Cognitivism / Cognitive approach — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Cognitivism / Cognitive approach

2021-04-18 74
Cognitivism / Cognitive approach 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когнитивный подход к обучению основан на когнитивной психологии, опирается на принцип сознательности согласно которому учащийся является активным участником процесса учения.

В психологии известны различные индивидуаль­но-психологические особенности человека, которые определяют тип его личности и влияют на процесс учения. В зависимости от них и качеств личности у обучаемых формируется определенный способ выполнения де­ятельности в процессе познания, или когнитивный стиль (cognitive style). (Применительно к изучению иностранного языка основными когнитивными стилями можно считать следующие:

• полевая независимость (field independence) — способность индивида выделять нужный объ­ект среди ряда отвлекающих факторов; полевая зависимость (field dependence) — зависимость человека от всего спектра воспринимаемых фактов, неумение выделить нужный объект;

• доминирующая роль одного из полушарий го­ловного мозга (left- and right-brain functio­ning): доминирует левое полушарие - аналитический склад ума, правое полушария - индуктивный способ мышления, при котором человек оперирует блоками ин­формации, предпо­читает наглядность;

• толерантность (ambiguity tolerance) — спо­собность индивида быть терпимым, восприни­мать материал, противоречащий его взглядам, овладевать материалом даже способами, которые не характерны для его стиля познания;

• рефлективность (reflectivity) и импульсив­ность (impulsivity);

• визуальный и аудитивный стили (visual style, auditory style).)

Когнитивные стили, характерные для того или иного учащегося, определяют его учебный стиль (learning style) и влияют на выбор им учебных стра­тегий (learning strategies). В соответствии с когнитивным подходом при планировании учебного процесса учитель должен учитывать различные когнитивные и учебные стили учащихся этой группы. Когнитивная теория обучения иностранным языкам основывается на следующих положениях:

• обучение языку не должно строиться только на восприятии и механическом заучивании единиц языка или правил. Учащихся следу­ет вовлекать в активный процесс познания;

• необхо­димо учитывать индивидуаль­ные интересы учеников;

• процесс учения носит не только личностно, но и социально обусловленный характер, когда учащиеся общаются друг с другом и с учителем.

Влияние на преподавание ино­странных языков: когнитивный подход к обучению реализуется в таких методах, как грамматико-переводной, сознательно-ориентированный подход, а также при обучении с помощью базы данных.

Humanistic approach

Гуманистический подход основан на гуманисти­ческом направлении в психологии; опирается на мысли, чувства и эмоции учащихся в процессе уче­ния, воспитания и развития, а также на когнитив­ные процессы. Основные принципы гуманистического подхода:

1 учебный процесс должен развивать в учащих­ся общечеловеческие ценности;

2 обучение должно носить личностно-ориенти­рованный характер;

3 учитель должен способствовать развитию личности учащихся: помогать, направлять и поощрять их самостоятельность;

4 учителя должны относиться к учащимся с ува­жением, не навязы­вать им свое мнение и пути решения проблем.

Некоторые положения дан­ного подхода противоречат общепринятому взгляду на разработку учебных программ и планов, т.к. с т.з. гуманистического подхода любое планирование обучения ущемляет интересы учащихся. Многие сторонники данного подхода трактуют его как неконтролируемый, пред­полагающий диктат обучаемых в выборе содержания, средств и методики обучения.

Влияние на преподавание ино­странных языков: подход реализуется в коммуникативно-когнитивном методе, в методе «тихого» обучения.

Communicative approach

Коммуникативный подход к обучению ино­странным языкам появился в 1970-х годах в Вели­кобритании в связи с выдвижением новой цели обучения — формирование коммуника­тивной компетенции. (Это способ­ность передавать мысли и обмениваться ими в раз­личных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно исполь­зуя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентич­ной ситуации общения).

В зарубежной методике выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции (Шейлз, 1995, с. 1—2):

1 лингвистическая компетенция (linguistic com­petence) — знание словарных единиц и грам­матических правил;

2 социолингвистическая компетенция (sociolin-guistic competence) — способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации об­щения;

3 дискурсивная компетенция (discourse compe­tence) — способность понимать различные ви­ды коммуникативных высказываний, а также выбирать лингвистические средства в зависимости от типа высказывания;

4 стратегическая компетенция (strategic compe­tence) — вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась;

5 социокультурная компетенция (sociocultural competence) — знание культурных особеннос­тей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета;

6 социальная компетенция (social competence) — умение и желание взаимодействовать с други­ми людьми, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, а также умение помочь другому поддержать общение.

 

В отечественной методике компоненты комму­никативной компетенции рассматриваются иначе.

Основ­ные черты:

1 речевая направленность процесса обучения; обуче­ние общению в различных видах речевой де­ятельности;

2 ориентация не только на содержательную сто­рону общения, но и на форму высказывания;

3 языковой и речевой материал дол­жен отбираться в соответствии с функциями, которые он выражает;

4 языковой и речевой материал должен отрабатываться в ситуациях;

5 использование аутентичных текстов;

6 использование подлинно коммуникативных режимов работы (парная и групповая работа);

Влияние на преподавание ино­странных языков: подход реализуется в коммуникативном методе.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.