Глава 1. Что люди могут изучать и как они это делают — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. Что люди могут изучать и как они это делают

2021-01-29 136
Глава 1. Что люди могут изучать и как они это делают 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ

 

В данной главе:

· предлагается рассмотреть учебный процесс, исходя из четырех составляющих компонентов;

· определяется ключевой признак каждого компонента учебного процесса;

· демонстрируется модель, по которой происходит обучение;

· представляется матрица, показывающая цели различных тренинговых методик;

· обсуждаются особенности различных стилей обучения.

 

 

Для того чтобы определить, предоставлять обратную связь или устраивать дебрифинг, необходимо уметь различать то, из чего состоит учебный процесс и какие аспекты он может в себя включать. Такое разделение может помочь при планировании занятий и отборе необходимых методик. Если выбрана неверная методика, между тренером и обучаемыми вероятно возникновение непонимания, касающегося задач и целей тренинга и уместности обратной связи.

Компоненты учебного процесса

Существует несколько способов выделения того, чему люди могут научиться, но один из наиболее простых — разделение всего, что может быть изучено, на теоретическую информацию, навыки и установки. Это одна из наиболее популярных систематик, использующаяся уже многие годы. Тем не менее кажется, что в этой систематике пропущена одна из важных категорий процесса научения, поэтому здесь предлагается внести четвертый компонент — суждение, описание которого приводится ниже.

Теоретическая информация Теоретическая информация включает в себя области знания, в которых существуют верные или неверные решения. Она включает в себя факты, правила, сведения и руководства. Здесь инструктора просто передают информацию, которой они владеют, обучаемым, чтобы они запомнили ее. Если обучаемый не согласен с инструктором по поводу фактов, по определению, это значит, что либо обучаемый неправ, либо тренеру следует поискать другую работу. Третьего здесь быть не может. Обучаемым возможно и не понравится то, как проходит такое занятие, но у них не будет выбора. Относительно теории, инструктор может либо владеть информацией, либо нет. Нельзя что-то «знать наполовину», однако, конечно, можно владеть неполной информацией. Человек, обучающийся водить автомобиль, должен научиться распознавать дорожные знаки. Треугольник с изображением двух детей предупреждает о близости школы, а не больницы и не низкого моста. Обучаемый либо знает это, либо нет. Чем чаще он видит знаки и вспоминает их значения, тем больше знаков он способен опознать.

Навыки

Навыки — это практическое умение что-либо делать, которое обучаемый может совершенствовать в процессе практики. Существует три типа навыков:

· Физический навык — то, что человек может, делать, используя свои физические возможности, например быстро печатать на машинке и работать с техническим оборудованием.

· Интеллектуальный навык — то, что человек способен делать благодаря своему уму, например считать и выполнять канцелярскую работу.

· Навык общения — взаимодействие с людьми, например умение проводить интервью и вести переговоры.

 

Так как навыки развиваются по мере практики, важным становится понятие о «степени развития навыка». Не совсем уместно делить людей на опытных и неопытных. Важен их уровень владения навыком. Те же, кто планирует программу тренинга, должны определить желаемый уровень компетентности обучаемого, чтобы знать, когда можно заканчивать занятия. Если обучаемому придется применять навык время от времени, базового уровня владения им будет вполне достаточно и совсем не понадобится тратить время и деньги на достижение более высокого уровня. То, какого уровня владения навыком необходимо достичь обучаемому, конечно же, будет влиять на интенсивность получаемой им обратной связи.

Суждения

Суждения — добавленный компонент к давно знакомой систематике. Это важная составляющая, особенно когда дело касается обратной связи и дебрифинга. Понятие «суждения» используется в этой книге для определения способности решать проблемы, где, возможно, не существует ни верных, ни неверных вариантов решения в момент его принятия. (Именно это является основным различием между настоящим аспектом и теоретической информацией, относительно которой могут быть даны правильный и неправильный ответы.) Никто не может быть уверен в полной степени заранее в том, будет суждение удачным или нет. Более того, претворение в жизнь любого решения изменит характер проблемы. Большинство найденных решений представляет собой суждения. Когда человек о чем-либо рассуждает, он берет какую-либо особую ситуацию, взвешивает имеющуюся о ней информацию, которая может иметь определенное значение или влияние, рассматривает ее со стороны своего опыта, полагаясь, на свою сообразительность и интуицию, затем принимает решение. Так как каждый шаг в рассуждениях отличается от предыдущего и последующего, нет смысла концентрироваться на самом решении. Ко времени принятия решения характер проблемы уже изменится и она никогда уже не предстанет в своем первоначальном виде. Поскольку каждый момент рассуждения уникален, обладание им не может быть навыком, поскольку навык — это деятельность, которую обучаемый может усовершенствовать с практикой. При рассуждении нельзя иметь вторую попытку. Однако полезно обсудить или обдумать все идеи и то, как они могут быть связаны между собой, таким образом они смогут сохраниться в памяти обучаемого и пригодиться ему, когда он столкнется с другой подобной, но все же уникальной ситуацией.

Для примера суждений можно взять работу инспектора, которому надо решить, как поступать с людьми, которые опаздывают на работу.

Если на предприятии существует система, автоматически фиксирующая время прихода и ухода работника, или в компании используется гибкий график, инспектору не нужно думать над этим вопросом. Ему просто необходимо знать, что такая система существует, и любое нарушение будет рассматриваться в отделе кадров. Если инспектору приходится самому разбираться с опаздывающими, ему необходимо знать устав компании, меры, которые компания принимает в отношении нарушений каких-либо правил, ценности компании, а затем, учитывая все это, принять решение. Взвесив все исходные данные, инспектор будет подходить к опозданию каждого как к индивидуальному случаю. Исходные данные могут включать в себя следующую информацию:

· как поздно пришел человек;

· предупредил ли он, что может опоздать;

· как долго он работает в компании;

· известно ли, что у него есть какие-либо личные проблемы;

· каковы его заслуги;

· и так далее.

 

Одним из существенных факторов будет то, как часто опоздавший опаздывал раньше. Если это первый раз, некоторые инспектора посоветуют ничего не предпринимать и будут правы, так как при принятии решения им необходимо быть очень осторожными и осмотрительными, чтобы не нарушить какие-либо правила и законы. Другие инспектора могут посоветовать подойти к опоздавшему и обратить его внимание на опоздание, чтобы это не вошло в его привычку, — и они тоже будут правы. Однако обучаемый инспектор, сказавший, что опоздавшего человека следует уволить, ошибется, поскольку такая идея идет вразрез с политикой компании и законом о труде. В данном случае речь идет не об ошибочности его суждений, а о незнании фактов.

Другим возможным решением этой проблемы может быть вариант с позволением опоздавшему прийти и объяснить, почему он опоздал. Это также приемлемо, но в данном случае инспектору придется дополнительно рассуждать на тему того, сколько ждать, пока опоздавший придет и объяснит причину опоздания, и что делать, если объяснения не будет. Таким образом, нарушитель совершает уже два поступка: первый — опаздывает, второй — не приходит и не дает никаких объяснений. Конечно же, опоздавший осуждается только за первый поступок, однако инспектор допускает второй поступок тем, что ждет, пока провинившийся придет. Если инструктор подойдет к опоздавшему сразу же при его появлении на работе, то для второго проступка не будет возможности. В момент рассуждений возможна только одна попытка принять решение, и когда проходит время, а решение реализуется, характер проблемы меняется. Конечно же, отсутствие какой-либо реакции — это тоже претворение решения, хотя и довольно пассивное.

Суждения, как здесь определено, отличаются от теоретической информации тем, что не имеют верных или неверных решений, от навыков — тем, что обучаемый не может их отрабатывать. Отличаются суждения и от установок, потому что последние могут проявляться посредством поведения, а значит, за ними можно наблюдать. Изучение теоретической информации, освоение навыков и приобретение установок поможет развить определенные точки зрения, выработать суждения, так же как и дальнейшее познание теории, наличие которой само по себе не считается достаточным, будет способствовать лучшему освоению навыков. Умение рассуждать — отдельная относящаяся к учебному процессу деятельность, основная для любого, кому нужно принять какое-либо решение.

Суждения всегда возникают в тот момент, когда обучаемый думает и затем решает. Вообще-то обращение к опоздавшему работнику и реализация решения относятся к навыку общения, так как здесь происходит взаимодействие с другим человеком. Говоря другими словами, налицо разница между умственным процессом решения и интерактивным процессом претворения решения, и конечно же, существует вероятность того, что прекрасно справляющийся с одной задачей обучаемый окажется неспособным справиться с другой.

Установки

Установки — это совокупность убеждений, ценностей и предрассудков, которые определяют поведение людей. Установки не всегда имеют благоразумные основания, и зачастую источник установок не определить. Из-за того что установки так неуловимы, некоторые инструктора предпочитают вообще игнорировать их существование и концентрируются только на попытке помочь людям изучить новые наблюдаемые поведенческие акты. Однако более интересующиеся установками инструктора утверждают, что установки стоят затрачиваемых на их изучение времени и усилий, поскольку являются причинами поведения людей, а следовательно, им следует уделять больше внимания, чем поведенческим актам.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.