Тема 3. Раннехристианское искусство. Живопись катакомб. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 3. Раннехристианское искусство. Живопись катакомб.

2020-12-06 149
Тема 3. Раннехристианское искусство. Живопись катакомб. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предпосылки и условия возникновения христианского искусства. Приспособление античной формы к христианскому содержанию. Ранние формы богослужения. Катакомбы - второй этап литургической жизни Церкви. Первые исследователи катакомб: Бозио (16 в.) и Росси (19 в.). Росписи катакомб, их символическое значение. Рельефные изображения на саркофагах. Языческие мотивы в росписях катакомб. Изображения Христа в катакомбах в образе Орфея, в виде доброго Пастыря, античный образ Христа, древнейший образ Христа византийского типа. Изображения Божией Матери. Ставрография.

Оценка античного и христианского искусства в трудах христианских апологетов. Татиан - "Речь против эллинов". Афинагор Афинский. Минуций Феликс. Упадок языческих религий. Соотношение понимания красоты в язычестве и христианстве. Оценка с нравственной стороны. Воцерковление античных представлений о красоте. Отношение апологетов к изображению. Тертуллиан об искусстве и Церкви. Значение его высказываний для изучения древнейшего этапа церковного художественного творчества.

Взгляды на искусство «великих каппадокийцев» - Василия Великого и Григория Нисского. Общая теория прекрасного св. отцов. Бог как художник и творец мира. «Беседы на Шестоднев», «Толкование на псалмы» свт. Василия Великого. Определение прекрасного по Василию Великому. Понятие гармонии. Соотношение понятий «прекрасное» и «целесобразное». Зрение как символ высшего духовного знания. Обманчивость зрения. Ложность чувственного восприятия. Василий Великий о целях христианского искусства. Изображение как книга для безграмотных. «Слово на день мученика Варлаама» свт. Василия Великого. Функция слова и изображения, их различие. Отличие красоты от доброты. «Беседа о Духе Святом» свт. Василия Великого. Учение Василия Великого о человеке как образе Божием.

Тема 4. Иконоборчество. Трулльский Пято-шестой собор 692 года.

Формирование христианского взгляда на изображение в 73, 82 и 100 правилах Трулльского Собора. Преп. Нил Синайский об изображениях в храме. Начало иконоборческого движения, его причины. Император Лев Исавр. Злоупотребления в отношении икон. Влияние мусульманства и иудаизма на иконоборчество. Эльвирский Собор в Испании. Сопротивление иконоборчеству на Западе. Послания свт. Григория, папы Римского, к императору Льву Исаврянину “О святых иконах”. Усиление гонений при Константине Копрониме. Иконоборческий собор 754 г. Продолжение иконоборчества и его поражение. Восстановление иконопочитания св. царицей Ириной после смерти Константина Копронима в 775 г. Новое иконоборчество после смерти царицы Ирины (умеренный иконоборец император Никифор, активный иконоборец Лев Армянин с 813 г.). Трактат Иоанна Грамматика о пользе иконоборчества. Защитники иконопочитания преп. Иоанн Дамаскин, преп. Феодор Студит, патриархи Константинопольские Герман, Никифор, Фотий. Иконоборческий собор в Константинополе 821 г., его более умеренные решения (иконы идолами считать нельзя, но надо их уничтожать). Жестокие преследования с казнями и пытками. Затишье после смерти Льва Армянина. Анафема иконоборцев Собором 842 г. и подтверждение иконопочитания при царице Феодоре. Установление праздника Торжества Православия в 843 г. Подтверждение иконопочитания на последующих соборах: Двукратном 861 г., соборе 869-870 гг. и на соборе 879-880 гг. Мозаики церкви Успения в Никее (VII – IX вв.).

Седьмой Вселенский Собор 787 г.

История и постановления Собора. Догмат иконопочитания. Связь иконопочитания с благочестием. Икона как святыня. Разделение понятий «поклонение» (только Богу) и «почитание» (святых, икон) – относительное поклонение Богу через святых или иконы. Почитание икон и мощей наравне с Крестом и Евангелием. Об имени Божием и о надписании икон. Образ и имя. Философия имени. Полемика о двух природах во Христе. Принадлежность иконописного творчества отцам, а исполнения – иконописцам. Анафема иконоборцам (низложение клириков и отлучение мирян). Каролинговы книги, составленные через три года после Собора по инициативе и от имени Карла Великого, провозглашающие средний путь – признания икон как украшения церквей и как памятников, напоминающих о прошедшем (без религиозного отношения к иконам). Католический взгляд. Отвержение иконопочитания Франкфуртским собором 793 г. Официальное отвержение впоследствии католиками этого собора и принятие ими VII-го Вселенского. Обратная ситуация в реальной жизни католической Церкви.

Византийское искусство IV – VIII вв. Раздел Римской империи в 395 г. на западную и восточную части. Основание св. равноап. Константином столицы восточной части на месте небольшого античного полиса «Византий» - Константинополя. Сложение основ художественного образа и языка. Переработка античных традиций. Симфония Церкви и государства при императоре Юстиниане (527 – 565 гг.) – расцвет церковного искусства. Строительство собора св. Софии в Константинополе (532 – 537 гг.). Первые иконы и мозаики VI в. монастыря св. Екатерины на Синае: Христос Пантократор, св. ап. Петр, Богоматерь на троне со свв. Феодором и Георгием, свв. Сергий и Вакх. Техника энкаустики. Римские иконы. Мелкая пластика, скульптура и эмаль. Римские мозаики IV – V вв.: в церквах св. Констанцы, св. Пуденцианы, Санта Мария Маджоре. Мозаики Равенны V – VI вв.: мавзолей Галлы Плацидии, Арианский баптистерий, Баптистерий православных, церкви Сан Витале, Сан Аполлинаре Нуово и Сан Аполлинаре ин Кляссе, Архиепископская капелла. Солунские мозаики V – VII вв.: Осиос Давид (V в.), базилика св. Димитрия (VII в.)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.