Как принимать укоры и критику? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как принимать укоры и критику?

2021-01-29 81
Как принимать укоры и критику? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кто внимает обличению, тот приобретает разум.

(Притч. 15, 32).  

 

Как хорошо обличенному показать раскаяние!

(Сир. 20, 2).  

 

Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему.

(Сир. 32, 19).  

 

На ласковое слово не сдавайся, на противное не осержайся.

Русская пословица.  

 

Укоряющего нас будем принимать, как Богом посланного обличителя сокровенных в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя, хотя мы и не знаем многого, кроющегося в нас злого.

Преподобный Марк Подвижник (IV–V вв.)  

 

Если поносить будут тебя, не противоречь ему, пока замолчит; потом, если, испытав себя, найдешь в себе то, что слышал от него, покайся, что ты согрешил, – и благодать Божия примет вас опять.

Преподобный Исаия Отшельник († 370).  

 

На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смыть грязь. Грязью грязи не смоешь.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).  

 

Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894).  

 

Обличения должны производить в нас печаль ради Бога, производящую неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10), а не печаль самолюбия.

 

Когда кто‑нибудь будет порицать несовершенства и недостатки твоих дел, смиренно познай справедливость этих порицаний и скажи: да, правда, грешен и прегрешен я, не с должным рачением и усердием и охотою делаю дела мои. «Помолись, брат, о мне – скажи порицающему – да Господь вразумит меня и поможет мне благодатию Своею с должным рачением и охотою проходить свое звание и исполнять возложенное на меня дело общественного служения»… Когда будут порицать тебя свои и выставлять твои слабости в слух других, скажи им: «так, я точно таков, – но вам нет никакой пользы, что я именно таков и что вы будете поносить меня и смеяться пред другими: смеяться над немощью или слабостью безрассудно и бесчеловечно, лучше покрыть немощь, потому что моя немощь – ваша немощь, мой стыд – ваш стыд: ведь я член ваш, да и вы не без немощи; помолимся же, да исцелит Господь немощи наши».

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).  

 

Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о евангельских словах Самого Господа: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить свою мысль к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом, или пред людьми, и для получения прощения в своих согрешениях должны простить несправедливость и обиды, наносимые нам от ближних наших, слыша паки Господа, глаголющего: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их (Мф. 6, 14–15)… – Грозно и страшно слово сие!

…Правда же Божия состоит в том, чтобы при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).  

 

Кто стремится к бесстрастию и к Богу, тот считает потерянным всякий день, в который его никто не укорял.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).  

 

Что делать, когда хвалят?

 

Похвала молодцу – пагуба.

 

Лестью и душу вынимают.

 

Лесть да месть дружны.

Русские пословицы.  

 

Дурно, когда все кругом похваливают, а правды никто не скажет. Долго ли запутаться?

 

Похвалы рождают самовосхваление и самочувствие – злые чувства, проводники к тщеславию и гордости.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).  

 

Когда вас хвалят, говорите про себя: «Я себя знаю, а они – нет».

Старец Иероним Эгинский (1883–1966).  

 

Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).  

 

Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаевай их сколько можешь; не позволяй себе кому‑нибудь говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не хвалили тебя.

Преподобный Антоний Великий (251–355).  

 

Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет.

 

Сказать: «не хвали, а то после рассоримся».

 

Пусть хвалят, ты на это не смотри, не отвечай и не спорь, а только сама сознавай в себе, стоишь ли ты похвалы или нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие, ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы все‑таки есть в тебе, да и те, которым ты будешь противоречить, не поверят тебе, поэтому, когда хвалят, не говори ничего, опусти глаза и молчи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).  

 

Если увидишь, что кто‑либо лицемерно хвалит тебя, то в другое время ожидай от него порицания.

Преподобный Марк Подвижник (IV–V вв.)  

 

Если кто прославляет тебя и ты с услаждением принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия.

Преподобный Исаия Отшельник († 370).  

 

 

Страх

 

В чём корни страха?

 

Осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.

(Прем. 17, 10).  

 

И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? Как у вас нет веры?

(Мк. 4, 39–40).  

 

Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед.

 

Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры.

 

Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).  

 

Человек боязливый дает о себе знать, что страждет двумя недугами, т. е. телолюбием и маловерием.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).  

 

Что для тела мороз, то для души худая совесть. Отсюда происходит робость и боязливость. Ибо никто столько не страшится, как прилепившийся к житейскому. Он живет подобно Каину, трепеща каждый день от страха… Все его желания устремлены к предметам скорогибнущим и скоропреходящим. А потому хотя сам он и не испытал еще превратности, но видя ее на других, почитает себя уже погибшим; оттого он весьма боязлив и малодушен.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).  

 

Кто сомневается в Боге, тот, как Каин, постоянно находится в тревоге и беспокойстве.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).  

 

Страх – как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество – как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь.

 

Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. Смиренный всегда готов все потерпеть, и внутреннее и внешнее, считая себя достойным не только посылаемых скорбей, но и еще больших. Смиренного расстроить, смутить нельзя – он всегда готов ко всему, так и сказал Моисей Мурин, когда его выгнали из трапезы: «Уготовихся и не смутихся».

Преподобный Никон Оптинский (1888–1931).  

 

Как победить страх?

 

Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он – надежда его.

(Сир. 34, 14).  

 

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

(Мф. 10, 28).  

 

Кто зла отлучится, тот никого не боится.

 

Смелым Бог владеет.

Русские пословицы.  

 

Если человек любит Бога всем сердцем, всем умом и всею силою своею, то приобретает страх Господень; от страха рождаются слезы, а от слез – мужество.

Преподобный Антоний Великий (251–355).  

 

В ком любовь, тот ничего не боится, потому что истинная любовь изгоняет страх.

 

Кто боится Господа, тот выше всякого страха, устранил от себя и далеко оставил за собой все ужасы века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему, если боится он Бога и соблюдает все заповеди Его.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).  

 

Надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).  

 

Христос со мною, и кого мне бояться? Хотя бы волны поднимались на меня, хотя бы моря, хотя бы ярость правителей, всё это для меня ничтожнее паутины. Ибо всегда говорю: Господи! да будет воля Твоя.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).  

 

Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.

 

Плачущие и болезнущие о грехах своих не имеют страхований.

 

Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состарится с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).  

 

Прежде всего нужно вам позаботиться о том, чтобы избавиться от отягощающей вас тоски и страха. А этого можете достигнуть, во‑первых, если найдете в вашей стороне для себя такого духовника, пред которым бы вы могли с полной верою и с совершенной искренностью смиренно исповедывать все тяготящее совесть вашу, начиная с шести лет и до сего дня, а во‑вторых, если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, которые причиняют страх и тоску, как Сам Господь сказал в Евангелии грешнице: иди и впредь не греши (Ин. 8, 11).

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).  

 

Когда беспокоят помыслы страха о предстоящих скорбях, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: «да будет воля Божия!» Это очень успокаивает.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913).  

 

При страхе сатанинском (людей) представляй людей пред тобою стоящих лежащими во гробах: ибо все в землю отыдем.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).  

 

В духовной жизни самый большой трус может стяжать многое мужество, если вверит себя Христу, божественной помощи. Он сможет пойти на передовую, сможет сразиться с врагом и победить. А что касается тех несчастных людей, которые хотят сделать зло, то они боятся, даже если имеют отвагу. Потому что они чувствуют за собой вину и основываются только лишь на собственном варварстве. Человек же Божий имеет божественные силы, и справедливость тоже на его стороне… Тем паче страшится человек, хотящий сделать зло тому, кто имеет в себе Христа! Будем поэтому бояться одного лишь Бога, а не людей, какими бы злыми они ни были. Страх Божий даже самого большого труса делает молодцом. Насколько человек соединяется с Богом, насколько ему ничего не страшно.

 

Когда ты решился на смерть, тебе ничего не страшно. Решимость на смерть равна по своей силе тысяче телохранителей.

Старец Паисий Святогорец (1924–1994).  

 

 

Внимание к себе

 

Как узнать себя?

 

Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте.

(2 Кор. 13, 5).  

 

Вымети под лавками, так скажется сор.

Русская пословица.  

 

Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели.

Преподобный Агафон Египетский (V век).  

 

Надо стать у сердца и навыкать замечать возникающие из него мысли и чувства. Тогда и узрите, что за смрадная вещь наше доброе будто сердце. И придет тогда поминутное покаяние, и исповедь Богу Вездесущему и Всезрящему.

 

Ока своего умного не сводите с сердца, и всё, исходящее оттуда, тотчас схватывайте и разбирайте: хорошо – пусть живёт, не хорошо – тотчас убить его надо. Из сего учитесь узнавать себя. Какой помысл почаще выходит, значит, та страсть посильнее; против той и действовать посильнее начинайте.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).  

 

Часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объядение, с любовию – блуд, с рассуждением – коварство, с мудростью – хитрость, с кротостию – тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание; с молчанием сплетается кичливость учительства; с радостию – возношение; с надеждою – ослабление; с любовию – опять осуждение ближнего; с безмолвием – уныние и леность, с чистотою – чувство огорчения, с смиренномудрием – дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некая общая смазка, или, вернее сказать, отрава.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).  

 

Испытывай себя чаще: куда зрят очи твоего сердца – к Богу ли и к жизни будущего века, к примерным, блаженным и светоносным силам небесным и святым, водворенным на небесах, или – к миру, к земным благам: пище, питью, одежде, жилищу, к людям грешным и суетным их занятиям?

 

Примечай за собою, как ты ведешь себя с людьми, высшими тебя, равными и низшими: из обращения сейчас можно видеть человека, горделив он или смирен. Замечай за собою, когда молишься: какие больше помыслы нападают на тебя. Старайся особенно о чистоте сердца.

 

Какую, скажи мне, поборол ты страсть и умертвил? Не живы ли они все в тебе доселе и не уязвляют ли, не смущают ли тебя? Восстань и побори все страсти, этих мысленных амаликов, живущих в тебе и уживающихся с тобою. Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (2 Кор. 6, 14–15)?

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).  

 

Человеку для того, чтобы понять, преуспевает ли он в отношении духовном, должно прежде всего испытывать себя, радуется ли он, отдавая, а не принимая… И потом, если он правильно трудится в духовном отношении, то, делая какое‑то добро, он никогда его не запоминает, но никогда не забывает даже самое малое добро, сделанное ему.

Старец Паисий Святогорец (1924–1994).  

 

Часто надо спрашивать себя: какой любовью уязвлено сердце мое? Люблю ли я Иисуса Христа более всего? Он ли, Господь и Бог мой, – утешением мне? Не иное ли что‑либо занимает меня и памятуется более Бога в сердце моем? Не пристрастилось ли к чему паче Господа окаянное сердце мое, и не мечтает ли воображениями, противными святой любви Божией?

Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789–1836).  

 

Мы должны испытывать себя не только каждый день, но и каждый год, и всякий месяц, и каждую неделю, и говорить: прошлую неделю меня так беспокоила эта страсть, а теперь каков я! Так же и каждый год спрашивать себя: прошлый год я так побеждался этой страстью, а ныне каков? Так и всегда должны испытывать себя, преуспели ли мы хоть сколько‑нибудь, или находимся в том же состоянии, в каком были прежде, или впали в худшее.

Преподобный Дорофей Палестинский († 620).  

 

Правильно идущий путем духовным начинает видеть в себе все больше и больше грехов, пока наконец духовным зрением не увидит себя всего во грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он – грязь и нечистота, что не достоин он призвать даже имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной взывает: «Боже, милостив буди мне, грешному». Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в своё время выходит из него оправданным, как вышел мытарь. Если же человек считает себя хорошим, и отдельные свои даже тяжкие грехи – случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он мало виноват, то это устроение есть ложное, это явно состояние скрытой прелести, от чего да избавит всех нас Господь.

Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).  

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.