Вышел? выходил? выхожу? выходит? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Вышел? выходил? выхожу? выходит?

2020-11-19 76
Вышел? выходил? выхожу? выходит? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция кончилась, и профессор …………………. из аудитории.

Часто я ……………….. из института вместе со своими друзьями.

Серёжа сейчас вернётся, он …………………… позвонить.

Подошёл? подходил? подойду?

Я …………………. к окну и посмотрел на улицу.

Я ждал своего друга, поэтому часто ………………… к окну и смотрел на улицу.

Студенты ………………… к профессору и начали задавать вопросы.

– Подождите, я сейчас ………………….. к вам.

Я узнал его, когда он ………………. ко мне.

 

контрольная РАБОТА

ЗАДАНИЕ 7.   Напишите нужные префиксы, предлоги, глаголы движения.

а) Первый день в Москве.

Самолёт ________летел в Москву вечером. Мы ________шли из самолёта и увидели, что идёт снег. Когда мы ________шли от самолёта, я вспомнил, что забыл там книгу, и побежал назад. Потом мы ________шли на стоянку такси. На такси мы ________ехали в город. Мы ________ехали через лес и ________ехали в город. Мы ________езжали мимо высоких и красивых зданий. Вскоре машина ________ехала к гостинице. Мы ________шли из такси и ________шли в гостиницу. Мы ________шли в неё, ________шли к дежурному и спросили, есть ли свободные места. Нам дали номер на последнем этаже. Мы ________несли свои вещи в лифт и ________ехали наверх. В комнате я ________шёл к окну, из которого увидел весь город. «Как хорошо, что мы ________ехали сюда!» — сказал мне мой друг.

б)

1) Когда вы приехали ________ Москву? 2) Автобус подъехал ________ памятнику и остановился. 3) Туристы вышли ________ автобуса и подошли ________ памятнику. 4) Они обошли ________ памятника и пошли дальше. 5) Я задумался и поэтому прошёл ________ магазина. 6) Ты невнимательно переходишь ________ улицу. 7) Город был небольшой, и мы обошли ________ его пешком. 8) Вам нужно перейти ________ мост и подняться наверх. 9) Мы уехали ________ Симферополя вечером, а утром уже были ________ Киеве. 10) По дороге домой я зашёл ________ аптеку и купил товарищу лекарства. 11) Преподаватель попросил студента отойти ________ доски. 12) Я вошёл ________ зал, когда фильм уже начался.

в) В деревне.

В этом году мы решили провести каникулы в нашей деревне.

Поезд ________к станции рано утром. Мы ________из вагона. Утро было солнечное, и мы ________в деревню пешком.

Сначала мы ________мимо поля, а потом ________в лес. В лесу было очень красиво. Скоро мы ________к озеру, мы ________озеро по берегу и скоро ________из леса. Солнце было уже высоко. Мы ________по дороге. Скоро мы ________до деревни.

В деревне нам было хорошо. Мы часто ________в лес. В деревне была река, и мы ________в ней. Быстро ________каникулы. И вот мы снова в вагоне поезда. Когда мы ________к городу, я сказал:

– Друзья, давайте и в будущем году ________в деревню.

 

 

Урок 8

Глаголы движения в медицинском тексте

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте и выучите глаголы движения. Найдите и подчеркните их в указанных предложениях.

что движется, идёт     направляется          откуда? куда? от чего? к чему?                               направлено                         что входит куда? во что?                              выходит откуда? из чего?                              подходит куда? к чему?                              отходит откуда? от чего?                              переходит откуда? куда?                              проходит где? куда? через что?                      что течёт откуда? куда?                              вытекает откуда?                              протекает через что?                              перетекает откуда? куда?                              притекает куда? к чему?                              оттекает от чего?                       что несёт                               приносит        что? откуда? куда?                               уносит                               переносит                         что удаляется откуда?                                  выводится                                                  выделяется                                           что поступает куда?                                       проникает                                                   попадает                                                                             что возвращается откуда? куда?   

1. Сердце располагается в грудной полости на уровне III – VI рёбер и смещено влево.

2. Задняя поверхность сердца лежит на диафрагме.

3. Кровь поступает в печень по печёночной артерии.

4. Продукты обмена веществ вместе с тканевой жидкостью проникают в лимфатические капилляры.

5. По лимфатическим сосудам лимфа возвращается в кровь.

6. Во многих венах кровь течёт снизу вверх.

7. По аорте течёт артериальная кровь.

8. Углекислый газ из плазмы крови попадает в эритроциты.

9. Лимфатические протоки впадают в крупные вены шеи.

10. В левом предсердии заканчивается малый круг кровообращения.

11. Артерии несут кровь к органам и тканям.

12. Во всех артериях, кроме артерий малого круга кровообращения, течет артериальная кровь.

13. Аорта располагается на задней стенке туловища вдоль позвоночного столба.

14. От аорты отходят висцеральные и париетальные артерии ко всем органам, стенкам туловища и конечностям.

15. Вены несут кровь от органов к сердцу.

16. Венозная кровь, поступает по воротной вене сначала в печень, а затем направляется к сердцу.

17. По ходу лимфатических сосудов расположены лимфатические узлы.

18. Лимфокапилляры соединяются и переходят в более крупные лимфатические сосуды, которые сливаются и образуют лимфатические стволы.

19. По грудному протоку оттекает большая часть всей лимфы организма.

ЗАДАНИЕ 2. Восстановите предложения, используйте необходимые по смыслу глаголы.

а) Глаголы для справок: проникать, поступать, выделяться. выводиться, удаляться, попадать, всасываться, возвращаться.

1. Воздух________________в лёгкие через бронхи и бронхиолы.

2. Через мембрану из клетки _____________вредные вещества.

3. Через мембрану в клетку_______________питательные вещества.

4. По лимфатическим сосудам лимфа ______________обратно в кровь.

5. Кислород из капилляров _________________________ в ткани.

6. При дыхании воздух ___________________ в лёгкие.

7. В печень кровь __________________по печёночной артерии.

8. Во время спокойного вдоха в альвеолы _______________360 мл воздуха.

9. Гормоны __________________из железистых клеток в кровь и лимфу.

б) Глаголы для справок: входить, выходить, отходить, проходить, переходить, происходить.

1. Через височную кость ________________важные сосуды и нервы.

2. Через эпителий _____________обмен веществ между организмом и окружающей средой.

3. Из организма во внешнюю среду через эпителий ____________разные продукты обмена.

4. Пища из ротовой полости_______________в желудок по пищеводу.

5. Лимфа ______________от печени по поверхностным и глубоким лимфатическим сосудам.

6. Аорта ______________от левого желудочка (ventricle) сердца.

7. Верхняя и нижняя полые вены _____________в правое предсердие (artrium).

8. Печёночная вена _____________из печени.

9. В состав белков ______________углерод, водород и кислород.

10. Из полости носа воздух ____________в полость гортани через глотку.

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте таблицу. Выучите новые глаголы. Составьте с ними предложения-примеры.             

Физические движения тела

Тело

Действия становиться – стать – стоять садиться – сесть – сидеть ложиться – лечь – лежать вставать – встать приседать – присесть двигаться        

 

Части тела

Действия

Голова

        

кружиться / закружиться поворачивать / повернуть наклонять / наклонить поднимать / поднять опускать / опустить
Шея                         поворачивать / повернуть
Туловище   корпус таз спина лопатка (-и) грудь талия живот поясница ягодица (-ы) наклонять / наклонить поворачивать / повернуть втягивать / втянуть (живот)
Верхние конечности (руки)       плечо локоть предплечье   запястье кисть ладонь палец / пальцы кулак сгибать / согнуть разгибать / разогнуть отводить /отвести приводить / привести скрещивать / скрестить сжимать / сжать разжимать / разжать поднимать / поднять опускать / опустить двигать – двигаться
Нижние конечности (ноги)   Стопа бедро колено голень щиколотка / лодыжка     стопа пятка подошва носок пальцы сгибать / согнуть разгибать / разогнуть скрещивать / скрестить поднимать / поднять опускать / опустить двигать – двигаться     ступать/ ступить наступать / наступить  

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 4. Скажите, какие движения могут выполнять верхние и нижние конечности. Используйте модель.

Модель: руки – сгибать / согнуть

 

ЗАДАНИЕ 5. Слушайте и читайте диалоги. Подчеркните глаголы движения.

Диалог 1 Диалог 2
П. – Можно войти? Д. – Да-да, входите. Садитесь. П. – Здравствуйте. Д. – Здравствуйте. Что вас беспокоит?  П. – У меня кружится голова.  Д. –  Когда это бывает? П. – Утром, когда встаю. Д. –  А днём, вечером? П. – Да, когда наклоняюсь. Д. –  У вас была травма головы? П. – Да, была. Д. – Когда? П. – В прошлом году. Д. – Вы теряли сознание? П. – Да.  Д. –  У вас бывают головные боли? П. – Да, бывают, очень сильные. И мне больно поворачивать голову.  В. –   Давайте, я вас осмотрю. Д. – Что вас сейчас беспокоит? П. – У меня очень сильно болит нога и голова. Д. – Расскажите, что с вами случилось? П. – Я упал и ударился, сегодня не могу наступать на ногу. Д. –   Когда это случилось?   П. – Вчера вечером.   Д. – Головой тоже ударились?     П. – Да, и головой. Д. –   У вас была рвота, тошнота? П. – Вчера не было, а сегодня тошнит. Д. –   Голова кружится? П. – Да, кружится. Д. – Сознание теряли? П. – Нет, не терял. Д. – Сейчас я вас осмотрю…

 

ЗАДАНИЕ 6. Восстановите предложения, используйте необходимые по смыслу глаголы.

 

а) Глаголы для справок: течёт, вытекает, протекает, притекает, оттекает, перетекает.

1. Кровь всегда _____________в точно определённом направлении.

2. Артерия – это сосуд, по которому кровь ___________от сердца к лёгким.

3. По венам к сердцу __________венозная кровь, а по артериям от сердца – артериальная.

4. Венозная кровь ______________из правого желудочка (ventricle)  и __________в лёгкие.

5. Из левого желудочка (ventricle) сердца артериальная кровь ____________ко всем органам и тканям.

6. Из правого предсердия (atrium).кровь _____________в правый желудочек (ventricle)  и из него через лёгочную артерию ____________к лёгким.

7. Из левого предсердия (atrium).кровь _______________в левый желудочек (ventricle), а оттуда через аорту ___________по всему телу.

8. При высокой температуре окружающей среды подкожные кровеносные сосуды расширяются, и к поверхности тела ___________большое количество крови.

9. Если у больного обморок (faint, fainting fit), его нужно положить так, чтобы голова была ниже туловища, а ноги выше. В этом положении кровь ___________от конечностей к головному мозгу.

 

б) Глаголы для справок: нести, приносить, уносить, переносить.

1. Лёгочная артерия ___________венозную кровь из правого желудочка сердца в лёгкие.

2. Кровь ______________клеткам тела кислород и питательные вещества и __________ из клеток углекислый газ и другие токсичные продукты обмена веществ.

3.  Мухи и тараканы _________________заболевания.

4.  С помощью гемоглобина эритроциты_________________ кислород от лёгких ко всем клеткам организма.

 

Тема 4: Imperative. Как образуется Imperative?

Урок 9

Грамматический комментарий

       Повелительное наклонение (Imperative) выражает ирреальное действие, так как выражает волю говорящего, побуждение к действию, которое должен совершить собеседник (2 лицо).

Функцию «собеседника» может выполнять и неодушевлённый предмет

Например: Послушай, берёза, о белая дева,

   Сосна, что гордишься своей прямотою,

               Осина, обиженная клеветою, –

               Послушайте все вы!.

                                                      (Л.Мартынов)

Формы императива могут также выражать просьбу, мольбу, категорические запреты, приказы.

       Например: Дайте, пожалуйста, книгу! Не смейте туда ходить! Равняйсь! Шагом марш!

Глаголы дать, брать, взять

читать – они чит а ют -й → читай!
  -те → читайте!
писать – они пи ш ут -и → пиши!
  -те → пишите!
говорить – они гово р ят -и → говори!
  -те → говорите!

 

       Запомните! есть – едят " ешь, ешьте!

                                                      ле ч ь – ля г ут " ляг, лягте!

                                                      налить – нал ь ют " нал е й, налейте!

                                                      пить – п ь ют " п е й, пейте!

                                                      одеваться – одеваются " одевайся, одевайтесь!

                                                      одеться – оде ну тся " оденься, оденьтесь!

                                                      спря т ать – спря ч ут " спрячь, спрячьте!

 

       Если глаголы обозначают процессы, которые не зависят от воли субъекта, то они не образуют формы императива.

       Например: темнеть, видеть, мочь, болеть, стоить, значить, хотеть, знобить.

       Исключение: 3 лицо – пусть – пускай говорит, едет, думает!..

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Что говорит преподаватель?

 

(Слушать) _____________ текст! (Повторить) _____________ тему!
(Прочитать) _____________ фразу! (Посмотреть) _____________ новый фильм!
(Писать) _____________ фразы! (Купить) _____________ тетрадь и ручку!
(Написать) _____________ Ваше имя! (Покупать) _____________ воду без газа!
(Повторять) _____________ слова! (Подождать) _____________ пять минут!
(Отвечать) _____________ на вопросы! (Учить) _____________ русский язык!

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте и выучите наизусть.

 

дать – perf.

Будущее время

прошедшее время Imperative я дам мы дадим дал – м.р. Дай! ты дашь вы дадите дала – ж.р. Дайте! он (она) даст они дадут дали – мн.ч.  

 

взять – perf.

Будущее время

прошедшее время Imperative
я возьму мы возьмём взял – м.р. Возьми!
ты возьмёшь вы возьмёте взяла – ж.р. Возьмите!
он (она) возьмёт они возьмут взяли – мн.ч.  

брать – imperf.

Настоящее время

прошедшее время Imperative
я беру мы берём брал – м.р. Бери!
ты берёшь вы берёте брала – ж.р. Берите!
он (она) берёт они берут брали – мн.ч.  

ЗАДАНИЕ 3. а) Слушайте и читайте диалог «Осмотр пациента». Подчеркните слова со значением «движения тела». Укажите глаголы в форме императива.

 

Д. – Давайте посмотрим ногу. Можете встать? П. –  Могу, но мне больно. Д. – Где болит? П. – Всё тело болит. Д. –   Наступите на больную ногу.   П. – Ой, больно, не могу! Д. – А пальцами ноги шевелить можете?     П. – Да, но тоже больно. Д. – Согните ногу в колене! Разогните! Больно? П. – Нет. Д. – Поверните стопу вправо… влево… П. – Очень больно! Д. – Надо сделать снимок. Я дам направление на рентген. Д. –   А теперь, пожалуйста, наклоните голову вперед. П. – Так? Д. –   Да, теперь назад. Так больно? П. – Больно. Д. – Поверните голову вправо…     Теперь влево… Хорошо. Не кружится     голова? П. – Немного кружится. Д. – У вас была тошнота, рвота? П. – Да. Была вчера и сегодня утром. Д. – Вам надо сделать и томографию.    Вот направление. П. – Спасибо.  

 

  б) Скажите, что может делать пациент, а что ему больно делать?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 4. Попросите выполнить эти движения.

 

1. …………………. 2. …………………… 3. ……………………. 4. …………………
5. ………………… 6. ……………….. 7. ………………….. 8. ………………….
9. …………………… 10 …………………. 11. …………………. 12. ………………….
   
13. ………………. 14. …………………. 15. ……………….. 16. ……………….
   
17. ………………… 18. ……………….. 19. …………………. 20. …………………..

 

 

Тема 5: Особые формы глагола. Причастие и деепричастие

 

Урок 10

Грамматический комментарий

       Причастие – Это особая форма глагола. Она обозначает действие как признак предмета, имеет общие с глаголом и прилагательным свойства.

 

Ø Свойства причастий общие с глаголом:

  1. имеет общее лексическое значение;
  2. вид, время, переходность, залог;
  3. сочетается с одними и теми же наречиями:
  4. управляет одними и теми же формами.

 

Ø Свойства причастий общие с прилагательным:

1. действие или состояние выражает как временный признак предмета (у прилагательных – постоянный признак предмета);

2. согласуются с существительным в роде числе и падеже;

3. предложения отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?;

4. краткие причастия и прилагательные выполняют в предложении функцию предиката.

 

Предложения с причастиями – это книжный язык. В разговорном языке эти предложения всегда можно трансформировать в сложные предложения со словом «который».

Например: студент, изучающий русский язык = студент, который изучает…

               студентка, изучающая русский язык = студентка, которая изучает…

               письмо, лежащее на столе = письмо, которое лежит…

               книги, письма, лежащие на столе = книги, которые лежат…

  • Химия - одна из наук, изучающих природу. = Химия - одна из наук, которая изучает природу.
  • Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми. = Вещества, которые состоят из атомов одного вида, называются простыми.
  • Лейкоциты захватывают попавшие в организм микробы. = Лейкоциты захватывают микробы, которые попали в организм.
  • Вчера ко мне приходил друг, приехавший с родины. = Вчера ко мне приходил друг, который приехал с родины.

Активные причастия

Таблица 1

Настоящее время: изучать®изучают ®изучающий, -ая, -ее, -ие    - ющ-/-ущ-                              идти®идут®идущий, -ая, -ее, -ие                              состоять®состоят®состоящий, -ая, -ее, -ие       -ящ-/-ащ-                              лежать®лежат®лежащий, -ая, -ее, ие  
Прошедшее время: приехать®приехал®приехавший, -ая, -ее,-ие                                  попасть®попал®попавший, -ая, -ее, -ие                                         умереть®умер®умерший, -ая, -ее, -ие                 - вш-/-ш-                               погибнуть®погиб®погибший, -ая, -ее, -ие                               возникнуть®возник®возникший, -ая, -ее, -ие   Исключение: идти®шёл®шедший                   (прийти®пришёл®пришедший                    пройти®прошёл®прошедший, прошедшее время                    сумасшедший                                 ...  

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Определите вид глагола. Образуйте активные причастия настоящего и прошедшего времени.

идти                                  бежать                              смотреть       

___________________    ___________________    _____________________    

___________________    ___________________    _____________________    

думать                              поднимать                        волноваться  

___________________    ___________________    _____________________    

___________________    ___________________    _____________________    

жить                                  подниматься                    принимать    

___________________    ___________________    _____________________    

___________________    ___________________    _____________________    

оперировать                     заболеть                            выздоравливать       

___________________    ___________________    _____________________    

___________________    ___________________    _____________________    

болеть                               лечить                               вылечить      

___________________    ___________________    _____________________    

___________________    ___________________    _____________________    

сказать                              дышать                             входить         

___________________    ___________________    _____________________    

___________________    ___________________    _____________________    

улыбаться                         смеяться                           осматривать 

___________________    ___________________    _____________________    

___________________    ___________________    _____________________    

ЗАДАНИЕ 2. Скажите, какая у пациента боль?

давить – ________________ боль резать – ________________ боль
сжимать – ________________ боль стрелять – ________________ боль
колоть (колют) – ________________ боль разрывать – ________________ боль
жечь (жгут) – ________________ боль ныть (ноют) – ________________ боль

ЗАДАНИЕ 3. Объясните, что значат следующие словосочетания. Используйте модели.

а) Модель: школа для слабовидящих детей =школа для детей, которые слабо/ плохо видят

циркулирующая кровь …

нервные волокна, идущие вдоль позвоночного столба …

процесс, продолжающийся после рождения …

лейкоциты, образующиеся в красном костном мозге …

лекарства, ослабляющие действие вируса …

кость, лежащая в глубине черепа …

поверхность костей, прилежащая к головному мозгу …

химические элементы, входящие в состав органических соединений …

гемоглобин, переносящий кислород …

крестцовый канал, служащий продолжением позвоночного канала…

 

б) Модель: вода, поступившая в пищеварительный канал = вода, которая поступила в пищеварительный канал.

заболевший человек …

врач, осмотревший больного и поставивший диагноз …

операция, закончившаяся успешно …

хирург, вернувшийся в операционную …

лейкоциты, образовавшиеся в лимфатических узлах …

процессы, происходившие в организме …

учёные, изучавшие структуру белка …

учёный, обнаруживший и описавший клетку …

бывший врач …

хромосомы, возникшие при делении клеток …

лекарства, принёсшие больному облегчение …

ЗАДАНИЕ 4. Выберите правильную форму причастия.

1. Мальчик, …(болеющий / болевший) пневмонией, лежит в больнице.

2. Лёгкие состоят из бронхиального дерева, ….(являющегося / являвшегося) продолжением бронхов.

3. Ребёнок, ….(болеющий / болевший) бронхитом, уже выздоровел.

4. Костная система выполняет функции, … (имеющие / имевшие) механическое и биологическое значение.

5. Соматическая мускулатура, … (состоящая / состоявшая) из поперечнополосатых волокон, образует основную массу конечностей.

6. Мышцы, … (изменяющие / изменявшие) положение костей, составляют активную часть опорно-двигательного аппарата.

7. Пациента, … (лежащего / лежавшего) в больнице, недавно выписали.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 5. Восстановите окончания причастий.

1. познакомиться с девушкой, хорошо говорящ…….. по-русски.

2. часто писать сестре, живущ………. в Киеве.

3. разговаривать со студентом, изучающ……… английский язык.

4. узнать о человеке, говорящ…….. на 18 языках.

5. узнать об учёных, изучающ……… эту проблему.

6. встретить преподавателей, работающ…….. в этом институте.

7. читать об учёном, создавш…… эту теорию.

8. подойти к машине, остановивш……ся на углу улицы.

9. послать записку профессору, читавш……… лекцию.

10. внимательно слушать профессора, читавш……. Лекцию.

11. поблагодарить друга, купивш……… мне диск.

12.  встретить студентов, приехавш……… из Канады.

13. часть плазмы, прошедш…….. сквозь стенки сосудов.

14. Крестец и копчик – это сросш………ся позвонки.

 

ЗАДАНИЕ 6. Сократите высказывания.

1. плазматическая мембрана, которая покрывает живые клетки. ______________________ _____________________________________________________________________________

2. средство, которое действует на вирус. ___________________________________________ _____________________________________________________________________________

3. импульсы, которые проходят вдоль клеточной мембраны. ___________________________ _____________________________________________________________________________

4. канал, который содержит спинномозговую жидкость. _______________________________ _____________________________________________________________________________

5. кость, которая состоит из 2-х частей. _____________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. элементы, которые содержатся в организме. _______________________________________ _____________________________________________________________________________

7. поверхность костей, которая прилежит к головному мозгу. __________________________ _____________________________________________________________________________

8. тромб, который препятствует движению крови по сосуду. ___________________________ _____________________________________________________________________________

9. учёные, которые изучали химическую природу ДНК. _______________________________ _____________________________________________________________________________

10. учёный, который первый увидел нервные клетки. __________________________________ _____________________________________________________________________________

11. вирус, который попал в организм. _______________________________________________ _____________________________________________________________________________

12. хромосомы, которые возникли при делении клетки. ________________________________ _____________________________________________________________________________

13. открытия, которые подняли науку на высокий уровень. _____________________________ _____________________________________________________________________________

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

       Причастие, как и глагол, может иметь зависимые слова. Модель «причастие + зависимое слово» " причастный оборот (ПО). ПО, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми. Причастный оборот можно заменить предложением со словом КОТОРЫЙ.

Например: Студенты, сдавшие все экзамены, уехали домой на каникулы.

               Выпавший вчера снег уже начал таять.

ИЛИ

   Студенты, которые сдали все экзамены, уехали домой на каникулы.

   Снег, который выпал вчера, уже начал таять.

ЗАДАНИЕ 7. Сократите предложения. Обратите внимание на форму слова который!

1. Друзья, которые уже хорошо знают этот город, помогают мне. _______________________ _____________________________________________________________________________

2. Я немного знаком с русским студентом, который изучает хинди. _____________________ _____________________________________________________________________________

3. Студенты, которые обычно занимаются в этой аудитории, уже ушли. _________________ _____________________________________________________________________________

4. Моя подруга, которая уже читала этот роман по-русски, посоветовала взять его в библиотеке. __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

5. Друзья, которые уезжают сегодня на родину, вчера весь вечер просидели у меня. _______ _____________________________________________________________________________

6. Когда я слушаю земляков, которые поют песню на родном языке, я всегда вспоминаю родину. ______________________________________________________________________

7. Студент, который написал заявление декану, просит перевести его в другую группу. ____ _____________________________________________________________________________

8. Мой брат, который окончил школу в этом году, решил поступить на медицинский факультет. ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

9. Младшая сестра, которая решила стать экономистом, серьёзно готовится к экзамену. ___ _____________________________________________________________________________

10. Я был вчера у друга, который заболел (у подруги, которая заболела). _________________ _____________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте тексты. Подготовьте короткие сообщения по теме текстов.

Аппендицит

К заболеваниям органов брюшной полости, требующим обязательного хирургического лечения, относится аппендицит. Первый признак аппендицита – острые боли, появляющиеся внизу живота справа. Только врач, осматривающий больного, может правильно поставить диагноз. Если не обратиться к врачу, то может начаться воспаление брюшины, нередко приводящее к смерти.

Кровь

Кровь, вытекающая из кровеносных сосудов, имеет однородную красную окраску. В действительности она состоит из желтоватой жидкой части, получившей название плазмы, и взвешенных в ней кровяных телец, или форменных элементов: эритроцитов, придающих крови красный цвет, лейкоцитов, имеющих белый цвет, и тромбоцитов. Форменные элементы, составляющие 45% объёма крови, тяжелее плазмы. Если к крови, находящейся в цилиндре, добавить специальное вещество – гепарин, препятствующий свёртыванию крови, то клетки крови образуют осадок.

Анатомия постоянных зубов

Верхние медиальные резцы – самые большие резцы, имеющие долотообразную форму коронки. Режущий край верхних медиальных резцов имеет 3 зубчика, из которых медиальный зубчик выше других. Корень удлинённый, конусовидный.

Нижние медиальные резцы – самые маленькие зубы, имеющие долотообразную форму коронки. На режущем крае их видны 3 зубчика. Корень центрального резца небольшой.

Верхние боковые резцы чаще всего имеют долотообразную форму коронки, режущий край которой похож на бугор.

Нижние боковые резцы, находящиеся под верхними боковыми резцами, по величине крупнее центральных. Корень зуба один, корневой канал узкий.

Урок 11

Пассивные причастия. Образование и употребление

Грамматический комментарий

       Пассивные причастия образуются только от переходных глаголов, то есть от глаголов, которые обозначают действие, направленное на объект (В.п.). От глаголов НСВ образуются причастия настоящего времени.

Например: Изучать тему " тема, изучаемая (кем?).

           Читать текст " текст, читаемый (кем?).    

    Принимать лекарства " лекарства, принимаемые (кем?).

    Любить музыку " музыка, любимая (кем?).

 

От глаголов СВ образуются причастия только прошедшего времени.

Например: Прочитать статью " статья, прочитанная (кем?).

           Изучить тему " тема, изученная (кем?).    

    Открыть окно " окно, открытое (кем?).

    Съесть обед " обед, съеденный (кем?).

Запомните! сшить, бить, разбить, выпить " сшитый, битый, разбитый, выбитый.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

задание 1. Образуйте пассивные причастия от глаголов НСВ и СВ.

осматривать – _________________,     продавать – _____________________,

исследовать – _________________,      построить – _____________________,

одевать – _________________,              ненавидеть – _____________________,

съесть – _________________,                прооперировать – _____________________,

написать – _________________,           купить – _____________________,

назначить – _________________,         открыть – _____________________.

 

ЗАДАНИЕ 2. Объясните, что значат следующие словосочетания. Будьте внимательны!

Законченная работа – работа, которую закончили;

остывший обед – __________________________________________;

молотый кофе – ___________________________________________;

пересоленный суп – ________________________________________;

остановившаяся машина – __________________________________;

отходящий поезд – ________________________________________;

приходящая няня – ________________________________________;

купленные билеты – _______________________________________;

зачерств


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.24 с.