Проблемы трудовой социализации детей 4-5 лет, посещающих ДОУ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проблемы трудовой социализации детей 4-5 лет, посещающих ДОУ

2020-11-19 85
Проблемы трудовой социализации детей 4-5 лет, посещающих ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 3. Система работы воспитателя по трудовой социализации дошкольников 4-5 лет

Описание системы работы воспитателя по трудовой социализации дошкольников 4-5 лет.

Формирующий этап исследования, в свою очередь, состоял из двухх этапов. 1 этап – Подготовительный.

Цель: подобрать эффективные условия для формирования положительных нравственных качеств в труде детей 5-6 лет.

Нами были определены цели и задачи трудового воспитания детей. Цель трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

-Формирование предпосылок трудовой деятельности: формирование трудовых навыков; формирование компонентов деятельности; формирование общественных мотивов труда.

-воспитание положительного отношения к труду взрослых: формирование интереса к труду взрослых; воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда; Воспитание стремления оказывать посильную помощь.

-Воспитание личности ребенка: воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность); воспитание трудолюбия (привычка к трудовому усилию, готовность включатся в труд).

Для этого было определено примерное планирование воспитательно–образовательной работы по формированию положительных нравственных качеств в труде по всем видам труда детей 5-6 лет на месяц.        

Таблица 4.

Планирование работы по условной трудовой социализации детей.

Дни недели

Время в режиме

Дежурства  
 

Утро

Прогулка Вечер      

Я неделя

 
Понедельник

 

Поручения, свя­занные с трудом в природе Самообслужива­ние в процессе умывания Совместный труд детей и взрослых Поручения, свя­занные с трудом в природе Дежурства  
Вторник

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Поручения, свя­занные с трудом в природе Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Дежурства    
Среда

Совместный труд детей и взрослых

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Ознакомление с трудом взрослых Дежурства  
Четверг

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Прочие навыки самообслуживания Дежурства  
Пятница

Ознакомление с трудом взрослых

Поручения, свя­занные с трудом в природе Совместный труд детей и взрослых Коллективный (фронтальный) хо­зяйственно-быто­вой труд

Дежурства

Я неделя

Понедель­ник

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Ознакомление с трудом взрослых Ознакомление с трудом взрослых

Дежурства

Вторник

Ознакомление с трудом взрослых

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Самообслужива­ние в процессе умывания Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания

Дежурства

Среда

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Прочие навыки самообслуживания

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Совместный труд детей и взрослых

Дежурства

Четверг

Совместный труд детей и взрослых

Поручения, свя­занные с трудом в природе Ознакомление с трудом взрослых

Дежурства

Пятница

Самообслужива­ние в процессе умывания

Коллективный (фронтальный) ручной труд Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Дежурства

 

Я неделя

Понедельник Самообслуживание в процессе одевания и раздевания Прочие навыки самообслуживания

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым

трудом

 

   

 

Дежурства

Вторник Совместный труд детей и взрослых

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Ознакомление с трудом взрослых  

Дежурства

Среда Поручения, связан­ные с хозяйственно-бытовым трудом

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Совместный труд детей и взрослых

Дежурства

Четверг Ознакомление с трудом взрослых

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Поручения, свя­занные с трудом в природе Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания Дежурства  
Пятница  

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Самообслужива­ние в процессе умывания

Коллективный (фронтальный) хо­зяйственно-быто­вой труд Дежурства  

Я неделя

 
Понедельник

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Совместный труд детей и взрослых

Самообслужива­ние в процессе одевания и раздева­ния Коллективный (фронтальный) труд в природе Ознакомление с трудом взрослых Дежурства  
Вторник

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Прочие навыки самообслуживания

Поручения, свя­занные с трудом в природе Совместный труд детей и взрослых Дежурства  
Среда

Самообслужива­ние в процессе умывания

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Ознакомление с трудом взрослых Дежурства  
Четверг

Ознакомление с трудом взрослых

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Совместный труд детей и взрослых Поручения, свя­занные с трудом в природе Дежурства  
Пятница

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно - бытовым трудом

Поручения, свя­занные с трудом в природе Прочие навыки самообслуживания Коллективный (фронтальный) ручной труд Дежурства  
             

Этап - основной.

Этот этап проводится с целью – повышения уровней положительных нравственных качеств в труде детей старшей группы. Для этого проводилась последовательная и систематическая работа в соответствии с разработанным планом. Был проведен ряд занятий, по темам: знакомство с трудом взрослых, коллективный хозяйственно - бытовой труд, труд с воспитателем, самообслуживание, труд в природе.

Чтобы дети имели представление о важности всех профессий и закрепили эмоционально – положительное отношение к трудящемуся человеку, было проведено занятие на тему «Зачем люди трудятся?» (см. приложение 11). В ходе, которого дети сначала вспомнили людей разных профессий и рассказали для чего нужен их труд, высказали свое отношение к человеку труженику. Затем дети представили себя в роли взрослых: кем они станут, как они будут работать, когда станут взрослыми. Вторая часть занятия была ярче воспринята детьми. Они охотно включались в воображаемую ситуацию и очень ярко описывали свою будущую работу и то, как усердно они будут трудиться.

В преддверии этого занятия были проведены занятия по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий. Это занятия: «Знакомство с трудом медицинских работников» (см. приложение 12), «Знакомство с трудом земледельцев» (см. приложение 13), «Знакомство с трудом работников леса» (см.приложение 14). В ходе занятий с детьми использовалось и художественное слово и картины, экскурсии, беседы. Дети активно принимали участие в этих занятиях, так же они обсуждали профессии своих родителей и охотно рассказывали о них. В играх использовали профессии, с которыми познакомились и даже старались имитировать некоторые атрибуты, связанны с определенной профессией.

В работе с детьми были использованы ситуации, например: «Учим следить за своим внешним видом» (см. приложение 15). Эта ситуация помогает развивать в детях самостоятельность, отзывчивость в помощи товарищу, уважение к товарищу, воспитывает бережное отношение к одежде и обуви, формирует привычку следить за своим внешним видом. Эта ситуация используется не однократно и дает свои результаты.

Занятие «Коллективный хозяйственно - бытовой труд по уборке помещения» (см. приложение 16). Это занятие очень интересно для детей, так как они не просто наводят порядок, а берут на себя роли рабочих и трудятся в младшей группе. Роли, которые дети берут на себя, помогают детям почувствовать ответственность за свое дело. Дети работают командой, и результат получается общим, это помогает научиться планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, приходить на помощь друг другу. Дети учатся оценивать труд своей бригады и коллектива в целом. Формируется убеждение детей в общественной значимости и необходимости бытового труда. Занятие очень познавательное по содержанию, но и трудно для детей и дети преодолевают свои трудности командой. Были дети, которые вначале не хотели трудиться, но, увидев активность своих товарищей, они стали активно включаться в труд. Детей притягивает интерес к труду в новой для них ситуации. В конце занятия они все собой горды и долгое время вспоминают и рассказывают всем о своих трудах, ожидая нового труда.

Для формирования стремления принимать участие в труде совместно с взрослым, было использовано занятие «Замена воды в аквариуме» (см. приложение 17). Совместная деятельность воспитателя и детей помогает воспитать в детях ответственность, активность, инициативность, самостоятельность и другие нравственные качества. Это занятие дает детям возможность почувствовать себя ответственным за выбранное дело. В конце дети видят результат своего труда и им очень приятно смотреть на чистый вымытый аквариум, дети испытывают чувство гордости.

Так же было проведено занятие «Мы дежурные» (см. приложение 18). Дети уже знакомы с обязанностями дежурных, но здесь они углубляют свои знания и примеряют, новы роли. В ходе занятия дети обсуждают все свои действия до мелочей, тем самым, проверяя свои знания и получая новые, запоминая новые обязанности дежурных по уголку природы, выражают свое отношение к дежурству, принимают правила и определяют порядок проведения дежурства.

С целью развития ручного труда используется занятие «Как отремонтировать книгу» (см. приложение 19). В ходе занятия дети получают знания, как правильно отремонтировать книгу и применяют их на практике, а так же воспитывают в себе бережное отношение к ней.

Так же был проведен ряд бесед с детьми для организации повышения уровней положительных нравственных качеств в труде. Были проведены беседы на различные темы: «Откуда хлеб пришел» (см. приложение 20), «Что значит быть добрыми?» (см. приложение 21), «Расскажите о животных, которые живут в твоем доме» (см. приложение 22), «Как надо относиться к книгам» (см. приложение 23). В подготовке к этим беседам с детьми были прочитаны различные рассказы на заданные темы. Так же были проведены экскурсии в библиотеку, и в хлебный магазин. Дети на экскурсиях были внимательны и активны, затем долго их обсуждали. Во время проведения бесед, знания которые дети получили в результате предварительной работы, были использованы, дети вспоминали все, что слышали на экскурсиях, что узнали, выражали свое отношение к обсуждаемой теме. Некоторые дети еще и дома провели беседы со своими родителями.

Затем мы с детьми познакомились с пословицами и поговорками, которые мы обсудили и постарались заучить. Пословицы и поговорки о труде:

        Что посеешь, то и пожнешь.

        Не бравшись за топор, избы не срубишь.

        Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

        Терпение и труд —все перетрут.

        Одни с сошкой — семеро с ложкой.

        Пошло дело на лад — и сам ему рад!

        Обещал — сделали, дал слово —держи.

        Поспешишь —людей насмешишь.

        Без волнения и заботы нет радости от работы.

        Звону много, да толку мало.

        Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.

        Семь раз отмерь —один раз отрежь.

        Землю красит солнце, а человека труд.

        Скучен день до вечера, коли делать нечего.

        Лень, отвори дверь! Сгоришь! — Хоть сгорю, да не отворю.

        Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

        Один собирает, другой зевает.

        Не потрудиться, так и хлеба не родится.

        Глаза страшатся, а руки делают.

        Работай до поту, так и поешь в охоту!

        Белые ручки чужие труды любят.

        У него лень за пазухой гнездо свила.

        Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

        Муравей не велик, а горы копает.

Иногда дети, прослушав некоторые сказки и рассказы, употребляли поговорки для выражения своего отношения к персонажам. Особенно активно и эмоционально пользуются пословицами и поговорками девочки.

В процессе работы детям предлагались разнообразные игры, связанные со знаниями профессий и их содержанием, необходимыми инструментами, а так же с трудовыми знаниями. Например, игра «Угадай, что я делаю?» (см. приложение 24). Дети очень эмоционально воспринимают эту игру им интересно отгадывать и особенно имитировать движения. С каждым разом дети стараются, как можно точнее передать все движения и выбрать трудовое действие, которое будет труднее отгадать остальным.

Игры «Назови профессию» (см. приложение 25), «Угадай профессию» (см. приложение 26). Эти игры учат детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими, и расширять представления детей о профессиях. Дети играют в эти игры с легкостью и интересом. Через некоторое время дети играют в них без помощи воспитателя, они с интересом показывают друг другу картинки и называют виды транспорта, таким образом, тренируя друг друга в знаниях профессий.

Игра «Кому без них не обойтись?» (см. приложение 27). Эта игра помогает детям закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. В игре дети постоянно думают, определяют, кому необходим какой- либо инструмент и стараются назвать как можно быстрее необходимую профессию. В эту игру дети любят играть в свободное время.

Детям особенно интересна игра, где они играют, разделившись на команды, и результат выигрыша зависит от всей команды в целом. Дети здесь активны и находятся в постоянном поиске правильных ответов, они очень сосредоточены и внимательны. Такой является игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (см. приложение 28). Эта игра очень понравилась детям. Когда игра закончилась, все были веселы и довольны.   


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.