Часть четвертая самые распространенные проблемы трудного возраста — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Часть четвертая самые распространенные проблемы трудного возраста

2021-01-29 55
Часть четвертая самые распространенные проблемы трудного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если что‑то очень хочется сделать – это или аморально, или запрещено, или вредно для здоровья.

Марк Твен

 

 

Подростковая преступность

Зависимость

Депрессия и суицид

Психосоматические заболевания

Мы очень надеемся, что те проблемы, о которых написано в этой, заключительной части нашей книги, никогда не коснутся ни вас, ни ваших детей.

Ситуации, о которых здесь говорится, требуют незамедлительного обращения к специалистам – психиатрам, наркологам, социальным педагогам, врачам, юристам. Решить их без посторонней помощи могут очень немногие родители. Основная задача мам и пап состоит не в том, чтобы справляться с последствиями своих педагогических ошибок, а в том, чтобы изначально свести их количество к минимуму. Тем не менее ознакомиться с изложенной здесь информацией все же желательно, ибо «кто предупрежден – тот вооружен».

 

ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

 

Не все, что можно делать безнаказанно, следует делать.

Аксиома Расина

 

 

В современном обществе крайне остро стоит проблема подростковой преступности, или делинквентности (делинквентное поведение является разновидностью криминального и при крайних своих проявлениях классифицируется как уголовно наказуемое). Обычно делинквентность начинается с регулярного пропуска школьных занятий и приобщения подростка к группе сверстников, в которой приоритетными являются асоциальные установки. Как правило, в подобных группах в качестве лидера выступает старший по возрасту человек, более агрессивный, чем остальные члены группы, иногда – уже побывавший в местах лишения свободы. В этом возрасте подростку необходимо соотносить себя и свое поведение с личностью авторитетного взрослого, и – при неблагоприятных обстоятельствах – подобным авторитетом может стать лидер асоциальной группы.

Причины возникновения асоциального поведения

 Каковы же основные причины, приводящие подростка в неблагополучную среду?

Выделяют, во‑первых, наследственно‑биологические факторы. Конечно, склонность к совершению преступлений по наследству не передается, но определенные особенности нервной системы (повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность) являются генетически обусловленными. Такие дети часто лгут, отличаются безрассудством и эксцентричностью. В подростковом возрасте повышается риск возникновения у них различных форм асоциального поведения. Кроме того, как показывают клинические наблюдения, среди людей с таким складом личности гораздо в большей степени, чем среди остального населения, распространены алкоголизм и другие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Но самое сильное воздействие на формирование у подростка тех или иных форм поведения оказывает, безусловно, окружающая его микросоциальная среда – семья, школа, ближайшие друзья и знакомые. Многие подростки, совершающие противоправные действия, являются выходцами из социально неблагополучных семей. Родители, принимающие алкоголь и наркотики, зачастую неработающие, не могут вложить в ребенка необходимые духовно‑нравственные ценности, так как зачастую сами ими не обладают. К тому же такие семьи в большинстве случаев являются материально нуждающимися, и подросток не может позволить себе иногда даже покупку учебников, не говоря уже о чем‑то большем.

В школе такой ребенок, как правило, конфликтует как с учителями, так и со своими одноклассниками, демонстрируя так называемую педагогическую запущенность. Естественно, в подобных условиях самооценка ребенка занижена, он чувствует свою ненужность и ущербность. И только группа таких же неблагополучных подростков дает ему возможность быть принятым, услышанным, повысить свою самооценку, приобрести самоуважение, пусть и с помощью совершения противоправных действий.

 

 

...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Во многих случаях главной причиной асоциального поведения подростка является отсутствие у него самоуважения. Если ваш ребенок не успешен в учебе и не имеет увлечений, в которых он мог бы себя реализовать, словом, не оправдывает ваших ожиданий, не спешите осуждать его за это – поверьте, он и сам страдает, так как чувствует свою неполноценность. Родители должны принимать своего ребенка со всеми его недостатками. Такому подростку нужна не критика, а помощь: постарайтесь вместе с ним найти ту сферу жизнедеятельности, в которой он сможет оказаться успешным и повысить за счет этого свою самооценку.

 

Другой вариант «трудного» подростка – это ребенок, воспитывающийся в стиле гиперопеки, «маменькин сынок». В подростковом возрасте у таких детей может развиться негативизм по отношению к образу жизни родителей, протест против постоянного контроля и давления. Улица в данном случае дает возможность подростку обрести наконец чувство долгожданной свободы и самостоятельности.

Для таких родителей известие о том, что их ребенок совершил правонарушение, становится настоящим шоком, особенно если действия подростка «подпадают под статью». Здесь следует отметить, что законодательство РФ предусматривает различные законные пути освобождения несовершеннолетних граждан от ответственности и наказания при условии, что преступление было совершено подростком впервые и не относилось к разряду тяжких и особо тяжких. Однако родители в такой ситуации должны, разумеется, сделать соответствующие выводы относительно методов воспитания своего сына или дочери и внести в них необходимые коррективы.

 

 

...

ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Уголовно‑правовую ответственность человек несет по достижении на момент совершения преступления 16 лет. По 20 составам тяжких и некоторых иных преступлений (убийство, изнасилование, кража, грабеж, разбой, хулиганство, вандализм и др.) установлена уголовная ответственность с 14 лет.

Уголовно‑процессуальное законодательство в отношении несовершеннолетних имеет свои особенности.

1. Задержание и арест в качестве меры пресечения применяются к лицам, не достигшим 18‑летнего возраста, лишь в исключительных случаях – ст. 393 УПК РСФСР.

2. Лишение свободы несовершеннолетним может назначаться на срок не свыше 10 лет (для взрослых по совокупности приговоров этот срок составляет 30 лет) – ст. 88 и 89 УК РФ.

3. При назначении наказания несовершеннолетнему суд призван рассмотреть возможность применения мер, не связанных с лишением свободы. Во всех случаях, определив вид наказания, суд должен обсудить вопрос о возможности назначения ему наказания ниже низшего предела – ст. 64 УК РФ.

4. Такие виды наказания, как смертная казнь и конфискация имущества, к несовершеннолетним не применяются.

5. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести (при максимальном наказании до 5 лет лишения свободы), может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (помещением в специальные коррекционные общеобразовательные школы и профессиональные училища с круглосуточным наблюдением и контролем за воспитанниками). Территория учреждения охраняется; проводится досмотр вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей и передач. Ограничение контактов с родителями, уменьшение норм питания, лишение прогулок не допускается.

6. К освобожденным судом от уголовной ответственности несовершеннолетним могут быть применены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного госоргана; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности – ст. 90 УК РФ.

7. Сроки давности при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину, также как и сроки погашения судимости. Максимальный срок судимости для несовершеннолетних (в случае совершения тяжких и особо тяжких преступлений) составляет 3 года.

8. Судебное заседание по делу несовершеннолетнего не может проводиться без вызова в суд его родителей или иных законных представителей. Они вправе участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и отводы.

9. В процессе назначения наказания несовершеннолетнему помимо общих обстоятельств учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц – ст. 89 УК РФ.

 

 

ГЛАВА 2. ЗАВИСИМОСТЬ

 

Нельзя ничего сказать о глубине лужи, пока не попадешь в нее.

Закон Миллера

 

 

Проблема зависимости является одной из самых сложных в плане коррекции и лечения. Большинство людей, склонных к зависимому поведению, испытывают стойкую, зачастую избыточную потребность в том, чтобы о них заботились. Если эта потребность не удовлетворяется (оказывается фрустрированной), человек может практически полностью потерять интерес к отношениям с окружающими и сосредоточить все свое внимание на «агенте» зависимости – психоактивных веществах, азартных играх и т. п.

Зависимость от тех или иных форм поведения (в т. ч. от употребления химических веществ) опасна еще и тем, что развивается она не сразу, а исподволь. Ребенок, с удовольствием играющий в компьютерные игры, еще не зависим от них, но у него есть все шансы приобрести игровую зависимость. Точно так же взрослый человек, употребляющий алкоголь довольно редко (например, во время праздничных застолий), еще не является алкоголиком, однако, с точки зрения врачей‑наркологов, уже находится в группе риска. Тем не менее зависимость развивается не у всех детей, играющих в компьютерные игры, и не у всех взрослых, употребляющих спиртные напитки, а только у тех, кто к ней предрасположен.

Употребление психоактивных веществ, азартные игры, курение и другие факторы, которые способствуют развитию соответствующих форм зависимости, являются на начальном этапе лишь свидетельством того, что подросток склонен к асоциальному или же аутоагрессивному поведению, и предметом основного внимания взрослых должны быть не вещества, которые он употребляет, а именно эта его склонность. Так, излечившиеся наркоманы часто начинают злоупотреблять алкоголем, приобретают игровую и другие виды зависимости. Это говорит только о том, что основная проблема, которая послужила причиной развития у них наркомании, в процессе лечения так и не была устранена.

Среди социальных факторов, способствующих развитию у подростка зависимости, можно назвать все те же семейное неблагополучие и неправильное воспитание. Несмотря на то, что эти факторы, несомненно, являются основополагающими, мы здесь не будем рассказывать о том, какие именно педагогические ошибки взрослых могут привести к появлению у подростка данного заболевания, иначе нам пришлось бы повторять всю ту информацию, которая уже была изложена в предыдущих главах. На этот раз хотелось бы более подробно остановиться на признаках рассматриваемой проблемы, поскольку часто они оказываются не столь явными, как, например, в случае агрессивного или асоциального поведения, и диагностировать наличие у подростка зависимости можно, только владея соответствующей информацией.

Признаки зависимости

1. Спад в области физической активности и в сфере социальных коммуникаций. Общение и обычные занятия, которые раньше доставляли подростку удовольствие, постепенно вытесняются из его жизни зависимым поведением.

2. Все возрастающая потребность в «агенте» зависимости, стремление увеличивать дозу (в случае зависимости от химических веществ) или время, проведенное за компьютером (в случае компьютерной зависимости).

3. Неспособность контролировать свое поведение (количество выпитого алкоголя; время, проведенное за игрой, в Интернете и т. д.). Ложь или искажение фактов при ответах на вопросы, касающиеся зависимого поведения.

4. Сильное беспокойство или раздражение в случае невозможности реализовать потребности, вызванные зависимостью.

5. Ложная уверенность зависимого человека в том, что данное поведение является безопасным для его здоровья.

6. Продолжение зависимого поведения, несмотря на все проблемы в отношениях, учебной деятельности и т. д., которые оно вызывает.

7. Стойкая привычка использовать «агент» зависимости как средство ухода от проблем и для улучшения настроения.

Зависимым специалисты считают человека, в поведении которого на протяжении 12 месяцев было обнаружено 4 и более из этих признаков.

Понятие созависимости

 Термином «созависимость» в международной классификации болезней принято обозначать расстройства психики, которые наблюдаются у родственников людей, страдающих как химическими (алкоголизм, наркомания, токсикомания), так и нехимическими формами зависимости (игромания, трудоголизм, шопингоголизм и пр.).

Чаще всего данное название употребляется по отношению к проблеме тех людей, чья жизнь постепенно теряет в их глазах собственную ценность и оказывается полностью подчиненной желанию «вытащить» из зависимости своего члена семьи. Часто бывает и так, что созависимые люди неосознанно способствуют усугублению состояния близкого человека. Многие из них испытывают хронический стресс, переживают чувства отчаяния и беспомощности, поэтому они точно так же, как и их больные родственники, нуждаются в помощи специалиста.

 

 

...

ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГА

На телефон доверия обратилась Надежда Сергеевна (46 лет) по поводу компьютерной зависимости своего 16‑летнего сына, Владимира Т. В последнее время он практически совсем перестал общаться с другими людьми, стал раздражительным, замкнутым, начал прогуливать школу. Практически все свое время молодой человек проводил за компьютером.

В психологическом консультировании существует правило: работать прежде всего с тем человеком, который обратился за помощью, – с его чувствами, желаниями, потребностями. Даже если вы беспокоитесь по поводу проблем какого‑то другого человека (своего ребенка, супруга, знакомого), так или иначе сложившаяся ситуация не дает нормально жить именно вам. Возможно, что тот, по поводу трудностей которого вы обратились, чувствует себя вполне комфортно и не испытывает желания что‑либо менять в своей жизни. Нет никакого смысла вести к психологу близкого человека, если у него самого такое желание отсутствует. Никакой пользы от работы в подобной ситуации не будет, наоборот, это может способствовать формированию чувства отчуждения и недоверия по отношению к вам.

Поэтому в данной ситуации психокоррекционная работа проводилась именно с матерью мальчика. В процессе консультирования Надежда Сергеевна рассказала о том, что интерес к компьютеру начал проявляться у Володи еще с дошкольного возраста – тогда ребенок использовал его для просмотра мультфильмов, так как телевизор был постоянно «занят» отцом, все свое свободное время проводившим у голубого экрана. Вначале ребенку разрешалось смотреть мультфильмы не более 20–30 минут, однако постепенно время просмотра увеличилось до нескольких часов. Мать много работала, не высыпалась и сильно уставала. Забирая сына из садика, она просила его помолчать и не задавать ей «глупых» вопросов. Придя домой и накормив домашних ужином, Надежда Сергеевна разрешала ребенку посмотреть мультики, сама же в это время пыталась хоть немного «восстановиться». Отец, тоже уставший после трудового дня, предпочитал все вечера проводить возле телевизора, к тому же свои основные функции он видел в материальном обеспечении семьи, а все остальное считал «женским делом».

Даже в выходные дни Надежда Сергеевна не могла выделить время для занятий с Володей, так как за неделю накапливалось чрезвычайно много хозяйственных дел, которыми она и занималась, либо, если чувствовала себя совершено обессиленной, просто лежала, разрешая сыну заниматься тем, что приносило всей семье огромное облегчение, – просмотром тех самых мультфильмов. Ребенок никому не мешал, спокойно сидел возле компьютера, давая родителям отдохнуть от себя и своей активности. В процессе работы с психологом Надежда Сергеевна с удивлением осознала, что и в настоящее время увлечение сына компьютером несет ей несомненные выгоды: молодой человек не пропадает на улице в сомнительных компаниях, не доставляет родителям беспокойства своим поведением, самодостаточен и не требует к себе никакого внимания. Если бы не прогулы уроков, то она вообще вряд ли смогла бы увидеть в компьютерной зависимости своего сына проблему, требующую незамедлительного решения.

Постепенно женщина начала понимать, что ее интерес к делам сына носит достаточно формальный характер: она контролирует его учебную деятельность, физическое здоровье, но не имеет ни малейшего понятия о том, чем живет ее ребенок, что его волнует, о чем он думает. В свою очередь, сын также не стремится доверять родителям ничего личного, не советуется с ними и сам не интересуется их жизнью. Как оказалось, уже не первый год каждый член семьи живет своей собственной, не зависящей от других жизнью, и к психологу женщину привело не что иное, как тщательно скрываемое чувство тотального одиночества.

Конечно, справиться с зависимостью невозможно за один день. Подростку, разучившемуся жить в реальном мире и общаться с людьми, нужна квалифицированная помощь и длительная реабилитация. Родителям же в такой ситуации необходимо осознать свою готовность изменить что‑то в собственной жизни и согласиться какое‑то (возможно, длительное) время «играть в одни ворота», не получая от ребенка никакой отдачи. Это непростой, но, к сожалению, практически единственный действенный способ решения данной проблемы.

 

Действия родителей

 Родители, не знакомые лично с данной проблемой, зачастую относятся к ней просто как к «социальному злу» и абсолютно не понимают, что чувствуют их сын или дочь, у которых уже успела сформироваться та или иная зависимость. Выбрасывая алкоголь, сигареты, наркотики или отбирая у подростка деньги, они уверены, что помогают ему таким образом избавиться от пагубного пристрастия. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев такие действия членов семьи ведут только к окончательному разрыву их отношений с зависимым подростком и усугублению его болезни.

Опасаясь огласки, многие родители не спешат обращаться к специалистам и пытаются решить проблему самостоятельно. Ребенок может пообещать им, что больше никогда не будет употреблять психоактивные вещества (играть в автоматы, часами просиживать в Интернете и т. д.). Однако весь ужас данной ситуации заключается именно в том, что зависимый человек просто физически не способен выполнить свое обещание! В результате болезнь прогрессирует, а драгоценное время оказывается упущенным.

Правильно оценить состояние подростка, страдающего той или иной формой зависимости, может только квалифицированный врач (психиатр, нарколог) или человек, который сам когда‑то через это прошел. К сожалению, во многих случаях прогнозы относительно течения болезни оказываются неутешительными – «чудо‑таблетки», при помощи которой можно было бы навсегда избавиться от данной проблемы, пока еще не существует.

На сегодняшний день одним из самых эффективных способов лечения различных форм зависимости считается программа «12 шагов». История ее появления такова: в 1935 году два алкоголика из США, Вильям Вилсон и Роберт Смит, смогли помочь друг другу оставаться трезвыми, заменив употребление спиртного беседами о своей проблеме. Этот опыт позволил им объединить других людей, зависимых от алкоголя, и в 1937 году группа насчитывала уже 40 участников. В 1938 году членами Общества анонимных алкоголиков (АА) была разработана программа «12 шагов». Человеку, не знакомому с проблемой зависимости, она может показаться несколько странной – призывы к смирению, покаянию и постоянным размышлениям о своем состоянии; упоминания о некой Высшей Силе… Многим людям, впервые столкнувшимся с подобным мировоззрением, может показаться, что подобные общества вообще представляют собой какие‑то секты.

Мы намеренно приводим здесь эту программу, так как она позволяет в полной мере понять все те изменения, которые происходят в психике зависимого человека. Несмотря на огромное количество клиник и медицинских центров, обещающих излечение за один сеанс при помощи кодирования, иглоукалывания, отрицательно‑рефлекторного программирования и т. д., во многих случаях справиться с зависимостью не представляется возможным. Человек может волевым решением отказаться от употребления алкоголя, наркотиков, от азартных игр и т. д., но изменения, произошедшие за это время в его психике, оказываются иногда необратимыми. Этим объясняется большинство рецидивов, наступающих через полгода, год, а иногда и через несколько лет после полного, казалось бы, излечения.

Программа «12 шагов»

 1. Мы увидели свое бессилие перед алкоголем (наркотиками) и признали, что потеряли контроль над собой.

 

2. Мы пришли к убеждению, что только Высшая Сила, более могущественная, чем наша собственная, сможет вернуть нам здравомыслие.

3. Мы приняли решение препоручить нашу волю и жизнь заботе этой Силы.

4. Мы смогли без страха посмотреть на свою зависимость.

5. Мы признались Высшей Силе, себе и по крайней мере одному другому человеку в том, что у нас есть эта зависимость.

6. Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Высшая Сила смогла избавить нас от нашей зависимости.

7. Мы смиренно просили Высшую Силу помочь нам в избавлении от зависимости.

8. Мы составили список всех тех людей, которым мы в разное время причинили вред из‑за нашей зависимости, и приготовились возместить нанесенный нами ущерб.

9. Лично, где только возможно, мы возмещали причиненный этим людям ущерб, за исключением тех случаев, когда это могло повредить им или кому‑либо другому.

10. Мы продолжали исследовать нашу зависимость, и когда видели, что она еще продолжает нами владеть, сразу же признавали это.

11. Мы стремились путем размышлений улучшать свое состояние.

12. Достигнув улучшения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести смысл наших идей другим алкоголикам (наркоманам) и применять эти принципы во всех наших делах.

На основе опыта «Анонимных алкоголиков» созданы аналогичные группы взаимопомощи по другим зависимостям: «Анонимные наркоманы», «Анонимные курильщики», «Анонимные азартные игроки» и др. В настоящее время количество членов групп взаимопомощи для людей, страдающих теми или иными формами зависимости, достигает 2 млн человек. Лечение по программе «12 шагов» бесплатное во всех странах мира. Химическая зависимость Психоактивными называются вещества, прием которых вызывает в организме ряд биохимических изменений, оказывающих влияние на функционирование головного мозга. Употребление этих средств приводит к интоксикации (отравлению) различной степени тяжести. Со временем у человека, злоупотребляющего тем или иным веществом, развивается физиологическая зависимость от него (наркомания, алкоголизм). Одним из основных признаков такой зависимости является толерантность – необходимость постоянно увеличивать дозу для достижения желаемого эффекта.

Другой опасный симптом данного заболевания – абстинентный синдром, возникающий при внезапном прекращении приема наркотиков (алкоголя) или при уменьшении дозы. Это состояние характеризуется крайне неприятными ощущениями больного (приступы страха, раздражительности, отчаяния; тошнота, озноб, сильные боли различной локализации), а также такими реакциями со стороны организма, как изменения сердечного ритма, нарушения обмена веществ, усиленное потоотделение, рвота, судороги и др.

 

 

...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

В некоторых случаях состояние абстиненции опасно для жизни, поэтому прекращение систематического приема наркотических средств можно проводить только под наблюдением врача и под «прикрытием» медикаментозной терапии.

Процесс очищения организма от токсических веществ при помощи соответствующих препаратов носит название детоксикации. Следует, однако, заметить, что данный метод может помочь только в том случае, если у зависимого человека имеется достаточно выраженная личная мотивация к полному отказу от употребления наркотиков. И даже тогда помимо медицинского вмешательства в виде устранения токсического воздействия наркотического средства на организм подростку необходимо пройти специальный психотерапевтический курс реабилитации, поскольку вероятность возникновения рецидивов у таких больных очень велика.

 

Употребление психоактивных веществ способствует возникновению различных неадекватных форм поведения, изменению физиологических реакций, нарушению памяти и физического здоровья. Некоторые наркотические средства имеют природное происхождение, другие синтезируются людьми в лабораторных условиях и отпускаются из аптек только по рецепту врача. Никотин, алкоголь и кофеин находятся в свободной продаже, их может приобрести любой человек, достигший 18 лет, однако систематическое злоупотребление данными веществами не менее вредно, чем прием наркотиков. И все же эти проблемы представляются родителям не такими опасными, как наркомания, потому что с неизвестным злом сталкиваться всегда страшнее.

Сегодня практически в каждой аптеке продаются специальные тесты, позволяющие родителям в домашних условиях определить, употребляет ли их ребенок запрещенные наркотические препараты, и если да, то какие именно. Расскажем теперь о наиболее распространенных психоактивных веществах и о том, какое воздействие каждое из них способно оказать на организм.

Виды психоактивных веществ

 Психоактивные вещества, вызывающие злоупотребление и зависимость, подразделяются на депрессанты, угнетающие активность центральной нервной системы (ЦНС); стимуляторы ЦНС; галлюциногены и т. д.

К депрессантам относятся алкоголь, седативные средства и опиаты (морфин, героин, метадон); к стимуляторам – кофеин, никотин, кокаин, амфетамины; к галлюциногенам – диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД), мескалин, псилоцибин и др. В отдельную группу выделяют каннабис (коноплю) – из этого растения получают гашиш и марихуану.

Депрессанты понижают активность центральной нервной системы, вызывая ощущение расслабленности, покоя, иногда эйфории. Они снимают состояние напряжения, чувство страха и различные внутренние запреты, которые определяют поведение человека в нормальном состоянии. Прием больших доз этих веществ приводит к нарушениям мышления, речевой функции и координации движений. При значительной передозировке возможен смертельный исход.

 

 

...

АЛКОГОЛЬ

Алкоголизм – наиболее часто встречающийся вид химической зависимости. Злоупотребление людей алкоголем представляет собой одну из самых значимых социальных проблем во всех странах мира.

Этиловый спирт, содержащийся в алкогольных напитках, действует на головной и спинной мозг. Первая стадия алкогольного опьянения характеризуется снижением самоконтроля и способности человека критически оценивать ситуацию. Многие люди в таком состоянии становятся веселыми, раскованными, общительными, чувствуют себя уверенными и счастливыми.

Следующая стадия сопровождается потерей человеком способности здраво рассуждать, нарушением речевой функции (речь становится менее четкой и связной), многие ведут себя при этом излишне эмоционально, а иногда и агрессивно. Дальнейшее воздействие этилового спирта на организм вызывает нарушения двигательных функций, зрения, слуха.

При превышении содержания алкоголя 0,09 % от объема крови развивается интоксикация. Если эта цифра достигает 0,55 %, может наступить смерть.

БАРБИТУРАТЫ

Это лекарственные препараты, которые применяются в медицинской практике в качестве снотворных средств. Несмотря на то, что отпуск всех снотворно‑седативных лекарств из аптек осуществляется строго по рецепту, ежегодно в мире от их случайной передозировки, а также от намеренного отравления с целью суицида умирают несколько тысяч человек. При систематическом употреблении барбитуратов развивается физиологическая зависимость.

В низких дозах эти вещества действуют на ЦНС примерно так же, как алкоголь. Увеличение дозировки вызывает состояние сна. При приеме слишком больших доз возможно резкое падение артериального давления и остановка дыхания, вследствие чего наступают кома и смерть. При систематическом злоупотреблении барбитуратами толерантность развивается только в отношении воздействия этих веществ на психику, смертельная же доза остается для организма неизменной, поэтому опасность передозировки в случае данной химической зависимости очень высока. Абстинентный синдром, возникающий вследствие прекращения употребления барбитуратов, особенно опасен тем, что на его фоне могут начаться конвульсии.

БЕНЗОДИАЗЕПИНЫ

Бензодиазепины являются самыми распространенными противотревожными препаратами и широко применяются в психоневрологической практике для лечения различных расстройств. В отличие от барбитуратов, они не вызывают сонливости и вялости, и при их использовании не столь велика вероятность смерти от передозировки, поскольку они не угнетают дыхательный центр. Тем не менее в больших дозах бензодиазепины также способны вызывать интоксикацию, а их систематическое употребление способствует возникновению физиологической зависимости.

МОРФИН И ГЕРОИН

Оба этих наркотика относятся копиатам – производным опия, натурального вещества, получаемого из сока опийного мака. Морфин был выделен из опия в 1804 году и сразу же нашел широкое применение в качестве обезболивающего средства. В 1898 году из морфина был получен новый препарат, устраняющий чувство боли, – героин. Поначалу никто не подозревал о способности героина практически моментально вызывать привыкание и зависимость – его использовали даже в качестве средства от кашля. Но уже в начале XX века медики пришли к заключению о том, что употребление препаратов, получаемых из опия, приводит к формированию физиологической зависимости. В настоящее время использование опиоидов в немедицинских целях карается законом, а героин запрещен к применению даже в лечебных учреждениях (в России – с 1924 года).

Инъекция героина вызывает у наркомана прилив сил и кратковременный экстаз, сравнимый с оргазмом. После этого возникает многочасовое состояние блаженства: наркозависимый испытывает приятную расслабленность и ощущает себя абсолютно счастливым. Еда, секс и другие физические потребности не имеют для него в это время никакого значения. Зависимость развивается уже после нескольких инъекций. Типичный признак героинового опьянения – суженные зрачки, не реагирующие на свет.

Со временем потребность в этом химическом веществе становится ежедневной. Необходимость постоянно увеличивать дозу для достижения желаемого эффекта рано или поздно приводит к передозировке, в результате которой при отсутствии неотложной медицинской помощи происходит угнетение дыхательного центра и в большинстве случаев наступает смерть.

Абстинентый синдром у наркоманов, зависимых от героина, проявляется сначала в виде тревоги, повышенного потоотделения и учащенного дыхания. Первые симптомы возникают через 8‑12 часов после принятия последней дозы. Затем начинаются сильные судороги и непреходящие боли. Состояние сопровождается полной потерей аппетита, тошнотой, диареей и рвотой. Повышаются температура тела и артериальное давление; за счет потери организмом жидкости наркоман теряет вес. Бессонница может продолжаться в течение двух суток. Невозможность пить жидкость и принимать пищу истощает организм окончательно.

Если наркозависимый в абстиненции снова не примет героин, такое состояние может продолжаться у него в течение недели. Сон восстанавливается только через месяц, а депрессия у «бросившего» наркомана длится в течение как минимум полугода.

 

Стимуляторы центральной нервной системы повышают физическую активность, ускоряют реакции и мыслительные процессы, вызывая кратковременное состояние эйфории. Самыми распространенными из этих веществ являются кофеин и никотин. При всей кажущейся безобидности кофе и чая, от употребления этих напитков подросткам следует воздерживаться. Чай можно пить только некрепкий и не чаще одного‑двух раз в день, а вместо кофе лучше вообще покупать суррогатные напитки, не содержащие кофеина. Регулярное потребление чая и кофе приводит к тому, что ребенок становится раздражительным, у него нарушается сон, повышается нагрузка на почки и сердечно‑сосудистую систему. Передозировка кофе может вызвать сильную головную боль, беспокойство, нарушения сердечного ритма и т. д. Как правило, к злоупотреблению натуральным кофе склонны курящие люди, которым кофеин нужен для поддержания тонуса и работоспособности.

 

 

...

НИКОТИН

Курение способствует развитию заболеваний сердечно‑сосудистой системы (в частности, артериальной гипертонии), вызывает спазм сосудов, провоцирует образование злокачественных опухолей. Тем не менее отказаться от этой пагубной привычки способны лишь немногие люди, пристрастившиеся к табаку.

Согласно исследованиям американских ученых, привыкание к никотину развивается так же быстро, как и к опиоидам, в частности к героину, а по некоторым данным, даже быстрее. При вдыхании сигаретного дыма никотин поступает в мозг еще раньше, чем при инъекционном введении наркотических препаратов. Абстинентный синдром заядлых курильщиков характеризуется раздражительностью, возникновением повышенного аппетита, нарушениями обмена веществ, расстройствами внимания, сна и неудержимым желанием выкурить хотя бы одну сигарету. Большинство людей, бросающих курить, снова возвращаются к этой привычке в течение года.

КОКАИН И АМФЕТАМИНЫ

Кокаин представляет собой растительный алкалоид. Наркотик, выделенный из растения, – это белый порошок, не имеющий запаха, который обычно вдыхают, однако возможно также внутривенное введение или курение через трубку.

Амфетамины – лекарственные препараты, оказывающие на организм аналогичное воздействие. Изначально они предназначались для лечения астмы, но побочный эффект этих лекарств – их стимулирующее действие на ЦНС – позволил им снискать популярность у самого широкого круга населения. В настоящее время использование кокаина и амфетаминов (декстроамфетамина, метамфетамина и др.) запрещено законом.

Прием кокаина и амфетаминов вызывает прилив бодрости; человек становится возбужденным, болтливым. При приеме больших доз возможно нарушение мышления, агрессивность, чувство страха и спутанность сознания. У некоторых людей возникают галлюцинации и бред; наибольшую опасность для жизни наркомана в этот момент представляют нарушения сердечной деятельности. Действие наркотика продолжается обычно 24 часа; у наркозависимых этот период может длиться дольше. В абстиненции наркоман испытывает состояние упадка сил, сопровождающееся депрессией, головными болями, головокружениями и обмороками. В некоторых случаях возможно угнетение дыхания и наступление комы.

 

Галлюциногены способствуют обострению восприятия, в первую очередь сенсорного. Под воздействием эт<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.