Основы криминалистической методологии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основы криминалистической методологии

2020-12-08 188
Основы криминалистической методологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Феномен преступности достаточно сложен. Он гораздо сложнее тех криминологических концепций, которым удается отразить отдельные его проявления. Вероятно, незавершенность теоретического осмысления этого явления можно рассматривать как одну из причин его устойчивости.

Классическая методология предполагает такую схему воздействия науки на практику: изучение явления — формирование научной теории — разработка предложений по совершенствованию социальной практики — реализация научных достижений в практической деятельности. Однако в тех случаях, когда одновременно очень велики и уровень сложности постижения того или иного явления, и актуальность реализации в социальной практике результатов научного поиска, весьма значимым оказывается методологический принцип двухмерной направленности криминологических исследований. [5]

Суть этого принципа заключается в следующем: криминологам следует одновременно проводить исследования на двух уровнях. Во- первых, необходимо, обобщая эмпирические данные, проводить теоретические изыскания о сущности криминального феномена, конструируя более или менее всеобъемлющую теорию преступности. Во-вторых, на основе имеющихся криминологических теорий необходимо проводить исследования преступности в целях совершенствования социальной практики противодействия этому негативному явлению.

Не менее значим для криминологии и методологический принцип антикриминального прагматизма. В соответствии с этим принципом предмет криминологии охватывает все явления и процессы, исследование которых позволит разработать предложения по уменьшению уровня криминальных угроз и общественной опасности преступности.

Огромную роль в криминологической методологии играет принцип развития. Принцип развития может быть реализован по отношению к объекту, процессу и результатам познания. Применительно к преступности как к исследовательскому объекту реализация этого принципа предполагает анализ не только ее состояния, но и динамики. Кроме того, углубление представлений о сущности преступности как явления может повлечь изменение (углубление) представлений о сущности различных ее составляющих (например, латентной).

Особое значение имеет реализация данного принципа в отношении процесса и результатов познания. Обычно процесс познания разворачивается в следующей последовательности:[6]

· актуализация проблемы, осознание незнания в результате возникновения потребностей практики либо как следствие теоретического познания;

· выдвижение первичных гипотез о свойствах объекта;

· первичное изучение объекта различными методами;

· путем проб и ошибок отбор наиболее продуктивных методов, формирование специализированной научной методики;

· проведение исследований, обобщение первичных результатов, их анализ, формирование теоретических основ, концептуальное осмысление свойств изучаемого объекта и закономерностей его развития, формирование первичных идей о возможностях реализации на практике результатов научных исследований;

· реализация теоретических положений на практике, коррекция научной теории, уточнение представлений об исследуемом объекте;

· коррекция исследовательской методики, новый этап исследований, уточнение теоретических положений.

Главный методологический аспект принципа развития заключается в следующем. Определенный уровень развития исследовательской методики может обеспечить соответствующий уровень объективности знаний, что проявляется:

· во-первых, в глубине проникновения в сущность исследуемого явления;

· во-вторых, в величине погрешности результатов его измерения.

Первичный этап познания обычно характеризуется неглубоким проникновением в сущность изучаемых явлений (описательный характер исследований). В отдельных случаях даже первые результаты могут иметь практическое значение. Однако, как правило, потребности практики диктуют необходимость совершенствования исследовательских методик в целях более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления (на основе чего становится возможным реализовать объяснительные и прогно­стические функции науки). Основной вектор развития научного познания — совершенствование научных методик, углубление проникновения в сущность изучаемой реальности, минимизация погрешностей, расширение сфер практического применения результатов познания.[7]

Особую роль в реализации принципа развития играет практика. Потребности практики инициируют познание, они же диктуют необходимость совершенствования исследовательских методик, перехода от начального этапа познания к последующему, все более и более глубокого проникновения в сущность.

Этапность познания — форма реализации принципа развития. Логика развития процесса познания такова: разработка исследовательской методики — процесс исследования — анализ практической ценности результатов — совершенствование методики — углубление процесса познания — повышение практической ценности знаний. Из данного принципа следует, что описательность, неглубокое проникновение в сущность изучаемых явлений, значительность погрешностей — это нормально для определенного этапа исследований.

Практически все исследования проходят эти стадии. Ненормально останавливаться на этих стадиях, ненормально прекращать исследования, не добившись получения практически значимых результатов. Ненормально бояться входить в эти стадии исследований (поскольку трудности на этих стадиях максимальны, а результаты весьма скромные). Если объект исследования таков, что для получения практически значимых результатов требуется длительное исследование, позволяющее переходить от одного этапа к другому, то длительность можно рассматривать как специальный методологический принцип исследования конкретного явления. Это одна из форм реализации принципа соответствия исследовательской методики специфике исследуемого объекта.

Преступность - это сложное, социальное явление, изучаемое рядом наук. Среди них особое место занимает криминалистика, объект исследования которой функциональная сторона преступности, система действий и взаимосвязей, образующих способ, механизм преступления и его следового отражения. Из числа изучаемых криминалистикой явлений, прежде всего, следует назвать закономерности механизма совершения преступлений.[8]

Расследование преступлений сложный и многоплановый процесс познания события, имевшего место в прошлом. Особо труден он сегодня, в условиях быстрого роста преступности, циничного отношения криминалитета к законопослушным гражданам, а порой и к работникам правоохранительных органов, когда свидетели и потерпевшие «физически исчезают», а уголовные дела из-за отсутствия свидетелей, их неявки в суд «разваливаются», завершаются оправданием виновных. В таких условиях необходимо активнее применять научные методы борьбы с преступностью.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.