Лекция № 6. Теория культурного релятивизма. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Лекция № 6. Теория культурного релятивизма.

2021-04-18 317
Лекция № 6. Теория культурного релятивизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Теория ценностей;

· Понятие культуры Мелвина Херсковица;

· Понятие инкультурации;

· Отрицательные стороны культурного релятивизма;

· Понятие нормы.

Принцип культурного релятивизма – признание равноправия различных культур независимо от уровня развития.

Каждая культура – уникальная система ценностей, несопоставимых друг с другом. Каждая культура должна рассматриваться в своих собственных рамках как закрытая система своих собственных норм.

Франц Боас (1858 – 1942): теория ценности.

Клод Клакхон:

Ценности – осознанное или неосознанное, характерно для индивида/группы представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств или способов действий.

Клакхон, Стродбек:

· Оценочные верования внутри каждой культуры не являются хаотичными и именно они отличаются от культуры к культуре;

· Культурные доминанты:

o Отношение к природе (хозяйничанье, гармония, подчинение);

o Человек от рождения:

§ Злой может/не может измениться;

§ Смешанный может/не может измениться;

§ Нейтральный может/не может измениться;

§ Добрый может/не может измениться;

o Временная ориентация:

§ Прошлое;

§ Настоящее;

§ Будущее;

o Мотивация поведения:

§ Быть (внутренняя мотивация);

§ Быть в становлении (направленность на самосовершенствование);

§ Становиться (внешняя мотивация, для других);

o Отношение к окружающим:

§ Иерархическая;

§ Равноправная;

§ Индивидуалистическая.

Мелвин Херсковиц (1895-1963):

· Школа культурного релятивизма;

· Против расистских представлений о культуре;

· Телесная организация индивида не имеет отношения к культурному разнообразию;

· Против географического детерминизма;

· Против экономического детерминизма;

· Культура универсальна как атрибут человеческого существования, но каждое ее локальное проявление уникально;

· Этнософия;

· Есть различные критерии прогресса.

Культура – созданная человеком среда обитания.

· Уникальная модель, определяемая традицией;

· Традиция проявляется в системе ценностей, которые специфичны для каждой культуры и часто несопоставимы с ценностями других культур;

· Культурный фокус;

· Механизм изменения культур;

· Вся история человечества понимается как сумма самостоятельно-развивающихся культур и цивилизаций;

· Источник развития – единство и изменчивость культур;

· Любая культура должна быть и изменчивой и стабильной;

· Отсутствие изменений приведет к гибели культуры.

Ценности – суждения о желаемом, осознание желаемого, особое представление каждого народа об идеальных моделях поведения.

Структура культуры:

· Техническая оснащенность;

· Экономическая система распределения средств для существования;

· Социальная и политическая организация;

· Философия жизни, религия, искусство;

· Язык;

· Система санкций и целей, придающих смысл жизни.

Культура – объективная реальность.

Культура – психологическая реальность.

При сравнении культур Херсковиц стремится подчеркнуть сходства, обнаружить универсалии.

Универсалии:

· Формы неродственных общественных объединений;

· Приемы воспитания молодежи;

· Народное творчество.

Принципы культурного релятивизма:

· Методологический – способ познания культур на основе тех ценностей, которые приняты у данного народа;

· Философский – признание множественности путей культурного развития;

· Практический – вовлечение в индустриальную цивилизацию архаических культур при условии сохранения их культурной самобытности.

Сергей Александрович Токарев: «уважение к культуре каждого народа – отказ от высокомерия».

Инкультурация – вхождение индивида в конкретную форму культуры.

Детство – обеспечивает стабильность культуры (освоение культурных норм, овладение этнокультурного опыта, отсутствие выбора).

Зрелость – позволяет вносить в культуру соответствующие изменения.

Инкультурация – процесс, который обеспечивает воспроизводство «культурного человека» и включает в себя механизм осуществления изменений.

Суждения человека основывается на опыте. Окончательное определение нормального/ненормального также зависит от инкультурации. В экстремальном выражении культурный релятивизм угрожает эффективности международного права.

Нормы – принципы, которые предписывают поведение в той или иной культуре и они разделяемы членами данного общества.

Нормы включают в себя:

· Коллективную оценку того, каким должно быть поведение;

· Коллективную интерпретацию того, что значит то или иное поведение;

· Частные реакции на поведение, включающие попытки наложения санкций.

Нормы правосудия:

· Справедливость (баланс, заслуженность);

· Равенство (равномерное распределение).

Нормы взаимности:

· Обязательные нормы взаимности;

· Добровольные нормы взаимности.

Функционирование личности в обществе:

· Социализация, инкультурация;

· Привязанность;

· Позитивная этническая идентичность;

· Соответствие образа жизни индивида природным условиям и особенностям организма;

· Наличие институализированных форм проявления деструктивных импульсов в культурно-приемлемом виде.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.