Заклинания и приговоры в календарных обрядах — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Заклинания и приговоры в календарных обрядах

2021-01-29 72
Заклинания и приговоры в календарных обрядах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Заклинания, скорее всего, были исконным, древнейшим видом обрядового фольклора. Их место и значение в обряде было определено их сущностью. Они имели тот же смысл, что и весь обряд в целом, и цель их заключалась в том, чтобы оказать влияние на окружающий мир, вызвать желательное явление. Слово воспринималось как дело, органически сливаясь с действием, поясняло и как бы закрепляло его.

Термины «заклинания» и «приговоры» условны, и четкой границы между ними нет. Однако заклинание имело отчетливо выраженную магическую функцию   и произносилось с целью вызвать желаемый результат, приговорам же, также сопровождавшим обряд, особого значения уже не придавалось, они исполнялись по традиции, выражали пожелания, а на поздней стадии существования обрядов они приобретали и шутливый, развлекательный характер.

Общий основной смысл всех заклинаний обусловил близость словесного оформления разных их типов. Все они выражали требование, пожелание или просьбу, были обращены к кому-то или к чему-то. Это потребовало употребления сказуемого-глагола в повелительном наклонении, хотя тональность заклинаний была разная – от приказания до просьбы, мольбы. В основе заклинательные формулы – очень краткие, но в них очень четко выражена основная мысль, однако они могут развиваться, дополняться разными деталями. Заклинания различаются по принципам их построения в зависимости от характера обрядовых действий.

Как и любой фольклорный жанр, заклинания находились в тесном взаимодействии с другими жанрами – обрядовыми и необрядовыми, прежде всего с возникшими на их основе заговорами. Связь просматривается также с обрядовыми песнями обходов дворов, основой которых также служат заклинания, в более поздней стадии существования обрядов – с шутливыми приговорами, потешками и детскими песенками.

Простейший и наиболее древний первоначальный вид заклинаний – непосредственное обращение к объекту, на который хотели воздействовать. Русский народ пытался воздействовать на весь окружающий мир, на явления природы; к ним обращались, как к живым существам. Обращения, как правило, имели характер требования, приказа. Это могли быть отдельные выкрики, вроде тех, какими прогоняли зиму, уничтожая при этом чучело Масленицы: «Уходи, зима, с морозами!» или «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!». Хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее этой клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!» Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!» Подобные заклинания были обращены и к солнцу: «Солнышко, ведрышко, выгляни в окошко!»; к дождю: «Дождик, дождик, пуще!» или «Дождик, дождик, перестань!»; «Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину». Первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух, тараканов и пр.: «Первый сноп в дом, а клопы, тараканы вон» или: «Мухи, гады, вон, идет хозяин в дом».

Заклинания, обращенные непосредственно к объекту воздействия, отличал повелительный тон: уходи вон, перестань, принеси, расти и т. п. Их начальная, наиболее устойчивая формула – обращение-требование, нередко составляющая все заклинание. Затем, со временем, заклинания развивались и уточняли дополнительные детали. Например, требуя, чтобы пошел дождь, указывали ему, что он должен полить, и притом полить обильно:

 

Дождь, дождь!

На бабкину рожь,

На дедову пшеницу,

На девкин лен

Поливай ведром.

 

Окончив жатву, женщины катались по сжатой ниве и просили ее вернуть им силу: «Нива, нива, отдай мою силу!», а затем подчеркивали, что потеряли силу, когда жали, а она им нужна, чтобы сжать еще яровые, и на другие работы:

 

Нивка, нивка,

Отдай мою силку,

Ну я тебя жала,

Свою силу потеряла!

Жнивка, жнивка,

Отдай мою силку

На яровину,

На овес, на гречиху,

На конопельки!

Чтобы мне постараться,

Конопелек набраться!

 

Или: «Жнивка, отдай мою силку на пест, на мешок, на колотило, на молотило и на криво веретено».

Со временем приговоры постепенно стали утрачивать магическое значение, в них стали появляться бытовые картинки.

 

Жаворонушки,

Прилетите к нам!

Принесите нам

Красно летечко.

Нам зима-то надоела,

Хлеб и соль-то всю поела,

Всю кудельку перепряла,

На базары пертаскала.

 

Хлеба ни крошки,

Дров ни полена,

Горя по колено!

(или: Воды по колено).

Жаворонки, прилетите,

Красно лето принесите!

 

Так стали появляться заклинания-просьбы, когда в сознании человека сложились представления о духах-хозяевах, повелителях стихий. На этот тип заклинаний сильное влияние оказало христианское мировоззрение; вместо обращения к первоначальным стихийным божествам стали обращаться к Богу, Богородице, святым, а само обращение стало звучать как церковная молитва.   Сильные люди часто способны видеть силу духов, а такие всегда были на Руси. Это меняло тональность заклинания, из повелительного оно становилось просительным.

Заклинание-мольба могло быть очень кратким и состоять только из обращения-просьбы: «Дай, боже, нам урожаю»; «Егорий Храбрый, береги мою скотинку», «Покров, Покров, Покрой землю снежком, а меня женишком!».

На Покров скармливали скоту сжатый последним сноп овса и говорили: «Покров, Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина животом».

У всех восточнославянских народов бытовало заклинание-просьба: «Роди, боже, жито, пшеницу, всякую пашницу!»

 

Пошли, господи, милость свою

На всякую долю,

На нищую долю,

На сиротскую долю,

На птиц небесных,

На свое семейство.

 

Заговоры не являлись как таковым обрядовым жанром и в составе календарных обрядов встречаются редко. Но их знали и достаточно широко ими пользовались пастухи; почти всегда они произносили их весной при первом выгоне скота. Это и оказало влияние на приговоры, с которыми хозяева отправляли в поле свою скотинушку. Следует отметить, что почти все заговоры, зафиксированные в календарных обрядах, связаны со скотом.

Очень разнообразны были эти заклинания: здесь и простые ласковые обращения к своей животинушке, и молитвенные обращения (чаще к Егорию) с просьбой сохранить скотинку, и заклинания, переходящие в заговоры, а обряды, в которые входили эти заклинания, были разные. Когда вера в магическую силу действий и слова утрачивалась, хозяйка уже просто напутствовала свою корову: «Ходи, бог с тобой, кормись да домой не торопись. Впереди коров не бегай и позади не оставайся».

Заклинания, возникшие в глубокой древности и являвшиеся по сути обрядовым жанром народного словесного творчества, сохранялись очень долго. Со временем они, естественно, изменялись, пополнялись новыми произведениями, взаимодействовали с близкими им жанрами – заговорами календарных обходов дворов. Менялась и словесная структура заклинаний – от простой фразы, кратко выражавшей пожелание или требование, до рифмованных поэтических формул типа коротеньких прибауток и присказок. Но всегда они сохраняли свои основные особенности и назначение. С их утратой они теряли смысл и переставали существовать, исчезали вместе с обрядами, и тогда вера в магическую силу особых действий и слов утрачивалась.

 

Праздники древних славян

 

Славянские календари известны уже около двух тысяч лет. На одних из них «чертами и резами» воспроизводился весь год, на других – его летняя или зимняя часть, отмечались главные празднества.

В древности год начинался 1 марта, когда праздновали Авсень (Овсень, Таусень, Усень). Чтобы закликать весну, выпекали из теста жаворонков, куликов, дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Тем временем взрослые собирались на пригорках, пели «веснянки», обращаясь к аистам и журавлям: скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко. На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных. И наконец, при всеобщем ликовании сжигали чучело Мары – олицетворение смерти и зимы.

Спустя три недели, в день весеннего солнцестояния, справляли веселую разгульную Масленицу. Обычно облачали соломенную куклу в кафтан, надевали шапку, обували лапти и усаживали в большие сани, куда впрягали несколько лошадей. За санями шествовали ряженые, причем девушки были в мужской одежде, а парни – в женской. Объехав всю деревню, направлялись в соседнюю, где буйствовали весь следующий день. А на третий день Масленицу сжигали – с шуточками, непристойными выкриками, бранью и глумлением над раздетым чучелом. В конце недели поминали предков, выпускали на волю птиц из клеток, окуривали одежду над кострами – то было начало как бы новой жизни, прощание с зимою, подготовка к лету.

Зеленые Святки, или Семик, – праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту «русальную неделю», когда начиналось лето красное, веселье не утихало ночью и днем. «Похороны русалок», «похороны кукушки», «похороны Костромы» – этими ритуалами прощались с весною, а наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками украшали жилища, а само дерево – цветными лентами и полотенцами; иногда березоньку обряжали в платье и водили вокруг нее хороводы.

От Зеленых Святок до праздника Купалы – рукой подать. Купало (Купала) – божество лета, полевых цветов и плодов. К этому времени все травы набирают целебную и сверхъестественную силу, поэтому в Купальскую ночь и на следующий день следовало запастись лечебным зельем впрок.

В ночь на Ивана Купалу искали в лесу заветный цветок папоротника, дабы отыскивать клады. Велик был соблазн разбогатеть в одночасье – но и опасности подстерегали смельчака немалые, ибо Купало – еще и празднество водяных, леших, ведьм, русалок, колдунов.

После дня Перуна (20 июля) следовали праздники урожая: медовый Спас, яблочный Спас, Горохов день, хлебный Спас, овсяница, складчины и братчины – вплоть до Покрова дня (1 октября), когда земля уже покрывалась снегом.

Самый длинный и самый шумный ежегодный праздник на Руси – зимние Святки (с 25 декабря до 6 января). Солнце поворачивало на лето, хотя зима все еще была впереди. Первые шесть вечеров Святок были «святыми», последующие шесть – «страшными», ибо нечисть разного рода пускалась в разгул и всячески вредила людям. На Святках гадали о будущем урожае, о женихах и невестах, о собственной судьбе.

В 1492 году, когда исполнилось семь тысяч лет от дня мифического сотворения мира, Новый год перенесли на 1 сентября, а позднее – на 1 января. Однако праздники и связанные с ними обряды сохранились на Руси, как и в старину.

 

Приметы

 

Если вы покупали свечи на похороны и у вас они остались неиспользованными, то их ни в коем случае нельзя ставить за живого человека. В дальнейшем эти свечи должны быть поставлены на панихидах по усопшему либо в те дни, когда вы сами поминаете усопшего, то ли дома, то ли на кладбище.

 

* * *

 

Если вы находитесь в гостях, а хозяйка начинает при вас подметать, то не позвольте ей обметать вокруг вас веником, лучше встаньте и отойдите в сторону. Вообще, если вы находитесь в гостях и там начинают мести полы, лучше сразу оттуда уйти, иначе на вас выметут все свои несчастья.

 

* * *

 

Если вы сплевываете что-нибудь, а слюна попадает вам на одежду, то на вас есть сглаз и вам необходимо принять соответствующие меры.

 

* * *

 

Ни в коем случае нельзя здороваться и прощаться, стоя на пороге. Если вы поздороваетесь на пороге, пожелаете здоровья, то человек получит обратное, болезнь. Стоя на пороге, нельзя разговаривать, особенно если этот разговор идет о семейной жизни или о детях, так как все, о чем идет разговор, закончится развалом.

 

* * *

 

Всегда перед дорогой, особенно если дорога не близкая, необходимо посидеть с вещами «на дорожку» и прочесть молитву ангелу-хранителю. Присаживаются для того, чтобы дорога была хорошей и двери вашего дома были открыты для вас во время вашего возвращения.

 

* * *

 

Если вас одолела зевота, а вы не у себя дома, то перекрестите рот для того, чтобы через него не проникла какая-нибудь злая сила. Так как вы не знаете, насколько чистое в энергетическом плане то место, в котором вы находитесь, прочтите молитву ангелу-хранителю.

 

* * *

 

Если, выходя из дому, заметили, что одежда одета навыворот и вам нужно переодеться, а возвращаться домой примета плохая, не печальтесь. Перекреститесь три раза, плюньте три раза через левое плечо и скажите слова: «Сам Господь впереди, ангелы-хранители позади, Пресвятая Богородица, укрой своей нетленной ризой раба Божьего (имя)». Еще раз перекреститесь со словами «Бог в помощь» и возвращайтесь домой. Снимите одежду, которая была одета наизнанку, положите ее перед собой, перекрестите три раза со словами: «Господи, избави от козней лукавого, от глаза злого и завистливого, от языка жалящего, от слова убивающего, Господи Спаси и Сохрани». Еще раз креститесь со словами: «Господи, огради от сетей лукавого», надевайте вещь на себя. Перед выходом перекрестите дверь и себя три раза.

 

* * *

 

Если ребенок во время сна пускает слюни или пузырит ими, то такого ребенка необходимо умыть святой водой и прочитать три раза молитву «Отче наш», потом ребенка перекрестить: сначала лоб, потом глаза, рот, сердце, руки и ноги. На четыре стороны прочтите молитву «Отче наш» и перекрестите четыре стороны света. В наволочку подушечки, на которой спит ребенок, заложите янтарную бусинку. Комната, в которой спит ребенок, окуривается зверобоем.

Не забудьте, если на ребенка не надет крестик, то вы должны его повесить у изголовья кроватки, где спит ребенок!

 

 


[1]  Повырудать – затаскать, обносить.

 

[2]  Вай – ветвь.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.