Лекция 12. Аудиовизуальные средства обучения ИЯ. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лекция 12. Аудиовизуальные средства обучения ИЯ.

2021-04-18 420
Лекция 12. Аудиовизуальные средства обучения ИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Аудиовизуальная культура Аудиовизуальная информация, источники, носители.

2. Аудиовизуальные средства.

3.. Требования к аудиовизуальным средствам.

4. Психофизиологические особенности восприятия аудиовизуальной информации.

1. – А.В.культура - область культуры, связанная с получившими широкое распространение совр. техн. способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа). А.к. - способ фиксации и трансляции культурной информации, не только дополняющий, но и служащий альтернативой вербально-письменной коммуникации. В наст. время осуществляется "удвоение культурной среды", при к-ром все достижения человечества, полностью отраженные ранее в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение (аудиовизуализация или "визуализация" культуры). Специфика А.к. определяется следующими характеристиками: высокая информац. емкость, легкость и убедительность чувств, (образного) восприятия, доминирование репродуктивных возможностей над продуктивными, скорость и широта трансляции и тиражирования. Вследствие этого восприятие А.к. сравнительно с вербальной коммуникацией оказывается психологически более емким и легким, но менее систематичным и рациональным, социально - более массовым и доступным, но менее стабильным и однонаправленным. Поэтому использование а.в. культуры в процессе обучения д.б. сбалансированным, разумным и ориентированным на цели обучения на конкретном этапе. 

В настоящее время учитель не может правильно и полноценно провести урок, реализовать в полном объеме учебные программы и учебники, не прибегая на определенных этапах обучения к использованию современных средств обучения. Безусловно, особое место в комплексе современных средств обучения занимают аудиовизуальные средства: кино, различные звуковые пособия, видеопрограммы и учебное телевидение.

           Источниками аудиовизуальной информации являются:

1. Фонограммы: все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции.

2. Видеопродукции: видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы, видеолекции и тематические слайды.

3. Компьютерные учебные программы, интерактивные упражнения (на интерактивной доске), мультимедийные презентации, обучающие программы в режиме он-лайн.

Носителями аудиовиз.информации выступают:

Кассетах, бобины, пленки для диапроекторов, рамки и альбомы, диски и компакт-диски с инструкцией, глобальная сеть Интернет.

Авторство продукции присваивается преподавателю или ведущему специалисту. Режиссер и оператор включаются в титрах.

 2. В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются а.в.средства, которые можно классифицировать по следующим параметрам:

1. Способ восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные);

2. Способ проявления информации (технические, нетехнические);

3. Характер визуального изображения (статичные, динамичные);

4. Способ применения на уроке (демонстрационные, раздаточные)

Все они выполняютсамые разнообразные функции:

1)       служить опорой для понимания речевой структуры;

2) быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

3) проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;

К нетехническим средствам обучения относятся, так называемые, традиционные средства обучения, раздаточные и демонстрационные: учебник, рабочие тетради для учащихся, дидактические материалы для групповой работы, книги для чтения, таблицы, картины, которые также относятся к нетехническим средствам обучения.

Технические средства можно представитьв другой классификации, разделив их на аудиальные, собственно аудиовизуальные и мультимедийные.

1. Аудиальные средства обучения

Магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.

За последнее десятилетие учебные кинофильмы, диафильмы, грампластинки больше не выпускаются. Им на смену пришли современные электронные средства обучения: видеозаписи, аудиокассеты, CD-ROM диски, информационно-образовательные среды типа Интернет.

2.Собственно аудиовизуальные средства: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция (см. Диаскоп, Эпидиаскоп), лингафонное оборудование. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные т. с. о. могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении.

3. Мультимедийные средства (мультимедийные презентации со звуком, обучающие компьютерные программы на дисках и в сети интернет). Данные технологии рассматриваются как информационные, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и т.д.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации.

3. Требования к а.в. средствам

Звукозаписи учебного назначения должны отвечать следующим педагогическим требованиям:

I. 1. Фонограммы зачитываются диктором - носителем данного языка, на пленке (диске) указываются скорость записи и время звучания каждой фонограммы.

2. Фоноупражнения для самокоррекции изготовляются по четырехтактовой схеме: первый такт - диктор, второй такт - пауза, третий такт - образцовая речь (ключ), четвертый такт - пауза для самокоррекции.

3. Фоноупражнения, тексты для аудирования выполняются в два такта: первый такт - диктор, второй такт - пауза.

II. 1. Учебные тематические слайды имеют аннотацию, текст содержания и список названий пронумерованных слайдов.

2. Они могут быть самостоятельными раздаточными материалами (worksheets).

III. 1. Видеофрагмент отражает только одно действие или эпизод, раскрывающий один вопрос по теме. Долгота в/фрагмента не должна превышать 5 мин.

2. Видеофильм состоит из двух и более фрагментов. Долгота видеофильма соответствует времени раскрытия темы. Один видеофильм включает в себя две и более частей. Одна часть может иметь долготу от 5 минут до 10 минут. Количество частей произвольное, зависящее от темы.

3. Видеоуроком является методическое средство, которое включает в себя фрагмент, видеофильм, и другие аудиовидеосредства, используемые для ведения данного урока.

4. Видеоурок отличается наличием ведущего - преподавателя, который является главным объектом, организующим обучение по теме.

5. Продолжительность одного видеоурока или видеолекции не должна превышать 35 минут. Количество уроков по обучению дисциплины произвольное.

6. Видеолекция аналогична видеоуроку по педагогическим требованиям.

7. Видеокурсы состоят из видеуроков, лекций, отдельных видеоконсультаций и заданий. Они могут иметь несколько этапов обучения, зависящие от поставленной цели и задач.

Все видеопродукции учебного назначения должны отвечать следующим критериям:

 -по грамотному использованию методических приемов диалоговой речи, пауз, повторов и т.д.,

-по уровню режиссерской техники в компоновке видеорядов,

-по методике постановки инсценировок,

-по уровню дикторской речи,

-по качеству съемок кадров. [2]

IV. Все требования к (мультимедий1ным средствам обучения) МСО можно разделить на две основные группы: инвариантные и специфические требования.

К инвариантным относятся традиционные дидактические требования: требования научности, доступности, сознательности, проблемности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний, единства обучения - развития - воспитания.

К специфическим дидактическим требованиям относятся: требования адаптивности, интерактивности, реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, развития интеллектуального потенциала обучаемого и т.д. К примеру, изображение информации в мультимедийных средствах обучения должно соответствовать требованиям к цветовой гамме, разборчивости, четкости и контрастности изображения, эффективности считывания, изображению знаковой информации (размер и яркость свечения), к пространственному размещению информации на экране в соответствии с гигиеническими требованиями и санитарными нормами работы с вычислительной техникой.

4. Психофизиологические особенности восприятия аудиовизуальной информации.

АВС повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в случае, если учитель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.

Неправильное использование ав. средств в процессе воспитания и обучения проистекает прежде всего из-за незнания или пренебрежения психологическими особенностями их применения.

Рассмотрим как используются ТСО на различных стадиях формирования продуктов обучения:

ЭТАП ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ - наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения.

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ –аудио-визуальные средства влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.

ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ – используют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков.

В учебно-воспитательном взаимодействии одной из сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока. Внимание – направленность человека и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.
Качества внимания: концентрация – степень сосредоточенности на объекте; объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно(7±2); распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте(15- 20 мин.). Факторы, способствующие привлечению внимания: новизна, сила, концентрация и т.п.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.