Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-12-27 | 785 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Звуки и ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд.
Регистры и октавы на фортепианной клавиатуре.
Музыкальным звуком называется звук, имеющий определенную высоту. Основных звуков в музыке семь – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Последовательность звуков друг за другом в порядке высоты называется звукорядом. Вот как располагается звукоряд на белых клавишах фортепиано:
Низкие, средние и высокие звуки образуют нижний, средний и высокий регистр.
Расстояние между двумя одинаковыми клавишами (от ноты ДО вверх или вниз до её повторения) называется октавой. В середине фортепианной клавиатуры находится
1-я октава; в нижний регистр спускаются малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (неполная, со звуками ля и си); вверху расположены 2-я, 3-я, 4-я и 5-я (неполная, может включать звуки до, ре и ми) октавы.
Ноты – это знаки для записи музыки. Ноты записывают на пяти линейках, которые называются нотный стан или нотоносец. Счет линейкам принято вести снизу вверх; существуют также короткие добавочные линейки.
Для того, чтобы знать, в какой именно октаве находятся записанные ноты, в начале нотного стана обязательно выставляется ключ. Скрипичный ключ или ключ СОЛЬ показывает, что на второй линейке нотного стана находится нота соль первой октавы. От неё вверх и вниз, на линейках и между ними располагается звукоряд 1-й октавы:
ключ «соль»- ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО2
Скрипичный
ключ
|
Домашнее задание.
1. Точно по образцу напиши по строчке нот разной длительности:
2. Раскрась клавиши в цвета радуги: ДО-красный, РЕ-оранжевый, МИ-желтый, ФА-зелёный, СОЛЬ-голубой, ЛЯ-синий, СИ-фиолетовый.
3. В рамочки под клавишами впиши названия нот.
4. Напиши ноты первой октавы:
5. Напиши ноты первой октавы, спрятанные в словах:
6. Чтобы научиться слышать и записывать ритм, прохлопай в ладоши текст любого стихотворения. Ритмический рисунок легко проявится, если длинные звуки называть на слог «та», а короткие – «ти».
Теперь ритмический рисунок легко можно записать, если короткие звуки обозначить короткими вертикальными черточками, а длинные звуки – более длинными черточками
Та-та, два кота, два ободранных хвоста. Серый кот в чулане, все усы в сметане. Рыжий кот залез в подвал и мышонка там поймал. | Та-та-ти-ти-та, ти-ти-ти-ти-ти-ти-та Ти-ти-ти-ти-та-та, ти-ти-ти-ти-та-та. Ти-ти-ти-ти-ти-ти-та ти-ти-ти-ти-ти-ти-та. | I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I |
Прохлопай и запиши таким образом ритмический рисунок коротких стихотворений:
Гори, гори ясно, _______________ чтобы не погасло! _______________ Глянь на небо – _______________ птички летят, _______________ колокольчики звенят! _______________ | Месяц, дружок, _______________ Золотой рожок! _______________ Выйди на дорожку, _______________ посвети немножко. _______________ |
ДЛИТЕЛЬНОСТИ.
Звуки различаются не только по высоте (одни звуки выше, другие - ниже), но и по длительность: бывают звуки длинные и короткие. Порядок чередования нот по длительности называется ритмом. У каждой мелодии есть свой ритм или, как говорят,– ритмический рисунок.
А теперь попробуйте, глядя на эту «пирамиду», подсчитать:
Сколько в целой половинных?
Сколько в целой четвертей?
Сколько в половинной четвертей?
|
Сколько в четверти восьмых?
Сколько в восьмой шестнадцатых?
Сколько в четверти шестнадцатых?
Длительности обозначаются особой записью нот:
1) овалы нот пустые (целые и половинные длительности) или закрашенные;
2) возле ноты (начиная с половинных) пишется штиль (вертикальная палочка), который присоединяется к головке ноты справа вверх (если нота находится ниже 3-й линейки) или слева вниз (если нота находится выше 3-й линейки). У ноты на 3-й линейке возможны оба варианта, но чаще штиль пишется вниз.
3) начиная от восьмых длительностей, к штилю добавляется хвост («хвостик» или флажок), он пишется всегда справа от штиля.
4) если ноты объединяются группами по 2 или 4, то они соединяются ребрами – одной или несколькими (двойной, тройной) горизонтальными линиями.
1. Сообрази, какие звуки окружают данные ноты снизу и сверху. Назови и напиши их:
2. Запиши звуки, отмеченные на клавиатуре, нотами в первой октаве по порядку цифр:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
3. Допиши и запомни «ПРАВИЛО ШТИЛЕЙ»:
До 3-й линейки нотного стана ноты пишутся со штилями ________________.
Выше 3-й линейки ноты пишутся со штилями ________________________
Обведи ноты с неправильно написанными штилями:
4. Реши музыкально-математические примеры:
5. Выпиши из этих нот вначале только целые, потом – половинные, четверти и восьмые:
целые: половинные: четверти:
восьмые:
Работа над ритмическими вариантами звукоряда:
а)
б)
в)
г)
д)
Вначале прочитай слова и прохлопай ритмический рисунок песенок, потом просольмизируй – назови ноты в ритме:
а)
б)
в)
Метр. Сильная и слабая доли. Такт. Размер .
|
Когда тикают часы, они как бы делят на равные доли время: тик-так, тик-так… Так же равномерно внутри твоего организма бьется сердце. В музыке тоже можно почувствовать биение равномерных долей – пульс.
Каждое слово в нашей речи имеет ударение. В обычной речи ударные и безударные слоги чередуются неравномерно. Но в поэзии их равномерное чередование очень важно, так возникает ритм стиха:
В сИ-нем нЕ-бе звЕз-ды блЕ-щут,
В сИ-нем мО-ре вОл-ны плЕ-щут.
Музыка очень близка поэзии. В музыке тоже равномерно чередуются сильные и слабые доли. Солдаты, которые маршируют под строевую музыку, своим шагом отбивают доли, при этом начинают шагать с сильной доли и с левой ноги – «раз-два, левой!»
В музыке называется МЕТР.
Для того, чтобы показать сильную долю в нотах, перед ней ставится тактовая черта.
1. Расставь тактовые черточки перед ударным слогом:
ВНИМАНИЕ: тактовая черта не должна выходить за линейки нотного стана.
Тактовые черты разделяют нотный стан на равные отрезки.
Называется ТАКТ.
Такты измеряются количеством долей. Не забывай, что каждый такт начинается с сильной доли и все такты должны быть равны. Мы уже выяснили, что за это в музыке отвечает метр. Если чередуются две доли – одна сильная и одна слабая, на счет РАЗ-два, – это двухдольный метр, если три – одна сильная и две слабых, на счет РАЗ-два-три, – это трехдольный метр.
РАЗМЕР такта записывается цифрами при ключе в начале каждой музыкальной пьесы. Верхняя цифра показывает количество долей в каждом такте (сколько долей? – две, три или больше). Нижняя цифра показывает длительность каждой доли (какую долю считаем? – четверть, может быть восьмую или половинную).
Например, РАЗМЕР . Верхняя цифра означает, что в каждом такте 2 доли (считаем раз-два). Нижняя цифра – 4, это значит, что каждая доля – четверть. В каждом такте размера поместятся две четвертные ноты, или четыре восьмые, или одна половинная.
Учись дирижировать в размере
следи, чтобы получалось четко: 1
|
2. РАБОТА НАД РИТМОМ:
3. Расставь в мелодии тактовые черточки.
4. Пой с дирижированием ритмические варианты гаммы До мажор на стр.7.
5. Все песенки
ДВА КОТА
↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑
Та – та, два ко – та, два о–бо–дран–ных хво–ста. Се–рый кот в чу – ла – не,
↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑
все у – сы в сме–та – не. Чер–ный кот за – лез в под–вал и мы–шон–ка там пой–мал!
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
МОКРЫЕ ДОРОЖКИ
Напиши гамму До мажор по образцу, подпиши ступени, устойчивые пиши белыми нотами, неустойчивые – закрашивай; стрелочками укажи тяготение неустойчивых в устойчивые. Отдельно выпиши устойчивые, неустойчивые и вводные ступени, подпиши их. Сделай опевание устойчивых ступеней.
Тон, полутон.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Несколько раз повтори образец написания диезов; старайся, чтобы «окошечко» диеза точно указывало на ноту, которую он повышает (пиши только НОТЫ С ДИЕЗАМИ):
2. Поставь диез перед каждой нотой:
3. Потренируйся в написании бемолей и бекаров; следи, чтобы «капелька» бемоля и «окошко» бекара находились рядом с нотой, на которую они указывают:
Звуки и ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряд.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!