Положение католицизма в начале XVI в — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Положение католицизма в начале XVI в

2020-12-06 84
Положение католицизма в начале XVI в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великий гуманист Дезидерий Эразм Роттердамский родился в 1466 или 1469 г. в Нидерландах, но жил, обучался и писал свои сочинения во многих странах Европы. Эразм (псевдоним, который он сам себе присвоил) родился в голландском городе Роттердаме. С самого детства ему пришлось нелегко; он был незаконным сыном бедного приходского священника и служанки. Его родители рано умерли. С детских лет он испытывал материальные лишения, что было, вероятно, одной из причин побудивших его вступить в монашеский орден. После учебы в монастырской школе Эразм поступил (очевидно, в возрасте восемнадцати лет) в монастырь, куда его привлекли прекрасная библиотека античных авторов и возможность предаваться их изучению и сочинению собственных трудов /25,с.10 /.

Позднее он принял сан священника, но это обстоятельство в дальнейшем никак не отражалось на его положении, образе жизни и мыслей. Монастырские порядки вскоре начинают все сильнее стеснять Эразма, более всего на свете ценившего свободу. Двадцати пяти лет от роду он воспользовался возможностью покинуть монастырскую обитель навсегда: благодаря своей образованности он получил от одного епископа приглашение поехать с ним в качестве секретаря в Италию. И поскольку поездка откладывалась, Эразму удается отправиться в Париж, где он начинает учиться на богословском факультете университета. Впрочем, оттуда он также скоро уходит. Начинается вольная, но в течение долгого времени полная лишений жизнь / 11,с. 70 /.

Эразм проводит ее в странствиях. Он живет то в Англии (где его близкими друзьями становятся Томас Мор (1478 - 1535) канцлер английского короля Генриха VIII и автор знаменитой «Утопии» (полное название этого сочинения - «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В переводе с греческого «топос» - «место», «у» - отрицание «нет», то есть место, которого нет), а также другие известные западноевропейские гуманисты конца XV - первой половины XVI века.), то во Франции, то в Германии, то в Италии, то в Швейцарии. К концу десятых - началу двадцатых годов XVI века уже в европейских масштабах складывается своеобразная «гуманистическая республика» ученых и Эразм стал тогда едва ли не самым авторитетным ее главой. Накануне лютеранской реформации в Германии, да и после ее начала - он весьма влиятельный писатель и мыслитель. Протестантская и католическая партии искали у него поддержки, но Эразм фактически оставался равнодушен и к той, и к другой / 8, с.6/.

Отличаясь хрупким здоровьем, Эразм Роттердамский преодолевает свои болезни и вдохновенно, неутомимо трудится всю свою жизнь, вплоть до последнего дня. Он оставил огромное творческое наследие; многочисленные философские и художественные труды, написанные на великолепной латыни, переводы с греческого, более 3 тысяч писем. Когда Эразм достиг возраста сорока - пятидесяти лет, его имя гремело уже по всей Европе и сильные мира сего - германский император Карл V (1519 - 1556), английский король Генрих VIII Тюдор (1509 - 1547), папы римские Юлий II (1503-1513) и Лев X (1513-1521) добивались чести пригласить его к себе на почетную и высокооплачиваемую должность. Однако гуманист, защищая свою независимость, неизменно отказывался от любых предложений. Эразм умер 12 июля 1536 г. в городе Базеле (Швейцария), в доме сына своего покойного друга Иоганна Фробена - типографа, печатавшего его произведения / 17,с.94 / - философские трактаты и труды древнегреческих и древнеримских философов.

Для римско-католической церкви XVI век ознаменовался крупнейшим кризисом, который в начале столетия, казалось бы, никак не предвещал ни политические успехи Рима, ни блестящий расцвет в этом городе художественной ренессансной культуры, многим обязанной крупным заказам римских пап и их окружения. Папам удалось не только преодолеть последствия соборного движения XV в., пытавшегося ограничить их власть, но и укрепить ее, расширить территорию своего государства, повысить его политическую роль в Италии. Папы модернизировали свой финансовый аппарат и канцелярскую систему и с их помощью довели до небывалого уровня церковные поборы со всех стран, наращивали свои доходы, активно взаимодействуя с крупными итальянскими банками и фирмой братьев Фуггеров.

Папы вели образ жизни великосветских правителей с обширным и роскошным двором, наделяли родню, в том числе своих внебрачных детей, почетными и доходными должностями, дарили племянникам места кардиналов, устраивали массовые продажи выгодных церковных бенефициев ( в католической церкви -доходная должность или земельный участок, получаемый духовными лицами как вознаграждение ).

Продажа должностей давала право на получение платы из папской казны. По существу покупная сумма таких должностей была займом, который предоставлялся папе, а регулярная ежегодная плата по каждой такой должности - процентом по этим займам. Продажа должностей широко практиковалась в начале XVI века в связи с войнами, которые вели папы Юлий II и Лев X. Первый из них создал в своей канцелярии 101 новую должность, выручив таким путем 74 тыс. дукатов. Десять лет спустя, в 1517 г., его преемник, Лев X, готовясь воевать за расширение Папской области, учредил еще ряд должностей, в том числе 31 новую должность кардинала. О финансовом значении этой операции можно судить по тому, что купивший тогда звание кардинала папский врач заплатил за него 30 тыс. дукатов. Из этой операции Лев X выручил 800 тыс. дукатов. За утверждение архиепископа папа получал 19 тыс. золотых гульденов / 27,с.23; 19,с.53- 54 /.

Впечатление устойчивости, великолепия могла создать в начале XVI века внешняя сторона церковной жизни и в Германии. Современники засвидетельствовали грандиозный размах церковного строительства, широчайшее распространение культа святых, Девы Марии и ее матери Анны, почитание икон и мощей, увлечение паломничествами по германским святыням, в Рим, Палестину, в Испанию к гробнице апостола Иакова.

Германия только формально была объединена под властью германского короля, императора Священной Римской империи. Германский король, избранный курфюрстами, получал после коронования в городе Аахене титул короля, а после коронования в Риме - титул императора Священной Римской империи. Фактически германия представляла собой конгломерат самостоятельных феодальных владений, духовных и светских, включая сюда и территории многочисленных имперских городов. В начале двадцатых годов XVI века в империи было 7 курфюршеств, 50 духовных княжеств, 30 светских княжеств, 80 прелатств, 140 графств и баронств, 85 имперских городов, т.е. около 400 самостоятельных политических единиц, не считая владений имперских рыцарей /19,с.27-31 /.

Политическая раздробленность и неограниченный произвол светских и церковных феодалов, бесконечные междоусобные войны (так называемые файды) тормозили развитие общенационального рынка и приводили к пестроте экономического законодательства, огромному количеству таможенных и других пошлин, поборов, налогов и повинностей, разнобою в мерах и весах и в монетной системе.

Насколько эти усобицы мешали нормальной жизни и торговле городов, свидетельствует тот факт, что за 30 лет город Кельн получил от различных феодалов 700 объявлений войны, из которых значительная часть сопровождалась военными действиями и уничтожением садов, виноградников и окрестных деревень / 1,с.57/.

Бессилие центральной власти хорошо прослеживается на примере истории рейхстагов - органов сословного представительства, в которых решающую роль играли курфюрсты. Права и особые привилегии курфюрстов (буквально - князья-избиратели) были признаны и оформлены Золотой буллой Карла IV (1356 г.), они обладали почти полной политической самостоятельностью внутри Германии. Противоречивость интересов членов рейхстага (общеимперский сословно-представительный орган власти) и их нежелание поступаться своими интересами в общенациональных целях приводили к тому, что рейхстаг редко приходил к согласованию по важнейшим вопросам общественной жизни, а отсутствие реальной силы, способной проводить в жизнь его решения, делало последние большей часть неосуществимыми.

Светские князья соперничали друг с другом в собирании христианских реликвий, простой народ набивался в церкви, где католические проповедники, чтобы слушатели не скучали, перемежали серьезные наставления анекдотами и собственными притчами на темы жизни местной паствы.

Рядом с множеством храмов, часовен, монастырей разных «нищенствующих» и духовно-рыцарских орденов действовали многочисленные религиозные братства. В Кельне находилось 20 церквей и свыше 30 монастырей, в городе среднего размера Брауншвейге - 15 церквей и 5 монастырей. Большинство епископских мест занимали выходцы из знати, треть из них принадлежала к княжеским родам. Почетные и выгодные должности членов соборных капитулов (1 - коллегия или совет духовных лиц при епископе, епископской кафедре; 2 - общее собрание членов монашеского или духовно-рыцарского ордена), выбиравших епископат, как правило, заполняли духовные лица их дворянских фамилий.

Низшее духовенство, по уровню обеспеченности мало отличавшееся от своей паствы, составляли преимущественно выходцы из бюргерской и крестьянской среды. На всех ступенях церковной иерархии было распространено стремление сосредоточить в одних руках несколько бенефициев, а необходимое выполнение служб доверить заместителям - викариям. Фонд церковных бенефициев разного рода в Германии был огромен, поскольку церкви принадлежала треть всех земель. При этом духовенство как привилегированное сословие было освобождено от налогов, не подлежало светской юрисдикции / 29, 47-49/.

Позиции римско-католической церкви в Германии были иными, чем в ряде других стран Европы. Во Франции на основе Болонского конкордата 1516 г. назначение на высшие церковные должности контролировалось королем, и церковь фактически стала выразительницей воли главы государства. В Англии и Испании влияние и финансовые притязания церкви также были ограничены сильной королевской властью.

В Германии в конце XV в. предпринимались попытки усилить центральные органы власти, создать общеимперское управление и суд. Борьба за имперскую реформу между императором Максимилианом I (1493 - 1519) и князьями во главе с курфюрстом Бертольдом Майнцским нашла выражение в постановлениях рейхстагов - Вормского 1495 г. и Аугсбургского 1500 г., согласно которым был провозглашен всеобщий мир, учреждены высшие органы: исполнительный - имперское правительство и судебный - имперская судебная палата, устанавливался общеимперсий налог - «общий пфеннинг», для борьбы с нарушителями земского мира и усиления влияния правительства на местах вся империя разделялась на имперские округа (в 1500 г. - 6, в 1512 г. - 10) / 1,с.61/. Однако все эти попытки потерпели провал. Страна оставалась раздробленной, и церковь не встречала здесь реального противодействия. Именно финансовая практика католического Рима вызывала наибольшие нарекания в немецком обществе.

Недовольство в Германии «римским грабежом» в очередной раз попытался использовать император Максимилиан I. По его поручению гуманист Якоб Вимпфелинг в 1510 г. собрал воедино главные претензии в меморандуме под названием «Жалобы германской нации». «Жалобы» направили в Рим. Максимилиан надеялся добиться ограничения платежей и заключения договора с папством по типу соглашения Рима с Францией, что могло приблизить образование в Германии национальной католической церкви. Эту попытку, однако, ждал полный провал.

Церковь располагала собственной системой судов. Церковные суды претендовали на всеобъемлющую юрисдикцию: во-первых, все дела, где одной из сторон выступали духовные лица, во-вторых, все дела, имеющие какое-либо отношение к вопросам веры и церковным таинствам, а также все дела, подпадающие под церковное понятие греха. Хотя церковь наталкивалась в этом отношении на конкуренцию светских судов, все же к ее компетенции могли относиться многие дела, например, дела о невыполнении договора (поскольку договор связан с клятвенным обещанием соблюдать его), следовательно - и дела кредиторов против неисправных должников.

Кредиторы, даже из римлян, предпочитали передавать иски по взиманию долгов в церковные суды, так как последние налагали тяжелые и потому более эффективные наказания. Такими наказаниями были, кроме штрафов, отлучение от церкви (анафема) и интердикт - полный или частичный запрет совершать богослужение и религиозные обряды в пределах той или иной территории, иногда - по отношению к определенным лицам. Церковь часто пользовалась этими наказаниями и при противодействии ее мероприятиям и нарушении ее привилегий. Нередко интердикту подвергались целые города за то, что они облагали духовенство налогами или иначе ущемляли его интересы / 14,с.270-271; 21,с.75-76 /. В руках католической церкви интердикт служил мощным средством давления на государей и феодалов; использовался в борьбе с народными движениями и ересями.

Церковные суды не менее светских были известны продажностью, пристрастностью и невежеством своих судей. Они пользовались дурной славой у населения, а их посланцы, выведывавшие какие дела можно было бы затребовать в церковный суд, часто подвергались избиению. Церковь получала значительный доход в виде судебных штрафов и пошлин, так как даже снятие отлучения сопровождалось уплатой пошлины за соответствующую грамоту.

Денежные сборы из Германии поступали в папскую курию через посредство Фуггеров. Это были громадные средства, которые включали регулярные отчисления от уплаты десятин (большая и малая церковные десятины) и других церковных сборов, платы за назначение на различные духовные должности (особенно велики были суммы за знаки епископского достоинства), деньги за освобождение от церковных предписаний (например, за нарушение поста), штрафы, заменившие наказания прегрешившим, перечисления в пользу Рима полугодовых доходов от тех, кто получил новый бенефиций, выплаты всех поступлений с церковных мест, которые оказались вакантными (что не раз становилось предметом злоупотреблений), и т.д. Крупные суммы денег давала торговля «отпущением грехов» - индульгенциями. Индульгенция (от латинского - снисходительность, милость) - полное или частичное «отпущение грехов», которое оформлялось в виде специальных грамот от имени папы римского. Согласно учению католицизма, церковь обладает запасом «божественной благодати» в силу заслуг Христа и святых, и на этом основании она может отпускать грехи людям. Индульгенции продавались за деньги и являлись источником наживы для духовенства. Требование прекращения продажи индульгенций стало одним из главных лозунгов Реформации / 31,с. 38-40; 36,с. 42-43/.

Немецкий церковный клир (совокупность всех служителей церкви) в свою очередь не только перенимал методы финансовой политики Рима, но и сам демонстрировал образцы непомерной алчности, цинизма, беззастенчивой жажды наживы и власти.

Примечательным образцом вседозволенности в церковной практике стало быстрое возвышение молодого марграфа (феодальный князь) Альбрехта Бранденбургского. Получив финансовую поддержку братьев-банкиров Фуггеров, с которыми он рассчитывал расплатиться частью будущих доходов, Альбрехт затратил в Риме и в Германии колоссальные суммы на получение церковных должностей: сначала он стал архиепископом (духовное звание, присваиваемое отдельным епископам и дающее право надзора за другими епископами) Магдебурга и управителем епископства Хальберштадт, годом позже - архиепископом Майнца. Объединив в своих руках власть над тремя епископствами, в том числе крупнейшим немецким диоцезом (административный округ во главе с епископом), Альбрехт по сути за деньги сделался первым по значению немецким князем, ранг которого шел следующим после императора. Вскоре он добился и сана кардинала - это второй по значимости ранг в иерархии католической церкви после папы.

Церковь держала в своих руках систему образования, причем осуществлялось это или непосредственно (церковные школы, теологические факультеты в университетах) или путем идеологического контроля над светскими школами и университетами. Теоретически католическая церковь продолжала претендовать на господствующее положение в феодальной Германии.

Политика папского Рима вызывала недовольство всех слоев населения Германии, в том числе и немецкого духовенства, главным образом низшего. Его возмущали произвольное распоряжение со стороны папской курии церковными должностями и доходами в Германии, значительная часть которых, вопреки обычаям и церковным правилам, раздавалась в Риме чиновникам и служителям папского двора, большие налоги в пользу папы. Например, так называемые аннаты - полугодовой доход с каждого вновь вступившего в церковную должность, или «турецкий налог», собиравшийся для организации крестового похода против турок, но шедший на нужды папы и т.п. Недовольство вызывало и покровительство так называемым нищенствующим орденам, наделяемым привилегиями в ущерб мирскому духовенству, т.е. приходским священникам / 4,с.85-85; 11,с.71-72 /.

Злоупотребления и произвол римской курии были настолько вопиющими, что против них выступало также и высшее духовенство. Оно было недовольно высокими поборами за утверждение в сане, назначением новых налогов и сборов, продажей индульгенций без согласования с немецкими князьями церкви, игнорированием канонических выборов на церковные должности и произвольные назначения на них папских кандидатов, нарушением юридических прав духовных князей и т.д. / 16,с.152-154/.

Но и внутри церкви, несмотря на принадлежность к одному вероисповеданию, не было единства. Наряду с высшим (архиепископы, епископы, аббаты, приоры, каноники) и средним (главным образом - городские священники) духовенством существовала огромная армия низшего духовенства - деревенские священники, викарии (заместители священников), выполнявшие в качестве наемных лиц все обязанности священнослужителей вместо владельцев приходов, множество низших церковнослужителей - дьяконов, кистеров, служек, а также простых монахов. Условия жизни низшего «плебейского» духовенства (близкие к условиям жизни крестьянства) резко отличались от условий жизни высших собратьев, поэтому идея реформы церкви была очень популярна в среде низшего духовенства.

Поводов для недовольства было достаточно у всех сословий. Для крестьян церковь, обладавшая громадными землями, часто была более жестким феодальным господством, чем даже светские феодалы. Так, в Кемптенском аббатстве крестьян, даже зажиточных, полностью разоряли посмертным побором, доходившим до половины всего наследуемого имущества, принуждали письменно признавать себя в личной зависимости от аббатства /23,с.214-215/ и т.п.

Монастыри занимались ремеслом: главным образом ткацким в женских монастырях и виноделием - в мужских. Продукция их не облагалась пошлинами и потому могла успешно конкурировать с продукцией ремесленников в городах и крестьян, что вызывало большое недовольство последних.

В городах, особенно епископских, церковь интенсивно расширяла свои земельные владения, полученные путем дарения, пожертвований на помин души, завещаний (часто в ущерб прямым наследникам) и главным образом покупкой рент с недвижимости горожан.

Поскольку церковная недвижимость не могла отчуждаться (право мертвой руки), то она увеличивалась быстрыми темпами. Так, во Франкфурте на Майне уже в конце XIV в. церковь владела одной третью всех городских земель и имела столько рент, что большая часть горожан находилась в полной зависимости от нее /19, с.62-63 /.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.