XX век. Знать, что делать в случае атомной бомбардировки. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

XX век. Знать, что делать в случае атомной бомбардировки.

2020-12-07 76
XX век. Знать, что делать в случае атомной бомбардировки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XXI век. Знать номера телефонов правозащитных организаций.

В рассказе А. Лукьяненко «Палка» «солабонам» нет житья от «дедушек» даже в госпитале. Конечно, фантастика заключена не в этом. Беспрекословное подчинение командиру зачастую граничит с принципом: «Выкручивайтесь, как хотите, сами!» И «салаги» в рассказе при первой же возможности выкручиваются, да так, что не замечают, как сами становятся социально опасными вместе со своими «благоприобретёнными» парапсихологическими способностями.

В рассказе О. Овчинникова «Рота – принт!» солдаты ухитряются сымитировать компьютер, лишь бы угодить «демблю» и отправить от его имени письмо. Резюме автора неожиданно и затрагивает другой круг проблем: «Нашей армии не нужны качественная техника, опытные командиры, современное оружие. Зачем? Дайте этим парням автоматы Калашникова, немного, по одному на взвод. Да ещё без счёта выдайте вафельных полотенец, зубных щеток и спичечных коробков. Тогда тот, кому достанутся автомат, выйдет в одиночку против любого числа врагов и будет счастлив. Да-да, счастлив, потому что ему, по крайней мере, хоть какое-то время не придётся бриться полотенцем, драить полы зубной щёткой и измерять площадь казармы спичечным коробком. Этим ребятам, едва достигшим совершеннолетия, но уже поднаторевшим в безумном исполнении самых бессмысленных приказов, впитавших слово «эмуляция» вместе с первым десятком отправленных на родину дембельских поездов, по плечу функции посложнее».

Может быть, и в самом деле, именно таков он наш особенный и неповторимый российский путь вступления армии в будущее? Ирония О. Овчинникова очевидна, особенно в сравнении с прогнозами футурологов и реальными шагами, увы, чужих практиков, модернизировавших современные вооружённые силы с опережением наших. Сказалось общее отставание России в информационных технологиях, а ведь ещё Карл фон Клаузевиц в 1827 году сделал вывод, что победа достаётся той из воюющих сторон, которая осведомлена лучше противника и лучшим образом наладила связь между отдельными частями своей армии.

АРМИЯ БУДУЩЕГО?

Облаченный в новейшую экипировку солдат становится похож на киборгов из фантастических боевиков. Чипы в организм пока не вживляют, но уже есть индивидуальные сенсоры для видеообзора в любых условиях, голосовая активация походного боекомплекта, беспроводная связь между головным монитором и личным оружием, а также между самим солдатом и командным пунктом. «Универсальные солдаты» могут безошибочно определить своё положение на местности. Компьютер предупреждает о начале газовой атаки, ближайших минах и определяет кто свой, а кто чужой в зоне боевых действий. Стоит ли упоминать о бронежилетах, противоминных башмаках и пятислойном комбинезоне. Кажется, остаётся только «оцифровать» армию и заменить кровопролитные сражения элегантными и бескровными играми компьютеров, моделирующих действия враждующих сторон. В романе А. Фостера «Тропа славы» боевые действия в космосе как раз к тому и сводятся.

Впрочем, до упрощённого моделирования войн непосредственно на натуре додумались в одном из альтернативных миров в новелле Е. Гаркушева «Жребий». Кровопролития действительно стало на многие порядки меньше!

Критики кибервоенной концепции рассуждают более трезво: война в ближайшее время вряд ли превратится в разновидность шахматного искусства, как это происходит в рассказе И. Варшавского «Операция «Рок-н-ролл». Искусственные интеллекты, которых ещё и нет как таковых, не кончат жизнь самоуничтожением, внезапно узнав о своём милитаристском предназначении (М. Орлов «Долина голубоглазыхфей»). Проза жизни заключается в том, что страны второго и третьего мира предпочитают сражаться по старинке. Тогда бесполезно забивать помехами несуществующие электронные каналы противника. А, кроме того, армия, компьютеризированная до предела, станет наиболее уязвимой для информационных атак самых обыкновенных хакеров, беспринципность которых общеизвестна.

 

Из всех изобретений человечества армия – далеко не самое лучшее изобретение, но оно, что ни говори, совершенно необходимо в качестве эффективного средства защитить жизнь и достоинство своего народа. Заметим только, что понятие «народ» неоднородно, а понятие «армия» - неоднозначно. Пётр Великий заменил стрельцов (вооружённых людей, обросших семьями и скарбом в своих слободах) на более надёжные в «смутные времена» мобильные и вымуштрованные воинские части. И ни в одной стране мира не было такого «утра стрелецкой казни». Децимации римских легионеров отдыхают! Вольнице была противопоставлена палочная дисциплина и одуряющие регламенты, в результате которых мог бы запросто появиться пресловутый «поручик Киже».

И всё же люди сильные физически, самоотверженные, выносливые, но в то же время духовно не опустошённые всегда будут необходимы, чтобы отстаивать никуда не исчезнувшие идеалы Добра и Справедливости, помогать преодолеть экстремальные ситуации. Тонкость заключается в том, что армия должна и может меняться с изменениями социума. Если здесь происходит некая «разбалансировка», то агрессивность людей вырывается наружу, казалось бы, на пустом месте (Г. Франке «Манёвры»). Более удачно события складываются с превращением армий в отряды ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (А. Щербаков «Капитан-лейтенант»).

Можно долго и страстно спорить о том, сколько полезного служба в армии даёт молодому человеку, а также о том, чего она в одночасье может навсегда лишить. Вооружённые силы никто отменять пока не собирается. Но главное, чтобы наш мир не превратился в громадные казармы или даже в одну единую казарму, где все поголовно – «люди цвета хаки».

АРТУР (король)

Классический сюжет о триумфальном становлении короля Артура, а затем трагическом завершении его судьбы настолько общеизвестен, что нет смысла в повторении многократно сказанного. Необходимо выявить некоторые несоответствия, появившиеся через несколько веков и на которые очень многие почему-то упорно не обращают внимания. Поклонников фэнтэзи наверняка не оставит равнодушными то обстоятельство, что наш герой и его окружение могли быть рыцарями по духу, но по всем прочим параметрам, это были скорее представители античности, а не средневековья.

Легенды о короле Артуре появились отнюдь не на пустом месте. Похоже, реальным прототипом популярного властителя стал удачливый военноначальник, возглавлявший отряд наёмной конницы степняков! Исторический факт: отряд наймитов из числа сарматов и родственных им аланов охранял земли южной Британии, некогда захваченные древними римлянами. Император Адриан высоко ценил боевую мощь иноземных «драгунов» («драконов»).

Трансформация имени Артур к его исходной форме (Arthur – Артхур) обратила внимание исследователей не только на себя, но и на осетинский эпос «Нарты». Древние предки осетин (скифы – сарматы – аланы) называли Артхуром сына солнечного божества. Его ипостасями были огонь или меч – предметы очень подходящие для воинского им поклонения. Скифский бог Батраз, воплощением которого тоже считался меч, также имеет нечто общее с королём Артуром. Скифы верили, что Батраз умрёт тогда, когда его меч будет брошен в Чёрное море. Примечательно, что смертельно раненый король Артур несколько раз посылал рыцаря Бодивара выбросить королевский меч (Эскалибур) в воды волшебного озера и тем самым прекратить свои страдания как физические от ран, так и нравственные от предательства сына. Не сразу меч был принят, долго умирал и король Артур.

Аланы и кельты сосуществовали не только в Британии, но и на всём пространстве от материковой стороны Ла-Манша до берегов Дуная. Тому находится масса исторических свидетельств, включая сюда топонимику древних селений и даже странное «оперение» польских конных воинов, сохранившееся до времён Грюнвальдской битвы.

Многие народы считали Артхура своим. Не оттого ли наш герой заручался повсюду покровительством духов озёр и полых холмов? Его верный спутник Мерлин ведёт свою родословную от кельтского Морольфа, замысловатая история которого, в свою очередь, восходит к кентаврам. В глазах же раннехристианского мира «солнечный воин» Артхур сходен со святым Михаилом – господином света, побеждающим силы мрака…

Реальный Утер Пендрагон (Ужасный Главный Дракон) – предводитель драгун – конных сил быстрого реагирования, каких не было у окрестных племён. Его сын Артхур унаследовал и пост, и ратные таланты отца. Под его руководством воинская слава отряда приумножилась и обросла легендами, корни которых нашлись у кельтов, да и не только у них. Когда-то в этих землях Геракл вступил в единоборство с великаном Альбионом. Настала очередь других героев.

Воины Архтура, конечно, не искали встреч с великанами. В их суровой жизни не было и куртуазных романов, которыми «биографии» некоторых из них «обогатились» позднее – в XII - XIII века, когда зарождалась литература не для спасения души, а для собственного удовольствия. Устные кельтские легенды обрели форму стихотворного рыцарского романа во Франции и в Германии, а затем в этом виде вернулись в Англию. Начало литературной «артурианы» связано с появлением романа Томаса Мэлори «Смерть Артура». Этот автор запечатлел черты уже современного ему общества и быта, предсказывая жизнеописания легендарного короля на свой лад. В качестве исходных материалов, очевидно, послужили «Валлийские анналы» (Х век), основанные на устном фольклоре, а также «История бриттов» Гальфрида Монмутского (1136 год) – псевдоисторическая хроника. Самому Т. Мэлори было словно невдомёк, что на закате древнеримской империи доспехи аланов были иные, чаще кожаные, чем металлические. Рискнём предположить, что и Круглый Стол был вовсе не предметом мебели, а круглой площадкой, на которой аланы устраивали воинские состязания или просто собирались на совет или для пиров. Представьте себе стол на полторы сотни воинов. Да и могло ли сохраниться до наших дней любое деревянное изделие IV-го века? Тот круглый стол, что выставлен в одном из британских музеев может быть предметом старины, но вряд ли является подлинником.

Для пущей притягательности своего романа Т. Мэлори заставил рыцарство сражаться с драконами, быть подвластными или же противостоять колдовским чарам. На этом фоне разворачивается героическая и одновременно трагическая судьба короля Артура. Его имя стало синонимом благой власти в качестве служения, а не повода для тщеславия. Поэтому монарх сам должен был соблюдать определённые принципы и требовать того же от своего окружения, отвергая малодушие и предательство.

«Сила ещё не справедливость, справедливость – вот сила!» - таков рыцарский девиз, приписываемый королю Артуру, старавшемуся окружить себя соратниками с чистыми помыслами.

Рассматриваемый образ вошёл в литературу как в виде квазиисторических романов, так и фантастических произведений, исчисляющихся не менее, чем парой сотен наименований. Большинство авторов относятся к королю Артуру и его сподвижникам с почтением, исключений крайне мало. По воле Марка Твена, великая роль чародея Мерлина свелась к мелким интрижкам. А рыцарский девиз прославленного монарха и заработал-то во многом благодаря предприимчивому американцу – выходцу из будущего («Янки из Коннектикутапри дворе короля Артура»). Дальше всех отошёл от канонов «артурианы» Р. Земкович («Легенда о короле Артуре»), обвинив древнего монарха в том, что тот приписал себе все подвиги своих рыцарей.

Подавляющее большинство фантастов не допускают даже тени сомнения ни в благородстве, ни в достоинстве, ни в прочих положительных качествах короля Артура, будь он простым смертным (Мэри Стюарт «Полые холмы») или же существом внеземного происхождения (Эндрю Нортон «Зеркало Мерлина»). Наш герой стал прообразом толкиеновского короля Арагорна, чьё имя в переводе означает «царская доблесть».

Для отдельных персонажей «артурианы» разрабатывались собственные сюжетные линии, вплоть до позднейших времён «Потомок рыцаря Ланцелота по материнской линии» – персонаж пьесы Евгения Шварца «Убить Дракона». Сэра Галахада легко обнаружить на страницах повести Александра Больных «Жёлтый колокол». Но при этом, поройбыли ляпы несовместимые со знанием первоисточника. Так, например, в рассказе Э. Гейереша «Храни тебя Бог, сэр Ланселот», означенный рыцарь приходится учеником Галахада, в то время как в первоисточнике Галахад – сын Ланселота.

Существуют причудливые инкарнации артуровского цикла в альтернативных и фэнтэзийных мирах.

В 1983 году появились «Туманы Авалона» Мэрион Зиммер Брэдли, где артурианский миф был переигран в феминистических декорациях..

В цикле Олега Авраменко «Источник мироздания» на тонкой грани между Порядком и Хаосом, основополагающими силами Мироздания балансирует отдельно взятая Вселенная. В ней действуют свои ЗАКОНЫ БЫТИЯ, поскольку десятки колдовских домов, черпают своё могущество из источника Мироздания. Он существует, но место его расположения о утрачено после смерти легендарного короля Артура. Но когда потомок короля попадает в закрытый мир, ему открываются утраченные секреты и шаткое равновесие между порядком и хаосом рискует рухнуть.

В соборе итальянского города Отранта древняя мозаика изображает библейского Ноя, Александра Македонского и короля Артура. В такой компании не может быть заурядных личностей.


АРХАИЗАЦИЯ.

«- Запряжные быки! Что за средневековый жаргон?


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.