Роль алгоритмического мышления и чувства языка в овладении письменно-речевыми навыками. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Роль алгоритмического мышления и чувства языка в овладении письменно-речевыми навыками.

2020-12-06 249
Роль алгоритмического мышления и чувства языка в овладении письменно-речевыми навыками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Словосочетание «алгоритмическое мышление» вызывает естественный вопрос у человека непосвященного: что выражает это понятие? Для чего нужно алгоритмическое мышление и зачем следует его развивать? Как можно развить алгоритмическое мышление у ребенка?

Окружающий нас мир непрерывно меняется. Для осуществления успешной деятельности, любому человеку необходимо научиться понимать, что происходит в данный момент и какие последствия эти события повлекут за собой в самом ближайшем будущем. Поняв направление развития событий, человек с правильно развитым мышлением способен разработать план собственных действий, которые приведут его к нужному результату. Мышление взрослого человека уже настроено определенным образом в процессе развития и накопления жизненного опыта. А вот дети учатся достигать свои цели постепенно. Для приобретения этого навыка им приходится вначале учиться ходить, затем говорить, читать и многим другим вещам. В процессе своего роста и развития дети учатся устанавливать связи между причиной и следствием, а также между различными предметами и объектами. Можно сказать, что таким образом развивается их мышление. Значит, мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.

Мышление тем и отличает человека от других живых существ, что оно ведет не только к восприятию окружающего мира, но и к пониманию процессов, происходящих в нем. Понять – это значит постичь суть явления, вычленить самое важное во всем многообразии окружающих явлений. Процесс понимания обеспечивается мышлением. От мышления также зависит то, как будет интерпретировано то или иное явление. Поскольку на мышление непосредственно влияет возраст, образование, жизненный опыт и многое другое, то интерпретация одного и того же явления у разных людей может быть различна и не всегда точна. И вот здесь наиболее точную интерпретацию может дать алгоритмическое мышление. Что же собой представляет этот тип мышления?

Алгоритмическое мышление представляет собой специфический стиль мышления, предполагающий наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, решению задач крупными блоками с последующей детализацией и осознанному закреплению результатов решения. Также алгоритмическое мышление представляет собой набор определенных последовательностей действий, которые, вместе с логическим и образным мышлением, увеличивают интеллектуальные способности человека и его творческий потенциал. Этот тип мышления является неотъемлемой частью научного взгляда на окружающий мир. С проявлением алгоритмического мышления в быту сталкивается каждый человек: это и навык планирования своих дел, и привычка к подробному описанию своих действий, которые будут предприняты для достижения поставленной цели. Для школьника проявлением алгоритмического мышления является усвоение алгоритмов решения математических задач, например, разбиение одной сложной задачи на несколько более простых подзадач.

Здесь закономерно возникает вопрос – что представляет собой алгоритм? Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определённой последовательности элементов операций для решения любой из задач, или выполнение по правилам, по плану. При этом алгоритмами не являются правила и предписания, которые запрещают какое-либо действие. Например, указание «Сорить запрещено» алгоритмом не является. А вот указание «Уходя, гасите свет» вполне себе простейший алгоритм.

Для алгоритмического мышления характерны следующие черты: умение находить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи и выделение в общей задаче ряда более простых подзадач, решение которых приведет к решению исходной задачи. Наличие логического мышления не обязательно (хотя и достаточно часто) предполагает наличие мышления алгоритмического. В основе развитого алгоритмического мышления, безусловно, лежит сформированное и развитое логическое мышление. Проблема развития алгоритмического мышления в начальной школе – одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Основной способ ее решения – поэтапное формирование логических приемов мышления с постепенным переходом непосредственно к элементам алгоритмизации.[1,с.25]

В процессе обучения алгоритмы усложняются. При их формировании обычно выделяют три понятия:

1) введение алгоритма. Включает в себя актуализацию знаний, открытие алгоритма учащимися под руководством учителя, составление формулы алгоритма;

2) усвоение. Включает в себя отработку отдельных операций, составляющих алгоритм, и усвоение их последовательности;

3) непосредственно применение алгоритма, которое включает в себя отработку применения алгоритма в разных, и незнакомых ситуациях.

Обучают детей умению создавать алгоритмы действий разными способами. Можно преподавать детям уже готовые алгоритмы. А можно на занятии постепенно подводить детей к тому, чтобы они самостоятельно разрабатывали алгоритм решения той или иной задачи. Этот способ требует несколько больших временных затрат, но наиболее ценен для развития алгоритмического мышления у детей. Он предполагает самостоятельный поиск, полноценный творческий процесс при формировании алгоритмов. Это развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка.

Таким образом, рассматривая понятие алгоритмического мышления, мы приходим к выводу: алгоритмическое мышление не сводится к набору жестких алгоритмов, а развитие алгоритмического мышления не сводится к механическому заучиванию ряда алгоритмов. Алгоритмическое мышление и его развитие невозможно без самостоятельного поиска решений, творческого построения и формирования алгоритмов.

В процессе овладения школьными навыками важная роль принадлежит алгоритмическому мышлению. Алгоритмическое мышление позволяет рационализировать путь к решению орфографической задачи и проявляется в умении учащихся оперировать индуктивными и дедуктивными методами мыслительных операций при анализе своих затруднений в работе, использовать метод формализации намерений по решению задачи вплоть до записи на алгоритмическом языке.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие нарушений письменной речи.

2. Назовите отличительные особенности дисграфии и дизорфографии.

3. Раскройте суть когнитивных компонентов формирования навыка письма по правилам графики и орфографии.

4. Раскройте суть деятельностных компонентов формирования навыка письма по правилам графики и орфографии.

5. Что представляет собой алгоритмическое мышление?

Литература:

1. Лалаева, Р. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалаева, И. Прищепова. – Санкт-Петербург: СпбГУМП,1999. – 36 с.

2. Логопедические занятия со школьниками / Е. В. Меттус [и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2006; 2008. – 170 с.

3. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 185 с.

4. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для вузов: В 5 кн./Под ред. Л. С. Волковой. – Москва: Владос. – (Библиотека учителя-дефектолога). Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия /Авт.-сост.: Р. И. Лалаева. – 2007. – 304 с. Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LAbB/tKijgfsnQ

 

Лекция 3. Организация и содержание обследования школьников с нарушениями письма

План

3.1. Комплексная диагностика нарушений письма (дисграфии и дизорфографии).

3.2. Организация и содержание обследование школьников с нарушениями письма на предварительном и основном этапах. 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.