Полнота жизни: понятие и предпосылки (пж) (65) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Полнота жизни: понятие и предпосылки (пж) (65)

2021-01-29 92
Полнота жизни: понятие и предпосылки (пж) (65) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Natura поп facit saltus

Природа не совершает скачков

Карл Линней, шведский натуралист

 

Изучая вопрос полноты своей жизни, мы сталкиваемся с некоторыми обычно скрытыми закономерностями, управляющими ею. Форма встречи с ними или отсутствие таковой в значительной мере определяет наше восприятие жизни: наполнена она или нет. Я намерен изложить их суть в нескольких пунктах.

1. Факт постоянного непрерывного изменения – одно из основных качеств всего сущего в нашем мире. «Все течет» (Гераклит). Ничто, решительно ничто не постоянно. Это относится и ко всем материальным процессам, и ко всему происходящему в теле и душе. Без исключения. Не случайно первое из трех качеств бытия в буддизме – «анитья». Вечное непостоянство мы видим и в динамическом процессе эволюции природы – всего «материального» творения и бесчисленных живых существ от микроорганизмов до ныне вымерших динозавров, в бесконечных политических, экономических, общественных, культурных, технических и прочих изменениях. Неосознаваемая душа мучит нас вовеки неразрешимым вопросом: где нахожусь я в этом потоке нескончаемых перемен, отдан ли им на произвол или могу сам формировать их, пусть в совсем малой и незначительной степени в сравнении с грандиозностью сущего?

2. Неутолимая жажда познания, свойственная человеку, и только ему и никогда не оставляющая его в покое. В ней причина и постоянных изменений – в той части, в какой их производит человек. «Дух – это крот» (Якоб Буркхардт). Он никогда не удовлетворен и вгрызается все глубже. Он непрерывно толкает вперед историю в направлении, определяемом духом той или иной эпохи, например нашего так называемого прогресса. Людвиг Клагес подчеркивает другую сторону: «Дух как противник души», то есть эмоционального мира чувств еще как бы цельного и невинного человека; дух якобы готов в любой момент насильно подчинить этот мир своим законам, что без церемоний и делает. А сам человек? «Homo homini lupus», «человек человеку волк», то есть главный враг самому себе. Опять‑таки в нашей неосознанной душе свербит желание познать свое место в этом жизненном хаосе – безразлично, мордует ли нас жизнь или как раз дала передышку. И тут мы переходим к третьему и последнему пункту, который я и хочу представить без прикрас.

3. Страдание в нашем мире. Оно вездесуще и в любой момент может поразить любого из нас, приняв одно из тысячи своих обличий: смерти, болезни, боли, несчастного случая, (преступления, катастрофы. Неспроста вторая из характеристик бытия в буддизме – это «дуккха» – страдание). Нескончаемое развитие происходит не под знаком нейтральности и, часто, не только в «положительном» направлении. Оно имеет собственную неизбежность, подчинено невидимому нам переплетению причин и следствий, идет как хочет и должно и потому часто в «негативную» (для нас, маленьких людей) сторону: к удару судьбы, к катастрофе. Жизнь то поманит богатыми возможностями, то поставит на край пропасти, где нас поджидают нужда и отчаяние. Наше сердце и здесь беспокойно стремится узнать: что же кроется за этим всем, почему нам то хорошо, то плохо и что это значит все вместе.

В этой игре жизни мы – фигурки крошечные, хоть кажемся себе столь большими. Неосознанная, так сказать, бессмертная душа взыскует ясности. Уже в начале второй части, посвященной сохранению здоровья, я указывал, как именно для нее важна убежденность человека в том, что его жизнь – часть большого целого и что все переживаемое им имеет постижимый смысл в рамках ее назначения. С годами этот смысл проявляется все яснее. В дальнейших рассуждениях о смысле нашей жизни я вернусь к этому. Здесь замечу лишь, что в конечном счете только это убеждение может дать нам веру в творение и высший порядок, а без него мы затеряемся в уже упоминавшемся скорбном хаосе жизни. Наша причастность к осуществлению великих законов бытия определяет и наше назначение. В спокойную минуту или при потрясшем нас внезапном озарении мы можем мельком увидеть или вдруг осознать его.

Теперь мы можем пролить свет на темный вопрос о полноте нашей жизни. Иначе говоря, мы начинаем понимать, что значит жить по‑настоящему. Это всегда означает полностью сознательную жизнь.

– Для осознанной жизни характерны живость духа, постоянное внимание.

– Значительно острее и критичней сознаешь ценность человека и окружающего мира, а также всех важных для нас жизненных связей.

– Обязательны также моральные принципы и долг, от которых уже так просто не отвертишься.

– Исключается бессознательное, тупое существование от колыбели до могилы.

– Наша личность растет и созревает.

– Возникает «наполненная жизнь».

Заметка на полях: снова речь заходит о внимании. Его фундаментальное значение для успеха, для точности ответов маятника я должен был настоятельно подчеркнуть еще во вступительной части книги. Это не случайно. Ведь лишь оно, внимание, способно собрать, объединить и мобилизовать все без остатка внутренние силы нашей души и духа во имя того, к чему стремится наш дух.

В завершение этого вступления – практическая рекомендация для работы с маятником. Узнайте по 100‑процентной шкале сколь высока степень внимания в вашей жизни или чьей‑то еще, иными словами – насколько сознательно живете вы или он. У среднего человека нашего времени, как я уже писал в главе о потоке энергии и внимании, она обычно не превышает 45 %. В качестве сокращения для заметок при систематической работе я уже тогда рекомендовал вам две буквы СЖ – Сознательная Жизнь (внимательная), то есть, например,

СЖ 65.

Это число говорит уже о гораздо более осознанной жизни, чем у среднего обывателя, но еще очень далеко от того, к чему мы должны стремиться. Показатель СЖ мы с уверенностью можем считать ключевым для изучения и оценки человека.

В этом месте я считаю своим долгом снова обратиться к вам с недвусмысленным призывом, который неоднократно в разных формах повторялся в первой моей книге о маятнике. Он выражается в словах Томаса Карлейля (1795–1881):

«Мы стремимся со вниманием исследовать тайну личности. Но не вторгайся бесцеремонно в самую интимную святыню человека».

Повторю несколько фраз из той книги: вряд ли есть что‑то более мерзкое (и говорящее о низкой культуре), чем рассказ постороннему о вещах, входящих в самую личную, интимную сферу жизни другого человека. Его внутренняя жизнь – это действительно некое подобие святыни, принадлежащей целиком и полностью лично ему… и если ради нашего развития, а порой – ради нашего очищения нам позволят заглянуть туда, пусть это будет нашей тайной, которую мы сумеем сохранить… Любой имеет право быть там, где находится, как и право на собственные ошибки и упущения. Разве непогрешим я сам?

И добавлю слова Германа Ленса (1866–1914), которые я прочел в 1936 г. на его памятнике близ Фаллингбостеля, когда я бродил по Люнебургской пустоши. Они со мной по сей день и никогда не покидают меня:

 

Держи открытыми глаза,

Плотней сомкни уста.

И молча странствуй – суть вещей

Откроется тогда.

 

Закончу крайне жестким утверждением: кому не дано следовать призывам Карлейля и Ленса, пусть оставит работу с маятником, а лучше и не начинает ее. Может быть, он еще дождется лучших времен. Уверяю его: отказавшись от маятника, он закроет выход таящемуся в нем злу. Кроме того, ему не приходится рассчитывать, что силы маятника ему подчинятся.

В обзоре «Условия наполненной жизни» (65) вы видите три основных группы, которые я разделил на различные формы проявления или критерии наполненной жизни. В течение многих лет, постоянно общаясь с людьми, я старался разобраться в этом сам. Результат перед вами. Естественно, к этой комплексной проблеме (включающей так много факторов, за всеми сплетениями которых вряд ли уследишь) можно, как всегда в подобных случаях, подойти по‑другому и повернуть ее другими сторонами. Однако я со своей стороны убежден, что в этой форме обзор достаточно ясен и логичен. Он охватывает все различные подходы и тем не менее остается все‑таки довольно удобным для практической работы.

Вот эти три основные группы:

1. Слагаемые основы нашей жизни в этом мире. Они либо заложены в нас с рождения, либо создаются в основном в детстве – до поздней молодости.

2. Факторы, позволяющие нам владеть своей жизнью с ее проблемами и трудностями. Это удается лучше или хуже. Они характеризуют в основном долгий период нашей профессиональной деятельности.

3. Глубокие вопросы о смысле нашей жизни, касающиеся самой человеческой сути. Они возникают, как правило, в начале второй половины жизни и требуют ответов.

Работа с маятником по этому обзору проста. Вот вопросы, которые вы можете расширить по смыслу и которые быстро дадут вам глубокое представление.

– «Какая из этих трех групп условий наполненной жизни у… (сейчас) всего сильней выражена?»

– (Перемещаем маятник.) «А какой из четырех критериев или какая из форм проявления у… (сейчас) сильней всего выражены?» – «Какой стоит на втором месте?»

– Как в первом вопросе: «…менее всего выражена?»

– (Перемещаем маятник.) Как во втором вопросе: «…менее всего выражены?» – «Какой на втором месте от конца?»

В качестве сокращения при записи результата можно использовать НЖ (Наполненная Жизнь).

Переходим к трем таблицам (66) – (68), характеризующим условия наполненной жизни по отдельности. Они имеют одинаковую структуру.

– Они позволяют вам определить степень выраженности каждого из двенадцати ключевых понятий – как в положительную, так и в отрицательную сторону. На каждой из сторон изображена упрощенная 100 процентная шкала с давно знакомыми вам четырьмя делениями. Изнутри наружу они соответствуют 20, 40, 60 и 80 %, а горизонтальный штрих означает, естественно, 100 %. Это вам дает возможность обойтись без схемы «Истинная мера» (10), работа с которой была бы сложнее.

– В случае, который кажется вам критическим, вы, конечно, можете продублировать вопрос по схеме «Истинная мера» (10), разместив соответствующие ключевые слова на ее полюсах «слишком много» и «слишком мало». Теперь ответ, который казался вам неясным, считывается со 100‑процентной шкалы с более частой градуировкой.

– Просьба учесть: колебания маятника точно по средней линии, то есть нулевой, всегда соответствуют среднему человеку. Здесь та же картина, что и на схеме «Истинная мера» (10), где нуль означает подлинно среднюю величину, равновесие между обеими сторонами (в отличие от АВ‑схемы (5), где расстояние до преобладающей стороны, указанное маятником, всегда равно доле стороны противоположной). Например, если для параметра «жизненная сила» маятник показал 20 % влево, то в данном случае жизненная сила на 20 % выше среднего.

– Сопоставляйте по смыслу процент, показанный маятником, с набором ключевых слов, избегая как преувеличений, так и недооценки. Так, если для «самочувствия» вышло 15 % влево, это еще не ярко выраженный «страх перед жизнью»: он соответствует где‑то 50–60 % или более, в зависимости от ориентации личности.

– Напоминаю: будьте в высшей степени критичны, задавая вопросы о себе самом. Тут почти никто не может быть полностью непредвзятым. Пусть вопросы о вас задают другие, более опытные операторы. Это гораздо надежнее. Хотя бы проверяйте таким образом результаты, полученные лично!

 

Основы жизни (66)

 

Таблица (66) «Основы жизни» включает четыре важнейших ее условия: жизненную силу, здоровье, самооценку и внутреннее отношение к материальной базе. Ключевые слова по обеим сторонам говорят сами за себя. Они вряд ли требуют особых пояснений, разве что некоторых примечаний.

Жизненная сила – это сила, о которой в наше время почти не имеют представления. Ее поистине центрального значения, в конечном счете проявляющегося во всем, из чего состоит человек, не желают видеть. Часто она приравнивается к половой силе – лишь одной и не самой важной форме ее проявления. Часто ее путают с сомнительным понятием воли, что может привести лишь к неверным выводам. Я еще раньше указывал, что существование первоэнергии, «vis vitalis», сегодня уже неоспоримо. Ее доля, приходящаяся на отдельное живое существо, и на человека тоже, – это его индивидуальная жизненная сила.

Вопросам сохранения нашего здоровья и его внутренних резервов мы уже посвятили много внимания во второй части книги. Там часто упоминается и жизненная сила. Опасней всего подсознательные блокировки энергии, о чем я хочу лишний раз напомнить.

Мы всегда полагаем, что самое главное для поддержания жизненной силы – это питание. Но куда важнее воздух, которым мы непрерывно дышим и можем не делать этого лишь несколько минут, и вода, без которой нет жизни и без которой мы можем обойтись всего несколько дней. Должного внимания обычно не уделяют именно правильному дыханию!

О самооценке. Чрезвычайно значимые для жизни нарушения самооценки и их психологическую подоплеку мы уже рассматривали в специальной главе с привлечением таблиц (61) и (62). Я только еще раз напоминаю об этом.

Два полюса самооценки у внутренне свободного человека («мечтатель») – это гордость и смирение; у того, кому свойственна напряженность («преступник») – вера в себя и сомнение в себе. Это легко заметить по людям, жизненная сила которых колеблется между напряжением и расслаблением, которые, в зависимости от требований окружения, то сознательно собирают все силы (напряжение, ян), то снова могут расслабленно предаться досугу (разрядка, инь).

Страх и его преодоление. Некоторая доза страха совершенно нормальна и неизбежна на всех возрастных стадиях и в определенных ситуациях. Помочь может лишь честность по отношению к себе и мужество в постепенном подавлении страха. В этом можно и нужно упражняться. Тогда создается новая вера в себя. Психологический закон: страх и ужас притягивают напуганного, как магнит. Крайне немногие и физические, и душевные болезни предопределены судьбой. Мы не должны принимать их пассивно. Даже если повод является извне – страх, торможения, гнев таятся в нас. Встать над ними – вопрос жизненной позиции… Многие люди уже освободились от своих страхов с помощью эутонии – способа восстановления самого расстроенного здоровья за счет глубокого воздействия на «душу‑дух». Вы можете выстроить себе новую самооценку с самого фундамента.

 

Овладение жизнью (67)

 

Таблица «Овладение жизнью» (67) отражает четыре момента, особо важных для этой долгой стадии нашей жизни: наше социальное поведение, продуктивность, состоятельность и полноту профессиональной деятельности и отношений с партнером. И здесь многих комментариев не требуется.

О социальном поведении. В жизни нам приходится постоянно иметь дело с какими‑то группами и группировками людей, нравится нам это или нет. Маятник может помочь нам узнать, стоит ли ради нашего блага сократить эти контакты до необходимого минимума или надо еще расширить; по отношению к каким отдельным членам этих групп и т д. По отношению к другим группам (общества, объединения по интересам, музыкальные, эзотерические группы, частные рабочие группы, группы обучения самым разным вещам) мы не всегда знаем, присоединяться к ним или нет. Тогда спросите об этом по 100‑процентной шкале.

– «Насколько для общего моего развития (в духовном смысле), с учетом всех обстоятельств, стоит входить в эту группу…?»

– То же, естественно, относится к более тесным связям с хорошими знакомыми или друзьями. Не забывайте время от времени делать перепроверку. Ведь жизнь не стоит на месте, и положение вещей может быстро измениться.

Именно в сфере человеческих отношений маятник может оказать незаменимую помощь. Всегда следите за чистотой мотивации, свободой от негативной корыстности! Ее колебания столь откровенно низки, что расположенные выше силы просто не откликнутся. И ответы станут странными или систематически неверными… Часто, впрочем, имеет смысл выяснить лишь первые меры или небольшие шаги по пути, пригодность которого проверяется. Тогда вскоре выяснится на деле, верен ли он.

В этой связи учитывайте изменения, которые со временем претерпевает любой человек. С возрастом растут:

– вместе с профессиональным опытом и опытом работы – как правило, и позитивность установки;

– навык во всяком привычном деле;

– способность понимать и умение комбинировать;

– самостоятельность и руководящие способности;

– искусство речи и обхождения с людьми;

– человеческая зрелость и способность суждения;

– сознание ответственности и надежность;

– постоянство и внутренняя уравновешенность.

Насколько развиваются (или не развиваются) эти качества в вас или другом человеке, вы можете следить, периодически выясняя это по 100‑процентной шкале (2). Вы можете оглянуться и назад – такой обзор бывает полезным. Например: «Когда четыре года назад мы приехали в этот город и я начал работу в фирме, каков был мой рабочий и профессиональный опыт?» (Как всегда при таких вопросах, подразумевается, что 100 % – теоретический абсолютный максимум.) Так вы можете определить любое развитие, прогресс, регресс и т. д., сделав из этого новые выводы. Вспомните ключевые слова «акаша‑хроники», «Книги бытия»! Тончайшие колебания тех дней происходят в эфире и сегодня. К ним надо лишь обратиться.

Понятие продуктивности означает, собственно говоря, способность к личному творческому выражению. Но в обиходном языке ее, как правило, приравнивают к производительности как таковой.

Как подспорье в профессиональной деятельности маятник может быть очень полезен. Если у вас возникли трудности при выборе или смене профессии, составьте как можно более обширный список всех предоставляющихся возможностей, даже совершенно нелепых на первый взгляд. В спокойный час при полной собранности спросите у маятника на основе этого перечня: «Какую из приведенных здесь возможностей можно считать, с учетом всех важных факторов, подходящей для меня (для X) профессией на долгую перспективу?»

Выясните от трех до пяти вариантов и потом по 100‑процентной шкале (2) определите для каждого процентную долю с учетом личных наклонностей, реального положения в профессии и фактических шансов на осуществление.

Как всегда рекомендуется для жизненно важных вопросов, после необходимой паузы в несколько дней повторите опрос.

Мне известны случаи, когда маятник указывал совершенно неожиданный вариант, впоследствии блестяще подтверждавшийся.

То же в принципе относится к разным видам побочной деятельности и хобби, с перспективой дополнительного заработка на будущее или без таковой, которые могут дать внутреннее удовлетворение (расширение кругозора, помощь нуждающимся и т. д.). Часто в людях скрыто множество возможностей, о которых они сами еще ничего не знают, поскольку жизнь до сих пор их не затребовала! Секрет мотивации при руководстве людьми: надо добиваться, чтобы их стремление к самореализации, к самоутверждению и их вера в себя стали вашими союзниками, надо ясно выражать им доверие, давать понять, что они доросли до высочайшего уровня требований. Это пробуждает скрытые силы и способности! И тот же результат приносит такое отношение к себе!

О проблеме отношений с партнерами. Читателям первой моей книги знакомы мои высказывания о брачном и профессиональном партнерстве. С тех пор меня часто просили свести их для простоты работы с маятником в обзорную таблицу. Но поскольку я не хочу прерывать последовательность таблиц, характеризующих полноту жизни, я ее сделал, так сказать, приложением и присвоил ей номер (69).

 

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ (68)

 

Кое‑где и порой ты полагаешь нечто истинным.

Если ты сильно к этому прилепишься, то,

когда в дверь к тебе постучится настоящая истина,

ты ей не откроешь.

Будда

 

Эти слова Будды я хочу предпослать этой, может быть, самой важной главе всей книги. Таблица «Смысл жизни»(б8) сразу же вводит нас в сферу души и духа, в глубочайшие слои нашей жизни и бытия. Речь пойдет о расплывчатом понятии «образование», о движущих силах нашей деятельности и бездействия, обычно называемых интересами, о столь популярной сегодня самореализации и, наконец, о мировоззренчески‑религиозной установке человека.

Мы, люди, обладая абстрактным понятийным мышлением, можем духовно дистанцироваться от самих себя. Другие живые существа этого не могут. Мы способны рассматривать себя словно в зеркало, критически. В один прекрасный момент это наталкивает нас на вопрос: почему мы именно там, где есть, и вообще почему мы здесь? Итак, перед нами вопрос о смысле жизни. Раньше я уже говорил, что мы склонны к познанию, что наша жизнь – часть большого целого и что наши переживания и опыт могут иметь постижимый смысл в рамках этой связности. Мы не можем познать ее в точности, но чувствуем, что каким‑то образом подчинены ей.

И мы спрашиваем себя: почему вообще находимся в этом мире? Такой вопрос может у нас возникнуть, поскольку мы одарены понятийным мышлением – этим инструментом духа. Это преимущество духа, живущего в нас. Не случайно учителя мудрости всех времен и народов подчеркивают, что первичен именно чистый дух, а не материя.

– Для шаманов подлинный смысл бытия – отыскание своей «души», то есть обратного пути на свою духовную родину.

– Индейцы говорят о Великом Духе, который живет и действует во всем, которому подчинено все существующее, которого надлежит почитать.

– Будда учит освобождаться от непрерывно вращающегося колеса желаний, агрессии и невежества ради подлинной связности нашей жизни: тем самым мы достигаем полной духовной силы, сами становимся буддами – просветленными.

– Иисус говорит, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый (то есть тот, кто стремится лишь богатеть и обладать) войдет в царствие небесное (то есть придет ко внутреннему миру, к спасению, к духовности).

– И западноевропейский гуманизм (как я уже однажды упоминал) вместе с древними медицинскими учениями указывает на ведущую роль умеренности, то есть на то, сколь важно умерять претензии своего Я и быть открытым духовной силе.

Итак, мы на этой земле для того, чтобы познать, что мы и кто мы есть в действительности, убедиться в главенстве духовного начала. Поскольку этого мы уже не сознаем, нам следует вновь обрести это знание, чтобы обладать им духовно и физически, жить им. Наше пребывание здесь – это школа, где нам следует пробудиться для познания смысла своей жизни: зачем я здесь, в чем моя задача? Возврат вновь и вновь к этому центральному вопросу может расшевелить в нас неожиданные силы и сделать нас новыми людьми.

По ту сторону всех реалий этого мира, которые мы когда‑либо изучали или изучаем еще, по ту сторону всех наших знаний бесконечно вибрируют в пространстве духовные, чисто‑духовные колебания. Кто неустанно работает над собой и идет духовным ПУТЕМ, может полностью настроиться на них, открыть свое существо этим таинственным колебаниям. Он может познать их с помощью великолепного прибора – маятника. В первой своей книге о маятнике в таблицах (4) и (5) я привел полную и детальную классификацию ПУТЕЙ, которыми идем мы все. Они позволяют нам ясно увидеть много различных ступеней, по которым мы должны пройти в долгом странствии сквозь времена. Осознание своего движения, глубокий внутренний анализ во имя собственного развития может наполнить нас смирением и благоговением перед тем бесконечным духом, что стоит надо всем сотворенным.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.