Семинар № 9. Свобода совести (интерактивная форма проведения занятия) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семинар № 9. Свобода совести (интерактивная форма проведения занятия)

2020-12-06 85
Семинар № 9. Свобода совести (интерактивная форма проведения занятия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Форма проведения занятия - открытая дискуссия.

2. Цель занятия: побудить студентов к самостоятельному изучению базовых положений религиоведения, творчески осмыслить их и выработать собственную точку зрения на религию как явление культуры, аргументированно представить ее и отстаивать в публичной дискуссии.

3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия формулирует вопросы для обсуждения и поясняет порядок проведения дискуссии; б) студенты в процессе подготовки к занятию находят ответы на поставленные вопросы, вырабатывают собственную позиции и систему аргументации; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.

4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.

5. Оценка результатов работы осуществляется по балльной системе.

6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.

7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя список вопросов и учебной литературы.

Вопросы для обсуждения:

1. Место религии в современном мире.

2. Религия и свободомыслие.

3. Веротерпимость и свобода совести.

4. Правовой статус религии в светском государстве.

5. Возможно ли сегодня религиозное государство.

6. Религиозная ситуация в современной России.

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. Религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998.*

2. Даниелян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. М., 2007.

3. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1997.

4. Религии мира. М., 1995.

5. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1985.

6. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

7. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.*

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях и семинарских занятий происходит знакомство с исторически сложившимися формами религиозности, углубляются и закрепляются знания студентов по ключевым темам курса, развиваются навыки самостоятельного анализа конкретных религиозных явлений. Самостоятельная работа студентов организуется в ходе подготовки к семинарским занятиям и является необходимой составной частью из проведения

В ходе изучения вводной части курса (тема 1) студент должен, прежде всего, сосредоточить свое внимание на понимании специфики религиозных феноменов и усвоении основных методов их анализа, выработанных в европейском религиоведении. Важнейшим условием успешного освоения курса является формирование самостоятельного умения применять излагаемые в данном разделе теоретические знания к анализу конкретных религиозных явлений.

Изучение раздела 1 «НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» (тема 2) предполагает знакомство студентов с религиозной культурой древности и современными национальными религиями. В рамках данного курса основное внимание сосредоточено на древних языческих религиях, внесших наибольший вклад в формирование религиозного европейского сознания (Египет, Греция, Рим), современных национальных религиях, имеющих значительное число сторонников в современном мире (индуизм, конфуцианство, даосизм), а также на первой монотеистической религии Древнего Израиля и современном иудаизме. Особо следует обратить внимание на культурообразующую роль религиозных верований и традиций в формировании многообразия укладов народов и наций.

Раздел 2 «МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ» (темы 3-8) является базовым в формировании религиоведческой компетентности будущих юристов. Важнейшее значение уделяется ознакомлению студентов с историческими фактами формирования и распространения мировых религий, усвоению специфики вероучительных доктрин, культовой практики, религиозной этики и организации. Студент должен понимать и аргументированно характеризовать общие и сущностные различия трех универсальных картин мира и образа жизни, конституируемых мировыми религиями. Буддизм – религия освобождения от желания жить. Христианство – религия спасения от власти греха, дьявола и смерти. Ислам – религия покорности единому Богу. Необходимо различать не только мировые религии между собой, но видеть и понимать различия внутри них: в буддизме надо знать различия между школами хинаяны (тхеравады), махаяны и ваджраяны; в христианстве необходимо знать специфику Восточного христианства (православия) и Западного (католицизма, протестантизма). В исламе требуется проводить различие между суннитами и шиитами. Основное внимание сосредоточивается на культурной, исторической и вероучительной специфике Восточного христианства и Русского православия как культурообразующей религии современной России.

Раздел 4 «СВОБОДА СОВЕСТИ» (тема 9) содержит знания, определяющие религиоведческую компетентность будущего юриста. Главное внимание уделяется правовому определению современной религиозной ситуации в мире, анализируются основные тенденции и подходы к правовому решению религиозных вопросов.

Главной формой самостоятельной работы является подготовка конспекта ответов на вопросы семинарского задания, для успешного выполнения которого студент должен изучить источники из списка рекомендованной литературы для семинарского занятия. Ведение конспекта ответов на вопросы является важнейшим условием успешного овладения учебным материалом по программе курса. В ходе подготовки к семинарским занятиям студент должен выработать навык определения специфики того или иного религиозного явления, используя знания базовых элементов и структуры воспроизводства религиозного опыта. Таковыми элементами являются вероучение, культ, религиозная этика и организация. Необходимо тренировать свое мышление, ставя и решая задачи сравнительного анализа различных религий, религиозных направлений, по четырем базовым элементам. Основное внимание в изучении религиозных явлений в рамках данного курса уделяется мировым религиям. Студент должен знать историю мировых религий, ясно понимать религиозный смысл личности основателей, проводить сравнительный анализ основных мировоззренческих положений, содержащихся в их вероучениях. Таковыми положениями являются: учение о Боге, учение о мире, учение о происхождении зла, учение о человеке, учение о спасении, учение о конечной цели мира и человека.

Непроясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписывать в конспект и впоследствии прояснять их на семинарских занятиях и индивидуальных консультациях с преподавателем. Для углубленного изучения тех или иных вопросов учебного курса студент может подготовить реферат или доклад, впоследствии выступить с ним на семинаре или научном кружке.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Специфика религиозного мировоззрения.

2. Место и функции мифа в религиозном культе.

3. Веды и ведическое миросозерцание древних индусов.

4. Основные направления неоиндуизма.

5. Современная буддистская философия.

6. Структура и содержание Библии.

7. Христианская антропология.

8. Христианская эсхатология.

9. Христианское монашество: история возникновения и образ жизни.

10. Исихазм – аскетико-мистический опыт единения Бога и человека.

11. Ереси и еретические движения в христианстве.

12. Церковь и государство: политические доктрины взаимоотношений церковной и светской власти.

13. Основы социальной концепции русского православия.

14. История формирования папства в западном христианстве.

15. История монашеских орденов в католицизме.

16. Католическое социальное учение в ХХ веке.

17. История и решения Второго Ватиканского собора.

18. Структура и содержание Корана.

19. Место суфизма в исламе.

20. Мусульманское право.

21. Ислам на Северном Кавказе.

22. Что такое ваххабизм.

23. История формирования и развития представлений о свободе совести.

24. Свобода совести в истории России.

25. Христианские корни современного права.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.