Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-04-18 | 87 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
у отечественных авторов XVIII-XX веков.
Современные терминологические споры.
Применение различными авторами терминов «христианская» и «православная» психология и их отношение к возможности подобной науки.
Личность христианского психолога и его место в Церкви.
Святоотеческое учение о человеке – основа христианской психологии.
Соотношение христианской антропологии с понятиями и методами современной психологии.
Вера как религиозный и психологический феномен.
Различные психологические учения о мотивах поведения.
Различия в построении психологической науке на примере сравнения буддистской и христианской антропологии.
Лекция № 2. Антропологические основы христианской психологии.
Понятия индивид, конституция, темперамент, характер, личность.
Представление о личности в различных психологических школах и учениях.
Различия в понимании личности в психологии и христианской антропологии.
Православное понимание сущности, личности и индивида.
Базовые понятия христианской антропологии.
Человек как образ и подобие Божие.
«Кожаные ризы».
Специфические свойства человека.
Личность и бытие.
Православная триадология как основа учения о человеке.
Трехсоставность человека (тело-душа-дух).
Духовное и душевное: найди различия.
Значение ума для христианского понимания человека.
Значение воли в учении о человеке.
Роль чувственной сферы в духовной жизни человека.
Преображение души.
От душевному – к духовному.
Лекция № 3. Философия и психология времени.
Сущность времени.
Различные представления о времени.
Индивидуальное восприятие времени.
Время, в котором живёт Церковь.
|
Принцип «здесь и теперь»: путь к реальности.
Время и Вечность.
Лекция № 4. Реальность и виртуальность.
Проблема реальности.
Истина: богословское, философское и психологическое понимание.
Реальность и виртуальность.
Виртуальность: история термина.
Виртуальность и компьютер.
Виртуальность и воображение.
Виртуальность. Символ. Миф.
Реальность и художественная культура.
Виртуальная личность.
Диалектика внешнего и внутреннего.
Покаяние как путь к реальности. Феноменология покаяния.
Лекция № 5. Философия и психология смерти.
Отношение к смерти в разные исторические эпохи.
Христианское отношение к смерти.
Отношение к смерти в современной культуре.
Происхождение смерти.
Память о смерти.
Предсмертная болезнь: на краю вечности.
Эвтаназия и отношение к ней.
Послесловие.
Предисловие.
«Не то сие значит, чтобы противно было Господу знать и другое что, кроме Христианского учения, а то, что Христианское учение должно стоять во главе и руководить всем. Усвой себе сие учение и с ним иди в область всех других познаний, отвергая все несогласное с ним».
Свт. Феофан Затворник.
В одном из писем о. Павел Флоренский в 1912 г обращается к своим друзьям: «Нам надо создавать православную науку, ее почти нет, если не считать утерянных нитей отеческой мысли».[1] Несколькими годами позже С.Л. Франк с горечью говорил: «…Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной области».[2]
Многое было сделано с тех пор, однако фундамент того, мы называем христианской психологией, только строится, и долг творческого созидания христианской науки по-прежнему стоит перед нами.[3]
Построение любой науки начинается с изложения наиболее общих принципов, на которых базируется все остальное. Для христианской психологии подобной основой учение о человеке. Трудно не согласиться с В.И. Слободчиковым, что «психология должна иметь (или — строить) собственное представление о сущности человека, дабы мочь что-то сказать о его свойствах, в том числе — и о психических».[4]
|
Что касается Православия, нетрудно заметить, что Отцы Церкви говорят о человеке с интонацией глубокого изумления. Как благоговеет человек перед Богом, он благоговеет и трепещет и перед величием того, что Богом создано. И человек как наивысшее из творений Божиих представляет одну из самых значительных загадок для самого себя.[5]
На сегодняшний день практически все ведущие психологи признают, что человека надо рассматривать в целостности, «во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений, как духовной личности».[6]
Но тогда встает новый вопрос: что понимать под духовностью? В чём же разница между психологией христианской и ещё какой-то другой? Эта разница существует, но невооруженным взглядом её заметить сложно. До сих пор идут споры о том, существует ли христианская (или православная) психология. Это понятие порой сравнивают с нонсенсом вроде исламской физики и католической химии.
Действительно, профессиональная психология – это наука со своими законами, критериями, условиями постановки эксперимента и т.д. Однако психология относится к разряду наук о человеке, более того, без решения некоторых онтологических[7] вопросов вообще невозможно говорить о её развитии. Ведь никто не смеётся над терминами «буддистская философия», «индуистская антропология».
Хорошо сказал об этом священник Виктор Гусев: «Может быть, абсурдно говорить о христианской математике, физике и т.п., но о христианской психологии говорить и можно, и должно, потому что психология, по крайней мере в высших своих аспектах, есть то, в чем проявляется личность и взаимодействие личностей. И в этом смысле вероисповедание человека, то, что лежит в основе его мировоззрения, мировосприятия, конечно, является существенным. Мировоззрение православного верующего будет отличаться от мировоззрения буддиста, соответственно, и подход к человеку будет у них разный, понимание человека будет разное».[8]
И всё же, выбирая между терминами «православная» и «христианская» психология, мы склоняемся в сторону последнего, поскольку это понятие прежде всего напоминает о необходимости следования Христу. К тому же в последнее время слишком часто эксплуатируют слово «православный», забывая о том, что без слова «христианин» оно теряет свой смысл. Отправной же точкой для построения христианской психологии мы считаем учение Святых отцов Православной Церкви.
|
Используя мысль сербского епископа Иринея, одна из наших задач – «пройти между Сциллой психологии без Бога и души, соответствующей психотерапии без истинного исцеления, без спасения души как предпосылки спасения человека, и Харибдой богословия, не желающего отвечать на болезненные вопросы, переживаемые человеком из плоти и крови, и поэтому душевным и духовным даже в глубочайшем падении своей боголикой человечности».[9]
Теперь немного об истории возникновения данной книги.
Началось всё с цикла передач на Тамбовском областном радио на тему «Психология, медицина и Православие». Всего вышло около пятнадцати радиопередач, на их основе в 2001 году в издательстве «Паломник» вышла книга «О небесном и земном. Актуальные вопросы философии, психологии, медицины в свете Православия». Это, как сказал поэт, был «первый рейс туманными морями».[10]
Далее мы продолжили исследования в этой области. Нам встретился человек, которые в течение пяти лет служил на положении «балды»[11] у одного священника, объявившего себя старцем (то есть опытным духовным руководителем). Лжестарец (как и многие его собратья) был в конце концов разоблачен. В тот же период Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2000 года жестко осудил младостарчество.[12] И вот, этот несчастный без семьи, без денег начал свой путь заново. Он попросил нас описать всё, что творилось в окружении младостарца. Однако, проанализировав ситуацию, мы поняли, что разбору подлежит не лужа, а человек, в ней лежащий. Так родилась книга «Очерки современной церковной психологии»[13], вышедшая в 2003 году в издательстве «Свет Православия.
В 2004 году вышла книга «Любовь исцеляющая. Очерки психологии болезни и выздоровления»,[14] которая продолжает и развивает тему взаимоотношений врача и пациента, отношения человека к болезни и смерти.
Книга, которую Вы держитесь в руках, скорее не «по психологии», а «про психологию». Родилась она как сборник лекций, поскольку авторы имеют опыт общения на данную тему в разных аудиториях: семинарской, учительской, студенческой. Здесь сочетаются научные факты и православный подход ко всем рассмотренным вопросам. Цитируются источники не только по психологии, но по богословию и философии, поскольку все науки о человеке тесно взаимосвязаны.
|
Авторы нисколько не претендуют на полноту и всеохватность. Написать книгу нас побудила недостаточная разработанность данной темы. Нравственные подходы в психологии только начинают развиваться, и многие значимые работы цитируются в данной книге, хотя следует признать, что данная тема развивается весьма бурно. Поэтому просим прощения у тех авторов, которых мы не упомянули – это вопрос дальнейшей перспективы. Круг рассматриваемых вопросов широк, и мы старались излагать материал в компактном виде.
Книга адресована не только специалистам-психологам, но и широкому кругу читателей. Поэтому мы стремились не перегружать текст сугубо специальными понятиями, специфические термины, которых невозможно избежать, поясняются, поскольку они являются необходимым средством для изложения научной проблематики.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!