Бродяг и героев собрал Авалон? — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Бродяг и героев собрал Авалон?

2020-12-07 92
Бродяг и героев собрал Авалон? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Он в дрёме туманной?

Иль всплесками в нём

Бьёт с отзвуком странным

Жизнь бурным ключом?

Р. Масленников.

Авалон (от валлийск. afal, «яблоко», Аваллах) в кельтской мифологии остров блаженных, потусторонний мир, чаще всего помещавшийся на далёких западных островах. Согласно разным вариантам сказаний, на острове находятся стеклянная башня или дворец, а также чудесные яблоки, дарящие бессмертие (или иллюзию бессмертия). Считалось, что на островах остановлено само Время. Позднейшие монастырские легенды XII века н.э. утверждали, что на остров Авалон после сражения при Камелоте фея Моргана перенесла смертельно раненого короля Артура. Но рядом с Гластоньерским монастырём в Англии, близ границы с Уэльсом была обнаружена могила якобы легендарного монарха. И ныне с Авалоном в английском графстве Соммерсет отождествляют холм, вокруг которого некогда простиралось болото. Похоже, искать следы мифического Авалона в нашей реальности – занятие интересное, но тщетное. Это место заколдовано или, если угодно, защищено силовыми полями от обречённых на неудачу исследователей.

Люди стали горделиво считать себя сыновьями и дочерями Адама и Евы, не оставляя миру фэйри и магии достойного места в своём существовании. Эта мысль проходит через сериал М. Брэдли «Туманы Авалона»(«Владычица магии», «Верховная королева», «Король Олень» и «Пленник дуба»).

Поэтому уже одним своим присутствием смертные начали докучать эльфам и, которые сохранили чем-то дорогое им название и поименовали Авалоном крохотный остров посреди Атлантического океана.

Там те, кто считали себя истинными эльфами, начали жить в самоизоляции, наглухо экранировав свой островок. Но однажды печально известный лайнер «Титаник» сослепу врезался прямёхонько в их скрытое обиталище (А. Азимов«Небывальщина»).

Некоторые детали преданий, в частности то, что Авалон называли как чудесными островами», так и «Великой землей», «Землей жизни и женщин», позволяют считать, что это место может находиться именно на западе от Европы в океанском просторе. А отсюда следует, что возможно, легенды говорят об Атлантиде, где с помощью развитой техники атлантов было остановлено время. Очевидно, что без глобального катаклизма такой «эксперимент» вряд ли бы обошёлся. Прекрасный фантастический сюжет: Атлантида смещается из «нашего» пространства, скажем, до той поры, пока оставшаяся земная цивилизация не погубит сама себя! И ещё: представление об Авалоне как райском яблоневом уголке в трактовке средневековых французских поэтов переросло в образ подобный библейскому городу-Раю. В поэмео Вильгельме Курносом сказано, что Авалон –богатейший город со стенами, сложенными из какого-то особого камня. Двери из слоновой кости, жилища щедро разукрашенные изумрудами, топазами, гиацинтами и другими драгоценными камнями, венчают крыши из золота. В Авалоне процветала волшебная медицина, излечивающая самые ужасные болезни и раны. Местным жителям не остаётся ничего другого, как проводить время в вечном празднике, не ведая забот и горестей…

Одинаково звучащие топонимические названия ещё ни о чём в плане сходства мест не говорят. В повести Р. Желязны «Ружья Авалона» некто по имени Ганелон вспоминает: «Да, я помню Авалон. Помню его серебряные башни, отбрасывающие длинные тени, и прохладные воды, в которых звезды сверкали по ночам, как костры. Я помню траву и деревья, вечно зеленые, словно весной. Молодость, любовь, красота... Все это я познал в Авалоне. Гордые иноходцы, благородный металл, мягкие губы, темный эль. Честь...»

Однако Ганелон почему-то предпочёл для себя другую долю и неспокойную судьбу, став предводителем разбойников. Стало быть, ни о какой «земле блаженных» в данном случае нет и речи.

Подлинный же Авалон по-прежнему полон своей жизнью, и человек в тех краях стал очень редким гостем (П. Андерсон «Три сердца, три льва»). Здесь, во всяком случае, о реальности феи Морганы знает каждый.

Из разговора двух соискателей на должность придворного мага королевства Перадор стало известно, что именно в Авалоне колдуны и волшебники поделили между собой территорию остального мира, чтобы свести к минимуму вмешательство в дела друг друга (Дж. Пристли «31 июня»).

Древнее и манящее название Авалон популярно среди властителей и толстосумов. Его носит роскошный дворец на Земле (Б. Шоу «Действительный член клуба») и столица Империи, основанной авантюристами в системе звезды Альцион (Д. Билёнкин «Силасильных»).

Планета с гордым названием Авалон – родина рыцарей-идеалистов фагов (С. Лукьяненко «Танцы на снегу»). Даже столица там называется Камелот, не говоря уже о других городах, названия которых созвучны, например, с именем рыцаря Ланцелота.

А в альтернативной земной действительности лорд Балтимор, основав на североамериканском континенте Новую Шотландию, нарекает её затем, конечно же, Авалоном (Дж. Чалкер «Оркестр с «Титаника»).

АВАРИИ.

Аварии – крайне неприятные и зачастую трагические экстремальные ситуации, связанные с поломками, взрывами, крушениями различных технических устройств. Слово это происходит от итальянского существительного avaria, означающего повреждение, ущерб, а также в переносном смысле – неудачу вообще.

I. АВАРИИ В КОСМОСЕ

 

«Корабельный компьютер вышел из дремотного состояния и начал бормотать: «Авария, авария, авария…»

Р. Шекли «Выбор».

Набираясь читательского опыта в области авантюрной космической фантастики, можно составить для себя небольшую классификацию мер, направленных как на профилактику аварий в космосе, так и на ликвидацию их последствий, коль скоро экипаж космического транспорта попал в затруднительное положение.

1. Новое – это хорошо забытое старое. В данном случае самое старое и безотказное средство против бед вне Земли – это появление на борту космолёта подростка-мечтателя, тайком пробравшегося в грузовой отсек перед самым стартом. Расчёт малолетнего авантюриста строится на том, что из-за его шалости никто не станет менять корабельный курс, особенно выбравшись за орбиту Плутона. Вспомним одну из сцен на космодроме в Мире Гуманного воображения: «Несколько мальчишек с томиками Шекспира, воровато озираясь, подкрадывались к дюзам ближайшего астроплана. Толпа их не замечала» (А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»).

Обобщение подобных случаев произошло раньше – в пародийном мини-романе В. Савченко «Путешествие на Уран и обратно» (1957). Безаварийность или безопасность полётов обеспечена, ведь гуманная авторская позиция чаще строится на недопустимости страданий, а тем более, - гибели ребёнка. С тех давних пор, как появились некоторые известные произведения Г Адамова, Г. Гребнева и Н. Трублиани об отважных и находчивых пионерах, затесавшихся в экипажи подводных лодок, был перейден и рубеж космический (В. Владко «Аргонавты Вселенной»). Критики как будто уже «отстреляли» всех корабельных «зайцев», но мера эта, не исключено, временная…

2. Будучи не в силах спастись самостоятельно, герои должны суметь хотя бы подать сигналы бедствия. В ближнем космосе сделать это несравнимо проще, но в самое неподходящее время технические средства связи могут подвести. Что же тогда говорить о возможности выкарабкаться из аварии в чужой звёздной системе!

Не приходится рассчитывать на эффективность отчаянных наскальных надписей, свидетельствующих об аварийной посадке персонажа. Адресат, если и появится в данном месте, то очень не скоро. А на планетах пригодных для жизни и в районах с относительно оживлённым движением космического транспорта, лучшим руководством к действиям будет книга Д. Дефо о хозяйственном Робинзоне Крузо.

В рассказе М. Пухова «Ахиллесова пята» чужой сигнал SOS, посланный инопланетянами, вообще расшифровывали целый год. Какие уж тут оперативные действия!

Во время аварии в открытом космосе один из персонажей принял решение сформировать вокруг астероида искусственное «тёмноё облако» с неподражаемым спектром отражения. Идея, превратить малую планету в аномальную комету может быть, и неплохая, но где взять подходящий материал? Внутри планетолёта оказался запас не только воды, но и… чернил! (Д. Билёнкин «Звёздный аквариум»). Впрочем, в истории фантастики была дивная пора, когда в звездолёты в предвкушении контактов с инопланетянами тоннами грузили книги, альбомы и атласы. Персонажи вели рукописные дневники и фиксировали научные труды, выводя знаки на бумаге. А, когда популярными в быту стали более компактные слайды, то один из фантастических персонажей ухитрился спроецировать фотографию своих родителей на светлую туманность. Этот сигнал непросто понять однозначно.

Подведём черту под вопросом о целесообразности появления любых условно посторонних предметов на борту космического корабля. Здесь следует отметить особую роль игральных шариков, с помощью которых экипаж одного звездолёта не только коротал долгие часы бездействия в гиперпространстве, но и нашёл путь к собственному спасению (С. Дилени«Вавилон-17»). Памятен и случай с длинным толстым гвоздём, что оказался в кармане у юнца; в конечном итоге прозаический предмет спас от гуманитарной катастрофы остатки внеземной цивилизации («Отроки во Вселенной»)

3. Сравнительно просто ликвидируются последствия аварий с помощью случайно оказавшихся рядом «старших» братьев по разуму. Как-то раз один очень толковый, но апатичный рептилоид, преодолев полудремотное душевное и физическое состояние, помог землянину собрать по кусочкам его космический корабль, вдребезги разбившийся при посадке. Нет, разумный продукт эволюции ящеров не подавал горемыке сварочные электроды и не разбирался в хитросплетениях электронных схем. Инопланетянин раскрыл в человеке истинные потенциальные возможности сверхчеловека. И всё что должно было сгореть в атмосфере, удалось тут же восстановить, а затем фрагменты и осколки как-то сами собой склеились. К сожалению, сверхчеловеческих способностей обоих персонажей почему-то не хватило, чтобы без обиняков отправить пришельца с Земли домой с помощью телепортации (Ю. Никитин «Бесконечнаядорога»).

Если же на пути потерпевших бедствие звездоплавателей встречается очень отзывчивая Сверхцивилизация, либо не менее альтруистская ноосфера, тогда авария оборачивается подобием неожиданного выигрыша в лотерею. Правда, не всегда этот выигрыш даёт предполагаемый положительный результат. Порой «старшие» братья по разуму воскресят погибших, но отчего-то из антиматерии (К. Фиалковский «Бессмертныйс Веги»; В. Михайлов «Тогда придите и рассудим»). А иногда не учитываются некоторые отрицательные черты характеров людей и те, заполучая всё желаемое на «планете невидимых фей», вступают в смертельную схватку друг с другом (Г. Гуревич «Только обгон»).

Что касается «младших» братьев по разуму, то одного дружелюбия с их стороны по отношению к пришельцам маловато. В рассказе Р. Шекли «Ритуал» они готовы, сутками пританцовывая, произносить спасительные заклинания. Но это практически всё, на что аборигены оказались способны. Чтобы получить от таких чудаков действенную помощь, пришлось бы терпеливо и не один десяток лет ждать, пока они переймут необходимые технические навыки «у свалившихся с небес» чужаков (Л. Нивен. Дж. Пурнелл «Летающие колдуны»).

4. Пока поломавшийся и морально устаревший звездолёт едва тащится, с трудом сохраняя субсветовую скорость и заданное направление, грядущие поколения в рамках основного пути развития цивилизации становятся богоподобными по своим научно-техническим возможностям. При правильном воспитании правнуки обязательно помогут своим прадедам, бедствующим в межзвёздных глубинах. Для могущественных потомков это так же просто, как для современных юнцов нетрудно перевести старичков через дорогу с оживлённым движением автотранспорта. Именно о таком событии повествуется в байке командира звездного корабля «Тариель», когда на его борту произошёл взрыв обогатителя (А. и Б. Стругацкие «Полдень. XXII век»).

II. КОПНЁМ ГЛУБЖЕ!

В истории земного человечества сменилось несколько общественных формаций. На ранних исторических стадиях ломались только не столь уж многочисленные колесницы и парусники, простейшие катапульты, лебёдки и прялки. Всё это малозначительные события для человечества в целом. Но далее возник некий парадокс: люди, пытаясь упростить себе жизнь за счёт использования всё более сложных и всё более широко распространяемых в быту, на производстве и на транспорте устройств, с трудом начали справляться с техникой из-за непрекращающегося потока сбоев и аварий. Действительно, чем сложнее аппарат, тем больше вероятность его поломки, тем больше ущерб из-за нёё может быть причинён. Раньше костёр в пещере первобытного человека был автономен, яркость свечей в средние века зависела только от расторопности слуг, а колодцы, если не были отравлены, работали почти бесперебойно. Теперь, если вечером в доме отключили электроэнергию, отменяются работа лифта и освещения, холодильника и стиральной машины, телевизора и компьютера.

Пожалуй, не будем опускаться до таких бесспорно важных, но скучных фактов, как финансовый дефицит, моральный и физический износ техники и оборудования, общая неустроенность жизни. Всё это, в конечном счёте, имеет экономическую и политическую основу, и соответствующие вопросы мы, вероятно, попытаемся затронуть в других статьях. Обратимся непосредственно к фантастике.

Ж. Верн, воспевая технический прогресс, не забывал и о такой его сопутствующей чёрточке, как аварии. Одной из них завершилось действо в его первом же романе «Пятьнедель на воздушном шаре». А в дальнейшем творчестве этого автора, нашпиговавшего свои произведения различными техническими новинками, можно найти, например, описание поломки дизельного двигателя, сопровождающейся «зловещим шумом», неслыханным многими современниками писателя («Матиас Шандор»).

Но что значит лёгкий испуг на первом морском дизельном электроходе по сравнению со смятением в умах людей, возникшем из-за аварии на АЭС? Этой до боли знакомой нам теме посвятил свой роман «Нервы» Л. Дель Рей спустя каких-нибудь полвека по прошествии эпохи Ж. Верна.

К счастью, столь крупные технические катастрофы как в Чернобыле пока относятся к единичным случаям. Фантасты подметили и интерполировали количественный рост скверных происшествий более мелкого масштаба. Закон Мэрфи гласит: «Всё что может сломаться – ломается». Однако тщетно искать за этим постулатом злокозненные следы природы или, того пуще, «врагов внешних и внутренних». Поскольку и техника, и общество имеют некие рычаги управления, то многие негативные тенденции находят объяснение в нездоровье социально-общественной сферы.

В рассказе Р. Крэйна «Пурпурные поля» люди старше тридцати лет теряют право на труд. Так молодёжь, захватившая политическую власть, «мстит» старшим поколениям за конформизм, едва не столкнувший мир к войне, в которой не могло быть никаких победителей. Один из результатов такой возрастной дискриминации – участившиеся до предела транспортные аварии. Сказывается то ли недостаток опыта, то ли слишком живой темперамент молодых. Впрочем, одно другого не исключает.

Общество, где аварии становятся чем-то обыденным – больное общество. В романе Р. Шекли «Координаты чудес» один из обитателей доводимого до абсурдного состояния мира с гордостью расхваливает знаменитую платную нью-йоркскую дорогу, по которой «ещё никто не проехал от начала до конца без аварии».

Забавляясь от скуки чувством опасности, риском пострадать, марсиане устраивали заранее организованные аварии автотранспорта, хаотично и непредсказуемо движущегося «по муравьиной системе» (С. Жемайтис «Багряная планета»).

И ещё - цитата из романа «Час Быка» И. Ефремова: «Люди окружали пострадавших и молча стояли, наблюдая с жадным любопытством, как одетые в жёлтое, очевидно врачи и спасатели, помогали раненым. Толпа увеличивалась, со всех сторон сбегались новые зрители с одинаково жадным, звериным любопытством на лицах. То, что люди бежали недля помощи, а только посмотреть, больше всегоудивляло землян».

Где ж тот славный доктор, что избавит общество от всевозможных аварий или хотя бы сведёт их к минимуму? Фантасты пытались ответить на этот вопрос, но без серьёзных социальных анализов их предложения несостоятельны.

Персонаж повести В. Журавлёвой «Некий Морган Робертсон» вывел формулу для предсказания морских катастроф, за что поплатился жизнью, поскольку страховые компании, почувствовав скорое разорение, решили избавиться от такого «провидца». Столкнулись интересы разных групп общества, и победу одержала та из них, что нашла у противника наиболее слабое место. Почему-то крайне пассивно повели себя не менее влиятельные судоходные компании, в чьих интересах поработал исследователь.

Герои повести В. Савченко «Встречники», научившись властвовать над временем, начали «аннулировать» трагические исходы некоторых аварийных ситуаций в прошлом. Какова же должна быть «в идеале» численность работников такой службы спасения? И не превратится ли она со временем, пусть даже невольно, в подобие той преступной организации, что придумал А. Азимов в романе «Конец вечности»?

В одном из рассказов Д. Билёнкина «Ученик чародеев» для экстренного выхода из кризисных ситуаций создан особый штат одарённых интеллектуально людей, на быстрые и безошибочные решения которых и возлагаются все надежды и чаяния. Значит, всегда есть «крайний», который обязан по долгу службы отвечать за чьё-то головотяпство и халатность? А кого в жизни встречается больше: гениев или их антиподов? То-то и оно, что даже средний человек склонен совершать досадные промахи. А некомпетентность и непрофессионализм, помноженные на власть, способны подвести к гибельному обрыву целую цивилизацию.

Выше перечислены либо слишком частные, либо чересчур громоздкие, либо ненадёжные варианты решения проблемы, абсолютно не связанные с продуманным совершенствованием отношений в социально-общественном механизме. Остаётся только надеяться на самоизлечение «организма» от социального безумия и дать предупреждение общего характера, суть которого изложена в рассказе «СУС» И. Варшавским: «Ни современные средства автоматики, ни наличие предупредительной сигнализации, ни автоблокировка не могут гарантировать эксплуатацию любой машины, попавшей в руки дурака».

АВАТАРА.

«Он весь блещет, как жар-птица,

Из ноздрей клубится пар,

То ли атман, то ли брахман,

То ли полный аватар...»

группа «Аквариум»: «Инцидент в Настасьино».

Не очень-то бережно порой мы относимся к древнему наследию народов Земли. Санскритскому слову «аватара» в этом смысле тоже не повезло. Буквальный его перевод означает «нисходить» и подразумевает нисхождение Бога в более низкие сферы бытия с определённой целью. Заведомо искажённая трактовка этого слова, подчиняющаяся христианским канонам, уводит от истины, ибо аватары в индуизме являются вечными формами или ипостасями богов, которые нисходят в материальный мир, сохраняя свою всецело духовную природу. «Аватара» в переводе с санскрита означает «божественная инкарнация». Через неё происходит нисхождение в наш мир бога или какого-либо другого возвышенного существа, воплощённого в теле обыкновенного смертного с целью спасения мира, ради восстановления закона и добродетели. Существуют два вида аватаров: родившиеся от женщины или же лишенные родителей. Кришна, например, был одним из десяти нисхождений Вишну.

Вместе с тем, между аватарой и инкарнацией в широком смысле этого слова существует определённая разница. Череда реинкарнаций (переселения душ) может длиться сколь угодно долго. Аватара – фиксированное состояние доступное только божествам.

В прямом своём значении рассматриваемый термин в научной фантастике, очевидно, не слишком широко востребован, если с рядом оговорок не считать такой попыткой роман Р. Желязны «Бог Света». В романе В. Суханова «Аватара» дело ограничивается бледными сравнениями человека и божественного воплощения: инициативный одиночка пытается уподобиться мессии и спасти весь мир. Похоже, автор смешивает в одну кучу божество и Сына Божьего.

В. 1978 году вышел в свет роман П. Андерсона «Аватара» о начале освоения Юпитера с помощью телепатического управления искусственно созданного организма, приспособленного к местным условиям. Сходная идея была и у К. Саймака («Город»). Похоже, создатели известного фильма «Аватар» сделали компиляцию из этих произведений. А неправильный вариант написания слова в мужском роде: «аватар» – буквально атаковал нормативную русскую речь после выхода в прокат детища Джеймса Кэмерона. Во всех отечественных словарях и энциклопедиях слово «аватара» имеет исключительно женский род. Можно понять и принять неправильное его произношение лишь в простонародной речи, да ещё передаваемое с оттенком иронии, как это имеет место в эпиграфе статьи.

«Аватары» (англ. Avatars) — так называется серия романов, посвящённая падению целой плеяды богов с «небес» на землю. Боги Баал, Бэйн и Миркул прогневали демиурга Эо, похитив Скрижали Судьбы, и поэтому они были вынуждены принять форму смертных, и многие из них погибли, а смертные люди заняли их место. Изначально в данную серию входила трилогия, выпущенная в 1989 году под коллективным псевдонимом Ричард Авлинсон. Он скрыл настоящие имена сразу двух авторов. Это Скотт Чинчин и Трой Деннинг. Затем у них нашлись последователи, продолжившие цикл ещё в двух книгах. Итак, пенталогия выглядит так:

1. Скотт Чинчин — Долина Теней (Shadowdale)

2. Скотт Чинчин — Тантрас (Tantras)

3. Трой Деннинг — Ватердип (Waterdeep)

4. Джеймс Лаудер — Принц Лжи (Prince of Lies, 1993)

5. Трой Деннинг — Испытание Сайрика Безумного (Crucible: the Trial of Cyric the Mad, 1998)

Неожиданно древнейшее слово стало популярным среди тех, кто любит проводить время за компьютером, В Интернете «аватарками» стали называть оригинальные миниатюрные картинки, ставшие чем-то вроде персональных визуальных визитных карточек. Ну, а если вместо картинки есть возможность выбирать для себя виртуальный образ? Да ёщё существовать в таком виде в виртуальном мире!

В рассказе А. Столярова «Мелодия мотылька» и в его же повести «Мир иной» в виртуальной реальности проходит львиная доля «активного» отдыха обычных землян. Их поведение соответствует некоторому набору особенностей и тому наперёд заданному, запрограммированному образу – аватаре, стереотип которого характерен для данной конкретной исторической эпохи, моделируемой в виртуальности. Другими словами, в виртуальной реальности каждый волен скрывать свою сущность под виртуальной маской, будь то мушкетёр или гном или кто-то ещё вплоть до самого себя. Фантаст сохранил правильное написание рассматриваемого слова: «Зенна уже не в яркой туристической аватаре, а в обычной, которая, как он с радостью видит, не слишком от неё отличается»

Корни этой идеи залегают не только в древнем веровании, но и прослеживаются в более ранних фантастических произведениях, как например, рассказ И. Варшавского «Индекс Е-81». Дряхлому миллиардеру хочется прожить вторую жизнь, «вселившись» в тело молодого человека. Сам И. Варшавский сослался на творчество С. Лема. Наиболее близкое к аватаре понятие, но не тождественное ему – это фантомасы из рассказа Р. Вагнера «Дух Коммуны» (смотри статью ВСЕЛЕННАЯ).

Возможность существования в чужом либо в искусственном теле отличает и ряд других персонажей не только в литературе, но и в кинематографии («Суррогаты»; «Геймер»).

Наша родная планета, может стать местом аварии для инопланетян. Их космические транспортные средства гибнут (А. Казанцев «Взрыв»), ломаются основательно или слегка (Д. Биленкин «Чёрный великан», «Сломался эскудер»). Потерпевшие крушение пришельцы на Землю порой вынуждены скрываться от местных властей. Одни из них прячутся в глуши, в избе крестьянина-бобыля (А. Якубовский «Друг»), другие предпочитают ярмарочную суету (К. Леурье «Фургон»). Наиболее везучими оказываются те из инопланетян, местом для аварии которым уготованы окрестности города Великий Гусляр. Там в достатке встречаются умельцы и альтруисты (К. Булычёв «Связи личногохарактера», «О любви к бессловесным тварям»). Это обстоятельство делает шансы потерпевших аварию на возвращение домой или на продолжение полёта практически стопроцентными.

АВГУСТ.

«–Завтра произойдёт что-то ужасное.

– Ничего не может произойти, у нас всё в порядке».

Р. Брэдбери «Марсианские хроники. Август 1999. Летняя ночь».

Август – восьмой месяц Григорианского календаря, названный так в честь одного из древнеримских правителей. Император Октавиан Август и не предполагал, что после переименования в его честь месяца секстилия старого римского календаря многие из людей многие невольно будут поминать «августейшую особу» недобрыми словами. Извержение Везувия, атомная бомбардировка японских городов и целый букет бед и в постсоветской России – всё это свалилось в разные исторические эпохи, но «в один прекрасный» августовский день… Не зря именно этот месяц считается средоточием несчастий, что обусловлено большим количеством катастроф и кризисов.

Для некоторых фантастических персонажей завершение лета тоже становится периодом глубоких потрясений. В романе В. Войновича «Москва 2042» говорится о так называемой «августовской революции», субъективной причиной которой стал «заговор рассерженных генералов КГБ», а результатом – построение коммунизма в «одном отдельно взятом» городе в течение всего лишь одного года.

Гибель марсианской цивилизации как прямое следствие нашествия землян тоже началось в августе, правда, по земному календарю.

Тщетно искать в рассказе А. Кубатиева «Снежный Август» описание аномально холодного лета где-нибудь в средних широтах северного полушария Земли. В данном случае Август – имя собственное главного персонажа рассказа, самостоятельно пустившегося на поиски снежного человека в горах, и натерпевшегося при этом напастей.

И всё-таки подтверждением скверной репутации последнего летнего месяца служит раздражённый риторический вопрос самого известного персонажа С. Лема: «Неужто конца не будет этому августу». Находясь в космосе, он отчаялся увидеть завершение означенного месяца по календарю («Звёздные дневники Ийона Тихого»).

 

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев» (СССР, 1956).Первый слева – Август. Налицо возрастной скачок по сравнению с Июнем и Июлем. Не в этом ли кроется причина всех бедственных аномалий?

АВИАБОЛ.

Авиабол – игра огромным мячом в воздушном пространстве с применением маневренных летательных аппаратов. Впервые упомянут в поэме В. Маяковского «Летающий пролетарий» (1925):

«…Если свободны – часа на пол

запархивайте на авиабол!»

Автор предоставил читателям самим строить догадки по поводу технического оснащения авиаболистов. То ли это миниатюрные конструкции – предвестники нынешних флайеров, то ли это индивидуальные крылья, как оно представлено создателями советского мультфильма «Летающий пролетарий» в 1962 году. В первом случае логично предположить, что сама игра в авиабол не обходится без огромной сетки или подвешенных корзин и больше всего напоминает волейбол или баскетбол. В одном из номеров журнала «Техника – молодёжи» художник-карикатурист изобразил маленькие вертолёты с механическими руками, чтобы ими можно было не только наносить удары по мячу, но и играть в пас и…фолить!. Если же принять романтическую версию (с парой крыльев у каждого игрока), то игра может обрести и черты экстремального футбола. Во всяком случае, мелькнувшая в означенном выше мультфильме афиша недвусмысленно приглашает на авиабольный матч московских команд «Спартак» – «Динамо»… Авиабол именно в этой «крылатой» версии возможен в романе М. Чепуриной «СССМ», где налажено массовое производство махолётов – удачного изобретения одного советского умельца.

Рассматриваемый вид спорта становится популярным и зрелищным в рассказе К. Симоняна «Марсианский язык».

АВИАЦИЯ (смотри статью АЭРОНАВТИКА И АВИАЦИЯ).

АВИОДЫ – разумные инопланетные расы, которые ведут свой эволюционный биологический путь от класса птиц (см. ПТИЦЫ И АВИОДЫ).

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ.

К Австралии неслучайно приклеился ярлычок: «чердак планеты». Здесь до наших дней, как пыльный хлам, спрятанный под крышей старого дома, сохранился уголок реликтовой природы. Местная обширная пустыня почти не изменилась с поры ранней земной атмосферы из тяжёлых газов. Жизнь, изолированная на территории континента 50 миллионов лет назад, не законсервировалась, но развивалась своим особым путём. Здесь уникальная фауна (целая гамма сумчатых животных), не умеющие плавать крокодилы (вымерли сравнительно недавно) или, например, есть цветы, опыляемые…кенгуру!

На материке и прилегающим к нему тихоокеанским островам в данной части Земли находится удивительное место приложения сил не только для биологов, но и для антропологов. В романе «Лезвие Бритвы» И. Ефремов утверждал, что отставание социально-общественного развития аборигенов рассматриваемого региона объясняется необычайной живучестью первобытных архаических традиций. С другой стороны, в повести А. Кларка «Лунная пыль» астронавт гордится своим предком – австралийским аборигеном, способным вместе со своими собратьями выживать в местных природных условиях, полагаясь лишь на свои силы и навыки, доставшиеся в наследство от первобытного человека.

В романе С. Ланье«Путешествие Иеро» есть ссылка на австралийских аборигенов, якобы знавших секрет дальновидения и в лужах наблюдавших события вне зоны видимости обычного человека.

Череду былей и небылиц об Австралии и Океании следовало бы начать, взяв их из реальной жизни – из мифов коренного населения. Часть из них собрана в книге Р. Смита «Мифы и легенды австралийских аборигенов».

Что касается данной энциклопедии, то в отдельных её главах прослеживаются именно австралийские мифологические корни фантастики (БУМЕРАНГИ; ЧЕРЕПАХИ).

У тех, кто впервые по-настоящему близко соприкасается с рассматриваемым регионом в реальности, может возникнуть чувство перемещения в альтернативный мир. Конечно, большие расстояния между Австралией и, скажем, Россией сейчас не помеха. Даже роман Н. Шюта «На последнем берегу» о последнем уголке нашей планеты, якобы случайно уцелевшем после ядерной войны между странами северного полушария, кажется сейчас почти таким же наивным, как давняя фантазия Ф. Рабле о расположенном где-то в здешних тёплых широтах Тихого Океана счастливом острове («Гаргантюа и Пантагрюэль»). Тем более, что радиоактивное облаков финале произведения Шюта неумолимо накрывает последний оплот цивилизации.

«Зелёный континент» неоднократно привлекал внимание фантастов в плане его переустройства. В романе О. Ганштейна «Электрополис» немецкий промышленник купил гору Руссель в Австралии, открыл в ней месторождение урановой смолки, начал добывать из неё радий с целью продажи, а на вырученные деньги приступил к строительству Электрополиса, города техники и электричества. Плодом коллективного творчества стало «архитектурное переустройство» Австралийского континента в романе Г. Гуревича «Ордер на молодость».

Далеко не все фантазии об Австралии и Океании были окрашены в столь розовые цвета.

В рассказе «Паутина» Дж. Уиндем поведал, как паучки, наделённые способностью к коллективным защитным действиям, изгнали людей с острова Танакуатуа. Досталось «на орехи» и искателям приключений, прибывшим на остров Пасхи. Вожделённых сокровищ они там не нашли. Вместо этого они разгневали последнего из жрецов бога Инти. В результате наступило губительное искусственное вулканическое извержение (А. Арманди «Тайны острова Пасхи»,1925).

Но это не самый мощный региональный природный катаклизм. А. Шалимов в повести «Тайна атолла Муаи» (другое название «Тихоокеанский кратер», 1965) изложил гипотезу о том, что всё дно Тихого океана представляет собой один большой кратер, в основании которого находится масса алмазов. Из этого кратера когда-то изверглась Луна. Но это произошло миллиарды лет назад. А современность открывает такие места, которые даже аборигены предпочитают сторониться. Это островок, где вся живность развивалась на основе правозакрученных ДНК. И потому местная живность несовместима с метаболизмом нормального человека с левозакрученным набором ДНК (М. Владимиров «Остров Пуа-Ту-Тахи», 1966).

Неизвестно, что проще: бороться со стихиями или же с пороками человеческой натуры. Персонажи повести Л. и Е. Лукиных «Миссионеры» не захотели смириться с тем, что аборигены Океании оказались аутсайдерами в историческом процессе развития земных цивилизации. Научив их строить дельтапланы и боевые ракеты на спиртовом топливе, доброжелатели «уравняли» своих подопечных с пришельцами из Европы в одном из альтернативных миров. Но, похоже, теперь грядёт боевой поход к странам Старого Света… А в романе Р. Шекли «Хождение Джоэниса» речь идёт о слиянии обрывков культур, сохранившихся после ядерного конфликта, когда ужасно пострадало всё земное человечество. Причём повествование построено в виде сказаний народов Океании тридцать первого века об уже далёком прошлом двадцатом столетии.

 

Австралия получила своё географическое название не сразу, а что касается Океании, то этот топоним оказался популярным в фантастике. Безотносительно своего подлинного местоположения он фигурирует в утопии Дж. Гаррингтона «Республика Океания» (1656). Зато в романе Дж. Оруэлла «1984» границы означенной территории очерчивают добрую треть земного шара. В тоталитарное государство объединились Северная и Южная Америка, Великобритания, Южная Африка, Австралия и собственно Океания. Кроме того, в фантастике можно обнаружить подобия земной Океании в других мирах (Е. Гуляковский «Долгий восход на Энне»; Т. Грай «Тахиона»).

АВТОМАТЫ.

Автоматы (от греческого «автоматус» – самодействующий) – устройства, выполняющие по заданной программе и без непосредственного участия человека все операции в процессах получения, преобразования, передачи и распределения (использования) энергии, материалов или информации.

Программа задаётся автомату либо самой его конструкцией (часы) либо извне - посредством носителя алгоритма (станок с числовым программным управлением) или же м


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.