Предпосылки правильного выбора — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Предпосылки правильного выбора

2020-12-07 79
Предпосылки правильного выбора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выше уже говорилось, что выбор супруга есть выбор, от которого в сильнейшей степени зависит счастье или несчастье последующей жизни. Зададимся же вопросами - как подготовить себя к этому выбору, каковы условия для верного решения и как совершить его?

Есть поговорка: «Истинные браки совершаются на небесах». И, конечно, брак лишь тогда может быть счастливым, когда он совершается согласно воле Божией. Итак, при выборе супруга, как и при всяком деле, христианин должен искать воли Божией. И опять-таки, если есть возможность получить решение духоносного старца или духовного отца, то их устами будет говорить голос Божий.

В жизнеописании преподобного Серафима и оптинских старцев можно найти случаи, когда они сами устраивали браки, видя для них духовными очами Божие благословение, и вместе с тем запрещали другие браки, хотя с внешней стороны все, казалось, благоприятствовало последним. И всегда благословение старцев было залогом счастья, а нарушение запрещения влекло неизбежные скорби и беды.

Так, к старцу Амвросию Оптинскому ходил молодой крестьянин, которого мать побуждала к женитьбе. Старец не давал благословения и все откладывал решение, В последний приход к счарцу крестьянин сказал, что не имеет более сил слушать упреки матери. Вздохнул старец и говорит: «Вижу, что не можешь ты более терпеть, а нельзя тебе жениться». Крестьянин женился, а через три месяца умер, оставив жену в ожидании ребенка на горькую долю вдовы; а ребенка на сиротство.

Но если нет почему-либо возможности узнать волю Божию через старца или духовного отца, то надо самому терпеливо просить вразумления у Бога. Надо понудить себя в этом случае на усердную молитву и отдать ей все силы, не жалея себя: дело идет о судьбе для всей жизни, которая дается человеку лишь один раз.

«Просите же, и дано будет вам» (Мф. 7, 7), - говорит Господь, хотя, может быть, Он и «медлит» (Лк. 18, 7) в исполнении просьбы для испытания нашей веры и усердия. Как придет решение, вперед сказать нельзя, но оно придет очевидным, видимым образом для духовных очей неотступно молящегося.

По совету старцев, все дела свои христианин должен делать с пожданием, т. е. не торопиться с окончательным решением. Очевидно, так надо подходить и к вопросу о выборе супруга. Выдержка времени при непрестанной молитве приведет к тому, что интересующий нас человек (жених или невеста) будет узнан в истинном свете и восторжествует воля Божия, а не человеческая склонность души, запутанной лукавым духом.

Надо помнить указание народной мудрости, что о человеке надо судить не ранее, как «съевши с ним два пуда соли». Нам известны случаи, когда опытные старцы давали согласие на брак лишь после трех лет испытания. Каковы предпосылки для счастливого выбора? Для христианина вопрос достаточно прост. У тех, кто хочет идти за Христом, у тех, кто ищет прежде всего Царствия Божия и хочет приобщиться к идеальному браку, есть верный и точный пробный камень в отношении людей при вопросе — надо ли с ним сближаться или от него удаляться. Это библейский «краеугольный камен ь» (Еф. 2, 20) — Христос. Этим пробным камнем велит руководствоваться апостол Иоанн при испытании чистоты души и учений. «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4, 3).

Этим камнем должны руководствоваться и юноши и девушки, вступающие в жизнь. «Кто для него (или для нее) Христос? пусть зададут они первый вопрос при выборе, - Свет ли Он для его очей и сердца? Господин ли Он для его воли? И если он (или она) называют себя христианами, то идут ли они за Христом только на словах или на деле - самой жизнью?»

И пусть юная душа даст себе точные ответы на эти вопросы. Пусть осведомится она, есть ли у называющих себя христианами на столе Евангелие, как часто оно читается и как хранится? Пусть старается она узнать, в какой мере «изобразился Христос» (Гал. 4, 19) в душе испытуемого, в какой мере расцвели в нем добродетели Христовы, и прежде всего Христова любовь, смирение и послушание -- фундамент всех прочих добродетелей.

Эта троица добродетелей является наиболее характерным признаком чистоты человеческой души, верным указателем близости ее ко Христу, свидетелем ее внутренней красоты и сердечного богатства.

И если есть сомнение при ответах, если не все ясно, если есть тайное беспокойство, то пусть не торопится юная душа и припадает к Богу в молитве, прося разрешения сомнений. В качестве общих положений ниже приводятся советы старцев.

Так, старец о. Алексей Зосимовский считает желательным, чтобы жених был старше невесты на 4—5 лет, оба должны быть здоровы и непременно должны получить на брак благословение родителей.

На вопрос о том, как выбирать женихов и невест, оптинский старец Леонид давал родителям такие указания: «Обращать внимание на то, чтобы и жених и невеста - оба были здоровы, и чтобы было им чем жить, чтобы звание от звания резко не отличалось и чтобы по летам мало было различия». Особенно бедным семействам не советовал брать богатую невесту, чтобы не быть ей рабами.

Вопрошавшим о выборе жениха говорил, чтобы обращали внимание на характер и достоинства его отца, а вопрошавшим о выборе невесты — на характер и достоинства матери — «яблочко от яблони недалеко укатится».

Жениху, невесте и родителям старец советовал также при усердной молитве смотреть на свое сердце. Если при последней решимости на брак жених, невеста и родители станут ощущать душевное спокойствие, то старец советовал решиться на такой брак. В противном случае, если при этом оказывалось сомнение, безотчетная боязнь, беспокойство и смущение, то старец говорил, что это неблагоприятный знак, и советовал приискивать другого жениха или другую невесту.

О том, как основательно нужно подходить к выбору супруга, читаем и в письмах старца прп. Амвросия Оптинского: «Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское, — кроме собственных свойств его, рассмотреть и самое его положение, и самые обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение». Отвечая на просьбу о благословении на брак, при. Амвросий так пишет одному своему адресату: «Испрашиваешь моею грешного совета и благословения вступить в законный брак с избранною гобою невестою. Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь, и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего, некропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак».

Среди качеств избираемой невесты старец более все! о советовал обращать внимание на ее смирение: «Чтобы была посмиреннее, то смотри. Если мать невесты смиренна, то и невеста должна быть смиренна, потому что, по старинной пословице, „яблочко от яблоньки недалеко откатывается"».

Исходя из этих советов, попробуем еще раз определить те условия, которые следует соблюдать при выборе супруга. Выбор этот будет разумным, обещающим благие последствия в супружеской жизни, если, во-первых, жених и невеста владеют добрым здоровьем, если, во-вторых, достаточно подготовлены к самостоятельной семейной жизни и если, в-третьих, более или менее соответствуют друг другу по воспитанию и образованию, по семейным нравам и привычкам, по образу прежней жизни и душевным наклонностям.

Физическое здоровье

Брачная жизнь и для блага самих супругов и для блага их будущих детей требует хорошего здоровья. Конечно, наша жизнь и здоровье завися г о г Бога, и здоровый жених может впоследствии потерять здоровье и стать больным мужем, и здоровая невеста может стать больной женой. Это все от Бога. Но если мужчина или женщина уже больны, страдают каким-либо тяжелым заболеванием, — им лучше воздержаться от вступления в брак. Сделать это нужно, чтобы не отягощать жизни другого человека. При вступлении в брак следует обращать внимание не только на возможность счастья для себя, но и на возможность счастья для другого. Что пользы в таком браке, когда один будет доволен супружеством, а другой, напротив, будет считать себя погубившим свою жизнь? А такой раскол в душевном состоянии супругов легко может произойти и, в конце концов, привести к расстройству жизни обоих. Если для обоюдного счастья супругов требуется некоторое равенство в возрасте, и мало хорошего сулит брак старика с молодой девушкой, то едва ли не более грозит разрушением супружеского счастья брак здорового, полного сил человека с больным, который страдает от какого-либо неизлечимого недуга. У больного вкусы, желания, и часто даже сам общий взгляд на вещи резко отличался от вкусов, желаний и взглядов здорового человека: то, что одному нравится, в другом вызывает раздражение и неудовольствие. При таком несходстве душевного и физического состояний больною и здорового человека, не станет ли брачный союз между ними тяжелым ярмом для обоих, вызывающим лишь постоянное страдание?

Материальная сторона

Помимо крепкого физического здоровья жениха и невесты другой предпосылкой их будущего счастья является их взаимная готовность к семейной жизни, к приобретению средств к содержанию как самих себя, так и возможного потомства, к умению вести домашнее хозяйство. Мужчина до своего вступления в брак должен основательно решить для себя вопрос: настолько ли он самостоятелен в материальном отношении, чтобы обеспечить благосостояние своей будущей семьи, -- так как именно на нем будет преимущественно лежать обязанность содержания жены и детей. Женщина, прежде чем вступить в брак, также должна испытать себя, достаточно ли она подготовлена к ведению домашнего хозяйства, чтобы быть истинной помощницей мужа в благоустройстве семейной жизни.

Каково вообще может быть значение при заключении брака материальной стороны? Господь сказал, что «жизнь человека не зависит от изобилия ею имения» (Лк. 12, 15). Поэтому решающего значения материальная сторона при заключении брака иметь не должна. Однако это не исключает ее важности и необходимости ее учитывать. Обычно трудоспособность мужа, его самостоятельное положение в обществе считаются условием для бракосочетания. Девушке надо выходить замуж за человека, способного в дальнейшем прокормить детей. Если этого нет, если жених должен, например, еще учиться, то, может быть, благоразумнее отсрочить свадьбу.

Вместе с тем надо учитывать и следующее соображение, о котором так пишет проф. прот. Зеньковский: «Перед нами открыт путь правильного и здорового устроения жизни пола — путь семьи, и чем раньше юноши и девушки вступят в брак, чем легче дастся им внутренняя гармонизация в их существе».

Сходство воспитания

Кроме готовности супругов к самостоятельной жизни, к содержанию себя и своих будущих детей, для их супружеского счастья требуется еще и определенное соответствие между женихом и невестой по воспитанию, образованию, вкусам, привычкам, которые обычно приобретаются в домашней, родительской среде, го есть в той среде, в которой жених и невеста провели свою прежнюю жизнь. Различие в воспитании и образовании, привычках и привязанностях, в образе мыслей и нравственном настроении очень часто при выборе женихом невесты и невестой жениха под влиянием чисто внешнего увлечения их друг другом или вовсе не учитывается, или даже намеренно скрывается, чтобы не помешать возникшей привязанности. Но после заключения брака, когда уже исчезает необходимость стесняться друг друга и ког'да заключенный брак считается уже бесповоротным, — истинная душевная природа мужа и жены обнаруживается во всей своей непритворности, и тогда различие в их воспитании, привычках и образе мыслей приводит к самым неприятным последствиям: бесконечным спорам^ ссорам, взаимным упрекам и, нередко, полном} разочарованию друг в друге.

Вера

Можно ли выбирать неверующего супруга? свете всего ранее сказанного ответ ясен сам собою. Он гак решается апостолом Павлом. Говоря о возможности для вдовы вступить во второй брак, он указывает, что она «свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7, 39).

Но могут быть случаи, когда юная душа выросла в атеистической среде, не слышала Евангелия, не могла познать Христа, но имеет вместе с тем залоги добродетелей. Может быть она выбрана в супруги христианину? Здесь вопрос решается временем и ожиданием. Если, услышав о Христе, она потянется к Нему, порвет со средой, мешающей этому, и на деле докажет решимость идти новым путем, то брак может иметь место, но и здесь надо бояться лицемерия и не торопиться с браком.

В практике Церкви бывали и такие случаи, когда духовные отцы высокой мудрости давали разрешение своим духовным детям на брак даже с неверующими людьми, ставя при этом два условия:

1) что неверующий согласится на совершение церковного Таинства Бракосочетания;

2) чтобы он не препятствовал воспитывать детей в православном духе.

В таких случаях духовным отцом дается разрешение, как бы вынужденное тяжелыми обстоятельствами, — но не благословение. Обычно это бывает тогда, когда духовная дочь (или сын) очень хочет замужества и не может найти для себя верующего супруга. Избегая креста безбрачия, верующий берет на себя другой и тоже тяжелый крест - крест совместной жизни с неверующим супругом.

На основе вышеизложенного пусть в этих случаях юная душа много думает, не будет ли для нее второй крест тяжелее первого.

Точно так же это относится и к тому случаю, когда в женихе (или в невесте) не ясна твердость христианского устроения.

Православная Церковь разрешает браки и с христианами инославных вероисповеданий, но при условии, что дети будут воспитываться в Православии и Таинство Брака будет совершено в Православной Церкви.

Здесь, однако, тоже уместно предостережение. Такие браки в основе своей не имеют залога полного счастья, так как муж и жена разделены в самом главном — в своем понимании основ веры. В особенности это относится к лютеранам, англиканам и сектантам с их отношением к большинству Таинств, к святым и к Богоматери.

Против браков «по любви»

Иногда приходится слышать от современных родителей мнение, что детям надо предоставить самим выбирать себе супругу или супруга, что главное, чтобы брак был «по любви», что «увлечение» есть предпосылка для заключения брака.

За этими словами кроется непонимание сущности духовного состояния падшего человечества, наших слабостей, нашей подчинённости злому духу, подверженности страстям и неумению бороться с ними.

«Любовь» — это слово имеет, к сожалению, много совершенно разных понятий, начиная от чисто физиологического понятия языческой древности и наиболее развращенных из современных материалистов до жертвенной любви Христа к человеческому роду.

Поэтому если в юноше или девушке, как говорят, проявилась «любовь», то надо хорошо разобрать, каковы основы этой «любви».

Когда маг Киприан (впоследствии святитель Киприан Карфагенский, память 31 августа) навел бесовские чары на святую Юстину, то можно ли сказать, что в ней проснулась «любовь»? Или когда девушка, дочь знатных и благочестивых родителей (см. житие св. Василия Великого, память 1 января), под влиянием волхвований потребовала выдать себя за раба —- это тоже была «любовь»?

И хотя заманчиво звучат слова «брак по любви», но в жизни чаще всего эта «любовь» является низменным чувственным влечением, неразборчивым в своих объектах, далеким от глубины чувства с общностью миросозерцания, интересов, взглядов и стремлений. Часто подобные «влечения» бывают следствием неразумия родителей, обильно питающих юношей и девушек мясной пищей, толкающих их на соблазнительные спектакли, позволяющих им читать литературу, граничащую с порнографией, и не заботящихся о их духовном воспитании и развитии в них воздержания.

В результате такого воспитания молодежь бывает не в силах бороться с плотью, и первый случайный объект вызывает так называемое чувство любви.

И это бывает слепая любовь, т. е. затуманенный страстью взгляд не видит уже ясно, не разбирает сущности того, кого выбирает. Таких случаев много описано в литературе. Одним из них является любовь Наташи Ростовой к красавцу Анатолю в романе «Война и мир» Л. Толстого. Совершенно очевидно, насколько несчастлива была бы Наташа, если бы состоялся ее брак с Анатолем. Л. Толстой нарисовал здесь типичную картину, очевидно, много раз повторявшуюся в жизни перед его глазами. Отсюда понятно, почему старец Иларион Оптинский не одобрял брак по страсти. Он говорил: «Когда страсти утихнут --любовь может исчезнуть». И тогда неизбежно наступит период, который обычно называют «разочарованием». Один из супругов тогда начинает тяготиться брачной жизнью, и подчас становится она для него, по его терминологии, «невыносимой». Если он при этом не может жертвовать собой как христианин, то следует «развод» — полное разрушение семьи. Страдания неизбежны, так же как и несчастье детей, теряющих при этом чаще всего отца. И как следствие несдержанности молодежи, ее самоволия, непослушания родителям, пренебрежения их благословением - налицо несчастные браки и распад семей.

Участие старших в выборе

И как странно: во всех государственных, жизненных, практических делах — в делах техники, науки, искусства, - - когда решается важный вопрос, считают необходимым собирать мнения наиболее опытных, чаще всего пожилых людей. Для этого собирают советы и совещания, вопрос всесторонне обсуждают, и на основе всех мнений выносят сообща соответственное решение.

Для молодой жизни нет более ответственного решения, как выбор супруга и спутника всей жизни. И в этом важнейшем вопросе считается возможным предоставлять решение одной неопытной, неокрепшей духовно душе с ее почти полным отсутствием знания жизни.

Поэтому не может быть сомнений, что счастье брака будет более обеспечено лишь при одобрении его старцем, духовным отцом или благочестиво настроенными родителями. И всегда христианским детям необходимо проявлять и в этом наиболее важном для жизни вопросе полноту послушания духовным руководителям и благочестивым родителям, используя их опыт и знание жизни и подавляя свое мнение, желание и склонность.

В этом залог их счастья на всю жизнь. При выборе старцами или родителями всегда будет избега гься опасность легкомысленной поспешности, опасность поддаться случайному влечению и слепому чувству. Следует вспомнить, что по обычаю в древней патриархальной семье выбор супругов для детей производился родителями. Так «друг Божий» (Иак. 2, 23) — родоначальник израильского народа Авраам - выбирает сам жену своему сыну Исааку. Не желая брать ее из окружающего его нечестивого народа, он посылает своего доверенного слугу для выбора невестки на свою родину (Быт. 24).

Из истории Новозаветной Церкви всех эпох и народов можно видеть, что в благочестивых семьях выбор невест и женихов производился чаще всего родителями брачующихся. Такой же порядок, как известно, существовал на Руси в прежние века. И в лучших по духу христианских семьях до последнего времени в этом вопросе еще существовала полная покорность детей родителям.

Вот рассказ одного из современных нам пастырей Церкви о том, как совершалось его бракосочетание (о. Митрофана Сребрянского).

«Я был студентом духовной академии, 22 лет, когда, приехав домой, я объявил родителям, что намерен вступить в брак и затем воспринять священство — осуществить мою заветную мечту. Я объяснил родителям, что избранная мною девица — дочь священника, образована, полна веры и любви к Господу и согласна разделить со мной крест иерейского служения Богу и людям. Я просил родителей благословить нас, но предупредил: если я не получу их благословения, то брака этого не будет.

Выслушав меня, отец мой, священник, засветил лампаду, надел епитрахиль, взял в руки св. икону. К нему присоединилась моя мать и взяла эту икону за другой край. После этого мой отец спросил меня: «Вот ты желаешь вступить в брак и воспринять священство, но скажи нам, сохранил ли ты целомудрие?» Я отвечал ему: «При помощи Божией и ваших святых молитв, данного вами мне воспитания, я сохранил целомудрие и не знаю устроения женского тела». Тогда отец велел мне стать на колени и сказал: «Мы, родители твои, верим тебе и благословляем тебя на брак с девицей Ольгой. Иди и женись для благословенного продолжения рода человеческого. Иди и восприми из рук архиерея Божия благодать священства и жертвенного служения Богу и людям при помощи твоей супруги и до конца жизни».

После этого меня благословили иконой. Отец, кроме того, благословил иерейски, а мать перекрестила меня. Я поцеловал св. икону, руки отца и матери и плакал горячими благодарными слезами».

Законы духовной жизни вечны и неизменны. Здесь не может быть так называемых «прогресса» и «эволюции» — этой дурной бесконечности на том пути устроения мира, по которому хочет вести его сатана. Поэтому и установленные с первых веков христианские нормы и обычаи взаимоотношений христианского общества в основе должны оставаться неизменными. И если они изменяются, то причиной этому служит ослабление веры и благочестия в эпоху отступления от Христа на закате мировой истории. Не связанная более заповедями и установлениями Церкви, молодежь духовно порывает с родителями, не хочет подчиняться им или не считается с их мнениями и благословениями.

Стала ли жизнь молодежи от этого счастливее, браки - более удачными, семьи — более крепкими, разводы — более редкими? Ответ очевиден для всех: налицо распад семьи, ее шаткость, многочисленные неудачные браки и очень большой процент разводов.

* * *

Мудрые обычаи в выборе супруга, существовавшие во все века христианства, ныне уступили место браку по случайному знакомству и первому «увлечению».

Для христианина брак по страсти неприемлем главным образом потому, что является прямым нарушением первой из Десяти заповедей. «Да не будут тебе бози инии, разве Мене», — сказал Господь. Эта заповедь говорит о том, что прежде всего и больше всего на свете мы должны любить Господа и не простирать любви к твари до забвения Творца. Ведь место Творца в душе человека, ослепленного страстью, занимает другой человек, ставший для него своего рода кумиром, «божком». Об этом, кстати, красноречиво свидетельствуют эпитеты, которыми награждают друг друга влюбленные: «Ангел мой, божество мое, жизнь моя, ты для меня все». Ни одна невеста не может быть названа ангелом, ибо нег ни одного человека, чистого от грехов. Ни об одном женихе нельзя сказать: «Ты для меня все». Если бы он был для тебя всем, то с утратой его ты осталась бы в таком случае без всего. Ни одну невесту, ни одного жениха нельзя назвать «нашей жизнью». «Мне еже жити Христос». Чем неумереннее такие похвалы, такое превозношение, тем тяжелее, скорее всего, будет разочарование впоследствии, когда молодые супруги столкнутся с трудностями семейной жизни. Опыт вам покажет, чю особа, которую вы называете «своим божеством», грешит не меньше большей части смертных, что ваш «ангел» имеет нужду в ваших обличениях и вразумлениях. Ваше «божество» бывает вспыльчиво и своенравно, у вашего «ангела» иногда злоба так искажает черты лица, что делает их годными для снятия с него образа злого духа. Иаков сердечно любил Рахиль и семь лет служил за нее ее отцу, но такой неумеренной лести никогда не было на его устах.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.