Актуализация опорных знаний и умений учащихся. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

2020-12-27 98
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организационный момент.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: в истории Германии, как и Европе в целом, открылась трагическая страница. К власти пришли нацисты во главе с Гитлером. На данном уроке будет раскрыта суть нацистского режима, в основе которого лежали беспощадное уничтожение политических противников, ликвидация гражданских и политических прав и свобод, создание полицейского аппарата насилия, политика антисемитизма и идея «Германия превыше всего». В результате этого мир приблизился к новой мировой войне.

 

Изучение нового материала.

Утверждение нацистской диктатуры. Адольф Гитлер.

а. Контрольная беседа.

- На прошлом уроке Вы познакомились с тоталитарными режимами, утвердившимися в Европе в 20 веке, назовите их. Дайте определение термину «тоталитарный режим». Таскина Света и Горилецкая Елена представляют плакаты «Тоталитаризм и фашизм» и «Лицо фашизма».

 

- Каково происхождение слова «фашизм»? Дайте определение термину «Фашизм». Почему в Германии он получил название «нацизм»?

Справка: (итал. fascismo – пучок, объединение). Социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа.

Как мы знаем, созданная Б. Муссолини организация называлась «Фашио ди Комбатименто», что означает «Союз Борьбы». Членов этой организации стали называть фашистами, а само движение – фашизмом. Первоначально это слово использовалось только применительно к итальянской действительности 20-х годов; позже им стали обозначать похожие политические движения в других странах. Однако нужно иметь в виду, что, например, германские фашисты называли себя «нацистами», «наци», поскольку их партия именовалась Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП).

Своим происхождением термин «нацизм» обязан названию партии – Национал-социалистическая рабочая партия Германии. Слова «рабочая» и «социалистическая» употреблялись с целью привлечь как можно больше приверженцев на свою сторону. По своей сути «социализм» они всегда считали национальным явлением, присущим только новой Германии. По мнению нацистов, он произошёл из Пруссии, где, как они считали, все жители страны вместе и каждый в отдельности делали своё дело. Гитлер всегда говорил, что социалистами он всегда считает только тех, кто чтит Германию превыше всего. Выяснением тонкостей этого термина нацисты себя не утруждали.

 

Б. Рассказ учителя

Завершающими этапами продвижения нацистов к власти стали события:

1. 31 июля 1932 г. – на выборах в рейхстаг нацисты получили 37,4% голосов избирателей и 230 из 608 мест. Но абсолютного большинства у них не было.

2. 30 августа 1933 г. – Герман Геринг (один из руководителей НСДАП) избран председателем рейхстага.

3. 30 января 1933 г. – Гитлер был назначен канцлером.4. 23 мая 1933 г. – рейхстаг принял закон о предоставлении Гитлеру чрезвычайных полномочий.

б. Следующий этап урока предполагает знакомство с историческим портретом А. Гитлера. Выступают с сообщениями учащиеся..

- Благодаря каким личным качествам Гитлер пришёл к власти?

 

 

Внутренняя политика нацистов. Антисемитизм.

А. Самостоятельная работа по заполнению таблицы «Особенности внутренней политики нацистов».

вопросы содержание
1. Государственное строительство Политический террор. Отмена демократических прав и свобод. Ликвидированы неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, печати. Запрет политических партий, профсоюзов. Сосредоточение всех полноты власти в руках Гитлера. Культ вождя. Система фюрерства. Сращивание НСДАП с органами государства. Ликвидация местных земельных правительств и ландтагов. Органы выполнявшие карательные функции – СА, СС, СД, гестапо.
2. Идеология Доступная идеология, в яркой и героической форме. Красочные представления. Сложные и эффектные ритуалы, песнопения, факельные шествия. Нацистская символика. Приветствие римским вздыманием руки, нацистские титулы. Эстетика лакированного сапога. Истеричные, обличающие речи, призванные ошеломить слушателей. Игра на инстинктах толпы. Жизнь каждого немца с детства была политизирована – «Юнгфольк», «Гитлерюгенд», СА, СС, Трудовой фронт, СА. Цель: сделать невозможным существование человека вне политики и вне государства. Восхваление режима фюрера. Изъятие неугодных книг. Радио, музыка, кино, спорт – на службе 3-го Рейха.
3. Национальная политика Сверхчеловек, истинный ариец. Антисемитизм. Шовинизм. Национализм. Эвтаназия          неполноценных.
4. Соц.-Экономическая политика Централизация экономики. Государственное регулирование экономики. Генеральный совет немецкого хозяйства – контролировал предприятия объединённые в монополистические группы, в свою очередь подчинялся Министерству экономики. Корпорации (хозяйство делилось на 7 отраслей, объединённых в корпорации). Планирование. Карточная система распределения товаров. Борьба с безработицей. Огосударствление сельского хозяйства. Государственный продовольственный фронт. Протекционизм. Семейные фермы. Поощрение рождаемости. Льготы в оплате за воду и электроэнергию. Беспроцентные кредиты молодожёнам. 

 

 

Государственное строительство:

Таким образом, нацисты в Германии, в отличие от Италии, пришли к власти законным путём.

Уже на следующий день после назначения Гитлера канцлером, он заявил, что без колебания распустит парламент и организует новые выборы, если партия Центра не поддержит его правительство. Новый канцлер и не помышлял действовать в рамках конституции. С этого времени в Германии начинается период нацистской диктатуры.

Гитлер не шёл ни на какие компромиссы с другими партиями. 1 февраля 1933 года был досрочно распущен парламент и назначены новые выборы на 5 марта. Герман Геринг уверял промышленников, что это будут последние выборы в Германии на 10 лет, а может быть, и на 100 лет.

Промышленные магнаты поддержали нацистов морально и материально. В их поддержку организовывались митинги, факельные шествия. За 5 дней до выборов, в ночь с 27 на 28 февраля, был организован поджог рейхстага, с целью скомпрометировать политических противников – коммунистов. По этому делу было арестовано 10 тысяч человек, в том числе известный болгарский коммунист Георгий Димитров, блестяще защищавший себя и оправданный германским судом.

На следующий день после поджога рейхстага чрезвычайным декретом президент отменил демократические права и свободы были запрещены коммунистическая и социал-демократическая печать, ликвидированы неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, печати. Но, несмотря на террор, демагогию и махинации, на выборах 5 марта за нацистов проголосовало 23 миллиона человек, то есть более половины избирателей.

Задание:

Проверка записей в таблице.

 Анализ данных социологического опроса

«Чем можно объяснить тот факт, что в наши дни у Гитлера имеется много приверженцев»? Высказывание собственного мнения учащихся.

Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- О чем вы хотели бы еще узнать?

- Какие эмоции, чувства у вас в конце урока? С чем связано ваше эмоциональное состояние?

- Как вы оцениваете свою работу? Что получилось? Над чем еще предстоит работать?

Подведение итогов.

Объявление оценок учащихся.

Дифференцированное домашнее задание.

 

Группа А: сочинение «В чём состоял феномен А.Гитлера? Чем можно объяснить то, что в наши дни у него имеется достаточно много поклонников?», «Какие уроки можно вынести из истории Веймарской республики современным государствам».

 

Группа Б: 1. Определите социальную базу нацистского движения в Германии.

2. Раскройте основные черты гитлеровского режима.

3. Почему, на Ваш взгляд, нацистский режим делал ставку на  

молодёжь?

 

Группа В: 1. Причины прихода к власти нацистов?

            2. Почему нацисты включили в название своей партии слова

                «рабочая», «социалистическая»?

3. Почему милитаризация экономики способствовала выходу из  

экономического кризиса в Германии?

Справка: Фашизм имеет ряд характерных черт. Прежде всего, это национализм и расизм. Накануне и в годы первой мировой войны возникли различные националистические организации. Причём наибольший размах националистическое движение приняло в Германии и Италии. Это объясняется уязвлённостью национальных чувств народов этих стран, которые вышли из первой мировой войны не только ослабленными, но и униженными: Германия – условиями Версальского договора, Италия – «побеждённая среди победителей» - тем, что её интересами пренебрегли на Парижской мирной конференции.

Национализм в Европе не был в новинку, как мы помним, национальные движения возникли в Европе после наполеоновских войн ещё в начале 19 века. Под нацией тогда понимали культурно-историческую общность людей, проживающих на определённой территории и осознающих эту общность. Для фашистов нация – не столько социальная общность, сколько биологическая. И всю историю они понимали как борьбу наций за существование, перенося в неё биологические законы. В этой борьбе, считали они, выживает сильнейшая нация, и только она имеет право на полноценное существование. Этими нехитрыми соображениями оправдывалось во-первых, господство «высших рас», наций над «низшими», а, во-вторых, необходимость сохранения «чистоты» расы.

Сосредоточием национальной воли и национального духа фашисты считали государство. Оно, по их представлениям, должно было быть не просто сильным, а «тоталитарным» (от латинского слова totaliter – полностью, целиком), поглощающим собой общество. «Всё для государства, ничего против государства, никого вне государства» - эти слова Муссолини выражают суть фашистской идеи тоталитарного государства. Интересы личности безусловно должны были приноситься в жертву общенациональным, государственным. Именно в этом смысле германские фашисты называли себя «национал-социалистами». Государство, считали они, должно быть перестроено на началах вождизма. Вождь (по-немецки – фюрер, по-итальянски – дуче) – это выразитель национального духа, поэтому именно он должен неограниченно управлять страной. Выборы, ограничение срока полномочий – всё это фашисты отбрасывали.

Рассматривая всю мировую историю как борьбу за существование, они считали насилие естественным, преклонялись перед силой. На насилии фашисты хотели построить будущий миропорядок, через него они шли к власти, создавая вооружённые отряды для борьбы со своими политическими противниками.

Наконец, фашизм – это массовое движение, впитавшее в себя страх перед неожиданными и бурными переменами многочисленных групп населения: ремесленников, мелких торговцев и предпринимателей, крестьян, чиновников, ветеранов войны. Именно выходцы из этих слоев образовали фашистскую правящую элиту. Ни Гитлер, ни Муссолини, ни их сподвижники не были выходцами из аристократии, их родители не были состоятельными людьми.

Взлёт фашистских партий начался в 30-х годах. Во Франции их представляли «Боевые кресты», в Венгрии – «Скрещенные стрелы», в Испании – Фаланга, в Англии – Британский союз фашистов.

В разных странах фашистское движение приобретало специфические черты. Германский нацизм также имел ряд особенностей. Национализм приобрёл крайние, расистские формы. Самой жизнеспособной расой гитлеровцы считали «арийскую», «нордическую» расу, к которой, естественно, они относили, прежде всего немцев. Нацистов отличал крайний антисемитизм. В евреях они видели главную опасность для арийской расы, они выступали против смешанных браков и стремились лишить германских евреев всех прав. Историческую миссию «арийцев», «сверхчеловеков» они видели в завоеваниимирового господства. Нацисты хотели отменить Версальский договор, создать мощную армию, объединить всех немцев в одном государстве и завоевать для Германии на Востоке «жизненное пространство».

Домашнее задание: Параграф 7-8

Организационный момент.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Слово учителя: Сегодня мы будем изучать тему «Установление нацистской диктатуры в Германии». На уроке определим причины победы нацистов. Охарактеризуем внутреннюю политику нацистов. Раскроем содержание терминов «антисемитизм», «расизм», «Третий рейх», «гетто». Нас будут сопровождать кадры из фильма Ленни Рифеншталь «Триумф воли». Они  переносят нас в Германию 30-х годов. Мы можем почувствовать время, увидеть лица людей той эпохи, уловить общее настроение, идейное содержание периода.

 

Как Вы думаете, почему данная тема является наиболее важной, значительной и актуальной в курсе «Всемирная история»?

 

Дома Вы должны были составить письменный прогноз политического развития Германии после падения Веймарской республики. Какой государственный строй, политический режим, по Вашему мнению, был возможен и закономерен в Германии после краха Веймарской республики?

 

В это время, группа В письменно определяют причины прихода нацистов к власти. С группой работает консультант, он же представляет итоги работы группы. При работе необходимы маркер, ватман, клеящиеся листочки.

 

 

Почему германские промышленники и финансисты в 1932 году настаивали на передаче власти нацистской партии? Каким их интересам отвечали программные установки нацистов?

 

 

Возможный ответ на задание №1: Тоталитаризм – для него недостаточно условий простой политической нестабильности, личность диктатора и характер его партии важны лишь постольку, поскольку проявили себя в благоприятных исторических условиях. Нацизм появился в условиях массового общества, его идеологи аппелировали к массовой ментальности и пришли к власти, опираясь на массовый энтузиазм. Нацизм не был случайным и уникальным явлением мировой истории, а вполне укладывается в процесс естественного саморазвития массового общества. Веймарская республика расшатываемая крайне правыми и крайне левыми политическими силами, подверженная серьёзнейшим экономическим кризисам, униженная Версальским договором, острее других стран Запада переживала болезненное состояние массового общества. Процесс был обострён тем, что начался в стране, где промышленная революция (2 этап модернизации) едва успел завершиться и без паузы, необходимой для привыкания к новым условиям, перетёк в 3-й этап, электрическая революция ускорила рост промышленности, но социальные её последствия носили взрывной характер, и, сметая только что начавшие устанавливаться структуры классического индустриального, резко дестабилизировал положение. Война лишь довела этот процесс до логического завершения. Население в одночасье лишённое привычных условий социальной жизни, к тому же измученное войной и её последствиями, было весьма неспокойно и охотно поддерживало экстремистов, как то и свойственно массе в активном состоянии. Масса должна была выбрать одного вождя. Его представили массе правые силы, одержавшие в конце концов верх. Нацистов поддерживали крестьяне и часть рабочих (им обещали материальное благополучие, достойную старость, новые земли и перспективу стать собственником), крупная, средняя и мелкая буржуазия (нуждалась в сильной, авторитарной власти, которая обеспечила бы социальное равновесие и порядок в обществе и давала возможность получать сверхприбыли; жаждала такой власти, которая избавила бы её от кризисов и неустойчивости, дала бы возможность искать пути к процветанию и богатству, защищала бы от конкуренции иностранных товаров), безработные и люмпен-пролетарии (утратившие перспективу и отчаявшиеся люди были готовы поверить и пойти за кем угодно – только бы выбраться со дна общества), чиновники, военные (их будущее и личное благополучие зависело, прежде всего, от силы и дееспособности государства).

Нацизм создал себе массовую социальную базу, применяя методы демагогии и обмана. Кризис политических систем – парламентско-демократические институты в обстановке усиливавшихся политических и экономических кризисов подвергались критике и нападкам, обвинениям в неэффективности и неспособности принимать быстрые и гибкие решения и меры по преодолению негативных тенденции развития.

В межвоенные годы проявлялся кризис массового сознания на идеологическом и обыденном уровнях. В идеологии проявлением такого кризиса следует считать размывание прежней системы ценностей, потерю сформировавшихся целевых установок, исчезновение целостного видения мира, веры в сложившееся общественное устройство, в традиционные политические партии, привычных лидеров.

В условиях экономического кризиса, потери всяких надежд на достойное будущее, утраты прежнего положения в обществе миллионы людей впитывали в себя психологию «маленького человека». Сами по себе, в одиночку, они ничего из себя не представляли. В толпе, при скоплении огромной массы людей было легче – здесь индивидуальность не имела никакого значения, рядом находились такие же «маленькие» люди. Проблемы у них были одни и те же, а пока нужно было заняться поиском врагов, из-за которых они прозябают на земле. Их находили без особого труда: западные страны, унижающие Германию, демократы, евреи, которые заняли многие должности и рабочие места и организовали «всемирный заговор капитала», коммунисты, призывавшие к революционным потрясениям.

Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: в истории Германии, как и Европе в целом, открылась трагическая страница. К власти пришли нацисты во главе с Гитлером. На данном уроке будет раскрыта суть нацистского режима, в основе которого лежали беспощадное уничтожение политических противников, ликвидация гражданских и политических прав и свобод, создание полицейского аппарата насилия, политика антисемитизма и идея «Германия превыше всего». В результате этого мир приблизился к новой мировой войне.

 

Изучение нового материала.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.