Тема разрабатывается под руководством д.ф.н., профессора Ховалкиной А.А. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема разрабатывается под руководством д.ф.н., профессора Ховалкиной А.А.

2020-11-19 78
Тема разрабатывается под руководством д.ф.н., профессора Ховалкиной А.А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Составитель – ст. преп. Журомская Л.И.

Аннотация

           Данное пособие представляется как попытка формирования практически-теоретического спецкурса по грамматической семантике русского глагола.

Целью пособия является не только развитие ранее сформированных практических умений и навыков употребления глагольных форм, но и формирование понимания специфики и универсальности грамматической семантики русского глагола; обусловленности всех грамматических категорий природой самого объекта описания. Для глагола это действие, движение, состояние во времени и пространстве. Через все задания в пособии проходит понимание категории вида, так как «в системе русского глагола нет ни одной грамматической формы, которая не выражала бы видового значения». Семантика категории вида обусловливает особенности всех других грамматических категорий и форм глагола. Такое понимание глагола представляется нами как основная методическая установка при изучении данной части речи студентами среднего уровня знания языка (Б2). Поскольку в пособии не ставилась цель изучения особенностей функционирования глагола в НСР, а также формирования умений в различных видах речевой деятельности в учебно-научной сфере, то в нём представлено ограниченное количество лексики и ситуаций НСР. В конце пособия дан справочный материал для преподавателей и студентов.

           При подготовке пособия использовались следующие учебно-методические материалы:

  1. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов, А.В. Филиппов, С.И. Небыкова, Д.И. Изаренков Современный русский литературный язык. – Издательство «Просвещение», Ленинградское отделение, 1988. – 671 с.
  2. Ховалкина А.А., Пономаренко Е.А, Фильцова М.С. Практический курс русского языка (для иностранных студентов медицинских университетов с русским языком обучения) в 2- частях. – Симферополь, 2013. – 216 с.
  3. Журомская Л.И., Майборода С.В. Шаг за шагом. Русский язык для начинающих: в 2-х частях. Часть 2. Основной курс / — Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2013. — 183 с. — На русском языке.
  4. Кузнецова Е.Г. Глагол: Учебно-методическое пособие по русскому языку для иностранных студентов. – Казань, КГМУ, 2011. – 58 с.
  5. Авторские материалы и разработки.

СОДЕРЖАНИЕ

  

Тема 1: Процессуальность и результативность: передача грамматическими средствами. Вид глагола...................................... 3
Тема 2: Объективная модальность. Модальный план реальности: реальное настоящее, прошедшее и будущее………………………… 9
Тема 3: Глаголы движения. Однонаправленное и разнонаправленное действия……………………………………………………………………….. 19
Тема 4: Imperative. Как образуется Imperative?............................................... 33
Тема 5: Особые формы глагола. Причастие и деепричастие……………… 36

Материалы для справок (в таблицах)……………………………………………….

46

Формальные показатели грамматической семантики русского глагола

 

Тема 1: Процессуальность и результативность: передача грамматическими средствами. Вид глагола

Урок 1, 2

Грамматический комментарий

1. Что есть глагол? Это часть речи, которая выражает грамматическое значение действия, состояния или отношения (наличие ≠ отсутствие): идти, читать, любить, волноваться, иметь, принадлежать, отсутствовать. Глагол функционирует преимущественно в качестве предиката.

2. Идея действия в наиболее чистом виде выражена в инфинитиве (infinitive).

Инфинитив – это неличная форма глагола, так как служит только для называния действия или состояния и отвечает на вопросы «что делать?» – «что сделать?». Инфинитив – словарная (исходная) форма глагола.

Состав инфинитива.

Инфинитив оканчивается на -ть, -ти, -чь: чита ть, говори ть, смотре ть, ид ти, рас ти, помоч ь, леч ь.

а) Суффикс -ть – наиболее частый показатель инфинитива. Все новые слова-глаголы оформляются только с помощью этого суффикса.

б) Суффикс -ТИ – непродуктивный в современном русском языке: нести, везти, расти, НО: вынести, вывезти, вырасти.

в) -ЧЬ – не суффикс инфинитива! Это конечная согласная корня. Встречается в небольшой группе непродуктивных глаголов: леч ь, теч ь, береч ь … При изменении формы глагола происходит чередование ч // к // ч, ч // г // ж: печь–пеку–печёт; беречь–берегу–бережёт.

г) -ТЬ, -ЧЬ + -ся: учиться, начинаться, рождаться, стричься, сокращаться.

 

Основа инфинитива обычно оканчивается на гласную и образует грамматические формы прошедшего времени и сослагательного наклонения.

Читать ð читал ð читал бы; хотеть ð хотел ð хотел бы; купить ð купил ð купил бы; учиться ð учился ð учился бы.

НО! Глаголы на -ЧЬ и -ТИ, а также несколько глаголов на –ТЬ имеют основы инфинитива на согласную: прочес ть, лез ть, клас ть, спас ти, нес ти, вес ти, жеч ь, прилеч ь, достич ь…

Запомните! Инфинитив не указывает на реально происходящее действие, а только называет его.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

Задание 1. Укажите основы (__) и суффикс (^) инфинитива.

Писать, читать, строить, чувствовать, грустить, думать, говорить, отнести, мыслить, вырасти, болеть, беречь, стоять, спать, слышать, смотреть, сберечь, переживать, цвести, лежать, ненавидеть, страдать, стучать, включить, глотать, дышать, открывать, закрывать, отвечать, зажечь, спасти, иметь, присутствовать, захотеть, мочь, обедать, подрасти, замёрзнуть, взять, произвести, составлять, размножаться, состоять, развиваться, любить, называться, наклониться.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 2. Прочитайте фразы, подчеркните только глаголы в инфинитиве.

Чтобы научиться общаться, первое, что надо сделать, - это суметь найти общий язык с другим человеком. Конечно, общий язык легко найти с похожими на нас людьми, с нашими единомышленниками. А вот научиться разговаривать с другими людьми, которые совершенно иначе думают, труднее. Видимо, стоит понять, что люди — разные. Поэтому надо научиться ценить других людей за то, что они другие, и совсем не требовать, чтобы они были похожими на нас. Представьте себе, что общество — это оркестр. Если все люди в оркестре будут играть одну и ту же ноту, то зачем он нужен?

Задание 3. Найдите в задании № 1 и выпишите только слова со значением

1) конкретного действия: _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) физического состояния или положения тела: _____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) душевного состояния человека: _________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Грамматический комментарий

Что есть вид, видовая пара?

Глагол обозначает действие, а действие существует в развитии, то есть действие развивается, стремится к завершению.

Категория вида (аспект) обозначает отношение действия к внутреннему пределу. Внутренний предел действия – это сигнал неделимой целостности действия. Это значение выражается глаголами совершенного вида (СВ). СВ всегда указывает на действие, ограниченное каким-либо пределом. Несовершенный вид (НСВ) обозначает действие в его течении. В русском языке существует видовая оппозиция, или видовая пара – НСВ ó СВ.

                                     (Imperfective) ó  (Perfective)

     Глаголы, которые образуют видовую пару (видовую корреляцию), обозначают 1) один и тот же факт действительности, 2) называют две стороны одного и того же действия, процесса, а именно: отношение действия к внутреннему пределу или его длительность. Таким образом, префиксы или суффиксы видовых пар не должны изменять лексическое значение глагола.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.