3.1. Организация образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Лет
|
ФОРМЫ
| СПОСОБЫ
| МЕТОДЫ
| СРЕДСТВА
|
Организованная
образовательная
деятельность
- Формирование
элементарных
математических
представлений.
- Ознакомление
с окружающим миром (с предметным и социальным окружением).
- Ознакомление с окружающим миром (с миром природы).
(с учителем-дефектологом)
| Подгрупповой
| - Беседы.
- Решение проблемных ситуаций.
- Отгадывание загадок.
- Оформление книг-самоделок.
- Моделирование.
- Показ тематических мультимедийных презентаций.
| Формирование элементарных математических представлений:
1. Комплекты наглядного дидактического материала для занятий:
- объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины;
- изображения предметов (по лексическим темам): плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
2. Дидактические игры и упражнения для формирования:
- количественных представлений: «Поиграем, посчитаем», «Божьи коровки», «Веселый поезд», «Мышка и сыр», «Веселые цифры», «Овощной поезд», «Подбери пару сапог», «Умные рыбки», «Грибочки», «Построй город», «Найди цифру на листочках», «Пчелы и ульи»;
- величины предметов: «Ищем домик для цыпленка», «Большой, средний, маленький», «Ежики. Слоники», «Три медведя», «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Найди недостающее», «Матрешки», «Наведи порядок», «Расставь по порядку»;
- формы предметов: «Вышла курочка гулять», «Геометрические рыбки», «Геометрические носики (паучки)», «Геометрические мишки», «Геометрические фигуры – пазлы 3 D», «Веселая геометрия»;
- пространственных представлений: «Направо - налево», «Куда идет курочка?», «Что где находится?», «Правильно пойдешь – секрет найдешь», «Поручение», «Найди пару», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Художники», «Составь узор»;
- временных представлений: «Детям о времени», «Календарь природы и погоды», «Наш день», «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра…».
3. Демонстрационные материалы:
- Комплекты к игре «Игровизор» - игровой графический тренажер;
- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, –, =, >, <;
- комплект плоскостных изображений;
- комплект геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
- карточки и таблицы;
- модели («числовая лесенка», календарь и др.);
- игровые альбомы (логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, математический планшет);
- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
- приборы (обычные, песочные часы, счеты настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).
4. Раздаточные материалы:
- Касса цифр и счетного материала «Учись считать»; счетные палочки; веер цифр;
- конструктор «ТИКО. Арифметика»; конструктор цифр «Волшебная восьмерка» Воскобовича;
- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;
- планшет «ЛОГИКО малыш» (карточки: «Состав числа», «Сохранение количества», «Натуральный ряд», «Измерения», «Первый десяток», «Счет»);
- приложения к Игровизору «Катя, Рыжик и Рыбка», «Лабиринты цифр», «Игровой калейдоскоп»;
- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;
- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
- таблицы и модели;
- счетные палочки и т. д.; наборы геометрических фигур;
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей (н-р, «Составь круг»);
- трафареты, линейки; предметно-схематические модели.
5. Прочее оборудование – мольберт, магнитная доска, наборное полотно, коврограф, контейнер с цветными карандашами, карточки для счета, мелкие игрушки, наборное полотно
Ознакомление с предметным и социальным миром:
1. Комплекты наглядного дидактического материала для занятий:
Тематический комплект «Новогодний», «9 мая», «Встречаем Новый год», «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Семья», «Транспорт»;
- наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»;
2. Демонстрационный материал:
- Картины: «Семья»
- иллюстрации одежды и обуви, чайной посуды, мебели, иллюстрации транспорта, иллюстрации о Москве;
- иллюстрации из серии «Чудеса познания»;
- тетрадь «Предметы вокруг нас»;
- наборы предметных карточек по темам;
- набор сюжетных карточек по темам;
- игрушки;
3. Раздаточный материал:
- Планшет «ЛОГИКО малыш» (карточки: «Кто с кем дружит»)
- карточки изученных цветов; таблицы цветов, разноцветные предметные картинки;
- предметные картинки по лексическим темам;
4. Дидактические игры и упражнения: «Цветное лото», «Футболист», «Заполни пустые клетки», «Какие фигуры лежат», «Цветные дома», «Узнай по цвету»
5. Прочее оборудование – мольберт, магнитная доска, наборное полотно, коврограф, контейнер с цветными карандашами, карточки для счета, мелкие игрушки, наборное полотно
Ознакомление с миром природы:
1. Комплекты наглядного дидактического материала для занятий:
Тематический комплект «Весна», «Домашние питомцы», «Зима», «Зимующие птицы», «Кто живет в лесу», «Кто живет на ферме», «Листочки», «Овощи», «Осень», «Перелетные птицы», «Лето», «Транспорт», «Фрукты», «Ягоды»;
- наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам. Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»;
2. Демонстрационный материал:
- Картины: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Лес», «Листопад», «Рожь»
- картина с изображением зимних явлений в природе;
- иллюстрации зимующих птиц, иллюстрации зимних видов спорта, иллюстрации с изображением диких животных, иллюстрации трех зимних месяцев периодов, иллюстрации весенних признаков в природе, насекомые, иллюстрации с изображением домашних птиц, изображения овощных растений, муляжи овощей, предметные картинки;
- изображения домашних животных, выполненных из геометрических фигур;
- иллюстрации из серии «Чудеса познания»;
- осенние листья, листья с деревьев, муляжи грибов, рисунки грибов, живые цветы и их иллюстрации;
- наборы предметных карточек по темам;
- набор сюжетных карточек по темам;
- натуральные овощи, фрукты;
- муляжи овощей и фруктов;
- комнатные растения;
- колосья ржи, пшеницы, овса;
3. Раздаточный материал:
- Планшет «ЛОГИКО малыш» (карточки: «Домашние животные», «Насекомые»)
- карточки изученных цветов; таблицы цветов, разноцветные предметные картинки;
- предметные картинки по лексическим темам;
4. Дидактические игры и упражнения: «Какое время года?», «Что изменилось», «Назови ласково», «С какой ветки детки?», «Угадай по описанию»
5. Прочее оборудование – мольберт, магнитная доска, наборное полотно, коврограф, контейнер с цветными карандашами, карточки для счета, мелкие игрушки, наборное полотно
|
Образовательная деятельность в режиме пребывания ребенка в ДОО
(с учителем-дефектологом)
| Фронтальный
Подгрупповой
Индивидуальный
| - Оформление книг-самоделок.
- Беседы.
- Решение проблемных ситуаций.
- Отгадывание и сочинение загадок.
- Игры – эксперименты.
- Наблюдения за объектами природы.
- Исследовательская деятельность.
- Коллекционирование.
- Показ тематических мультимедийных презентаций.
- Интерактивные игры.
| Формирование элементарных математических представлений:
- счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки);
- коврограф;
- наборы геометрических фигур;
- набор объемных геометрических фигур;
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей;
- трафареты, линейки;
- дидактический куб (игры для развития логического мышления - шашки, шахматы, крестики-нолики, лабиринты);
- «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели);
- интерактивная игра «Сложение и вычитание»;
- интерактивная игра «Готовимся к школе» (учимся анализировать, учимся логически мыслить; учимся считать; учимся думать);
Познавательно-исследовательская деятельность:
- индивидуальные дневники с фиксацией опытов;
- ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито;
- лупы, цветные стекла;
- магниты, фонарики;
- песочные часы;
- схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов;
- материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина;
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема;
- мерные стаканы;
- формы для льда;
- пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, деревянные палочки, марля;
- бросовый материал (кусочки кожи, дерева, винтики);
- разные виды бумаги.
Ознакомление с предметным и социальным миром:
- наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках», «Расскажите детям…», «Рассказы по картинкам»;
- дидактические игры;
- тематическое лото, домино;
- альбомы о людях разных профессий;
- иллюстрированные книги, энциклопедии.
- тематические альбомы;
- лэпбук «Професии».
Ознакомление с миром природы:
- календарь природы;
- набор карточек с символами погодных явлений;
- наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках», «Расскажите детям…», «Рассказы по картинкам»;
- тематическое лото, домино.
- дидактические игры;
- комнатные растения;
- макеты;
- предметно-схематические модели;
- графические модели (модели: светового дня, «термометр», «живой организм», «размножение растений», обобщающая модель для составления описательных рассказов);
- природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья);
- сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох);
- лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.
|
Самостоятельная деятельность детей
| Подгрупповой
Индивидуальный
| - Оформление книг-самоделок.
- Отгадывание и сочинение загадок.
- Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, энциклопедий.
- Игры-эксперименты.
| Формирование элементарных математических представлений:
- Разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие; развивающие; шашки, шахматы;
- занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию «Танграм» с наглядными инструкциями и т. д.;
- отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, кубики Никитина, математический планшет; счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками;
- книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций. Серия книг «Умный светлячок»: («Память», «Внимание», «Счет», «Вычитание», «Сложение», «Закономерности и последовательности», «Величина», «Пространство», «Цвет»). Картинки-половинки «Разные фигурки», «Яркие краски».
Познавательно-исследовательская деятельность:
- индивидуальные дневники с фиксацией опытов;
- емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито;
- лупы, цветные стекла;
- магниты, фонарики;
- песочные часы;
- схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов;
- материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина;
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема;
- мерные стаканы;
- формы для льда;
- пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, деревянные палочки, марля;
- бросовый материал (кусочки кожи, дерева, винтики);
- разные виды бумаги.
Ознакомление с предметным и социальным миром:
- наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках», «Расскажите детям…», «Рассказы по картинкам»;
- дидактические игры;
- тематическое лото, домино;
- альбомы о людях разных профессий;
- иллюстрированные книги, энциклопедии.
- тематические альбомы;
- лэпбук «Професии».
Ознакомление с миром природы:
- календарь природы;
- набор карточек с символами погодных явлений;
- наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках», «Расскажите детям…», «Рассказы по картинкам»;
- тематическое лото, домино.
- дидактические игры;
- макеты;
- предметно-схематические модели;
- графические модели (модели: светового дня, «термометр», «живой организм», «размножение растений», обобщающая модель для составления описательных рассказов);
- природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья);
- сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох);
- лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.
|