Глава I . Римско-католическая церковь в Германии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава I . Римско-католическая церковь в Германии

2020-12-06 86
Глава I . Римско-католическая церковь в Германии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Радикальные перемены, происходящие в жизни современного общества, осознание хрупкости человеческого существования, нарастание стихийности в общественной жизни и малой предсказуемости ее исторических перспектив способствуют оживлению религиозности, росту религиозного сознания, вступающих в новую фазу диалога «в отношении к вечной истине, историческое обличье которой одновременно и скрывает и сообщает эту истину» / 41,с.456/.

Пересмотр духовных и нравственных устоев неизбежно обращает нас к прошлому, его культурным и религиозным традициям, заставляет искать в них утраченные ныне ценности, проверенные историей ориентиры, пересматривать свое отношение к унаследованным от предшествующих эпох мировоззренческим проблемам и способам их решения.

Современный человек, по мнению В.С. Библера, «стоит перед задачей (значимой в самой жизни) как-то соединить, осмыслить в единстве - не сводя друг к другу - разные, прямо противоположные смыслы бытия, предельно всеобщие и единственные смыслы - восточный и западный; античный и средневековый, нововременной и современный…» / 9,с.387 /.

Хорошую возможность для начала осмысления этих вопросов дает Эразм Роттердамский - великий нидерландский гуманист, который оказал решающее влияние на так называемое Северное Возрождение (Возрождение в странах к северу от Альп). Эразм (Дезидерий) Роттердамский был незаконнорожденным сыном некоего Геерта де Прата и поэтому в зрелые годы сам взял себе фамилию Дезитерий, что в переводе значит желанный. В эти годы он с полным основанием возвестил он о себе как о «гражданине мира». Хотя Эразм и сыграл особенно большую роль в истории немецкого гуманизма, но он принадлежал не только Германии. Он явился провозвестником Реформации.

Эразм был и свидетелем поражения Великой крестьянской войны в Германии (1524-1525 гг.), победы римской католической церкви. Ее активное противодействие (вместе с поддерживавшими ее политическими и общественными силами) происшедшим изменениям получило в историографии название «контрреформации».

Отдаленные последствия порожденных реформацией событий и процессов сказываются до наших дней и уже в силу этого изучение наследия Эразма Роттердамского является одной из актуальных задач современных ученых.

Попутно заметим, что, подчеркивая масштаб Реформации или обозначая эпоху, на которую она непосредственно наложила свой отпечаток, само это слово нередко пишут с большой буквы, подобно тому, как это делается применительно к Возрождению или эпохе Просвещения.

Целью дипломной работы является изучение специфики развития Германии в конце XV - первой трети XVI в., оказавшей значительное влияние на Эразма и получившей отражение в его творчестве. Главное внимание уделяется вопросам отношения Эразма к ортодоксальной церкви, к католическому духовенству и религии вообще.

Хронологические рамки дипломной работы изначально заданы периодом жизнедеятельности Эразма Роттердамского - последняя треть XV - первая треть XVI в., но основное наше внимание обращено к XVI столетию - периоду зрелого творчества и заслуженной славы Эразма.

Основными источниками по нашей темеявилисьтруды самого Эразма Роттердамского (краткая их характеристика дается в двух главах нашей дипломной работы): «Похвала глупости» / 3; 6 /, «Разговоры запросто» / 3; 7 /, «Философские произведения» / 8 /, «Панегирик герцогу Филиппу по случаю возвращения его из Испании» (1504 г.) / 4 /, «Наставление христианского государя» (1515 г.) / 4 /, «Жалоба Мира» (1516 г.) / 5 /.

Последние три труда исследователи относят к числу так называемых политических сочинений Эразма (сам он относил их к жанру декламаций. Этот жанр, по его мнению, позволял выразить важнейшие соображения относительно уклада жизни и ее переустройства). В них нет развитой политической теории или проектов социального устройства, они не содержат высказываний о сущности государства и структуре общества. И, тем не менее, это политические сочинения, поскольку в них рассматриваются вопросы, касающиеся разных общественных проблем, критикуются как церковные, так и гражданские учреждения, автор призывает к осуществлению идеала, противостоящего кровавой реальности.

Другими источниками для нас явились литературные произведения представителя обедневшего немецкого рыцарства Ульриха фон Гуттена, написанные им в распространенном тогда жанре диалога: «Лихорадка I» / 2 /, «Лихорадка II» / 2 /, «Владиск, или Римская троица» / 3 / и др.

Для выяснения произвола римской церкви в Германии и выявления специфики отношения к католической церкви Эразма и Лютера, большой интерес представляет послание Мартина Лютера (о нем см. в главе II) «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (24 июня 1520 г.) /4,с.110-111/, в котором основатель лютеранства противопоставляет «несчастную нацию» римским прелатам - «кучке ловкачей», характеризует римских пап как ложных истолкователей священного писания и насильников над церковью.

Отдельные документальные материалы по истории средневековой Германии привлекались из источников, опубликованных В.А. Ермалаевым /1/ в учебном пособии по Гейльбронской программе - программе немецкого радикального бюргерства периода Крестьянской войны 1525 года.

К изучению проблем социально-экономического и внутриполитического развития Германии накануне Реформации, развития гуманистической мысли и огромного влияния на нее Эразма Роттердамского, обращались многие зарубежные и отечественные ученые.

К таким работам относится двухтомный труд (1840 г.) немецкого либерального историка XIX века В. Циммермана / 36 /, который Ф. Энгельс назвал «лучшей сводкой фактических данных» /38,с.412 /. Особый интерес для нашей темы представляет первый том.

С буржуазных позиций освещается история Германии конца - начала вв. и в работе другого немецкого либерального историка 80-х годов XIX века Карла Лампрехта / 17 /. Он рассматривает деятельность и гуманистов, и Эразма, и Реформацию как результат особого раннекапиталистического и городского развития Германии. Подобную точку зрения высказывал и советский историк А.Д. Эпштейн / 39 /, но его взгляды не нашли поддержки в советской историографии.

Жизни и деятельности Эразма посвящена поистине необозримая литература. Свой вклад в «эразмиану» вносят и ученые нашей страны.

Из работ отечественных исследователей наибольший интерес по теме дипломной работы представляют труд дореволюционного (до 1917 г.) российского историка А.Н.Савина по религиозной жизни Европы в эпоху Реформации / 27 /.

Основу дипломной работы составили произведения наших ученых периода социализма: М.М. Смирина, посвященные Эразму Роттердамскому и реформационному движению в Германии / 28 /, Германии эпохи Реформации и Великой крестьянской войны / 29 /, истории политической борьбы в Германии перед Реформацией / 30 / и истории раннего капитализма в германских землях / 31 /; «Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 г.» / 23 /; В.В. Клочкова «Религия, государство, право» / 16 /; двухтомной истории немецкой литературы под редакцией Б.И. Пуришева, одного из самых крупных отечественных специалистов по данной теме / 12; 25/; статья С.М. Стама о сущности германской Реформации / 33 /; монография В.Е. Майера / 19/; коллективные монографии по истории политических и правовых учений в средние века и в эпоху Возрождения / 14 /, по философии эпохи ранних буржуазных революций / 34 /; первый том коллективного двухтомного труда «Германская история в новое и новейшее время» / 11 / и др.

Это показала и научная конференция, проведенная в июне 1986 г. в Москве и приуроченная к 450-летию со времени кончины Эразма. Конференция была организована Комиссией по культуре Возрождения. В работе конференции участвовали историки, философы, искусствоведы и литераторы из многих городов СССР. Материалы этой конференции составили основу коллективного сборника «Эразм Роттердамский и его время» / 40 /. В книге содержится большой фактический материал, освещаются вопросы формирования и развития взглядов гуманиста, его вклад в развитие передовой европейской культуры, оказавшей воздействие на передовую общественную мысль XVI - XVII вв. В приложении к этому изданию впервые на русском языке публикуется полный перевод произведения Эразма «Жалоба Мира» (об этом сочинении см. выше).

Частично использовалась книга В.П. Бутромеева «Всемирная история в лицах: Позднее средневековье» / 10 /, которая представляет собой энциклопедию для школьников и содержит материал о великих и знаменитых людях, оставивших неизгладимый след в истории.

Значительный интерес по теме дипломной работы представляют работы Ф. Энгельса, в первую очередь «Крестьянская война в Германии» / 37; 38 /, которая написана на основе опубликованных Циммерманом источников, но Энгельс дает им свою интерпретацию, говорит о произволе и засилье католической церкви в Германии, характеризует деятельность немецких гуманистов конца XV - начала XVI века, дает характеристики руководителям крестьянской войны - Мартину Лютеру, Томасу Мюнцеру и др.

Большую помощь при работе над дипломной работой оказали словари по истории средних веков, изданные С.И. Муртузалиевым и А.Т. Рагимовым / 22 /, Е.Д. Смирновой / 32 /, а также словарь «Католицизм» под редакцией Л.Н. Великовича / 15 /, хотя ссылки на них в тексте дипломной не даются.

Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из двух параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.


Эразм высмеивал примитивные формы представлений о христианстве, суеверия и «церемонии» - чисто внешнее соблюдение культа как якобы главное в религии, вместо сосредоточенной внутренней религиозности. Он показывал, насколько широко были распространены эти явления среди мирян, монашества и клира. Бичевал он и невежество, в том числе «новых варваров», нападавших на античную литературу и видевших в ней носительницу «нечестия».

Великий педагог и религиозный моралист, Эразм противопоставлял засилию «госпожи Глупости» не только свои скепсис и иронию, но и веру в высокие возможности разума и просвещения. Он был убежден, что можно обучить людей добродетели и наукам, если найдутся наставники, умеющие сочетать разум, опыт и природные силы самого человека. Пробуждая радость познания, они помогают становиться лучше и самому человеку, и окружающему его миру. Просвещение, в том числе религиозное, было альфой и омегой позиции Эразма.

Однако, критикуя клир, церковный культ, внешнюю религиозность как массовое явление, Эразм Роттердамский не затрагивал церковную догматику, хотя уже само его отношение к античности противостояло фанатичной ортодоксии.

Ульрих фон Гуттен шел дальше Эразма и резкостью тона, и дерзостью публичного обращения к «запретным темам» - политике Рима и его сторонников в Германии. Вся его публицистика имела яркую национально-патриотическую окраску.

Гуманисты сыграли важную роль в подготовке Реформации. За блестящим фасадом церковной жизни этого времени скрывались кризисные явления и в самой церкви, и во всем обществе, которые постепенно накапливались под воздействием сложного комплекса перемен - хозяйственных, политических, социальных, культурных.

Широкое распространение представлений о «порче церкви во главе и в членах» подготовило почву для реальных попыток церковных преобразований. Начало Реформации неразрывно связано с именем профессора Виттенбергского университета, теолога Мартина Лютера. Он не только развил давние традиции критики схоластики, клира и церковного устройства во главе с папой, но и нанес удар своими новыми идеями по главным устоям учения католической церкви.


Заключение

Эразм (Дезидерий) родился в 1466 или 1469 г. в голландском городе Роттердаме. Около семи лет он провёл в монастыре Стейн близ Гауды, где убедился в невежестве и злобности монашества. Покинув монастырь, Эразм продолжил своё образование в коллегии Монтегю. С этого времени начались его странствования по Европе. Помимо Франции он побывал в Италии, Англии, Германии, Австрии и Швейцарии / 35,с.11 /.

Классическая древность отнюдь не была для Эразма, равно как и для других гуманистов, чем-то давно угасшим и мёртвым. Гуманисты рассмат- ривали её как вечно живой источник человеческой мудрости и красоты. Поэтому, когда Эразм призывал людей вернуться к «источникам», он вовсе не бежал от современности, но лишь хотел поднять её до уровня великого прошлого. В древнем мире находил он более широкий и свободный взгляд на человека, на природу, а также и на науку, ещё не ставшую служанкой средневекового богословия. С отвращением относился Эразм к схоластическим хитросплетениям духовенства, увлекавшим человеческую мысль в дремучий лес абстракций. А он любил классическую ясность и вовсе не желал, чтобы человек отрекался от самого себя во славу призрачных «истин». В «возрождении» нуждалось и христианство, вне которого нидерландский гуманист не мыслил себе современного человека. В своих комментариях к Евангелию («Вульгате») Эразм подчас смело касался таких вопросов, как пороки клира, мнимое и подлинное благочестие, кровопролитные войны и заветы Христа и т.п. / 6,с.12/.

У Эразма был зоркий глаз. Великий книжник, так любивший вникать в рукописные и печатные тексты, вовсе не был книжным червем. Свои обширные сведения о мире он черпал не только из фолиантов, переплетённых в свиную кожу, но и непосредственно из самой жизни. Видя, как далеко отошёл мир от нравственного идеала, Эразм не хотел остаться безучастным свидетелем человеческих заблуждений. Не раз подымал он свой голос против того, что казалось ему неразумным, тлетворным, ложным. Он подымал его как богослов, как педагог и сатирик. И голос этого тихого, влюблённого в древние манускрипты человека звучал с удивительной силой. Вся образованная Европа слушала его с почтительным вниманием. Его тонкое, напоминающее хорошо отточенный гибкий клинок, остроумие поражало без промаха намеченную цель / 6,с.12-13/. «Вряд ли найдётся кто-нибудь из благородных и просвещенных людей, кто не признаёт авторитет Эразма!» / 12,с.74 /. Эти слова принадлежат французскому учёному Лифевру д¢Этаплю.

Кризис церкви и её идеологии привёл к широкому распространению в канун Реформации поисков «истинной теологии», исследованию сущности набожности, попыток переосмыслить католическое христианство. По мере развития в различных европейских странах конфликтов с Римом нарастал читательский интерес к «Энхиридиону христианского воина» Эразма. Сам того не желая, Эразм нанёс сокрушительный удар по официальной католической теологии, сделав средства христианского спасения доступными каждому мирянину, пожелавшему приобщиться к высшим духовным ценностям Христианства - философии Христа, воплощённой в Евангелии - без посредничества духовенства и церкви.

Обращаясь к людям различных сословий и разных уровней культуры, Эразм - просветитель формулировал основы новой жизненной позиции не простой, но доступной каждому, кто захотел бы развить свои природные достоинства. Светские и духовные лица, люди всех званий, от принцев и епископов до простого народа, монахов, солдат, услышали страстную проповедь в защиту нравственности, которую, как считал Эразм, развратила и почти погубила ложная вера.

«Я составил Энхиридион не в поисках похвал уму и красноречию, - писал он, - а, чтобы исправить заблуждения тех, кто религией полагает церемонии, иудейские плотские обряды и странным образом пренебрегает истинной набожностью» / 3,с.24-25 /. В сущности, у Эразма речь шла о концептуальной критике католической идеологии, об остром и болезненном ощущении кризиса доверия к существующим церковным учреждениям, в которых Эразм видел пережиточные явления, обязанные своим происхождением дохристианскому прошлому.

Разделение религии на ложную и истинную, внутреннюю и внешнюю, церковную и личную, было свойственно Эразму уже в ранний период его творчества. Не посты и обеты должны помогать монахам избегнуть соблазнов пустой жизни, утверждал он в 1486 г., но формирование интеллекта в кругу избранных, среди книг. Оценка монашеской жизни дана в его работе «О презрении к миру» / 8,с.156 /.

Эразмианская «философия Христа» ставила в центр религиозных представлений человека. Их содержание определялось не ритуалом, а совестью, и, следовательно, целью воспитания веры должно было быть воспитание чувств, а не конструирование учения о боге. В связи с этим по мере развития Реформации, а с нею и внутренних конфликтов, в ренессансной теологии само право Эразма считаться теологом перестало казаться бесспорным. Между тем он был увенчан титулом доктора теологии в Туринском университете ещё в 1506 г. и даже папе случалось обращаться за помощью к его эрудиции учёного, прославленного знатока, издателя, переводчика и комментатора священных текстов / 8,с.158 /.

С первых шагов своей научной и философской деятельности Эразм сурово осудил порядки и взгляды, царившие в Римской церкви, и до конца жизни был верен этой позиции. Скептицизм Эразма наносил по идеям и деятельности католической церкви столь же меткие удары, как и по теории и практике церкви реформированной. Его сочинения были занесены в индексы запрещённых книг. Этот неутомимый учёный-исследователь, отдавший все свои силы кровопролитному труду по отысканию и восстановлению подлинного текста творений античных авторов Библии, отцов церкви, придавал интеллектуальной деятельности огромное, первостепенное значение.

Эразм беспощадно высмеивает суеверия, распространённые среди верующих. Его же собственная вера в бога - «философия Христа»,- почти ничем не отличающаяся, как он считал, от веры Сократа и Платона, весьма далека от ортодоксального христианства вообще и католицизма в особенности.

Эразм открыл в религии элементы «нейтрального» содержания, не затрагивающие сути благочестия. На этой основе «нейтралисты» готовы были признать любые формы отправления религии - мессу, культ святых, причастие католиков и причастие протестантов и т.д. / 8,с.167 /.

Слава Эразма - теолога продолжала тревожить протестантских деятелей. Составляя для широкой публики «Истинные портреты мужей прославленных набожностью и вероучением», Теодор Без поместил в книге портрет Эразма и поставил перед читателями вопрос: достоин ли этот высокоценимый писатель быть включённым в число набожных? И отвечал, что вреда великий человек принёс гораздо больше, чем пользы. Многое в религии он назвал суевериями, которые не служат главным вещам, и отверг их. И хотя он был очень рассудителен и умён, но вместо того, чтобы заботиться о доброй совести, оказался защитником очень плохого дела / 8,с. 168 /. В необозримом богатстве эразмианских суждений о религии верный соратник Кальвина указал на самое нетерпимое - на её разделение, отрыв того, что Эразм считал внешними формами, от «главных вещей» христианства.


Введение

 

Радикальные перемены, происходящие в жизни современного общества, осознание хрупкости человеческого существования, нарастание стихийности в общественной жизни и малой предсказуемости ее исторических перспектив способствуют оживлению религиозности, росту религиозного сознания, вступающих в новую фазу диалога «в отношении к вечной истине, историческое обличье которой одновременно и скрывает и сообщает эту истину» / 41,с.456/.

Пересмотр духовных и нравственных устоев неизбежно обращает нас к прошлому, его культурным и религиозным традициям, заставляет искать в них утраченные ныне ценности, проверенные историей ориентиры, пересматривать свое отношение к унаследованным от предшествующих эпох мировоззренческим проблемам и способам их решения.

Современный человек, по мнению В.С. Библера, «стоит перед задачей (значимой в самой жизни) как-то соединить, осмыслить в единстве - не сводя друг к другу - разные, прямо противоположные смыслы бытия, предельно всеобщие и единственные смыслы - восточный и западный; античный и средневековый, нововременной и современный…» / 9,с.387 /.

Хорошую возможность для начала осмысления этих вопросов дает Эразм Роттердамский - великий нидерландский гуманист, который оказал решающее влияние на так называемое Северное Возрождение (Возрождение в странах к северу от Альп). Эразм (Дезидерий) Роттердамский был незаконнорожденным сыном некоего Геерта де Прата и поэтому в зрелые годы сам взял себе фамилию Дезитерий, что в переводе значит желанный. В эти годы он с полным основанием возвестил он о себе как о «гражданине мира». Хотя Эразм и сыграл особенно большую роль в истории немецкого гуманизма, но он принадлежал не только Германии. Он явился провозвестником Реформации.

Эразм был и свидетелем поражения Великой крестьянской войны в Германии (1524-1525 гг.), победы римской католической церкви. Ее активное противодействие (вместе с поддерживавшими ее политическими и общественными силами) происшедшим изменениям получило в историографии название «контрреформации».

Отдаленные последствия порожденных реформацией событий и процессов сказываются до наших дней и уже в силу этого изучение наследия Эразма Роттердамского является одной из актуальных задач современных ученых.

Попутно заметим, что, подчеркивая масштаб Реформации или обозначая эпоху, на которую она непосредственно наложила свой отпечаток, само это слово нередко пишут с большой буквы, подобно тому, как это делается применительно к Возрождению или эпохе Просвещения.

Целью дипломной работы является изучение специфики развития Германии в конце XV - первой трети XVI в., оказавшей значительное влияние на Эразма и получившей отражение в его творчестве. Главное внимание уделяется вопросам отношения Эразма к ортодоксальной церкви, к католическому духовенству и религии вообще.

Хронологические рамки дипломной работы изначально заданы периодом жизнедеятельности Эразма Роттердамского - последняя треть XV - первая треть XVI в., но основное наше внимание обращено к XVI столетию - периоду зрелого творчества и заслуженной славы Эразма.

Основными источниками по нашей темеявилисьтруды самого Эразма Роттердамского (краткая их характеристика дается в двух главах нашей дипломной работы): «Похвала глупости» / 3; 6 /, «Разговоры запросто» / 3; 7 /, «Философские произведения» / 8 /, «Панегирик герцогу Филиппу по случаю возвращения его из Испании» (1504 г.) / 4 /, «Наставление христианского государя» (1515 г.) / 4 /, «Жалоба Мира» (1516 г.) / 5 /.

Последние три труда исследователи относят к числу так называемых политических сочинений Эразма (сам он относил их к жанру декламаций. Этот жанр, по его мнению, позволял выразить важнейшие соображения относительно уклада жизни и ее переустройства). В них нет развитой политической теории или проектов социального устройства, они не содержат высказываний о сущности государства и структуре общества. И, тем не менее, это политические сочинения, поскольку в них рассматриваются вопросы, касающиеся разных общественных проблем, критикуются как церковные, так и гражданские учреждения, автор призывает к осуществлению идеала, противостоящего кровавой реальности.

Другими источниками для нас явились литературные произведения представителя обедневшего немецкого рыцарства Ульриха фон Гуттена, написанные им в распространенном тогда жанре диалога: «Лихорадка I» / 2 /, «Лихорадка II» / 2 /, «Владиск, или Римская троица» / 3 / и др.

Для выяснения произвола римской церкви в Германии и выявления специфики отношения к католической церкви Эразма и Лютера, большой интерес представляет послание Мартина Лютера (о нем см. в главе II) «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (24 июня 1520 г.) /4,с.110-111/, в котором основатель лютеранства противопоставляет «несчастную нацию» римским прелатам - «кучке ловкачей», характеризует римских пап как ложных истолкователей священного писания и насильников над церковью.

Отдельные документальные материалы по истории средневековой Германии привлекались из источников, опубликованных В.А. Ермалаевым /1/ в учебном пособии по Гейльбронской программе - программе немецкого радикального бюргерства периода Крестьянской войны 1525 года.

К изучению проблем социально-экономического и внутриполитического развития Германии накануне Реформации, развития гуманистической мысли и огромного влияния на нее Эразма Роттердамского, обращались многие зарубежные и отечественные ученые.

К таким работам относится двухтомный труд (1840 г.) немецкого либерального историка XIX века В. Циммермана / 36 /, который Ф. Энгельс назвал «лучшей сводкой фактических данных» /38,с.412 /. Особый интерес для нашей темы представляет первый том.

С буржуазных позиций освещается история Германии конца - начала вв. и в работе другого немецкого либерального историка 80-х годов XIX века Карла Лампрехта / 17 /. Он рассматривает деятельность и гуманистов, и Эразма, и Реформацию как результат особого раннекапиталистического и городского развития Германии. Подобную точку зрения высказывал и советский историк А.Д. Эпштейн / 39 /, но его взгляды не нашли поддержки в советской историографии.

Жизни и деятельности Эразма посвящена поистине необозримая литература. Свой вклад в «эразмиану» вносят и ученые нашей страны.

Из работ отечественных исследователей наибольший интерес по теме дипломной работы представляют труд дореволюционного (до 1917 г.) российского историка А.Н.Савина по религиозной жизни Европы в эпоху Реформации / 27 /.

Основу дипломной работы составили произведения наших ученых периода социализма: М.М. Смирина, посвященные Эразму Роттердамскому и реформационному движению в Германии / 28 /, Германии эпохи Реформации и Великой крестьянской войны / 29 /, истории политической борьбы в Германии перед Реформацией / 30 / и истории раннего капитализма в германских землях / 31 /; «Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 г.» / 23 /; В.В. Клочкова «Религия, государство, право» / 16 /; двухтомной истории немецкой литературы под редакцией Б.И. Пуришева, одного из самых крупных отечественных специалистов по данной теме / 12; 25/; статья С.М. Стама о сущности германской Реформации / 33 /; монография В.Е. Майера / 19/; коллективные монографии по истории политических и правовых учений в средние века и в эпоху Возрождения / 14 /, по философии эпохи ранних буржуазных революций / 34 /; первый том коллективного двухтомного труда «Германская история в новое и новейшее время» / 11 / и др.

Это показала и научная конференция, проведенная в июне 1986 г. в Москве и приуроченная к 450-летию со времени кончины Эразма. Конференция была организована Комиссией по культуре Возрождения. В работе конференции участвовали историки, философы, искусствоведы и литераторы из многих городов СССР. Материалы этой конференции составили основу коллективного сборника «Эразм Роттердамский и его время» / 40 /. В книге содержится большой фактический материал, освещаются вопросы формирования и развития взглядов гуманиста, его вклад в развитие передовой европейской культуры, оказавшей воздействие на передовую общественную мысль XVI - XVII вв. В приложении к этому изданию впервые на русском языке публикуется полный перевод произведения Эразма «Жалоба Мира» (об этом сочинении см. выше).

Частично использовалась книга В.П. Бутромеева «Всемирная история в лицах: Позднее средневековье» / 10 /, которая представляет собой энциклопедию для школьников и содержит материал о великих и знаменитых людях, оставивших неизгладимый след в истории.

Значительный интерес по теме дипломной работы представляют работы Ф. Энгельса, в первую очередь «Крестьянская война в Германии» / 37; 38 /, которая написана на основе опубликованных Циммерманом источников, но Энгельс дает им свою интерпретацию, говорит о произволе и засилье католической церкви в Германии, характеризует деятельность немецких гуманистов конца XV - начала XVI века, дает характеристики руководителям крестьянской войны - Мартину Лютеру, Томасу Мюнцеру и др.

Большую помощь при работе над дипломной работой оказали словари по истории средних веков, изданные С.И. Муртузалиевым и А.Т. Рагимовым / 22 /, Е.Д. Смирновой / 32 /, а также словарь «Католицизм» под редакцией Л.Н. Великовича / 15 /, хотя ссылки на них в тексте дипломной не даются.

Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из двух параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.


Глава I. Римско-католическая церковь в Германии


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.