Монастырь сегодня. Из рассказов паломников — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Монастырь сегодня. Из рассказов паломников

2021-01-29 81
Монастырь сегодня. Из рассказов паломников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Множество паломников посещают Ватопедский монастырь – и немало среди них тех, кто приезжает из России. Причем те, кто попал сюда, стремятся вернуться, и многие приезжают не по одному разу, а бывает, и по десятку, и даже больше.

Рассказывают паломники:

 

* * *

 

«Приезжаешь на Афон – и сразу чувствуешь что‑то необыкновенное в воздухе. Ощущение, что тебя каким‑то защитным покрывалом накрыли – и практика показывает, что здесь действительно помощь и защита идет все время, даже в обыденных делах. Но не только. Здесь в воздухе как будто растворяется и исчезает все мелкое, суетное. Все какие‑то обидки свои, переживания, эгоистичные мысли и чувства – все то, вокруг чего жизнь человека в миру строится, что кажется таким важным, здесь перестает существовать. И ты прикасаешься к чему‑то величественному, что важнее и больше твоего “я”. И становишься частью этого большого, великого, что словами не опишешь».

 

* * *

 

«Приняли нас в монастыре очень радушно. Нам это показалось удивительно – кто мы монахам, почему они должны вообще уделять нам внимание? А оказалось, они к паломникам‑мирянам очень уважительно относятся. Потому что знают, что не только в монашестве, но и в миру человек может духовно преуспеть. Монахи порой очень скудно питаются – но готовы паломникам последнее отдать, а самим голодными остаться. Еду, ночлег – все бесплатно предоставляют. И радуются, когда мы им какие‑то гостинцы к чаю привозим, или денежные пожертвования оставляем».

 

* * *

 

«На Афоне надо стараться побольше ходить пешком, хотя бы по мере возможности. Хотя там дороги непростые для пеших прогулок. Ходить надо обязательно с посохом, причем постукивать им, чтобы отгонять ядовитых змей, коих в лесах немало. На Афоне есть и общественный транспорт, и автомобили, но из окна машины или автобуса много не увидишь. Когда своими ногами идешь – совсем другое дело. Только в одиночку ходить нельзя, нужны проводники из монахов или из опытных паломников. Дороги запутанные, легко сбиться. Есть правило на Афоне: чтобы дорогу одолеть, надо постоянно, на каждый шаг, Иисусову молитву читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». На каждый шаг – одно слово: «Господи – шаг – Иисусе – шаг – Христе – шаг, Сыне – шаг – Божий – шаг, помилуй – шаг – мя». Вот так все дороги пройдешь, ничего с тобой не случится. И еще там нельзя с дороги сходить, пытаться сократить путь, срезать какие‑то углы. Иначе сразу заблудишься».

 

* * *

 

«Афон – это совсем другой мир. В самом деле, побывав там, не понимаешь, на Земле ты был или на Небе. Говорят, это осколок Византийской империи – откуда и пришло к нам христианство. Там, наряду с греческим, и флаг византийский, с двуглавым орлом, и время там другое – византийское: заход солнца считается полночью. И древность эта во всем ощущается. Чувствуешь себя у самой колыбели мира. Может, наш мир и стоит до сих пор, потому что афонские монахи о нем молятся непрестанно, днем и ночью. С берегов можно видеть соседние острова – залитые огнями, там люди отдыхают, веселятся. А здесь всегда свет приглушенный, в храмах электричества нет, только свечи. И – постоянная молитва, в том числе и о тех, кто веселится и отдыхает вокруг. Чтобы грехи им отпускались. Чтобы и они хотя бы иногда глаза к небу поднимали и о Боге вспоминали. Чтобы мир наш стоял и дальше…»

 

Сегодня Ватопедский монастырь – один из самых крупных на Афоне. Здесь больше ста монахов, и еще рабочих – трудников – живет постоянно более ста пятидесяти. И паломников около ста пятидесяти ежедневно.

Жизнь монастырская – достаточно суровая. Спят монахи ночью всего лишь по три – три с половиной часа. Утро начинается у них очень рано, потому что по византийскому времени, действующему в монастыре, полночь наступает с заходом солнца. В это время бьет «колокол молчания», с которым прекращаются все разговоры, и монахи в безмолвии предаются духовным занятиям в кельях – молитвам, чтению. Примерно через три часа – отход ко сну, а еще через четыре часа уже начинается служба. Летом это примерно 4 часа утра по греческому времени, а зимой и вовсе час ночи. Служба длится на протяжении четырех часов, потом, после трапезы, четыре часа отводится на послушания – разные работы на кухне, в огороде, по хозяйству. Затем четыре часа отдыха, после чего вечерня, ужин, повечерие (тоже обязательное ежедневное богослужение), и снова духовные занятия в полном молчании до отхода ко сну. И так изо дня в день. Но такая жизнь только кажется однообразной. На самом деле каждый ее миг внутренне заполнен глубинным смыслом так, как нам, мирянам, и не снилось. Не без оснований монахи считают, что лишь они живут настоящей, истинной жизнью. Хоть и лишены радостей мирских, но зато постоянно пребывают в Божией благодати, а больше отрады нет для сердца.

За историю монастыря в лике святых прославлены 65 его подвижников!

Издавна на Афон стремились русские паломники, и среди монахов было немало выходцев из России. А как же становятся монахами сегодня? Вот что рассказал об этом в интервью газете «Комсомольская правда» писатель Юрий Воробьевский, автор книг и фильмов об Афоне:

 

«– Есть люди, которые специально подвизаются в разных обителях, чтобы потом попасть на Афон, даже специально приезжают туда, в надежде остаться навсегда. Но подчас Афон их не принимает. В то же время я знаю людей, которые как бы случайно попали на Святую гору, но это произошло чудесным образом. Два случая, которые меня самого поразили.

История русского насельника Греческой Афонской лавры, главной обители Святой горы. Жил человек во Владивостоке, раб Божий Евгений. Занимался в перестройку специфическим бизнесом – перевозкой подержанных авто из Японии. Окружение криминальное, можно в любой момент расстаться с жизнью. И вдруг услышал голос в своей голове. “Ты должен из Владивостока пешком прийти в Иерусалим!” Человек решительный, он взял пальто, паспорт и пошел получить благословение у священника на поход. Священник, нормальный человек: “Ты что, себя святым считаешь? Как ты пойдешь в Иерусалим пешком, опомнись! Это у тебя с головой непорядок”. Евгений приблатненным голосом произнес: “Ты чо, отец, не понял, о чем я тебя прошу?!” С таким напором, что тот его благословил. И он пошел по шпалам на Москву. Его приключения, которые он рассказывал мне несколько ночей в Афонской лавре, могли бы составить целый духовно‑авантюрный роман. Чего только не было в пути! Но он просил не писать об этом, я выполняю его просьбу. Евгений все‑таки дошел до Москвы. Это был период распада СССР. Под эту сурдинку перешел границу с Румынией.

– Все пешком?

– В Румынии, признался, кое‑где ехал на подводе. Но на серьезных видах транспорта не передвигался. Разве что море переплыл на корабле. Дошел до Иерусалима. Там снова был голос: “Иди на Афон!” Пришел туда весь оборванный, тыркается в разные монастыри. На Афоне строго, при каждом монастыре полиция. Все косятся на странного оборванца, не берут. И в наш русский монастырь тоже не взяли. Чувствует, полиция к нему присматривается. Но есть место на Афоне – Каруля. Отвесная скала на берегу моря. И на ней, когда смотришь с моря, как ласточкины гнезда – маленькие хибарки иноков. Есть пещеры в скале, где до сих пор подвизаются отшельники. Это наиболее трудная для монашеской жизни территория. Труднодоступная. Туда опасно попасть человеку неподготовленному. В одной из таких пещер стал скрываться от полиции Евгений. Полицейские‑греки там полные, вальяжные. Что не служить на Афоне – вольготно, преступности почти нет, разве что албанцы иногда шалят. Лазить по пещерам в скалах, рисковать жизнью полицейские не хотят. Кричат сверху: “Евгений, мы знаем, что ты там! Даем тебе три дня. Если примет какая‑нибудь обитель, живи. Если нет – поймаем все равно, вытащим”. Отчаявшись, он идет в самую главную афонскую лавру. И – чудо! – его принимают, постригают в монашество с именем Афанасия, основателя Афонской лавры. О перипетиях его хождения в Афон упоминал в своей книге знаменитый старец Паисий Святогорец.

Другой случай. Мой знакомый монах приехал из России в Грецию простым туристом. Только там услышал про удивительную землю Афон. Чего на денек не смотаться, если есть возможность? Приплыл на пароме. На пристани автобус с монахами. Сел. Поехали.

Пошел дождь. Автобус скользит по горному серпантину, падает. Очнулся он в госпитале в Салониках. Нога подвешена к потолку, весь разбитый. Когда настало время выписываться, к нему пришли те греческие монахи‑попутчики, с которыми попал в аварию. Все оказались живы, невредимы, только он пострадал. Греки говорят, пойдем с нами. И он пошел в монастырь. Навсегда! Теперь говорит: “ Я русский грек, моя родина – Афон”».

 

Как стать паломником

 

Сейчас стать паломником на Афон не сложно – существуют паломнические службы, а также турфирмы, которые организуют как групповые, так и индивидуальные туры на Святую гору. Всю соответствующую информацию можно найти в Интернете.

Если же вы решите отправиться самостоятельно, вам придется проводить очень большую подготовительную работу: получать шенгенскую визу, чтобы попасть в Грецию, затем специальную визу (которая называется диамонитирион) для пропуска на Афон, заранее по телефону договариваться с монастырем, где вы хотите остановиться на ночлег (монастыри не всегда могут принять всех желающих без предварительного запроса, места для паломников ограничены), заказывать билеты на паром или рейсовый катер, который идет из Уранополиса на Афон, затем добираться до монастыря общественным транспортом или на попутной машине. Если вы решите воспользоваться услугами паломнической службы, то будете избавлены от всех этих хлопот.

Самые распространенные вопросы тех, кто впервые решил стать паломником: что брать с собой, как одеваться, как себя вести в поездках?

Опытные паломники советуют:

♦ Не берите много вещей – они вам не понадобятся. Никаких шорт, маек, шлепанцев – это не курорт. Купаться и загорать на Афоне нельзя. В шортах там ходить категорически запрещено. Обязательно нужна рубашка с длинными рукавами – настройтесь на то, что даже в жару вы будете ходить в ней. С короткими рукавами на Афоне можно находиться только вне монастырей.

♦ Обязательно нужна удобная обувь, чтобы можно было много ходить. Если едете летом – не забудьте головной убор от солнца и средство от комаров. Если зимой – необходима теплая непромокаемая куртка.

♦ Захватите фонарик – после захода солнца на Афоне очень быстро темнеет.

♦ Не берите больших запасов еды. Можно взять немного консервов и что‑то к чаю, если хотите поделиться с монахами. Голодными вас не оставят, питание на Афоне бесплатное. Но, возможно, придется настроиться на более скудную пищу, чем та, к которой вы привыкли. Обычно в монастырях совершается две трапезы в день, а во время постов – одна трапеза.

♦ Фотоаппарат взять можно, но учтите, что не во всех монастырях разрешается фотографировать. Видеокамеру – категорически нельзя. Ее могут даже конфисковать при посадке на паром, когда вы будете отправляться на Афон или уже возвращаться обратно.

♦ Все расчеты на Афоне ведутся в евро. Деньги вам могут понадобиться на транспорт, а также если вы захотите что‑то приобрести в монастырских лавках, или оставить пожертвование монастырю.

♦ Будьте готовы к строгому таможенному контролю – с Афона нельзя вывозить старинные иконы, антиквариат.

♦ Во время пеших прогулок будьте осторожны: на Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы. При этом учтите, что ни одну живую тварь убивать нельзя! Не оставайтесь ночевать на открытом воздухе ни при каких условиях. Ходите только с опытными проводниками – есть множество опасных троп, где не исключены несчастные случаи.

♦ Не забудьте, что Афон живет по византийскому времени: время заката солнца здесь соответствует полночи. Это значит, что летом разница между временем на Афоне и на остальной территории Греции составляет около трех часов, а зимой – около шести. Ворота монастырей вечером закрываются, и происходит это обычно часа за три до византийской полночи (то есть летом примерно в 18.00 по греческому времени, а зимой и еще часа на три раньше) – очень важно вернуться до этого срока, чтобы не остаться на улице.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.