Как наставлять, чтобы не навредить? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Как наставлять, чтобы не навредить?

2021-01-29 84
Как наставлять, чтобы не навредить? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

(Мф. 5, 16)  

 

Добрый человек добру и учит.

Русская пословица.  

 

Добродетельная жизнь без наставления словом более наставляет, нежели наставление словом, которому не соответствует жизнь.

Преподобный Исидор Пелусиот (V век).  

 

Или не учи совершенно других, или учи так, чтобы вместе быть для них образцом добродетели.

 

Ничто так не приводит на путь истины, как непорочная жизнь, потому что люди смотрят не столько на слова, сколько на дела наши.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).  

 

Кто вразумляет сам себя, тот вразумляет и другого; кто учит себя, тот учит ближнего.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).  

 

Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Преподобный Серафим Саровский († 1833).  

 

Всякий действующий больше или меньше распространяет жизнь, какою живет, новую или ветхую. Дар распространять в других высшую жизнь есть высший: благо тому, кто употребляется благодатью в оружие сего. Но, не дерзая приписывать себе сего, человек может желать, чтобы по крайней мере не распространять жизни ложной, плотской, греховной, лицемерной, неправым словом, недостойным примером.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).  

 

Каждый христианин должен спасать себя и приводить к спасению других путем веры, страданий, терпения, покорности воли Божией. Это спокойное перенесение человеком страданий окрыляет других окружающих и приводит ко Христу.

Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923).  

 

Лучше благожелательно молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении.

Преподобный Марк Подвижник (IV–V вв.)  

 

Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его. Лобызай руки и ноги его, обнимай их часто с великой честью, возлагай их на глаза себе, и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и что‑нибудь досточестное. Ибо сим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его чувствовать стыд от того приветствия, каким приветствовал ты его, и посеешь в нем семена добродетели. От такой, снисканной тобою привычки отпечатлеется в тебе добрый образ, приобретешь с себе смирение многое и без труда преуспеешь в великом. А сверх этого, если чествуемый тобою и имеет какие недостатки, легко примет от тебя врачевание, постыжаемый тою честью, какую ты оказал ему.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).  

 

Надо заставить его по‑доброму обеспокоиться, озадачить его, чтоб он сам захотел себе помочь. Для того, чтобы дать другому воды, надо, чтобы он жаждал.

Старец Паисий Святогорец (1924–1994).  

 

Кому полезно укорение?

 

Видел я неискусного врача, который больного скорбного обесчестил, и тем ничего более для него не сделал, как только ввергнул его в отчаяние. Видел и искусного врача, который надменное сердце резал уничижением, и извлек из него весь смрадный гной.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).  

 

Не упрекай скорбящих сердцем, чтобы тебя не поразил жезл (т. е. скорбь) их, и взыщешь утешителей – и не найдешь.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).  

 

Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).  

 

Упоенному печалью, когда она еще во всей силе, не должно наносить ударов (иначе напрасно потратим слово, делая его недейственным лекарством), но, приняв ненадолго участие в печали и дав несколько облегчиться скорби, потом уже надлежит начинать врачевание.

Преподобный Исидор Пелусиот (V век).  

 

Как наставлять словом?

 

Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

(Притч. 16, 21).  

 

Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

(Гал. 6, 1).  

 

Обличать надо с кротостью, ибо грех делает человека бесстыдным, а обличение может ожесточить.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).  

 

Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей.

 

Если, исправляя ближнего, движешься на гнев, то исполняешь свою страсть. Для спасения ближнего не должно губить себя.

Преподобный Макарий Великий (IV век).  

 

Если хочешь или думаешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного оружия не употребляй бревно. Бревно – это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).  

 

Старайся говорить без тщеславия, ради Бога, не как учительница, а как сама учащаяся, и не старайся повлиять на них, это сделает Божия благодать, а твое дело – смиренно и в простоте сердца говорить.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958).  

 

Ничего не предлагай кому‑либо в правило, прежде чем сам исполнишь то делом.

 

Кто не принимает наставлений твоих, не говори их тому.

Преподобный Антоний Великий (251–355).  

 

Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать; и может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать.

 

Кто творит то, чему поучает, у того дело его и малому слову сообщает великую силу.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).  

 

Есть обличение по злобе и мщению, и есть другое, по страху Божию и истине.

 

Если ты получил жребий учить о Господе, а тебя не слушают, то мысленно о сем скорби, а явно не возмущайся тем. Такой ради скорби не будешь осужден наряду с теми, кто не внимает тебе.

 

Во время беседы не скрывай того, что нужно и полезно для присутствующих; только приятное излагай прямой речью, а жестокое загадочной.

 

Которые не дали обета подчинения тебе, с теми не вступай в прю, когда они противятся истине, чтобы не вышла одна вражда, по Писанию (см. 2 Тим. 2, 23).

 

Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того прением; но лучше на свою привлеки сторону ту прибыль, которую тот отверг. Ибо незлобие выгоднее для тебя, нежели исправность того.

 

Говорящий право должен и сам благодарить Бога, как от Бога приемлющий то, что следует говорить. Ибо истина есть дело не говорящего, но действующего (в нем) Бога.

Преподобный Марк Подвижник (IV–V вв.)  

 

Замечания делай, не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого.

Преподобный Иларион Оптинский (1805–1873).  

 

Друг, обличающий тайно – мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель.

 

Не преподавай другому то, чего сам не достиг, чтобы не было тебе стыдно себя самого, и, по сличении жития твоего, не открылась ложь твоя. Если же станешь говорить кому что‑либо полезное, то говори в виде учащегося, а не с властью и бесстыдством, и наперед сам себя осуди и покажи, что ты ниже его, чтобы слушающим показать чин смирения, и побудить их выслушать речь твою, и приступить к деланию…

Преподобный Исаак Сирин (VII век).  

 

Поелику знание надмевает, а любовь назидает (1 Кор. 8, 1), то с разумом сопряги любовь, и будешь чужд надмения, будешь духовным домостроителем, и себя назидающим, и всех, приближающихся к тебе.

Преподобный Максим Исповедник († 662).  

 

Любовь сыщет слова, которыми можно созидать ближнего. Она представит способ, ум и язык твой направит, и дело это не требует красных речей.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).  

 

Надо всегда испытывать себя: «Для чего я хочу сказать это? От чего я исхожу? Больно ли мне за ближнего, или же я хочу сказать это для того, чтобы показать себя хорошим, покрасоваться?».

 

Если мы обличаем кого‑то от любви, с болью, то независимо от того, понимает он нашу любовь или нет, в его сердце происходит изменение, потому что нами двигает чистая любовь. А обличение без любви, с пристрастием делает обличаемого зверем, потому что наша злоба, ударяя в его эгоизм, высевает искры, как сталь в зажигалке высекает искры из кремня. Если мы терпим нашего брата от любви, он понимает это. И нашу злобу он тоже понимает, даже если она внутренняя и никак не выражается внешне.

Старец Паисий Святогорец (1924–1994).  

 

 

Суждения и осуждение

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.