Общая характеристика мужского национального костюма — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общая характеристика мужского национального костюма

2021-01-29 81
Общая характеристика мужского национального костюма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиционный костюм - это не простой набор предметов одежды. В нем все подчинено друг другу и взаимосвязано. Не зря же сам костюм называется "строй". И здесь недостаточно взять предметы одежды с одного места, чтобы они стилистически подходили один другому. Каждый элемент одежды, как кусочек мозаики дополняет и взаимодействует со всем ансамблем. Наиболее ярко это проявляется в системе женского костюма, которая была рассмотрена в предыдущей главе. Однако мужской костюм является не менее важной составляющей национального строя белорусов в целом.

Историческое развитие костюма определялось природно-климатическими условиями, древними этнографическими традициями народа, уровнем производственных сил общества, интенсивностью миграционных процессов, культурными связями с другими этносами. История мужского костюма в Беларуси дает возможность лучше узнать внешний облик наших предков, более глубоко понять их нравы,эстетические вкусы, быт и характер той или иной эпохи.

На протяжении истории традиционное общество выставляло ряд требований к мужскому костюму, некоторые из которых были закреплены документально. Например, Статуты Великого Княжества Литовского запрещали непривилегированным сословиям использовать в костюме ценные камни и дорогие ткани ярких цветов. Примечательно, что данные требования касались только мужского костюма, так как мужчины в то время были более вовлечены в социальную и политическую жизнь общества. На протяжении столетий костюм служил символом классовой принадлежности, обозначал занятия мужчины, его имущественный статус, формировал стиль поведения и мировоззрение.

Свойство костюма сохранять устойчивые элементы и конструкционные черты, делает его ценным источником для более глубокого и детального изучения вопросов культуры, быта и обычаев наших предков.

Сведений о костюме до первой половины X века очень мало и они носят фрагментарный характер. Наиболее полную информацию предоставляют археологические раскопки, а также литографические и летописные сведения. Согласно реконструкциям археологических раскопок курганов, основу костюма складывали льняная рубаха навыпуск, подпоясанная поясам, и широкие льняные или суконные штаны.

Основным сырьем для создания костюма служили лен, шерсть, волокна конопли и крапивы. Как материал для отдельных элементов костюма использовались шкуры различных зверей, домашних животных в первую очередь овечек.

Развитие мужского костюма в XVI столетии прослеживается через различные исторические, литературные и письменные источники, к которым относятся в частности доклады, материалы судов и другие документы, содержащие детальное описание мужского образа. Позднее, материалом воссоздания образа национального костюма послужили картины, на которых были изображены представители знатных родов Беларуси.

Следует отметить разницу в развитии традиционного мужского костюма высшего сословия и традиционного костюма сельских жителей. В последних, более полно и основательно прослеживаются национальные традиции и этническая колористка. Окончательный образ национального мужского костюма в сельской местности сложился только к концу XIX началу XX века. Костюм же высшего сословия претерпевал сильное влияние модных тенденций, проникавших на территорию Беларуси в результате межкультурного взаимодействия. При этом, как образец национального мужского костюма следует рассматривать именно сельский костюм, так как в нем наиболее полно сохранились все черты национальной самоидентификации.

На территории Белоруссии исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к определённой местности

Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда)

Наиболее старинным элементом мужского костюма можно назвать рубаху (кашулю). Её носили в любом возрасте в будни и праздники, при любом материальном или семейном положении. Их кроили из цельного полотна, таким образом, что не один кусок ткани не пропадал.

Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние -- из темного сукна (суконники). Узкие штанины соединяли в верхней части ромбовидной вставкой, спереди делали прореху. Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали. В конце XIX в. полотняные ноговицы стали нижним бельем. В XX в. на смену ноговицам пришли фабричные изделия. Ноговицы -- элемент самой обыденной одежды.

Покрой одежды в конце XIX-начале XX в. не отличался особой сложностью. Одевались в основном в белые льняные рубахи в виде туники с длинными рукавами и низкими стоячими воротничками. В верхних рубахах рукава, воротник, а в мужских и подол украшались вышивкой, тесьмой или вязаными кружевами. Рубаха носилась навыпуск, подпоясывалась цветным поясом. Карманы отсутствовали, их заменяла кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к кожаному поясу.

Мужские рубахи были гораздо короче женских, поскольку к ним полагались еще и портки. Те, кто победнее, носили обычные льняные портки, а те, кто побогаче -- сверху еще и шелковые.

Мужской однобортный пиджак из домотканого сукна назывался бравэркой. Спереди он имел два прорезных и два накладных кармана, спина была с подрезной кокеткой и хлястиком, воротник и борта отложные, рукав прямой, часто внизу отделанный накладкой с пуговицей. В конце XIX - нач. XX в. бравэрку носили зажиточные крестьяне, мелкая шляхта.

Вид летней мужской безрукавки в конце XIX в. -- из домотканого сукна или полотна называли камизэлькой (от комзола).

Развитие мужского национального костюма на территории Беларуси неотрывно взаимосвязано с историческими событиями, протекающими на ее территории. Национальный белорусский мужской костюм формировался под влияние природно-климатических, культурных и социально-исторических условий. На его становление оказали влияния межкультурные связи с географическими соседями, а также традиции верования, обычаи и мировоззрение белорусского народа. В ходе исторического развития, мужской костюм в значительно большей степени начал претерпевать влияние городской моды. И можно сказать о том, что именно мужской костюм как образец национальной культуры вышел из практического применения гораздо быстрее, чем женский.

Верхняя одежда

Ввиду климатических особенностей нашей страны, верхняя одежда являлась неотъемлемой составляющей мужского костюма. Она защищала от холода в морозные месяцы. Во многих случаях являлась показателем достатка и статуса своего хозяина. Истерические сведения наиболее подробно описывают верхнюю одежду высшего сословия, так сведения о ней сохранились наиболее полно. Ввиду фиксирования этапов жизни представителей высшего сословия в документах и на картинах.

Что касается верхней одежды относящееся к традиционному национальному мужскому костюму, то подробные сведения о ней относятся к более позднему периоду. Однако известно, что крестьянская верхняя одежда шилась из грубого домотканого сукна или полусукна, при этом она сохраняла свои основные качества, была удобной для работы. Часто в качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась по-разному: "епанча", "кирея", "бурка", "чуя".

Кроме этого были распространены такие виды верхней одежды как сермяга, кожух и полушубок, сшитые из самодельного сукна и овчин. Такая одежда согревала в холода и стоила определенных денег. Некоторые исследователи рассматривают факт отсутствие верхней одежды типа сермяги у поляков и балтов, как доказательство ее распространение среди белорусов и русских.

Верхняя одежда является традиционным элементом мужского костюма. Традиционная одежда белорусов имела ряд локальных особенностей и кроме практических функций, несла в себе определенную информационную нагрузку, отражая статус и материальное положение человека носившего ее.

 

Головные уборы

Головные уборы является важной составляющей мужского костюма. На протяжении многих столетий они завершали композиционную структуру одежды и были показателем социального статуса, профессиональной, этнической половозрастной принадлежности человека, это означает, что они выполняли одну из важнейших функций - сигнальную. Кроме того, они выполняли утилитарную, обрядовую и эстетическую функции.

Существовали правила, согласно которым, головной убор необходимо было снимать в храме, перед пожилыми, знатными людьми, а также входя в дом. Нельзя было в шапке входить в зал суда и т.д.

Естественно, что климатогеографические условия Беларуси, требовали не только теплой одежды, но и надежного головного убора. Издревле в Беларуси существовали меховые шапки, которые шились из шкуры, шерсти, сукна. Шапка долгое время оставалась показателем принадлежности к тому, или иному сословию.

Существовало большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой -- меховая шапка (аблавуха). Головные уборы также делали из домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета.

Белорусские мужчины зимой носили аблавуху: шапку-ушанку из овчины или заячьего, лисьего меха, покрытую сверху темным сукном. Снизу пришивались четыре "уха", переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались или подвязывались под подбородком.

Шапка, валянная из шерсти, серого или коричневого цвета, называлась магеркой.

Летом белорусы зачастую носил брыль -- шляпу из соломы с широкими полями в 4-10 см высотой примерно сантиметров в 10. На Полесье вокруг тульи повязывали узорчатую тесьму, плетеную из черного конского волоса и суровых ниток.

Со второй половины XIX в. на Беларуси распространился мужской летний головной убор с лакированным козырьком -- картуз. Шили его из черного сукна с широким цветным околышем.

Тенденции развития и формирования мужских головных уборов, как элемента национального костюма, в целом соответствует тенденции развития самого костюма в целом. Головные уборы во все времена несли в себе различные функции, являясь своеобразным дополнением, завершающей чертой костюмного ансамбля в целом, они в то же время говорили о социальном статусе, профессии и общественном положении мужчины. Кроме того, головные уборы выполняли чисто практическую функцию, защищая от климатических явлений.


Брыль

Крестьянин-торговец в соломеной шляпе, обутый в лапти, на ярмарке в Пинске (Западная Белоруссия). Фото 1937 г.

Зимние головные уборы крестьян и мещан, гравюра XIX в.

Обувь и украшения

Обувь охраняет ноги от воздействия холода, грязи и влаги, предупреждает механические повреждения ног. Эстетическое соответствие, ткани и материал из которых изготавливались розные типы традиционной обуви имеет как ряд общих черт, так и несколько местных разновидностей.

Наиболее старым видом обуви на территории Беларуси является плетеные из лыка лапти. С древних времен они были известны восточным и западным славянам, народам Прибалтики. В археологических раскопках на территории Беларуси кожаная обувь встречается крайне редко. Это обусловлено удобством и доступностью лаптей. В некоторых сельских районах Беларуси, они сохранились вплоть до 1930-х годов. Лапти плели из лыка, лозовой коры или пеньки. Для прочности подошву лаптей подплетали лозой, лыком, веревочками, подшивали кожей. Простейшие из белорусских лаптей -- "щербаки": неглубокие легкие, без головок и запяток. В Полесье носили "зрячие лапти": с открытым верхом посредине носка. Надевали лапти на онучи (портянки), к ноге крепили пеньковыми, лыковыми или ременными оборами.

Традиционная белорусская обувь делалась дома или сапожниками-ремесленниками. Археологические находки говорят, что сапожное ремесло было развито с XI в. До XX в. белорусы носили лапти, постолы, в городе -- кожаные сапоги (боты), шнуровки.

Постолы (поршни) -- старинная кожаная обувь, сшитая из куска яловой или свиной сыромятной кожи, края которой отлого изгибались и были стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком.

Очень редко на северо-западе Белоруссии крестьяне носили деревянную обувь. Зимой обычной обувью были валенки, подшитые кожей или войлоком.

В 1920--1930-е гг. распространились бурки зимой и летом туфли из парусины. При большем достатке крестьяне могли позволить себе и кожаные туфли или сапоги, однако летом почти все ходили босиком. И, между прочим, никто не выходил на улицу без головного убора и без пояса, боясь стать посмешищем для всей деревни, в то время как пройти босиком было обычным делом.

Мужчины носили лапти в качестве повседневной одежды, кожаные постолы, по праздникам надевали сапоги.

Кроме обуви важно деталью костюма считались украшения. В мужском костюме они были распространены меньше чем в женском, однако выполняли сходную эстетическо-оберегательную функцию.

Пояс, который использовался в мужском костюме, изготавливался из дорогих шёлковых нитей с вплетением золотых и серебряных нитей. Он нёс не только функциональную нагрузку, но также имел обрядовое, религиозное и социальное значение. Его изготовлением занимались мастера ткачества, каждый пояс являлся практически произведением искусства и ценился во многих странах.

Деревенские украшения не отличались богатством, но при своей простоте и незатейливости дополняли костюм и создавали стиль, присущий только тому или иному региону страны. Это были популярные подвески из простых металлов, кости, камней, бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных слоев -- иногда жемчужные, рубиновые).

Чаще всего одежда была белого цвета, в качестве украшения она оформлялась вышитым красным орнаментальным узором, который объединял весь образ в единую композицию. В орнаменте использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими.  В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы.

Для изготовления поясной одежды широко применялись полихромные суконные ткани.

Обувь и украшения были важной составляющей мужского костюма. Полный ансамбль мужского национального костюма нельзя считать законченным без этих элементов. И если обувь несла в себе в первую очередь защитную функцию, то украшения являлись неотъемлемой эстетической составляющей мужского костюма.

Подводя итоги, необходимо сказать, что мужской национальный костюм прошел сложный путь исторического развития и преобразования. На его облик оказывали влияние климатогеографические особенности Беларуси, этнические традиции и межкультурные связи. Изучение и восстановление национального мужского костюма во многом возможно благодаря археологическим раскопкам. Именно они позволяют детально представить процесс развития и преобразования костюма. С течением времени мужской костюм претерпел значительные изменения. Неизменными оставались ткани, используемые для пошива национального костюма. Как правило, это ткани местного производства, лен, шерсть, кожа. Важное внимание уделялось декоративным элементам, вышивке и украшениям, которые несли в себе эстетическую и семантическую функции. Но при этом во многом сохранил этнокультурную идентичность. Национальный мужской костюм сохранился в первую очередь, в сельской местности, что связанно с большей архаичностью и традиционностью уклада жизни.

Различные элементы мужского национального костюма создают гармоничный ансамбль. Каждая часть которого, является своеобразной визитной карточкой хозяина. Отражая его занятия, социальное положение, вкусы интересы своего хозяина. В ходе истории к мужскому костюму предъявлялись не менее жесткие требования чем к женскому, что связанно в первую очередь, с больше вовлеченностью мужского населения в социально-политическую жизнь общества.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.