Правильный подход к изучению тайцзи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Правильный подход к изучению тайцзи

2021-01-29 119
Правильный подход к изучению тайцзи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научится ли человек чему‑либо в этой системе, зависит от его отношения и серьезности. Прежде всего он должен принять твердое решение изучать тайцзи и иметь сильную волю, чтобы свое намерение осуществить. Ему требуются настойчивость и терпение на всех стадиях обучения. Даже если человек обладает всеми указанными качествами, его достижения могут отличаться от достижений других людей, обладающих такими же достоинствами. Различия обусловлены подходом к обучению. Если человек практикуется, а затем обдумывает каждый новый шаг, которому он научился, и продолжает к нему возвращаться для более глубокого понимания и оттачивания, он, естественно, превзойдет того, кто никогда не углубляется в то, что он изучил. Оба могут, образно говоря, изучить метод превращения камня в золото, но только первый будет знать, почему метод действует. Знания первого будут продолжать расти и вскоре он станет мастером, последний же всегда будет оставаться только практикующим.

Теория тайцзи глубока и мудра. Требуются многие годы изучения, исследования, размышлений и практики, чтобы постепенно найти ключ к искусству и «войти в храм». Однако чем больше вы изучаете, тем, как правило, менее понимающими вы себя чувствуете. Тайцзи подобно бездонному колодцу или бесконечно текущей реке. Есть древний список пяти «ментальных ключей», необходимых ученику тайцзи для достижения высочайших уровней искусства:

1. Изучай широко и глубоко.

2. Исследуй и спрашивай.

3. Внимательно размышляй.

4. Ясно различай.

5. Настойчиво трудись.

Если вы следуете этим принципам, то можете научиться всему, чему угодно, даже тому, как стать мудрым и знающим человеком.

К указанному выше подходу к обучению следует добавить, что хороший учитель также является важным ключом к изучению высокого искусства тайцзи‑цюаня. В Китае существует правило: «Ученик расспрашивает об учителе и разыскивает его три года, а учитель три года испытывает ученика». Также говорится: «Лучше ученику три года искать хорошего учителя, чем три года учиться у плохого». Настоящий мастер, понимающий искусство и передающий его ученикам, является ключом к превращению камня в слиток золота. Учителем является тот, кто может вывести вас на Путь самой короткой дорогой и помогает вам избежать потерь времени и энергии. Сказано: «Чтобы войти в двери и быть проведенным по Пути, человеку нужны устные наставления; практикуй беспрестанно, Путь лежит через самостоятельную практику». Сказано также: «Знаменитые мастера воспитывают великих учеников». Но хороший мастер, в свою очередь, способен определить, достоин ли ученик затраченных на его обучение времени и энергии. Сначала ученик может быть вдумчивым и упорно работать, но позже изменить свое отношение. Практикующий, размышляющий, скромно спрашивающий, самостоятельно ищущий ученик, естественно, станет хорошим преемником стиля. Обычно мастеру требуется три года, чтобы изучить личность ученика и узнать, способен ли он быть настойчивым в обучении и сохранять высокие моральные качества.

За последние семьдесят лет популяризации тайцзи‑цюаня было опубликовано множество хороших книг и исторических документов. Тому, кто практикует тайцзи с искренними намерениями, следует собрать и прочесть их. Книги представляют собой плод многих лет изучения, размышлений и исследований. Если вы не знаете, как использовать эту литературу для собственной пользы, вы наверняка потеряете много времени и энергии в беспорядочных блужданиях. Однако не следует всецело доверять тому, о чем говорится в книгах. То, что написано в книге, является лишь мнением и личным опытом автора. Вам следует открыто воспринять написанное, изучить его, а затем провести четкое различие между тем, что в прочитанном достойно и недостойно внимания. Если вам это удастся, вы сможете свести к минимуму путаницу и избежать слишком большого отклонения от правильного пути.

Добавлю, что вы можете извлечь пользу из семинаров и летних лагерных сборов или другими путями прийти к соприкосновению с опытными мастерами. Таким образом вы сможете усвоить множество ключевых моментов и добиться «ощущения» многого из того, о чем вы могли только читать. Но помните: ваши исследования должны быть самостоятельными и очень тщательными, чтобы вы достигли глубинного понимания искусства. В этой связи сказано: «Никогда не стремись отказаться от своего голоса; подвергай сомнению всякий талант на небесах и на земле. Если спросят, как можно прийти к этому великому достижению – (ответом будет:) снаружи и внутри, тонкое и грубое, ничто не должно быть упущено».

 

Последовательность обучения

Каждый мастер тайцзи имеет собственную последовательность тренинга, определяемую его методами и умениями. В этом разделе автор перечислит общие тренировочные процедуры в соответствии со своим ученическим опытом, приобретенным у трех мастеров тайцзи, и более чем двадцатилетним преподавательским опытом. Этот раздел касается только тренировочных процедур для пустой руки.

Общая последовательность тренинга в тайцзи‑цюане такова:

1. Понимание фундаментальной теории тайцзи‑цюаня.

2. Практика расслабления, успокоения и концентрации.

3. Тренировка дыхания.

4. Ощущение и генерирование ци.

5. Циркуляция ци и дыхание.

6. Неподвижная медитация.

7. Базовые стойки.

8. Упражнения для координации дыхания.

9. Отработка базовых движений.

10. Изучение одиночного тренировочного комплекса.

11. Анализ боевого применения техник одиночного комплекса.

12. Начальные упражнения Толкающих Рук в фиксированной стойке.

13. Отработка базовых форм тайцзи‑цзинь.

14. Отработка звуков Хэн и Ха.

15. Быстрый тайцзи‑цюань.

16. Усложненные Толкающие Руки тайцзи.

17. Усложненный тренинг тайцзи‑цзинь.

18. Тренировка расширения и переноса ци.

19. Боевое применение Толкающих Рук тайцзи.

20. Свободные Толкающие Руки.

21. Боевой парный комплекс тайцзи.

22. Свободный спарринг тайцзи.

 

Перед тем, как начинающий приступит к тренировкам, ему следует задать себе несколько вопросов: «Почему я желаю изучать тайцзи? Какую пользу я собираюсь извлечь? Смогу ли я продолжать занятия в течение долгого времени?» После того, как вы ответите на эти вопросы, задайте себе следующие: «Является ли этот стиль тем, что мне нужно? Насколько квалифицирован этот мастер? Есть ли у этого мастера план тренировок? Насколько долго и глубоко сможет этот мастер учить меня? Будет ли он учить меня всему, что знает, или будет хранить секреты, когда я достигну определенного уровня? Проучившись многие годы, смогу ли я найти более продвинутого мастера, чтобы продолжить обучение?» Чтобы найти ответы на эти вопросы, вам следует искать и исследовать. Вы должны знать исторические корни своего стиля и квалификацию своего мастера. Когда вы ответите на все перечисленные выше вопросы, то сможете начать изучать тайцзи без тени сомнения или неопределенности.

Первым шагом в изучении тайцзи‑цюаня является уяснение основополагающей теории и принципов через беседы со своим учителем, чтение доступной литературы, общение с соучениками и собственные размышления. Вы должны спрашивать себя: «Каким образом тайцзи‑цюань укрепляет тело и улучшает здоровье? Как можно использовать тайцзи в боевых целях? Каковы различия между тайцзи‑цюанем и другими боевыми стилями?» Когда вы ответите на эти вопросы, у вас сформируется общая картина искусства и представление о том, куда вы двигаетесь. Следующим поднятым вами вопросом должен быть: «Как мне упражняться в расслаблении, успокоении и концентрации, которые являются наиболее базовыми и важными аспектами тайцзи‑цюаня?» Это выведет вас на вторую ступень тренинга.

Обычно, если вы руководствуетесь правильными методами и концепциями, то можете научиться успокаивать и сосредоточивать свое сознание, а также расслабляться физически за очень короткий срок. Поддержание этого медитативного состояния очень важно для начальных тренировок. Следующий шаг – научиться правильному дыханию. Дыхание должно быть глубоким, естественным и долгим. Если вы заинтересованы исключительно в оздоровлении, вы можете использовать буддийское, или нормальное дыхание. Однако, если вы хотите прийти к боевому применению, вам следует упражняться и совершенствоваться в даосском, или обратном дыхании. Вы должны быть способны легко расширять и сокращать мышцы живота. После того, как вы научитесь правильному дыханию, вы начнете ощущать ци в своем животе и Даньтяне. Это приведет вас к четвертой ступени – генерированию и исследованию ци. Если вы хотите больше узнать о тайцзи‑цюане и дыхании, пожалуйста, обратитесь к нашей работе «Тайцзи‑цигун»[10].

Как правило, ци может быть получена двумя путями – внешним и внутренним. Внутреннее генерирование ци называется вайдань, внешнее – нэйдань. Интересующиеся читатели могут обратиться к нашим книгам о цигун. Упражняясь в генерировании ци, вы постепенно поймете, чем она является и почему сбалансированная циркуляция ци полезна для тела. Вы также разовьете свою восприимчивость к течению ци. Чем больше вы будете заниматься, тем большей будет ваша чувствительность. По прошествии некоторого времени вы перейдете к следующему шагу – циркуляции ци. Ее лучше всего практиковать с помощью сидячей медитации, которая усилит генерирование и циркуляцию ци. Управление генерированием ци осуществляется спокойным сознанием и становится возможным при расслаблении тела. Вам следует научить свое сознание направлять ци, куда бы вы ни пожелали, в координации с правильным дыханием. Сначала вам следует развить Малую Циркуляцию, которая перемещает ци вверх по спине и вниз, вдоль центральной линии передней части тела. В конце концов вы разовьете Большую Циркуляцию, при которой ци достигает каждой части вашего тела. Когда вы пройдете вышеуказанные шесть ступеней, то создадите прочную основу для практики тайцзи. При наличии правильных инструкций вам потребуется менее чем шесть месяцев для завершения описанного тренинга (не считая Большой Циркуляции).

Указанные шесть ступеней относятся к чисто ментальному тренингу. Практикуя их, вы должны одновременно практиковать базовые стойки, «отращивать корни» для форм тайцзи. Вы должны свободно владеть всеми стойками и практиковать их в статике для укрепления ног. На этой стадии вы также можете начать выполнение базовых упражнений на координацию дыхания. Упражнения предназначены для:

1) координации дыхания и движения;

2) координации циркуляции ци и форм;

3) плавности и непрерывности;

4) расслабления; и

5) спокойствия и концентрации сознания.

Эти упражнения помогут вам ощутить циркуляцию ци, а также дух, или атмосферу, практики тайцзи. После того, как вы овладеете базовыми стойками и упражнениями, вы перейдете к отработке базовых двигательных упражнений (связок).

Одиночный комплекс тайцзи‑цюаня состоит из примерно тридцати семи явных техник и более чем двухсот скрытых. Он выполняется для усиления циркуляции ци и оздоровления и является основой боевых техник тайцзи. Обычно для овладения этим комплексом требуется от шести месяцев до трех лет, в зависимости от инструктора, длины комплекса и способностей ученика. После того, как ученик изучит комплекс, ему обычно требуется еще три года, чтобы достигнуть уровня спокойного сознания и расслабленности и усвоить правильную координацию дыхания. Во время практики не только все ваше внимание, но также и чувства, эмоции и состояние духа должны быть отданы комплексу. Это подобно тому, как демонстрируют свое искусство музыкант или танцор – их эмоции и все их существо должны раствориться в искусстве. Если они хоть что‑нибудь удержат в себе, то, вне зависимости от их мастерства, их искусство будет мертвым.

Закончив изучение одиночного комплекса, вы начнете обсуждение и исследование боевого применения его техник. Это является необходимой частью тренинга тайцзи как боевого искусства, но поможет лучше понять суть движений и циркуляцию ци, даже если вас не интересуют боевые аспекты. Под руководством квалифицированного мастера потребуется, по крайней мере, два или три года, чтобы понять техники и овладеть ими. Когда эта аналитическая стадия будет пройдена, вы приступите к овладению базовыми (в фиксированной стойке) Толкающими Руками.

Толкающие Руки научат вас слышать (чувствовать) цзинь противника, понимать ее, нейтрализовывать и затем контратаковать. Существует два аспекта тренировки Толкающих Рук. Первый делает акцент на ощущении цзинь противника и ее последующей нейтрализации, второй – на понимании испускания цзинь и его применений. Поэтому, начав овладевать базовыми Толкающими Руками, вы также начнете базовый тренинг цзинь. Тренинг цзинь обычно труден для практики и понимания. Крайне важно наличие квалифицированного мастера. Во время тренинга цзинь очень важной становится координация звуков Хэн и Ха. Произнесение Хэн и Ха может научить вас испускать или втягивать вашу цзинь и координировать с ней ци; эта практика также поможет вам поднять Жизненный Дух.

Когда вы закончите разбор комплекса, то создадите боевую основу тайцзи‑цюаня. После этого вам необходимо упражняться в наращивании скорости выполнения одиночного комплекса, тренируя цзинь в каждом движении. В быстром тренинге тайцзи применяется импульсное испускание цзинь с устойчивым «корнем», правильный контроль над поясницей и поддержка ци. Добавлю, что в процессе выполнения форм вам следует развивать ощущение противника перед собой – это поможет вам научиться применять техники естественно и реагировать автоматически. После нескольких лет подобной практики вы овладеете основами цзинь и начнете прогрессировать в Толкающих Руках и тренинге цзинь.

Усложненные (выполняющиеся в шагании) Толкающие Руки научат вас ступать плавно и правильно, в соответствии с вашими техниками и боевой стратегией. Эта тренировка создает основу для свободных Толкающих Рук и свободного боя. Высший тренинг цзинь позволит вам понять более высокие уровни применения цзинь и охватить всю ее сферу. В период этих двух этапов тренинга вы будете продолжать практику усиления и расширения своей ци и ее переноса, чтобы ци поддерживала вашу цзинь. Следует анализировать и обсуждать боевое применение Толкающих Рук. Это будет мостом, соединяющим изученные техники одиночного комплекса с их реальным применением. Когда вы основательно поймете все техники, вы должны будете совершенствоваться в свободных Толкающих Руках и изучать парный боевой комплекс.

Боевой комплекс тайцзи был создан для отработки применения техник в ситуациях, сходных с условиями реального рукопашного боя. Очень важной здесь является работа ног. Научившись текучему движению и взаимодействию, вы сможете начать использовать цзинь в поединках. Заключительным этапом тренинга является свободный спарринг с различными партнерами. С чем большим количеством соперников вы будете заниматься, тем больше опыта приобретете. Чем больше времени и энергии вы вложите в тренинг, тем большего достигнете мастерства.

Наиболее важным моментом во всем тренинге является ваша внутренняя позиция. Не забывайте всесторонне изучать, смиренно спрашивать, исследовать, различать и упорно работать. Это – путь к успеху.

 

 

Глава 2

ЦИ, ЦИГУН И ТАЙЦЗИ‑ЦЮАНЬ

 

2‑1. Введение

 

Из последней главы вы поняли, что цигун всегда являлся важной частью тренировки китайских боевых искусств. Без тренировки мастер боевых искусств утратил бы источник боевой силы, пользуясь только силой физической. Тогда китайские боевые искусства ничем не отличались бы от западных боевых искусств. Самые уникальные элементы китайских боевых искусств – это цигун‑тренинг и накопление внутренней энергии (т. е. ци). Кроме того, с помощью ментальной концентрации ци может быть направлена по всему физическому телу для повышения уровня его функционирования. Однако наиболее важный аспект цигун‑тренинга – научиться чувствовать, понимать самого себя и управлять своим умом. Это путь самодисциплины и духовного развития. С этой тренировки начинается более глубокое осознание жизненного пути. Путь китайских боевых искусств – это путь жизни, а ваша жизнь может строиться на понимании китайских боевых искусств. Мост между этими двумя вершинами – практика цигун.

Цигун изучался и развивался в Китае на протяжении более четырех тысяч лет. Человеку нелегко достичь глубокого понимания и чувства в таких искусствах, как цигун, за короткий срок. Чтобы постичь концепции боевого цигун‑тренинга, вы сначала должны построить основу из знаний и понимания. Это даст вам базу для всей вашей дальнейшей учебы и анализа.

В этой главе будет представлен своего рода путеводитель по практикам цигун. Вы должны внимательно его изучить. Если вы поймете эту главу, вы быстро уловите суть любого тренировочного метода, изложенного в этой книге. В следующем разделе я введу терминологию цигун, а также мы поговорим о ци человека. После этого ци уже не будет казаться вам чем‑то загадочным и волшебным. Затем, с целью помочь вам понять историческую основу цигун, в разделе 2–3 будут кратко рассмотрены различные его категории. В разделе 2–4 будут обсуждаться теоретические основы цигун. Понимание этого раздела избавит вас от многих сомнений в практике цигун. Взаимосвязи ци, здоровья и боевых искусств будут рассмотрены в разделе 2–5. И наконец, общие тренировочные процедуры цигун будут приведены в разделе 2–6. Более подробно о цигун вы сможете узнать из наших книг «Корни китайского цигун» и «Секреты молодости: цигун изменения мышц и сухожилий, цигун промывания костного и головного мозга».

 

2‑2. Ци, цигун и человек

 

Прежде чем перейти к обсуждению связей ци с человеческим телом, мы должны сформулировать определения ци и цигун. Сначала мы обсудим общую концепцию ци, включая как традиционное ее понимание, так и возможные современные научные предположения, которые позволят нам объяснить цигун при помощи современных концепций. Если вы хотите узнать обо всем этом более подробно, обращайтесь к книге «Корни китайского цигун».

 

Общее определение ци  

Ци  – это энергия, или природная сила, наполняющая Вселенную. Китайцы традиционно верили, что во Вселенной существуют три основные силы. Этими Тремя Силами (сань цай) являются Небеса (тянь), Земля (ди) и Человек (жэнь).

Небеса (Вселенная) имеют Небесную ци (тянь ци), которая наиболее важна и состоит из сил, влияющих на Землю, – таких, как солнечный и лунный свет, лунная гравитация и энергия звезд. В древности китайцы верили, что погода, климат и стихийные бедствия зависят от Небесной ци. Погода у китайцев до сих пор тоже называется «Небесная ци» (тянь ци). Каждое энергетическое поле стремится к состоянию равновесия, поэтому, когда Небесная ци утрачивает свое равновесие, она старается его восстановить. Тогда дует ветер, идет дождь и даже возникают торнадо и ураганы.

Ниже Небесной ци находится Земная ци, которая зависит от нее. Слишком обильный дождь, например, вызывает наводнение или выход реки из берегов, а без дождя погибают растения. Китайцы верят, что Земная ци состоит из энергетических линий и контуров, так же как магнитное поле Земли и тепло, скрытое под ее поверхностью. Эти виды энергии также должны быть уравновешены, иначе возникают катастрофы вроде землетрясений. Когда ци Земли пребывает в равновесии, развиваются растения и животные.

Наконец, внутри Земной ци каждый человек, животное и растение имеют собственное поле ци, которое всегда стремится к равновесию. Утратив это равновесие ци, живое существо заболевает, умирает и разлагается. Все в природе, включая человечество и Человеческую ци, развивается под влиянием естественных циклов Небесной ци и Земной ци. В истории цигун людей больше всего интересовала Человеческая ци и ее связи с Небесной ци и Земной ци.

В Китае ци определяется как любой тип энергии, способной проявлять силу вовне. Такой энергией может быть электричество, магнетизм, тепло или свет.

Электрический ток, например, называется «электрическая ци» (дянь ци), а тепло – «тепловая ци» (жэ ци). Энергия тела живого человека называется «человеческая ци» (жэнь ци).

Слово ци  также часто употребляется в значении энергетического состояния чего‑либо, особенно живых существ. Как упоминалось выше, погода называется «Небесная ци» (тянь ци), так как она отображает энергетическое состояние небес. Живые существа имеют «жизненную ци» (хо ци), мертвые – «мертвую ци» (сы ци), или «ци злого духа» (гуй ци). Когда человек справедлив и обладает духовной силой для добрых дел, говорят, что он имеет «Нормальную», или «Правильную ци» (чжэнь ци). Духовное состояние, или моральный уровень, армии обозначается китайским термином «положение ци» (ци ши).

Вы видите, что слово ци имеет более широкий смысл и более общее определение, чем считает большинство людей. Оно относится не только к энергии, циркулирующей в человеческом теле, а к энергии вообще и может быть использовано для обозначения характера или состояния энергии. Чрезвычайно важно понять это до начала практики цигун, чтобы ваш ум не был ограничен узким пониманием ци, мешая вашему дальнейшему развитию.

 

Узкое определение ци  

Теперь, когда вы познакомились с общим определением ци, давайте рассмотрим ее определение, существующее в современном мире цигун. Как отмечалось ранее, из Трех Сил наиболее важной китайцы считали ци, от которой зависит здоровье и долголетие. Поэтому когда люди, после четырех тысяч лет внимания в основном к Человеческой ци, упоминают о ци, они обычно подразумевают ци, циркулирующую в человеческом теле.

Если взглянуть на исторические документы двухтысячелетней давности, касающиеся китайской медицины и цигун, то окажется, что слово ци в них обозначалось иероглифом

. Этот иероглиф состоит из двух иероглифов:

, что означает «ничего», вверху и

, что означает «огонь», внизу. То есть в древности иероглиф ци понимался как «нет огня». Если изучить историю китайской медицины и цигун, это нетрудно объяснить.

В древние времена китайские врачи и практиковавшие цигун стремились найти равновесие циркулирующей в теле человека ци. Когда эта цель достигается, во внутренних органах «нет огня». Концепция очень проста. В соответствии с китайской медициной, каждый наш внутренний орган для нормального функционирования нуждается в определенном количестве ци. Если же получаемое органом количество ци не совпадает с требуемым (обычно в большую сторону, т. е. есть избыток, Ян), в нем возникает расстройство и, со временем, физическое повреждение. Поэтому целью врача или практикующего цигун было достижение состояния «без огня», которое и отразилось в старом иероглифе ци.

Однако в более поздних текстах иероглиф ци – «нет огня» заменен иероглифом

, который также состоит из двух элементов:

, что означает «воздух», и

, что означает «рис». Это свидетельствует о том, что более поздние адепты цигун осознали, что циркулирующая в нашем теле ци рождается в основном из вдыхаемого нами воздуха и потребляемой пищи (например, риса). Для «воздуха» как такового в современном китайском языке есть слово кунци, что буквально означает «энергия пространства (пустоты)».

Долгое время люди пребывали в неведении относительно типа энергии, циркулирующей в их телах. Одни считали ее тепловой, другие – электрической, остальные – смесью тепла, электричества и света.

Так продолжалось до начала восьмидесятых годов двадцатого века, когда концепция ци постепенно начала проясняться. Если проанализировать современное научное знание, то оказывается, что (за исключением, возможно, гравитации) в нашей Вселенной существует только один тип энергии – электромагнитная энергия. Это значит, что свет (электромагнитные волны) и тепло (инфракрасные волны) также принадлежат к электромагнитной энергии. Таким образом, очевиден факт, что циркулирующая в нашем теле ци действительно является «биоэлектричеством», а само тело – «живым электромагнитным полем». На это поле влияют наши мысли, чувства, деятельность, потребляемая нами пища, качество вдыхаемого воздуха, образ жизни, окружающая нас природная энергия, а также энергия, излучаемая продуктами современных технологий.

Теперь давайте сформулируем определение цигун. Поняв, что же такое цигун, вы сможете лучше понять роль китайского боевого цигун в китайских боевых искусствах и обществах цигун.

 

Общее определение цигун

Мы уже объяснили, что ци является энергией и присутствует в небесах, земле и каждом живом существе. Как упоминалось в первой главе, в Китае слово гун часто употребляется как сокращение от гунфукунфу»), что означает «энергия‑время». Словом гунфу называется любая деятельность, требующая значительных затрат энергии, времени и терпения. Поэтому правильным определением цигун будет любой процесс тренировки или учебы, так или иначе задействующий ци и требующий большого количества времени и усилий. Из этого определения видно, что цигун является наукой, которая изучает энергию в природе. Основное отличие между этой и западной науками об энергии заключается в том, что предметом изучения цигун является внутренняя энергия человека, тогда как западная наука большее внимание уделяет изучению энергии за пределами человеческого тела. Тем не менее, изучая цигун, стоит также принимать во внимание современную научную точку зрения, не ограничиваясь только традиционными верованиями.

Китайцы изучали ци на протяжении многих тысячелетий. Некоторая информация о природных закономерностях и циклических процессах содержится в книгах, одной из которых является «И‑Цзин» («Книга Перемен», ок. 1122 г. до н. э.). Во времена ее написания китайцы верили, что природная сила имеет три составляющие: Небеса (тянь), Землю (ди) и Человека (жэнь), которые известны как «Три Силы» (сан цай) и проявляются в трех ци: Небесной, Земной и Человеческой. Они подчиняются определенным законам и циклам. Законы эти неизменны, а циклы непрерывно повторяются. На основе понимания этих естественных принципов и «И‑Цзина» китайцы рассчитывали изменения природной ци. Схема расчета называлась «Восемь Триграмм» (багуа). Из Восьми Триграмм получаются 64 Гексаграммы. Таким образом, «И‑Цзин», вероятно, являлся первой книгой, которая учила о ци и ее действии в природе и человеке. Взаимосвязи Трех Природных Сил и их ци позднее были подробно обсуждены в книге «Теория перемен ци» («Цихуа‑лунь»).

Понимание Небесной ци очень затруднительно, что было особенно справедливо в древности, когда наука только начала развиваться. Но, так как природа беспрестанно повторяется, накопленный за многие годы опыт позволил обнаружить природные закономерности. Понимание законов и циклов «небесного расписания» (тянь ши) поможет вам понять сезонные, климатические и погодные изменения, дождь, снег, засуху и другие погодные явления. При внимательном наблюдении вы сами сможете определить немало подобных закономерностей и циклов, вызванных уравновешиванием полей ци. Период природных циклов может колебаться от одного дня до десятков лет.

Земная ци является частью Небесной ци. Уяснив законы и строение Земли, вы сможете понять, как на ней образовались горы и реки, как растут растения, как движутся реки, в какой части страны лучше жить, где строить дом и каким должна быть его наилучшая ориентация, а также многие другие вещи. В Китае и сейчас существуют люди, которых называют «мастерами геомантии» (дили‑ши) или «мастерами фэн‑шуй [11]» (фэншуй‑ши), зарабатывающие этим искусством на жизнь. Термин «Ветер и Вода» (фэн‑шуй) употребляется довольно часто, так как характер и направление ветра и воды на каком‑либо участке земли являются основными критериями оценки этого участка. Специалисты по фэн‑шуй при помощи накопленных геомантических знаний и теории «И‑Цзина» помогают людям принимать важные решения – такие, как выбор места для построения дома или для захоронения, переустройство или переоформление домов и офисов, чтобы в них лучше жилось и работалось. Многие люди даже верят, что открытие магазина или бизнеса в соответствии с принципами фэн‑шуй может принести им больший успех и процветание.

Из трех ци, пожалуй, Человеческая ци изучена наиболее полно. Изучение Человеческой ци включает в себя множество различных аспектов. Китайцы верят, что Человеческая ци подвластна Небесной ци и Земной ци, которые и определяют в действительности вашу судьбу. Поэтому, если кроме понимания «человеческих отношений» (жэнь ши) вы также понимаете отношения человека с природой, вы сможете предсказывать войны, судьбу страны, а также желания, темперамент и даже будущее отдельных людей. Люди, занимающиеся этим, называются сюаньмин‑ши («предсказатели судьбы»[12]).

Однако наибольшие достижения в изучении Человеческой ци касаются здоровья и долголетия. Так как ци является источником жизни, понимание ее функционирования и умение правильно ее регулировать позволят вам прожить долгую и здоровую жизнь. Помните, что вы являетесь частью природы, подвластной ее циклам. Идти против этих циклов – значит идти против здоровья, поэтому в ваших интересах следовать естественным путем. В этом смысл Дао, что в переводе означает «Естественный Путь».

Есть много наук, изучающих аспекты Человеческой ци: акупунктура, акупрессура, массаж, траволечение, медитация и цигун. Применение акупунктуры, акупрессуры и траволечения для регулирования потока ци стало корнем китайской медицинской науки. Медитация и упражнения подвижного цигун широко применяются китайцами в оздоровительных, а иногда и в лечебных целях. Кроме того, даосы и буддисты используют медитацию и упражнения цигун для достижения просветления.

Итак, изучение любых аспектов ци, включая Небесную, Земную и Человеческую ци, – это и есть цигун. Однако, так как этот термин сегодня обычно употребляется по отношению к совершенствованию Человеческо й ци путем медитации и упражнений, во избежание путаницы мы будем использовать его только в этом, узком, смысле.

 

 

Узкое определение цигун

Как упоминалось ранее, узким определением ци является «энергия, циркулирующая в человеческом теле». Узким определением цигун, следовательно, будет «изучение ци, циркулирующей в человеческом теле». Так как наши тела являются частью природы, в узкое определение цигун также должно входить изучение связей наших тел с Небесной и Земной ци. В настоящее время китайский цигун состоит из нескольких различных областей: акупунктуры, применения трав для регулирования Человеческой ци, цигун боевых искусств, цигун‑массажа, лечебного цигун и цигун для религиозного просветления. Естественно, эти области взаимосвязаны и во многих случаях неотделимы друг от друга.

Китайцы обнаружили, что в человеческом теле существует двенадцать основных каналов (шиэр цзин) и восемь сосудов (ба май), по которым циркулирует ци. Двенадцать каналов – это «реки», распространяющие ци по всему телу и соединяющие конечности (пальцы рук и ног) с внутренними органами. Необходимо заметить, что «внутренние органы» в китайской медицине не обязательно соответствуют физическим органам, известным западной анатомии: скорее, это наборы родственных физиологических функций систем органов. Восемь сосудов, которые еще называют «чудесными меридианами», выполняют функцию резервуаров, регулируя распределение и циркуляцию ци в вашем теле.

Когда ци в этих восьми резервуарах наполнена и сильна, ци в каналах также сильна и может эффективно регулироваться. Когда хотя бы в одном из этих двенадцати каналов, или «рек», есть застой, ци, текущая к конечностям тела и внутренним органам, будет ненормальной, что может привести к развитию болезни. Вы должны уяснить, что каждому каналу соответствует своя сила потока ци, поэтому все каналы различны. Эти уровни силы ци подвержены влиянию вашего сознания, погоды, времени суток, съеденной вами пищи и даже вашего настроения. Например, в сухую погоду ци в легких будет более положительной, чем при влажной погоде. Когда вы злитесь, поток ци в канале печени ненормален. Сила ци в каналах изменяется в течение дня в соответствии с определенным циклом, и в каждый момент времени один из каналов будет наиболее сильным. К примеру, между одиннадцатью часами и часом дня самым сильным будет поток ци в канале сердца. Более того, уровень ци в одном и том же органе может у разных людей быть различным.

Когда в одном из двенадцати каналов происходит нарушение потока ци, восемь резервуаров регулируют его и приводят в норму. Когда вы, например, испытываете внезапный шок, поток ци в мочевом пузыре немедленно ослабевает. В нормальных условиях резервуар немедленно отрегулирует ци в этом канале с тем, чтобы вы оправились от шока; если же резервуар ци также ненаполнен или если влияние шока было слишком сильным и не остается времени на регулировку ци, мочевой пузырь внезапно сократится, приводя к непроизвольному мочеиспусканию.

Когда человек болен, уровень его ци будет либо слишком позитивным (избыточным, янским), либо слишком негативным (недостаточным, иньским). Китайский врач в этом случае либо попытается восстановить равновесие ци, прописав определенные травы, либо применит иглоукалывание, замедляя поток ци в одних и стимулируя его в других каналах. Существует, однако, еще одна альтернатива – использовать для настройки ци определенные физические и ментальные упражнения, то есть, другими словами, цигун.

Все сказанное выше должно было объяснить узкое определение цигун. Сегодня люди, упоминая о цигун, в большинстве случаев подразумевают духовные и физические упражнения, связанные с ци.

 

 

Современное определение ци  

Вам необходимо знать о прогрессе, достигнутом современной наукой в изучении ци. Это не даст вам застрять в древних концепциях.

В древнем Китае об электричестве знали очень мало. Из акупунктуры было известно, что при введении иглы в точку на теле человека выделяется энергия, по природе отличная от тепловой, которая часто вызывает шок или ощущение щекотки. Только в последние несколько десятилетий китайцы ближе познакомились с наукой об электромагнетизме и начали понимать, что эта энергия, циркулирующая в теле и называемая ци, может быть тем, что в современной науке называется «биоэлектричеством».

Сейчас известно, что тело человека состоит из различных электропроводящих материалов, образующих живое электромагнитное поле. Электромагнитная энергия постоянно вырабатывается в человеческом теле путем биохимической реакции при усвоении пищи и воздуха и циркулирует под воздействием электродвижущих сил (ЭДС), возникающих внутри тела.

Кроме того, вы находитесь под постоянным


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.