Положение южнославянских и других балканских народов в период османского завоевания (конец XIV — XV в.) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Положение южнославянских и других балканских народов в период османского завоевания (конец XIV — XV в.)

2021-01-29 92
Положение южнославянских и других балканских народов в период османского завоевания (конец XIV — XV в.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

История османских завоеваний в Европе и взаимоотношений Пор­ты с балканскими странами и западноевропейскими державами имеет обширную литературу 18. Изучение этой проблематики выявило на­личие многих спорных вопросов и показало расхождения в оценках важнейших процессов и событий той поры.

В современной марксистской литературе дан всесторонний анализ социально-экономических и политических перемен в странах бал­канского региона после османского завоевания. В буржуазной (за­падноевропейской, американской и турецкой) литературе зачастую преобладает тенденциозная трактовка истории Османской империи, роли османских завоеваний в Европе в истории подвластных Порте народов. Нередко имеет место несомненная идеализация османского строя и условий жизни подчиненных османами народов. Подобная трактовка встречается порой и в работах ученых зарубежных сла­вянских стран 19.

В связи с этим представляется необходимым остановиться на ос­новных, наиболее значительных тенденциях политического и соци­ально-экономического развития южнославянских и других балкан­ских народов в XIV—XV вв.

После османских завоеваний произошла кардинальная перестрой­ка политической карты Юго-Восточной Европы, связанная с воз­никновением османской «Румелии», т. е. балканских провинций Порты на территории прежних владений Византийской империи, а так­же с созданием на Балканах уже в первые десятилетия османского продвижения сложной системы зависимых от Османской империи вассальных государств. Вторым этапом перестройки политической карты региона была полная ликвидация самостоятельной феодаль­ной государственности южных славян и других балканских народов, втом числе и бывших вассальных государств (за исключением Дубровницкой республики, Валашского и Молдавского княжеств) 20-

Накануне османского завоевания балканское общество продол­жало развиваться по пути дальнейшей феодализации 21.

Тенденция к резкому увеличению отработочной ренты (введение недельной барщины) в славянских областях Сербо-Греческого цар­ства Стефана Душана оказалась недолговечной. Вскоре после рас­пада державы Душана наблюдалось сокращение отработки и, на­против, установление более высоких норм натуральных податей. Вероятно, с этими переменами в системе феодального хозяйства было связано и распространение в этих землях аренды господской земли крестьянами за денежный чинш или определенную долю уро­жая (десятину и т. д.).

Не менее примечательна и другая закономерность, которая по­степенно приобретала все большее значение в Сербии, Болгарии и других районах Юго-Восточной Европы. Тяжелая борьба с натис­ком османов, признание даннической зависимости от Порты побуж­дали феодальных правителей разных балканских стран к введению новых налогов и повинностей, к ограничению или полной отмене тех широких иммунитетных привилегий, которые получали прежде (в XIII и первой половине XIV в.) церковные и некоторые светские землевладельцы 22. В целом в данный период в ряде южнославян­ских государств, подвергнувшихся османскому нашествию, объем общегосударственных податей и повинностей крестьянства возрос за счет сокращения той феодальной ренты, которую ранее взимали крупные землевладельцы, церковь и монастыри.

Эти важные перемены в системе налогообложения были законо­мерно связаны с сильными секуляризационными тенденциями, ха­рактерными для развития феодальной земельной собственности во многих южнославянских государствах того времени 23. Как извест­но, в последний период существования доосманской феодальной государственности на Балканах многочисленные земельные владе­ния православной церкви, некоторых православных и католических монастырей были отобраны славянскими правителями или властями Венецианской республики и частично переданы в руки светской фео­дальной знати. Таким образом, структура господствующего класса претерпевала перемены, сократились и налоговые привилегии и зе­мельные владения церкви (в частности, в Сербии, Зете, Болгарии), заметно возросла роль мелкого дворянства, добивавшегося сословного равенства с феодальной аристократией. О последнем, в частности, можно судить по материалам, наглядно свидетельствующим о кру­шении попыток введения особых сословных терминов (например, термина «властеличи» в Сербии и Боснии) для обозначения низших прослоек феодального класса с целью создания и упрочения иерархических перегородок.

В это время в южнославянских странах продолжалась и постепенно приобретала все большее значение нивелировка прежних категорий крестьянства. В Сербии об этом можно говорить уже на основании документов второй трети XIV в. Здесь в эпоху османской экспансии термины, обозначавшие отдельные категории зависимого сельского населения, уже весьма редки. Обычным наименованием крестьян служили общие и неопределенные названия («люди», «кметы», «вил­ланы») 24. Исключение составляли скотоводы-влахи, сохранявшие особое положение в системе феодального хозяйства и среди катего­рий феодально зависимого крестьянства 25.

Перемены в системе феодального хозяйства и государственных повинностей были сопряжены с нуждами обороны страны от инозем­ных завоевателей, с привлечением к воинской повинности некоторых прослоек зависимого и свободного крестьянства. В некоторых гор­ных районах Сербии, Зеты, Герцеговины и других&земель Балкан­ского полуострова появились специфические патриархальные объеди­нения местного крестьянства — «братства» и «племена», приобре­тавшие со временем полную независимость от крупных феодалов 26.

В тех районах Балканского полуострова (Хорватия и Далмация), которые еще не были захвачены османами, конкретные проявления аграрной динамики, сложное переплетение и многообразие форм крестьянской ренты находились отчасти также в зависимости от хода османской экспансии на Балканах. Так, например, в Хорватии, входившей тогда в состав Венгерского королевства, наблюдалась тенденция к замене отработочной ренты денежной и натуральной, хотя появилась высокая (недельная) барщина, поэтому отработоч­ная рента занимала большое место в массе податей и повинностей хорватского крестьянства той эпохи. Как показано в советской ли­тературе, хорватские феодалы в конце XV — начале XVI в. были вынуждены порой идти на снижение денежного чинша или отрабо­точных повинностей для тех крестьян, хозяйства которых были ис­тощены непосильной барщиной или пострадали от опустошительных набегов османских завоевателей 27.

Подобные меры, без сомнения, были обусловлены нарастанием недовольства народных масс тяжелыми налогами и повинностями, ухудшением их положения в результате разгула феодальной анархии и вторжений иностранных войск. Эти уступки свидетельствовали также об определенном ослаблении феодальной государственной власти в землях, испытавших особенно сильный натиск османских полчищ или войск католических государств. В этот период, как из­вестно, имели место локальные выступления крестьян и горожан, вызванные возмущением политикой местных правителей и феода­лов 88.

Все сказанное позволяет утверждать, что накануне османского наступления продолжалось поступательное развитие средневеко­вого южнославянского общества, насильственно прерванное втор­жением Османской империи. Установление на Балканах господства феодальной османской верхушки означало подчинение и неполно­правное положение южнославянских и других балканских народов, исповедовавших христианство.

Нельзя не остановиться на сопоставлении политической и со­циально-экономической системы, существовавшей в балканских странах в период самостоятельной государственности, со структурой, складывавшейся здесь в эпоху османского завоевания и установле­ния господства Османской империи. Эта проблема, все еще недо­статочно разработанная и дискуссионная, требует всестороннего ана­лиза разных политических и социальных институтов. Весьма важна подчеркнуть, что некоторые особенности социально-экономического развития, которые расценивались иногда в литературе как харак­терный признак именно раннеосманской феодальной системы румелийских областей (например, роль мелкого дворянства, большое значение военно-ленных институтов в системе феодальной земельной собственности и т. п.), отчетливо прослеживаются в отдельных балканских государствах накануне османского завоевания, т. е. не могут рассматриваться как результат замены местных феодальных институтов османскими. Вполне понятно, что с этим связана и проб­лема «преемственности», «континуитета» и определенной связи ос­манского феодального строя (в частности, применительно к Румелии) с феодальной системой покоренных народов Юго-Восточной Европы. Решение этой проблемы во многом зависит от ответа на кардиналь­ный вопрос о той роли, которую сыграло в судьбах южнославянских и других балканских стран османское завоевание 29.

Как уже отмечалось, этот вопрос давно вызывает острые дискус­сии в исторической литературе. Показательно, что в буржуазной ис­ториографии вплоть до настоящего времени распространена концеп­ция, явно идеализирующая владычество Османской империи на Бал­канах. Утверждается, что османское нашествие было «благодетель­ным» для местного населения, потому что был уничтожен прежний феодальный класс, угнетавший народные массы, прекратились оже­сточенные феодальные междоусобицы, был установлен режим «ве­ротерпимости» и «законности», обеспечено «процветание» крестьян­ства и развитие городов и т. п. 30 Влияние данной концепции замет­но иногда и в современной историографии зарубежных славянских стран, где порой встречаются тезисы о неких «позитивных» резуль­татах османского завоевания, об «улучшении» положения южносла­вянских народов после гибели их самостоятельных государств 31.

Результаты исследований советских ученых и зарубежных ис­ториков-марксистов, основанные на тщательном анализе сохранив­шихся исторических памятников, свидетельствуют о тенденциозности и исторической несостоятельности этих и подобных теорий. Известно, что ликвидация османами балканских государств сопровождалась уничтожением соответствующих феодальных систем, устранением большей части местных феодалов. Одни из них были вынуж­дены эмигрировать, другие пали в ожесточенной борьбе с завоева­телями, третьи лишились своих земельных владений (в данной связи следует учесть, что многие церкви и монастыри были разрушены либо лишены своих имений при османской власти).

При этом принципиально важное значение имеет тот факт, что после крушения балканской феодальной государственности в евро­пейских провинциях Османской империи утвердилась османская феодальная военно-ленная (спахийская) система, типологически тождественная по своей классовой сущности феодальному строю балканских стран и многое усвоившая из прежних, местных фео­дальных институтов 32. Здесь достаточно сказать, например, о за­метной близости византийской и южнославянской прении и осман­ского тимара как одной из главных категорий феодальной земель­ной собственности, связанной с несением военной или иной службы. Определенная часть светских и церковных феодалов на Балканах включилась в состав османского господствующего класса в качестве довольно многочисленной прослойки т. н. «христиан-спахиев», ко­торые зафиксированы в османских земельных реестрах середины и второй половины XV в. (в частности, в Болгарии, Македонии, Сер­бии, Боонии) 33. На первых порах наличие такой прослойки феодаль­ного класса содействовало определенной преемственности между ос­манскими и прежними балканскими феодальными порядками. Ввиду исламизации части этих феодалов их число постепенно сокращалось. Для понимания реальной обстановки и соотношения сил внутри османского феодального класса важен тот бесспорный факт, что ключевые позиции в государстве, в военно-ленной системе принадле­жали османам, тогда как христиане-спахии обычно получали лишь мелкие тимары, их число сильно уступало числу спахиев-турок, положение христиан-спахиев было неполноправным, для сохранения своих тимаров они нередко были вынуждены переходить в ислам (например, в Боснии и других южнославянских областях) 34.

Источники не подтверждают тезиса об уменьшении податей и повинностей вследствие того обстоятельства, что в первые столетия османского ига (XV—XVI вв.) спахии якобы «сами не занимались» эксплуатацией своих земельных владений. Документы свидетель­ствуют о существовании барщины, которую крестьяне должны были выполнять для своего помещика-спахия; нормы этой отработочной ренты были зафиксированы, например, в канун-наме (своде законов) султана Мехмеда II (1451—1481) 35. Не менее тяжелы и обремени­тельны были для крестьян-христиан (т. н. «реайи») и денежные и натуральные поборы, детальнейшим образом перечисленные в об­ширных податных реестрах османских властей. Некоторые прослой­ки крестьянства (в частности, скотоводы-влахи, т. н. «реайя со спе­циальными обязанностями», т. е. войнуки, дербенджи, мартолосы и пр.) получали определенные податные льготы и права. Но предос­тавление таких уступок Портой отдельным прослойкам местного населения имело, несомненно, лишь стратегические или тактические цели, иными словами, преследовало задачи облегчения османского завоевания и укрепления султанской власти 36.

Что же касается конкретного сопоставления доосманских и ос­манских налогов и повинностей крестьянства, то эта проблема еще не может быть решена окончательно ввиду скудости сохранившихся данных, однако и в настоящее время сравнение некоторых осман­ских и южнославянских источников показывает, что в ряде случаев денежные налоги и отработочные повинности османской эпохи (XV в.) были равны или превышали соответствующие нормы феодальной ренты, которые известны из славянских памятников времен сущест­вования на Балканах самостоятельных феодальных государств 37.

Утверждение буржуазных авторов о «веротерпимости» осман­ских властей, о «защите» ими православной церкви и т. п., как по­казал анализ имеющихся источников, не учитывает того главного факта, что турецкая народность и ислам как ее религия пользова­лись безусловными преимуществами в Османской империи. Не вы­зывает сомнений, что введенная османскими султанами система «миллетов» (религиозно-этнических общин) использовалась для ук­репления власти Порты над подвластным христианским (южносла­вянским, греческим, албанским) населением. В Османской державе были официально признаны греко-православная, армяно-грегорианская и еврейская общины. Путем предоставления определенных прав и привилегий руководителям этих общин (в частности, высше­му православному духовенству), церковной и отчасти гражданской юрисдикции Порта пыталась использовать их в своих целях (община обладала некоторыми правами при взыскании с населения разных поборов в пользу государства и данной церковной органи­зации 38).

В греко-православной общине наибольшими правами обладало высшее греческое духовенство, прежде всего Константинопольская патриархия, которрй оказались подчиненными греки, албанцы, южнославянские народы (в большинстве — православного, от­части — католического вероисповедания).

В середине XIV в., к началу османской экспансии на Балканах, большая часть православного населения южнославянских стран на­ходилась в ведении двух церковных организаций — самостоятель­ных автокефальных Сербской и Болгарской (Тырновской) патриар­хий. Часть населения исповедовала католическую веру; в Боснии значительным влиянием располагала местная боснийская (богомильская) церковь. Уже на первом этапе османских завоеваний (во вто­рой половине XIV в.) территория диоцеза византийской церкви бы­ла расширена за счет тех южнославянских и других балканских земель, правители которых признали церковное верховенство Кон­стантинопольской патриархии. Так, в это время под власть визан­тийской церкви попало население Серрского княжества, Видинского болгарского царства и Добруджанского деспотата (т. е. северо-вос­точной Болгарии). Более того, в результате османского нашествия и притязаний византийского духовенства вскоре после падения Тыр-новского царства (1393) была окончательно ликвидирована самостоя­тельная болгарская церковь, а территория бывшего Тырновского государства была подчинена (к августу 1394 г.) в церковном отно­шении константинопольскому патриарху39.

Примерно так же складывалось положение православной церкви в других южнославянских землях. После распада Сербо-Греческого царства приобрела самостоятельность Охридская архиепископия, руководство которой принадлежало греческому духовенству, а по мере завоевания сербских земель в XV в. территория, еще подчи­ненная юрисдикции сербского (печского) патриарха, все более и более сокращалась вследствие присоединения ее различных областей к диоцезам либо Охридской архиепископии, либо самой Константинопольской патриархии. О снижении роли сербской церкви после окончательного покорения османами Сербского государства, Босний­ского королевства и Герцеговины свидетельствует крайняя скудость свидетельств, которые позволили бы судить не только о ее пра­вах, но даже о самом ее существовании в это время.

В историографии долгое время велись споры о времени ликвида­ции османскими властями сербской церкви (была ли она уничтоже­на одновременно с феодальным Сербским государством либо еще продолжала существовать вплоть до 30-х годов XVI в., когда все сербские земли были подчинены Охридской архиепископии) 40. Как нам представляется, сохранившиеся данные позволяют пред­положить, что самостоятельная сербская патриархия была ликви­дирована в конце XV в., когда были полностью уничтожены само­стоятельные южнославянские иерархии, а местное православное население было подчинено греческому клиру Константинопольской патриархии, и Охридской архиепископии. Ликвидация самостоятель­ных церковных организаций, несомненно, содействовала ухудшению положения южнославянских народов. Речь в данной связи идет не только об установлении иноязычной церковной власти, существую­щей за счет славянской паствы, но и об отсутствии достаточно влия­тельной южнославянской церковной организации, которая могла бы более действенно противостоять исламизации и ассимиляции осма­нами покоренных народов, подавлению народных традиций и обычаев 41.

Самый факт проведения османскими властями исламизации поко­ренного христианского населения Румелии (т. н. «добровольное» об­ращение в мусульманскую веру) служит убедительным опроверже­нием тенденциозных утверждений о «веротерпимости» османских правителей и «процветании» балканских народов под властью Пор­ты. Неполноправность и зависимость христианских церквей и миллетов в Османской империи нашли достаточное выражение хотя бы в том, что христианские миллеты и их руководители не имели возможностей прекратить или ограничить исламизацию, одним иэ важнейших методов которой был т. я. «налог кровью» — отбор хри­стианских мальчиков для обращения их в ислам^ воспитания в духе ярой вражды ко всему немусульманскому и зачисления в корпус янычар — одну из самых надежных частей османской армии.

«Добровольное» принятие ислама в действительности было чаще всего вынужденным: ислам принимали те христиане, которые хо­тели таким образом сохранить свою жизнь, обеспечить за собой свои земельные владения либо улучшить свое тяжелое материальное положение, для крестьян — податный гнет. Возможно, подобными причинами объясняется и переход в ислам части боснийского на­селения, создавший предпосылки для образования в последующем особой южнославянской народности (т. е. боснийцев, или мусульман Боснии).

Исламизация, проводившаяся Османским государством в балкан­ских провинциях, отнюдь не исчерпывалась перечисленными выше методами. Осуществлялась практика обращения в ислам, в особенности тех, кто был захвачен в плен и обращен в рабство, равно как и меры по депортации христианского (болгарского, албанского, серб­ского) населения в уже полностью исламизированные районы Балкан или Малой Азии и переселения на Балканы турецких колонистов, в частности скотоводов-юрюков. Все эти мероприятия османских вла­стей обеспечили появление в разных городах и областях Балкан­ского полуострова (уже в конце XIV и особенно к концу XV в.) достаточно многочисленного тюркоязычного и исламизированного населения, служившего опорой господства Порты в Юго-Восточной Европе и дальнейшей экспансии османов в Центральной и Восточной Европе 42.

Непосредственным следствием разорительных нашествий осман­ских войск на южнославянские земли в XIV—XV вв. были миграции славянского населения. Уже в период ожесточенной борьбы против натиска османов значительная часть сербского и болгарского населения была вынуждена покинуть родные места, спасаясь на севере и западе в поисках защиты и укрытия от завоевателей. Особен­но значительным был отлив сербского населения на север, за Дунай, в южные области Венгерского королевства (в совр. Воеводину), а также на запад — в Боснию, отчасти в Хорватию, Далмацию. Чрез­вычайно велики были демографические потери южнославянских народов в результате завоевания османами балканских государств и постоянных набегов их войск на те земли, которые не находились под властью турок (Хорватии, Словении). Лишь за столетие осман­ских набегов на словенские земли (1408—1508) погибло или попало в плен, как полагают, до 200 тысяч словенцев 43; потери других южнославянских народов за этот период были гораздо более значи­тельными и не поддаются точным подсчетам 44.

Итак, османские завоевания на Балканах имели отрицательные последствия для южнославянских народов, причем не только для населения областей, постепенно попавших в XIV—XV вв. под ос­манское господство, но и для жителей тех земель, которые входили в состав католических государств (Венгрии, Австрии, Венеции) и испытывали постоянный натиск экспансии Порты.

Иноземный гнет, неполноправие христиан с мусульманами, исламизация — все это представляло серьезную угрозу для дальнейшего развития и самого существования уже сложившихся сербской и болгарской народностей. Проводившаяся османскими властями по­литика (в особенности с конца XV в.) привела к сокращению чис­ленности тех прослоек и категорий южнославянского населения, которые были включены в османскую феодальную систему и в той или иной мере оказались на службе у османских властей (уменьше­ние числа христиан-спахиев, постепенное сокращение налоговых льгот отдельным категориям крестьянства — влахам, войнукам и т. п.). Все это создавало предпосылки для нарастания сопротивле­ния южнославянских народов и постепенного перехода к открытой освободительной борьбе за свержение османского ига, к вооружен­ным народным восстаниям XVI в. против власти османов на Бал­канах.

Эти социально-экономические процессы находили уже в данный период определенное отражение и в сфере общественно-политической мысли. Весьма показательно, что в XIV—XV вв. в различных про­изведениях историографии и литературы балканского региона звучит тревога за судьбы покоренных османами народов. В литературных и исторических памятниках беспокойная мысль их авторов пос­тоянно ищет ответа на вопрос о причинах османских побед, о причи­нах слабости и гибели самостоятельных балканских государств, на вопрос, какую позицию следует занять в эпоху порабощения и ка­кой путь нужно избрать для освобождения от власти Османской Порты. В свою очередь, все это ставило новые задачи и перед осман­скими феодальными правителями, в той или иной мере отдававшими себе отчет в необходимости упрочить свое владычество на Балканах.

1 История Византии. Т. 3. М., 1967, с. 161—206; Арш Г. Л., Сенкевич И. Г., Смирнова Н. Д. Краткая история Албании. М., 1965, с. 9—33; История Венгрии. Т. 1. М., 1971, с. 189 cл.; Миллер А. Ф. Краткая история Турции. М., 1948, с. 10—14; Димитров С., Манчев К. История на балканските на­роди (XV—XIX век). София, 1971, с. 17—39; Цветкова Б. Паметна битка на народите: Европейският юго-изток и османското завоевание — края на XIV и първата половина на XV в. Варна, 1979, с. 58—145; ИНТ, Т. 1-2; Иналцик X. Османско царство. Клаеично доба (1300—1600). Београд, 1974, с. 14-37.

2 История Византии, т. 3, с. 123—134.

3 loannis Cantacuzeni historiarum libri IV/Ed. J. Schopen. Bonnae, 1835, v. 3, p. 315.

4 Достян И. С. Борьба южнославянских народов против турецкой агрессии в XIV—XV вв.— ВВр, 1953, т. 5, с. 99—104.

5 Арш Г. Л., Сенкевич И. Г., Смирнова Н. Д. Краткая история Албании, с. 22.

6 Соколов Н. П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов, 1963; Карпов С. П. Трапезундская империя и западноевропейские государст­ва в XШ-XVвв. М., 1981.

7 Скржинская Е. Ч. Генуэзцы в Константинополе в XIV в. — ВВр, 1947, т. 1; Удалъцова 3. В. Центробежные и центростремительные силы в визан­тийском мире.— In: XV Congres International des etudes byzantines. Rapports et co-rapports. Athenes, 1975; Шитиков М. М. Венецианское купечество в первой половине XV в. в его торговых сношениях с Византией. — УЗМГПИ, 1965, № 237, История средних веков; Он же. Константинополь и венециан­ская торговля в первой половине XV в. по данным книги счетов Джакомо Бадоера. — ВВр, 1969, т. 30; Balard G. P. Gli studi genovesi sulle coloniedel Mar Nero.— In: Colloquio romeno-italieno «I genovesi nel Mar Nero durante i secoli XIII e XIV». Bucuresti, 1977; Balbi M. La Romanie genoise (XIIe — debut du XVe siecle). v. 1—2. Roma; Geneva, 1978; Chrysostomides J. Vene­tian commercial privileges under the Palaeologi.— Studii Veneziani, 1970, v. 12; Oikonomides N. Hommes d'affaires grecs et latins a Constantinople (XIIIe - XVe siecles). Montreal; Paris, 1979.

8 Homan B. XIII—XIV. szazad.— In: Homan B., Szekfu Gy. Magyar tortenet. Bp., 1942, 29, 63, 84. 1.

9 SRH, 1, p. 174; Pataki J. Anjou kiralyaink es a ke"t roman vajdasag. Kolozsvar, 1944, p. 52; CDH, t. 9, v. 2, p. 399; MTT, II, 186.1.

9a HOP, t. 1, 263-267.

10 Дини н М. Босанска феудална држава од XII до XV в.— ИНТ, 1, с. 531 ел.

11 Thalloczy L. Magyar-bolgar osszekottetesek. — Sz., 1899; Idem. Nag Lajos es a bulgar bansag. — Sz., 1900, 531; Ovary L. Magyar-bolgar-olah erintkezes Nagy Lajos alatt. Bp., 1907; lorga N. Lupta pentrti stapanirea Vidinului in 1365—1369 si politica M Vladislav Voda fata de Unguri.— CL, 1900, t. 24, p. 962-999.

12 Цветкова Б. Паметна битка..., с. 268—272 и др.

13 См., например: Повесть о Скандербеге/Изд. подгот. Н. Н. Розов, Н. А. Чис­тякова. М.; Л., 1957, с. 75; Цветкова Б. Паметна битка..., с. 66—67.

14 Медведев И. П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973, с. 103 сл.

15 Греков И. Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XV— XVI вв.) М., 1975, с. 358 ел.

16 Matschke Kl.-P. Die Schlacht bei Ankara und das Schicksal von Byzanz. Studien zur spatbyzantinischen Geschichte zwischen 1402 und 1422. Weimar, 1981, S. 40 f.

17 Арш Г. Л., Виноградов В. Н., Достян И. С., Наумов Е. П. Балканы в международной жизни Европы (XV — начало XX в.) — ВИ, 1981, № 4, с. 30-32.

18 Литература по этому кругу проблем весьма обширна, поэтому мы приводим ссылки лишь на некоторые, наиболее важные работы. См., например: История Болгарии. Т. 1. М., 1954; История Югославии. Т. 1. М., 1963; История юж­ных и западных славян. М., 1957; Достян И. С. Борьба южнославянских народов...; Она же. Борьба сербского народа против турецкого ига: XV — начало XIX в. М., 1958; Миллер А. Ф. Краткая история Турции; Новичев А. Л. Турция: Краткая история. М., 1965; История на България. Т. 1. София, 1954; Димитров С., Манчев К. История на балканските народи; Цветкова Б. Паметна битка...; ИНТ, Т. 1-2; Иналцик X. Османско царство; Werner E. Die Geburt einer Grossmacht — Die Osmanen (1300—1481). Ber­lin, 1978.

19 Подробнее об этих тенденциях в историографии см., например: Курба­тов Г. Л. История Византии (историография). Л., 1975, с. 250—251; ср. в нашей рец.: Наумов Е. Н. Османское господство в Центральной и Юго-Восточной Европе.— ССл, 1980, № 4, с. 114—115.

20 См., например.: Цветкова Б. Паметна битка..., с. 65, 93, 97, 106, 116, 128, 244, 287 и др.; Наумов Е. П. Анонимная болгарская хроника и проблемы балканской общественно-политической мысли (XIV—XV вв.).— В кн.: Балканские исследования. Вып. 3. М., 1978, с. 247—251.

21 Наумов Е. П. Балканское крестьянство в феодальной системе XIII—XV вв. (К вопросу об эволюции крестьянских категорий и повинностей в южносла­вянских странах и в северной Албании).— В кн.: Балканские исследования. Вып. 7. М., 1982; Он же. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII—XV вв. М., 1975, с. 48-51.

22 См., например.: Наумов Е. П. Сербия и Болгария в середине XIV в.— В кн.: Социально-экономическая и политическая история Юго-Восточной Европы (до середины XIX в.). Кишинев, 1980, с. 94—99; Он же. Болгарськi землх напередодні турецького завоевания в кінці XIV в.— Проблеми слов'яно-знавства, 1980, вып. 22, с. 91 сл.; Он же. Господствующий класс..., с. 163— 171.

23 Ср.: Наумов Е. П. Секуляризация в феодальном развитии балканских стран в XIV—XV вв. М., 1966; ср. также: Горина Л. В. Об особенностях разви­тия феодальной земельной собственности в Болгарии в XIII—XIV вв.— В кн.: Проблемы развития феодальной собственности на землю. М., 1979, с. 116, 117, 119.

24 См., например: Наумов Е. П. В ласте личики.— Историjа, 1976, № 1-2; Он же. Bosanski i humski vlastelicici. — Godisnjak Drustva istoricara Bosne i Hercegovine, 1977—1979, god. 28—30.

25 См., например: Наумов Е. П. Волошская проблема в современной югослав­ской историографии.— В кн.: Славяно-волошские связи. Кишинев, 1978, с. 208—213.

26 Ср.: Наумов Е. П. Южнославянский эпос и проблемы сербского средневе­ковья.— В кн.: Славянский и балканский фольклор. М., 1971, с. 20.

27 Бромлей Ю. В. Крестьянское восстание 1573 г. в Хорватии. М., 1959, с. 134, 142.

28 См., например: ИНТ, 1, с. 461—464; Наумов Е. П. Народное восстание в г. Которе и Которской области (1380 г.) — УЗИС, 1966, т. 30.

29 Ср.: Наумов Е. П. Динамика сербского феодализма и проблема типологиче­ских сдвигов на Балканах (в эпоху турецкой экспансии).— В кн.: Карпато-Дунайские земли в средние века. Кишинев, 1975, с. 53—54.

30 Подробнее об этих концепциях см., например: История южных и западных славян, с. 101; Цееткова Б. А. Проблеми от историята на Европейския Юго-изток през периода на османското проникване.— ИП, 1974, № 6, с. 83—85.

31 Критику этих построений см., например: Наумов Е. П. Османское господст­во..., с. 114—115; ср.: Преглед историjе j'угословенских народа. Београд, 1960, д. 1, с. 120; Тодоров Н. Балканский город XV—XIX в. М., 1976, с. 33-34.

32 Ср.: Мейер М. С., Орешкова С. Ф. Некоторые типологические черты осман­ского феодализма.— В кн.: История и филология Турции (тезисы докладов и сообщений). М., 1976, с. 27—29; Новичев А. Д. Турция..., с. 24.

83 См., например: Хвостпова К. В. Особенности аграрно-правовых отношений в поздней Византии (XIV—XV вв.). М., 1968, с. 208; Наумов Е. П. К исто­рии византийской и сербской иронии.— ВВр, 1973, т. 34, с. 30—31; Цеетко­ва Б. Проблеми..., с. 45 и ел.

34 См., например: ИНТ, 2, с. 51, 72—75, 112 и др.; Прилеп и Прилепско низ историjата. Прилеп, 1971, кн. 1, с. 113; Osmanska mos ve stredni a jinovychodni Evrope v 16—17. stoleti. Praha, 1977, sv. 1, с. 61—63, 176; и др.

85 Тверитинова А. С. О домениальном землевладении феодалов-ленников^ в Османской державе в XV—XVI вв.— В кн.: О генезисе капитализма в стра­нах Востока. М., 1962, с. 314—315, 317.

36 См., например; Цееткова Б. А. Характерни черти на османската общест-венно-икономическа структура в Европейския Юго-изток през XV—XVI в.— ИП 1980, № 4, с. 45, 63.

37 Ср. например: Тверитинова А. С. О домениальном землевладении..., с. 315, 317 Наумов Е. П. Господствующий класс..., с. 49—50.

38 См. например: Новичев А. Д. Турция..., с. 25.

39 См. например: Наумов Е. П. К истории летописного «Списка русских горо­дов дальних и близких».— В кн.: Летописи и хроники (сборник статей 1973 г.). М., 1974, с. 154—155.

40 См., например: Миркови h М. Правни положаj и карактер српске цркве под турском влашhу. Београд, 1965, с. 55—61.

41 См., например: История южных и западных славян, с. 104; Маркова 3. Българската екзархия — завоевание на утвърждаващата се нация.— ИП, 1980, № 4, с. 3—5.

42 Ср., например: История южных и западных славян, с. 104—105; Тодоров Н. Балканский город..., с. 57—64; Гандев X. Българската народност през 15-и век. София, 1972, с. 56 cл.; Osmanska mos..., sv. 2, с. 394 (в докладе Н. Филиповича).

43 Osmanska mos..., sv. 1, с. 148 (в докладе И. Войе).

44 Гандев X, Българската народност..., с. 17 сл.

 

Глава 4


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.