Управление гражданской обороной и защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в РФ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Управление гражданской обороной и защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в РФ

2020-12-27 170
Управление гражданской обороной и защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И. Ф. Шушлебин

 

 

Организация оповещения

В Российской Федерации

 

 

Учебное пособие

 

 

Новосибирск

2008


УДК 658.382 (075.8)

 

Ст. преподаватель И. Ф. Шушлебин. Организация оповещения в Российской Федерации: Учебное пособие / СибГУТИ. – Новосибирск, 2008. – 38 c.  

 

 

В работе освещены следующие вопросы: органы государственной власти в РФ, их полномочия в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; структура управления ГО и ЧС в РФ; организация системы оповещения в РФ; организация автоматизированной системы централизованного оповещения (АСЦО), включая принципы построения, описание алгоритма работы системы в различных режимах, описание структуры и назначение составных частей комплекса П-166; состав и описание оборудования для локальных систем оповещения серии СГС-22-М, описание оборудования систем звукового оповещения на базе СГС-22-М.

Учебное пособие рассчитано на студентов СибГУТИ всех специальностей и форм обучения.

 

Иллюстраций – 7, таблиц – 2, список литературы – 11 наименований.

 

Кафедра безопасности жизнедеятельности и экологии

 

 

Рецензенты: Ю. В. Тимаков, А. Д. Фомин, Д. А. Цыганков

 

 

Утверждено редакционно–издательским советом СибГУТИ в качестве учебного пособия

 

© Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2008 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..... 4
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ………     5
 2 УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ И ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В РФ.............................................................................................................................     7
 3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ В РФ…………………... 11
     3.1 Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения………………………………………………………………………..   11
     3.2 Местные системы оповещения……………………………………….. 12
     3.3 Локальные системы оповещения……………………………………... 13
3.4 Объектовые (использующиеся в организациях) системы оповещения………………………………………………………………………..   14
     3.5 Порядок оповещения населения……………………………………… 14
 4 ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ (АСЦО)………………………… 4.1 Назначение и технические характеристики АСЦО…………………   16 16
4.2 Описание структуры и назначение составных частей КТС П–166………………………………………………………………………………….   18
4.3 Принципы построения АСЦО………………………………………... 22
4.4 Алгоритм работы системы…………………………………………….   4.4.1 Алгоритм работы при запуске оповещения…………………... 27 27
  4.4.2 Алгоритм работы при обмене речевыми сообщениями……… 28
  4.4.3 Алгоритм работы при получении сигнала ЧС с нижестоящего звена………………………………………………………………   29
            4.4.4 Структура сообщений в сети…………………………………... 29
 5 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ СЕРИИ СГС–22–М……………………………………………………………….  5.1 Назначение оборудования…………………………………………….   30 30
      5.2 Состав и описание оборудования СГС–22–М………………………. 31
 6 ОБОРУДОВАНИЕ СИСТЕМ ЗВУКОВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НА БАЗЕ СГС–22–М………………………………………………………………….   34
 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….......... 37

           

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации (РФ) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера [1,2].

    Территория, отнесённая к группе по ГО, – это территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в них объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

    Основными задачами в области ГО являются:

    – обучение населения в области гражданской обороны;

    – оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

    – эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    – предоставление населению убежищ и укрытий;

    – проведение аварийно–спасательных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

    – борьба с пожарами;

    – обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    – обеззараживание населения, техники, зданий и территорий;

    – срочное восстановление работы коммунальных служб;

    – разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

    Подготовка к ведению ГО ЧС осуществляется заблаговременно, в мирное время, учитывая развитие вооружений, средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

    При возникновении любых чрезвычайных ситуаций основной задачей является сохранение жизни людей, попавших в опасную зону. В настоящее время главным при решении этой задачи является своевременное оповещение и информирование всех заинтересованных лиц при помощи современных средств связи: должностных лиц в оперативных единых дежурно–диспетчерских службах МЧС РФ, департаментах, управлениях, отделах, ведомствах, службах; населения, находящегося в районе ЧС. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения ГО.

Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения ГО является составной частью мероприятий пo гражданской обороне, кoтopыe проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, a тaкжe органы местного самоуправления нa соответствующих территориях и в организациях.

 

    1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

    Основные полномочия органов государственной власти РФ в области ГО ЧС [1, 2, 3]:

    Президент определяет основные направления единой государственной политики в области ГО ЧС, утверждает План ГО и защиты населения РФ, вводит в действие План ГО и защиты населения на территории РФ или в отдельных её местностях в полном объеме или частично, вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при ЧС на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение.

Правительство РФ:

– обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО, руководит организацией и ведением ГО, издает нормативные правовые акты в области ГО, организует разработку проектов федеральных законов в области ГО, определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, определяет порядок обучения населения в области ГО и порядок создания убежищ и иных объектов ГО;

– издаёт постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их выполнение, организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера и определяет порядок их использования, обеспечивает защиту населения и территорий от ЧС федерального характера, определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты в области ГО; доводят их до организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение; разрабатывают и реализуют планы ГО; осуществляют меры по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления ГО и системы оповещения населения об опасностях; создают и содержат в целях ГО запасы материально–технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют проведение мероприятий по ГО, разрабатывают и реализуют планы ГО, подготовку и обучение населения в области ГО; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, защитные сооружения и другие объекты ГО; планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, мероприятия по поддержанию устойчивой работы организаций; создают и содержат в целях ГО запасы материально–технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;  принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения; организуют и проводят аварийно–спасательные и другие неотложные работы при ЧС межмуниципального и регионального характера; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера; содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС межмуниципального и регионального характера.

Органы местного самоуправления:

– самостоятельно и в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения, проводят подготовку и обучение населения в области ГО, поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, защитные сооружения и другие объекты ГО; проводят мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, по поддержанию устойчивой работы организаций; создают и содержат в целях ГО запасы материально–технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

– самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение, осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, организуют и проводят аварийно–спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Отдельные организации в пределах своих полномочий планируют и организуют проведение мероприятий по ГО и в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС,  по поддержанию своего устойчивого функционирования, по обучению своих работников в области ГО и способам защиты и действиям в ЧС, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения, создают и содержат в целях ГО ЧС запасы материально–технических, продовольственных, медицинских и иных средств, обеспечивают организацию и проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС, предоставляют в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создают нештатные аварийно–спасательные формирования и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

 

Местные системы оповещения

 

Основной задачей местных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения oт органов, осуществляющих управление гражданской обороной нa территории города и прилегающих к нему районов. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения сообщаются:

– оперативным дежурным служб (диспетчерам) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

– руководящему составу гражданской обороны города, городского и сельского районов, a тaкжe руководителям районных и городских служб гражданской обороны;

– населению, проживающему нa территории города, городского или сельского района.

Средства местных систем оповещения можно условно разделить на:

– средства оповещения должностных лиц;

– средства оповещения населения;

– средства оповещения трудовых коллективов.

 

Принципы построения АСЦО

 

В соответствии со структурой органов управления система оповещения строится в основном по радиально–узловой схеме и имеет четыре ступени.

Узлами системы являются центры коммутации каналов (станции П–166 МГ) с соответствующими комплексами технических средств (КТС) центров оповещения (П–166 ЦО), расположенных в федеральных, региональных и областных центрах для МЧС и в штабах соединений для МО.

Оконечным звеном системы является КТС местной подсистемы в районных центрах и на объектах и пульты (П–166 КПУ).

Связь между узлами системы осуществляется по государственным и ведомственным телефонным каналам связи, которые отбираются у основного пользователя на время сеанса оповещения. Такой подход не требует дополнительных затрат по созданию специальных каналов связи, которые к тому же используются сравнительно редко. Иерархическая радиально–узловая структура (топология) сети достаточно гибкая и может развиваться при необходимости с включением в неё новых каналов и узлов.

На третьей ступени заканчивается междугородняя подсистема АСЦО. Далее передача информации оповещения на следующую ступень осуществляется в рамках зоновой подсистемы (в кодах и по алгоритмам КТС местной подсистемы оповещения).

Фрагмент подсистемы АСЦО для областного звена приведен на рисунках 2, 3.

КТС местной подсистемы разворачиваются в районных центрах, городах, на объектах, в гарнизонах.

В состав минимального набора КТС местной подсистемы входят:

– блок оповещения универсальный (БОУ), размещаемый на МТС райцентра (или на телефонной станции гарнизона) и предназначенный для передачи информации телефонным абонентам, включения электросирен и управления радиотрансляционным узлом;

– блок переключения РТУ (БПР), расположенный на радиотрансляционном узле и предназначенный для управления РТУ или СГС–22-М;

– командный пульт управления (КПУ) или АПУ, устанавливаемый в помещении пункта оповещения. Запуск МТ может производиться как со станции областного уровня (центра зоновой подсистемы), так и с местного КПУ (АПУ).

Для оповещения населения и должностных лиц крупного города, например, областного центра, применяется более разветвленная сеть местного оповещения (рисунок 4). При этом на городских АТС устанавливаются БОУ и БИК, а разветвление информации между АТС осуществляется через блоки коммутации сообщений (БКС). Запуск такой подсистемы осуществляется с автоматизированного пульта управления (АПУ), построенного на базе ПЭВМ и устанавливаемого в пункте управления (штабе ГО ЧС) города, или централизованно с АРМ центра оповещения области.


 

 

 


 


На рисунках 2,3, 4 использованы следующие обозначения:

П-166 АПУ - автоматизированный пульт управления.

П-166 БИК - блок индивидуальных комплектов.

П-166 БКС - блок коммутации сообщений.

П-166 БОУ - блок оповещения универсальный.

П-166 ГК - групповой комплект станционный.

П-166 ПК - передающий комплект управления.

П-166 МПД - мультиплексор передачи данных;

П-166 МУ - модуль управления.

П-166 МИ - модуль индикации.

П-166 КПУ - командный пульт управления.

П-166 БПР - блок переключения радиотрансляции.

П-166 ПМО - приёмник местного оповещения;

СГС- 22-М - акустическая система (П-166 ВАУ).

П-164 А - устройство управления оконечными средствами оповещения.

     MUX - мультиплексор серии FCD.

- модем МДК/МДК1/МДКФ.

 

 

Другим вариантом подключения аппаратуры оповещения при отсутствии аналоговых окончаний каналов связи или физических линий является использование модификаций КТС П–166 (БОУ, БКС) с установленным телефонным модемом МДКТ для работы по абонентским линиям АТС путем автоматического набора номера при передаче информации оповещения. В этом случае БОУ при приеме вызова с АТС имитирует снятие трубки, и происходит установление соединения через АТС.

Недостатком данного варианта является увеличение до 20 секунд времени запуска и резкое снижение вероятности доставки сообщений из–за участия АТС в установлении соединения.

Алгоритм работы системы

Структура сообщений в сети

 

Взаимодействие между КТС в сети оповещения обеспечивается тем, что любая сеть передает от системы–отправителя к системе–получателю информацию, содержащуюся в блоках данных.

Каждый блок содержит определенную информацию и дополнительные сведения, необходимые для передачи информации через сеть, например: адрес назначения, проверочную последовательность, адрес отправителя. Данные передаются в виде одного блока, либо в виде последовательности определённого числа блоков.

Деление на блоки обусловлено не только объемом передаваемой информации, но и тем, что для выполнения заданных требований по вероятности доведения и исключения ложного набора применяются помехоустойчивые циклические и каскадные коды. Эти коды относятся к классу блочных, то есть, последовательность кодовых посылок в них разбивается на отдельные блоки, в пределах которых производится обнаружение и исправление ошибок.

В каналах междугородной подсистемы информация, передаваемая с вышестоящего звена на нижестоящие (сигналы оповещения), кодируется каскадным кодом БЧХ–РС. Для этого кода длина исходной последовательности одного блока составляет 32 байта, а закодированный блок, передаваемый в канал, имеет длину 93 байта.

Для обмена между КТС местной подсистемы используется код БЧХ (128,32), в котором длина исходной последовательности одного кадра равна четырем байтам, а длина закодированного кадра в канале – 16 байт.

В общем виде по протоколам АСЦО сообщение состоит из преамбулы и информационной части.

Преамбула определяет вид сообщения и другие признаки, позволяющие принять адекватное решение о дальнейшей обработке полученного сообщения.

Формализованный сигнал оповещения (ФСО) состоит из четырех блоков по 32 байта каждый. Первый и второй блоки – информационные, третий и четвертый – имитозащита. Остальные сообщения – одноблочные. Физические интерфейсы системы при взаимодействии между КТС по отбираемым каналам связи являются стандартными: уровни сигналов передачи (0 дБ для канала ТЧ), скорость передачи (1200 Бод), вид модуляции – относительная фазовая (ОФМ).

 

 

Назначение оборудования

 

Оборудование для локальных систем оповещения серии СГС–22–М предназначено для звукового оповещения населения, работников предприятий, учреждений, войсковых частей при возникновении чрезвычайных ситуаций. Оборудование может использоваться как для организации локальной системы оповещения предприятия, так и в системе городского оповещения, озвучивать как открытые пространства, так и помещения.

Оборудование предназначено для подачи предупредительного сигнала «сирена» и для передачи речевой информации, разъясняющей обстановку и передающей команды для управления действиями населения и сотрудников предприятий.

Одновременно оборудование может быть использовано в системе местного вещания, для передачи служебной информации и вызова сотрудников.

Особенностью КТС СГС–22–М является работа звуковоспроизводящих систем (динамических громкоговорителей) в трансформаторном режиме передачи поступающих сигналов oт усилительного оборудования. Данный режим позволяет выносить звуковоспроизводящие системы нa значительные расстояния oт усилительного оборудования, размещенного нa объекте, обеспечивая при этoм оповещение в зонах радиусом 2,5 км и более. Данный режим выделяет КТС СГС–22–М из числа комплексов, в кoтopых используется традиционный метод подключения звуковоспроизводящих систем, требующий размещения усилительного оборудования в непосредственной близости.

 

ЛИТЕРАТУРА

1) Федеральный Закон от 12.02.98 № 28-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 9.10.2002 № 123-ФЗ, от 19.06.2004 № 51-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ). О гражданской обороне [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 26.12.1997 г.]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:

http://www.mchs.gov.ru/article.html?id=8449.  – Загл. с экрана.

2) Федеральный Закон от 19.06.2007 г. № 103-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне» и статью 21 Федерального закона «Об обороне» [Текст]: [принят Гос. Думой 25.05.2007 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 26. – ст. 3076.

3) Федеральный Закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2006 № 206-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ). О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 11.11.1994 г.] / Консультант Плюс. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=64792.  – Загл. с экрана.

4) Постановление правительства РФ от 30.12.2003 № 794. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/article.html?id=316. – Загл. с экрана.

5) Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: Электронное учебное пособие. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://csi-mchs.ru/mchs/study/2/index.html. – Загл. с экрана.

6) Звуковое оповещение. Системы оповещения и их особенности [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.webnetfilms.info/zvukovoe-opoveschenie/7396. – Загл. с экрана.

7) Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения [Текст]. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. – 40 с.

8) П-166 МТ. КТС станции МТ. Руководство по эксплуатации НЯИТ. 465659.001 РЭ [Текст]. – 2002 г.

    9) Каталог продукции ООО "ЭЛЕС". Оборудование для локальных систем оповещения серии СГС-22-М [Текст]. – Кировск: УМП «Издательский дом «Ладога», 2000 г.

10) Тема 3. Нормативное регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, задачи, принципы построения и функционирования ЧС [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:

http://www.1202umc.ru/umc/educat/topic303.htm. – Загл. с экрана.

11) Положение о системах оповещения населения. Приложение
к приказу МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. N 422/90/376  [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/binary/object_66.1169468011.33911.doc. – Загл. с экрана.


 

 

Иван Федорович Шушлебин

 

Организация оповещения

В Российской Федерации

 

Учебное пособие

 

 

   Редактор: Е. А. Удальцов

   Корректор: Д. С. Шкитина

____________________________________________________________________

 

Подписано в печать 

Формат бумаги 60х84/16, отпечатано на ризографе, шрифт № 10,

изд. л., заказ №, тираж   экз.,

СибГУТИ.

630102, г. Новосибирск, ул. Кирова – 86

 

И. Ф. Шушлебин

 

 

Организация оповещения

В Российской Федерации

 

 

Учебное пособие

 

 

Новосибирск

2008


УДК 658.382 (075.8)

 

Ст. преподаватель И. Ф. Шушлебин. Организация оповещения в Российской Федерации: Учебное пособие / СибГУТИ. – Новосибирск, 2008. – 38 c.  

 

 

В работе освещены следующие вопросы: органы государственной власти в РФ, их полномочия в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; структура управления ГО и ЧС в РФ; организация системы оповещения в РФ; организация автоматизированной системы централизованного оповещения (АСЦО), включая принципы построения, описание алгоритма работы системы в различных режимах, описание структуры и назначение составных частей комплекса П-166; состав и описание оборудования для локальных систем оповещения серии СГС-22-М, описание оборудования систем звукового оповещения на базе СГС-22-М.

Учебное пособие рассчитано на студентов СибГУТИ всех специальностей и форм обучения.

 

Иллюстраций – 7, таблиц – 2, список литературы – 11 наименований.

 

Кафедра безопасности жизнедеятельности и экологии

 

 

Рецензенты: Ю. В. Тимаков, А. Д. Фомин, Д. А. Цыганков

 

 

Утверждено редакционно–издательским советом СибГУТИ в качестве учебного пособия

 

© Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2008 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..... 4
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ………     5
 2 УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ И ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В РФ.............................................................................................................................     7
 3 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ В РФ…………………... 11
     3.1 Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения………………………………………………………………………..   11
     3.2 Местные системы оповещения……………………………………….. 12
     3.3 Локальные системы оповещения……………………………………... 13
3.4 Объектовые (использующиеся в организациях) системы оповещения………………………………………………………………………..   14
     3.5 Порядок оповещения населения……………………………………… 14
 4 ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ (АСЦО)………………………… 4.1 Назначение и технические характеристики АСЦО…………………   16 16
4.2 Описание структуры и назначение составных частей КТС П–166………………………………………………………………………………….   18
4.3 Принципы построения АСЦО………………………………………... 22
4.4 Алгоритм работы системы…………………………………………….   4.4.1 Алгоритм работы при запуске оповещения…………………... 27 27
  4.4.2 Алгоритм работы при обмене речевыми сообщениями……… 28
  4.4.3 Алгоритм работы при получении сигнала ЧС с нижестоящего звена………………………………………………………………   29
            4.4.4 Структура сообщений в сети…………………………………... 29
 5 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ СЕРИИ СГС–22–М……………………………………………………………….  5.1 Назначение оборудования…………………………………………….   30 30
      5.2 Состав и описание оборудования СГС–22–М………………………. 31
 6 ОБОРУДОВАНИЕ СИСТЕМ ЗВУКОВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НА БАЗЕ СГС–22–М………………………………………………………………….   34
 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….......... 37

           

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации (РФ) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера [1,2].

    Территория, отнесённая к группе по ГО, – это территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в них объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

    Основными задачами в области ГО являются:

    – обучение населения в области гражданской обороны;

    – оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

    – эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    – предоставление населению убежищ и укрытий;

    – проведение аварийно–спасательных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

    – борьба с пожарами;

    – обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    – обеззараживание населения, техники, зданий и территорий;

    – срочное восстановление работы коммунальных служб;

    – разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

    Подготовка к ведению ГО ЧС осуществляется заблаговременно, в мирное время, учитывая развитие вооружений, средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

    При возникновении любых чрезвычайных ситуаций основной задачей является сохранение жизни людей, попавших в опасную зону. В настоящее время главным при решении этой задачи является своевременное оповещение и информирование всех заинтересованных лиц при помощи современных средств связи: должностных лиц в оперативных единых дежурно–диспетчерских службах МЧС РФ, департаментах, управлениях, отделах, ведомствах, службах; населения, находящегося в районе ЧС. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения ГО.

Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения ГО является составной частью мероприятий пo гражданской обороне, кoтopыe проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, a тaкжe органы местного самоуправления нa соответствующих территориях и в организациях.

 

    1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

    Основные полномочия органов государственной власти РФ в области ГО ЧС [1, 2, 3]:

    Президент определяет основные направления единой государственной политики в области ГО ЧС, утверждает План ГО и защиты населения РФ, вводит в действие План ГО и защиты населения на территории РФ или в отдельных её местностях в полном объеме или частично, вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при ЧС на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение.

Правительство РФ:

– обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО, руководит организацией и ведением ГО, издает нормативные правовые акты в области ГО, организует разработку проектов федеральных законов в области ГО, определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, определяет порядок обучения населения в области ГО и порядок создания убежищ и иных объектов ГО;

– издаёт постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их выполнение, организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера и определяет порядок их использования, обеспечивает защиту населения и территорий от ЧС федерального характера, о<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.