Итоговое занятие по разделам «Криминалистическая тактика», «Криминалистическая методика» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Итоговое занятие по разделам «Криминалистическая тактика», «Криминалистическая методика»

2021-01-29 93
Итоговое занятие по разделам «Криминалистическая тактика», «Криминалистическая методика» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                                                                                       Семинар

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие и значение криминалистической тактики.

2. Тактика следственного осмотра.

3. Тактика допроса и очной ставки.

4. Тактика предъявления для опознания.

5. Тактика обыска и выемки.

6. Тактика следственного эксперимента.

7. Тактика проверки и уточнения показаний на месте.

8. Тактика контроля и записи переговоров.

9. Тактика получения образцов для сравнительного исследования. Назначение и производство судебных экспертиз.

10. Понятие криминалистической методики расследования.

11. Понятие и виды криминалистических версий и следственных ситуаций.

12. Методика расследования преступлений против личности.

13. Методика расследования имущественных преступлений.

14. Методика расследования преступлений против общественной безопасности.

15. Методика расследования преступлений против порядка управления.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1.Криминалистика:Учебник.- М.: Высшая школа,1994.-528с.

2.Криминалистика: Учебник для вузов.-М.: Бек,1995.-708с.

3.Криминалистика: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2000.-672с.

4.Криминалистика: Учебник.-М.: Юриспруденция, 2000.-352с.

5.Ищенко, Е.П. Криминалистика: Краткий курс. / Е.П. Ищенко -М.: Инфра-М, 2003.-302с.

6.Аверьянова, Т.В. Криминалистика: Учебник для вузов.-3-е изд., перераб. и доп / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.С. Россинская.-М.: Норма, 2007.-944с.:ил.

 7.Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко.- М.: Высшее образование, 2007.-743с.

8.Криминалистка: Учебник / Под ред. Н.П. Ябокова.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2007.- 781с.

б) дополнительная литература:

- Конституция Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 15 марта 1996 г. М., 1996.

- Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон №144-ФЗ от 12 августа 1996 г.// Российская газета. 1995. 18 авг.

- О милиции: Закон РФ №1026-1 от 18 апреля 1991 г.// Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации: Сборник нормативных актов / Под ред. В.В. Черникова. М., 1994. С. 28-51.

- Уголовный кодекс Российской Федерации: Официальный текст. Введен в действие с 1 января 1997г. М., 1996.

- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.

- О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ № 261 от 1 июня 1993 г.

- Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории / Р.С. Белкин. - М., 1987.

- Белкин, Р.С. Криминалистическая энциклопедия: Справочное пособие для курсантов, слушателей и преподавателей учебных заведений МВД / Р.С. Белкин. - М., 2000.

- Белкин, Р.С. Криминалистика. Проблемы сегодняшнего дня / Р.С. Белкин. - М., 2001

- Гросс, Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики / Г. Гросс. - М., 2002.

- Датий, А.В. Криминалистика: Практикум / А.В. Датий, С.М. Субботин. М., 2003.

- Ищенко, Е.П. Криминалистика: Краткий курс / Е.П. Ищенко. - М., 2003.

- Криминалистика: Курс лекций / Отв. вед. В.В. Яровенко. - Владивосток, 2002.

- Криминалистика: Сборник задач и заданий / Под ред. О.Я. Баева. - М., 2001.

- Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф Герасимова, Л.Я. Драпкина. - М., 1994.

- Криминалистика: Учебник / Под ред. А.В. Дулова. - Минск, 1996.

- Криминалистика: Учебник / Под ред. Н.П. Яблокова. - М., 1996.

- Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. - М., 1997.

- Криминалистика: Учебник/ Под ред. А.Г. Филиппова. - М., 1998.

- Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Ф. Волынского. - М., 1999.

- Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф Герасимова, Л.Я. Драпкина. - М., 2000.

- Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. - М., 2000.

- Криминалистика: Учебник / Под ред. Н.П. Яблокова. - М., 2001.

- Криминалистика: Учебник/ Под ред. В.А. Образцова. - М., 2001.

- Криминалистика: Учебник / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. - СПб., 2001.

- Курс криминалистики. Общая часть / Отв. ред. В.Е. Корноухов. - М., 2000.

- Маликов, С.В. Криминалистика: Практикум /С.В. Маликов. - М., 2003.

- Образцов, В.А. Основы криминалистики: Учеб. пособие / В.А. Образцов. - М., 1996.

- Пахомов, А.В. Криминалистика: Конспект лекций / А.В. Пахомов. - М., 2001.

- Практикум по криминалистике: Учеб. пособие / Под ред. Н.П. Яблокова. - М., 1995.

- Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова. - М., 1997.

- Селиванов, Н.А. Криминалистика: Учеб. Пособие / Н.А. Селиванов. - М., 1996.

- Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: Учеб. Пособие / Н.Г. Шурухнов. - М., 2002.

 

в) программное обеспечение:

- Microsoft Power Point

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- http://www.consultant.ru

- http://www.garant.ru

- Университетская библиотека

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- компьютеры с доступом в Интернет;

- мультимедийное оборудование;

- криминалистический чемодан.

 


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

10.1. Для преподавателя учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины (ПУД) «Криминалистика» является нормативным документом, определяющим содержание, объем, структуру и порядок освоения студентами очного и заочного отделения факультета Экономики и права указаний учебной дисциплины, являющейся федеральным компонентом федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» от 04 мая 2010 года № 464.

ПУД учитывает современные проблемы раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. К ним относятся рекомендации в отношении средств, приёмов и методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования доказательств; планирования и проведения предварительного и судебного следствия; а также организации расследования и предотвращения отдельных видов и групп преступлений. Знания в этой области необходимы как в решении вопросов правовой оценки действий лиц, нарушавших требования федеральных законов Российской Федерации, так и в выборе наиболее оптимальных приёмов проведения отдельных следственных действий и осуществления расследования в целом.

Предметом изучения учебной дисциплины являются закономерности механизма совершения преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, а также закономерности организации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами знаний в области общей теории криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики и криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений, а также приобретение практических навыков работы с вещественными доказательствами и составления процессуальных документов предварительного расследования.

Подготовка студентов по дисциплине «Криминалистика» базируется на приобретенных ими знаниях в процессе обучения по следующим разделам:

В процессе обучения рекомендуется использовать различные формы проведения учебных занятий, в том числе интерактивные (организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом; организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших на занятии; организация тематических занятий и т.д.)

Общие положения криминалистики: раздел, в котором студентам даются сведения о мировоззренческих концепциях, теоретических моделях, понятиях, категориях, классификациях, терминах, методах и определениях, охватывающих в своей совокупности весь предмет криминалистики.

Криминалистическая техника: раздел криминалистики, в котором студенты изучают научные положения и основанные на них рекомендации по обнаружению, фиксации и изъятию объектов, имеющих отношение к событию преступления.

Криминалистическая тактика: раздел, в котором даются рекомендации по организации и планированию предварительного следствия, выбору линии поведения лиц, осуществляющих предварительное расследование, а также приёмов проведения процессуальных действий.

Криминалистическая методика: заключительный раздел криминалистики, в котором изучаются закономерности расследовании и предотвращении отдельных видов и групп преступлений.

 

10.2. Для студентов

Содержание учебной дисциплины «Криминалистика» определяется содержанием изучаемой отраслевой юридической науки, отрасли права и одноимённой отрасли законодательства, которые служат основным строительным материалом для формирования систематизированного комплекса знаний, навыков, умений будущих специалистов.

    Программа курса, представленная в ПУДе, сопровождается подробным списком нормативных правовых актов и указателем рекомендованной и дополнительной литературы по изучаемым темам, что поможет глубже разобраться в логической структуре курса, определить последовательность освоения дисциплины, сэкономить время при поиске необходимых справочных материалов.

    При подготовке к занятиям студенты должны ориентироваться на изучение всех материалов темы, анализ источников по криминалистике, изучить термины, использующиеся в криминалистической литературе, и ответить на все контрольные вопросы по теме занятия. Студентам необходимо обратить внимание на самостоятельное изучение всех нормативных актов, регламентирующих предварительное расследование.

Успешное освоение криминалистики предполагает проведение со студентами различных видов учебных занятий: лекций, семинарских и практических занятий, коллоквиумов, а также самостоятельную работу студентов. Сочетание указанных видов обучения, их взаимосвязь и взаимопроникновение позволит учащимся более глубоко и всесторонне изучить учебную дисциплину. Вместе с тем каждый из этих видов обучения имеет собственные задачи и особенности, обусловленные спецификой форм и целей обучения.

Учебные лекции по курсу призваны дать студентам основные положения по вопросам отдельных тем, определить нормативные акты, учебную и специальную дополнительную литературу, относящиеся к изучаемой теме, заложить базу для углубленного ее освоения на семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

При очной форме обучения лекции по программам курса читаются практически по всем темам. Они призваны ознакомить студентов с содержанием предмета изучаемого курса, формами его освоения, промежуточной и итоговой аттестацией, а также облегчить им усвоение важнейших методологических и теоретических положений дисциплины и оказать методическую помощь в самостоятельной работе по изучению курса. По общему правилу материал в лекциях по указанному курсу освещается отдельными блоками, объединяющими отдельные темы. При этом раскрываются наиболее важные и сложные вопросы. Наряду с раскрытием содержания того или иного блока тем (темы) даются материалы и рекомендации по самостоятельному углубленному их изучению, а также обзор проблем в криминалистике, о соответствующем законодательстве и практике его применения, которые произошли за последнее время.

Лекционному курсу по криминалистике выделяется достаточное количество учебного времени, которым не следует пренебрегать. Весь лекционный материал имеет свою логику построения и развития. На лекциях студентам тоже необходимо работать, вести конспект. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию проблематики финансового права, служит средством развития умственных способностей, вырабатывает умение в сжатой форме излагать мысли, развивает навыки литературного изложения, повышает культуру речи. Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем понятно, дословно следует записывать лишь определения, правила и выводы. При конспектировании целесообразно употреблять сокращения и условные обозначения распространенных слов или терминологических оборотов.

Семинарские и практические занятия по финансовому праву имеют своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельного изучения рекомендуемой юридической литературы, нормативных актов и материалов практики, помочь им овладеть навыками и правилами публичного выступления, дискуссии, умением аргументировано и последовательно изложить и доказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. На семинарские и практические занятия выносятся лишь узловые вопросы курса.

Теоретическая или практическая направленность занятия определяется характером темы, ее непосредственной связью с деятельностью правоохранительных органов, состоянием действующего в рассматриваемой теме законодательства. На семинарских занятиях студенты должны уделять особое внимание рассмотрению и изучению теоретических вопросов той или иной темы во взаимосвязи и значении их в сфере борьбы с преступностью.

Теоретические семинары могут проводиться по системе докладов, выступлений, в виде «круглых столов», научных диспутов или в иной форме по усмотрению преподавателя. При подготовке к занятиям на каждый теоретический вопрос темы целесообразно составить план-конспект ответа с фиксацией в нем важнейших положений изученных материалов, что будет способствовать более глубокому, полному, логически последовательному и выдержанному ответу студента. Спорные в юридической литературе теоретические вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при подготовке к семинару, указываются преподавателем в процессе определения домашнего задания. По отдельным вопросам темы, представляющим определенный теоретический и практический интерес, студентами, по согласованию с преподавателем, могут готовиться или обсуждаться на занятиях научные доклады. Это поможет выработке у них навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной практикой судебных органов, поможет в развитии способностей письменного изложения собственных выводов теоретического и практического характера, которые найдут применение в их будущей работе.

Вместе с тем, семинарские занятия не должны сводиться к абстрактным рассуждениям. Необходимо помнить, что теория является основой правотворческой и правоприменительной деятельности, поэтому, изучая теоретические вопросы, студенты должны обращаться к закону, находить подтверждение теоретическим выводам и положениям в нормах законодательства. Надо также помнить о тесной взаимосвязи институтов криминалистики с уголовно-процессуальным правом Российской Федерации, другими отраслями российского права, что позволит глубже уяснить значение и роль каждого из них в общей системе правовых средств регламентации предварительного следствия.

Основная задача практических занятий – научить студентов понимать смысл закона, правильного его толкования и применения к конкретным жизненным ситуациям, а также применять криминалистические средства, приемы и методы работы с материальными объектами, имеющими отношение к событию преступления, эффективно проводить следственные действия. Это достигается путем решения студентами задач (казусов), большинство которых имеют в своей основе конкретные ситуации расследования ранее совершенных преступлений; выполнения заданий, связанных с подготовкой студентами различных процессуальных документов, схем и графиков; деловых игр, обобщения судебной практики и т.п. Выполнение указанных видов работы должно способствовать развитию у студентов практических навыков, умения применять свои познания в области расследования преступлений, самостоятельно анализировать закон и на его основе разрешать соответствующие уголовные дела.

При подготовке к занятиям студенты должны изучить материалы лекции, рекомендованную специальную литературу и относящиеся к данному занятию нормативные акты и материалы практики. Лишь после этого можно приступить к составлению докладов (сообщений), написанию рефератов, решению задач и выполнению заданий. При этом задания, задачи и другие виды работ должны выполняться письменно в отдельной тетрадке в соответствии со сформулированными в них указаниями.

В конце теоретического семинара или практического занятия преподаватель делает соответствующее заключение, в котором определяет общий уровень подготовки присутствующих на занятии, обращает внимание группы на недостаточно проработанные вопросы, подводит итоги рассмотрения теоретических положений темы и решения задач, оценивает выступление отдельных студентов.

Самостоятельная работа студентов связана с научно-исследовательской деятельностью, выполнением заочниками контрольных работ, подготовкой докладов (сообщений), рефератов, изучения дополнительной юридической литературы и анализом практики расследования преступлений, которая не только помогает освоению указанного курса, но и существенно расширяет кругозор студентов, углубляет и укрепляет их знания.

Для студентов заочной формы обучения учебным планом предусмотрено выполнение контрольных работ. Форма итогового контроля – экзамен.

 

11. Самостоятельная работа студентов

Примерная тематика научных сообщений, рефератов

  1. Определение системы огнестрельного оружия по следам на цели (препятствии).
  2. Криминалистическое исследование самодельного и переделанного огнестрельного оружия.
  3. Криминалистическое исследование боеприпасов к огнестрельному оружию и его идентификационное значение.
  4. Критерии отнесения предметов к боеприпасам.
  5. Возможности использования основных и дополнительных следов выстрела для установления обстоятельств применения огнестрельного оружия.
  6. Химический состав продуктов выстрела.
  7. Вопросы, решаемые комплексной экспертизой следов выстрела и взрывотехнической экспертизой.
  8. Криминалистическое исследование документов, выполненных на печатающих устройствах.
  9. Криминалистическое исследование разорванных и сожженных документов.
  10. Исследование материалов документа.

11. Использование научно-технических средств и помощи специалистов в осмотре места происшествия.

12. Состав следственно-оперативной группы. Особенности определения состава СОГ в зависимости от вида совершенного преступления.

13. Сочетание производства осмотра места происшествия с оперативно-розыскными мероприятиями.

14. Использование результатов осмотра места происшествия для проверки по криминалистическим учетам и постановки на учет.

15. Использование полиграфа при получении информации от людей.

16. Особенности тактики допроса несовершеннолетних.

17. Участие специалиста в производстве допроса.

18. Тактические приемы, применяемые при производстве обыска.

19. Виды и методы обыска.

20. Отличия обыска от выемки.

21. Тактические приемы выемки в конфликтной ситуации.

  1. История появления и развития криминалистической методики как раздела науки криминалистики.
  2. Эволюция взглядов на криминалистическую характеристику преступлений.
  3. Соотношение криминалистической характеристики преступлений и предмета доказывания.
  4. Сокрытие преступления как одна из форм противодействия процессу расследования.
  5. Формы и способы противодействия расследованию преступлений организованными преступными группами.
  6. Взаимодействие следователя с оперативным сотрудником в процессе преодоления противодействия расследованию.

28. Использование передвижных криминалистических лабораторий (ПКЛ) и автоматизированных баз данных при расследовании преступлений по горячим следам.

  1. Особенности тактики задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, расследуемого по горячим следам.
  2. Криминалистическая характеристика убийств
  3. Методика расследования убийств по «горячим следам».
  4. Методика расследования убийств совершенных в драке.
  5. Методика расследования убийств, замаскированных инсценировками.
  6. Методика расследования телесных повреждений

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.