Лекция № 1. Культурная антропология как наука. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Лекция № 1. Культурная антропология как наука.

2021-04-18 112
Лекция № 1. Культурная антропология как наука. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ № 1. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Антропология (antropos, logos) – универсальная наука о человеке.

Основная глобальная цель культурной антропологии – всесторонне изучить процессы формирования и развития человеческой культуры, общие проблемы культурного развития человечества.

В узком смысле под культурной антропологией понимают научные исследования в рамках культурного развития человечества и для этого привлекаются данные других дисциплин.

Во второй половине XIX века появляется наука, которая объединяет несколько дисциплин и получает название культурная антропология. Одновременно термин культурная антропология используется для обозначения разнообразных исследований, которые посвящены функционированию человека в специфической для него деятельности.

На раннем этапе развития культурной антропологии шла борьба с теологической антропологией и создание светских наук о культуре и человеке.

Особенности культурной антропологии на данном этапе:

· Индивид противопоставляется обществу;

· Интегративность новой дисциплины;

· Идея целостности изучения культур;

· Культурная антропология приобретает строгие формы и трактуется как область знаний о народах, которые отличаются от людей западного мира.

Объект изучения культурной антропологии в XIX веке – «примитивные» народы.

Сам термин антропология показывает связь с немецкой классической философией (Кант, Гегель), которая легла в основу новой дисциплины.

Физическая антропология – учение о расах и биоизменчивости.

Культурная антропология – исследование культур.

Человек интересует культурных антропологов с точки зрения его деятельности в состав социальных и этнических сообществ, пытаются раскрыть типичные модели поведения в обществе, таким образом, человек т среда неотделимы друг от друга.

История культурной антропологии:

· Исходная единица культурной антропологии – «племя»;

· Вместо термина «примитивные народы» используется термин «традиционное общество»;

· В отечественной науке понятие культурной антропологии не существовало, ближайшей к ней дисциплине являлась этнография.

Культурная антропология (Ф. Боас) – составная часть единого антропологического знания.

Субдисциплины культурной антропологии:

· Физическая антропология;

· Археология;

· Лингвистическая антропология;

· Культурная антропология.

Приоритетные исследовательские интересы – культурные составляющие общественной жизни, субкультуры.

Социальная антропология (Б. Малиновский, А. Р. Радклиф-Браун) – отрасль социологического знания, одно из направлений изучения жизни общества (организация семьи, система родства, передача традиций).

Основные предметообразующие и исследовательские принципы:

· Принципы «инаковости»;

· Принципы «целостности»;

· Принципы «включенного наблюдения».

Принципы «инаковости»:

· «Экзотические», так называемые «примитивные» методы;

· Субсистемы.

Принципы «целостности»:

· Повседневная жизнь во всем многообразии ее проявлений;

· Совокупность всех аспектов человеческой деятельности.

Ф. Бродель: «Из маленьких происшествий, из путевых заметок вырисовывается общество».

Принципы «включенного наблюдения»:

· Полевые работы;

· Изучение поведения людей в естественных условиях.

Бронислав Малиновский – самостоятельные исследования жизни и культуры обитателей Тробританских островов («Аргонавты Тихого Океана», 1922 г.).

ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И ДИФФУЗИОНИЗМ.

Эволюционистский этап начался в середине XIX века, во время распространений представлений о развитой цивилизации. Исходное положение эволюционизма заключается в том, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ.

Основная цель – выявить механизмы и факты эволюции.

Эдвард Тайлор:

· Метод пережитков;

· Анимизм.

«Первобытная культура» - первобытная культура построена на идее прогрессивного развития человечества.

Особое внимание уделялось духовной стороне жизни человека, религия появляется в результате осмысления человеком основных феноменов своей жизни (сон, чувство голода, смерть), возникает понятие о душе.

Преанимизм – первичность, ритуальная сторона религии.

Джеймс Джордж Фрезер.

Эволюционные стадии умственного развития человечества:

· Магия;

· Религия;

· Наука.

Сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого Завета.

Магия – человек верит в свои способности, в свою колдовскую силу.

Религия – человек разуверяется в своих силах, сверхъестественные способности приписываются богам.

Наука – богов заменяет наука и законы.

Герберт Спенсер:

· «Основы социологии»;

· Аналогия общества и организма.

Пути сообщения общества – сосудистая система; деньги – кровеносные тельца.

3 системы общества:

· Поддерживающая система (обеспечивает производство);

· Распределительная система;

· Регулятивная система (подчинение всех элементов одному целому – культуре).

Факторы развития культуры:

· Внешние;

· Внутренние:

o Физическая природа человека;

o Однообразие физических качеств в зависимости от рас.

Льюис Морган:

· «Великий орден ирокезов»;

· Периодизация первобытной культуры: дикость, варварство, цивилизация.

В основу периодизации положены технологические скачки (изобретение гончарства, выплавка железа). Периодизация позволила связать воедино всю совокупность археологических и исторических данных.

Цели эволюционизма:

· Единство человеческого рода;

· Непрерывный социальный прогресс, который понимается как переход от простого к сложному;

· Развитие каждого элемента культуры оказывается изначально предопределенным;

· Одинаковые стадии развития народа характеризуются одинаковыми результатами человеческой деятельности;

· Общественное развитие определяется законами эволюции, которая характерна для живой природы, источник эволюции – межвидовая борьба за существование.

В начале XX века возникает диффузионизм.

Диффузионизм – распространение культурных явлений посредством контактов между народами.

Виды контактов:

· Торговля;

· Переселение;

· Завоевание.

Идея географической определенности возникновения предметов культуры. Исследование процессов взаимодействия между культурами. Освоение механизма достижения других культур.

Основные варианты концепции диффузионизма:

· «Инвазионизм» (вторжение);

· Теория культурного центра;

· Теория культурных кругов.

Инвазионизм – все серьезные элементы культуры происходят в результате вторжения переселенцев с более высоким уровнем культурного развития.

Фридрих Ратцель:

· Основатель диффузионизма;

· Различия сглаживаются в результате контактов;

· Принцип влияния культур друг на друга;

· Культура изменяется путем заимствования;

· Человек – второстепенный фактор развития культуры;

· Культура оторвана от человека.

Лео Фробениус:

· Концепция морфология культуры;

· Теория «культурных кругов»;

Культурный круг – совокупность предметов материальной культуры с принадлежащими им признаками.

Когда культура рождается, она нуждается в питании, эта потребность проявляется в ведении хозяйства, человек занимает второстепенное положение. Культуры могут быть женскими и мужскими.

Фритц Гребнер:

· Культурные круги, культурные слои;

· Метод картографирования явлений культуры;

· «Происхождение африканских культур».

Кларк Уислер:

Общий закон культурной диффузии – антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях из своего центра происхождения. При этом распространение осуществляется концентрическим образом, то есть простые элементы оказываются на окраине, центральная позиция принадлежит более сложным.

Уильям Риверс:

· Волны переселенцев;

· Каждая новая волна приносит новые элементы культуры.

Графтон Элиот-Смит:

· Мегалитические памятники;

· Техника мумифицирования;

· Культ солнца и змеи;

· Первичный комплекс архаичной культуры.

Уильям Перри:

· Первоначальная примитивная культура «собирателей пищи», охотников;

· Высокая культура.

Тур Хейердал:

· Изучение Британской Колумбии;

· Полинезия заселена из Америки;

· Контики;

· Ра-2;

· Идея о преемственности культур.

Идеи диффузионизма:

· Культура рассматривается в качестве живого организма;

· В качестве ведущих форм развития культуры рассматриваются заимствования, переносы и их смешения;

· Каждая культура имеет свой собственный центр зарождения;

· Основной метод исследования – изучение культурных кругов;

· Возможность найти первоначальное место зарождения культурного элемента.

Этнос и нация.

Этнос – этнические процессы (независимо от воли людей).

Нация – национальные движения (нация – общественная сила).

Этнические процессы.

Этническое слияние (консолидация) – несколько близких по культуре и языку соседних этносов объединяются в один.

Этническое включение (инкорпорация) – этнос переходит на уровень субэтноса.

Этническое расщепление (диверненция) – разделение единого этноса на отдельные этнические общности.

· Межэтнические браки;

· Смена языка;

· Внутренние миграции;

· Репатриация.

Этногенез – исследование происхождения сложения этноса.

Примордиалистская (примордиальная) концепция:

· Социобиологическое направление;

· Этнос – относительно дискретное, весьма долговечное образование, которое существует независимо от воли и послания их индивидуальных представителей (Л. Н. Гумилев).

· Эволюционно-историческое направление;

· Этнос – результат социо-исторического процесса (Бромлей).

Этнос – это общность людей, имеющих имя, разделяющих мифы о предках, имеющих общую культуру, обладающих чувством солидарности (Э. Смит).

Концепция «плавильного тигля» - все эмигранты, прибывшие в США, должны слиться в единую Северо-Американскую нацию.

Конструктивистская концепция:

Этнос – «воображаемые общности», они не существуют в объективной реальности, они создаются в сознании людей политическими лидерами, которые используют этническую идею в своих целях.

Инструменталистская концепция:

Этническое сознание существует, но активизируется в силу необходимости.

Информационная концепция (коммуникационная):

Между представителями одного народа происходит больше контактов, чем между представителями других народов. Чем больше человек общается с представителями других народов, тем больше его этничность растворяется.

Клакхон, Стродбек:

· Оценочные верования внутри каждой культуры не являются хаотичными и именно они отличаются от культуры к культуре;

· Культурные доминанты:

o Отношение к природе (хозяйничанье, гармония, подчинение);

o Человек от рождения:

§ Злой может/не может измениться;

§ Смешанный может/не может измениться;

§ Нейтральный может/не может измениться;

§ Добрый может/не может измениться;

o Временная ориентация:

§ Прошлое;

§ Настоящее;

§ Будущее;

o Мотивация поведения:

§ Быть (внутренняя мотивация);

§ Быть в становлении (направленность на самосовершенствование);

§ Становиться (внешняя мотивация, для других);

o Отношение к окружающим:

§ Иерархическая;

§ Равноправная;

§ Индивидуалистическая.

Мелвин Херсковиц (1895-1963):

· Школа культурного релятивизма;

· Против расистских представлений о культуре;

· Телесная организация индивида не имеет отношения к культурному разнообразию;

· Против географического детерминизма;

· Против экономического детерминизма;

· Культура универсальна как атрибут человеческого существования, но каждое ее локальное проявление уникально;

· Этнософия;

· Есть различные критерии прогресса.

Культура – созданная человеком среда обитания.

· Уникальная модель, определяемая традицией;

· Традиция проявляется в системе ценностей, которые специфичны для каждой культуры и часто несопоставимы с ценностями других культур;

· Культурный фокус;

· Механизм изменения культур;

· Вся история человечества понимается как сумма самостоятельно-развивающихся культур и цивилизаций;

· Источник развития – единство и изменчивость культур;

· Любая культура должна быть и изменчивой и стабильной;

· Отсутствие изменений приведет к гибели культуры.

Ценности – суждения о желаемом, осознание желаемого, особое представление каждого народа об идеальных моделях поведения.

Структура культуры:

· Техническая оснащенность;

· Экономическая система распределения средств для существования;

· Социальная и политическая организация;

· Философия жизни, религия, искусство;

· Язык;

· Система санкций и целей, придающих смысл жизни.

Культура – объективная реальность.

Культура – психологическая реальность.

При сравнении культур Херсковиц стремится подчеркнуть сходства, обнаружить универсалии.

Универсалии:

· Формы неродственных общественных объединений;

· Приемы воспитания молодежи;

· Народное творчество.

Принципы культурного релятивизма:

· Методологический – способ познания культур на основе тех ценностей, которые приняты у данного народа;

· Философский – признание множественности путей культурного развития;

· Практический – вовлечение в индустриальную цивилизацию архаических культур при условии сохранения их культурной самобытности.

Сергей Александрович Токарев: «уважение к культуре каждого народа – отказ от высокомерия».

Инкультурация – вхождение индивида в конкретную форму культуры.

Детство – обеспечивает стабильность культуры (освоение культурных норм, овладение этнокультурного опыта, отсутствие выбора).

Зрелость – позволяет вносить в культуру соответствующие изменения.

Инкультурация – процесс, который обеспечивает воспроизводство «культурного человека» и включает в себя механизм осуществления изменений.

Суждения человека основывается на опыте. Окончательное определение нормального/ненормального также зависит от инкультурации. В экстремальном выражении культурный релятивизм угрожает эффективности международного права.

Нормы – принципы, которые предписывают поведение в той или иной культуре и они разделяемы членами данного общества.

Нормы включают в себя:

· Коллективную оценку того, каким должно быть поведение;

· Коллективную интерпретацию того, что значит то или иное поведение;

· Частные реакции на поведение, включающие попытки наложения санкций.

Нормы правосудия:

· Справедливость (баланс, заслуженность);

· Равенство (равномерное распределение).

Нормы взаимности:

· Обязательные нормы взаимности;

· Добровольные нормы взаимности.

Функционирование личности в обществе:

· Социализация, инкультурация;

· Привязанность;

· Позитивная этническая идентичность;

· Соответствие образа жизни индивида природным условиям и особенностям организма;

· Наличие институализированных форм проявления деструктивных импульсов в культурно-приемлемом виде.

ЛЕКЦИЯ № 14. КАРТИНЫ МИРА.

Термин картина мира был предложен Людвигом Виттенштейном.

В лингвистику и антропологию – Лео Вайсгербером.

Как концепция – Роберт Редфильд.

Картина мира – видение мировоззрения, характерное для того или иного народа; взгляд членов общества на самого себя.

Концепция картины мира подразумевает интерпретацию культуры, выявление признаков, характерных именно для нее, применение метода включенного наблюдения, «видеть предмет изнутри».

Роберт Редфильд:

· Культура состоит из «обыденных пониманий проявляющихся в актах и артефактах, которые характеризуют общество»;

· Культура есть продукт коммуникации;

· Культурные традиции – картины мира;

· Традиция «школ и храмов» - большие традиции;

· Традиция деревенской общины – малая традиция.

Картина мира – упорядоченная совокупность знаний о действительности, сформировавшиеся в групповом, национальном, общественном, индивидуальном сознании, творческое восприятие мира.

С. Г. Тер-Минасова:

· Реальная картина мира;

· Культурная (или понятийная), концептуальная картина мира;

· Языковая картина мира – отражает концептуальную картину мира.

Языковая картина мира – наивная картина мира.

· Наивная геометрия;

· Наивная психология;

· Наивная этика.

Наивная этика: хвалить и льстить, обещать и сулить, смотреть и подсматривать, добиваться и домогаться, гордиться и кичиться, жаловаться и ябедничать, дерзать, грубить, хамить, прекословить, забываться.

Понятие языковой картины мира содержит две следующие идеи:

· Картина мира, предлагаемая языком, отличается от научной;

· Каждый язык рисует свою систему ценностей, свою картину, отображающую действительность.

Языковая картина мира – это выработанная многовековым опытом народа и осуществляемая средствами языковой номинации, изображение всего существующего как целостного мира, который представляет человека и все, что его окружает.

Е. С. Кубрякова:

· Языковая картина мира – часть концептуальной картины мира.

Три зоны взаимосвязи языковой картины мира и концептуальной картины мира:

· Существующий языковой материал влияет на формирование новых концепций, концептов, понятий, языковых единиц;

· Влияние языка, которое ощущается при категоризации, любой новый опыт подводится к уже существующему.

Многообразие объектов требует новых способов выражения; язык рисует картину мира.

А. А. Потебня: язык есть средство принимать самого себя.

Каждое слово репрезентирует лишь часть концептуальных значений.

Принцип связи между языковой картины мира и концептуальной картиной мира:

· Принцип культурной разработанности – в языке будут присутствовать те лексические единицы, которые наиболее важны представителям данного народа;

· Принцип ключевых слов – лексика это очень чувствительный показатель народа, слова, выражающий характер народа, значения слов не совпадают, выделив ключевые слова, можно найти ключ к пониманию народа;

· Принцип частотности – если слово более частотно, значит, оно наиболее значимо для представителей данной культуры.

Генезис картины мира:

· Ж. Деррида – картина мира складывается постепенно в ходе социализации ребенка;

· Дж. Макинтайр – представление о физическом знании, существующих в сознании, внутривраждебная модель восприятия мира;

· Субъектом картины мира может быть как групповой, так и индивидуальной.

Национальная картина мира – то общее, устойчивое, повторяющееся в картинах мира отдельных представителей народа. С одной стороны, это некая абстракция, а с другой – когнитивно-психологической реальность, которая обнаруживается в познавательной деятельности народа, в его поведении – физическом и вербальном.

Безэквивалентная лексика – единица, имеющаяся в одном языке и отсутствующие в другом.

Лакуна – отсутствие единицы в одном языке при ее наличии в другом.

Практика общей переводимости любого текста на любой язык – свидетельство невербальности концептуального мышления и возможности компенсации любой лакуны.

Использование разных языковых средств для компенсации лакуны – свидетельство выразительности языка.

ЛЕКЦИЯ № 1. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Антропология (antropos, logos) – универсальная наука о человеке.

Основная глобальная цель культурной антропологии – всесторонне изучить процессы формирования и развития человеческой культуры, общие проблемы культурного развития человечества.

В узком смысле под культурной антропологией понимают научные исследования в рамках культурного развития человечества и для этого привлекаются данные других дисциплин.

Во второй половине XIX века появляется наука, которая объединяет несколько дисциплин и получает название культурная антропология. Одновременно термин культурная антропология используется для обозначения разнообразных исследований, которые посвящены функционированию человека в специфической для него деятельности.

На раннем этапе развития культурной антропологии шла борьба с теологической антропологией и создание светских наук о культуре и человеке.

Особенности культурной антропологии на данном этапе:

· Индивид противопоставляется обществу;

· Интегративность новой дисциплины;

· Идея целостности изучения культур;

· Культурная антропология приобретает строгие формы и трактуется как область знаний о народах, которые отличаются от людей западного мира.

Объект изучения культурной антропологии в XIX веке – «примитивные» народы.

Сам термин антропология показывает связь с немецкой классической философией (Кант, Гегель), которая легла в основу новой дисциплины.

Физическая антропология – учение о расах и биоизменчивости.

Культурная антропология – исследование культур.

Человек интересует культурных антропологов с точки зрения его деятельности в состав социальных и этнических сообществ, пытаются раскрыть типичные модели поведения в обществе, таким образом, человек т среда неотделимы друг от друга.

История культурной антропологии:

· Исходная единица культурной антропологии – «племя»;

· Вместо термина «примитивные народы» используется термин «традиционное общество»;

· В отечественной науке понятие культурной антропологии не существовало, ближайшей к ней дисциплине являлась этнография.

Культурная антропология (Ф. Боас) – составная часть единого антропологического знания.

Субдисциплины культурной антропологии:

· Физическая антропология;

· Археология;

· Лингвистическая антропология;

· Культурная антропология.

Приоритетные исследовательские интересы – культурные составляющие общественной жизни, субкультуры.

Социальная антропология (Б. Малиновский, А. Р. Радклиф-Браун) – отрасль социологического знания, одно из направлений изучения жизни общества (организация семьи, система родства, передача традиций).

Основные предметообразующие и исследовательские принципы:

· Принципы «инаковости»;

· Принципы «целостности»;

· Принципы «включенного наблюдения».

Принципы «инаковости»:

· «Экзотические», так называемые «примитивные» методы;

· Субсистемы.

Принципы «целостности»:

· Повседневная жизнь во всем многообразии ее проявлений;

· Совокупность всех аспектов человеческой деятельности.

Ф. Бродель: «Из маленьких происшествий, из путевых заметок вырисовывается общество».

Принципы «включенного наблюдения»:

· Полевые работы;

· Изучение поведения людей в естественных условиях.

Бронислав Малиновский – самостоятельные исследования жизни и культуры обитателей Тробританских островов («Аргонавты Тихого Океана», 1922 г.).


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.