Понятие о слоге. Типы ударений. Интонация. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Понятие о слоге. Типы ударений. Интонация.

2021-01-29 182
Понятие о слоге. Типы ударений. Интонация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фонетическая речь членится на высказывания, речевые такты, фонетические слова и слоги. Звуки речи лингвистически неделимы и не составляют звена. Относительно самостоятелен слог.

Слог – это минимальная единица речевого потока, вершиной слога является гласный, который выступает слогообразующим элементом. Согласные – периферийный элемент слога, хотя возможен «слоговой согласный». Типы слогов по концу слога делятся на открытый и закрытый. По началу слог может быть прикрытым или неприкрытым. Прикрытый начинается с согласного, а другой с гласного.

Дифтонг – это сложный гласный, состоящий из двух элементов, образующих один слог.

Совокупность слогов, объединенных одним ударением, называют фонетическим словом.

+ Ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. Этот слог называется подударным.

Типы ударений: 1)силовое(большая напряженность артикуляций); 2)музыкальное(высота тона); 3)количественное(длительность силового элемента).

У многосложного слова может быть добавочное ударение(дорогостоящий). Ударение может быть свободным или равномерным, когда ударение падает на любой слог слова; и связанным или фиксированным, когда ударение имеет единственное постоянное место. Выделяется так же подвижное ударение(горА-гОры).

Ударение связывает каждое слово, отмечает его границы, разграничивает разные по смыслу слова и грамматические формы одного слова(насыпАть-насЫпать), а так же выполняет эмотивно-экспрессивную функцию. Слово может терять ударение и примыкать к последующему слогу – проклитика (без страха, от избы), или к предыдущему – энклитика (безвести – без вести).

+Высказывание или фонетическая фраза – это отрезок речевой цепи между двумя паузами, характеризуется интонацией.

Интонация – это изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности высказывания.

Интонация оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы, выражает конкретные эмоции, скрывает подтекст высказывания, характеризует говорящего и ситуацию общения.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ПОНЯТИЕ О ПРОКЛИЗЕ И ЭНКЛИЗЕ.

Слово может терять ударение и примыкать к последующему слогу – проклитика (без страха, от избы), или к предыдущему – энклитика(безвести – без вести).

Качество звука а потоке речи зависит от положения звука в ряду от качества соседних звуков, от места и природы ударения. Зависимость звука может быть комбинаторной или позиционной.

Комбинаторные изменения

Аккомодация – это такой тип комбинаторных изменений, при котором артикуляции соседних гласных и согласных звуков приспосабливаются друг к другу.

Ассимиляция – это такой тип комбинаторных изменений, при котором из 2х разных звуков образуются 2 одинаковых или близких по артикуляции звука. При ассимиляции взаимодействуют однородные звуки (сбить). Различают следующие виды: 1)по результатам(полная; частичная); 2)по направлению(прогрессивная; регрессивная); 3)по положению взаимодействующих звуков(контактная; дистактная).

Диссимиляция – это такой тип комбинаторных изменений, при котором из двух одинаковых или близких по артикуляции звуков образуется разные или более далекое. Различают: прогрессивную и регрессивную; контактную и дистактную. Диссимиляция может сопрягаться с ассимиляцией на диссимилятивной основе. Реализуются такие комбинаторные процессы, как эпентеза, гаплология, метотеза.

Эпентеза – это возникновение в слове дополнительного этимологического гласного или согласного звука(лари в он, н д рав, шпи ё н). Эпентеза возникает при освоении заимствования с несоответственными родному языку сочетаниями звуков.

Гаплология – выпадение одного из двух непосредственно идущих друг за другом звуков или слогов(розо во ватый, минера ло логия). Гаплология имеет место на стыке корневой и аффиксальной морфемы и в сложных словах.

Метотеза – это взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова(долонь – ладонь, коркодил – крокодил). Метотеза возникает при освоении новых слов и связана с психологическими особенностями восприятия – количество и качество следующих друг за другом элементов усваивается скорее и легче, чем их взаимное расположение.

Диереза – это устранение на ассимилятивной основе какой-либо части трудно произносимых сочетаний согласных; выпадение звуков в слове(честный, сердце).

Протеза – это появление добавочного этимологически необусловленного звука в абсолютном начале слова(острый – вострый, осьмь – восемь).

Позиционные изменения

Редукция – это изменения артикуляционных и акустических характеристик звука, вызванных сокращением его длительности или ослаблением напряженности. Различают редукцию количественную(уменьшение длительности) и качественную(изменении характера артикуляции). Фон.разбор слова водопровод. Количественная редукция: и, ы, у. Качественная: а, о, э.

Оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова.

9. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМЕ. ОРФОЭПИЯ КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ.

У звука речи 3 стороны: физическая, биологическая, лингвистическая.

Звуки речи не обладают значениями, однако звуки опосредованно и сложно связаны со смыслом. Каждые звуковые единицы, служащие для различения материальной оболочки слов и форм принято называть фонемами.

Фонемы – это идеальные типовые звуки, выполняющие различительную функцию. Фонемы реализуются в звуковой речи при этом: 1.фонема может передоваться двумя звуками(аффрикаты и дифтонги); 2.два звука могут слиться в одну фонему(сж ать); 3.фонема передается нулем звука(мес т ный).

Различные звуки, в которых реализуется одна и та же фонема, называются вариациями. Фонемы выполняют различительную функцию только в сильных позициях, в слабых они нейтрализующие. Фонема состоит из комбинаций различительных признаков. Признаки всегда парные. Во всех языках мира насчитывают 12 пар признаков, но в каждом конкретном языке пар меньше. В каждом языке складывается строгая система фонем. Лингвисты насчитывают в языках мира 558 согласных и 260 гласных фонем.

Орфоэпия – это совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления.

Единообразие звукового оформления устной речи способствует облегчению языкового общения. Орфоэпические нормы обслуживают нормы литературного языка. Норма произношения определяется фонетической системой языка.

Орфоэпия складывается исторически, с формированием национального языка. Этому способствует увеличение удельного веса устной речи и развитие различных форм публичного общения. Основные особенности русской произносительной нормы сформировались в первой половине 17в. и окончательно сложились во второй половине 19в. До конца 20в различали Московское и Петербургское произношение. В советский период различаи в произношении значительно сгладились.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА.

Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных или графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо возникает в результате усложнения хоз.деятельности людей и связано с образованием раннеклассовых гос-в.

Письмо – это начало истории. С появления первого письменного знака начинается история человечества, все, что ей предшествует – это предыстория и археология. Впервые письмо возникает в др. Египте 4тыс. до н.э. Чуть позже возникла письменность Шумеров – начало 3тыс. до н.э.  Письмо делает язык более стабильным, поскольку без письменности языки лгко подвергаются влиянию, вплоть до вытеснения.

+Этапы развития письма можно представить как последовательную смену минимальных единиц запоминания: 1)текст; 2)слово; 3)слог; 4)фонема.

В соответствии менялись и типы письма: 1)текстография; 2)логография; 3)силлабография; 4)фонемография.

История письма начинается с пиктографии – это отражение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунка. За пиктограммой нет конкретной закрепленной единицы языка, есть только некоторый текст. Пиктография имеет неоспоримые достоинства: - этой письменности не надо специально учиться; - она доступна всем; - она интернациональна и демократична. Однако есть и недостатки: - неоднозначность в понимании рисунков; - трудности в выражении абстрактных понятий. В современной культуре пиктография – это вспомогательное средство общения. Используется и как худ. средство.

Идеография – это понятие образами. В идеографическом знак обозначает понятие и слово в любой грамм. форме. Такие знаки обычно называются логограммы или иероглифы. Считают, что идеографическая китайская письменность произошла из языка жестов, поэтому не зависит от разнообразных звуковых языков. Идеографическое письмо имеет существенные недостатки: многочисленность знаков и связанные с этим трудности в их освоении. Преимуществом этого письма считают интернациональность и компактность иероглифов.

Фонография – это звукопись. В звукобуквенном письме отдельный знак передает, как правило, отдельный звук, что делает это письмо наиболее удобным. Сравнительно небольшое количество знаков и независимость от смысловой стороны речи дает возможность передавать абсолютно любую информацию. Для буквенно-звукового письма характерны три обязательных компонента: алфавит, графика и орфография.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.