История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-01-29 | 90 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
После проведения проектных работ и выпуска конструкторской и технологической документации на РДТТ начинается собственно отработка, то есть работа с материальными объектами. Например, необходимо отработать РДТТ с условным индексом 21Д-200, который предназначен для создания осевой тяги и управляющих усилий по каналам тангажа и рыскания на активном участке полёта некоторой ракеты.
РДТТ может представлять собой моноблочный двигатель с корпусом типа двойного кокона из высокопрочного органопластика, со скреплённым с ним зарядом из СРТТ и с центральным поворотным управляющим соплом на эластичном опорном шарнире.
Как правило, для руководства и планирования работ, проводимых в процессе отработки, выпускаются два основных методических документа [40, 43]:
- программа обеспечения надёжности (ПОНр) при разработке РДТТ;
- комплексная программа экспериментальной отработки (КПЭО).
ПОНр является, по существу, основной программой качества РДТТ и содержит анализ требований по надёжности и комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых на всех этапах создания РДТТ, направленных на обеспечение и подтверждение заданных требований. В ПОНр может быть определено распределение полномочий за разработку составных частей двигателя:
- корпуса;
- заряда скреплённого;
- крышки передней;
- воспламенителя;
- поворотного управляющего сопла.
Организационно-технические мероприятия по обеспечению и подтверждению надёжности могут, например, включать следующее.
На этапе эскизного проекта:
- сбор и анализ информации об отказах двигателей-аналогов;
- разработка структурной схемы надёжности и нормирование требований к показателям надёжности между составными частями двигателя.
|
На этапе разработки рабочей документации на опытные образцы:
- проведение расчётов в объёме, достаточном для обеспечения работоспособности двигателя (расчёт прочности, тепловой расчёт, расчёты внутрибаллистических и энергетических характеристик, расчёт размерных цепей и др.);
- разработка перечня программно-методических документов в обеспечение экспериментальной отработки;
- планирование технологической отработки двигателя и его сборочных единиц.
На этапе изготовления опытных РДТТ, автономных и комплексных испытаний:
- перечень этапных отчетов;
- сбор и анализ информации о надёжности двигателя.
В ПОНр предусматривается организация работ по предупреждению, выявлению и устранению причин дефектов, проводится проектная оценка показателей надёжности двигателя и определяется число требуемых зачетных стендовых испытаний для подтверждения заданных требований по надёжности (например, для условного двигателя 21Д-200 может быть запланировано до 10-12 испытаний).
ПОНр, как правило, содержит логическую схему отработки, то есть разбивку процесса отработки по этапам.
Основной руководящий документ при отработке – это КПЭО. Она определяет цели, задачи, порядок проведения и необходимый объём экспериментальных работ в обеспечение проверки правильности принятых технических решений, работоспособности и прочности сборочных единиц, в первую очередь не имеющих аналогов по конструкции, материалам, нагрузкам, а также для подтверждения соответствия характеристик РДТТ заданным требованиям.
В КПЭО определяется перечень рабочих программ экспериментальных работ, выпускаемых заключений по проведенным работам, объём необходимой материальной части (например, для условного РДТТ 21Д-200 необходимо 20 сопел, 25 корпусов и передних крышек, 30 воспламенителей, 40 заглушек и т. д.).
Виды испытаний РДТТ
До начала огневых стендовых испытаний РДТТ проводятся автономные испытания его составных частей (корпусов, сопел, рулевого привода и т. д.) и элементов [3, 17, 40]. Эти испытания могут включать:
|
- функциональные (например, срабатывание заглушки, работа рулевого привода и др.);
- лабораторные (например, определение химической стойкости клеёв и материалов, определение теплофизических и механических характеристик материалов, топлива и т. п.);
- модельные (например, определение удельного импульса тяги топлива на модельном двигателе или баллистическом маятнике, скорости горения твёрдого топлива в приборе постоянного давления и др.);
- прочностные (например, разрушение корпуса, наддув инертного скреплённого заряда до рабочего давления с регистрацией датчиками параметров напряжённо-деформированного состояния корпуса и заряда и др.);
- виброударные (например, имитация разделения ступеней, срабатывания порохового аккумулятора давления миномётного старта ракеты из шахтной пусковой установки и др.);
- вибропрочностные (например, моделирование длительной транспортировки, полета ракеты на вибростендах и др.);
- динамические (например, раскрытие сопла с переменной степенью расширения и др.);
- макетирование (например, отработка сборки РДТТ, проверка точностных и геометрических характеристик и т.д.);
- ускоренные климатические на образцах (для отработки заданного гарантийного срока моделированием старения топлива и материалов, процессов возможного газовыделения, для проверки совместимости контактных границ различных материалов и др.).
Комплексные огневые стендовые испытания (ОСИ) РДТТ на горизонтальном или вертикальном стенде проводятся для проверки материалов соплового тракта, ТЗП, заряда, воспламенителя, узлов стыковки в диапазоне температур боевого применения, в том числе после переменного термостатирования в условиях, максимально приближённых к реальным, и оценки соответствия характеристик требованиям ТЗ.
В процессе таких ОСИ определяются:
- внутрибаллистические, энергетические и тяговые параметры РДТТ;
- параметры органов управления;
- температурные и вибрационные режимы элементов двигателя;
- деформации корпуса двигателя.
В процессе эксплуатационных испытаний проводится проверка работоспособности двигателя при различных условиях, возможных в процессе эксплуатации, в том числе:
|
- транспортные испытания на расстояния в условиях, заданных
в ТЗ;
- ускоренные климатические испытания для подтверждения гарантийных сроков;
- предельные испытания с имитацией сочетания нагрузок;
- испытания на безопасность (в том числе при случайном падении, воздействии открытого огня, при прострелах пулями, осколками) при аварийных ситуациях и др.
Этап наземной отработки «Изготовление опытных образцов, автономные и комплексные испытания» (пункт 5 таблицы 7.1) в организационном плане целесообразно разделить на подэтапы [40]:
- автономные испытания (отдельная отработка и проверка работоспособности составных частей РДТТ, разрабатываемых по выданному разработчиком РДТТ техническому заданию);
- оценочные испытания – до двух ОСИ для уточнения отдельных элементов конструкции РДТТ) (проверка работоспособности РДТТ на огневом стенде для оценки достаточности автономной отработки составных частей и узлов РДТТ, материалов и твёрдого топлива, а также возможности выполнения требований ТЗ);
- доводочные испытания - до 6-8 ОСИ (выявление необходимых доработок конструкции и технологии изготовления РДТТ с целью выполнения требований ТЗ, проверка функционирования после различных видов нагружений, транспортировки, термостатирования и др.);
- предварительные испытания (завершающие доводочные испытания) – обычно 1–2 ОСИ (испытания окончательной, доработанной по результатам предыдущих испытаний конструкции РДТТ перед выходом на межведомственные испытания для подтверждения завершения автономной отработки РДТТ, проверки соответствия двигателя требованиям ТЗ и определения возможности предъявления РДТТ на приёмочные испытания).
Приёмочные или межведомственные испытания (МВИ) проводятся под руководством специальной комиссии, назначенной Генеральным заказчиком, для решения вопроса о поставке РДТТ на лётные испытания и подтверждения выполнения требований ТЗ.
В процессе МВИ подтверждается работоспособность РДТТ в условиях, приближенных к реальным (на крайних температурах диапазона). При этом комиссия проверяет:
- соответствие характеристик требованиям ТЗ;
|
- полноту и степень отработки комплекта конструкторской, технологической и эксплуатационной документации;
- готовность документации для серийного производства;
- готовность двигателя к лётным испытаниям (ЛИ).
На лётных испытаниях, как правило, проводятся:
- всесторонняя проверка и подтверждение характеристик двигателя в условиях полета ракеты;
- подтверждение достаточности и эффективности наземной экспериментальной отработки двигателя;
- проведение отработки, которую невозможно осуществить в наземных условиях, например, подтверждение прочности при воздействии акустических нагрузок, перегрузок, колебаний ракеты, ударов и вибраций при разделении ступеней, а также от работы РДТТ других ступеней и вспомогательных РДТТ.
С целью подтверждения сохраняемости условного двигателя
21Д-200 в течение гарантийного срока (и назначенного срока службы) могут быть организованы испытания двигателя в составе ракеты (или отдельно) длительным хранением. Они проводятся для проверки возможного изменения каких-либо характеристик, влияющих на надёжность, внутрибаллистические параметры и энергетические показатели РДТТ, которые при отработке подтверждались ускоренными климатическими испытаниями образцов из материалов элементов РДТТ.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!