Отражение традиций народной жизни в — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Отражение традиций народной жизни в

2020-12-27 153
Отражение традиций народной жизни в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В

ПАМЯТНИКАХ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА УРАЛА

И В  ЛИТЕРАТУРЕ

 

Выполнили:

Поносов Александр Андреевич,

студент группы 189 - оп,

специальность «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»

Руководитель:

Зотеева Ирина Евгеньевна,

преподаватель русского языка и литературы   

 

 

г. Алапаевск

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                 3

1.Русская изба: мудрость наших предков.                                                5

1.2. Порядок постройки дома.                                                                   5

1.3.Внешнее оформление избы.                                                                 9

1.4.Внутреннее убранство крестьянской избы.                                                  10

2.Сохранение памятников деревянного зодчества в Нижнесинячихинском

музее под открытым небом.                                                                       14

2.1.Крестьянская усадьба XVIIвека.                                                          14

2.2. Крестьянская усадьба XVIII века.                                                       17

2.3. Крестьянская усадьба XIX века.                                                         20

3. Традиции народной жизни в произведениях В.Г.Распутина

«Прощание с Матёрой», «Изба»                                                               26

4.1. Традиции крестьянского уклада как основа творчества В.Г.Распутина.   26

4.2. Образ родного дома в повести «Прощание с Матёрой».                      28

4.3. Изба Агафьи как зеркало её души.                                                     31

4.4.Женские образы как отражение черт русского национального характера. 34

5. Изготовление макета русской избы с внутренним убранством.                    40

Заключение.                                                                                                 52

Список используемой литературы.                                                                     54

Приложение.                                                                                               55                                                                                                                

 

ВВЕДЕНИЕ

    Вопрос изучения  и сохранения традиций народной жизни становится особенно актуальным в условиях возросшего в последние годы стремления жителей России к самоидентификации, порожденного вызовами времени.

    Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, традиция -

это «1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи) <...>.

     Уникальным памятником архитектуры и объектом сложных переплетений национального своеобразия материальной и духовной культуры русского народа является крестьянская изба. Проблема сохранения историко-культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. Каждый из нас соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, поскольку корни наши – в истории и традициях семьи, родного народа. В России, подвергающейся в XX в. грандиозным потрясениям, задача сохранения культурного наследия стояла и стоит особенно остро.

    Культура и традиции народной жизни отразились и в произведениях художественного слова. Признанным мастером словесной изобразительности является Валентин Григорьевич Распутин. На протяжении всего творческого пути внимание В.Г. Распутина было приковано к жизненному укладу крестьянства, в котором сохранились традиции.

    В ходе исследования была выдвинута гипотеза: изучение  особенностей деревянного зодчества Урала и литературных произведений, отражающих традиции народной жизни,   будет способствовать формированию уважения к обычаям нашего народа, поможет вернуть утерянные ценности, восстановить связь времен.

Объектом нашего исследования явились памятники деревянного зодчества, которые находятся на территории Алапаевского района, и литературные произведения В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», «Изба».

Предмет исследования народные традиции, которые нашли отражение в памятниках деревянного зодчества и литературных произведениях.

Цель работы  - исследовать народные традиции, которые нашли отражение в памятниках деревянного зодчества Урала и литературных произведениях В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», «Изба».

    Чтобы достичь поставленной цели, мы решили такие задачи:

1. Изучить традиции строительства русской избы.

2. Познакомиться с внутренним убранством крестьянской избы.

3. Рассмотреть особенности памятников деревянного зодчества Урала,

 которые бережно хранятся в Нижнесинячихинском музее.

4. Выявить традиции народной жизни в произведениях В.Г. Распутина

 «Прощание с Матёрой», «Изба».

5.Изготовить макет деревянной русской избы XIX века и берестяные туеса.

В ходе выполнения проекта был изготовлен макет деревянной русской избы XIX века с внутренним убранством.

 

Русская изба: мудрость наших предков

Порядок постройки дома

Во все времена жилище для человека было неотъемлемой частью его жизни. Дом строили своими руками, в нем человек находился с первого дня своей жизни и до последнего, поэтому строили дома «на века», основательно. Новая жизнь – новый дом, строить который нужно не спеша, согласно порядку, установленному дедами и прадедами, не нарушая устоев, если нарушить устои – житья в новом доме не будет. На Руси говорили: «Мой дом – моя крепость» и чтобы эта крепость была обеспечена, при строительстве дома особое внимание уделяли времени начала работ, выбору места и подготовке строительного материала для постройки дома. Каждый из этих этапов подчинялся особому ритуалу, который зародился у далеких предков.

К строительному материалу предъявляли особые требования. Наши предки считали: рубить деревья нужно зимой, когда они мертвые и в полнолуние, а если срубить раньше, то бревна будут отсыревать, а потом – растрескиваться. Декабрь и январь считали для заготовки бревен самыми лучшими. Рубить избы предпочитали из деревьев с длинными ровными стволами: сосны, ели, лиственницы, потому что они долго не гнили, хорошо держали тепло и ложились в сруб.

После праздника Покрова Святой Богородицы (14 октября), когда заканчивались все сельскохозяйственные работы, выбирали место для постройки нового дома. Считалось, что там, где была дорога, где стояла раньше баня, где был пожар, росло кривое дерево, пролилась чья – то кровь – строиться нельзя, место это неудачное для постройки дома. Был такой способ определения благополучного места – выпускали рогатый скот, где он ляжет отдыхать, там место хорошее для строительства, потому что корова для семьи была кормилицей и считалась у предков плодородной живительной силой.

Ставили, или, как говорят, рубили, избы мастеровитые крестьяне-плотники, виртуозно владевшие главным своим инструментом — топором. Основой деревянного дома был сруб, который представляет собой коробку. Эту коробку собирали из подготовленных бревен. На избу небольшого размера требовалось до 150 бревен. Бревна подбирали приблизительно одинаковой длины и толщины, использовали бревна диаметром от 22 до 30 см. для сруба, но были и больше. [1,34].

Деревянные срубы чаще всего ставились прямо на землю, в некоторых домах больших размеров под углы вкапывали «стулья» - чураки из лиственницы диаметром 70-80 см. Можно выделить три типа основания жилых изб: «поземная» - такие избы имели невысокий подклет и строились на возвышенных местах, «на замостьи» - ставились такие избы в низменных, затопляемых местах на стойках или ряжах, «на подклете» - жилая часть избы была поднята от земли, нижнею часть сруба использовали для хозяйственных нужд, хранения припасов. В заводских селениях делали каменные фундаменты или обкладывали камнем основания стен.

Нижние венцы делали из более толстых бревен диаметром 40-50 см, и старались делать из лиственницы, которая более стойка к воздействию влаги и менее подвержена загниванию. При укладке венцов между ними прокладывали мох, его брали из рек, так называемый «золезняк» или в лесу в сырых местах. Кроме мха, в заводских поселках использовали иногда паклю и мешковину. Через год после осадки сруба, стены конопатили.

Основной способ рубки срубов был в обло. Стены с внутренней стороны стесывали, скругляя при этом углы. Такие избы характерны для первой половины XIX в. В жилых домах боле поздней постройки внутренние углы делали прямыми. (Приложение 1.)

Венец за венцом плотники сплачивали стены избы, заботясь уже о том, как стены будут держать огромную тяжесть заваленной сырым снегом крыши, укрывающей дом и его обитателей от всевозможных напастей, в том числе и от разъедающей дерево сырости, принесённой обильными весенне-осенними дождями. И плотники постепенно начинали наращивать размеры бревенчатых венцов таким образом, чтобы крыша опиралась не только на вертикальные стены, а ещё и на продолжавшие их бревенчатые карнизы, которые назывались «повалами». Выпуски же брёвен по фронтонам именовали «помочами». И неслучайно. Стены как бы помогали тяжёлой крыше, нижние края которой, по замыслу её создателей, выступали за стены (то есть свешивались) на расстояние часто больше человеческого роста.

    На решётчатый каркас слег и «куриц» укладывали в один или два слоя тесины, нижний конец которых опирался на дно водотечника. Верхние обрубы тесин по всей длине крыши прижимались особым массивным бревном-охлупнем, коньком или шеломом. На тяжёлом лицевом конце этого бревна издавна вырубали голову птицы, коня или какого-нибудь покровительствующего дому чудища, на спине у которого восседал, тоже высеченный из дерева, человечек-всадник. (Приложение 1.)

  Охлупни – коньки завершали кровлю дома. Это был оберег, символ добра и удачи. Комлевой конец конькового бревна обрабатывался в виде головы и широкой груди животного, обычно коня или птицы. Можно выделить три основные группы коньков: коньки в виде животных; коньки с использованием живописного разветвления корней; коньки виде простой криволинейной формы, вырубленные из комлевого утолщения. [1, 47]. (Приложение 2)

Курицы – это концы тонких еловых стволов с завершением в виде крюка. Крюк получался на месте стыка ствола с корнем дерева, эту естественную кривизну использовали для укладки водотечника, в который упирались концы тесин крыши. Длина куриц составляла несколько метров, они врубались в слеги, вдоль ската крыши. Крюк обрабатывался в виде головы коня или курицы, отсюда и название или в форме крюка. (Приложение 2)

Повалы- кронштейны состоят из двух-трех выпусков бревен верхних венцов сруба над торцовой стеной. Особенно большие повалы у старинных изб. Обработка повалов была в виде криволинейных выгнутых форм.

Водотечники или потоки это бревна – желоба. Передняя комлевая часть потоков иногда украшалась резьбой. При стыковке нескольких крыш в домах под два или три коня, потоки располагали один под другим.

Причелины – доски прикрывающие торцы слег на фасаде дома. Использовали гладкие доски или накладывали две доски с уступом. Иногда украшали геометрическим орнаментом. Концы причелин заканчивались выкружкой или обрезкой под прямым углом.

Бревенчатые фронтоны дома обычно не украшались. Дощатые фронтоны могли зашивать фигурно в елку или другой рисунок, некоторые фронтоны домов ХХ в. имеют луковичную форму. Фронтоны городских и заводских домов иногда украшали резным орнаментом. (Приложение 3)

    

1.2 Внешнее оформление избы

Огромное значение для дома имели окна. Они предназначались для дневного освещения. Окна были небольшие и делали их из натурального дерева. На улицу в избе прорубалось два или три окна и одно окно выходило во двор.  Они обычно прорезались в двух смежных бревнах и по высоте не превышали 30-40 сантиметров.  Закрывались такие оконца, или, как говорили в старину, «заволакивались», деревянными дощечками. Поэтому и назывались они «волоковыми». Волоковые окошки были во всех жилых и хозяйственных помещениях дома. В древности оконного стекла не знали. Его заменяла просмоленная холстина и бычий пузырь, а в богатых домах – слюда, поэтому даже в дневное время в доме царил полумрак .(Приложение3.)

Окна большего размера прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями – косяками, отсюда их название «косящатые» или «красные» (в смысле – красивые). (Приложение3.) Наиболее древние избы были без наличников, они появляются во второй половине XIX в., до этого их функцию исполняли оконная колода и карнизная доска.

Низкие крытые крыльца имеют большое распространение на Среднем Урале. Они состоят из площадки с несколькими ступенями и  навеса над входом. Колонки поддерживающие навес делали фигурными. Двухскатную крышку делали килевидной или округлой формы, фронтон украшали резьбой, вдоль кровли пускали резной подзор. При перпендикулярном расположении ступеней относительно стены дома крышу делали односкатной. (Приложение 4.)

   1.3 Внутреннее убранство крестьянской избы

В словаре С.И. Ожегова: «Изба – деревянный крестьянский дом». Слово «изба» произошло от древнерусского «истьба», «истопка», первоначально так называли отапливаемую жилую часть дома с печью. Дом это не только кров для людей, а еще и средоточие материально – нравственного центра семьи. В строительство дома наши предки вкладывали много сил, умения. Сруб построен, украшен орнаментом, но это еще не дом. Вот когда поставят печь, по дому пойдет от неё тепло – сруб станет домом, можно и заходить. Избы без печи не бывает, это главная часть любого крестьянского дома. Печь и дала название – «изба». Недаром русская пословица гласит: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». Изба была условно поделена на две части: одна – материальная, а вторая – духовная. Центром материального, душой дома крестьян, была печь, которая занимала почти четвертую часть избы. Ее протапливали по несколько часов в день, когда она нагревалась, то долго держала тепло. Она согревала, кормила, поила, лечила.

Русская печь для хозяйки была удобна в пользовании: на шестке (площадка перед устьем) она держала приготовленную пищу, чтобы она была теплая; на шестке оставляла раскаленные угли, чтобы растопить печь в следующий раз. В печи, в боковой стене, были печурки (углубления), в которых сушили лучину для растопки и освещения, сушили рукавицы, носки. Обязательным элементом в избе были полати – деревянные настилы от боковой стороны печи до противоположной стены избы.

Под печью находилось опечье: в зимнее время там держали домашнюю птицу. С давних времен с русской печью связаны народные обычаи и предания. В народе было поверье, что домовой – хранитель домашнего очага, живет за печью или под печью; за печью прятали невесту, когда ее приходили сватать. (Приложение 4.)

Печь ставили в избе в углу: справа или слева от двери (входа), поэтому планировка избы определялась расположением печи. Устьем печь ставили в сторону окон, к передней стене. Устье имело прямоугольную форму или полукруглую в верхней части и закрывалось заслонкой. Угол, который находился напротив устья печи, был рабочим местом хозяйки, то есть женской половиной.

Рабочим местом мужчины – хозяина дома, был угол, который находился напротив печи – мужская половина. Здесь он долбил корыта, изготавливал бочки, кадки, ведра, занимался ремонтом, мастерил из дерева нехитрую крестьянскую посуду, плел корзины, коробы, лукошки. Все это хозяин дома делал с помощью простых инструментов: топор, тесло, скобель, бурав. Свои инструменты он хранил под лавкой, на этой же лавке он спал.

В переднем углу, по диагонали от печи, находился «красный угол». Это в избе почётное место. "Красному гостю красное место". В старину все крестьяне были верующими и слово «крестьянин» произошло от «христианин». В красном углу, его еще называли передний угол, на особой полочке стояли иконы и горели лампады – иконостас, его всегда держали в чистоте. Лампады – небольшие сосуды с маслом. Иконы Богородицы и Спасителя считались главными иконами, они должны были быть в каждом доме. Входивший в избу человек, еще у порога, первым делом находил глазами этот угол, снимал шапку, крестился, низко кланялся иконам и произносил: «Мир дому сему». [5,15].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уникальным памятником архитектуры и объектом сложных переплетений национального своеобразия материальной и духовной культуры русского народа является крестьянская изба. Дом воспринимался русским человеком исстари как материальная основа духовной целостности семьи.

Дом -  это не только кров для людей, но и  и средоточие материально – нравственного центра семьи. В строительство дома наши предки вкладывали много сил, умения. Рубили  избы мастеровитые крестьяне-плотники, виртуозно владевшие главным своим инструментом — топором. Основой деревянного дома был сруб, который представляет собой коробку. Эту коробку собирали из подготовленных бревен. Сруб построен, украшен орнаментом, но это еще не дом. Вот когда поставят печь, по дому пойдет от неё тепло – сруб станет домом, можно и заходить. Избы без печи не бывает, это главная часть любого крестьянского дома. Печь и дала название – «изба». Недаром русская пословица гласит: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил».

В ходе выполнения исследовательского проекта мы побывали Нижнесинячихинском музее. 

Жизненный уклад крестьянства, в котором сохранились традиции, переходящие из поколения в поколение, отразились в произведения классика В. Г. Распутина. Повествованием о жизни русского крестьянства является повесть «Прощание с Матёрой», написанная в 1976 году. Произведением-размышлением о дальнейшей судьбе родной земли, находящимися в неразрывной смысловой связи с повестью «Прощание с Матёрой» является рассказ «Изба» (1999).

Центральной фигурой повести «Прощание с Матёрой», носительницей нравственных ценностей является Дарья Пинигина, «самая старая из старух», которая «лет своих в точности не знала». Пронзительной является сцена прощания Дарьи с родным домом. Перед неотвратимым сожжением дома она решает его «прибрать». Превозмогая старческую немощь, ощущая в себе невесть откуда взявшиеся силы, Дарья побелила стены, печь и ставни, вымыла подоконники и пол, повесила рушники и на окна чистые занавески. В представлении Дарьи изба чувствует приближающуюся смерть. Мысль «прибрать» избу приходит к ней на могиле родителей. Таким образом, подчёркивается её связь с родом, с предками. 

В рассказе «Изба» В. Г. Распутин в образе главной героини Агафьи также отобразил черты русского национального характера. Судьба её была тяжелой, она потеряла всех родственников. Ей необходимо, чтобы после смерти хотя бы изба осталась символом жизни рода.

В ходе выполнения проекта был изготовлен  макет «Русская изба с внутренним убранством». Материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, литературы с целью формирования нравственной культуры студентов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов Д., Баранова О., Мадлевская Е., Соснина Н. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. Изд. Искусство-СПб, 2004

2. Улыбашева М. Русская изба от печки до лавочки. Москва, 2015.

3. www.rodnaya-tropinka.ru/russkaya-izba/Ася Валасина. Русская изба: мудрость предков.

4.Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

5.Берсинёв А.С. Русская изба // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 1-3. – С. 456-465;

6. Самойлов И. Сокровища Нижней Синячихи. Екатеринбург Банк культурной информации 2006г. 208с.,ил.

7.Распутин В. Повести.-М.: Просвещение,2014.-334. -(Библиотека словесника).

8. Клевцов В.И. Плетение из бересты: 50 полезных изделий.-СПб.: Лениздат, 1996.-158 с., ил.

 9. Махнюк В.Г. Береста: Техника. Примы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 168 с.: ил. 2008 г.

 10. Финягин В. В. Изделия из бересты. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 128 с.: ил. – (Учимся у народных мастеров)

 

Приложение 1

Конструкция избы

 

Приложение 2

Варианты коньков (с рисунков А.Мошева, И. Паршукова, М. Успенской)

Варианты куриц (с рисунков А.Мошева и И. Паршукова)

 

Приложение 3.

Приложение 4.

Русская печь

Приложение 5.

ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.