Иконография праздника Рождества Христова — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Иконография праздника Рождества Христова

2020-12-08 97
Иконография праздника Рождества Христова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Как мы можем представить себе Рождество Христово? Конечно, историю Рождества мы можем прочитать в Библии или в других книгах, можем услышать во время проповеди на богослужении. Да и в самих молитвах и песнопениях рассказывается много об этом великом и чудесном событии. Но еще о Рождестве мы можем узнать, рассматривая иконы и пытаясь понять, что же они рассказывают нам.

Дело в том, что иконы – это не просто картины. С помощью особых символов иконы могут рассказать нам гораздо больше, чем на них изображено. О чем же расскажет нам праздничная икона Рождества Христова?

Икон, посвященных этому событию, много. И все они отличаются друг от друга. Мы расскажем об одной из самых распространенных икон. Что же мы на ней видим? В центре иконы расположена фигура Богородицы, она сразу обращает на себя наше внимание, потому что она крупнее других фигур и как бы выделяется на их фоне. Богородица только что родила Младенца Иисуса Христа. Но почему же иконописец изобразил Ее в такой странной позе? Она не смотрит на Своего Новорожденного Ребенка, не умиляется Ему, как это делают все женщины. Она смотрит совсем в другую сторону. Почему? Конечно, Богородица очень любила Своего Сына, Она с умилением и огромной благодарностью восприняла Его рождение. А такая Ее поза на иконе – это символ. Иконописец хотел сказать нам, что Божия Матерь – и нам всем Мать, что Она обращена к нам, всем живущим на земле людям, что Она слышит наши молитвы, что мы можем просить Ее о помощи и заступничестве.

Рядом с Богородицей – фигурка Младенца Иисуса. Он лежит не в колыбельке, а в кормушке для животных, в яслях. Ведь мы помним, что Господь, Царь царей, родился не во дворце, не в роскошных палатах, а в простой пещере – загоне для скота. И во время Его рождения рядом оказались не слуги, разодетые в шелка и парчу, а простые домашние животные: лошадки, коровы, овечки… Фигурка Младенца на иконе совсем крошечная. Как же так? Ведь родился Бог, Спаситель! Почему же иконописец не изобразил Его во всем величии: в дорогих золотых одеждах, а нарисовал Его спеленутым в обычную ткань? Конечно, он снова сделал это не случайно, а чтобы показать нам, что Спаситель пришел в мир почти незаметно, скромно, в облике обычного человека.

А над Младенцем мы видим открытое небо, с которого светит Вифлеемская звезда. Она указывает нам на Спасителя, показывает, что Он и есть – самое главное на этой иконе, Тот, Кто только и может спасти нас всех.

Слева и справа от Богородицы с Младенцем находятся фигуры тех, кто первыми узнал о Рождении Спасителя. Это пастухи и волхвы. Пастухи подняли головы вверх и слушают Ангелов, а волхвы держат в руках ларцы с дарами, которые они принесли с собой. Волхвы проделали длинный путь, следуя за звездой. Ини одеты в длинные дорожные халаты. Волхвов и пастухов никогда не изображают на иконах рядом. Почему? Потому что волхвы пришли из языческих стран, а пастухи – иудеи. Но и те, и другие идут поклониться Христу, потому что после Его рождения началась новая эпоха – христианская. И теперь все народы могут обратиться к Нему. На разных иконах число пастухов и волхвов может быть разным. Иногда один из пастухов, самых старый, изображается рядом с праведным Иосифом внизу иконы.

А что же за сцена нарисована в правом нижнем углу? Здесь показано омовение Младенца. Это тоже символ. Иконописец хотел сказать нам, что Господь пришел в мир как человек и Ему придется испытать много скорбей и мучений.

 

Крещенская ночь

 

Тёмный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы,

В блёстках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, берёзы.

 

Неподвижно застыли их ветки,

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

 

Высоко он поднялся над лесом,

В ярком свете своём цепенея,

И причудливо стелются тени,

На снегу под ветвями чернея.

 

Замело чащи леса метелью, —

Только вьются следы и дорожки,

Убегая меж сосен и ёлок,

Меж берёзок до ветхой сторожки.

 

Убаюкала вьюга седая

Дикой песнею лес опустелый,

И заснул он, засыпанный вьюгой,

Весь сквозной, неподвижный и белый.

 

Спят таинственно стройные чащи,

Спят, одетые снегом глубоким,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

 

Тишина, — даже ветка не хрустнет!

А, быть может, за этим оврагом

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

 

Тишина, — а, быть может, он близко...

И стою я, исполнен тревоги,

И гляжу напряжённо на чащи,

На следы и кусты вдоль дороги.

 

В дальних чащах, где ветви и тени

В лунном свете узоры сплетают,

Всё мне чудится что-то живое,

Всё как будто зверьки пробегают.

 

Огонёк из лесной караулки

Осторожно и робко мерцает,

Точно он притаился под лесом

И чего-то в тиши поджидает.

 

Бриллиантом лучистым и ярким,

То зелёным, то синим играя,

На востоке, у трона господня,

Тихо блещет звезда, как живая.

 

А над лесом всё выше и выше

Всходит месяц, — и в дивном покое

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное.

Иван Бунин [СТ119]

Встреча зимы

 

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Иван Никитин

 

 

Крещение Господне

19 января

Чудесное явление

 

Задолго до прихода в Храм Девы Марии и рождения Христа жил в Израиле, в городке Иут священник Захария со своей женой Елисаветой.Давным-давно в израильской земле, в одном маленьком городке Иуте недалеко от Иерусалима жил священник Захария со своей женой Елисаветой. Было это во времена, злого царя Ирода, когда ещё не родился Господь наш Иисус Христосв те времена, когда правил страной злой царь Ирод..

 Захария и Елисавета слыли[ЮБД120] очень добрыми и хорошими людьми, помогали другим и жили со всеми в мире. В доме их было чисто и уютно. Захария служил в Иерусалимском храме, а Елисавета хлопотала по хозяйству: пекла хлеб, ухаживала за скотиной. К приходу мужа она накрывала на стол и угощала Захарию свежим молоком и горячими пирогами. Жили они так душа в душу, любили Бога и друг друга. Одно только омрачало их жизнь: детей у них не было детей. А ведь они уже были не молоды, и злые люди часто перешептывались перешёптывались за их спинами:

— Грехов, видать, у них много, вот и не даёт им Бог детей.

— Верно, верно, — вторили другие, — наказал их Бог за что-то.

[СТ121] А Захария и Елисавета неустанно молились и мечтали о маленьком ребёнке, о доме, наполненном  о весёлыом детским смехом смехе младенца, о топоте его ножек…..

Как-то раз отправился Захария из родного городка на службу в Иерусалимский храм. Народ приносил в храм свои пожертвования, а священники совершали обряды и учили людей, как надо жить по заповедям. В те времена службы проходили не так, как теперь: народ оставался снаружи храма, а священник заходил внутрь, чтобы покадить и прочитать молитвы. Захария внёс в храм раскалённые угли, разложил их на жертвеннике, посыпал благовония.…

Храм был пуст, и Захария по обыкновению начал обходить его с кадилом. И вдруг увидел он прямо перед собой... Ангела, а точнее, Архангела Гавриила[СТ122].

Захария перепугался не на шутку. Да и как было не испугаться — никогда раньше не случалось ему видеть такое чудо! Старый сСвященник стоял, как вкопанный, и не мог пошевелиться. Архангел же сказал ему:

— Не бойся меня, твои молитвы услышаны! Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и ты назовёшь его Иоанном. Большую радость принесёт Иоанн и тебе, и многим людям, потому что он будет велик пред Богом, и многие с его помощью придут к Господу.

В храме стояла тишина, лишь потрескивали раскалённые угли на жертвеннике. Слова Гавриила эхом отдавались в пустом храме. Захарии было трудно поверить Архангелу, и он даже подумал: «А не подшутил ли кто надо мной?! У нас, у стариков, и вдруг — сын!? Не может этого быть!»

— Как я узнаю, что это правда? – усомнился Захария. — Я стар и жена моя в преклонном возрасте. Да и кто ты?

— Я – Гавриил, я послан самим Господом передать тебе радостную весть. А ты не поверил моим словам. Тогда вот тебе доказательство: ты будешь молчать и не сможешь проронить ни слова, пока не родится твой сын, и ты не дашь ему имя Иоанн.

Архангел Гавриил, который принёс Захарии добрую весть, является одним из старших ангелов. В воинстве Бога очень строгий порядок: каждый ангел занимает определённое место и исполняет особую роль. Есть среди ангелов и начальники. «Архангел» — в переводе с греческого, значит «ангелоначальник», то есть «"старший ангел»". Всего архангелов семь, иногда их называют архистратигами. Архангелы — учителя, они учат людей жить по Божией воле. У каждого из них есть имя, значение которого раскрывает роль архангела.

Михаил – страж, защитник Божьей чести[СТ123].

Гавриил – служитель Божественной крепости, он доносит до людей сокровенные Божии тайны.

Уриил – свет и огонь, зажигающий в сердцах людей любовь к Богу.

Рафаил – служитель Божественных врачеваний.

Салафиил – служитель Божественных молений, он молится о людях и учит людей молиться.

Иегудиил – укрепляет тех, кто трудится.

Варахиил – служитель дарований, посылаемых людям от Бога.

Архангел Гавриил возвестил о рождении ребёнка не только священнику Захарии. Он принёс благую весть о рождении Божественного младенца и в Назарет Деве Марии.

Необычный ребёнок

А тем временем люди, собравшиеся перед храмом, ждали и недоумевали, когда же Захария выйдет[ЮБД124] наружу:

— Почему он так долго!? Почему не выходит? – спрашивали они друг друга. – Может быть, что-то случилось?

И вот, наконец, Захария появился на пороге. Он хотел прочитать молитву и благословить народ, но не мог. Язык не слушался его, и сколько Захария ни старался бился, он не мог сказать ни слова, потому что исполнились слова Архангела Гавриила, и Захария лишился дара речи. Но как-то нужно ему было объяснить людям, что с ним произошло. Вот он и стал показывать жестами, что было ему явление.

Дома тоже пришлось Захарии знаками объясняться с женой. Он рассказал Елисавете, что скоро появится у них малыш. Елисавета удивилась, но ничего не сказала. Да и что тут скажешь, если доказательство слов Архангела было налицо – Захария онемел в одно мгновенье.

Через некоторое время Елисавета обнаружила, что ждёт ребёнка.

«Не буду пока никому рассказывать о такой радости, — решила она, — да и кто мне поверит?!» И каково же было ее её удивление, когда к ней в гости пришла ее её родственница[СТ125] Мария и сказала, что знает про новость.

— Мария, но откуда тебе это известно? – спросила Елисавета.

И тут случилось чудо. Ребёнок, находившийся у Елисаветы в животе, стал стучать ручками и ножками, как никогда не делал прежде. Почему же так произошло? Будущий младенец с Божьей помощью почувствовал то, что не видели и не чувствовали остальные люди: Мария тоже носила в себе ребёнка, но не простого, а Господа нашего Иисуса Христа. И младенец Елисаветы радостно «приветствовал» Его. Тут и самой Елисавете открылась величайшая тайна. С почтением приняла она Марию:

— За что же мне это счастье, что пришла в мой дом Матерь Господа моего? Благословенна Ты в женахжёенах, и благословен плод чрева Твоего!

Три месяца прожила Дева Мария у Елисаветы. Город Иут утопал в садах, а недалеко от дома Захарии и Елисаветы был водоемводоём, окруженный окружённый смоковничными деревьями. Сюда приходили женщины за водой. Они много беседовали друг с другом и славили Бога в своих молитвах.

Но вот подошло время Елисавете рожать, и Мария поспешила покинуть ее её дом, уйти подальше от любопытных глаз.

Спустя положенное время, как и было сказано Захарии, родила Елисавета сына. Родители радовались несказанно, а люди очень удивлялись. На восьмой день по обычаю положено было дать мальчику имя. В доме Захарии собралось много друзей и родственников:

— Давайте назовем его Захарией, в честь отца! – предлагали они.

Но Елисавета сказала:

— Нет, мальчика надо назвать Иоанном.

— Но как же так?! – Возмутились родственники, — ведь в твоём роду нет никого с таким именем! Так не положено. Давайте спросим у отца.

Захария все ещё не мог произнести ни слова, поэтому он взял дощечку для письма и написал на ней: «Иоанн имя ему».

И в тот же миг уста Захарии разомкнулись, и он снова смог говорить.

Старец упал на колени и стал благодарить Бога за сына, а потом вспомнил слова Архангела Гавриила и сказал младенцу Иоанну:

— Ты станешь великим пророком Божиим, покажешь людям путь спасения, научишь их каяться в грехах. А ещё ты приуготовишь путь Спасителя[ЮБД126], будешь Предтечей Его.

Назвав сына Предтечей, Захария предрекал, что Иоанн подготовит приход Спасителя[ЮБД127].

Вскоре слух о чудесном рождении мальчика облетел всю иудейскую землю. Шли мимо дома Захарии странники, тянулись караваны с разными товарами — все останавливались, благодарили Бога и спрашивали друг друга:

— Интересно, кто вырастет из этого ребёнка[ЮБД128]?

— Может быть, это будущий пророк? – говорили одни.

— А может, родился сам Мессия, Спаситель? – вторили другие.

 

Иоанн Предтеча в пустыне

На зеленых зелёных холмах и в долинах Иудеи люди работали на пашнях, возделывали сады. В таком местечке и жили Захария и Елисавета со своим сыном. Иоанн рос и радовал своих пожилых родителей. Но, к сожалению, их счастье продлилось недолго. В то время в Иудее правил жестокий царь Ирод. Царю Ироду стало известно, что среди родившихся младенцев есть будущий Спаситель, которого называли Царем Иудейским. Поэтому Ирод преследовал всех младенцев младше одного года. Правителю предрекли, что Царь Иудейский сядет на трон вместо него. Чтобы уберечь сына от солдат Ирода, Елисавета взяла маленького Иоанна и убежала с ним в пустыню. Но в пустыне тоже было не спрятаться – бескрайние открытые просторы расстилались на сотни миль. Елисавета надеялась спрятаться у скал, но их острые отвесные камни тоже не давали защиту. И взмолилась мать Иоанна:

— Господи, неужели Ты допустишь, чтобы солдаты Ирода убили нашего долгожданного сына?! Защити, сохрани его!

И в тот же миг скала расступилась и Елисавета вошла с Иоанном в просторную пещеру.

Напрасно посылал Ирод своих солдат к Захарии узнать, куда он спрятал сына – Захария пожертвовал жизнью ради спасения сына, но не произнеёс ни слова [ЮБД129]. предпочел погибнуть, но ничего не сказал царю.

Вскоре умерла и Елисавета.

Иоанн же продолжал жить в пустыне, в пещере у реки Иордан. Пустыня тянулась от самого Иерусалима до Мертвого Мёртвого моря. Белый песок и белые известняковые горы напоминали бескрайнее застывшее море с одинокими холмистыми гребнями. То тут, то там темнели пещеры, словно пасти диких животных.

Пустыня всегда привлекала к себе избранников Божиих. Многие пророки[ЮБД130] уходили в пустыню, чтобы побыть в одиночестве, не отвлекаясь на суету мира и сосредоточиться на своих мыслях. Там, в пустыне, пророки много молились и могли яснее слышать голос Бога.

Иоанн жил скромно[ЮБД131]. Как и древние пророки, он носил грубую одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным ремнём. Иоанн никого не боялся: ни зверей, ни разбойников, потому что постоянно молился Богу и знал, что Бог защитит его. В пустынях обычно жарко днём и холодно ночью, но Иоанн не думал о холоде и жаре. Он не испытывал ни жажды, ни голода, пищей ему служили акриды[СТ132] и дикий мёд, который он находил в заброшенных пчелиных гнездахгнёздах. Скудность рациона лишь очищала помыслы Иоанна, он постоянно думал о Боге, пище духовной, а не телесной[ЮБД133].

Когда Иоанну исполнилось тридцать 30 лет, Господь повелел ему идти к народу и рассказать, что Спаситель Христос уже родился[ЮБД134], что скоро Сам будет проповедовать, и следует хорошо приготовиться к встрече с Ним. Эта встреча не требует ни дорогих подарков, ни богато убранных столов с яствами. Угодны Богу лишь чистая душа и праведная жизнь. Очистить душу можно лишь покаянием, признанием своих грехов. Поэтому Иоанн и ходил по деревням и городам вдоль реки Иордан и везде говорил:

— Покайтесь, потому что приблизилось Ццарствие нНебесное! Вспомните о своих грехах, пожалейте о том, что вы сделали плохого, подумайте, кого вы обидели. Просите прощения у Бога и исправьтесь. Нельзя оставаться грешниками, потому что пришел пришёл Христос.

Так исполнял Иоанн завет Божий. Он стал Предтечей, шёл раньше Иисуса Христа и готовил людей к встрече с Ним.

 

Как Иоанн крестил народ

Давно уже не появлялось пророков в израильской земле. Поэтому люди, лишь узнав о приходе пророка Иоанна, толпами стекались послушать его проповедь. Те, кто которые верили его словам, каялись в своих грехах. Раскаявшихся Их Иоанн крестил в реке Иордан в знак того, что Бог прощает им грехи. Предтеча лишь просил, чтобы покаяние и желание очиститься от грехов были искренними. Омовение в Иордане очищало не людскую одежду от грязи, а людские души от скверны[ЮБД135].

Тот, кто пришел к Иоанну, каялся в своих грехах и входил в Иордан. Иоанн клал на голову вошедшего  в воду? руку, наклонял его  просил наклониться? и окунал в воду. Именно так происходил обряд крещения. После этого  Именно поэтому Иоанна называли Крестителем.

Много людей приходило на Иордан: рыбаки и купцы, крестьяне и богачи. Приходили к Иоанну знатные и влиятельные люди. Были среди пришедших и фарисеи. Так называли в Иудейском царстве ученых учёных людей, которые зорко следили за соблюдением установленных правил обрядова и не терпели никаких новшеств[ЮБД136]. Фарисеи обращали больше внимания на то, как проходит обряд, а не на то, что он значит.

Например, фарисеи считали, что во время поста человек не может ничему радоваться, ему запрещено смеяться, позволено лишь ходить с «постным» лицом. Вот проПро  таких они говорили[ЮБД137]:

— Какой молодец, какой постник!

Фарисеи и сами во время поста пренебрегали любой работой, даже не позволяли себе причёсываться и свои унылые лица считали лучшей иллюстрацией «постного» поведения.

Приходили на Иордан и правители израильского народа — саддукеи. Саддукеи не верили в вечную жизнь и в воскресение мертвых.

— Одумайтесь, — говорил им Иоанн, — ещё не поздно покаяться в грехах!

Саддукеи и фарисеи недолюбливали друг друга. Те, кто правит, не всегда строго соблюдают предписанный закон. Но придя к Иоанну креститься, фарисей с саддукеем повели себя одинаково:

— Зачем нам каяться, — подумали они, — разве на нас есть грехи? Вон, сколько грешников вокруг, а мы и так чисты, ведь мы исполняем закон.

Но только захотели они войти в воду, как Иоанн преградил им путь:

— Вы – порождение ехидны. Почему вы решили, что сможете избежать гнева Божьего и вечных наказаний?! Разве Бог не знает ваших грехов? Покайтесь, пока не поздно, совершите добрые дела, ведь если дерево не приносит плодов, его срубают на дрова и бросают в огонь. То же самое случится и с вами, если вы не будете делать добрых дел. Если хотите, чтобы Бог вас простил, исправьтесь, пока ещё есть время.

Приходили к Иоанну и мытари — сборщики налогов. Мытарей простой народ не любил более всего. Собирая налоги, мытарь вместо одной монеты брал две – одну сдавал в казну, а вторую забирал себе. Мытарь мог взять одежду, посуду и все, что ему приглянется. Если бедняку нечем было заплатить налог, то мытарь выгонял всю семью бедняка из дома.

Иоанн говорил мытарям:

— Никогда не берите лишнего, берите только то, что полагается.

Приходили к Иоанну и воины. Защищая границы своего государства или выполняя приказ по захвату чужих территорий, воины постоянно рисковали жизнью. Жалованье, которое они получали от правителя, было насколько настолько скудным, что заставляло воинов нещадно грабить побежденныхпобеждённых. Чтобы обеспечить себе достойные трофеи, воинам приходилось не только лгать, красть, но и убивать людей. Воины спрашивали Иоанна:

— А нам что делать?

— Не обижайте никого, — отвечал им Иоанн Креститель, — не обманывайте, довольствуйтесь своим жалованьем.

Всех людей Иоанн учил быть милосердными, помогать бедным и слабым, делиться одеждой с нищими и пищей с голодными. Многих людей привёл Иоанн к Богу, заставил задуматься об их грехах и раскаяться.

Священники, посланные из города, тревожно спрашивали Иоанна:

— Не ты ли и есть Спаситель наш?

Но Иоанн отвечал:

— Я – голос вопиющего в пустыне. Я просто крещу вас водой. Но следом за мной явится Тот, кого вы так ждете. Я не достоин даже развязать ремень на Его обуви, не достоин быть Его слугою. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Моё крещение смывает с вас грехи, а Его будет опалять ваши грехи, как огоньих.

Так предрекал Иоанн приход Иисуса Христа.

 

Крещение Господне

Иоанн Креститель и Иисус Христос были ровесниками. В то время, когда проповедовал Иоанн у реки Иордан, Иисусу тоже исполнилось 30 лет. А до тех пор жил он в Назарете со своей матерью, Девой Марией и старцем Иосифом. Иосиф был плотником, и Иисус помогал ему в его ремесле. Скажем, понадобился кому-то стул или стол – приходили они к Иосифу и заказывали. А Иосиф был уже стар, сил у него было мало, вот и брал Иисус на себя самую тяжелую тяжёлую работу – пилил бревна, обстругивал их, сколачивал деревянную мебель. Тем они и жили, так и зарабатывали на пропитание.

И вот, кКогда Иисусу исполнилось 30 лет, Он отправился на Иордан, чтобы креститься от Иоанна Предтечи.

Иоанн знал, что рано или поздно Иисус придет к нему, поэтому ежедневно он высматривал Его в толпе людей. И вот в один солнечный день Иоанн, как обычно проповедовал на берегу Иордана, как вдруг заметил Иисуса, стоявшего в общей очереди на крещение, и изумлённо воскликнул:

— Почему же Ты пришел пришёл ко мне!? Это мне следует креститься у Тебя, а не Тебе у меня!

Но Иисус ответил на это Иоанну:

— Не удерживай меня! Крести, потому что такова воля Божия.

Иоанн со смирением повиновался, и Иисус Христос вошел вошёл в реку Иордан. Иоанн положил руки на голову Спасителя, и Он окунулся в воду.

После крещения, когда Иисус Христос уже выходил из воды, над Ним вдруг раскрылось небо, и оттуда вылетел белый голубь. Но это была не простая птица, а Дух Божий, обратившийся в неенеё. Голубь плавно спустился на Иисуса, и с неба вдруг послышался голос Бога Отца:

— Это Мой возлюбленный Сын, и в Нем Нём Мое благоволение.

Так Бог показал людям, что Он есть Пресвятая Троица. Ведь люди одновременно увидели Сына Божьего, который крестился, Духа Святого в виде голубя и услышали голос Бога Отца с неба. Вот поэтому праздник Крещения называют ещё Богоявлением! Ведь Бог явил себя в трех трёх лицах.

И поэтому при крещении ребёнка три раза окунают в воду: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа»!

После крещения Иисус удалился в пустыню, ещё более суровую, чем ту, где жил Иоанн Креститель. Там, в посте и молитве Он провел 40 дней и преодолел великие искушения.

А Иоанн продолжал проповедовать. Однажды он увидел, как мимо реки снова шёл Спаситель. Иоанн указал на него Него народу и своим ученикам:

— Вот идет Агнец Божий, мне теперь положено умаляться, а Ему – расти.

Иоанн отправил следом за Иисусом двух учеников, будущих апостолов, Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Они последовали за Спасителем до конца Его земного пути.

 

Праздник Крещения

С того дня, как крестился Иисус Христос, прошло более двух тысяч лет. Но каждый год христиане вспоминают и снова переживают тот день. День накануне праздника Крещения, называется навечерием, или по-другому – сочельником.

Перед праздником Крещения положено соблюдать строгий пост, а в сочельник традиционно варят специально постное, но вкусное блюдо – сочиво.

В память о Крещении Спасителя в реке Иордан ежегодно совершается великое освящение воды. Освящают воду и в сочельник, и в день Крещения. Некоторые люди считают, что вода, освященная освящённая в сочельник, чем-то отличается от той, которую освящают в день Крещения. Но это совсем не так: освящают воду одинаково, и свойства у нее неё такие же. Это святая вода, которую по традиции хранят весь год и пьют с молитвой натощак или во время болезни, укрепляя свои силы.

Сегодня в городах и деревнях освящают воду не только в храме. Если около церкви расположен водоём, то принято освящать воду и в немнём. Если же рядом нет ни реки, ни озера, то освящают воду в колодцах.

Так как Крещение приходится на студеную студёную зиму (19 января), то по обыкновению в пруду или озере устраивают Иордань – прорубь, вырезанную в виде креста. Таким странным словом прорубь назвали в память о реке Иордан, в которой крестился Иисус Христос. После окончания литургии священник с крестом, служители и певчие со знаменами  с хоругвями и весь народ, пришедший в храм, покидают его чертоги и и идут крестным ходом к Иордани. Процессия выходит из храма с зажжёнными свечами и под пение церковного хора медленно движется к водоему. Поются стихиры праздника, дьякон несёт кадило. Издревле такое шествие называлось «ходом на Иордань». Крестный ход под звон колоколов подходит к проруби, и начинается молебен. Поётся тропарь праздника:

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещен, слава Тебе».

Священник трижды погружает в воду крест и освящает её.

После этого все желающие могут окунуться в воду: купание на Крещение в проруби на Руси издревле считается благочестивой[СТ138] традицией. Правда, надо помнить, что само по себе купание не избавляет человека от грехов. Как говорил Иоанн Креститель, главное – это покаяние.

После окончания праздничной службы у храма стоят все, желающие взять освящённую крещенскую или, богоявленскую воду! Выпивая освященную освящённую воду, окропляя ей дом, христиане чувствуют приумножение внутренних сил и благословение Божие. Не случайно, во многих русских сказках рассказывается о «живой воде». Освящённая крещенская вода и есть та сказочная живая вода, способная отвести от человека любые, самые страшные напасти. Удивительно, но даже одной капли святой воды достаточно, чтобы освятить целый кувшин.

Поэтому по сей день к освящению воды на Крещение всегда относятся с благоговением.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.