История южных и западных славян — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История южных и западных славян

2020-12-06 143
История южных и западных славян 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля):

Введение в исторический анализ. Польша и Франция в XIII – XX вв.  (компаративные и междисциплинарные подходы)

Уровень высшего образования:

Бакалавриат

Направление подготовки (специальность):

46.04.01 "История"

 

Направленность (профиль) ОПОП:

История южных и западных славян

 

Форма обучения:

очная

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры истории южных и западных славян

(протокол № 1 от 2 сентября 2020 г.)

 

Москва 2020


 

Рабочая программа дисциплины «Введение в исторический анализ: Польша и Франция в XIII – XX вв. (компаративные и междисциплинарные подходы)»  разработана в соответствии с самостоятельно установленным МГУ образовательным стандартом (ОС МГУ) для реализуемых основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки «История» программы бакалавриата, реализуемых последовательно по схеме интегрированной подготовки в редакции приказа МГК от 30 декабря 2016 г.

 

Год (годы) приема на обучение   2020  

 

1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО: относится к вариативной части ОПОП ВО

2. Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия (если есть): предварительных условий нет.

3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников.

Компетенции выпускников (коды) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с компетенциями
способность использовать в исторических исследованиях углубленные знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (СПК-1.М) Знать: принципиально важные понятия в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографиии методов исторического исследования по истории Европы и России Уметь: осознанно использовать в исторических исследованиях основные знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования  
способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, владение нормами литературного языка изучаемой страны и функциональными стилями речи, умение ставить и решать коммуникативные задачи в научной сфере общения (СПК-4.М) Знать:  достаточной объем специализированной лексики для чтения исторической литературы, необходимой для освоения программы курса. Уметь:  ставить и решать коммуникативные задачи в научной сфере общения, необходимые для презентации своих знаний по темам курса  
   
Способность самостоятельно анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7.М) Знать: спорные вопросы истории Европы и итоги изучения основных этапов политического и культурного развития европейских стран. Уметь: ориентироваться в классической и современной проблематике исторического анализа.

4. Формат обучения: очный

 

5. Объем дисциплины (модуля) составляет 3 з.е., в том числе 36 академических часа, отведенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, 72 академических часов на самостоятельную работу обучающихся.

6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий

 

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),

Форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

В том числе

Контактная работа
(работа во взаимодействии с преподавателем)

Курс читается с 17.09 по четвергам, 18.10-19.40, ауд. Е 618.

Обязательное и рекомендуемое чтение к темам курса.

1.

Что такое – «исторический анализ»? Предмет курса. Обзор проблематики курса. Подходы. Требования.

Из рекомендуемого (необязательного) чтения:

Об опыте компаративистских и междисциплинарных исследовательских проектов общественно-научного объдинения Истфака МГУ «Центр украинистики и белорусистики» и ЛМИ ВШЭ см.: www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel; www.medieval.hse.ru). 

Словарь историка. Отв. ред. Н. Оффенштадт. Сост. Г. Дюфло, Э. Мазюрель, Н. Оффенштадт. М.: Росспэн, 2011 (= Les mots de l’historien. Toulouse: Pr.Un. du Mirail, 2006).

 

****

Агирре Рохас К. А. “Анналы” и марксизм (десять тезисов о методологических парадигмах) // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1993. С. 101 - 107

Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М.: Европа, 2007

Афанасьев Ю.Н. Ф. Бродель и его видение истории// Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986 (то же в: Новая и новейшая история, 1985, № 5)

Бессмертный Ю. Л. Кризис “Анналов”? // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1993.С. 107-111 (+дискуссия, с. 111 - 122)

Бессмертный Ю. Л. Новая демографическая история // Одиссей. 1994. М., 1994

Бессмертный Ю.Л. История на распутье // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1993. С. 3 - 15

Бойцов М. А. Вперед, к Геродоту! // Казус. 1999. Индивидуальное и уникальное в истории. Под ред. Ю.Л. Бессмертного и М. А. Бойцова. М., 1999. С. 17-41 + дискуссия по статье М.А. Бойцова, с. 42-75 (Статья помещена и на сайте Истфака МГУ)

Валлерстейн И. Что после “Анналов” (Судьбы и перспективы историографического направления) // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1993. С. 94-101

Глезерман Г.Е. Исторические условия и деятельность человека // Философия и современность. М., 1971.

Гуревич А. Я. Загадка школы “Анналов”. Революция во французской исторической науке” или Об интеллектуальной ситуации современного историка // Arbor mundi, 2 (1993), c. 168 - 178

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа “Анналов”. М., 1993

Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории, 1991, № 2/3,С. 21-36

Гуревич А. Я. Общий закон и конкретная закономерность в истории // Вопросы истории, 1965, № 8. С. 14-30 (полезно до сих пор!)

Гуревич А. Я. Послесловие. Жак Ле Гофф и “новая историческая наука” во Франции // Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 352 - 373

Гуревич А. Я. Проблема исторического синтеза и школа “Анналов”. М., 1994

История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996

Как мы пишем историю? Penser l'histoire. Москва: РОССПЭН, 2013.

Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. М.: РГГУ, 2003.

Келле В. Ж. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к анализу исторического процесса // Цивилизации. Вып. 2. М., 1993. С. 26-34

Мак-Нил В. Цивилизация, цивилизации и мировая система // Цивилизации. Вып. 2. М., 1993. С. 18-26

Миронов Б.Н. Историк и социология. Л., 1984

Поршнев Б.Ф. Мыслима ли история одной страны? // Историческая наука и некоторые проблемы современности. М., 1969

Савельева И.М., Полетаев А.В. Значение и смысл «истории» - Неклассическое наследие. Андрей Полетаев. Отв. ред. И.М. Савельева. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. С. 199-249 (впервые: Homo historicus. К 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного. Ч. 1 М.: Наука, 2003. С. 312-360.

Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1993

Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX в. Еватеринбург, 2002.

Февр Л. Историзирующая история // Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 67-71

Шемякин Я. Г. Теоретические проблемы исследования феномена альтернативности // Анналы. Научно-публицистический сборник. Вып.3. Альтернативность истории. Под ред. Я.Г. Шемякина и А. В. Коротаева. Донецк, 1992. С. 12-75

2.

Что такое с равнительный подход к истории европейских обществ? Как такой подход применить к истории Польши и Франции?

Обязательное чтение:

Вебер М. Предварительные замечания. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 44-60.

Из дополнительного рекомендуемого чтения:

Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках // Философия и методология истории. Под ред. И. С. Кона. М., 1977. С. 143-166

Вульф Л. Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: НЛО, 2003

Флоря Б.Н. Центральная Европа в Европе Средневековья // Центральная Европа как исторический регион. М., 1996. С. 26-48.

Бибо И. О бедствиях и убожестве малых восточноевропейских государств // Бибо И. О смысле европейского развития и другие работы. Москва: «Три квадрата», 2004. С. 159-262

Горский А.А. Средневековая Русь. О чем говорят источники? М.: Ломоносов, 2016. С. 182-192 (глава 15, «Холопство» московской знати»)

Кром М.М. Рождение государства Нового времени в России и в Европе: сравнительно-историческая перспектива // Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века. Спб.: Изд-во СПБГУ, 2006. С.27-36.

Кром М. М. Введение в историческую компаративистику. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб., 2015 (глава 5: История России в сравнительной перспективе).

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 1998. P. 3-2 («Введение»), 554-572 («Заключение. К характеристике российской государственности»).

Джемелли Дж. Сравнительная история от Марка Блока до Фернана Броделя: пример энтропии? // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”. Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1993. С. 145 -149

 

3.

Что такое междисциплинарный подход к истории европейских обществ? Загадочные «структуры большой длительности» в истории Европы (примеры из истории Польши и Франции).

 

Обязательное чтение:

Успенский Б.А. Historia sub specie semioticae // Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 50-59 (перепечатано из: Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 286-292)

Мэтьюз Т. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе // Византийский храм. Литургия и искусство / Редактор-составитель А.М. Лидов. СПб.: ДБ,1994. С. 7-16

Из дополнительного рекомендуемого чтения:

Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность. // Философия и методология истории. Под ред. И. С. Кона. М., 1977. С. 115-142

Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии, 1990. № 4. С. 23-35

Гуревич А. Я. Проблемы ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989. С. 75-89

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М.:НЛО, 2002

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Спб., 1994 (Искусство жизни - с. 180 - 209; Итог пути - с. 210 - 230)

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993 (Глава 2. Примитивный человек и его поведение. С. 65 -125)

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979 (Глава 2. Мы и они. С. 73 -126)                                   

Уваров П.Ю. Социальная история Франции и её судьбы во второй половине XX в. // Уваров П.Ю. Франция XVI века. Опыт реконструкции по нотариальным актам. М.: Наука, 2004. С. 24-70 

Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии, 1988, № 1

Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294 — 1324). Екатеринбург, 2001.

Мочалова В.В. Мир наизнанку. Народно-городская литература Польши XVI-XVII вв. М., 1985.

Пример критики семиотического подхода в “новой исторической науке”: Бойцов М.А. Скромное обаяние власти (к облику германских государей XIV - XV вв) // Одиссей. Человек в истории. 1995. Представления о власти. М., 1995. С. 37-66 (+ дискуссионные выступления Гуревича и Баткина, там же, с. 66-78

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2015 (очень ценное предисловие Телятниковой)

Гинзбург К. Сыр и черви. М., 2000.

Дэвис Н.З. Возвращение Мартина Герра. М., 1990.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. M., 1991.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 2003.

Эмар М. Аграрная история: от изучения экономики к исторической антропологии // Споры о главном. М., 1993. С. 130 - 137

 

4.

Что такое эмпирический подход в исторических исследованиях? Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины.

Обязательное чтение:

Дмитриев М. В. Источники по истории Польши. До конца XVIII в. // Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период. Под ред. Л. П. Лаптевой. М.: Издательство МГУ, 1999. С. 110-156 (раздел «Допрос источника»)

Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских. Пер. Л. М. Поповой. М., 1961 (переиздано в: Славянские хроники. Сост. А.И. Цепков. Спб., 1996. С. 325-412). Первые десять глав (все главы – очень краткие).

Из дополнительного рекомендуемого чтения:

Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти частях / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. Ч. 1 – 4. М., 1995.

Стасюлевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. 1—3. СПб. (Пг.). (любое издание)

Хроники и документы времен Столетней войны / Пер. М.В. Аникиева. СПб., 2005.

Введение в специальные исторические дисциплины / Под ред. Т.П. Гусаровой. М., 1990.

Гуревич А. Я. Что такое исторический факт // Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. М., 1969

Гуревич А. Я. Язык исторического источника и средневековая действительность // Труды по знаковым системам. Вып. 7. Тарту, 1975

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Добиаш-Рождественская O.A. История письма в средние века. 3-е изд. М., 1987.

Киселева Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи. (Рукописная книга в Западной Европе). Л., 1978.

Крылова Ю.П. Автор и общество в позднесредневековой Франции. «Книга поучений дочерям» Жоффруа де Ла Тура Ландри. М.: Индрик, 2014

Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.

Люблинская А.Д. Латинская палеография. М., 1969.

 

5.

Феодализм, феодальная собственность, собственность «вообще» в истории Европы. Примеры из истории Франции и Польши.

Обязательное чтение:

Дубровский И.В., Уваров П.Ю. Феодализм в представлении современных медиевистов // Всемирная история. Т.2. Средневековые цивилизации Запада и Востока. Отв. ред. П.Ю. Уваров. М, Наука, 2012. С.16-32

Горский А.А. Средневековая Русь. О чем говорят источники? М.: Ломоносов, 2016. P. 49-70 (глава 4, «Феодализм»: «классическая» модель и действительность»)

 

Из дополнительного рекомендуемого чтения:

Эйнхард. Жизнь Карла Великого / Вступит. статья, пер., прим., указ. М.С. Петровой. М., 2005.

Блок М. Характерные черты французской аграрной истории. М., 1957.

Феодализм перед судом историков // Одиссей. Человек в истории. 2006. М.: Наука, 2006. С. 5-200. В несколько измененном виде: Феодализм: понятие и реалии. Под ред. А.Я. Гуревича, С.И. Лучицкой и П.Ю. Уварова. М.: ИВИ РАН, 2008.

Геро А. “Анналы” и проблема динамики феодальной системы // Споры о главном. М., 1993. С. 137 -144

Гуревич А. Я. Проблема земельной собственности в дофеодальных и раннефеодальных обществах // Вопросы истории, 1968, № 4. С. 88-105 (более или менее соответствует: Гуревич А. Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970 - очень полезно!)

Гуревич А. Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970 (переиздано как: Гуревич А. Я. Начало феодализма в Европе // Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. Москва-СПБ: Университетская книга, 1999. С. 189-342).

Старостин Д. Н. Между Средиземноморьем и варварским пограничьем. Генезиc и трансформация представлений о власти в королевстве франков. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.

Тубер П. “Анналы” и изучение аграрной истории // Споры о главном. М., 1993. С. 123 - 130

Уваров П.Ю. Заключение. «Роскошь феодализма» // Всемирная история. Т.2. Средневековые цивилизации Запада и Востока. Отв. ред. П.Ю. Уваров. М, Наука, 2012. С.810-818.

Тамм С. Собственность. М.: Социум, 2010 (перевод с немецкого)

Польская С. А. Христианнейший король. Образы власти в репрезентативных стратегиях французской монархии (IX-XV вв.). М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.

Уваров П.Ю. Под сводами Дворца Правосудия. Семь юридических коллизий во Франции XVI века. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

Кириллова Е.Н. Корпорации раннего Нового врению Ремесленники и торговцы Реймса в XVI - XVIII вв. М.: Наука, 2007.

Цатурова С. К. Офицеры власти. Парижский Парламент в первой трети XV века. М., 2002.

Цатурова С.К. Формирование института государственной службы во Франции XIII-XV веков. М., 2012.

Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. М., 2010.

 

 

6.

8.

9.

10.

«Социальная дисциплинаризация» в истории Польши и Франции Нового времени.

Обязательное чтение:

Корзо М.А. Функции школы в свете постановлений церковных синодов и школьных уставов Речи Посполитой конца XVI – XVII в. // Между Москвой, Варшавой и Киевом. М., 2009. С. 21–35.

Корзо М.А. Контроль за соблюдением норм сексуальной морали в польской деревне XVII-XVIII вв. // Соцiум. Альманах соцiальноï iсторiï. Вип. 2. Киïв: Iнститут iсторiï Украïни НАН Украïни, 2003. С. 165-184.

 

Из дополнительного рекомендуемого чтения:

Внутренняя политика французского абсолютизма. 1633—1649 / Под ред. А.Д. Люблинской. М.;Л., 1966.

Копосов Н.Е. Высшая бюрократия во Франции XVII в. Л., 1990.

Корысь П. Крепостная зависимость, панщина и их наследие в Польше // Новое литературное обозрение. 2016. № 5. С. 94-108

Якубский В.А. Основные проблемы истории крестьянства Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 3. Крестьянство Европы в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. М.: Наука, 1986. С. 234-248

Якубский В.А. Польское крестьянство в 16 – середине 19 в. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 3. Крестьянство Европы в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. М.: Наука, 1986. С. 248-272

Крузэ Д. Король и насилие: из истории французского абсолютизма XVI в. Пер. Ю.В. Ткаченко // Французский ежегодник 2005. Абсолютизм во Франции. К 100-летию Б.Ф. Поршнева (1905-1972). М., 2005. С. 150-173. 

Элиас Н. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии / Пер. с нем. А.П. Кухтенкова, К.А. Левинсона, А.М. Перлова, Е.А. Прудниковой, А.К. Судакова. М.: Языки славянской культуры, 2002.

Тилли Ч. Принуждение, капитал и европейские Государства. 990 — 1992. М., 2009.

Шишкин В. В. Эволюция французского королевского двора в конце XVI ‒ первой трети XVII в.  // Средние века. М.: Наука, 1997. Вып. 59. С. 137-155.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999

Хеншелл Н. Миф абсолютизма. СПб., 2003.

Блюш Ф. Людовик XIV. М., 1998.

Люблинская А. Д. Франция при Ришельё: Французский абсолютизм в 1630—1642 гг. Л., 1982.

Люблинская А. Д. Французские крестьяне в XVI—XVIII вв. Л., 1978.

Малов В. Н. Фронда. М., 2009.

Малов В.Н. Ж.Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и французское общество. М.. 1991

Неклюдова М.С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV. М., 2008.

Новоселов В.Р. Последний довод чести. Дуэль во французском обществе XVI — XVII вв. СПб., 2005.

 

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Может ли историк делать прогнозы? Польша, Франция, Европа, «Запад», 1980 - 2020.

Обязательное чтение:

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2005. Глава 4 («Мировая либеральная революция»).

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2014. Предисловия З. Бжезинского и С. Хантингтона; глава 10 («От войн переходного периода к войнам по линии разлома»).

Из дополнительного рекомендуемого чтения:

Васильев Л.С. Всеобщая история. Том 6. Современность и глобальные проблемы человечества. М.: КДУ, 2013

Крастев И. После Европы. М., 2018.

Харари Ю. 21 урок для XXI века. М.: Синдбад, 2019. Часть 1, («Технологический вызов").

Харари Ю. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2018.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2004. Предисловие и глава 6 («Почему нам следует беспокоиться?»).

Фукуяма Ф. Угасание государственного порядка. Пер. с англ. К.М. Королева. М.: АСТ, 2017

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2005. Глава 1 («Наш пессимизм»).

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2014 (перевод книги: Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York: Simon and Schuster, 1996).

Шнирельман В.А. Глобализация и конфликты // Этничность и религия в современных конфликтах. Отв. ред. В.А. Тишков и В.А. Шнирельман. М.: Наука, 2012. C. 4-22 (вводная статья).

Лыкошина Л. С. Политическое сознание и политическая культура польского общества 80-х гг. М., 1991.

Рунов В. Мечислав Раковский (Польша) // О них говорят (20 политических портретов) / Изд. А. Красиков, С. Воловец, Б. Шестаков. М.: Политиздат, 1989. С. 252-277.

Политическая история стран Восточной Европы после 1945 г. в зарубежных исследованиях. Сборник рефератов. Вып. 1. М., ИНИОН, 1991

Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. с. 101-122.

Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000.

Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация // Новая индустриальная волна на Западе. Под ред. В. Иноземцева. М., 1999

Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: «Academia» - «Наука», 1998

Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.: «Academia» - «Наука», 1999

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С.142-170 (глава 9, «Научная траектория»).

Олбрайт М. Религия и мировая политика. М.: Альпина бизнес букс, 2007.

Формы контроля знаний студентов.

 

Самостоятельная работа в данном курсе предполагает:

 

а) чтение и конспектирование обязательной литературы;

 

б) пробный анализ отдельных исторических источников;

 

в) еженедельную подготовку устных комментариев по заданному чтению и поставленным вопросам;

 

г) подготовку развернутого аналитического плана  по одной из тем, сопряженных с программой курса.

 

Во время экзамена студенты должны будут написать за 25-30 минут аналитический план по проблематике «вытянутого» билета и ответить на дополнительные вопросы из программы курса.

 

 

 

7. Фонд оценочных средств (ФОС) для оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю)

 

7.1. Типовые контрольные задания или иные материалы для проведения текущего контроля успеваемости:

 

Примерный список тем аналитических планов:

 

«Структуры большой длительности» в истории «большой Европы» (примеры из истории Польши и Франции).

Сравнительная история: ее возможности и ограничения (примеры из истории Польши и Франции).

Междисциплинарные подходы в историческом анализе: примеры из истории Польши и Франции.

Первоисточники и эмпирика в историческом анализе: примеры из истории Польши и Франции.

Средневековые феодальные традиции как «структуры большой длительности» в истории Европы (примеры из истории Польши и Франции).

Гуманизм и гуманистические ценности в христианских культурах Средних веков и Нового времени (примеры из истории Польши и Франции).

Протестантская конфессионализация в истории Польши и Франции.

Католическая конфессионализация в истории Польши и Франции.

«Социальная дисциплинаризация» в истории Польши и Франции.

Культура Просвещения в контексте структур и конъюнктур развития Польши и Франции. 

«Де-христианизация» и секуляризация в истории Польши и Франции.

Религиозное насилие в истории Польши и Франции раннего Нового времени.

Веротерпимость в истории Польши и Франции раннего Нового времени.

Противоречия процессов модернизации в истории Польши и Франции.

Религиозные традиции и социальные аспекты модернизации в Польше и Франции в XIX в.

Генезис социализма в Польше и Франции в контексте средневековых традиций.

Антиклерикализм и атеизм в культуре Польши и Франции XIX- XX в.

Война 1914-1918 гг. как фактор развития Польши и Франции как предмет исторического анализа.

Противоречия и кризисы межвоенного периода (1918-1939 гг.) в истории Польши и Франции как предмет исторического анализа.

Война 1939-1945 гг. как фактор развития Польши и Франции как предмет исторического анализа.

Католицизм и христианские ценности в обществе ПНР и Франции (после 1945 г.).

Традиции «домодерной» истории и опыт социалистического движения в Польше и Франции.

Опыт социализма в ПНР: свет и тени.

Развитие Франции в 1944-1980 гг.: свет и тени

Аспекты современного кризиса европейских стран: опыт Польши и Франции.

Опыт польского социализма в контексте современного кризиса Центральной Европы и Европы в целом.

Христианские традиции и христианские ценности в современных обществах Польши и Франции.

 

 

_________________________________________

7.2. Типовые контрольные задания или иные материалы для проведения промежуточной аттестации.

 

Примерный список контрольных вопросов (экзамен):

Контрольные вопросы экзамена соответствуют темам, составившим программу курса.

 

 

ШКАЛА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ результатов обучения (РО) по дисциплине (модулю)

Оценка РО и соответствующие виды оценочных средств 2 3 4 5
Знания (виды оценочных средств: реферат, экзамен) Отсутствие знаний спорных вопросов истории Франции и Польши; принципиально важных понятий в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографиии методов исторического исследования Фрагментарные знания спорных вопросов истории Польши и Франции; принципиально важных понятий в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографиии методов исторического исследования по истории южных и западных славян. Общие, но не структурированные знания спорных вопросов истории Польши и Франции; принципиально важных понятий в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографиии методов исторического исследования по истории южных и западных славян. Сформированные систематические знания спорных вопросов истории Польши и Франции; принципиально важных понятий в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографиии методов исторического исследования по истории южных и западных славян.
Умения (виды оценочных средств: реферат, экзамен) Отсутствие умения ориентироваться в проблематике курса; ставить и решать коммуникативные задачи в научной сфере общения, необходимые для презентации своих наработок В целом успешное, но не систематическое умение в проблематике курса; ставить и решать коммуникативные задачи в научной сфере общения, необходимые для презентации своих наработок. В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение в проблематике курса; ставить и решать коммуникативные задачи в научной сфере общения, необходимые для презентации своих наработок. Успешное и систематическое умение ориентироваться в проблематике курса;; ставить и решать коммуникативные задачи в научной сфере общения, необходимые для презентации своих наработок.

 

8. Ресурсное обеспечение:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля):

Введение в исторический анализ. Польша и Франция в XIII – XX вв.  (компаративные и междисциплинарные подходы)

Уровень высшего образования:

Бакалавриат

Направление подготовки (специальность):

46.04.01 "История"

 

Направленность (профиль) ОПОП:

История южных и западных славян

 

Форма обучения:

очная

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры истории южных и западных славян

(протокол № 1 от 2 сентября 2020 г.)

 

Москва 2020


 

Рабочая программа дисциплины «Введение в исторический анализ: Польша и Франция в XIII – XX вв. (компаративные и междисциплинарные подходы)»  разработана в соответствии с самостоятельно установленным МГУ образовательным стандартом (ОС МГУ) для реализуемых основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки «История» программы бакалавриата, реализуемых последовательно по схеме интегрированной подготовки в редакции приказа МГК от 30 декабря 2016 г.

 

Год (годы) приема на обучение   2020  

 

1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО: относится к вариативной части ОПОП ВО

2. Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия (если есть): предварительных условий нет.

3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников.

Компетенции выпускников (коды) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с компетенциями
способность использовать в исторических исследованиях углубленные знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (СПК-1.М) Знать: принципиально важные понятия в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографиии методов исторического исследования по истории Европы и России Уметь: осознанно использовать в исторических исследованиях основные знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования  
способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, владение нормами литературного языка изучаемой страны и функциональными стилями речи, умение ставить и решать коммуникативные задачи в научной сфере общения (СПК-4.М) Знать:  достаточной объем специализированной лексики для чтения исторической литературы, необходимой для освоения программы курса. Уметь:  ставить и решать коммуникативные задачи в научной сфере общения, необходимые для презентации своих знаний по темам курса  
   
Способность самостоятельно анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7.М) Знать: спорные вопросы истории Европы и итоги изучения основных этапов политического и культурного развития европейских стран. Уметь: ориентироваться в классической и современной проблематике исторического анализа.

4. Формат обучения: очный

 

5. Объем дисциплины (модуля) составляет 3 з.е., в том числе 36 академических часа, отведенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, 72 академических часов на самостоятельную работу обучающихся.

6. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий

 

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),

Форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

В том числе

Контактная работа
(работа во взаимодействии с преподавателем)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.282 с.