Глава 5 Беспилотные летательные аппараты — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 5 Беспилотные летательные аппараты

2021-01-29 104
Глава 5 Беспилотные летательные аппараты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Помимо традиционной самолетной тематики, во второй половине 1950‑х годов ОКБ‑156 приступило к разработке беспилотных летательных аппаратов, и первым в этом ряду стал стратегический дальний ударный самолет (крылатая ракета) Ту‑121 («С») с ядерной боевой частью.

Беспилотный самолет создавался в соответствии с сентябрьским 1957 года постановлением правительства и предназначался для поражения целей на расстояние до 4000 км. Для самолета, летящего со скоростью 3000 км/ч под руководством С.К. Туманского создавался новый короткоресурсный ТРД КР‑15–300 тягой 10 000 кгс, а для точечного старта – твердотопливные ускорители с тягой 75–80 тс.

Полет самолета‑снаряда должен был проходить по заданной программе с астрокоррекцией. К тому времени в стране уже имелся опыт создания таких систем, проверенных на крылатой ракете «Буря» С.А. Лавочкина.

Во второй половине 1958‑го были собраны первые опытные образцы самолета «121», и в канун Нового года приступили к огневым испытаниям.

Летные испытания начались на полигоне 6‑го Гос‑НИИ ВВС во Владимировке (г.Ахтубинск) в августе 1959 года и продолжались до конца 1963 г. Всего было сделано пять пусков, подтвердивших соответствие основных данных ракеты предъявлявшимся к ней требованиям. Однако ее постигла та же участь, что и крылатую ракету «Буря» С.А. Лавочкина.

Дальнейшим развитием Ту‑121 стала система разведки на основе беспилотного самолета Ту‑123. Разработка новой машины началась на основании августовского 1960 года постановления Совета Министров СССР. При этом скорость разведчика должна была находиться в пределах 2500–3000 км, а высота полета – 20 000–22 000 метров. Беспилотник предписывалось предъявить на государственные испытания в 1961 г. Поскольку эксплуатировать разведчик должны были ВВС, то они присвоили ему обозначение ДБР‑1.

В мае 1964 года система дальней беспилотной фото– и радиотехнической разведки ДБР‑1 «Ястреб» была принята на вооружение, а снята с эксплуатации в 1979 г.

До 1972 года в Воронеже построили 52 Ту‑123. Ими, в частности, была вооружена 14‑я отдельная эскадрилья беспилотных самолетов‑разведчиков (оэбср), дислоцировавшаяся в Латвии.

Но, несмотря на свои безусловные достоинства (высокая сверхзвуковая скорость и большая оперативная глубина применения), эта система широкого распространения не получила. Причин тому было несколько. Прежде всего он был беззащитен, в частности, от ЗРК «Найк‑Геркулес» и усовершенствованного «Хока». Кроме этого, «Ястреб», являясь дорогостоящим изделием, был одноразового применения.

На основе Ту‑123 были разработаны: мишень Ту‑123М, пилотируемый вариант Ту‑123П, cамолет с ядерной силовой установкой и с прямоточным ВРД, рассчитанный на полет со скоростью, соответствующей числам М=3–4. Кроме этого, был подготовлен проект использования Ту‑121 в качестве последней ступени в ударной ракетной планирующей системе «ДП».

 

ОКБ Туполева не остановилось на достигнутом, и в 1964 году приступили к разработке системы «Ястреб‑2» с беспилотным разведчиком многоразового применения Ту‑139, или ДБР‑2. На самолете применили новое крыло оживальной формы в плане и посадочные устройства с парашютно‑реактивным устройством и опорами шасси. Причем тормозные двигатели срабатывали непосредственно перед посадкой по сигналу от контактного щупа. В связи с этим уменьшили угол поперечного V горизонтального оперения.

Но, несмотря на это, ДБР‑2 так и остался опытным экземпляром.

 

«Ворон»

 

В 1969 году на территории Монголии (по другим данным, в Средней Азии) местный пастух обнаружил в степи самолет. Находку обследовали и в том же году доставили в ангар № 1 филиала НИИ ВВС в подмосковной Чкаловской, где его предварительно обследовали, а затем передали на ММЗ «Опыт».

Этим таинственным самолетом оказался беспилотный разведчик D‑21 компании «Локхид», испытания которого начались за три года до описываемых событий времен «холодной войны». Можно сказать, подарок.

D‑21 по дальности полета был близок к «Ястребу», но по возможностям разведывательного оборудования ни в какое сравнение с ним не шел. «Ворон» же, предназначавшийся для ведения воздушной разведки с больших высот независимо от метеоусловий практически в любой точке земного шара, должен был превзойти своих предшественников. Как и D‑21, он должен был на первом этапе стартовать с ракетоносца Ту‑95К, т.е. происходил возврат к системе, аналогично той, что когда‑то разрабатывал П.В. Цыбин, но на качественно новом уровне.

Расчеты показали, что при стартовом весе (с разгонными двигателями) свыше 14 тонн «Ворон» с прямоточными ВРД сможет летать со скоростью 3500–3800 км/ч на расстояние до 4600 км на высотах от 23 до 26,4 км.

Но реализовать эти задумки так и не удалось из‑за отсутствия в СССР необходимого разведывательного оборудования. Помешало претворению в жизнь замыслов военных и быстрое развитие почти неуязвимых средств космической разведки.

Куда удачнее сложилась судьба полностью спасаемых беспилотных разведчиков Ту‑141 «Стриж» и Ту‑143 «Рейс», получивших после принятия на вооружение обозначения ВР‑2 и ВР‑3. Разработка их велась почти одновременно, причем первый из них относился к числу оперативно‑тактических с радиусом действия 900 км, а второй – к тактическим аппаратам с радиусом действия в несколько десятков километров.

Первым построили Ту‑143 и в 1970‑м приступили к его испытаниям, которые затянулись до 1976 года, когда комплекс приняли на вооружение. Испытания же Ту‑141 начались в 1974 г.

 

Ту‑141

 

Вначале разработкой «Стрижа» руководил Г. Гофбауэр, а затем его сменил Л. Куликов.

На первых опытных машинах устанавливали также опытные турбореактивные двигатели КР‑17А, а серийные разведчики, производство которых развернулось на Харьковском авиационном заводе в 1979 году, комплектовались сначала Р9А‑30, разработанным на базе (РД‑9Б), а затем – КР‑17.

«Стриж» отличался способностью работать в любых метеоусловиях и в любое время суток как над равнинной, так и над горной местностью. На нем была предусмотрена автоматическая коррекция полета по заданному маршруту станцией радионавигационной системы ближней навигации, а на обратном пути – с помощью автоматизированной системы «Тропик». Но даже без внешней коррекции навигационная система «Стрижа» позволяла следовать по маршруту с отклонением не более 200 метров. Имеются на борту и системы «свой – чужой», и средства защиты от активных помех.

 

Беспилотный разведчик Ту‑141 на выставке МАКС‑2005

 

Беспилотный разведчик Ту‑141 на Центральном аэродроме в Москве

 

Оборудование Ту‑141 позволяло вести фоторазведку с высот от 500 до 6000 метров и скорости около 1000 км/ч, при этом на фотоснимках распознавались объекты размером до 15 см. Телевизионная и инфракрасная аппаратура, передававшая информацию в реальном масштабе времени, позволяла идентифицировать объекты размером около полуметра.

«Стриж» обеспечивает также выдачу на дисплей радара командного пункта текущую информацию о скорости, высоте полета и остатке топлива на борту.

После выполнения задания Ту‑141 (М‑141) возвращался в заданный район и производил посадку с помощью парашюта на трехопорное шасси.

Комплекс состоял на вооружении российской и украинской армий.

 

Ту‑143 «Рейс»

 

Комплекс, предназначенный для ведения воздушной разведки на глубину в 60–70 км от линии фронта, создавался на основании августовского 1968 года постановления правительства с предъявлением на госиспытания в варианте фоторазведчика в 1970‑м и с телевизионным оборудованием – в 1972 г.

Как отмечалось выше, испытания «Рейса» начались в 1973 г. Спустя три года на на серийном заводе изготовили опытную партию Ту‑143, и в 1976 году завершились его совместные испытания, и он был принят на вооружение. В настоящее время эксплуатируется в Вооруженных силах России.

 

Беспилотный разведчик Ту‑143 в экспозиции Киевского музея авиации

 

Комплекс ВР‑3 «Рейс» с БПЛА Ту‑143 обеспечивает обнаружение площадных и точечных целей, инженерно‑технических и других сооружений, позволяет следить за радиационной обстановкой по маршруту полета в условиях низкой облачности и характеризуется высокой скрытностью подготовки и пуска БПЛА с неподготовленных в инженерном отношении позиций, автономностью боевого применения, возможностью получения разведывательной информации в масштабе времени, близком к реальному.

Время подготовки к пуску в стартовом положении – 15 минут, к повторному пуску – четыре часа.

Первые практические пуски ВР‑3 состоялись в 1979 г. Спустя два года 275‑я эскадрилья, оснащенная ВР‑2, участвовала в учеинях «Запад‑81», в ходе которых состоялось три пуска разведчиков. Все они успешно выполнили свою миссию и приземлились на парашютах. Правда, один из них уклонился на два километра. Но информация с него была оперативно обработана и предоставлена командованию.

Комплексы «Рейс» поставлялись в Ирак, Румынию, Сирию и Чехословакию, использовались в боевых действиях во время Ливанского конфликта. В Чехословакии в 1984 г. были сформированы две эскадрильи, одна из которых осталась в Чехии, другая – в Словакии. До недавнего времени «Рейс» состоял на вооружении украинской армии.

Как следует из сообщений в прессе, были разработаны агитационный вариант Ту‑143 с отсеком для листовок и модернизированный комплекс ВР‑3Д «Рейс‑ДМ».

 

Ту‑243

 

В июле 1987 года начались летные испытания модернизированного комплекса «Рейс‑Д» (Ту‑243), или ВР‑3Д. В отличие от предшественника, на нем заменили двигатель на РД3–117А, увеличили запас топлива и обновили оборудование.

Разведывательное оборудование, комплектующееся в двух вариантах, позволяет вести наблюдение днем и ночью. В первом варианте устанавливаются панорамный аэрофотоаппарат ПА‑402 и система телевизионной разведки «Аист‑М» с передачей информации в реальном масштабе времени по радиолинии «Трасса‑М».

Во втором варианте вместо телевизионной системы используется инфракрасная «Зима‑М» с передачей информации по «Трассе‑М». Помимо передачи на землю, информация записывается на борту БПЛА. Для облегчения поиска БПЛА устанавливается радиомаяк типа «Маркер».

Первый полет Ту‑243 состоялся в июле 1987 года. Серийно выпускается на заводе в Кумертау с 1994 г. Принят на вооружение в 1999 году.

 

В начале 1990‑х годов было построено несколько опытных экземпляров оперативно‑тактических дистанционно‑пилотируемых ударных аппаратов Ту‑300. Аппарат прошел испытания и демонстрировался на МАКС‑2005, но дальнейшая судьба его не известна.

 

Беспилотный разведчик Ту‑300 на выставке МАКС‑2005

 

 

Таблица № 31


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.