Указатель древнерусских письменных источников — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Указатель древнерусских письменных источников

2021-01-29 77
Указатель древнерусских письменных источников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Апракос Мстислава Великого

«А се имена всем градом русским…»

«А се князи Великаго Новагорода»

«А се князи русьстии»

«А ся съдея в лето 6672‑я»

Берестяные грамоты

Великие минеи четьи митр. Макария

«Вопрошание» Кирика

«Воспоминание бывшаго знамения и чудесе Пресвятой Богородицы»

Грамота Андрея Боголюбского Киевскому Печерскому монастырю (подложная)

Грамота царя Ивана Грозного владимирскому Успенскому собору

Грамота патр. Луки Хрисоверга кн. Андрею Боголюбскому

Граффити киевского Софийского собора

Житие кн. Александра Невского (в редакции Ионы Думина)

Житие кн. Андрея Боголюбского

– в редакции Степенной книги

– «церковная переделка»

– XVIII века

– Сокращённая редакция

Житие св. Андрея Юродивого

Житие кн. Владимира (проложное)

Житие кн. Вячеслава Чешского

Житие кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича

Житие кн. Глеба Андреевича

Житие преп. Евфросинии Полоцкой

Житие св. Иоанна Новгородского

Житие св. Исайи Ростовского

Житие св. Кирилла Туровского

Житие св. Леонтия Ростовского

Житие св. Никиты Переяславского

Житие кнг. Ольги (проложное)

Замойский сборник

«Заповедь святых отец к исповедающимся сыном и дщерем»

«Заповедь святых отець кануном и праздником, како говети всем христианам правоверным» – см. Слово о празднике Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа

«Изборник» 1076 г.

«Иконописный подлинник»

«Казанская история»

«Канон молитвенный» Кирилла Туровского

Канон Пресвятой Богородице

Киево‑Печерский патерик – см.

Патерик Киевского Печерского монастыря Киевский Синопсис

«Летописец Андрея Боголюбского» (гипотетический)

«Летописец Владимирского собора»

«Летописец Литовский» Даниловича

Летописи

– Авраамки

– Академическая (Московско‑Академическая)

– Архангелогородский летописец

– см. Устюжский летописный свод

– Болыпаковская

– Владимирский летописец

– Владимирский Краткий летописец

– Воскресенская

– Густынская

– Ермолаевская (Ермолаевский список Ипатьевской)

– Ермолинская

– Ипатьевская

– Киевская – см. Ипатьевская

– Лаврентьевская

– Лаптевский том Никоновской

– Лицевой летописный свод

– Львовская

– Московско‑Академическая – см. Академическая

– Московский летописный свод конца XV в.

– Никоновская

– Новгородская Первая старшего извода

– Новгородская Первая младшего извода

– Новгородская Четвёртая

– Новгородская Карамзинская

– Новгородско‑Софийский летописный свод (гипотетический)

– Павла епископа

Переяславля Суздальского летописец

– Погодинская (№ 1596)

– Поярка Карпова летописец – см. Синодальная (№ 964)

– Псковская Вторая

– Радзивиловская

– Рогожский летописец

– Симеоновская

– Синодальная (№ 964)

– Софийская Первая

– Софийская Первая по списку И.Н. Царского

– Софийская Вторая

– Суздальская – см. Лаврентьевская

– Супрасльская

– Тверская (Тверской летописный сборник)

– Типографская

– Троицкая

– Устюжский летописный свод

– Хлебниковская (Хлебникове кий список Ипатьевской)

Летопись Боголюбова монастыря

Любечский синодик

Месяцесловы

Милютинские четьи минеи

«Минея новым чудотворцам» 1494 г.

«Моление» Даниила Заточника – см. «Слово» Даниила Заточника

«Молитва» Владимира Мономаха – см. «Поучение» Владимира Мономаха

«Надгробные листы» владимирского Успенского собора

«О ризе»

Описи Владимирского собора

Ответы митр. Георгия на вопросы игумена Германа

Патерик Киевского Печерского монастыря

– в редакции Иосифа Тризны

Письмо Владимира Мономаха князю Олегу Черниговскому – см. «Поучение» Владимира Мономаха

«Повесть временных лет»

«Повесть на сретение чудотворного образа Божьей Матери» («Повесть о Темир‑Аксаке»)

Повесть о взятии крестоносцами Константинополя

«Повесть о начале Москвы»

«Повесть о происхождении честного креста месяца августа в 1 день» – см. Никоновская летопись

«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе» – см. Житие св. Иоанна Новгородского

Повесть об убиении Андрея Боголюбского – см. Летописи Ипатьевская (пространная версия), Лаврентьевская (краткая)

«Повесть о царе Дариане»

«Покаянный канон» Андрея Критского

Послание епископа Симона Поликарпу – см. Патерик Киевского Печерского монастыря

Послания Феодосия Печерского князю Изяславу

«Поучение» Агапита

«Поучение» Владимира Мономаха

Похвала князю Ростиславу Метиславичу

«Правило» митр. Максима

«Притча о теле и душе и о воскресении мёртвых» (проложная)

«Притча о человеческой душе и о теле» Кирилла Туровского – см. «Слово о слепце и хромце»

Пролог

«Русская Правда»

Сборник митрополичьих грамот (Син. № 562)

Синодик Боголюбского монастыря

Сказание о Борисе и Глебе

«Сказание о верных святых князьях русских»

Сказание об освящении церкви Св. Георгия в Киеве (проложное)

Сказание об освящении Десятинной церкви (проложное)

Сказание о перенесении мощей св. Николая Мирликийского (проложное)

«Сказание о убиении святого благоверного великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского» – см. Житие кн. Андрея (в редакции Степенной книги)

«Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы»

Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери

Слово Даниила Заточника

«Слово на обновление Десятинной церкви»

Слово на Покров («О видении святаго Андрея и Епифана») (проложное)

«Слово на собор святых отец» Кирилла Туровского

«Слово о внесении телесе святого в новую церковь» – см. Житие св. Леонтия Ростовского

«Слово о законе и благодати» митр. Илариона

«Слово о Знамении Пресвятой Богородицы»

«Слово о князьях»

Слово о милости Божий Андрея Боголюбского

«Слово о погибели земли Русской»

«Слово о полку Игореве»

Слово о празднике Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа

«Слово о расслабленном» Кирилла Туровского

«Слово о слепце и хромце» Кирилла Туровского

Слово похвальное на Покров

Служба св. Андрею Боголюбскому

Служба св. Глебу Владимирскому

Служба на праздник Воздвижения честного Креста

Служба на праздник Знамения от иконы Божьей Матери

Служба на праздник Покрова

Степенная книга царского родословия

Студийский устав

Триодь постная

«Убиение святого князя Андрея Боголюбского» – см. Житие кн. Андрея («церковная переделка»)

Устав князя Всеволода Мстиславича

Устав о церковных судах Ярослава Мудрого

Устав церковный князя Владимира

Уставная грамота кн. Ростислава Смоленского

Уставная грамота кн. Святослава Ольговича

«Хроника» Георгия Амартола

«Хроника» Константина Манассии

Хронограф Русский 1512 года

«Чудо св. Климента, папы Римского, о отрочати»

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

 

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Современная икона  

 

Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из «Титулярника» 1672г.  

 

Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий. Портрет из «Титулярника» 1672 г.  

 

Суздаль. Вид на музей деревянного зодчества на месте древнего Дмитриевского монастыря  

 

Подвиги Андрея Боголюбского в битве под Луцком в феврале 1150 года: «И взя в руку меч свой, и разбегошася вси ратнии от него…» Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.  

 

Владимирская икона Божией Матери. Византия. XII в.  

 

Андрей переносит икону во Владимир и украшает её. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV в.  

 

Ростовцы и суздальцы, «сдумавше вси», сажают Андрея Юрьевича на княжеский стол. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Боголюбская икона Божией Матери. XII в.  

 

Явление Божией Матери князю Андрею Юрьевичу. Икона. XVII в.  

 

Киворий – часовня XVII века в Свято‑Боголюбском Рождественском монастыре. По преданию, на этом месте произошло явление Божией Матери князю Андрею Юрьевичу

 

Успенский собор во Владимире. Современный вид  

 

Варианты реконструкции первоначального вида Успенского собора Андрея Боголюбского. Слева – Н.Н. Воронина; справа – А.В. Столетова

 

Золотые ворота города Владимира с надвратной церковью Ризоположения. Современный вид  

 

Строительство Успенского собора во Владимире. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Церковь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря (XVIII век). Лестничная башня княжеского замка (под колокольней) и переход сохранились со времён Андрея Боголюбского

 

Собор Рождества Богородицы и княжеский замок в XII веке. Вариант реконструкции Н.Н. Воронина  

 

Милосердие Андрея Боголюбского: «Нищих же и прокаженных толико возлюби…» Миниатюра Лицевого летописного свода  

 

Большой сион московского Успенского собора. Нижняя часть (с изображениями апостолов) сохранилась со времён Андрея Боголюбского

 

Княжеский знак Андрея Боголюбского

 

«Наплечники Андрея Боголюбского»: левый с изображением сцены Распятия и правый с изображением Воскресения Христова. Работа западноевропейского мастера XII в.  

 

Изгнание Андреем Боголюбским младших братьев, племянников и отцовских бояр из Владимирской земли: «И тако изгна братию свою, хотя един быти властель во всей Ростовской и Суждальской земле…» Миниатюра Лицевого летописного свода  

 

Церковь Покрова на Нерли. Современный вид. Фото С.В. Карповой  

 

Белокаменный крест с надписью Похвалы кресту, поставленный князем Андреем Юрьевичем в устье реки Нерли

 

Первоначальный вид церкви Покрова на Нерли. Реконструкция Н.Н. Воронина  

 

Апостол Андрей Первозванный и святой князь Андрей Боголюбский. Икона XVII в. Копия из церкви Рождества Богородицы Боголюбского монастыря  

 

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Антропологическая реконструкция М.М. Герасимова  

 

Спас Нерукотворный. Икона. XII в.  

 

Прославление креста. Оборотная сторона иконы Спаса Нерукотворного. XII в.  

 

Победа войска Андрея Боголюбского над болгарами. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Оборонительные укрепления волжских болгар. Город Сувар. Реконструкция А.П. Смирнова  

 

Прославление Владимирской иконы, совершившей «чудо новое» во время похода русских войск на Волжскую Болгарию. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Фрагмент настенной росписи Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг.  

 

Декоративный топорик XII века («топорик Андрея Боголюбского»). Лицевая и оборотная стороны  

 

Разорение Киева «ратью одиннадцати князей»: «И грабиша два дни весь град… и не бе никому же помилованиа…» Миниатюра Лицевого летописного свода  

 

Чудо от иконы Божией Матери «Знамение» в Новгороде. Икона. 60‑е гг. XV в.  

 

Икона Божией Матери «Знамение». Середина XII в. Новгород  

 

Поражение суздальского войска под Новгородом. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Князь Андрей Юрьевич хоронит сына Мстислава: «Преставися князь Мстислав Андреевичь Боголюбскаго… и положиша его в церкви Святыя Богородицы в Володимери…» Миниатюра Лицевого летописного свода  

 

Святые благоверные князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович и Глеб Андреевич. Икона. Конец XIXначало XX в. Государственный Владимиро‑Суздальский историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник  

 

Осада Вышгорода и бегство суздальской рати от города. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Князь Андрей Юрьевич борется с напавшими на него убийцами. Роспись лестничной башни княжеского замка в Боголюбском монастыре. Л.И. Парилов. 1890‑е гг.  

 

Убийцы врываются в княжескую опочивальню. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Убийство Андрея Боголюбского. Роспись лестничной башни княжеского замка  

 

Убийство Андрея Боголюбского. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Ниша лестничной башни княжеского замка Боголюбского монастыря. Здесь в ночь на 29 июня 1174 года был убит князь Андрей Юрьевич Боголюбский

 

Убийство Андрея Боголюбского. Слева изображена княгиня (?), держащая отрубленную руку князя. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Часовня Боголюбского монастыря, поставленная на том месте, где, по преданию, в течение нескольких дней лежало тело убитого князя

 

Погромы и убийства в Боголюбове после смерти князя. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Кузьмище Киянин с телом убитого князя. Роспись лестничной башни княжеского замка  

 

Положение тела Андрея Боголюбского во гроб. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Погребение Андрея Боголюбского. Роспись лестничной башни княжеского замка  

 

Компьютерная реконструкция внешнего облика Андрея Боголюбского. Выполнена В.Н. Звягиным  

 

Антропологическая реконструкция внешнего облика Андрея Боголюбского. Фрагмент. Выполнена С.А. Никитиным  

 

Рака с мощами святого благоверного князя Андрея Боголюбского во владимирском Успенском соборе

Ссылки

 

1

 

Изложено в основном по Ипатьевской летописи, в которой сохранилась пространная редакция повести об убиении князя Андрея Боголюбского: Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). Т. 2: Ипатьевская летопись. М., 1998. Стб. 580–595. Параллельно, с переводом на современный русский язык: Библиотека литературы Древней Руси (далее: БЛДР). Т. 4: XII век. СПб., 1997. С. 206–217 (подг. текста, пер. и коммент. В.В. Колесова). Краткая редакция той же повести читается в Лаврентьевской и Радзивиловской летописях: ПСРЛ.Т. 1: Лаврентьеве кая летопись. М., 1997. Стб. 367–371; ПСРЛ.Т. 38: Радзивиловская летопись. Л., 1989. С. 137–139; см. также в переводе на современный русский язык: Се повести временных лет: Лаврентьевская летопись. Арзамас, 1993 (пер. А.Г. Кузьмина). С. 226–228. О соотношении этих двух редакций высказано несколько прямо противоположных мнений; ср.: Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог‑справочник / Под ред. Я.Н. Щапова. СПб., 2003. С. 61–65 (статья В.А. Кучкина). Некоторые дополнительные подробности убийства князя содержатся в кратком известии Новгородской Первой летописи: Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Изд. подг. А.Н. Насонов. М.; Л., 1950 (далее: НПЛ). С. 34, 223.

 

2

 

Назову лишь издания, которые целиком или большей своей частью посвящены биографии князя: Погодин М.П. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 63. Отд. 2. С. 145–185; Ч. 64. Отд. 2. С. 181–210 (отд. изд.: М., 1850); Чижев Тр., прот. Жития святых благоверных князей Андрея, Георгия и Глеба Владимирских. Владимир, 1862; Костомаров К.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1991 (1‑е изд.: М., 1873). С. 41–59 (есть и отдельное издание главы: Князь Андрей Боголюбский. Владимир, 2006); Георгиевский В.Т. Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Его неоценимые заслуги для Русского государства и Православной Церкви. М., 1999 (1‑е изд.: Владимир, 1894); Ильинский П.В. Идея самодержавия в деятельности Андрея Боголюбского, Великого князя Владимирского. Владимир, 1915; Воронин Н.Н. Андрей Боголюбский / Предисл. С.О. Шмидта; послесл. Ю.В. Кривошеева. М., 2007 (то же в более полном и исправном варианте, с учётом позднейшей авторской правки: Владимир, 2011 (предисл. Р.В. Евстифеева, А.К. Тихонова; послесл. Н.Н. Воронина‑младшего и Р.В. Евстифеева); книга написана и подготовлена к изданию в 1945 г., но не издана по идеологическим соображениям; см. послесловие Ю.В. Кривошеева к изданию 2007 г. и приведённые там же материалы); Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980; Лимонов Ю.А. Владимиро‑Суздальская Русь: Очерки социально‑политической истории. М., 1987; Филипповский Г.Ю. Столетие дерзаний (Владимирская Русь в литературе XII в.). М., 1991; Кривошеее Ю.В. Гибель Андрея Боголюбского: Историческое расследование. СПб., 2003; Соколов А, Н., прот. Первый собиратель великой Руси: Святой благоверный Андрей Юрьевич Боголюбский – великий князь Владимирский. Его военные и духовно‑просветительские труды по объединению русских княжеств. Н. Новгород, 2009; Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей / Сост. С.В. Заграевский, Т.П. Тимофеева. М.; Владимир, 2009; Бубнов С.Л. Оставленное нам в наследство князем: Князь Андрей Боголюбский и Владимирский край. Владимир, 2011. См. также обобщающую сводку сведений о князе: Андрей Юрьевич Боголюбский // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2000. С. 393–398 (авторы: А.В. Назаренко, Т.Е. Самойлова).

 

3

 

Подробнее о составе семьи князя Юрия Владимировича Долгорукого, равно как и о хронологии его жизни, войнах за Киев и т. п. см.: Карпов А.Ю. Юрий Долгорукий. М., 2006 (серия «ЖЗЛ»).

 

4

 

За последнее десятилетие были проведены два новых исследования останков князя: в июле 2007 г. – заведующим отделом судебно‑медицинской идентификации личности Российского центра судебно‑медицинской экспертизы Виктором Николаевичем Звягиным (см.: Звягин В.Н. Великий князь Андрей Боголюбский: медико‑криминалистическое исследование останков // http://kanonkom.ru/dokumenty‑publicatcii/ rozhdestvenskie‑chteniya/rozhdestvenskie‑chteniya‑2013/121‑professor‑vn‑zvyagin‑velikij‑knyaz‑andrej‑bogolyubskij‑mediko‑kriminalisticheskoe‑issledovanie‑ostankov; а также популярное изложение его выводов во владимирской областной газете «Молва»: «Подлинный портрет князя» (21 и 23 февраля 2008 г.), «Скульптурно‑генетический репортаж» (25 марта 2008 г.), «Не скифы мы, не азиаты мы… Как же выглядел князь Андрей Боголюбский на самом деле» (4 октября 2008 г.; также на сайте: http:// www.molva33.ru/news); ср., впрочем, возражения сотрудников лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии Российской академии наук: там же. 24 июня 2008 г. и 21 октября 2008 г.) и в июне 2009 г. – совместно группой антропологов Института этнологии и антропологии РАН и кафедры антропологии биологического факультета МГУ во главе с зав. отделом физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Сергеем Владимировичем Васильевым, а также Сергеем Алексеевичем Никитиным, главным специалистом в области антропологической реконструкции Бюро судебно‑медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы (Васильев С.В., Герасимова М.М., Боруцкая С.Б., Халдеева Н.И. Антропологическое исследование костных останков великого князя Андрея Боголюбского: спустя 70 лет//Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. 2012. № 4. С. 54–69; и устная консультация С.А. Никитина в январе 2012 г.). В данном вопросе – о внешнем облике князя и отсутствии у него «монголоидных» черт – мнения исследователей (расходящиеся по целому ряду других пунктов) совпадают.

 

5

 

См., напр.: Доброхотов В.И. Памятники древности во Владимире Кляземском. М., 1849. С. 30 (надпись на клейме серебряной гробницы князя, устроенной в Успенском соборе в 1820 г.); Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1990 (репринт изд. 1862 г.). С. 17; Георгиевский В.Т. Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский. С. 16, 115 (со ссылкой на «Описание о российских святых» М.В. Толстого); Русский биографический словарь. Т. 2: Алексинский – Бестужев‑Рюмин. М., 1916. С. 134 (статья К.Н. Бестужева‑Рюмина); Воронин Н.Н. Андрей Боголюбский. М., 2007. С. 62; Филипповский Г.Ю. Андрей Юрьевич Боголюбский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI – первая половина XIV в. Л., 1987. С. 37; Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. С. 47'6; Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 67; и мн. др.

 

6

 

Татищев В.Н. История Российская // Собрание сочинений: В 8 т. (далее: Татищев). Т. 2. М., 1995. С. 105, 249, прим. 513.

 

7

 

По словам Д.Г. Рохлина, «физиологический (костный) возраст» князя «соответствовал 50–55‑летнему» (Рохлин Д. Г., Майкова‑Строганова В.С. Рентгено‑антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского // Проблемы истории докапиталистических обществ. М.; Л., 1935. № 9–10. С. 158; Рохлин Д.Т. Болезни древних людей (Кости людей различных эпох – нормальные и патологически измененные). М.; Л., 1965. С. 265); В.В. Гинзбург оценивал возраст в 45–50 лет (Гинзбург В. В., Герасимов М.М. Андрей Боголюбский // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Т. 11. М.; Л., 1945. С. 88); М.А. Фурман – «не свыше 50 лет» (Фурман М. Андрей Боголюбский: Прикосновение к тайне (Из записок судебно‑медицинского эксперта) // Российская юстиция. 1996. № 3. С. 61; осмотр костяка в мае 1982 г.); сотрудники Отдела физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН – 45–55 лет (Васильев С.В. и др. Антропологическое исследование… С. 57–58, 66; по отдельным признакам: 45–55, 45–50 или около пятидесяти); С.А. Никитин – ближе к пятидесяти (устная консультация); и только В.Н. Звягин (возможно, с излишним доверием к Татищеву) называл возраст князя: «60…67 лет» (Великий князь Андрей Боголюбский…; здесь же биологический возраст назван: «58…65 лет»; по отдельным признакам: 50–66,6; 45–50; 60,5–65,5 лет).

 

8

 

Литвина А. Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 13.

 

9

 

См.: Литвина А. Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей… С. 216, 474.

 

10

 

Васильев С.В. и др. Антропологическое исследование… С. 66; Звягин В.Н. Великий князь Андрей Боголюбский…

 

11

 

Васильев С.В. и др. Антропологическое исследование… С. 62–65.

 

12

 

Татищев. Т. 3. С. 105; Т. 4. М., 1995. С. 285.

 

13

 

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 36.

 

14

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 245–246. Дано в переводе.

 

15

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 580–583.

 

16

 

Сиренов А.В. Житие Андрея Боголюбского // Памяти Андрея Боголюбского. С. 221–229 (полный текст Жития издан А.В. Сиреновым по копии, подготовленной иеромонахом Иоасафом (Гапоновым) в качестве приложения к книге «Церковно‑историческое описание владимирских достопамятностей»; книга вышла во Владимире в 1857 г., но без приложений). Несколько фрагментов из Жития, хранившегося в Свято‑Боголюбовском монастыре, были опубликованы В.И. Доброхотовым: Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. М., 1852 (соответствующий фрагмент, не полностью: С. 87–88). В краткой редакции того же Жития (см. Приложение 3) этого текста нет.

 

17

 

Повести о начале Москвы. С. 173–198. Ниже «Повесть» цитируется в основном по изданию М.Н. Тихомирова: Тихомиров М.Н. Древняя Москва. М., 1947. С. 210–214.

 

18

 

Повести о начале Москвы. С. 193–194.

 

19

 

Там же. С. 189.

 

20

 

См.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 508.

 

21

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 527. См. ниже, прим. 6 к части 3.

 

22

 

ПСРЛ. Т. 15. [Вып. 2:] Летописный сборник, именуемый Тверскою летописью. М., 2000 (репринтизд.: СПб., 1863). Стб. 250; ПСРЛ. Т. 35: Летописи белорусско‑литовские. М., 1980. С. 36 (Супрасльская летопись); Новикова О.Л. Материалы для изучения русского летописания конца XV – первой половины XVI в.: Летописные подборки рукописи Погод. 1596 // Очерки феодальной России. Вып. 11. М.; СПб., 2007. С. 217; см. также: Шахматов А.А. Разбор сочинения И.А. Тихомирова «Обозрение летописных сводов Руси северо‑восточной» // Записки Имп. Академии наук по историко‑филологическому отделению. Т. 4. № 2. СПб., 1899. С. 203 (статья «Сказание о верных святых князьях русских», читающаяся перед «Летописцем Литовским», изданным Даниловичем (латиницей) в Вильно в 1827 г.).

 

23

 

ПСРЛ. Т. 22: Русский Хронограф. Ч. 1: Хронограф редакции 1512 г. СПб., 1911. С. 362. См.: Шамбинаго С.К. Повести о начале Москвы//Труды Отдела древнерусской литературы (далее: ТОДРЛ). Т. 3. М.; Л., 1936. С. 72–73; Повести о начале Москвы. С. 66–68 (исслед. М.А. Салминой).

 

24

 

Цит. по: БЛДР.Т. 4. С. 221–222 (подг. текста, пер. и коммент. В.П. Гребенюка).

 

25

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 338–339. При реконструкции этих событий следует учесть сведения особого «родословца» «великих князей рязанских» из Воскресенской летописи (ПСРЛ. Т. 7: Летопись по Воскресенскому списку. М., 2001 (репринт изд. 1856 г.). С. 242), а также Никоновской летописи (ПСРЛ. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000 (репринт изд. 1882 г.). С. 172, 182), обе XVI в. См. также: Кузьмин А.Г. Рязанское летописание. Сведения летописей о Рязани и Муроме до середины XVI в. М., 1965. С. 83–84.

 

26

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 382–383; ср. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 322.

 

27

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 384.

 

28

 

Там же. Стб. 389; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 323–324.

 

29

 

См.: Лимонов Ю.А. Летописец Андрея Боголюбского // Культура Древней Руси. М., 1966. С. 113–117; он же. Летописание Владимиро‑Суздальской Руси. Л., 1967. С. 61–67; Письменные памятники истории Древней Руси. С. 42–44 (статья Ю.А. Лимонова). Ю.А. Лимонов полагает, что автором летописца был сам князь Андрей Юрьевич.

 

30

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 324–325 и след.; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 389–391 и след. (в рассказе Ипатьевской летописи имеется пропуск); ПСРЛ. Т. 9. С. 181–182.

 

31

 

См.: Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963 (далее: Бережков). С. 150.

 

32

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 398; ПСРЛ. Т. 1. Сгб. 326.

 

33

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 372; ПСРЛ. Т. 38. С. 140 (Радзивиловская). В Ипатьевской: «…коли у нас был» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 596); в Летописце Переяславля Суздальского: «…коли был в нас» (ПСРЛ. Т. 41: Летописец Переславля Суздальского (Летописец русских царей). М., 1995. С. 102). Всё это припоминания под 1174 г., обращенные к сыновьям покойного Ростислава Юрьевича Мстиславу и Ярополку.

 

34

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 404; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 328–329.

 

35

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 410–417; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 329–330.

 

36

 

ПСРЛ. Т. 9. С. 185–186.

 

37

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 431–432; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 332–333.

 

38

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 437–438; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 333–334.

 

39

 

Точную дату называет Новгородская Первая летопись: НПЛ. С. 28.

 

40

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 335; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 444; ПСРЛ. Т. 9. С. 190.

 

41

 

См., напр.: Соловьёв С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. 1: История России с древнейших времён. Т. 1–2.М., 1988. С. 518; Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо‑восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 86.

 

42

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 335, прим. 15; ПСРЛ. Т. 38. С. 123.

 

43

 

ПСРЛ. Т. 24: Типографская летопись. Пг., 1921. С. 77; ПСРЛ. Т. 42: Новгородская Карамзинская летопись. СПб., 2002. С. 102; и др. В источниках имеются и другие даты строительства Георгиевской церкви; см. об этом: Воронин Н.Н. Зодчество Северо‑восточной Руси. XII–XV вв. Т. 1: XII столетие. М., 1961. С. 90–91.

 

44

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 457; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 338–339.

 

45

 

ПСРЛ. Т. 9. С. 195.

 

46

 

Рохлин Д. Г., Майкова‑Строганова В.С. Указ. соч. С. 158; Рохлин Д.Г. Болезни древних людей. С. 267.

 

47

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 468; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 341; ПСРЛ. Т. 9. С. 198

 

48

 

ПСРЛ. Т. 20: Львовская летопись. М., 2005 (репринт изд. 1910 г.). С. 117.

 

49

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 372 (припоминание под 6683/1174 г.).

 

50

 

Татищев. Т. 3. С. 54; см. также: С. 241–242, прим. 464.

 

51

 

Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 92.

 

52

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 482; ПСРЛ. Т. 15. [Вып. 2.] Стб. 223.

 

53

 

ПСРЛ. Т.9.С. 204.

 

54

 

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 500; Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 1: Курс русской истории. Ч. 1. М., 1987. С. 285.

 

55

 

НПЛ. С. 467. Впрочем, о том, что это шурья князя, здесь не сказано.

 

56

 

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 348; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 490–491.

 

57

 

Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т. 1: Житие св. княгини Ольги. Степени 1‑Х / Подг. под рук. Н.Н. Покровского. М., 2007 (далее: Степенная книга. Т. 1). С. 461.

 

58

 

См.: Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV в. М., 1995. С. 35–40; Щенникова Л.А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки» // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 253.

 

59

 

Сиренов А.В. Житие Андрея Боголюбского. С. 222–223.

 

60

 

Памятник был открыт и издан В.О. Ключевским, определившим и примерное время его возникновения: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери / Изд. Общества любителей древней письменности. Вып. 30. СПб., 1878. Издание наиболее раннего списка (РГБ.Ф. 98. № 637, 60–70‑х гг. XV в.): Кучкин В. А., Сумникова Т.А. Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери. С. 503–508 (в составе цикла из пяти статей); БЛДР.Т. 4. С. 218–225 (с переводом на современный русский язык В.П. Гребенюка).

 

61

 

См.: Абрамович Д.И. Киево‑Печерський патерик. У Киевi, 1930 (Пам'ятки мови та письменства давньоï Украïни. Т. 4) (далее: Патерик).

 

62

 

НПЛ. С.467.

 

63

 

Степенная книга. Т. 1. С. 464; ПСРЛ. Т. 21: Книга Степенная царского родословия. Ч. 2. СПб., 1913. С. 427 (во втором случае в составе Повести на сретение чудотворного образа: рассказ о событии 1395 г., когда заступничество Владимирской иконы помогло спасению Москвы от войск Темир‑Аксака).

 

64

 

Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год, составленная по монастырским актам и записям настоятелем оной обители игуменом Аристархом в 1767–1769 годах / Сообщ. архим. Леонид (Чтения в Имп. Обществе истории и древностей российских. 1878. Кн. 1). М., 1878. С. 1–3. См. рассказ с теми же подробностями в Житии Андрея Боголюбского: Сиренов А.В. Житие Андрея Боголюбского. С. 225–227; и в несколько сокращённом виде: ГИМ. Увар. № 2081. Л. 21–23.

&


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.433 с.