, чтобы у студентов сложилось правильное представление о последствиях этого события. Желательно, чтобы студенты подготовили подборку высказываний отечественных историков об Иване Грозном.

Во втором вопросе изучаются основные события Смутного времени, причины его возникновения и последствия. Студенты должны понять, что XVII век был переходным от средневековья к Новому времени, поэтому старое соседствовало с новым, происходили важные качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. Следует обсудить эти новые тенденции, особенно подчеркнув новое в социально-экономическом развитии страны.

Для достижения более качественного результата в изучении реформ Петра Первого рекомендуется чётко их систематизировать, распределить по сферам реформирования. Желательно охватить все наиболее важные реформы, включая изменения в области культуры и быта. Следует также уделить внимание личности императора, его сподвижникам. Семинарское занятие рекомендуется завершить обсуждением оценок Петра в отечественной историографии.

При характеристике времени Екатерины Великой студенты должны понять, что такое «просвещённый абсолютизм» и почему это время называют «золотым веком дворянства». При обсуждении внешней политики следует понять основные актуальные задачи, стоящие перед Россией, связать их с предшествующими периодами. Рекомендуется уделить время знакомству с культурой второй половины XVIII века. В конце занятия студенты должны сами подвести итоги развития страны в послепетровское время, выделив положительные и отрицательные тенденции; выявить влияние идей Просвещения и других мировых событий на развитие страны, определить место России в общеевропейском историческом процессе.

 

 

Тема 3. Россия в XIX веке.

План

1 Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

2 Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX в.

3 Декабристы: идеи, действия, оценки.

4 Российское самодержавие и Священный союз.

6 Отмена крепостного права: подготовка, основные положения, значение.

 

Доклады:

1 Отечественная война 1812 года.

2 Великие буржуазно-либеральные реформы Александра II.

3 «Контрреформы» Александра III. Особенности отечественного капитализма.

 

Список литературы

 

1 Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 2000.

2 Валоттон А. Александр I. М.: Прогресс, 1991. 398 с.

3 Давыдов М.А. Оппозиция Его Величества: дворянство и реформы в начале XIX в. М.: Ассоциация «История», 1994. 197 с.

4 Девис Н. История Европы. М.: АСТ, 2006.

5 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

6 Литовченко А.А. Россия в мировой политике: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Герда», 2006.

7 Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. М.: Политиздат, 1989. 238 с.

8 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история: учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

9 Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского. М.: Молодая гвардия, 1991. 334 с.

10 Троицкий Н.А. Россия в XIX в. Курс лекций. М.: Высшая школа, 1997.

11 Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1993. 226 с.

 

Методические рекомендации

 

При изучении первой половины XIX века особое внимание следует уделить социально-экономическому развитию, характеристике эволюции форм собственности на землю, структуры феодального землевладения, крепостного права в России, мануфактурно-промышленному производству и другим проблемам. Полезным будет сравнение развития России при двух императорах – Александре I и Николае I. Студентам рекомендуется при изучении основных внутриполитических реформ выделять положительные и отрицательные моменты, чтобы сформировать более объективный образ российских императоров и их политики.

 При изучении данной темы большее внимание следует уделить внешней политике, а именно изучению Отечественной войны 1812 года.

Среди всех реформ Александра II рекомендуется более подробно изучить отмену крепостного права, начиная с её разработки, личным вкладом самого императора, условиями выкупа крестьян и т.д. Следует подчеркнуть противоречивый характер реформы и неоднозначные оценки её последствий для судеб русского общества.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.