Занятие 10. Зарубежный опыт социальной работы с гражданами пожилого возраста — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Занятие 10. Зарубежный опыт социальной работы с гражданами пожилого возраста

2020-12-06 187
Занятие 10. Зарубежный опыт социальной работы с гражданами пожилого возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контрольные вопросы:

1. В чем суть западных пенсионных реформ?

2. Какие технологии социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста в зарубежных странах Вам знакомы?

Задания:

1. Охарактеризуйте систему социальных служб для пожилых и престарелых граждан за рубежом.

2. Опишите историю развития пенсионного обеспечения по старости в зарубежных странах.

3. Раскройте содержание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста.

Подготовьтесь к коллоквиуму на тему «Эвтаназия: за и против»

 

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

 

1. Пожилые люди как социальная общность.

2. Роль современных теорий старения в организации социальной работы с пожилыми людьми.

3. Особенности демографического постарения развитых стран.

4. Демографическое старение населения России.

5. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.

6. Социальные проблемы старшего поколения в современной России.

7. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

8. История развития пенсионного обеспечения по старости в зарубежных странах.

9. Теории и традиции изучения старости в социальной геронтологии.

10. Проблема субъектности личности в социальной работе с пожилыми людьми.

11. Модели систем пенсионного обеспечения в различных странах мира.

12. Развитие системы пенсионного обеспечения по старости в России.

13. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации: проблемы и перспективы.

14. Развитие пенсионного законодательства в России.

15. Нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых и престарелых граждан в России.

16. Характеристика Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

17. Принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста, провозглашенные в Российской Федерации.

18. Система социальных служб для пожилых и престарелых граждан в Российской Федерации.

19. Формы социального обслуживания старшего поколения.

20. Характеристика источников финансирования деятельности социальных служб.

21. Особенности развития системы социальных служб в регионе (на примере Свердловской области).

22. Муниципальная система социальных служб для пожилых граждан и инвалидов: характеристика основных направлений деятельности.

23. Организация добровольной социальной помощи пожилым и престарелым людям.

24. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых людей.

25. Основные направления социальной защиты пожилых и старых людей в Российской Федерации.

 

6.3. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Контрольные работы по данной дисциплине, являясь формой самостоятельной работы с источниками: учебниками, учебными пособиями, научной литературой, выполняются студентами заочной формы обучения в межсессионный период. Выполнение контрольной работы имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентом в ходе аудиторных занятий, что способствует лучшей подготовке к зачету по дисциплине.

При этом решаются следующие задачи: актуализация знаний студента по одной из изучаемых в рамках дисциплины тем; устранение пробелов в знаниях; выработка навыков работы с научной литературой и анализа источников; развитие умений кратко, четко, последовательно, научным языком излагать материал. Контрольная работа выполняется в письменном виде. Объем работы – 8–10 страниц машинописного текста. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы.

Тему для контрольной работы каждый студент выбирает самостоятельно из предложенного ниже списка. Если в тексте контрольной работы используются цитаты (желательно, чтобы последние были небольшими по объему и значимыми по содержанию), то на них следует дать сноску с указанием автора, названия работы, места и года издания и цитируемой страницы. Не рекомендуется использовать эпиграфы, стереотипные суждения, широко известные статистические данные, речевые штампы, а также приводить большие таблицы или графики (достаточно сделать ссылку на соответствующий источник). Следует контролировать употребление новых, ранее не встречавшихся понятий и терминов. Их следует обязательно определить и выяснить содержание, обратившись к соответствующим словарям, справочникам или к преподавателю. Приступая к изложению новой мысли, рассмотрению следующего вопроса, к формулировке вывода, их записывают с «красной строки». Основные же понятия и суждения в тексте рекомендуется выделять другим шрифтом, с помощью другого цвета или подчеркиванием. Завершая написание контрольной работы, нужно сделать общий вывод, подытоживающий основное содержание рассмотренной темы. В завершении работы необходимо указать список той литературы, которая использовалась при подготовке контрольной работы (не менее пяти названий). Контрольная работа заверяется подписью исполнителя, проставляется дата окончания работы; сама же работа сдается в заочное отделение не позднее, чем за неделю до начала сессии.

Темы контрольных работ

1. Старение населения как социально-демографический процесс.

2. Феномен одиночества в позднем возрасте.

3. Этнокультурные стереотипы восприятия старости.

4. Исторический аспект места и положения старого человека в обществе.

5. Отношение к пожилым и престарелым в традиционной русской культуре.

6. Актуальность и значимость социальной работы с пожилыми людьми.

7. Адаптация к пенсионному периоду жизни.

8. Социально-экономические последствия старения населения.

9. Социальное обслуживание пожилых людей.

10. Проблемы социальной защиты пожилых и престарелых граждан в условиях постсоветской России.

11. Особенности системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

12. Социогеронтологические теории.

13. Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми.

14. Отечественный опыт социальной работы с пожилыми людьми.

15. Социальный статус пожилого человека в современной России.

16. Проблема «отцов и детей» в практике социальной работы.

17. Образовательные и просветительские программы для пожилых людей.

18. Изменения жизненного курса в стареющем обществе.

19. Причины и факторы старения современного общества.

20. Социальные и экзистенциальные механизмы конструирования образа старости.

21. Досуг пожилых людей.

22. Социальная работа с семьей пожилого человека.

23. Творчество в позднем возрасте.

24. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Дании.

25. Качественные методы социальной геронтологии: жизненные истории пожилых людей.

26. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Швеции.

27. Социальная работа с пожилыми в Японии.

28. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в США.

29. Особенности социальной работы с пожилыми и престарелыми во Франции.

30. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Германии.

31. Социальная работа с пожилыми и престарелыми в Австралии.

32. Инновационные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.

6.4. Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Социальные проблемы старшего поколения в современной России.

2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

3. Сущность дифференцированного подхода в социальной работе с гражданами пожилого и престарелого возраста.

4. Модели систем пенсионного обеспечения в различных странах мира.

5. Система пенсионного обеспечения по старости в России.

6. Законодательная база социального обслуживания пожилых и престарелых граждан в России.

7. Муниципальная система социальных служб для пожилых граждан: характеристика основных направлений деятельности.

8. Пожилые люди как социальная общность. Старость как социальная проблема.

9. Теории старения и их роль в организации социальной работы с пожилыми людьми.

10. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека. Неоднозначное определение хронологических границ старости.

11. Организация добровольной социальной помощи пожилым и престарелым людям.

12. Основные направления социальной защиты пожилых и старых людей в Российской Федерации.

13. Генезис отношения к пожилым людям в обществе.

14. Социальные стереотипы восприятия пожилых людей в обществе (классификация К.Винтора, Крайга).

15. Социологический подход к одиночеству.

16. Адаптация к старости. Профессиональное старение. Адаптация к пенсионному периоду жизни.

17. Классификация моделей одиночества.

18. Семейная помощь и уход за пожилыми людьми. Определение семейного помощника и семейной помощи. Виды работы с семейными помощниками.

19. Социальная работа с пожилыми людьми в зарубежных странах (Швеция, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Франция, Германия, США, Япония, Дания).

20. Когнитивный подход к одиночеству.

21. Полустационарные формы социального обслуживания пожилых людей.

22. Принципы ООН в отношении пожилых людей.

23. Особенности социальной адаптации лиц престарелого возраста в учреждениях социального обслуживания.

24. Экзистенциальный подход к одиночеству.

25. Интимный подход к одиночеству.

26. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.

27. Новая модель старости.

28. Феноменологический подход к одиночеству.

29. Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми: селекция, оптимизация, компенсация.

30. Проблемы одиночества пожилых людей. Понятие одиночества пожилых людей. Классификация подходов.

31. Геронтофилия и геронтофобия как социальные проблемы современного общества.

32. Стационарное социальное обслуживание пожилых людей.

33. Теоретико-системный подход к одиночеству.

34. Интеракционистский подход к одиночеству.

35. Типология дефицита социальных отношений.

36. Технологии социальной работы с пожилыми людьми.

37. Принципы социальной политики в отношении пожилых людей.

38. Структура и функции учреждений социального обслуживания пожилых людей.

39. Психодинамический подход к одиночеству.

40. Типология временной перспективы.

41. Нестационарные формы социального обслуживания.

 

42. Инновационные технологии социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература

Басов Н.В. Социальная работа с людьми пожилого возраста: учебное пособие / Н.В. Басов. – М.: Феникс, 2009. – 186 с.

Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник [Гриф Минобразования РФ] / В. П. Галаганов. - 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2009. – 415 с.

Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина. – СПб. [и др.]: Питер, 2010. – 395 с.

Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: учеб. пособие / М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2010. – 125 с.

Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Р. И. Ерусланова. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2010. – 161 с.

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века: монография / Н. В. Козлова. – М.: РОССПЭН, 2010. – 359 с.

Ларионов Т.П. Социальная геронтология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие [Гриф УМО МО РФ] / Т.П. Ларионов. – М.: Дашков и К, 2009. – 80 с.

Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы: учеб. пособие для вузов / П. Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2010. – 143 с.

Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред проф. образования [Гриф ФИРО] / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. – М.: Академия, 2009. – 287 с.

Социальная работа: учеб. пособие для вузов / под ред.: Н. Ф. Басова. – М.: Дашков и К, 2009. – 363 с.

Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / П. Д. Павленок [и др.]; под ред. П. Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 596 с.

Фирсов М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. – М.: Академический проект, 2012. – 512 с.

Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: учеб. пособие для вузов // Р.С. Яцемирская. – М.: Академический проект, 2009. – 330 с.

Дополнительная литература

Андреева А.С. Геронтология: учебник /А.С. Андреева, Л.П. Безденежная, С.А. Филатова. – М.: Феникс, 2005. – 512 с.

Васильчиков В.М. Специальные дома для одиноких престарелых: правовая база, сеть, недостатки и преимущества // Работник социальной службы. – №3. – 2000. – С. 45–62.

Елютина М.Э. Социальная геронтология: учеб. пособие / М.Э.Елютина. – М.: Инфра-М, 2004. – 215 с.

Ларионова Т.П. Третий возраст: особенности восприятия социального времени / Т.П.Ларионова. – Казань, 2006. – 160 с.

Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учеб. пособие / Под ред. В.С.Кукушкина. – М., 2004. – 400 с.

Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на селе: инновационные формы и методы / Рос.-Европ. фонд в поддержку соц. реформ, Союз соц. педагогов и соц. работников; отв. ред. И. Н. Бондаренко, А. Н. Дашкина. – М.: ССОПиР, 2008. – 209 с.

Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е. И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Дашков и К, 2008. – 348 с.

Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы – 2-е изд. – М., 2008. –220 с.

Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М., 2008. – 104 с.

Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – 3-е изд. – М., 2005. – 340 с.

Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной аудитории и технических средств обучения (мультимедийной установки).

 


 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Социальная работа с пожилыми людьми»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.