История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-01-29 | 81 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Традиционный костюм - это не простой набор предметов одежды. В нем все подчинено друг другу и взаимосвязано. Не зря же сам костюм называется "строй". И здесь недостаточно взять предметы одежды с одного места, чтобы они стилистически подходили один другому. Каждый элемент одежды, как кусочек мозаики дополняет и взаимодействует со всем ансамблем. Наиболее ярко это проявляется в системе женского костюма, которая была рассмотрена в предыдущей главе. Однако мужской костюм является не менее важной составляющей национального строя белорусов в целом.
Историческое развитие костюма определялось природно-климатическими условиями, древними этнографическими традициями народа, уровнем производственных сил общества, интенсивностью миграционных процессов, культурными связями с другими этносами. История мужского костюма в Беларуси дает возможность лучше узнать внешний облик наших предков, более глубоко понять их нравы,эстетические вкусы, быт и характер той или иной эпохи.
На протяжении истории традиционное общество выставляло ряд требований к мужскому костюму, некоторые из которых были закреплены документально. Например, Статуты Великого Княжества Литовского запрещали непривилегированным сословиям использовать в костюме ценные камни и дорогие ткани ярких цветов. Примечательно, что данные требования касались только мужского костюма, так как мужчины в то время были более вовлечены в социальную и политическую жизнь общества. На протяжении столетий костюм служил символом классовой принадлежности, обозначал занятия мужчины, его имущественный статус, формировал стиль поведения и мировоззрение.
Свойство костюма сохранять устойчивые элементы и конструкционные черты, делает его ценным источником для более глубокого и детального изучения вопросов культуры, быта и обычаев наших предков.
|
Сведений о костюме до первой половины X века очень мало и они носят фрагментарный характер. Наиболее полную информацию предоставляют археологические раскопки, а также литографические и летописные сведения. Согласно реконструкциям археологических раскопок курганов, основу костюма складывали льняная рубаха навыпуск, подпоясанная поясам, и широкие льняные или суконные штаны.
Основным сырьем для создания костюма служили лен, шерсть, волокна конопли и крапивы. Как материал для отдельных элементов костюма использовались шкуры различных зверей, домашних животных в первую очередь овечек.
Развитие мужского костюма в XVI столетии прослеживается через различные исторические, литературные и письменные источники, к которым относятся в частности доклады, материалы судов и другие документы, содержащие детальное описание мужского образа. Позднее, материалом воссоздания образа национального костюма послужили картины, на которых были изображены представители знатных родов Беларуси.
Следует отметить разницу в развитии традиционного мужского костюма высшего сословия и традиционного костюма сельских жителей. В последних, более полно и основательно прослеживаются национальные традиции и этническая колористка. Окончательный образ национального мужского костюма в сельской местности сложился только к концу XIX началу XX века. Костюм же высшего сословия претерпевал сильное влияние модных тенденций, проникавших на территорию Беларуси в результате межкультурного взаимодействия. При этом, как образец национального мужского костюма следует рассматривать именно сельский костюм, так как в нем наиболее полно сохранились все черты национальной самоидентификации.
На территории Белоруссии исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к определённой местности
|
Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда)
Наиболее старинным элементом мужского костюма можно назвать рубаху (кашулю). Её носили в любом возрасте в будни и праздники, при любом материальном или семейном положении. Их кроили из цельного полотна, таким образом, что не один кусок ткани не пропадал.
Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние -- из темного сукна (суконники). Узкие штанины соединяли в верхней части ромбовидной вставкой, спереди делали прореху. Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали. В конце XIX в. полотняные ноговицы стали нижним бельем. В XX в. на смену ноговицам пришли фабричные изделия. Ноговицы -- элемент самой обыденной одежды.
Покрой одежды в конце XIX-начале XX в. не отличался особой сложностью. Одевались в основном в белые льняные рубахи в виде туники с длинными рукавами и низкими стоячими воротничками. В верхних рубахах рукава, воротник, а в мужских и подол украшались вышивкой, тесьмой или вязаными кружевами. Рубаха носилась навыпуск, подпоясывалась цветным поясом. Карманы отсутствовали, их заменяла кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к кожаному поясу.
Мужские рубахи были гораздо короче женских, поскольку к ним полагались еще и портки. Те, кто победнее, носили обычные льняные портки, а те, кто побогаче -- сверху еще и шелковые.
Мужской однобортный пиджак из домотканого сукна назывался бравэркой. Спереди он имел два прорезных и два накладных кармана, спина была с подрезной кокеткой и хлястиком, воротник и борта отложные, рукав прямой, часто внизу отделанный накладкой с пуговицей. В конце XIX - нач. XX в. бравэрку носили зажиточные крестьяне, мелкая шляхта.
Вид летней мужской безрукавки в конце XIX в. -- из домотканого сукна или полотна называли камизэлькой (от комзола).
Развитие мужского национального костюма на территории Беларуси неотрывно взаимосвязано с историческими событиями, протекающими на ее территории. Национальный белорусский мужской костюм формировался под влияние природно-климатических, культурных и социально-исторических условий. На его становление оказали влияния межкультурные связи с географическими соседями, а также традиции верования, обычаи и мировоззрение белорусского народа. В ходе исторического развития, мужской костюм в значительно большей степени начал претерпевать влияние городской моды. И можно сказать о том, что именно мужской костюм как образец национальной культуры вышел из практического применения гораздо быстрее, чем женский.
|
Верхняя одежда
Ввиду климатических особенностей нашей страны, верхняя одежда являлась неотъемлемой составляющей мужского костюма. Она защищала от холода в морозные месяцы. Во многих случаях являлась показателем достатка и статуса своего хозяина. Истерические сведения наиболее подробно описывают верхнюю одежду высшего сословия, так сведения о ней сохранились наиболее полно. Ввиду фиксирования этапов жизни представителей высшего сословия в документах и на картинах.
Что касается верхней одежды относящееся к традиционному национальному мужскому костюму, то подробные сведения о ней относятся к более позднему периоду. Однако известно, что крестьянская верхняя одежда шилась из грубого домотканого сукна или полусукна, при этом она сохраняла свои основные качества, была удобной для работы. Часто в качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась по-разному: "епанча", "кирея", "бурка", "чуя".
Кроме этого были распространены такие виды верхней одежды как сермяга, кожух и полушубок, сшитые из самодельного сукна и овчин. Такая одежда согревала в холода и стоила определенных денег. Некоторые исследователи рассматривают факт отсутствие верхней одежды типа сермяги у поляков и балтов, как доказательство ее распространение среди белорусов и русских.
|
Верхняя одежда является традиционным элементом мужского костюма. Традиционная одежда белорусов имела ряд локальных особенностей и кроме практических функций, несла в себе определенную информационную нагрузку, отражая статус и материальное положение человека носившего ее.
Головные уборы
Головные уборы является важной составляющей мужского костюма. На протяжении многих столетий они завершали композиционную структуру одежды и были показателем социального статуса, профессиональной, этнической половозрастной принадлежности человека, это означает, что они выполняли одну из важнейших функций - сигнальную. Кроме того, они выполняли утилитарную, обрядовую и эстетическую функции.
Существовали правила, согласно которым, головной убор необходимо было снимать в храме, перед пожилыми, знатными людьми, а также входя в дом. Нельзя было в шапке входить в зал суда и т.д.
Естественно, что климатогеографические условия Беларуси, требовали не только теплой одежды, но и надежного головного убора. Издревле в Беларуси существовали меховые шапки, которые шились из шкуры, шерсти, сукна. Шапка долгое время оставалась показателем принадлежности к тому, или иному сословию.
Существовало большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой -- меховая шапка (аблавуха). Головные уборы также делали из домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета.
Белорусские мужчины зимой носили аблавуху: шапку-ушанку из овчины или заячьего, лисьего меха, покрытую сверху темным сукном. Снизу пришивались четыре "уха", переднее и заднее завязывались сверху на макушке, два боковых опускались или подвязывались под подбородком.
Шапка, валянная из шерсти, серого или коричневого цвета, называлась магеркой.
Летом белорусы зачастую носил брыль -- шляпу из соломы с широкими полями в 4-10 см высотой примерно сантиметров в 10. На Полесье вокруг тульи повязывали узорчатую тесьму, плетеную из черного конского волоса и суровых ниток.
Со второй половины XIX в. на Беларуси распространился мужской летний головной убор с лакированным козырьком -- картуз. Шили его из черного сукна с широким цветным околышем.
Тенденции развития и формирования мужских головных уборов, как элемента национального костюма, в целом соответствует тенденции развития самого костюма в целом. Головные уборы во все времена несли в себе различные функции, являясь своеобразным дополнением, завершающей чертой костюмного ансамбля в целом, они в то же время говорили о социальном статусе, профессии и общественном положении мужчины. Кроме того, головные уборы выполняли чисто практическую функцию, защищая от климатических явлений.
|
Брыль
Крестьянин-торговец в соломеной шляпе, обутый в лапти, на ярмарке в Пинске (Западная Белоруссия). Фото 1937 г.
Зимние головные уборы крестьян и мещан, гравюра XIX в.
Обувь и украшения
Обувь охраняет ноги от воздействия холода, грязи и влаги, предупреждает механические повреждения ног. Эстетическое соответствие, ткани и материал из которых изготавливались розные типы традиционной обуви имеет как ряд общих черт, так и несколько местных разновидностей.
Наиболее старым видом обуви на территории Беларуси является плетеные из лыка лапти. С древних времен они были известны восточным и западным славянам, народам Прибалтики. В археологических раскопках на территории Беларуси кожаная обувь встречается крайне редко. Это обусловлено удобством и доступностью лаптей. В некоторых сельских районах Беларуси, они сохранились вплоть до 1930-х годов. Лапти плели из лыка, лозовой коры или пеньки. Для прочности подошву лаптей подплетали лозой, лыком, веревочками, подшивали кожей. Простейшие из белорусских лаптей -- "щербаки": неглубокие легкие, без головок и запяток. В Полесье носили "зрячие лапти": с открытым верхом посредине носка. Надевали лапти на онучи (портянки), к ноге крепили пеньковыми, лыковыми или ременными оборами.
Традиционная белорусская обувь делалась дома или сапожниками-ремесленниками. Археологические находки говорят, что сапожное ремесло было развито с XI в. До XX в. белорусы носили лапти, постолы, в городе -- кожаные сапоги (боты), шнуровки.
Постолы (поршни) -- старинная кожаная обувь, сшитая из куска яловой или свиной сыромятной кожи, края которой отлого изгибались и были стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком.
Очень редко на северо-западе Белоруссии крестьяне носили деревянную обувь. Зимой обычной обувью были валенки, подшитые кожей или войлоком.
В 1920--1930-е гг. распространились бурки зимой и летом туфли из парусины. При большем достатке крестьяне могли позволить себе и кожаные туфли или сапоги, однако летом почти все ходили босиком. И, между прочим, никто не выходил на улицу без головного убора и без пояса, боясь стать посмешищем для всей деревни, в то время как пройти босиком было обычным делом.
Мужчины носили лапти в качестве повседневной одежды, кожаные постолы, по праздникам надевали сапоги.
Кроме обуви важно деталью костюма считались украшения. В мужском костюме они были распространены меньше чем в женском, однако выполняли сходную эстетическо-оберегательную функцию.
Пояс, который использовался в мужском костюме, изготавливался из дорогих шёлковых нитей с вплетением золотых и серебряных нитей. Он нёс не только функциональную нагрузку, но также имел обрядовое, религиозное и социальное значение. Его изготовлением занимались мастера ткачества, каждый пояс являлся практически произведением искусства и ценился во многих странах.
Деревенские украшения не отличались богатством, но при своей простоте и незатейливости дополняли костюм и создавали стиль, присущий только тому или иному региону страны. Это были популярные подвески из простых металлов, кости, камней, бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных слоев -- иногда жемчужные, рубиновые).
Чаще всего одежда была белого цвета, в качестве украшения она оформлялась вышитым красным орнаментальным узором, который объединял весь образ в единую композицию. В орнаменте использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими. В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы.
Для изготовления поясной одежды широко применялись полихромные суконные ткани.
Обувь и украшения были важной составляющей мужского костюма. Полный ансамбль мужского национального костюма нельзя считать законченным без этих элементов. И если обувь несла в себе в первую очередь защитную функцию, то украшения являлись неотъемлемой эстетической составляющей мужского костюма.
Подводя итоги, необходимо сказать, что мужской национальный костюм прошел сложный путь исторического развития и преобразования. На его облик оказывали влияние климатогеографические особенности Беларуси, этнические традиции и межкультурные связи. Изучение и восстановление национального мужского костюма во многом возможно благодаря археологическим раскопкам. Именно они позволяют детально представить процесс развития и преобразования костюма. С течением времени мужской костюм претерпел значительные изменения. Неизменными оставались ткани, используемые для пошива национального костюма. Как правило, это ткани местного производства, лен, шерсть, кожа. Важное внимание уделялось декоративным элементам, вышивке и украшениям, которые несли в себе эстетическую и семантическую функции. Но при этом во многом сохранил этнокультурную идентичность. Национальный мужской костюм сохранился в первую очередь, в сельской местности, что связанно с большей архаичностью и традиционностью уклада жизни.
Различные элементы мужского национального костюма создают гармоничный ансамбль. Каждая часть которого, является своеобразной визитной карточкой хозяина. Отражая его занятия, социальное положение, вкусы интересы своего хозяина. В ходе истории к мужскому костюму предъявлялись не менее жесткие требования чем к женскому, что связанно в первую очередь, с больше вовлеченностью мужского населения в социально-политическую жизнь общества.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!