Биологические системы и дизайн — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биологические системы и дизайн

2021-01-29 62
Биологические системы и дизайн 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Манифест прав потребителя

102.Право на безопасность, на защиту от опасных товаров.

103.Право на информацию, право не быть введенным в заблуждение недостатком информации или подтасованной информацией.

104.Право на простейшие сопутствующие услуги, честные цены и выбор должно гарантировать возможность выбора продукции и услуг (там, где все же существуют монополии) и минимальное качество при разумных ценах.

105.Право на представительство, выражение своего мнения и участие в принятии решений, затрагивающих интересы потребителей.

106.Право быть выслушанным в инстанциях, занимающихся вопросами потребления, иметь доступ к занимающимися такими вопросами чиновниками, иметь возможность подачи жалоб и право на справедливые и быстрые процедуры компенсации.

107.Право на информирование потребителя на протяжении всей его жизни в целях защиты его интересов.

108.И наконец, что становится все более важно, право на здоровое и безопасное окружение28.

Прежде чем заняться вопросами, поднятыми в Манифесте прав потребителя, необходимо подумать о более глубоких проблемах, с которыми мы сталкиваемся, и провести множество исследований, чтобы выяснить, в каких условиях живет человек. Мы должны исследовать существование культур разных времен и разных народов, то есть собрать информацию о культуре, религии и устройстве того или иного общества, а также о преобладающем социально-детерминированном поведении. Нам понадобятся фактические сведения о различных группах и социальных сообществах. В частности, об американских равнинных индейцах; мундугуморах из нижней части бассейна реки Сепик; о священных культурах инков, майя, толтеков и ацтеков; о пуэбло-культура Хопи; жрицах-богинях Крита; горном народе Арапеш; Греции времен Перикла; Самоа конца XIX века; нацистской Германии, современной Швеции; австралийских аборигенах; народе банту и эскимосах; роли властей и механизме принятия решений в Китае; Римской империи, трущобах и гетто; лоялистском режиме в Испании; делегировании полномочий в армии; католической церкви; структуре современной промышленности и т.д.

Каковы оптимальные условия для человеческого общества на земле? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить обычаи, нормы сексуального поведения, мировую миграцию народов, коды поведения, примитивные и развитые религии, философию, а также нравственные основы разных сообществ.

Каковы параметры глобальных экологической и этиологической систем? Здесь срочно потребуются последние данные таких дисциплин, как социобиология, метеорология, климатология, физика, химия, геология, теория игр фон Нейманна, кибернетика, океанография, биология, и все науки о поведении, а также способы установки новых связей между этими дисциплинами.

Каковы пределы наших ресурсов? Постоянно учитывая развивающиеся технологии и новые открытия, необходимо проводить исследования, сравнимые с исследованиями, осуществленными в 1960-1978 годы Центром инвентаризации мировых ресурсов Бакминстера Фуллера при Иллинойском университете. Каковы пределы возможностей человека? Какими основными правилами ведения хозяйства должен руководствоваться человек, живя на планете Земля? (Или, по выражению Фуллера: «Руководство по эксплуатации космического корабля „Земля"».)

И наконец, что нам еще неизвестно?

На эти вопросы существует пока очень мало ответов. Но начало уже положено. Международный год геофизики, Международный год спокойного солнца, Международный проект верхних слоев мантии земли – все это международные научные попытки сбора информации. Созданы специализированные учреждения: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Научный комитет по исследованию водоснабжения, Международный совет научных союзов, Межправительственная океанографическая комиссия и Международный комитет человеческих ресурсов – и это только частичный перечень ныне существующих организаций, которые собирают, хранят и предоставляют информацию глобального значения. В1970 году я решил, что непременно нужно как можно скорее сформировать Международный совет по прогностическому всеобъемлющему дизайну. Он мог бы работать с ЮНЕСКО и частично финансироваться им. С тех пор мне несколько раз предлагали учредить такой совет, правда, в виде школы повышения квалификации. Но все время подводило чувство масштаба. Нигерия и Танзания пытались заинтересовать меня проектом создания такой организации, надеясь, что «это будет самое большое подобное учреждение во всей Черной Африке». Еще одно предложение сопровождалось обещанием, что совет «станет самым большим в Европе». По моему личному убеждению, такой совет должен быть небольшим по своему масштабу.

Однако гигантские объемы научных исследований – только треть работы, необходимой, чтобы решить проблему мировых потребностей.

Другая ее часть – немедленное прекращение напрасной траты сил на дизайн вообще и перенаправление их на решение актуальных практических задач дизайна. Один из способов решения этой проблемы предлагался в главе 4 как «десятина». Речь шла о том, чтобы дизайнеры и дизайнерские бюро начали использовать хотя бы одну десятую своих талантов и рабочего времени на решение тех социальных проблем, которые поддаются Дизайнерской разработке. Более того, это приведет к тому, что Дизайнеры, прямо или опосредованно, станут отказываться от участия в работе, биологически или социально деструктивной.

Одно только это станет гигантским шагом ко всеобщему благу. Несколькими главами раньше мы вместе размышляли о том, что, если мы просто избавимся от потерь продовольствия, порчи его и уничтожения вредителями, общее потребление белка поднимется от опасно низкого до приемлемого уровня. Примерно то же можно сделать с дизайном. Всего лишь устранив социальную и нравственную безответственность, все еще преобладающую во многих бюро и школах дизайна, мы сможем удовлетворить потребности южной половины земного шара, которым сих пор пренебрегали.

Наконец, я убежден, что необходимо исследовать совершенно новые направления в подготовке молодых дизайнеров. Хотя этой теме уже была уделена целая глава, напрашивается еще несколько замечаний.

В результате неконтролируемого количества числа школ колледжей и университетов возникла среда, пагубная для нововведений и, следовательно, для образования. Проблема кроется в масштабе учебных заведений. Университет, в котором я в свое время преподавал, насчитывал 27 000 студентов; есть университеты, где студентов в три раза больше, и это работает против образования. В такой ситуации студентов воспринимают обезличенной массой и они начинают чувствовать себя винтиками огромной машины и испытывать чувство отчуждения. Перед ними не ставится какая-либо конкретная задача, и настоящая учебная ситуация не складывается. На другом конце «масштабной линейки» находятся частные школы, считающиеся мелкими, в которых учатся от 500 до 3 000 студентов. В этих учреждениях на смену гигантизму государственных университетов приходят эксклюзивность и атмосфера сельского клуба. Школы третьего типа обычно высоко специализированы и ориентированы на специфические проблемы искусств, ремесел и т.п. Такие школы страдают от недостатка широких общих подходов к проблемам профессии и готовят художников-ремесленников уникальной специализации, формируя мелкие кланы. Четвертый тип школы, появившийся в Англии около 2о лет назад, – это университет, открытый для всех, где заочное обучение ведется дистанционно: по переписке, радио и телевидению.

Последняя модель программы Открытого университета по телевидению работает в Англии уже 20 лет. Такое учебное заведение объединяет слушателей с помощью книг, викторин, телепрограмм и небольших групповых дискуссий, а также благодаря переписке с учеными, организующими образовательный процесс. Открытый университет оказался необыкновенно эффективным, особенно в том, что касается дизайна промышленных товаров, графики и дизайна среды. И это несмотря на то, что он исключает дизайнерскую команду, не предусматривает двустороннюю открытую связь и возлагает ответственность за учебный процесс в области дизайна и синтезирования знаний исключительно на самого студента.

По всей вероятности, в нашем обществе существуют мотивы и потребности, оправдывающие все четыре вышеперечисленных метода обучения. Но чаще всего мы вынуждены делать выбор между большими и эксклюзивными школами.

Возрождение ремесел в некоторой мере породило интенсивное дизайнерское образование в процессе самого производства. В мелких ремесленных центрах, чаще всего во время летних отпусков или каникул, стали обучать ткачеству, ювелирному и стеклодувному делу, керамике и скульптуре. Такие центры существуют в Мейне, Калифорнии, Нью-Мексико, Мичигане, Висконсине и Северной Каролине. Летнее преподавание позволяет местным ремесленникам безбедно существовать на протяжении остальных девяти месяцев. Пенланд, Северная Каролина, служит пристанищем для пестрой толпы профессиональных ремесленников, преподавателей, студентов, супружеских пар пенсионеров, старушек в теннисных туфлях и всемирно известных дизайнеров. Эта основная движущая сила возрождения сельских ремесел дошла сегодня даже и до практически недоступных мелких ферм Южных Аппалачей.

Подобную среду, которая способствовала бы обучению архитектуре, пытался создать в свое время Франк Ллойд Райт в Тей-лизине и Западном Тейлизине. К сожалению, этот эксперимент, продлившийся пятьдесят лет, находился под слишком сильным влиянием личности самого мистера Райта. За этим исключением в области архитектуры и дизайна редко предпринимались какие-либо попытки по обучению, исследованию и практике проектирования с позиций социального и нравственного осмысления этих видов деятельности.

Представляется первостепенно важным, чтобы такая экспериментальная среда, где будет идти обучение дизайну, была создана сейчас в каком-либо районе мира. Я вижу ее скорее школу, а как своеобразную мастерскую. Здесь молодежь будет учиться, работая над реальными проблемами дизайна, а не над искусственно сконструированными упражнениями. Мастерская должна быть по возможности небольшой, рассчитанной мерно на тридцать студентов и могла бы стать прототипом для создания подобных школ дизайна как взаимодействующих частей единой системы. В итоге, у студентов появился бы выбор между одной школой с 30 000 студентами и тысячей мастерских с 30 студентами в каждой.

Молодые люди, которые придут в первую подобную школу-мастерскую, соберутся со всего мира. Они останутся в школе на год или дольше и будут заниматься одновременно изучением и практикой интегрированного дизайна. Это будут мужчины и женщины разного социального происхождения, разного возраста, имеющие различный опыт в разных областях. Они всегда будут действовать как многодисциплинарная дизайнерская команда. Их работа будет социально значимой. Члены коллектива не будут работать над теоретическими проблемами, выбранными только из-за их сходства с проблемами, актуальными для профессиональных дизайнерских бюро (как делается сегодня в школах дизайна), их внимание будет направлено на подлинные потребности общества, на будущее.

Подобные учебные центры помогут создать коллективы дизайнеров, имеющих навыки, которые от них потребует будущее. Так же как астронавты и космонавты приобретают опыт, который может пригодиться им на Луне или Марсе месяцы или годы спустя, дизайнерские коллективы тоже должны быть готовы к решению социальных задач интегрированного всеобъемлющего дизайна будущего. Решение дизайнерских проблем будет возложено на заинтересованных индивидов, социальные группы, правительства или интернациональные организации.

Концепция экспериментального дизайнерского центра не предполагает получение прибыли. Все заработанные денежные средства будут непосредственно возвращаться рабочей группе в виде инструментов, станков, приборов, зданий и земельных участков. Наша задача – создать атмосферу, в которой обучение доставляет удовольствие, и тогда знания усваиваются оптимально. Вот почему важно, чтобы учебная группа была небольшой. Несомненно, преподаватели (особенно в области дизайна) должны непрерывно участвовать в практической работе. И только такая система устранит все ложные расхождения между практикой и обучением.

Все члены коллектива могут жить и работать вместе. Их жизнь станет легче в результате общинного распределения, они будут пользоваться большим, а владеть меньшим. Например, в одной группе тридцать студентов. У них в среднем 26 автомобилей, 31 радиоприемник и 15 музыкальных центров. Очевидно, что такие капиталовложения станут нецелесообразными. «Школа» будет приспосабливать для своих нужд старые здания, фермы или другие подобные помещения. Их переустройством займется сам коллектив. Создание временных навесов, «несущих информацию» кубов (как у Кена Исаакса), а также производственных мастерских, спален и холлов позволит приобрести ценный опыт по проектированию жилой и рабочей среды, способной меняться, совершенствоваться и подвергаться экспериментам в зависимости от целей и типа работы.

«Программа обучения» будет представлять собой свободную сетку занятий. Работа, обучение и досуг не будут жестко разграничены между собой по времени. Коллективу будут доступны новейшие методы обработки информации, киносъемка и т.п. Подобный центр должен иметь возможность принимать самых разных специалистов. Они могли бы работать и жить в коллективе от нескольких дней, недель до целого года. Поскольку различные подразделения учебного центра будут тяготеть к экспериментам, лучше всего его расположить в сельской местности, но достаточно близко к большим городам, чтобы участвовать в исследованиях, интернатуре и экспериментах в условиях города. Темы и характер занятий должны органично развиваться сообразно проблемам общества. Статичного «плана занятий» быть не должно.

Через два-три года некоторые члены коллектива уедут, получив представления о подобном методе обучения. Студенты, прошедшие эту школу, будут готовы к решительным действиям. Я убежден, что создание одного такого центра вскоре породит другие, которые смогут решать местные и региональные проблемы по всему миру. Они станут звеньями целой цепи подобных учебных центров. Молодежь, обучающаяся в каждом из них сможет путешествовать по всему миру и «гостить» несколько месяцев или лет в другом центре, участвуя в его работе.

В предыдущей главе я говорил о динамике методов решения проблем, которыми обладает интегрированный дизайн, и проиллюстрировал примеры диаграммами. Теперь вам, наверно ясно, что я написал свою книгу в соответствии с подобной диаграммой. Книга возникла на основе большого количества графиков процесса проектирования. Вот почему в ней нет гладкой линейной последовательности. Главная моя задача – показать вам, читателю, горсть деталей головоломки и попросить вас собрать их в любой узор, имеющий смысл. Другого способа одновременно представить происходящие события просто нет.

В заключении такой книги, как эта, обычно ожидают описания ослепительной картины будущего, и в принципе здесь надо бы было говорить о громадных городах на дне океана, колониях на Марсе и Проксиме Центавра, станках, которые как из рога изобилия осыплют нас электронными новинками. Но это, очевидно, было бы глупо.

Дизайн, чтобы быть экологически ответственным и социально отзывчивым, должен быть революционным и радикальным в самом прямом смысле. Он должен следовать природному принципу наименьшего усилия, другими словами, создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария (по остроумному выражению Питера Пирса) или добиваться максимальных результатов минимальными средствами. Это означает: потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов.

Идеи, а также широкий, лишенный узкой специализации, интерактивный коллективный взгляд (наследие древнего человека-охотника), которые дизайнер может дать миру, должны теперь соединяться с чувством социальной ответственности. Во многих областях дизайнеры должны освоить искусство перепроектирования. Так нам, возможно, и удастся достичь выживания через дизайн.

 

 

Библиография

Библиография к первому изданию книги включала около 500 названий. Теперь к ним прибавилось еще более 200. Поскольку в этой книге о дизайне использовался многодисциплинарный подход, я попытался составить библиографию в таком же духе. Наряду с книгами, посвященными футурологии, окружающей среде, народной культуре и дизайну, библиография содержит перечень книг (а иногда газет, каталогов и брошюр), посвященных экологии, этологии, экономике, биологии, планированию, психологии, литературе, антропологии, политике и наукам о поведении. Назначение библиографии – указать издания, с которых стоило бы начать дизайнеру или изучающему дизайн студенту, желающему ознакомиться с литературой, которая помогла бы проследить взаимосвязи дизайна с другими дисциплинами.

От линейного мышления эпохи Возрождения (этого великого заката, который человечество приняло за рассвет), когда люди считали, что все поддается классификации, мы унаследовали нашу любовь к графикам, подразделениям и составлению списков и перечней; желая классифицировать области знания, слишком широкие для понимания, мы, как правило, делаем роков ошибку – готовим узких специалистов.

Но, приближаясь к 2000 году и наблюдая, как рушатся стены которые предыдущие поколения с таким трудом воздвигли из песка своих статистических измышлений, мы понимаем, что нам больше не нужно разделение на отрасли – нам нужно единство (единый всеохватывающий взгляд на вещи). Итак не специализация, а синтез.

Только при таком видении проблем между вами и каждой прочитанной вами книгой может возникнуть значимый органичный паттерн. Из всех битв, выдержанных вами с автором, из новой информации и догадок, почерпнутых вами из его книги, из ошибок и неясностей, которые вы обнаружите в его работе, вырастет новая сущность, которая обогатит вас.

В предисловии к первому изданию я писал, что не мог найти «книги по дизайну, которую хотел бы прочитать и порекомендовать студентам и моим коллегам-дизайнерам... В итоге я решил написать книгу, которую сам с интересом прочитал бы». С тех пор было издано с десяток книг о дизайне, среди которых есть несколько превосходных.

Mayal, W.H. Principles in Design. New York:

Van Nostrand Reinhold, 1979.

Nelson, George. How to See.  Boston: Little Brown & Co., 1977.

___. On Design.  New York: Whitney Publications, 1979.

Pile, John F. Design: Purpose, Form, and Meaning. Amherst:

University of Massachusetts Press, 1979.

Potter, Norman. What is a Designer: Things, Places, Messages.

Reading, England: Hyphen Press, 1980.

Pye, David. The Nature and Aesthetics of Design. New York:

Van Nostrand Reinhold, 1978.

Williams, Christopher. Origins of Form.  New York: Architectural Book

Publishing Co., 1981.

Но, к сожалению, ни в одной из них дизайн не рассматривается в социальном и человеческом измерении.

Critchlow, Keith. Time Stands Still.  London: Gordon Fraser, 1979.

Docczi, Gyorgy. The Power of Limits.  Boulder, Colorado:

Shambhala Publications, 1981.

Lawlor, Robert. Sacred Geometry.  London: Thames & Hudson, 1982.

Эти три замечательные книги о связях между дизайном, биологией и геометрией.

Наконец я нашел две книги, где дизайн рассматривается в его взаимоотношениях с культурой и обществом.

Keller, Goroslav. Dizajn.  Zagreb: Vjesnik, 1975.

Selle, Gert. Ideologic und Utopie des Design: zur Gesellschaftlichen Theorie der

Industriellen Formgebung. Cologne: DuMont, 1975.

Но эти книги трудно читать на языке оригинала, а переведены они не были.

Природа и дизайн

Alexander, Christopher. The Linz Cafe/Das Linz Cafe.  New York:

Oxford University Press, 1981.

___. Notes on the Synthesis of Form. Cambridge, Massachusetts:

Harvard University Press, 1964.

___. «Systems Generating Systems», in Systemat.  Inland Steel Co., 1967.

___. A Timeless Way of Building.  New York: Oxford University Press, 1979.

Alexander, Christopher; Ishikawa, Sara; and Silverstein, Murray.

A Pattern Language. New York: Oxford University Press, 1977.

Alexander, R. McNeill. Animal Mechanics.  Sidgwick & Jackson, 1968.

Architectural Research Laboratory. Structural Potential of Foam Plastics

for Housing in Underdeveloped Areas. Ann Arbor, Michigan, 1966.

Baer, Steve. Dome Cookbook.  Corrales, New Mexico:

Lama Foundation, 1969.

Bager, Bertel. Nature as Designe r. Frederick Same, 1971.

«Bionik.» Special number of Urania  magazine.

Leipzig, Germany, August, 1969.

Blake, Peter. Form Follows Fiasco.  Boston: Atlantic, Little, Brown,1977.

Bootzin, D., and Muffley, H.C. (eds.). Biomechanics.  New York:

Plenum Press, 1969.

Borrego, John. Space Grid Structures.  Cambridge, Massachusetts:

M.I.T. Press, 1968.

Boys, С V. Soap-Bubbles.  London:

Heinemann Educational Books, 1960.

Brand, Stewart (ed.). The Whole Earth Catalog  (all issues).

Menlo Park, California, 1968-1970.

Burkhardt, Dietrich; Schleidt, Wolfgang; and Altner, Helmut. Signals

in the Animal World. London: Alien & Unwin, 1967.

Clark, Sir Kenneth. The Nude.  Middlesex: Penguin, 1970.

Cook, Theodore Andrea. The Curves of Life.

London: Constable & Co., 1940.

Critchlow, Keith. Order in Space.  London: Thames & Hudson, 1969.

Cundy, M. Martyn, and Roller., A.P. Mathematical Models.  (2d ed.).

New York: Oxford University Press, 1962.

Doczi, Gyorgy. The Power of Limits: Proportional Harmonies in Nature,

Art and Architecture. Boulder, Colorado:

Shambhala Publications, 1981.

Fathy, Hassan. Architecture for the Poor. Chicago:

University of Chicago Press, 1973.

Ganich, Rolf. Konstruktion, Design, Aesthetik, Germany:

Esslingen am Neckar, 1968.

Gerardin, Lucien. Bionics.  London: Weidenfeld & Nicolson, 1968.

Grille, Paul Jacques. What Is Design?  Chicago: Paul Theobald, 1962.

Hertel, Heinrich. Structure, Form and Movement: Biology and Engineering.

New York: Van Nostrand Reinhold, 1966.

Heythum, Antonin. On Art, Beauty and the Useful.  Stierstadt im Taunus,

Germany: Verlag Eremiten-Presse, 1955.

Hoenich, P.K. Robot Art.  Haifa, Israel: Technion, 1962.

Holden, Alan, and Singer, Phyllis. Crystals and Crystal Crowing.  London:

Heinemann Educational Books, 1961.

Huntley, H.E. The Divine Proportion.  New York: Dover, 1970.

Jenny, Hans. Cymatics: The Structure and Dynamics of Waves and Vibrations.

Basel: Basilius Presse, 1967.

Kare, Morley, and Bernard, E.E. (eds.). Biological Prototypes  

and Manmade Systems.  New York: Plenum Press, 1962.

Kanavolos, William. Organic.  Hilversum, Holland: De Jong & Co., 1961.

Keller. Goroslav. Dizajn.  Zagreb: Vjesnik, 1975.

___. Ergonomija za Dizajnere. Belgrade: «Ergonomija» 1978.

Lawlor, Robert. Sacred Geometry. New York: Crossroad, 1982.

Hegroponte Nicholas. The Architecture Machine.

Cambridge, Massachusetts: M.I.T. Press, 1970.

Oliver, Paul. Shelter and Society.  London: Barrie & Jenkins, 1970.

___. Shelter in Africa.  New York: Praeger, 1971.

___. Shelter, Sign and Symbol.  New York: The Overlook Press, 1977.

Otto, Frei (ed.). Pneumatic Structures,  Vol. 1 of Tensile Structures.  

Cambridge, Massachusetts: M.I.T. Press, 1967.

___. Cables, Nets and Membranes, Vol. 2 of Tensile Structures.

Cambridge, Massachusetts: M.I.T. Press, 1969.

Pawlowski, Andrzej. Fragmenty Prac Naukowo-Badawczych.

Krakau, Poland, 1966.

Pearce, Peter. Structure in Nature is a Strategy for Design. Cambridge,

Massachusetts: M.I.T. Press, 1978.

Pearce, Peter, and Pearce, Susan. Experiments in Form.  New York:

Van Nostrand Reinhold, 1978.

___. Polyhedra Primer.  New York: Van Nostrand Reinhold, 1978.

Popko, Edward. Geodesies.  Detroit: University of Detroit Press, 1968.

Ritterbush, Philip C. The Art of Organic Forms.  Washington, D.C.:

Smithsonian Press, 1968.

Schillinger, Joseph. The Mathematical Basis of the Arts. New York:

Philosophical Library, 1948.

Schwenk, Theodor. Sensitive Chaos: The Creation of Flowing Forms

in Water and Air.  Rudolf Steiner Press, 1965.

Selle, Gert. Ideologic und Utopie des Design.  Cologne: DuMont, 1973.

Sinnott, Edmund W. The Problem of Organic Form.  New Haven, Connecticut:

Yale University Press, 1963.

Thompson, Sir D'Arcy Wentworth. On Growth and Form  (2 vols.).

Cambridge: Cambridge University Press, 1952.

Turner, John F. С Housing by People: Towards Autonomy in Building

Environments.  London: MarionBoyars Ltd., 1976.

Watkin, David. Morality and Architecture.  Oxford: Clarendon Press, 1977.

Wedd, Dunkin. Pattern  & Texture.  New York: Studio Books, 1956.

Weyl, Hermann. Symmetry.  Princeton, New Jersey:

Princeton University Press, 1952.

Whyte, Lancelot Law. Accent on Form.  New York: Harper, 1954.

___ .Aspects of Form.  London: Lund Humphries, 1951.

___. The Next Development in Man. New York: Mentor, 1950.

Williams, Christopher. Origins of Form.  New York: Architectural Book

Publishing Company, 1981.

Zodiac  (magazine). Vol. 19. Milan, Italy, 1969.

Дизайн и окружающая среда

Arvill, Robert. Man and Environment.  Middlesex: Penguin, 1967.

Baer, Steve. Sunspots.  Seattle: Cloudburst Press, 1979.

Boughey, Arthur S. Ecology of Populations.  New York: Macmillan, 1968.

Calder, Ritchie. After the Seventh Day. New York: Mentor, 1967.

Commoner, Barry. Science and Survival.  London: Gollancz, 1966.

Consumer's Association of Penang. Development and  

the Environmental Crisis: A Malaysian Case.

Penang: Consumer's Association of Penang, 1982.

Curtis, Richard, and Hogan, Elizabeth. Perils of the Peaceful Atom.

London: Gollancz, 1970.

DeBell, Garrett (ed.). The Environmental Handbook.

New York: Ballantine, 1970.

Dubos, Rene. Celebrations of Life.  New York: McGraw-Hill, 1981.

___. Man, Medicine, and Environment. Middlesex: Penguin, 1970.

___. The Wooing of Earth.  New York: Charles Scribner, 1980.

Ehrlich, Paul. «Eco-Catastrophe!» Ramparts,  September, 1968.

___. The Population Bomb.  New York: Ballantine, 1970.

Giedion, Siegfried. Mechanization Takes Command.  New York: Oxford

University Press, 1948.

___. Space, Time and Architecture.  Cambridge, Massachusetts: Harvard

University Press, 1949.

___. The Beginnings of Architecture.  Vol. 2. Princeton, New Jersey: Bollingen

Series, Princeton University Press, 1964.

___. The Eternal Present: The Beginnings of Art. Vol. 1. Princeton, New

Jersey: Bollingen Series, Princeton University Press, 1962.

Johnson, Warren. Muddling Tdward Frugality.  San Francisco: Sierra Club

Books, 1978.

Kaprow, Allan. Assemblage, Environments and Happenings.

New York: Abrams, 1966.

Kouwenhoen, John A. The Beer Can by the Highway.  New York:

Doubleday, 1961.

___. Haifa Truth is Better than None.

___. Chicago: University of Chicago Press, 1982.

___. Made in America. New York: Doubleday, 1948.

Kuhns, William. Environmental Man. New York: Harper & Row, 1969.

Linton, Ron. Terracide: America's Destruction of Her Living Environment.

Boston: Little, Brown, 1970.

Lippard, Lucy R. Overlay: Contemporary Art and the Art of Pre-History.

New York: Pantheon, 1983.

Lovelock, J. E. Gaia: A New Look at Life on Earth.

New York: Oxford University Press, 1979.

Lynes, Russell. The Tastemakers.  New York: Harper, 1954.

___. Confessions of a Dilettante.  New York: Harper & Row, 1967.

___. 'The Domesticated Americans.  New York: Harper & Row, 1963.

McHarg, Ian L. Design with Nature.  New York: Natural History Press, 1969.

Marine, Gene. America the Raped: The Engineering Mentality and the

Devastation of a Continent.  New York: Simon & Schuster, 1969.

Marx, Wesley. The Frail Ocean.  New York: Ballantine, 1970.

Mitchell, John G. (ed.).Ecotactics. New York: Pocketbooks, 1970.

Mollison, Bill. Perma-Culture One.  Melbourne: Transworld, 1978.

___. Perma-Culture Two.  Stanley, Tazmania: Tagari Books, 1979.

Mumford, Lewis. Technics and Civilization.  

New York: Harcourt, Brace, 1934.

___. The Brown Decades.  New York: Dover, 1955.

___. The City in History.  Middlesex: Penguin, 1966.

___. The Condition of Man.  New. York: Harcourt, Brace, 1944.

___. The Conduct of Life.  New York: Harcourt, Brace, 1951.

___. The Culture of Cities.  New York: Harcourt, Brace, 1938.

___. From the Ground Up.  New York: Harcourt, Brace, 1956.

___. Sticks and Stones.  New York: Dover, 1955.

Paddock, William, and Paddock, Paul. Famine 1975!

Boston: Little, Brown, 1967.

Palmstierna, Hans. Plundring, Svalt, Forgiftning.

Orebro, Sweden: Raben & Sjogren, 1969.

Ramo, Simon. Cure for Chaos.  New York: David McKay, 1969.

Rienow, Robert, and Train, Leona. Moment in the Sun.  

New York: Ballantine, 1970.

Shepard, Paul. Man in the Landscape. New York: Knopf, 1967.

Shepard, Paul, and McKinley, Daniel. The Subversive Science: Essays Toward

an Ecology of Man.  Boston: Houghton Mifflin, 1969.

Shurcliff, William A. S/S/T and Sonic Boom Handbook.

New York: Ballantine, 1970.

Smithsonian Institution. The Fitness of Man's Environment.

Washington, D.C.: Smithsonian Press, 1967.

Sommer, Robert. Big Art.  Philadelphia: Running Press, 1977.

___. Design Awareness.  San Francisco: Rinehart Press, 1972.

___. Personal Space: The Behavioral Basis of Design. Englewood Cliffs, New

Jersey: Prentice-Hall, 1969.

___. Street Art.  New York: Links Books, 1975.

___. Tight Spaces.  Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1974.

Sotamaa, Yrjo (ed.). Teollisuus, Ymparisto, Tuotesuunnittelu [Industry,

design, environment]  (4 vols., trilingual). Helsinki, Finland, 1969.

Still, Henry. The Dirty Animal.  New York: Hawthorn, 1967.

Taylor, Gordon Rattray. The Biological Time Bomb.  London: Panther, 1969.

Todd, John, and Todd, Nancy. Tomorrow is our Permanent Address. New

York: Harper & Row, 1979.

United Nations. Chemical and Bacteriological (Biological) Weapons and the

Effects of Their Possible Use. New York: Ballantine, 1970.

Whiteside, Thomas. Defoliation.  New York: Ballantine, 1970.

Дизайн и будущее

Allaby, Michael. Inventing Tomorrow.  London: Abacus Books, 1977.

Alien, Edward. Stone Shelters.  Cambridge, Massachusetts:

M.I.T. Press, 1969.

Calder, Nigel. The Environment Game.  London: Panther, 1968.

___(ed.). The World in 1984. 2  vols. Middlesex: Penguin, 1965.

Chase, Stuart. The Most Probable World.  New York: Harper & Row, 1968.

Clarke, Arthur С Profiles of the Future.  London: Gollancz, 1962.

Cole, Dandridge M. Beyond Tomorrow.

Madison, Wisconsin: Amherst Press, 1965.

Cook, Peter. Experimental Architecture.  New York: Universe Books, 1970.

Ellul, Jacques. The Betrayal of the West.  New York: The Seabury Press, 1978-

___. The Technological Society.  New York: Vintage, 1967.

___. The Technological System.  New York: Continuum, 1980.

Ewald, William R. Jr. Environment and Change. The Next Fifty Years,

all: Bloomington, Ind.: Indiana University Press, 1968.

___. Environment and Policy. The Next Fifty Years.

___. (ed.). Environment for Man. The Next Fifty Years.  

Fuller, R- Buckminster. Education Automation.  Carbondale, Illinois:

Southern Illinois University Press, 1964.

___. Ideas and Integrities.  Englewood Cliffs, New Jersey:

Prentice-Hall, 1963.

___. Nine Chains  to the Moon.  Philadelphia: J.B. Lippincott, 1938.

___. No More Secondhand God.  Carbondale, Illinois:

Southern Illinois University Press, 1963.

___. Operating Manual for Spaceship Earth. Carbondale, Illinois:

Southern Illinois University Press, 1969.

___. Untitled Epic Poem on the History of Industrialization.

Highlands, North Carolina: Jonathan Williams Press, 1962.

___. Utopia or Oblivion.  London: Alien Lane, 1970.

___. (ed.). Inventory of World Resources, Human Trends and Needs

(World Science Decade 1965-75: Phase I, Document 1)

___. The Design Initiative  (Phase I, Doc. 2).

___. Comprehensive Thinking  (Phase I, Doc. 3).

___(ed.). The Ten Year Program  (Phase I, Doc. 4).

___. Comprehensive Design Strategy (Phase I, Doc. 5).

___. The Ecological Context: Energy and Materials (Phase II, Doc. 6).

___. Synergetics.  New York: Macmillan, 1975.

___. Synergetics 2.  New York: Macmillan, 1979.

___. Critical Path.  New York: St. Martin's Press, 1981.

Hellman, Hal. Transportation in the World of the Future.

New York: J.B. Lippincott, 1968.

Kahn, Herman, and Wiener, Anthony J. The Year 2000:

Scenarios for the Future.  New York: Macmillan, 1967.

Krampen, Martin (ed.). Design and Planning.  New York:

Hastings House, 1965.

___. Design and Planning 2.  New York: Hastings House, 1967.

McHale, John. The Future of the Future.  New York: George Braziller, 1969.

Marek, Kurt W. Yestermorrow.  New York: Knopf, 1961.

Marks, Robert W. The Dymaxion World of Buckminster Fuller.

New York: Reinhold, i960. Morgan, Chris. Future Man?  London:

David & Charles, 1980.

Prehoda, Robert W. Designing the Future.  New York: Chilton, 1967.

Ribeiro, Darcy. The Civilizational Process.

Washington, D.C.: Smithsonian Press, 1968.

Schell, Jonathon. The Fate of the Earth.  London: Pan Books, 1982.

Skinner, B.F. Walden Two.  New York: Macmillan, 1948.

Toward the Year 2000: Work in Progress.   Daedalus, summer 1967.

Дизайн и различные культуры

Austin, Robert, and Ueda, Koichiro. Bamboo.  Tokyo: Weatherhill, 1978.

Belo, Jane. Traditional Balinese Culture.

New York: Columbia University Press, 1970.

Benrimo, Dorothy. Camposantos.

Fort Worth, Texas: Amon Carter Museum, 1966.

Beurdeley, Jean-Michel. Thai Forms.  Freiburg". Office du Livre, 1979.

Bhagwati, Jagdish. The Economics of Underdeveloped Countries.

London: Weidenfeld & Nicholson, 1966.

Carpenter, Edmund. Eskimo.  Toronto: University of Toronto Press, 1959.

Cavarrubias, Miguel. Bait.  New York: Knopf, 1940.

___. Mexico South.  New York: Knopf, 1946.

Cordry, Donald, and Cordry, Dorothy. Mexican Indian Costumes.

Austin: University of Texas Press, 1968.

Gushing, Frank Hamilton. Zuni Fetishes.

Flagstaff, Arizona: KG Editions, 1966.

de Bermudez, Graciela Samper (ed.). Artesanias de Colombia.

Bogota: Litografia Arco, 1978.

Dennis, Wayne. The Hopi Child.  New York: Science Editions, 1965

DePoncins, Contran. Eskimos.  New York: Hastings House, 1949.

Eliade, Mircea. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy.

London: Routledge & Kegan Paul, 1964.

Gardi, Ren6. African Crafts and Craftsmen.  

New York: Van Nostrand Reinhold, 1969.

___. ArchitecturesansArchitecte. Bern: Buchler&Co., 1974.

Glynn, Prudence. Skin to Skin: Eroticism in Dress.

London: George Alien & Unwin, 1982.

Grass, Antonio. Animates mitologicos.  Bogota: Litografia Arco, 1979.

___. Diseno Precolumbina Colombiano.  Bogota: Museo del Oro, 1972.

Harris, Marvin. Cultural Materialism.  New York: Random House, 1979.

Harrison, Paul. Inside the Third World.  Middlesex: Penguin, 1979.

___. The Third World Tomorrow.  Middlesex: Penguin, 1980.

Heineken, Ту, and Heineken, Kyoko. Tansu: Traditional Japanese Cabinetry.

Tokyo: Weatherhill, 1981.

Herrigel, Eugen. Zen in the Art of Archery.

London: Routledge & Kegan Paul, 1953.

Hiler, Hilaire. From Nudity to Raiment.  London: W. & G. Foyle Ltd., 1930.

Hokusai. One Hundred Views of Mount Fuji.  

New York: Frederik Publications, 1958.

Kasba 64 Study Group. Living on the Edge of the Sahara.

The Hague: Government Publishing Office, 1973.

Kwamiys, Takeji. Katachi: Japanese Pattern and Design in Wood,

Paper and Clay.  New York: Abrams, 1967.

Jenness, Diamond. The People of the Twilight.

Chicago: University of Chicago Press, Phoenix, 1959.

Kakuzo, Okakura. The Book of Tea.  Tokyo: Turtle, 1963.

Kitzo, Harumichi. Cha-No-Yu.  Tokyo: Shokokusha, 1953.

___ .Formation of Bamboo.  Tokyo: Shokokusha, 1958.

___ .Formation of Stone.  Tokyo: Shokokusha, 1958.

Kubler, Geerge. The Shape of Time.

New Haven, Connecticut: Yale University Press, 1962.

Lee, Sherman E. The Genius of Japanese Design.  Tokyo: Kodansha, 1981.

Leppe, Markus. Vaivaisukot.  Helsinki, Finland: Werner Soderstrom, 1967.

Liebow, Elliot. Tally's Corner.  Boston: Little, Brown, 1967.

Linton, Ralph. The Tree of Culture.  New York: Knopf, 1955.

Lip, Evelyn. Chinese Geomancy.  Singapore: Times Books International, 1979-

Lopez, Oscar Hidalgo. Manual de construction con bambu.  

Bogota: National University of Colombia, 1981.

McPhee, Collin. A House in Bali.  New York: John Day, 1946.

Music in Bali.  New Haven, Connecticut: Yale University Press, 1966.

Malinowski, Bronislaw. Magic, Science and Religion.  

New York: Anchor, 1954.

___. Sex and Repression in Savage Society.

London: Routledge & Kegan Paul, 1927.

Manker, Ernst. People of Eight Seasons: The Story of the Lapps.

New York: Viking, 1964.

Mead, Margaret. Coming of Age in Samoa.  Middlesex: Penguin, 1971.

__. Cultural Patterns and Technological Change.  New York: Mentor, n.d.

__. Growing up in New Guinea.  Middlesex: Penguin, 1970.

__. Male and Female.  Middlesex: Penguin, 1970.

___. Sex and Temperament.  New York: Morrow, 1935.

Meyer, Karl. Teotihuacan.  Milan: Mondadori, 1973.

Michener, James A. Hokusai Sketchbooks.  Tokyo: Tuttle, 1958.

Mookerjee, Ajit. TantraArt.  New Delhi, India: Kumar Gallery, 1967.

Mowat, Parley. People of the Deer.  New York: Pyramid, 1968.

Nicolaisen, Johannes. Ecology and Culture of the Pastoral Tuareg.

Copenhagen: National Museum of Copenhagen, 1963.

Oka, Hideyuki. How to Wrap Five Eggs.  New York: Harper & Row, 1967.

Ortega у Gasset, Josft. The Dehumanization of Art.  Translated by Weyl.

Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1948.

Ortiz, Alfonso. The Tewa World: Space, Time, Being,

& Becoming in a Pueblo Society.  

Chicago: University of Chicago Press, 1969.

Page, Susanne, and Page, Jake. Hopi.  New York: Abrams, 1982.

Pianzola, Maurice. Brasil Barroco.  Rio de Janeiro: Edicao Funarte, 1980.

Ramseyer, Urs. The Art and Culture of Bali.

Oxford: Oxford University Press, 1977.

Reichard, Gladys A. Navajo Religion: A Study of Symbolism.

Princeton, New Jersey: Bollingen Series,

Princeton University Press, 1950.

Richards, Audrey I. Hunger and Work in a Savage Tribe.

New York: Meridian, 1964.

Rodman, Selven. Popular Artists of Brazil.

Old Greenwich: Devin-Adair, 1977.

Roediger, Virginia More. Ceremonial Costumes of the Pueblo Indians.

Berkeley: University of California Press, 1961.

Rudofsky, Bernard. Architecture without Architects.

New York: Museum of Modern Art, 1964.

___. Are Our Clothes Modern?  Chicago: Paul Theobald, 1949.

___. Behind the Picture Window.  New York: Oxford University Press 10

___. The Kimono Mind.  London: Gollancz, 1965.

___. The Prodigious Builders.  New York: Harcourt Brace Jovanovich 197

___. Streets for People.  New York: Doubleday, 1969.

___. The Unfashionable Human Body.  New York: Doubleday, 1971.

Saunders, E. Dale. Mudra: A Study of Symbolic Gestures in Japanese Buddhist

Sculpture.  London: Routledge & Kegan Paul, 1960.

Schafer, Edward H. The Golden Peaches of Samarkand:

A Study of Tang Exotics.  Berkeley: University of California Press, 1963.

___. Tu Wan's Stone Catalogue of Cloudy Forest. Berkeley:

University of California Press, 1961.

Scully, Vincent. Pueblo: Mountain, Village, Dance.

New York: Viking Press, 1975.

Sesoko, Tsune. The I-Ro-Ha of Japan.  Tokyo: Cosmo Corporation, 1979.

Spencer, Robert F. The North Alaskan Eskimo: A Study in Ecology

and Society.  Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 1969.

Spies, Walter, and de Zote, Beryl. Dance and Drama in Bali.

London: Faber, 1938.

Suzuki, Daisetz T. Zen and Japanese Culture.

London: Routledge & Kegan Paul, 1959.

Sze, Mai-Mai. The Too of Painting.  2 vols.

London: Routledge & Kegan Paul, 1957.

Tange, Kenzo, and Gropius, Walter. Katsura:

Tradition and Creation in Japanese Architecture.  

New Haven, Connecticut: Yale University Press, 1960.

Tange, Kenzo, and Kawazoe, Noboru. Ise: Prototype of Japanese Architecture.

Cambridge, Massachusetts: M.I.T. Press, 1965.

Thiry, Paul and Mary. Eskimo Artifacts: Designed for Use.

Seattle: Superior Publishing Co., 1977.

Valladares, Clarival and do Prado. Artesanato brasileiro.

Rio de Janeiro: Edicao Funarte, 1980.

Vazquez, Ramirez. Mexico: The National Museum of Anthropology. Lausanne:

Helvetica Press, 1968.

Viezzer, Moema. Si mepermiten hablar...

Bolivia: underground pamphlet, 1977.

Wagley Charles. Welcome of Tears: The Tapirape Indians of Central Brazil.

New York; Oxford University Press, 1977.

Watts, Alan R. Beat Zen, Square Zen and Zen.  

San Francisco: City Lights, 1959-

___. The Joyous Cosmology.  New York: Pantheon Books, 1962.

___. Nature, Man and Woman.  New York: Pantheon Books, 1958.

Wichmann, Siegfried. Japonisme.  New York: Harmony Books, 1981.

Wyman, Leland C. (ed.~).Beautyway:ANavajo Ceremonial.  Princeton,

New Jersey: Bollingen Series, Princeton University Press, 1957.

Yee, Chiang. The Chinese Eye.  New York: Norton, 1950.

__. Chinese Calligraphy.  London: Methuen, 1954.

Yoshida, Mitsukuni, et al. Japan Style.  Tokyo: Kondansha, 1981.

Истоки дизайна

Arnheim, Rudolf. Art and Visual Perception.  London: Faber, 1967.

___. Film as Art.  London: Faber, 1967.

___. Toward A Psychology oj Art.  London: Faber, 1967.

Bayer, Herbert, and Gropius, Walter. Bauhaus  1919-1928.

Boston: Branford, 1952.

Berenson, Bernard. Aesthetics and History.

New York: Pantheon Books, 1948.

Biederman, Charles. Art as the Evolution of Visual Knowledge.

Redwing, Minnesota: Charles Biederman, 1948.

Boas, Franz. Primitive Art.  New York: Dover, 1955.

Burckhardt, Lucius. Der Werkbund.  Stuttgart: DVA, 1978.

Conrads, Ulrich, and Sperlich, Hans G. The Architecture of Fantasy.

New York: Praeger, 1962.

Danz, Louis. Dynamic Dissonance in Nature and the Arts.

New York: Longmans Green, 1952.

___. It is Still the Morning.  New York: Morrow, 1943.

___. Personal Revolution and Picasso.  New York: Longmans Green, 1941.

___. The Psychologist Looks at Art.  New York: Longmans Green, 1937.

___ .ZarathustraJr..  New York: Brentano, 1934.

Dorfles, Gillo. Kitsch: An Anthology of Bad Taste.

London: Studio Vista, 1970.

Ehrenzweig, Anton. The Hidden Order of Art.  London: Paladin, 1970.

Feldman, Edmund B. (ed.). Art in American Higher Institutions.  Washington,

D.C.: The National Art Education Association, 1970.

Friedmann, Herbert. The Symbolic Goldfinch:

Its History and Significance in European Devotional Art.  

Princeton, New Jersey: Bollingen Series,

Princeton University Press, 1946.

Gamow, George. One, Two, Three... Infinity, rev. ed.

New York: Viking, 1961.

Gerstner, Karl. Kalte KunstP  Basel, Switzerland: Arthur Niggli, 1957.

Gilson, Etienne. Painting and Reality.  Princeton, New Jersey:

Bollingen Series, Princeton University Press, 1957.

Gombrich, E.H. Art and Illusion.  Oxford: Phaidon, 1962.

___. Ideals and Idok.  New York: E. P. Dutton, 1979.

___. The Image and the Eye.  Ithaca: Cornell University Press, 1979.

___. Meditations  on a Hobbyhorse.  Oxford: Phaidon, 1963.

___. The Sense of Order.  Ithaca: Cornell University Press, 1979.

Graves, Robert. The White'Goddess.  London: Faber, 1952.

Hatterer, Lawrence J. The Artist in Society: Problems and Treatment of the

Creative Personality.  New York: Grove Press, 1965.

Hauser, Arnold. The Social History of Art.  4 vols. London:

Rou-tledge & Kegan Paul, 1951.

Hinz, Berthold. Art in the Third Reich.  New York: Pantheon, 1979.

Hogben, Lancelot. From Cave Painting to Comic Strip.

New York: Chanticleer Press, 1949.

Hon-En Historia.  Catalogue. Stockholm: Moderna Museet, 1967.

Huizi


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.513 с.