Предмет столбовой композиции — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Предмет столбовой композиции

2020-12-27 69
Предмет столбовой композиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5.1.1. Определение

5.1.2. Композиция — вид творчества, резвившийся из практических партий. Цель композиции — показать новые возможности столбовых шашек в художественной форме.

Каждая композиция основана на материале и правилах игры и характеризуется определенным заданием. Выполнить задание (решить композицию) — значит найти вариант (серию ходов за белых и черных) или совокупность вариантов, раскрывающих авторский замысел.

Варианты решения разделяются на тематические (компо­зиционные) и дополнительные. Кроме них, составной частью замысла автора могут быть «ложные следы» попытки вы­полнить задание, встречающие опровержение.

Столбовая композиция должна отвечать ряду формальных и художественных требований. Формальные требования яв­ляются обязательными, при их нарушении композиция дефектна и не может существовать. Нарушение художествен­ных требований влияет на оценку произведения. Формальные и художественные требования могут изменяться в процессе развития композиции.

5.1.3. Основные виды композиции

К основным видам (жанрам) относятся композиции, от­личающиеся по характеру игры, проблемы, этюды, задачи и позиционные концовки. Они определяют главное направле­ние в столбовой компо­зиции.

Во всех основных видах композиции задание выполняют белые, решение должно начинаться с неударного хода. В проб­лемах, этюдах и позиционных концовках заданием является «выигрыш» или «ничья», в задачах – «запирание».

ПРОБЛЕМА — композиция с преобладанием комбинационной игры и количеством белых башен (простых, дамочных) более четырех.

По соотношению столбов проблемы подразделяются на группы.

В русские столбовые шашки:

а) малютки (от 1 до 2 столбов с каждой стороны);

б) миниатюры (от 3 до 4 простых столбов с каждой стороны);

в) концовки (до 12 простых шашек с каждой стороны) и

г) проблемы с дамочными и простыми башнями в начальной позиции.

ЭТЮД — композиция с игрой, характерной для эндшпиля и количеством столбов у белых и чёрных не более четырёх.

ЗАДАЧА — композиция с преобладанием комбинационной игры и заданием запереть определенное количество башен.

Задачи в русских столбовых шашки делятся на три подгруппы: а) на запирание только простых; б) на запирание только дамок; в) на запирание дамок с простыми.

ПОЗИЦИОННАЯ КОНЦОВКА — композиция с преоблада­нием позиционных и этюдных приемов игры.

Примечание. Статьи Правил охватывают основные виды ком­позиции, но с соответствующими поправками могут применяться и к особым видам.

5.1.4. Особые виды композиции

К ним относятся композиции:

23

а) с передачей первого хода черным (например, ход чер­ных - белые выигрывают);

  б) с изменением очереди хода и сохранением задания (на­пример, выигрыш белых независимо от очереди хода);

в) с изменением очереди хода и задания (например, ход белых - выигрыш, ход черных - ничья);

г) с двумя заданиями (одно из которых, например, вы­полняется при повороте доски на 180°);

д) с двумя или более разными художественными реше­ниями (двойная проблема, двойной этюд и т. д.);

е) с обратным заданием (поддавки);

ж) изобразительные (дамографические), воспроизводящие при помощи шашек на доске буквы, цифры, рисунки, а также символические, в которых процесс решения отображают какое-либо событие;

з) на ретроградный анализ (восстановление предшествующих ходов для доказательства легальности заданной позиции);

и) задумки (например, задания с изменением количества башен в начальной позиции).

5.2. Формальные требования

5.2.1. Основные принципы

Общими необходимыми требованиями к основным видам композиции являются легальность начальной позиции, решаемость, экономичность конструкции и финала, наличие тематических вариантов, единственность решения, а также условие соответствия виду. К проблемам и задачам предъявляются дополнительные, формальные требования, учитывающие специфику жанра.

5.2.2. Легальность

Начальная позиция должна быть легальной, т. е. соответствовать правилам игры. В сомнительных случаях авторобязан указать возможный последний ход черных и белых.

5.2.3. Решаемость

Задание должно выполняться во всех вариантах решения. Если хотя бы в одном из них задание выполнить нельзя, то композиции не существует.

5.2.4. Экономичность

Общий принцип экономичности формы композиции со­стоит в выполнении авторского замысла минимальными сред­ствами. Экономичность финала имеет для столбовой композиции важное значение и отнесена к фор­мальному требованию.

В начальной позиции необходимо стремиться к равновесию сил сторон.

Недопустимы статисты — баш­ни, которые можно снять с доски без нарушения авторского замысла и формальных требований. Создание экономичных финалов или «ложных следов» при помощи статистов также не оправдано.

Экономичность финала требует, чтобы в нем у белых не оставалось башен, ненужных для  выполнения задания.    

 

 

24

5.2.5. Тематический вариант

Замысел автора выражается в тематическом (композиционном) варианте или в совокупности тематических вариантов. Это продолжения с художественным решением - точным порядком единственных ходов, приводящих к экономичному финалу.

Большинство проблем из-за форсированного характера игры представляют собой композиции с одним тематическим вариантом.                                           

В задачах требуется не менее двух вариантов.

В этюдах и позиционных концовках тематическую окраску могут иметь не все варианты или их ответвления. Применительно к этим жанрам чаще употребляется термин «компо­зиционное разветвление». Этюды и позиционные концовки должны иметь не менее двух композиционных разветвлений.

 

Примечание. Формальные и художественные требования к этюдам и позиционным концовкам тождественны, поэтому в дальнейших статьях Правил требования рассматриваются только к этюдам.

5.2.6. Единственность решения

Единственность решения требует, чтобы в тематических вариантах задание выполнялось без побочных решений только одним, задуманным автором, путем.Однако,допускается перестановка ходов, не влияющая на конечное решение композиции.

Побочные решения принято различать на полные и частные. Полным побочным считается решение всей композиции способом, не предусмотренным автором. Любая неточность первого хода или последующих ходов до начала разветвления на тематические варианты приравнивается к полному по­бочному решению.

Частное побочное решение — выполнение задания в одном или нескольких вариантах способом, отличным от автор­ского. Частное побочное решение в проблемах с одним те­матическим вариантом, а также в любом варианте задачи недопустимо.

Требование единственности решения не распространяется на игру в финалах проблем и на игру с одной белой башней в финальных позициях этюдов.

5.2.7. Дополнительные, формальные требования к проб­лемам

1. В начальной позиции разрешается любой перевес сил.

2.Финалом проблемы считается позиция, возникшая после завершения комбинационного замысла белых. В ней право совершить неударный ход принадлежит черным.

3.В тематическом варианте проблем запрещаются перестановки и другие неточности ходов, кроме альтернативного хода и удара.

Альтернативный ход - это двухтактное (в два хода) передвижение белой башни на одно ито же поле через разные клетки доски.

Альтернативный удар - бой белых на одно и то же поле, возможный в разных направлениях.

4. В проблемах с дамками и простыми дамки должны выполнять свои функции в процессе игры.  

5. В практических проблемах начальная позиция должна быть естественной, т. е. похожей на положениеиз практической партии.

   

25

Примечание. Для практических проблем допустимы отклонения от требований, изложенных в пунктах 5.2.4, 5.2.5 и 5.2.7 (п. 3).                                                

5.2.8 Дополнительные формальные требования к за­дачам

1. Все финалы задача должны быть экономичными.

2. Задание должно выполняться точно, т. е. запирается только такое количество и качество столбов, которое указано в условии задачи.

 

5.3. Художественные требования

5.3.1. Основные принципы

Художественные требования к композиции определятся единством формы и содержания, соответствием идейного замысла и средств для его воплощения, К общим художественным требованиям относятся оригинальность замысла, вариантность игры, экономичность внешней формы и игры, чистота решения, красота решения. Ко всем основным жанрам композиции предъявляются также дополнительные, художественные требования.

5.3.2. Оригинальность замысла

Оригинальность замысла заключается не только в идейной или тематической новизне. Новое, красивое, более удачное оформление известных идей, тем и финалов в той или иной степени тоже относится к оригинальности.

5.3.3. Вариантность игры

Количество и качество тематических вариантов, «ложных следов» характеризуют основное содержание композиции. Чем больше выбор продолжений у черных и чем чаще задание выполняется художественным способом, тем богаче, как правило, произведение. Заманчивые, но неудачные попытки белых («ложные следы») позволяют лучше подчеркнуть авторский замысел.

К достоинству одновариантной проблемы могут быть отнесены и дополнительные комбинационные варианты (с неэкономичными финалами, неточностями в игре), если они достаточно интересны по содержанию. 

В некоторых проблемах возможен синтез разных по ха­рактеру игры вариантов (например, комбинационных и по­зиционных). В таких случаях авторам следует помнить, что комбинационная игра должна быть наиболее зрелищной частью решения.

5.3.4. Экономичность внешней формы и игры

Экономичность внешней формы — это восприятие рисунка начальной позиции. Легкая и естественная расстановка башен делает композицию более привлекательной, а ее решение - более доступным для всех любителей игры в столбовые шашки. Поэто­му миниатюра при прочих равных условиях лучше громозд­кой позиции.

Экономичность игры предусматривает активное участие всех башен в решении, отсутствие вступительных ходов, не несущих идейной нагрузки. Надставка в начале решения (размен для передачи хода черным) снижает впечатление от композиции и должна быть оправдана обогащением содержа­ния. Следует избегать, по мере возможности, пассивных столбов (даже тогда, когда они кажутся необходимыми для соблюдения формальных требований).

 

 

26

5.3.5. Чистота решения

Чистота решения подразумевает отсутствие допустимых неточностей игры в тематических вариантах и их финальных позициях.

Наиболее типичной неточностью игры является перестанов­ка ходов. Перестановка отдаленных от начала решения и смеж­ных ходов (например, 5-го и 6-го) считается меньшим недо­статком, чем перестановка ближних и несмежных ходов (например, 3-го и 5-го). Однако в любом случае автор должен стараться устранить этот изъян.

В проблемах и этюдах большое значение придается чистоте игры в финалах.

5.3.6. Красота решения

Красота решения достигается неочевидным вступлени­ем, скрытыми, трудно находимыми жертвами или ходами (маневрами), эффектными заключительными ударами и финалами.

В этюдах тонкие маневры впечатляют гораздо больше, чем форсированная игра. Желательно, чтобы исход борьбы сто­рон в большинстве вариантов не был ясен до самого конца, а решение сопровождалось «ложными следами».

Дополнительные, второстепенные вариантыне должны затемнять тематическую игру в проблемах и этюдах. Если начало решения в них приводит к появлению продолжения с невыразительной и затяжной игрой, с неэкономичными и громоздкими финалами, то такое вступление не оправдано.

5.3.7. Дополнительные, художественные требования к проб­лемам                         

1. Степень оригинальности замысла в проблеме, опреде­ляемая:

а) новизной комбинационной темы, идеи или их сочетания;

б) новизной оформления темы, идеи или их сочетания;

в) новизной контригры черных и ее опровержения;

г) новым или редким финалом (финальным мотивом).

2. Естественность расстановки, логичность последнего хода черных, равенство сил.

3. Активность всех столбов в комбинации.

4. Оптимальное (лучшее для выражения авторского за­мысла) расположение столбов на строго определенных местах.

5. Отсутствие перестановок ходов.

5.3.8. Дополнительные художественные требования к этюдам

1. Степень оригинальности замысла в этюде определяется:

а) новизной схем, финалов, мотивов и их сочетаний;

б) новизной игровых приемов и их сочетаний;

в) новым сочетанием композиционных разветвлений;

г) тематическими пов­торениями (эхо-финалы, эхо-мотивы и т. д.) и наличием «ложных следов».

2. Надставка и готовый удар (нападение черных в начальной позиции) - серьезные недостатки этюдов.

3. Роль «ложных следов» в этюдах зависит от их качества. Они могут влиять на вариантность игры, если отвечают требованиям, предъявляемым к композиционному разветвлению решения. Тематический (т. е. подчеркивающий основной замысел) «ложный след» приравнивается к композиционному варианту решения.

 

27

4. Финалом композиционного разветвления считается:

а) финальная позиция с одной башней у белых;

б) финальный мотив (прием), в котором участвуют все белые башни.

5. В композиционном разветвлении допустима одна неточность, не приводящая к частному побочному решению:

а) перестановка ходов;

б) движение простой башни в дамки через соседние поля доски;

в) ход или удар дамкой на разные поля одной диагонали;

г) удлинение решения на один ход без повторения позиции;

д) затяжка решения с повторением позиции.

5.3.9. Дополнительные художественные требования к задачам

1. Степень оригинальности замысла в задаче определяется:

а) новыми или редкими финалами;

б) новизной сочетания финалов;

в) новизной игровых приемов и их сочетания.

 

2. Отсутствие готовых ударов и финалов в начальной позиции.

3. Отсутствие «мертвых» (неподвижных, но косвенно играющих) и пассивных башен.

    4. Устранение в отдельных вариантах перестановок ходов и двойственности игры (возможности выполнить задание разными способами, хотя и близкими к авторскому).

5. Различие финалов (запирание башен на разных полях доски).

 

Публикация и приоритет

5.4.1. Публикация и участие в соревновании

Композиция начинает существовать со дня первой публикации в печатном органе (тиражом не менее 50 экземпляров) или со дня истечения последнего срока присылки на соревнование.

При публикации принято давать сопутствующую информацию к диаграмме (или позиции в нотации) в таком порядке: имя и фамилия автора (соавторов), место жительства автора, диаграмма, задание.      

Примечание. Неопубликованные композиции, получившие высокие отличия на соревнованиях (призы, оценки), имеют привилегию на публикацию при подведении итогов соревнования.

5.4.2. Приоритет  

Приоритет автора на композицию устанавливается датой её первой публикации или датой истечения срока присылки на то соревнование, в котором участвовала впервые.

Рекомендуется ещё одна форма выявления авторского приоритета – регистрация новых композиций в централизованном порядке государственной организацией.

При последующих перепечатках композиции в любых изданиях должны быть указаны имя и фамилия автора, время первой публикации и источник заимствования.

28

Преднамеренная публикация (или посылка на соревнование) чужой композиции под своей фамилией является плагиатом и влечет за собой ответственность по закону об охране авторских прав.

5.4.3. Предшественники и переработка

Предшественник – ранее опубликованное или ранее участвовавшее в соревновании произведение, содержание и оформление которого в той или иной степени совпадает с новой композицией. При этом не имеет значения, знал автор новой композиции старую или не знал.

Различают полного и частичного предшественников. В первом случае совпадают и форма и содержание, во втором – только содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения – видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, перестановка башен, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника, теряет право на существование.

При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора «А» и нового – «Б». Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранен дефект), то новая приводится под фамилией «А», ниже которой указывается «Переработка «Б». Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции, новая публикуется под фамилией «Б», а ниже указывается «По «А». Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования.

Композиция, имеющая дефект, может быть исправлена автором и вновь опубликована в любом издании или повторно принять участие в соревновании, как оригинальное произведение, только один раз.

Автор имеет привилегию в течение пять лет на исправление, улучшение или объединение своих композиций (опубликованных, участвовавших в соревнованиях). Если за это время автор не исправил и не улучшил композицию, то право на её переработку получает любой другой композитор.

По согласованию с автором старой композиции другой составитель может исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное («А» и «Б»).

Композиция, забракованная на соревновании по любой причине, после исправления или реабилитации, может принять участие только в одном новом соревновании (помимо ближайшего чемпионата России).

Автор имеет право на любые вариации своего произведения, но к участию в соревнованиях допускается только одна из вариаций.

 

29

 5.5. Соревнования по составлению композиций

5.5.1. Системы соревнований

Основными видами личных и командных соревнований по составлению композиций являются конкурсы, чемпионаты (первенства) и матчи.

Соревнования по композиции могут приводить государственные и общественные организации: комитеты по физической культуре и спорту, шашечные федерации, клубы, редакции газет и журналов и др.

Все условия проведения соревнований, кроме изложенных в настоящих Правилах, включаются в положение о соревновании.

5.5.2. Конкурсы

В конкурсе составления композиций выявляются лучшие произведения из числа присланных на данное соревнование.

Конкурсы делятся на свободные по теме и тематические (на заданную тему), открытые (судьям известны авторы композиций) и закрытые (судьям авторы композиций не известны). Организаторы могут проводить конкурс по одному или нескольким разделам композиции, по произведениям в русские или иным разновидностям столбовых шашек.

В зависимости от состава участников проводятся международные, всероссийские, областные и местные (краевые, городские, районные) конкурсы.

Победители конкурса награждаются призами, дипломами, грамотами или свидетельствами.

В положении о проведении конкурса должны быть указаны:

а) организация, проводящая конкурс;

б) характер конкурса (например, всероссийский, тематический, открытый);

в) разделы композиции;

г) допустимое количество композиций от одного автора, количество экземпляров каждой композиции;

д) адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опубликования условий);

е) порядок определения победителей;

ж) количество призов, других отличий;

з) состав судейской коллегии;

и) срок опубликования предварительных итогов;

к) срок, когда итоги входят в силу.

Организаторы конкурса обязаны:

а) не позже оговоренного в положении срока опубликовать предварительные итоги;

б) по истечении двух месяцев после опубликования предварительных итогов объявить присуждение с учетом полученных замечаний;

в) после утверждения итогов разослать отличия победителям.

  

30

5.5.3. Чемпионаты

Личный чемпионат (первенство) по композиции – соревнование, в котором определяются лучшие композиторы и лучшие произведения за определенный отрезок времени. По масштабу чемпионаты делятся на всероссийские, областные и местные (краевые, городские, районные).

Победители чемпионата награждаются призами, медалями (жетонами), дипломами, грамотами.

В положении о проведении чемпионата должны быть указаны:

а) период времени, за который он проводится;

б) отборочные соревнования к финалу;

в) состав участников;

г) разделы композиции;

д) допустимое количество композиций от одного автора;

е) адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опубликования условий);

ж) порядок определения места, занятого участником;

з) награждение победителей;

и) состав судейской коллегии;

к) срок опубликования предварительных и окончательных итогов;

л) условия подачи заявок.

Одна и та же композиция может участвовать в местном и областном первенствах, в чемпионате России. Не разрешается участие одной и той же композиции в первенстве разных областей, городов и т. д.

5.5.4. Командные соревнования

Командные соревнования композиторов рекомендуется устраивать в форме матчей между командами областей, городов, районов. Матчи могут проводиться по принципу парных встреч или по принципу проведения конкурсов.

В матче по принципу парных встреч участники соревнуются попарно по соответствующему разделу (теме). Победитель каждой пары получает 1 очко, проигравший – 0. При одинаковом качестве композиций оба участника получают по пол-очка. Команда-победительница определяется по наибольшей сумме очков, набранных её участниками.

В матче по конкурсному принципу для каждого раздела дается тема, все композиции раздела образуют конкурс и получают оценку в соответствии с их качеством. Команда-победительница определяется по наибольшей сумме очков, набранных её участниками во всех разделах.

Примечание. Участник, не представивший в срок композицию или приславший её с дефектом, получает 0 очков.

Каждая команда, участвующая в матче, должна иметь капитана, избираемого, как правило, из состава участников. Капитан команды является её руководителем и посредником между участниками своей команды и судьей (судейской коллегией).

  

31

5.5.5. Права и обязанности участников

Каждый участник соревнования имеет право:

а) исправить, заменить или изъять свои произведения до окончания срока их присылки на соревнование;

б) до подведения окончательных итогов обжаловать присуждение судьи раздела главному судье, а затем (если главный судья не изменил решение судьи раздела) – в соответствующую комиссию по композиции;

в) обращаться к судье-секретарю по вопросам своего участия в соревновании;

г) по окончании одного соревнования послать на другое свои отмеченные оценкой композиции.

 

Примечание. Если дефект в получившей отличие (приз, диплом, оценку) композиции обнаружен после подведения окончательных итогов, композиция не лишается отличия, а её автор – места, занятого в соревновании. Однако после исправления дефекта композиция не имеет права участвовать в другом соревновании оригинальных произведений и при её публикации указывается: «Исправление (переработка)».

 

Сотрудники редакций журналов и газет, поводящих какой-либо конкурс (по составлению или решению), не могут быть его участником.

 

5.6. Соревнования по решению композиций

Основной формой массовых соревнований по композиции являются конкурсы решения. Они проводятся с целью популяризации лучших композиций среди широких кругов любителей столбовых шашек и выявления лучших решателей.

Конкурсы решения проблем, этюдов и задач бывают заочными и очными и могут проводиться любой организацией.

Порядок проведения конкурса решения следующий:

а) объявляются его условия – характер конкурса – годовой, праздничный и т. д.; жанр и количество композиций для решения; очки, начисляемые за решение каждой композиции; срок и адрес для присылки решения; порядок определения победителей; отличия для победителей – призы, дипломы и т. д.; срок опубликования решения композиции и итогов конкурса;

б) определяются и награждаются победители – участники, набравшие наибольшую сумму очков за решение всех заданий.

Очки, начисляемые за решение каждой композиции, должны учитывать степень трудности решения. При определении суммы очков, набранных участником, следует учитывать полноту решения заданий и начислят дополнительные очки за нахождение побочных решений, нерешаемости, неточностей в игре.

В условиях конкурса композиции приводятся без указания их авторов, однако при опубликовании решений авторы должны быть названы.

Существуют и другие формы соревнований по решению проблем, этюдов и задач: личные, командные (лично-командные) первенства разных масштабов, матчи и т. д.

32

Судейство соревнований

5.7.1. Комиссии по композиции

Судейство соревнований по составлению является одним из видов творческой работы в области композиции. Общее руководство этой судейской работой осуществляет Всероссийская комиссия по композиции Федерации шашек, на местах республиканские и областные комиссии, комиссии решают так же спорные вопросы об авторском приоритете.

5.7.2. Права и обязанности судей

 Для проведения крупных соревнований по составлению (по нескольким разделам композиции) создаются судейские коллегии в составе главного судьи, заместителей главного судьи (старших судей разделов), главного секретаря (судьи-оганизатора) и судей по разделам.

Главный судья обязан:

а) обеспечивать выполнение положения о соревновании;

б) координировать работу судей разделов;

в) давать рекомендации по оценке произведений судьям разделов (или самому участвовать в оценке, если это предусмотрено в положении);

г) проверять отчеты судей по разделам;

д) рассматривать жалобы участников на присуждение судей разделов;

е) представлять итоговый отчет и материалы соревнования – в соответствующую комиссию по композиции для учета итогов соревнования.

В обязанности главного секретаря входит:

а) контроль за поступлением композиций на соревнование;

б) рассылка поступивших композиций судьям разделов;

в) переписка с участниками соревнований по вопросам, связанным с его проведением;

 г) участие в составлении итогового отчета;

д) рассылка участникам предварительных и окончательных итогов соревнований и справок о выполнении классификационных баллов и норм в данном соревновании.

Старший судья раздела обязан в сроки, установленные в положении о соревновании:

а) рассмотреть (совместно с судьями раздела) представленные участниками композиции, определить их оригинальности, выявить предшественников и возможные дефекты;

б) дать характеристику произведениям и оценку по 10-очковой шкале (при оценке судья должен учитывать только то решение, которое привел участник);

в) сообщить участникам раздела предварительные итоги их выступления;

г) составить отчет по разделу с указанием творческих и спортивных результатов участников;

 д) представить отчет и его копию главному судье;

 е) до утверждения итогов соревнования сообщить участникам возможные изменения в присуждении и причины изменений.

 

 

33


Приложение 1

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЧЕРЕДНОСТИ ВСТРЕЧ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.