Количество зачетных единиц и часов по формам обучения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Количество зачетных единиц и часов по формам обучения

2020-12-06 92
Количество зачетных единиц и часов по формам обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ростовский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения,

очной на базе среднего профессионального образования

(направление подготовки 030900.62 – «Юриспруденция»)

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Авторы:

Ивашко М.И., канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия

Трухан А.В., канд. философ. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия

 

Рецензенты:

Липовой С.П., канд. философ. наук, доцент, заведующий кафедрой истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета

Иванова М.В., канд. философ. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция».

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол №______ от ____________________2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия _______________________ 2013 г., протокол № 10.

 

© Ростовский филиал

Российской академии правосудия, 2013

© Ивашко М.И., Трухан А.В., 2013.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………….4

 

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………6

 

Тематический план………………………………………………………………..6

 

Программа курса (рабочая программа дисциплины)……………….7

 

Планы семинарских (практических) занятий…………………………10

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя…………………………………………………………………………………18

 

Примерная тематика рефератов……………………………………………20

 

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………………………………………………………………………….21

 

Литература…………………………………………………………………………..22

 

Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………24

 

 


ВВЕДЕНИЕ

«Религиоведение» – дисциплина по выбору гуманитарного, социального, экономического цикла по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция».

В курсе «Религиоведение» не только раскрываются теоретические положения, но и рассматривается совокупность фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом и настоящем - в экономической и политической сферах жизни общества, в истории науки, искусства, литературы, морали и т.д. Осваивая эту дисциплину, студент Академии приобретает навыки ведения мировоззренческого диалога, овладевает искусством понимания других людей, что важно для юриста. «Религиоведение» своими средствами способствует реализации свободы совести (формируя понятие свободы совести, давая информацию о правовых нормах по этому вопросу), становлению гражданских качеств личности, позволяет ориентироваться в определенных социально-политических процессах, выявляет общее и особенное в политике различных партий и общественных движений в религиозном вопросе.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); 

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Преподавание данной дисциплины в Академии является неотъемлемым элементом профессиональной подготовки студентов и предполагает решение следующих задач:

- способствовать широкой гуманитарной, общекультурной подготовке будущих юристов;

- сформировать у студентов основные мировоззренческие установки, взгляды и ориентации, избегая при этом односторонности и крайности;

- вооружить студентов философской методологией анализа религии как общественного явления, ее социальной ценности и роли в современном обществе;

- дать студентам глубокие и всесторонние знания происхождения и сущности религии, ее исторических форм;

- углубить понимание студентами содержания свободы совести как духовного явления и ее роли в жизни общества, научить их осуществлять социально-философский анализ религиозных явлений;

- дать студентам основные рекомендации по взаимодействию с представителями различных конфессий в процессе своей профессиональной деятельности.

В результате изучения курса «Религиоведения» студенты должны:

иметь представление:

- о своеобразии религии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

- об основных подходах к решению проблемы происхождения религии;

- об организационных формах религиозных конфессий;

- об основных этапах развития мировых и национальных религий, современных нетрадиционных культов;

- о формировании и развитии представлений о свободе совести;

знать:

- предмет религиоведения как науки, ее место в системе гуманитарного знания;

- элементы и структуру религии;

- основные функции и роль религии в обществе;

- основные факты, события, даты, имена основателей религий и религиозных деятелей, понятия и термины, используемые в религиоведении;

- основную литературу по курсу;

уметь:

- анализировать вопросы, связанные с влиянием религии на развитие современного общества;

- разбираться в особенностях основных религий, распространенных на территории Российской Федерации;

- применять полученные религиоведческие знания при изучении юридической теории и практики;

- работать с научной литературой, вести дискуссию по основным проблемам религиоведения.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБН ОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

(по учебному плану)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очной формы обучения

Раздел (тема) дисциплины

 

Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)

Лекции Семинары С/р
Введение 2 - 4
Тема 1. Религия как общественное явление (интерактивная форма проведения занятия). 2 - 4
      Раздел I. Национальные религии. 2 4 4
Тема 2. Религии Востока: индуизм, иудаизм. 2 4 4
      Раздел II. Мировые религии. 12 12 24
Тема 3.    Буддизм. 2 2 4
Тема 4. Истоки христианства. 2 2 4
Тема 5. Католицизм. 2 2 4
Тема 6 Протестантизм. 2 2 4
Тема 7. Православие. 2 2 4
Тема8. Ислам. 2 2 4
      Раздел III. Свобода совести. 2 2 4
Тема 9. Новые религиозные движения. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России (интерактивная форма проведения занятия). 2 2 4
ВСЕГО: 18 18 36

 

ПРОГРАММА КУРСА (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ)

Введение

Раздел II. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Тема 3. Буддизм.

Формирование и эволюция буддизма. Социально-этические предпосылки возникновения буддизма. Буддийская традиция о Сиддхартхе Гаутаме. Рождение Будды, его жизнь и проповедническая деятельность. Бодхисатвы. Буддизм и индуизм. Вероучение и культ буддизма. Четыре благородные истины. Учение о дхарме, сансаре, карме, нирване. Восьмеричный путь. Этика буддизма. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, тантризм, ламаизм. Дзэн-буддизм и чань-буддизм. Вероучительные тексты буддизма. Буддийская символика. Буддизм и право. Буддизм в России. Далай-лама и его религиозная и общественно-политическая деятельность.

Тема 5. Католицизм.

Социально-исторические условия становления католицизма. Основные этапы истории католицизма. Основные этапы истории католицизма. Расцвет католицизма в эпоху средневековья. Католические ордена. Особенности вероучения, культа, иерархии. Влияние католицизма на развитие западноевропейской культуры. Современный католицизм. Ватикан. Структура и организация Католической церкви. Социальная доктрина Католической церкви и ее правовые основы. Второй Ватиканский собор. Основные направления католической философии и теологии. Динамика отношений религии и науки, веры и звания в современную эпоху. Неотомизм. Католицизм в России.

Тема 6. Протестантизм.

Истоки протестантизма. Реформация и ее социокультурный смысл в контексте становления либеральной цивилизации. Основные расхождения с католицизмом. Основные направления в протестантизме: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Протестантские деноминации: меннониты, баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники и другие. Особенности их вероучения и культа. Тенденции в современном протестантизме. Проблема модернизации в современном протестантизме. Протестантизм в современных западноевропейских обществах. Экуменизм. Протестантизм в России. Социально-политические позиции протестантских церквей. Протестантская этика как основа жизни верующих.

Темя 7. Православие.

Социально-исторические условия формирования православных автокефальных церквей. Особенности православного вероучения, культа, организации. Русское православие. Принятие христианства Киевской Русью. Православие в истории нашего Отечества. Монашество. Святые. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество. Петр Первый и реформы Православной церкви (РПЦ). Синодальный период истории Русской православной церкви. Восстановление патриаршества. Русская церковь в XX веке. Эволюция современного православия. Русская религиозно-философская мысль. Основы социальной концепции Русской православной церкви. Проблема модернизации православия.

Тема 8. Ислам.

Формирование и эволюция ислама. Общественно-исторические условия возникновения ислама. Мухаммед и его проповедь. Вероучительные тексты ислама. Коран и Сунна. Вероучение и культ ислама: пять столпов ислама, праздники. Нравственные основы ислама, их влияние на быт, жизнь и деятельность мусульман. Мусульманское право. Шариат. Религиозно-политические течения (суннизм и шиизм) и секты. Концепция войны и мира в исламе. Фундаментализм и модернизм в современном исламе. Суфизм. Ваххабизм. Ислам в России.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема семинарского занятия Количество часов
1. Религия, ее сущность, структура и функции (интерактивная форма проведения занятия) 2
2. Современные национальные религии. 2
3. Буддизм. 2
4. История возникновения и распространения христианства 2
5. Православие. Русская православная церковь (интерактивная форма проведения занятия) 2
6. Католицизм 2
7. Протестантизм. 2
8. Ислам. 2
9. Принцип свободы совести (интерактивная форма проведения занятия) 2
ИТОГО: 18

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998.*

2. Даниелян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. М., 2007.

3. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1997.

4. Религии мира. М.,1995.

5. Религиоведение: Учеб. пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002. *

6. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1985.

7. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

8. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.*[*]

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. Религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998. С. 393-473.*

2. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

3. Васильев Л.С. История религий Востока: Уч. пос. для вузов. М., 1999.

4. Альбедиль М.Ф. Индуизм: творящие ритмы. СПб., 2004.

5. Каниткар В.П. (Хемант), Коул У. Оуэн. Индуизм. М., 2003.

6. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.*

Семинар 3. Буддизм.

1. История возникновения и распространения буддизма.

2. Вероучение и буддистская этика.

3. Основные направления в буддизме.

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. Религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998. С.336-392.*

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1999. С. 219-235; 375-390.

3. Краснодембская Н.Г. Будда, боги, люди и демоны. СПб., 2003.

4. Крывелев И.А. История религий: Очерки в двух томах. Т. 2. М., 1988.С. 193-260.

5.Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов н/Д, 2005.

6. Эррикер К. Буддизм. М., 2002.

7. Торчинов Е. Введение в буддизм: Курс лекций. СПб., 2005.

8. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.*

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Издания Московской патриархии.

2. Даниелян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. М., 2007.

3. Крывелев И.А. История религий: Очерки в двух томах. М., 1988. Т. 1. С. 18-75.

4. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Рим-Константинополь-Москва. М., 2005.

5. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева. М., 1993-1995. Т. 1-З.

Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.*

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998. С. 5-132.*

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Издания Московской патриархии.

3. Давыденков Олег, иерей. Катехизис. М., 2005.

4. Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви. В 2-х т. М., 1993.

5. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. М., 1988. Т. 1.

6. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Рим-Константинополь-Москва. М., 2005.

7. О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2002.

8. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.

9. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева. Т.1-З. М., 1993-1995.

10. Яннарас Х. Истина и единство Церкви. М., 2006.

Семинар № 6. Католицизм

1. Особенности католической догматики и культа.

2. Организация римской Церковной иерархии.

3. Основные направления деятельности современной Римской католической церкви.

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998. С. 133-230.*

2. Великович Л.Л. Католицизм в современном мире. М., 1981.

3. Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М., 1981.

4. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. М., 1988. Т. 1. С. 79-183; 332-356.

5. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева. М., 1993-1995. Т.1-З.

6. Религии мира: Энциклопедия для детей. М., 2000. Т. 6. Ч. 2. С. 307-370.

7. Янг Дж. Христианство. М.: ФАИР –ПРЕСС, 2001.*

Семинар 7. Протестантизм

1. Реформация и образование основных течений в протестантизме: лютеранство, кальвинизм, англиканство.

2. Вероучение и культ протестантских вероисповеданий.

3. Современные формы протестантизма.

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1.. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Издания Московской патриархии.

2. Давыденков Олег, иерей. Катихизис. М., 2005.

3. Даниелян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. М., 2007.

4. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. М., 1988. Т. 1. С. 18-75.

5. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Рим-Константинополь-Москва. М., 2005.

6. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева. М., 1993-1995. Т. 1-З.

7. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.*

8. Янг Дж. Христианство. М.: ФАИР –ПРЕСС, 2001.*

Семинар 8. Ислам

1. Жизнь и личность пророка Мухаммеда.

2. Структура и содержание Корана.

3. Вероучение и культ ислама.

4. Этика и традиции ислама.

5. Направления в исламе.

3. Ислам на Северном Кавказе.

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998. С. 231-335.*

2. Грюненбаум, Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600-1258). М., 1988.

3. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

4. Коран /Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

5. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. М., 1988. Т. 2.

6. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

7. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.

Литература

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. Религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998.*

2. Даниелян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. М., 2007.

3. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1997.

4. Религии мира. М., 1995.

5. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1985.

6. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

7. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.*

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях и семинарских занятий происходит знакомство с исторически сложившимися формами религиозности, углубляются и закрепляются знания студентов по ключевым темам курса, развиваются навыки самостоятельного анализа конкретных религиозных явлений. Самостоятельная работа студентов организуется в ходе подготовки к семинарским занятиям и является необходимой составной частью из проведения

В ходе изучения вводной части курса (тема 1) студент должен, прежде всего, сосредоточить свое внимание на понимании специфики религиозных феноменов и усвоении основных методов их анализа, выработанных в европейском религиоведении. Важнейшим условием успешного освоения курса является формирование самостоятельного умения применять излагаемые в данном разделе теоретические знания к анализу конкретных религиозных явлений.

Изучение раздела 1 «НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ» (тема 2) предполагает знакомство студентов с религиозной культурой древности и современными национальными религиями. В рамках данного курса основное внимание сосредоточено на древних языческих религиях, внесших наибольший вклад в формирование религиозного европейского сознания (Египет, Греция, Рим), современных национальных религиях, имеющих значительное число сторонников в современном мире (индуизм, конфуцианство, даосизм), а также на первой монотеистической религии Древнего Израиля и современном иудаизме. Особо следует обратить внимание на культурообразующую роль религиозных верований и традиций в формировании многообразия укладов народов и наций.

Раздел 2 «МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ» (темы 3-8) является базовым в формировании религиоведческой компетентности будущих юристов. Важнейшее значение уделяется ознакомлению студентов с историческими фактами формирования и распространения мировых религий, усвоению специфики вероучительных доктрин, культовой практики, религиозной этики и организации. Студент должен понимать и аргументированно характеризовать общие и сущностные различия трех универсальных картин мира и образа жизни, конституируемых мировыми религиями. Буддизм – религия освобождения от желания жить. Христианство – религия спасения от власти греха, дьявола и смерти. Ислам – религия покорности единому Богу. Необходимо различать не только мировые религии между собой, но видеть и понимать различия внутри них: в буддизме надо знать различия между школами хинаяны (тхеравады), махаяны и ваджраяны; в христианстве необходимо знать специфику Восточного христианства (православия) и Западного (католицизма, протестантизма). В исламе требуется проводить различие между суннитами и шиитами. Основное внимание сосредоточивается на культурной, исторической и вероучительной специфике Восточного христианства и Русского православия как культурообразующей религии современной России.

Раздел 4 «СВОБОДА СОВЕСТИ» (тема 9) содержит знания, определяющие религиоведческую компетентность будущего юриста. Главное внимание уделяется правовому определению современной религиозной ситуации в мире, анализируются основные тенденции и подходы к правовому решению религиозных вопросов.

Главной формой самостоятельной работы является подготовка конспекта ответов на вопросы семинарского задания, для успешного выполнения которого студент должен изучить источники из списка рекомендованной литературы для семинарского занятия. Ведение конспекта ответов на вопросы является важнейшим условием успешного овладения учебным материалом по программе курса. В ходе подготовки к семинарским занятиям студент должен выработать навык определения специфики того или иного религиозного явления, используя знания базовых элементов и структуры воспроизводства религиозного опыта. Таковыми элементами являются вероучение, культ, религиозная этика и организация. Необходимо тренировать свое мышление, ставя и решая задачи сравнительного анализа различных религий, религиозных направлений, по четырем базовым элементам. Основное внимание в изучении религиозных явлений в рамках данного курса уделяется мировым религиям. Студент должен знать историю мировых религий, ясно понимать религиозный смысл личности основателей, проводить сравнительный анализ основных мировоззренческих положений, содержащихся в их вероучениях. Таковыми положениями являются: учение о Боге, учение о мире, учение о происхождении зла, учение о человеке, учение о спасении, учение о конечной цели мира и человека.

Непроясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписывать в конспект и впоследствии прояснять их на семинарских занятиях и индивидуальных консультациях с преподавателем. Для углубленного изучения тех или иных вопросов учебного курса студент может подготовить реферат или доклад, впоследствии выступить с ним на семинаре или научном кружке.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Специфика религиозного мировоззрения.

2. Место и функции мифа в религиозном культе.

3. Веды и ведическое миросозерцание древних индусов.

4. Основные направления неоиндуизма.

5. Современная буддистская философия.

6. Структура и содержание Библии.

7. Христианская антропология.

8. Христианская эсхатология.

9. Христианское монашество: история возникновения и образ жизни.

10. Исихазм – аскетико-мистический опыт единения Бога и человека.

11. Ереси и еретические движения в христианстве.

12. Церковь и государство: политические доктрины взаимоотношений церковной и светской власти.

13. Основы социальной концепции русского православия.

14. История формирования папства в западном христианстве.

15. История монашеских орденов в католицизме.

16. Католическое социальное учение в ХХ веке.

17. История и решения Второго Ватиканского собора.

18. Структура и содержание Корана.

19. Место суфизма в исламе.

20. Мусульманское право.

21. Ислам на Северном Кавказе.

22. Что такое ваххабизм.

23. История формирования и развития представлений о свободе совести.

24. Свобода совести в истории России.

25. Христианские корни современного права.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Яблоков И.Н. религиоведение: учебное пособие. М., 2010.

3. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009.

Дополнительная

1. Абачиев С.К. Православное введение в религиоведение (курс лекций). М., 2010.

2. Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998.*

3. Альбедиль М.Ф. Индуизм: творящие ритмы. СПб., 2004.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Издания Московской патриархии.

5. Васильев Л.С. История религий Востока: Уч. пос. для вузов. М., 1999.

6. Великович Л.Л. Католицизм в современном мире. М., 1981.

7. Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М., 1981.

8. Грюненбаум, Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600-1258). М., 1988.

9. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.

10. Давыденков Олег, иерей. Катихизис. М., 2005.

11. Даниелян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. М., 2007.

12. Дворкин А. Сектоведение. Нижний Новгород, 2003.

13. Ильин В.В. Религиоведение / В.В. Ильин, А.С. Кармин, Н.В. Носович. СПб.: Питер, 2007. *

14. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1990.

15. Каниткар В.П. (Хемант), Коул У. Оуэн. Индуизм. М., 2003.

16. Карташев А.В. Очерки по истории русской Церкви. В 2-х т. М., 1993.

17. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

18. Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

19. Краснодембская Н.Г. Будда, боги, люди и демоны. СПб., 2003.

20. Крывылев И.А. История религий. Очерки в 2-х т. Изд. 1-е. М., 1975; Изд. 2-е. М., 1988.

21. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Рим-Константинополь-Москва. М., 2005.

22. Мифологический словарь. М., 1992.

23. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1987-1988; 1997.

24. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М. 1994.

25. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник. М., Изд. РАГС, 1998.

26. О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2002.

27. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

28. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.

29. Религии мира. М., 1995.

30.  Религиоведение: Учеб. пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002. *

31. Религиоведение: Учеб. Пособие для вузов: РУМО / Под ред. М.М. Шахнович. СПб., 2008. *

32. Религиоведение: История религии; Социология религии; Антропология религии и др.: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М.М. Шахнович. СПб., 2011.

33. Русская Православная Церковь. 988-1988. Очерки истории. М., 1988.

34. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

35. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов н/Д, 2005.

36. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-провавая культура. М., 1997.

37. Торчинов Е. Введение в буддизм: Курс лекций. СПб., 2005.

38. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1985.

39. Хрестоматия по истории древнего Востока: в двух частях. М., 1980.

40. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева. М., 1993-1995. Т. 1-З.

41. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

42. Религии мира: Энциклопедия для детей. М., 2000. Т. 6. Ч. 1; Ч. 2.

43. Эррикер К. Буддизм. М., 2002.

44. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

45. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.*

46. Яннарас Х. Истина и единство Церкви. М., 2006.

47. Янг Дж. Христианство. М.: ФАИР –ПРЕСС, 2001.*

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Определение понятия религии.

2. Структура религии и содержание религиозного опыта (религиозное сознание, деятельность, отношения, организации).

3. Многообразие религиозного опыта и классификация религий.

4. Функции религии.

5. Первобытные религиозные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

6. История возникновения и распространения буддизма.

7. Основы вероучения буддизма.

8. Особенности культа и организации буддизма.

9. Общая характеристика иудаизма

10. История возникновения христианства, его становление и развитие.

11. Структура и содержание Библии.

12. Общая характеристика вероучения и культа христианства: догматы и таинства.

13. Христианское учение о Боге-Троице.

14. Христианское учение о творении мира, человеке и происхождении зла.

15. Христианское учение о спасении и Церкви.

16. Православие: особенности вероучения, культа и организации.

17. Православный образ жизни: значение таинств и монашества.

18. История возникновения и формирования католицизма.

19. Особенности вероучения католицизма.

20. Особенности культа и организации католицизма.

21. История возникновения и основные направления протестантизма.

22. Основы вероучения протестантизма.

23. Современный протестантизм.

24. История возникновения и распространения ислама.

25. Структура и основное содержание Корана.

26. Основы вероучения ислама, шариат.

27. Особенности культа и организации ислама.

28. Общая характеристика «нетрадиционных» религий.

29. Религиозная жизнь в современной России.

30. Общие положения Закона Российской Федерации 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях».


УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

 

 

Ивашко М.И., Трухан А.В.

 

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения,

очной на базе среднего профессионального образования

(направление подготовки 030900.62 – «Юриспруденция»)

 

 

Корректура и верстка В.В.Паламарчук


[*] - Литература, имеющаяся в библиотеке РФ РАП.

Ростовский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения,

очной на базе среднего профессионального образования

(направление подготовки 030900.62 – «Юриспруденция»)

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Авторы:

Ивашко М.И., канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия

Трухан А.В., канд. философ. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия

 

Рецензенты:

Липовой С.П., канд. философ. наук, доцент, заведующий кафедрой истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета

Иванова М.В., канд. философ. наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция».

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол №______ от ____________________2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия _______________________ 2013 г., протокол № 10.

 

© Ростовский филиал

Российской академии правосудия, 2013

© Ивашко М.И., Трухан А.В., 2013.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………….4

 

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………6

 

Тематический план………………………………………………………………..6

 

Программа курса (рабочая программа дисциплины)……………….7

 

Планы семинарских (практических) занятий…………………………10

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя…………………………………………………………………………………18

 

Примерная тематика рефератов……………………………………………20

 

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля………………………………………………………………………………………….21

 

Литература…………………………………………………………………………..22

 

Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………24

 

 


ВВЕДЕНИЕ

«Религиоведение» – дисциплина по выбору гуманитарного, социального, экономического цикла по направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция».

В курсе «Религиоведение» не только раскрываются теоретические положения, но и рассматривается совокупность фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом и настоящем - в экономической и политической сферах жизни общества, в истории науки, искусства, литературы, морали и т.д. Осваивая эту


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.312 с.