Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения) (8 класс) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения) (8 класс)

2020-12-27 588
Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения) (8 класс) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения) (8 класс)

Изложение проводится по программе изучения русского языка в 8 классепод ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта после изучения однородных членов предложения в 3 четверти.

Тема урока: Подробное изложение по тексту С.В. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?»

Тип урока: формирование умений и навыков (урок обучающего изложения)

Цели урока: предметные:

познавательные:

воспроизвести знания об основной мысли текста, типах речи, стиле речи, об орфографических и пунктуационных правилах;

практические:

проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков подробного пересказа текста на нравственную тематику,

личностные: формирование логического мышления, воспитание заинтересованного отношения к нравственной проблеме, затронутой в тексте, формирование навыков работы с текстом.

 

Средства обучения: распечатанный текст из «Сборника текстов для изложения с лингвистическим анализом: 5-9 классы: Пособие для учителя». (М., 1991).

План урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия (3 м.)

II. Вступительное слово учителя (1)

III. Выразительное чтение текста учителем (3 м.).

IV. Комплексный анализ текста (25 м.)

V. Повторное чтение текста (3 м.)

VI. Самостоятельная работа учащихся (написание изложения)

 

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия

Беседа

- Сегодня мы посвятим два урока работе над подробным изложением. Вспомним, что значит - написать текст подробно (Ответы учащихся)

- Верно. В подробном изложении необходимо полно передать содержание текста, сохранить авторское изложение событий, фактов, композиционное построение текста. В подробном изложении нужно использовать авторские слова, выражения. Я буду читать два раза текст.

- Скажите, что вы будете делать, когда я буду читать текст первый раз (Необходимо определить тему и основную мысль текста, понять содержание текста.)

 

II. Вступительное слово учителя

Текст изложения представляет собой отрывок из статьи народной артистки СССР Софьи Владимировны Гиацинтовой. Софья Владимировна играла на сцене Малого Художественного театра в Москве. В статье «Что значит быть воспитанным?» она обращается к молодежи, желая привлечь внимание к проблемам воспитания и воспитанности. Внимательно прослушайте текст.

III. Выразительное чтение текста учителем

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.

Однажды вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил свои услуги, проводил их до трамвая и помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Как-то я прочла такой рассказ. В Лувр по утрам приходили бездомные и нищие. Они становились к отоплению, отогревались. Стояла так старушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла тяжелый бархатный стул и предложила его старушке. Та низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам!» – и со счастливым лицом вернулся к матери. (217 сл.)

После чтения текст может быть роздан учащимся.

IV. Комплексный анализ текста

Языковой анализ текста

Словарная работа

- Приведите примеры слов, характеризующих, какой человек является воспитанным. Выпишем эти слова и определим их значение. (Работа по толковому словарю)

Внимательный, деликатный, тактичный, скромный.

2) Орфографическая подготовка

Воспита нн ость, нечто, м а неры, артист Х удожественного театра, непреме нн о, нем едле нн о, стра нн ые, побуждения, внутре нн яя доброта, мерси, художница, тр а мвай.

3) Пунктуационная подготовка

Повторяются сведения о тире между подлежащим и сказуемым, знаках препинания при однородные члены предложения, в сложных предложениях, при прямой речи.

Проводится пунктуационный анализ предложений из текста.

Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям.

Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам!» – и со счастливым лицом вернулся к матери

V. Повторное чтение текста

VI. Самостоятельная работа учащихся (написание чернового и белового вариантов изложения)

 

Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок обучающего изложения) (8 класс)

Изложение проводится по программе изучения русского языка в 8 классепод ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта после изучения однородных членов предложения в 3 четверти.

Тема урока: Подробное изложение по тексту С.В. Гиацинтовой «Что значит быть воспитанным?»

Тип урока: формирование умений и навыков (урок обучающего изложения)

Цели урока: предметные:

познавательные:

воспроизвести знания об основной мысли текста, типах речи, стиле речи, об орфографических и пунктуационных правилах;

практические:

проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков подробного пересказа текста на нравственную тематику,

личностные: формирование логического мышления, воспитание заинтересованного отношения к нравственной проблеме, затронутой в тексте, формирование навыков работы с текстом.

 

Средства обучения: распечатанный текст из «Сборника текстов для изложения с лингвистическим анализом: 5-9 классы: Пособие для учителя». (М., 1991).

План урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия (3 м.)

II. Вступительное слово учителя (1)

III. Выразительное чтение текста учителем (3 м.).

IV. Комплексный анализ текста (25 м.)

V. Повторное чтение текста (3 м.)

VI. Самостоятельная работа учащихся (написание изложения)

 

Ход урока:


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.