Социализация и социальные сети — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Социализация и социальные сети

2020-12-27 276
Социализация и социальные сети 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение……………………………………………………...........……. 4

1. Социализация подростка и социальные сети……………….... 5

2. Практическая часть..…………………..……....................................... 14

3.Рекомендации по полученным результатам исследования.......….. 22

Заключение ………………..………………...………………………….. 23

Приложение …….....................................………………………………. 25

Литература..................………………………..………………………… 32

 

 

Аннотация

 

Настоящая работа представляет собой аналитическую записку по результатам диагностики личностных особенностей учащихся 9-х классов многопрофильного лицея №20 в 2016-2017 учебном году. В работе интерпретировано понятие социализации, социальных сетей, представлены результаты диагностики влияния социальных сетей на изменение личностных особенностей учащихся 9-ого класса химико-биологического профиля, дан сравнительный анализ результатов диагностики личностных особенностей учащихся, находящихся в социальных сетях более 4 часов и менее 4 часов, раскрыты негативные стороны влияния социальных сетей на подростков, их социальную адаптацию. Автором разработаны рекомендации по безопасному нахождению подростков в социальных сетях.

Работа даёт администрации лицея и педколлективу информацию о группе "потенциального риска", испытывающих трудности в социальной адаптации, в этом проявляется практическая ценность результатов исследования, подтверждается значимость работы в деле реализации индивидуального подхода к учащимся в образовательном процессе.

 

Введение

 

Частью жизни каждого современного подростка являются социальные сети. Мы проводим в них большую часть свободного времени. Знаете ли Вы такого человека, который не знает что такое: vkontakte, Одноклассники, Twitter, Facebook?Возможно, в глухих районах мы встретим такого человека, в нашем лицее— едва ли. Несмотря на массовую популяризацию социальных сетей, мало кто задумывается какое влияние они оказывают на нашу социализацию. Именно от социализации зависит насколько успешно человек сможет жить и находиться в обществе, обучаться в школе и в институте, насколько хорошие у него буду взаимоотношения с окружающими. Я решила выяснить, как пребывание в социальных сетях влияет на личностные особенности подростков, на их социализацию. Измерение особенностей личности особенно важно, так как они во многом обуславливают поведение человека.

Основной целью данного исследования является:
определить влияние социальных сетей на подростков.

Объект исследования: изменение личностных особенностей учащихся под действием социальных сетей.

Эмпирический объект: учащиеся 9Б класса химико-биологического профиля.

Для достижения целей исследования необходимо было решить следующие задачи:

· Изучить литературу о социальных сетях

· Провести исследование по выявлению у подростков степени зависимости от социальных сетей

· Провести исследование по выявлению корреляции между личностными особенностями и продолжительностью нахождению в соцсетях

· Раскрыть негативные стороны влияния социальных сетей на подростков, их социальную адаптацию

· Разработать рекомендации по безопасному нахождению подростков в социальных сетях

Методы исследования: исследование проводилось методом анкетирования, тестовой психологической диагностики и комплексного сравнительного статистического анализа.

Гипотеза:

Социальные сети отрицательно влияют на подростков, затрудняют их социальную адаптацию.

Существует связь между личностными особенностями подростков и продолжительностью нахождению в соцсетях.

Оценка результатов

 

1. Отношения в семье

Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствует о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

· напряженной ситуацией в семье;

· неприязнью;

· ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;

· страхом перед родителями и т.д.

Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.

Агрессивность

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности.

Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотьемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

Недоверие к людям.

Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

Неуверенность в себе.

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.

Акцентуации характера.

К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.

Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.

Эмоционально-лабильный тип.. Характеризуется крайней непредсказуемостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.

По данным анкеты я разделила подростков на две группы:

· контрольную (учащиеся, которые находятся в социальных сетях меньше 4 часов)

· экспериментальную (учащиеся, которые находятся в социальных сетях более 4 часов).

Далее установила зависимость продолжительности нахождения подростка в социальных сетях и особенностей личности (агрессивность, отношения в семье, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуации характера). Полученные результаты представлены в таблице:

Как видно из таблицы, из 23 обучающихся, принявших участие в исследовании, 14 человек (61%) проводят время в социальных сетях более

4 –х часов в день (экспериментальная группа), 9 человек(39%)- менее 4-х часов в день (контрольная группа).

 

 

Взаимоотношения в семье

Вывод: в экспериментальной группе 14,28% учащихся имеют плохие взаимоотношения с родителями, т.к. они больше времени проводят в социальных сетях и мало общаются с родителями.

Агрессивность

Вывод: в контрольной группе на 3,86% больше агрессивных подростков, чем в экспериментальной группе. Следовательно, можно предположить, что находясь в социальных сетях, подростки имеют возможность проявить свою агрессивность виртуально и «выплеснуть» свои отрицательные эмоции.

Недоверие к людям

Вывод: экспериментальная группа менее доверяет людям, т.к. учащиеся в этой группе не привыкли к живому общению, не обладают навыками коммуникации (на 27,8% учащихся, проявляющих недоверие к окружающим, больше в экспериментальной группе)

Неуверенность в себе

Вывод: в экспериментальной группе на 23,8% больше учащихся, не уверенных в себе. Они чувствуют себя уверенными только тогда, когда скрываются за масками социальных сетей, где никто тебя не узнает.

Акцентуация характера.

Вывод: 77,14% учащихся экспериментальной группы имеют гипертимную акцентуацию характера. Подростки обладающие таким характером энергичны и активны, но неустойчивы в интересах. Они не разборчивы в знакомствах (что при нахождение в социальных сетях очень важно), не любят однообразие и дисциплину, из-за чего ищут новое в соц. сетях. Часто переоценивают свои возможности, бурно реагируют на события и очень раздражительны.

Истероидный тип характера чаще встречается у подростков контрольной группы(55,5%, что на 41,2% больше, чем в экспериментальной) Они проявляют повышенную любовь к самому себе, жаждут внимания со стороны, им необходимо живое общение, восхищение, сочувствие со стороны окружающих людей.Это и является причиной малого времени нахождения в социальных сетях.

Шизоидный тип характерен для обеих групп обучающихся в примерно одинаковом процентном соотношении (42,8%, 44,4%), так как данный тип характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Такие подростки часто уходят в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез и поэтому предпочитают нахождение в социальных сетях живому общению, что усугубляет характерологические проявления подростков данного типа.

Эмоционально-лабильный тип так же выражен у обеих групп учащихся. Такие подростки характеризуются крайней непредсказуемостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствительны к отношениям людей. Вышеперечисленные особенности характера проявляются ещё в большей степени от нахождения в социальных сетях.

 

 

Рекомендации по полученным результатам исследования

3.1. Обучающимся:

· Не выкладывай о себе много информации.

· Не добавляйте в друзья и не рассказывайте информацию о себе посторонним людям.

· Не гонитесь за количеством друзей, подумайте о качестве.

· Пишите понятным русским языком.

· Социальная сеть – это не место для ругательства и мата. Не используете слова, которые могут обидеть вашего собеседника.

· Соблюдайте все правила указанные в данной социальной сети, в плохом случае вам ограничат доступ.

· САМОЕ ГЛАВНОЕ: ограничьте свое пребывание в социальных сетях, прочитайте книгу, сходите в парк с друзьями, займитесь спортом. Помните, что виртуальное общение не заменит вам настоящее!

 

3.2.Родителям и педагогам:

· Самое главное: ограничьте пребывание обучающихся и детей в социальных сетях, прочитайте вместе книгу, сходите в парк всей семьёй (классом), увлеките спортом.

· Педагогам и родителям необходимо учитывать характерологические особенности подростков в процессе обучения и воспитания.

· Проявлять заинтересованность и активное участие в жизни подростка во внеурочное время, находить время для общения.

 

 

Заключение

Итак, результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что социальные сети отрицательно влияют на социализацию и формирование личности подростков. Существует связь между личностными особенностями подростков и продолжительностью нахождения в социальных сетях. Из 23 обучающихся, принявших участие в исследовании, 14 человек (61%) проводят время в социальных сетях более

4 –х часов в день (экспериментальная группа), 9 человек(39%)- менее 4-х часов в день (контрольная группа). В экспериментальной группе 14,28% учащихся имеют плохие взаимоотношения с родителями, т.к. они больше времени проводят в социальных сетях и мало общаются с родителями. В контрольной группе на 3,86% больше агрессивных подростков, чем в экспериментальной. Следовательно, можно предположить, что находясь в социальных сетях, подростки имеют возможность проявить свою агрессивность виртуально и «выплеснуть» свои отрицательные эмоции. Экспериментальная группа менее доверяет людям, т.к. учащиеся в этой группе не привыкли к живому общению, не обладают навыками коммуникации (на 27,8% учащихся, проявляющих недоверие к окружающим, больше в экспериментальной группе). В экспериментальной группе на 23,8% больше учащихся, не уверенных в себе. Они чувствуют себя уверенными только тогда, когда скрываются за масками социальных сетей, где никто тебя не узнает.77,14% учащихся экспериментальной группы имеют гипертимную акцентуацию характера. Истероидный тип характера чаще встречается у подростков контрольной группы (55,5%, что на 41,2% больше, чем в экспериментальной). Шизоидный тип характерен для обеих групп обучающихся в примерно одинаковом процентном соотношении (42,8%, 44,4%), так как данный тип характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Эмоционально-лабильный тип так же выражен у обеих групп учащихся. Конечно же, в социальных сетях есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться социальной сетью. Но, тем не менее, я считаю, что социальные сети уже стали болезнью. Трудно найти подростка, который не был бы зарегистрирован в какой-либо соцсети. И что самое плохое, так это то, что почти все и зависимы от этих самых сетей. Хотя они отнимают кучу реального времени, за которое человек мог успеть сделать и повидать много всего интересного. Подростки не представляют уже свою жизнь без Интернета. Сами того не замечая, они меняют реальную жизнь на виртуальную, тем самым нанося вред самому же себе.

 

 

Приложения


1.
Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

 

Инструкция

«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения. Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя.Здесь нет правильных и неправильных ответов, отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».

1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?

2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?

3. Легко ли ты заводишь друзей?

4. Трудно ли тебе говорить людям «нет»?

5. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?

6. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?

7. Часто ли ты нервничаешь?

8. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?

9. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?

10. Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?

11. Ты не любишь, когда тебя критикуют?

12. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?

13. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?

14. Способен ли ты на грубые шутки?

15. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?

16. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?

17. Много ли у тебя близких друзей?

18. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?

19. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?

20. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?

21. Раздражают ли тебя родители?

22. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?

23. Ты всегда уверен в себе?

24. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?

25. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?

26. Свои неудачи ты переживаешь сам?

27. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?

28. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?

29. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?

30. Бывает, что ты злишься на всех?

31. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?

32. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?

33. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?

34. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?

35. Можешь ли ты ударить человека?

36. Ты иногда угрожаешь людям?

37. Часто ли родители наказывали тебя?

38. Появилось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?

39. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?

40. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?

41. Легко ли ты можешь рассердиться?

42. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?

43. Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?

44. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?

45. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?

46. Твои родители живут отдельно от тебя?

47. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида?

48. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?

49. Ты подвижный человек?

50. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?

51. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?

52. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?

53. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?

54. Критикуют ли родители твой внешний вид?

55. Завидуешь ли ты иногда счастью других?

56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?

57. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?

58. Часто ли ты дерешься?

59. Легко ли ты просишь помощи у другого человека?

60. Легко ли тебе усидеть на месте?

61. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?

62. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?

63. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?

64. Часто ли ты ругаешься?

65. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?

66. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?

67. Является ли один из твоих родителей очень нервным?

68. Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным?

69. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?

70. Ты всегда делаешь все по-своему?

71. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?

72. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых людей?

73. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?

74. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

 

Ключ

5. Акцентуации:

гипертимная

истероидная

шизоидная

эмоционально-лабильная

 

48+; 49+; 60-; 74+

9+; 10+; 50+; 61+

26+; 27+; 51+; 70+

11+; 12+; 52+; 62+

 

 

Оценка результатов

Агрессивность

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности.

Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотьемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.

3. Недоверие к людям.

Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.

3. Неуверенность в себе.

Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.

5. Акцентуации характера.

К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.

Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.

Эмоционально-лабильный тип.. Характеризуется крайней непредсказуемостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.

 

Литература

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Под. ред. К.М. Гуревича-М.-1982г.

2. Немов Р.С.Психология.-М.-2003г.

3. Ротенберг В.С.,Бондаренко С.М.Мозг. Обучение.Здоровье.Книга для учителя.-М.Просвещение,2000г.

4. Рабочая книга школьного психолога. Под. ред. И.В.Дубровиной.-М.-2003г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………...........……. 4

1. Социализация подростка и социальные сети……………….... 5

2. Практическая часть..…………………..……....................................... 14

3.Рекомендации по полученным результатам исследования.......….. 22

Заключение ………………..………………...………………………….. 23

Приложение …….....................................………………………………. 25

Литература..................………………………..………………………… 32

 

 

Аннотация

 

Настоящая работа представляет собой аналитическую записку по результатам диагностики личностных особенностей учащихся 9-х классов многопрофильного лицея №20 в 2016-2017 учебном году. В работе интерпретировано понятие социализации, социальных сетей, представлены результаты диагностики влияния социальных сетей на изменение личностных особенностей учащихся 9-ого класса химико-биологического профиля, дан сравнительный анализ результатов диагностики личностных особенностей учащихся, находящихся в социальных сетях более 4 часов и менее 4 часов, раскрыты негативные стороны влияния социальных сетей на подростков, их социальную адаптацию. Автором разработаны рекомендации по безопасному нахождению подростков в социальных сетях.

Работа даёт администрации лицея и педколлективу информацию о группе "потенциального риска", испытывающих трудности в социальной адаптации, в этом проявляется практическая ценность результатов исследования, подтверждается значимость работы в деле реализации индивидуального подхода к учащимся в образовательном процессе.

 

Введение

 

Частью жизни каждого современного подростка являются социальные сети. Мы проводим в них большую часть свободного времени. Знаете ли Вы такого человека, который не знает что такое: vkontakte, Одноклассники, Twitter, Facebook?Возможно, в глухих районах мы встретим такого человека, в нашем лицее— едва ли. Несмотря на массовую популяризацию социальных сетей, мало кто задумывается какое влияние они оказывают на нашу социализацию. Именно от социализации зависит насколько успешно человек сможет жить и находиться в обществе, обучаться в школе и в институте, насколько хорошие у него буду взаимоотношения с окружающими. Я решила выяснить, как пребывание в социальных сетях влияет на личностные особенности подростков, на их социализацию. Измерение особенностей личности особенно важно, так как они во многом обуславливают поведение человека.

Основной целью данного исследования является:
определить влияние социальных сетей на подростков.

Объект исследования: изменение личностных особенностей учащихся под действием социальных сетей.

Эмпирический объект: учащиеся 9Б класса химико-биологического профиля.

Для достижения целей исследования необходимо было решить следующие задачи:

· Изучить литературу о социальных сетях

· Провести исследование по выявлению у подростков степени зависимости от социальных сетей

· Провести исследование по выявлению корреляции между личностными особенностями и продолжительностью нахождению в соцсетях

· Раскрыть негативные стороны влияния социальных сетей на подростков, их социальную адаптацию

· Разработать рекомендации по безопасному нахождению подростков в социальных сетях

Методы исследования: исследование проводилось методом анкетирования, тестовой психологической диагностики и комплексного сравнительного статистического анализа.

Гипотеза:

Социальные сети отрицательно влияют на подростков, затрудняют их социальную адаптацию.

Существует связь между личностными особенностями подростков и продолжительностью нахождению в соцсетях.

Социализация и социальные сети

Все живые существа стараются приспособиться к окружающей среде. Их действия запрограммированы самой природой. Чем сложнее организация вида, тем больше усилий ему приходится тратить на процесс адаптации: у насекомых этот период длится от нескольких часов до нескольких дней, у птиц — несколько месяцев, у медведей, волков, обезьян — до нескольких лет. Но труднее всего в этом отношении приходится человеку: период его подготовки к самостоятельной жизни в современном обществе занимает не менее 15— 17лет. Потребности человека ориентированы не только на поддержание физического существования, но и на духовное развитие, общение, признание, творческое самовыражение. Осознав потребность, человек способен предпринять целенаправленные усилия на ее удовлетворение, не завися в этом от случайных факторов. Он активно изменяет свою среду обитания, как природную, так и социальную. Для того, чтобы ему стать полноправным членом общества, адаптации недостаточно. Здесь человеку помогает социализация.

Социализация личности - процесс вхождения (интеграции) её в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.

Факторы, влияющие на социализацию:

1)биогенетические задатки (темперамент, тип нервной системы, развитие слуховых и зрительных рецепторов, общее состояние здоровья);

2)социальные факторы (влияние среды, конкретные условия жизни, социальные институты, принятые в обществе ценности, нормы, традиции, обычаи);

3) психосоциальные качества, формирующиеся в процессе индивидуальной социализации: духовные потребности, ценностные ориентации и система мотивов, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, убеждения, мировоззрение.

Первичная социализация.

Первичная среда включает значимых для человека людей: родителей и других членов семьи, воспитателей, всех, кто относится к его ближайшему окружению. Именно эти люди в первые годы жизни человека выступают для него «полномочными представителями» общества. Позже круг этих людей расширится (учителя, тренеры, друзья, одноклассники). Они взаимодействуют с индивидом непосредственно.

Вторичная социализация.

Вторичная социализация характерна для второй половины жизни, когда повзрослевшие люди приобретают социальные статусы, осознанно и самостоятельно вступают во взаимоотношения с важными социальными организациями — государством, трудовым коллективом, армией, политическими партиями и общественными организациями, средствами массовой информации.

В ходе социализации человек осваивает социальный опыт предшествующих поколений, раскрывает свои особые, неповторимые качества, способности, талант, развивает волю. Приложив усилия, индивид может изменить не только свой духовный мир, но и физические и психологические качества:

- щуплый подросток благодаря занятиям спортом может стать сильным и ловким, приобрести спортивное телосложение;

- вспыльчивый, прибегнув к аутотренингу, научится хладнокровности и уравновешенности, трусливый закалит волю.

Для успешного протекания социализации необходимо также наличие биологических задатков — развитого мозга, здоровой психики. Биологическая наследственность и физические характеристики индивида могут предопределить и его социальную судьбу: красивая внешность позволяет актеру иметь амплуа героя; невысокий рост не позволит стать успешным баскетболистом; наличие серьезных дефектов речи делает недостижимыми профессии актера, преподавателя или диктора телевидения.

Наиболее глубокое теоретическое объяснение процесса социализации сделал американский ученый Дж. Г. Мид (1863—1931).

Мид уделял особое внимание социализации в детском возрасте. По его мнению, она проходит три стадии:

1) подготовительную (в возрасте от одного до трех лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания;

2) игровую (в три—пять лет), когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво;

3) стадию самоидентификации (семь-восемь лет), когда ролевое поведение становится осознанным и целенаправленным и проявляется способность понимать роли других людей. Ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведут себя старшие, и пытаясь им подражать.

Если присмотреться к ходу игры, можно понять многое из реальной жизни семей, к которым принадлежат эти дети: род занятий родителей, их отношение к работе и вообще к жизни, их отношения между собой, разделение труда, принятое в данной семье, и т.д.

Однако известный социальный психолог А. Бандура подчеркивает, что наблюдение за миром взрослых людей не всегда вызывает у ребенка желание подражать. Ребенок достаточно самостоятельно выбирает образец для подражания. Это может быть не обязательно кто-то из родителей, но просто значимый взрослый, на которого ребенок хотел бы походить, который вызывает у него чувство симпатии и желание отождествить себя с ним.

Взрослея, индивид знакомится со взглядами, установками других людей (они названы «те ») и принимает их. Me — это принятие обобщенного другого — распространенных в обществе, типичных установок. Но в то же время человек сохраняет собственную индивидуальность (обозначенную как «I»), свободу выбора.

Каждый человек — уникальное соотношение /и Me. В его формировании важную роль играют такие формы взаимодействия людей, как язык, игра и соревнование.

Человек сотнями нитей связан с обществом, он испытывает потребность в признании, уважении, принадлежности к числу «своих».

Влияние социального окружения столь велико, что целенаправленная социализация может компенсировать даже последствия тяжелых природных недугов индивидов.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.185 с.