Психологическое сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов

2020-12-27 121
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Задачи маршрута сопровождения:

v развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)

v осуществление полноценной адаптации в группе сверстников

v проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми

v подготовка к школьному обучению

v оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).


 

Работа с родителями обучающихся

Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Взаимодействие с родителями.

Активное сотрудничество с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.

  Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Для родителей проводятся консультации, которые оказывают помощь родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста.

Принципы работы

 

 


ДОБРОВОЛЬНОСТЬ 

 

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

 

СОБЛЮДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ


Основные направления:

 

1) Повышение педагогических знаний    

2) Оказание содействия в социализации ребенка

В ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня, занятия в домашних условиях

Дата Содержание работы с родителями обучающегося

1 четверть

Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений. Беседа на тему «Человек создан для радости»
Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы. Беседа на тему «Во всех нас нет совершенства»
2 четверть Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга.
3 четверть     Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы.
4 четверть     Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. Выявление положительной тенденции в проделанной работе.  

 

СОГЛАСОВАНО   Заместитель директора по ВР   __________ ___________.      подпись             Ф.И.О.   _____ ______________ 20_______ года дата

 

Приложение №1 к программе ППС детей с ОВЗ

Индивидуальная программа

психолого-педагогического сопровождения образования

ученицы _____ класса

МБОУ Грушевской СОШ

________________________

На 2019 /2020 учебный год.

 

 

                                                                                                                                                                                      

     

 

                                                                                                                                                                           

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Пояснительная записка.

  Введение. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ в соответствии с индивидуализацией и дифференциацией образовательного процесса.

Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. В психолого-педагогическом сопровождении учащихся важным показателем является деятельностный подход:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению;

- обеспечение условий для личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

 

В школе реализуются меры, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», в части обеспечения прав детей-инвалидов, детей с ОВЗ на получение бесплатного образования и их социальной защиты, психолого-педагогического сопровождения.

Предусмотрены вариативные формы получения образования.

 

- ученица__класса __________, _______ года рождения, ребёнок с ОВЗ получает образовательные услуги в обычном классе общеобразовательной школы по общеобразовательной программе ___ вида 2 класса. 

 

Реализация мероприятий Программы позволит:

- обеспечить государственные гарантии граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в пределах ФГОС общего образования;

- повысить качество и доступность образовательных услуг для детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ и успешность освоения ими образовательной программы.

- создать комфортную коррекционно-развивающую образовательную среду:

обеспечивающую качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

гарантирующую охрану и укрепление физического и психологического, социального здоровья обучающихся, коррекцию недостатков развития обучающихся.

 

Цели: обеспечение сопровождения учащегося в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающегося. Оказание помощи учителю в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учащимся, изучение личности школьника, составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Задачи:

- подготовка рекомендаций по оказанию помощи семье и ребенку в условиях образовательного учреждения;

- создание условий, способствующих освоению ребенком-инвалидом программ обучения;

- проведение мероприятий для учителей-предметников, учителя-логопеда, педагога-психолога ОУ по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида в части получения образования и коррекционных услуг;

- осуществление социально-индивидуальной ориентации, психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду,

 - обеспечение возможности дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) ребенку с ОВЗ по социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы:

- принцип соблюдения интересов ребёнка;

- принцип системности;

- принцип непрерывности;

- принцип вариативности;

- принцип рекомендательного характера оказания помощи семье и детям.

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:  

Школа:  

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. основного педагога:  

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель - логопед:  

Педагог - психолог:   

Социальный педагог:

 

Педагогическая характеристика на ученика:

1. Организация обучения  
Программа обучения Обучение по адаптированной   программе для 2 класса 
Перечень учебных предметов, вызывающих интерес  Проявляет интерес окружающему миру
Формы обучения  Обучение проходит в обычном классе общеобразовательной школы.
2. Учебная деятельность  
Сформированность мотивации на учебную деятельность Уровень сформированности мотивации на учебную деятельность низкий.
Успешность в учебной деятельности Уровень усвоения программного материала не соответствует возрастным требованиям.
Сформированность навыков самостоятельной работы (при работе на уроке; использование дополнительных источников информации) Навыки самостоятельной работы присутствуют. Работать без оказания помощи со стороны взрослых затрудняется, требуется организующая помощь. Ученик не может использовать дополнительные источники информации.
Уровень владения компьютером Играет в игры.
3. Индивидуальные особенности ребенка  
Особенности поведения Девочка пассивная, молчаливая, замкнутая. Свое поведение контролирует не всегда
Отношение с педагогами  Доброжелательные. Занимается не всегда с желанием. Всегда готова помочь учителю, никогда не отказывается что-либо сделать. Порученные задания выполняет очень старательно.
Отношения со сверстниками  При общении со сверстниками замкнута, необщительна
Преобладающий тип темперамента меланхолик
Ведущая рука (правая/левая) Правая
Увлечения ребенка Любит смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры, играть в спортивные игры.

Режим пребывания ребенка в школе соответствует общему режиму занятий ___ класса.

Сведения о дополнительном образовании: посещает внеурочную деятельность в школе и занятия в Центре помощи семье и детям.

 

Направления внеурочной деятельности Форма организации внеурочной деятельности Объём часов Организатор День Время
Спортивно-оздоровительное   1 1        
Научно-познавательное   1        

Недельная нагрузка во внеурочной деятельности

 

Наибольший интерес вызывают занятия по спортивным направлениям, так как ___________ очень любит спорт, очень подвижная.

План

 работы с ребенком с ОВЗ.

Формы работы Метод индивидуальной работы Ответственный Результат деятельности Сроки.
Диагностика Анкетирование, тестирование, социометрия. Социальный педагог, психолог. Заполнение карт психолого-педагогического развития на ребенка-инвалида.   В течение года
Реабилитационная работа - вовлечение в кружки, секции, … - оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований) -групповая работа в микросоциуме - вовлечение ребенка в общественную жизнь школы, класса, села (олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции) -оказание консультативной помощи педагога-логопеда. - оказание психолого-педагогической помощи педагогом-психологом посредством коррекционно-развивающих занятий Классный руководитель, социальный педагог, учителя, психолог,  - Желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям. Самообслуживание, Наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи - Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со взрослыми, понимание ценности дружбы со сверстниками; - Знания, умения, навыки, соответствующие психолого- физиологической характеристике конкретного ученика   В течение года
Оказание реальной социальной помощи и поддержки   - организация каникулярного отдыха, - медицинского обследования  Социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель.     Приглашение во все мероприятия, проводимые в школе -организация летнего отдыха в пришкольном лагере «Солнцеград»   В течение года
Правовая поддержка Соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование.   Социальный педагог. Поддержание контакта с родителями (законными представителями). Выбор наиболее успешных методов и приёмов работы с ребенком, сообщение родителям (законным представителям) о результатах образовательной и коррекционной работы. Памятки для родителей (законных представителей.).     В течение года

План

Работы с семьёй

этапы цель задачи методы. ответственные

 Изучение семьи и ребёнка.

 Организация работы с семьёй.

Организация адекватного отношения к ребёнку, его болезни и статусу в семье, к его образу жизни и к будущему в целом.

Установление доброжела-тельного контакта, планирование конкретных мероприятий. Обследование жилищно-бытовых условий семьи. Составление акта. Классный руководитель, социальный педагог
Сбор сведений о семье, определение условий проживания детей, их готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.) Беседы, анкетирование, тестирование, тренинги. Классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя – предметники.
Анализ информации. Выбор направлений, способов и средств работы. Обработка информации и выбор методов и форм работы Обсуждение в сети взаимодействия. Классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя – предметники
Организация работы с семьёй и ребёнком Организация совместной деятельности и общения со здоровыми сверстниками Реализация мероприятий по поддержке социумом самостоятельности и инициативности ребёнка – инвалида. -организация консультаций для детей и членов их семей; - организация досуга детей (секции, кружки), - развитие творческих способностей ребенка. - помощь в учёбе и личностном росте. - организация каникулярного отдыха.   -социально-правовое консультирование родителей. Классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя – предметники, руководители кружков и секций.

Введение

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Задачи маршрута сопровождения:

v развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)

v осуществление полноценной адаптации в группе сверстников

v проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми

v подготовка к школьному обучению

v оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).


 

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...

Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.

Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки.

Поэтому для педагога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

Создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

владеть различными технологиями реабилитации;

формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.