Муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением

2021-01-29 52
Муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(по состоянию на 1 марта 2018 г.)

 

Представительные органы муниципальных образований, подлежащие формированию, единиц:

в соответствии с законами субъектов Российской Федерации

в соответствии с уставами муниципальных образований

на муниципаль-ных выборах (прямое указание) по системе делегирования (прямое указание) применяется иной способ регулирования на муниципаль-ных выборах по системе делегирования
муниципальных районов 851 470 436 1048 709
городских округов с делением - 3 - - 3

 

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 марта 2018 г. из 1759 сформированных и действующих представительных органов муниципальных районов 1139составов были избраны на муниципальных выборах, 620составов (а также все действующие составы представительных органов всех трех городских округов с внутригородским делением)– по системе делегирования. Отличия показателей, фиксирующих фактическое положение дел, от установленных положений обусловлены случаями изменения порядка формирования представительных органов муниципальных образований (что, как правило, не влечет досрочного прекращения полномочий ранее сформированных составов), роспуска (самороспуска) представительных органов муниципальных образований, а также происходящими в ряде субъектов Российской Федерации процессами преобразования муниципальных образований.

В городских и сельских поселениях (за исключением 74 малочисленных поселений, в которых функции представительных органов осуществляются сходами граждан), в городских округах (кроме округов с внутригородским делением),                во внутригородских районах (в городских округах с внутригородским делением) и во внутригородских муниципальных образованиях (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) представительные органы избираются на муниципальных выборах.

На момент запроса информации (1 марта 2018 г.) были сформированы                  и действовали 21 846 представительных органов муниципальных образований,              из которых 21 223 состава было сформировано путем проведения прямых выборов,                      623 состава – по системе делегирования. Большая часть составов, сформированных путем проведения прямых выборов, избрана по мажоритарной системе относительного большинства с одномандатными или многомандатными избирательными округами. Пропорциональная избирательная система была применена при формировании 381 действующего состава, смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система – при формировании             637 составов.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 136-ФЗ и другими федеральными законами) законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований может быть установлен один из трех способов избрания главы муниципального образования:

- избрание на муниципальных выборах (далее – муниципальные выборы»);

- избрание депутатами представительного органа муниципального образования из своего состава (далее – избрание из состава депутатов);

- избрание депутатами представительного органа муниципальных образований из числа претендентов, представленных конкурсной комиссией (далее –
конкурсная система или избрание по конкурсу).

Главы малочисленныхгородских и сельских поселений, в которых представительные органы не формируется, а их полномочия осуществляются сходами граждан, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона№ 131-ФЗ(с изменениями и дополнениями) также должны избираться на сходах граждан.

С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 30-П, вопросы определения порядка избрания глав муниципальных образований должны регулироваться законами субъектов Российской Федерации с учетом следующих требований:

- для муниципальных районов, городских округов (городских округов с внутригородским делением) и внутригородских районов может быть установлен как альтернативный, так и безальтернативный порядок избрания главы муниципального образования;

- для городских поселений, сопоставимых с городскими округами, может быть установлен безальтернативный порядок избрания главы муниципального образования, если эти поселения подпадают под критерии, которые должны быть сформулированы в самом законе;

- для прочих городских поселений, а также для всех без исключения сельских поселений должны быть предусмотрены положения, позволяющие им самим выбрать порядок избрания главы муниципального образования; во всяком случае, сельские поселения не могут быть лишены возможности закрепить в своих уставах положения о прямых выборах глав муниципальных образований.

В республиках Марий Эл и Тыва, а также Амурской и Воронежскойобластях законы субъектов Российской Федерации позволяют муниципалитетам (включая городские округа и муниципальные районы) выбирать любые предусмотренные федеральным законодательством способы избрания глав муниципальных образований, закрепляя их в своих уставах.

Повсеместное применение конкурсной системы применительно к главам муниципальных районов и городских округов предусмотрено законами 25 субъектов Российской Федерации (республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Коми, Мордовия, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Приморский и Ставропольский края, Архангельская, Волгоградская, Ивановская, Липецкая, Магаданская, Московская, Новгородская, Омская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская и Челябинская области, Еврейская автономная область).

Повсеместное избрание глав муниципальных районов и городских округов депутатами представительных органов предусмотрено законами 15 субъектов Российской Федерации (Республика Алтай, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Крым, Северная Осетия – Алания, Чеченская, а такжеБелгородская, Брянская, Вологодская, Калужская, Ленинградская, Орловская, Ростовская, Рязанская и Тульская области).

При этом в Республике Татарстан избрание глав муниципальных районов
и городских округов представительными органами из собственного состава,
а в Удмуртской Республике, Алтайском и Пермском краях, Нижегородской, Оренбургской, Сахалинской и Тверской областях применение конкурсной системы, обусловлено применением формальных критериев, под которые подпадают
все городские округа и муниципальные районы данных субъектов Российской Федерации.

Повсеместное применение системы прямых выборов глав муниципальных районов и городских округов предусмотрено законами 4 субъектов Российской Федерации –республик Бурятии, Саха (Якутия) и Хакасия, а также Чукотского автономного округа.

В некоторых субъектах Российской Федерации одна из систем де-факто закреплена в качестве основнойс одним-двумя обозначенными в законе исключениями. Так, в Калининградской области глава городского округа Калининград избирается по конкурсу, главы остальных муниципальных районов
и городских округов – из депутатов;

В Республике Башкортостан, где главы муниципальных районов и городских округов избираются из состава депутатов, и Томской области, где сохраняется система прямых выборов, «вынужденными» исключениями являются закрытые административно-территориальные образования Межгорье и Северск. Как известно, главы ЗАТО избираются по конкурсу в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 297-ФЗ).В Мурманской области избираемые по конкурсу главы 5 ЗАТО также представляют собой исключение из общего правила об избрании глав городских округов и муниципальных районов представительными органами указанных муниципальных образований из своего состава.

В Республике Карелия, Хабаровском крае, Псковской области и Ненецком автономном округе одна из систем предусмотрена для городских округов, другая – для муниципальных районов. В Забайкальском крае и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре муниципальные районы и городские округа могут самостоятельно выбирать не из трех, а из двух предусмотренных законами субъектов Российской Федерации способов избрания глав муниципальных образований. В остальных субъектах Российской Федерации (за исключением
3 городов федерального значения, в которых нет ни муниципальных районов, ни городских округов) законами субъектов Российской Федерации применяются иные сочетания правовых норм, определяющих способы избрания глав муниципальных образований указанных видов.

В соответствии с законами субъектов Российской Федерации подлежат избранию главы 1 757 муниципальных районов и 592 городских округов. Согласно положениям указанных законов главы 142 муниципальных районов и 36 городских округов должны быть избраны на прямых выборах, главы 424 муниципальных районов и 107 городских округов – из состава депутатов, главы 696 муниципальных районов и 329 городских округов – по конкурсу. Способы избрания глав муниципальных районов и городских округов, не закрепленные законами субъектов Российской Федерации в явной форме, должны быть установлены уставами муниципальных образований исходя из предложенных вариантов и (или) формальных критериев, закрепленных законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений уставов муниципальных районов и городских округов подлежат избранию на муниципальных выборах главы 215 муниципальных районов и 65 городских округов, из состава депутатов – главы 638 муниципальных районов
и 140 городских округов, по конкурсу – главы 904 муниципальных районов
и 383 городских округов (еще в 4 недавно образованных городских округах уставы пока не приняты).

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 марта 2018 г. из 1 739 избранных и действующих глав муниципальных районов и 578 глав городских округов соответственно 345 и 109 глав были избраны на муниципальных выборах, 670 и 167 глав – из состава депутатов, 724 и 302 главы – по конкурсу. Отличия показателей, фиксирующих фактическое положение дел, от установленных положений обусловлено изменениями положений законов и уставов муниципальных образований(не влекущих досрочного прекращения полномочий ранее избранных глав), случаями досрочного прекращения полномочий глав муниципальных образований, а также происходящими в некоторых субъектах Российской Федерации процессами преобразования муниципальных образований.

В большинстве субъектов Российской Федерации для всех городских поселений предусмотрена возможность выбора из двух или трех способов избрания главы городского поселения, одним из которых, как правило, являются муниципальные выборы.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации введены критерии,
в соответствии с которыми для отдельных городских поселений может устанавливаться определенный порядок избрания глав.

Соответствующие критерии могут быть связаны, в частности, с численностью жителей, административным статусом поселения (как правило, статусом административного центра муниципального района), осуществлением администрацией муниципального района функций администрации поселения, осуществлением органами местного самоуправления поселения определенных делегированных государственных полномочий, расположением территориальных органов исполнительной власти, федеральных судов, мировых судей, государственных предприятий и учреждений, воинских частей и т.п., финансово-экономическими показателями (доля субвенций в доходах местных бюджетов), особенностями статуса самого поселенияили территории, на которой оно расположено (моногорода, приграничные территории и т.п.) либо наличия объектов, представляющих повышенную опасность.

В некоторых субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Нижегородская область и др.) критерии сформулированы таким образом,
что под них подпадают все находящиеся на их территории городские поселения.

Для городских поселений, подпадающих под критерии, закрепленные законами субъектов Российской Федерации, может устанавливаться в качестве безальтернативного один из способов избрания главы, отличный от прямых  выборов – из состава депутатов (республики Башкортостан, Коми, Татарстан, Удмуртская, а также Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Пензенская, Ростовская области и Ямало-Ненецкий автономный округ) либо по конкурсу (Краснодарский, Красноярский, Пермский край). В нескольких субъектов Российской Федерации Российской Федерации (Республика Бурятия, Волгоградская, Смоленская, Тверская, Челябинская, Ярославская области и др.) к городским поселениям могут применяться обе системы.

В 3 субъектах Российской Федерации – Республике Саха (Якутия), Иркутской области, Чукотском автономном округе – главы городских поселений подлежат избранию на муниципальных выборах. Еще в 9 субъектах Российской Федерации – республиках Алтай и Ингушетия, Магаданской, Оренбургской, Сахалинской
и Тюменской областях, а также в городах федерального значения Москве,
Санкт-Петербурге и Севастополе) городские поселения отсутствуют.

В соответствии с законами субъектов Российской Федерации                                из 1 531 глав городских поселений, подлежащих избранию, главы 134 поселений должны быть избраны на муниципальных выборах, главы 44 поселений – из состава депутатов, главы 76 поселений – по конкурсу, глава 1 поселения (Иннополис) – на сходе граждан.Главы городских поселений, порядок избрания которых не определен законом субъекта Российской Федерации, должны избираться одним из вышеуказанных способов в соответствии с уставами муниципальных районов. Согласно положениям уставов муниципальных образований в 438 поселениях главы должны избираться на муниципальных выборах, в 722 поселениях – из состава депутатов, в 371 поселении – по конкурсу, в 1 поселении – на сходе.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 марта 2018 г. из 1 510 избранных и действующих глав городских поселений соответственно 527 были избраны на муниципальных выборах, 730 –
из состава депутатов, 252– по конкурсу, 1 (глава городского поселения Иннополис) – на сходе граждан.

Законами 2 субъектов Российской Федерации (Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов) система прямых выборов установлена
как единственно возможная для всех сельских поселений, в 3 субъектах Российской Федерации (Краснодарском крае, Иркутской и Новгородской областях) – для большинства сельских поселений, в 1 субъекте Российской Федерации (Республике Саха – Якутия) – для части сельских поселений.

Согласно законам 3 субъектов Российской Федерации установлен иной, отличный от муниципальных выборов, порядок избрания глав некоторых сельских поселений – административных центров муниципальных районов
и (или) поселений, насчитывающих определенное число жителей, –из состава депутатов (Калужская область) или по конкурсу (Республика Адыгея, Краснодарский край).

В большинстве субъектов Российской Федерации для всех сельских поселений (с некоторыми исключениями, касающимися сельских поселений со сходами граждан, и иногда также сельских поселений – административных центров субъектов Российской Федерации) законами установлена возможность применения двух или трех способов избрания глав поселений с тем, чтобы конкретный способ избрания главы для каждого поселения был установлен его уставом.

По состоянию на 1 марта 2018 г. должны избиратьсятем или иным способом главы 17 735 сельских поселений. При этом в соответствии с уставами сельских поселений подлежат избранию на муниципальных выборах 4 480 глав, из состава депутатов – 7 317 глав, по конкурсу – 5 844 главы, на сходах – 73 главы (еще в 21 сельском поселении принятые и зарегистрированные уставы отсутствуют).

В соответствии с законами Республики Дагестан, Самарской и Челябинской областей главы городских округов с внутригородским делением Махачкалы, Самары и Челябинска и главы 10 внутригородских районов в городах Махачкале и Челябинске подлежат избранию (и избраны фактически) по конкурсу;
в то же время главы 9 внутригородских районов города Самары подлежат избранию (и избраны фактически) депутатами внутригородских районов из своего состава.

Порядок избрания глав внутригородских муниципальных образований
в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе определяется законами указанных субъектов Российской Федерации и уставами указанных внутригородских муниципальных образований. В 145 из 146 внутригородских муниципальных образований города Москвы и 111 муниципальных образованиях города Санкт-Петербурга предусматривается возможность избрания глав муниципальных образований на муниципальных выборах или из состава депутатов; уставами всех вышеуказанных муниципальных образований предусмотрено избрание глав из состава депутатов. Исключениемв границах города Москвы является бывший городской округ Троицк, глава которого избирается по конкурсу. В 10 муниципальных образованиях города Севастополя способ, предусматривающий избрание главы муниципального образования из состава депутатов, предусмотрен как единственно возможный.
По состоянию на 1 марта 2018 г. 260 глав внутригородских муниципальных образований избраны из состава депутатов и 1 глава по конкурсу.

 

 

Таблица 8. Способы избрания глав муниципальных образований,

в соответствии с уставами муниципальных образований*

(по состоянию на 1 марта 2018 г.)

 

Количество глав муниципальных образований, единиц

Подлежащих избранию

 

ВСЕГО

на муниципальных выборах из состава депутатов по конкурсу на сходах глав муниципальных районов 208 638 904 - 1 750 глав городских поселений 438 722 371 1 1 532 глав сельских поселений** 4 480 7 317 5 844 73 17 714 глав городских округов 65 140 383 - 588 глав городских округов с делением - 0 3 - 3 в т.ч. глав муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации*** 12 31 37 - 80 глав внутригородских районов - 9 10 - 19 глав внутригородских муниципальных образований - 266 1 - 267

* Способ избрания глав муниципальных образований определяется исходя из положений законов субъектов Российской Федерации применительно к муниципальным районам, городским округам (городским округам с внутригородским делениям), городским поселениям, внутригородским районам и внутригородским муниципальным образованиям в городах федерального значения, а также применительно к вновь образованным сельским поселениям, в которых еще не приняты и (или) не зарегистрированы уставы, и исходя из положений уставов муниципальных образований применительно к сельским поселениям, а также к иным муниципальным образованиям, для которых законом субъекта Российской Федерации не определен способ избрания главы муниципального образования либо предусмотрено несколько возможных способов его избрания.

** Без учета глав 5 сельских поселений так называемого «Бежтинского участка» Цунтинского района Республики Дагестан, способ избрания глав которых не определен ни законами Республики Дагестан, ни действующими уставами сельских поселений, принятыми и зарегистрированными в установленном порядке.

*** 77 муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации – являются городскими округами, еще 3 – городскими округами с внутригородским делением; они не являются видом муниципальных образований, сведения по ним не учитываются отдельно при общем суммировании.

 

Фактически (по состоянию на 1 марта 2018 г.) главы муниципальных образований избраны в 21 703муниципальных образованиях, из них:

- на муниципальных выборах – 6 718 глав (30,9%);

- из состава депутатов – в 8 896 глав (41,0%);

- по конкурсу – 6 018 глав (27,8%);

- на сходах – 71 глава (0,3%).

 

Таблица 9. Действующие главы муниципальных образований по способу избрания               (по состоянию на 1 марта 2018 г.)

 

Количество глав муниципальных образований, в т.ч.

Избранных

 

ВСЕГО

на муниципальных выборах из состава депутатов по конкурсу на сходах
глав муниципальных районов 345 670 724 - 1 739
глав городских поселений 527 730 252 1 1 510
глав сельских поселений 5737 7 060 4 726 70 17 593
глав городских округов 109 167 302 - 578
глав городских округов с делением - - 3 - 3
в т.ч. глав муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации 10 36 33 - 79
глав внутригородских районов - 9 10 - 19
глав внутригородских муниципальных образований - 260 1 - 261
ВСЕГО 6 718 8896 6018 71 21 703

 

При этом главы 51 муниципального района одновременно возглавляют одно из входящих в его состав городских поселений, а главы 42 муниципальных районов – одно из сельских поселений. Такая практикаимеетместо в 16 субъектах Российской Федерации в тех случаях, когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных районов представительный орган муниципального района формируется методом делегирования, а глава указанного муниципального района избирается из состава депутатов.

С учетом указанного совмещения статусов всего в Российской Федерации насчитывается 21 610глав в 21 703 муниципальных образований.

Из 80 глав муниципальных образований – административных центров                  и столиц субъектов Российской Федерации (существующих во всех субъектах Российской Федерации, кроме Московской и Ленинградской областей, а также городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) 25 глав в соответствии с законами субъектов Российской Федерации подлежат избранию
из состава депутатов, 37 глав – по конкурсу, 9 глав (в Абакане, Анадыре, Екатеринбурге, Кемерово, Новосибирске, Томске, Улан-Удэ, Хабаровске, Якутске) – на муниципальных выборах, еще 9 глав– в порядке, установленном уставами муниципальных образований исходя из условий, сформулированных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Фактически
из 79 действующих глав муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации 10 избраны на муниципальных выборах,
36 – из состава депутатов, 23 – по конкурсу (в городеВоронеже должность главы
по состоянию на 1 марта 2018 г. не была замещена).

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований главы муниципальных образований должны либо исполнять функции председателя представительного органа муниципального образования, либо возглавлять местную администрацию.

Главы муниципальных образований, избранные по конкурсу или на сходе граждан (в поселениях, в которых сходом граждан также осуществляются полномочия представительного органа) возглавляют местную администрацию. В отношении глав муниципальных образований, избираемых на муниципальных выборах или из состава депутатов, подобных ограничений и предписаний относительно их места в системе органов местного самоуправления действующей с 2015 г. редакцией Федерального закона № 131-ФЗ не предусмотрено.В то же время главы городских и сельскихпоселений – административных центров муниципальных районов, в которых местная администрация не формируется в связи с осуществлением ее полномочий администрацией муниципального района, возглавляют представительный орган поселения.

Уставом муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения либо внутригородского муниципального образования в городе федерального значения, может быть предусмотрено, что глава муниципального образования исполняет обязанности председателя представительного органа муниципального образования и возглавляет местную администрацию одновременно. Такая возможность имеется вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в законе субъекта Российской Федерации.

Фактически из 21 703 глав муниципальных образований 4 616 глав(в 634 муниципальных районах, 769 городских и 2 855 сельских поселениях, 180 городских округах, 9 внутригородских районах и 169 внутригородских муниципальных образованиях в городах федерального значения) возглавляют представительные органы муниципальных образований.

7 516 глав муниципальных образований (в 1105 муниципальных районах, 741 городском и 5 258 сельских поселениях, 398 городских округах, 3 городских округах с внутригородским делением, 10 внутригородских районах и 1 внутригородском муниципальном образовании в городе федерального значения)возглавляют местные администрации.

9 571 глава муниципальных образований (в9 480 сельских поселениях                       и 91 внутригородском муниципальном образовании в городах федерального значения) совмещают функции председателей представительных органов муниципальных образований и глав местных администраций.

Таблица 10. Сочетание способов избрания действующих глав муниципальных образований


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.