Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-01-29 | 63 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формирование капиталистических общественных отношений явилось безусловным шагом вперед по сравнению с рабовла дением / феодализмом. Но что значит «вперед»? Где критерий позитивного развития? И здесь, как во всем, возможны различ ные точки зрения. Я исхожу из того, что высшими ценностями человека являются его Жизнь и Свобода. В том числе, продол жительность жизни и здоровье человека и все большая свобода от природных и социальных ограничений.
По сравнению с предыдущими формациями (кто не согласен с вышеприведенной классификацией — предложите любую дру гую) капитализм является прогрессом и в части лучшего обес печения здоровья и продолжительности жизни, и в плане повы шения степени свободы.
Очень интересно произошло с социализмом. Теоретически — это дальнейший шаг вперед — ко все большей свободе. «Весь мир насилья мы разрушим… Кто был никем, тот станет всем». Практически, на примере «социалистических» стран, включая
5 Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. С. 108.
СССР, — шаг назад (или в сторону). Да, был вполне продвину тый «шведский социализм», но и он продолжался недолго. И вот здесь–то может и «зарыта собака» в деле понимания природы человека. Ведь социализм предполагает всеобщее равенство (ура, свобода!), всеобщий труд во благо всех. А вот трудиться не исключительно для себя, а для всех — зачем усердствовать? И «социализм» стал резко уступать «капитализму» в развитии производства, технологий. Да, в саморазвенчании социализма в значительной степени виновато то, где он стал реализовы ваться. Отсталая во всех отношениях Россия была не лучшим полигоном апробирования новой формации… Но нигде и никогда действительно очень соблазнительные принципы социализма не будут реализованы. Нигде и никогда люди en masse не будут само забвенно трудиться на общее благо… Да, есть альтруизм, самопо жертвование у людей (и у животных!), но это отдельные проявле ния, не меняющие общей картины эгоизма и конкуренции.
|
Ну, а как развивался и развивается капитализм?
Становление капиталистических общественных отношений, капиталистической свободной экономики, основанной на прин ципе laissez faire, явилось мощным стимулом развития промыш ленности, экономики, технологий. Промышленные революции следовали одна за другой, венцом коих явилась нынешняя Чет вертая. Но, как все на свете (не забывайте принцип Инь–Ян!), бурное позитивное развитие влекло негативные последствия, которые со временем все больше омрачали радость прогресса. И если во времена К. Маркса, Ф. Энгельса это были противоречия между трудом и капиталом, между рабочими и капиталистами, то к обществу постмодерна (с 1960–1980–х годов) классовые раз личия и классовые противоречия step by step сменились раско лом человечества и населения каждой страны на включенных (included) в активную экономическую, политическую, культур ную жизнь и фактически исключенных (excluded) из экономиче ской, политической, культурной жизни. Я много писал и публи ковал об этом6, поэтому повторюсь кратко.
6 См., например: Гилинский Я. «Исключенность» как глобальная пробле ма и социальная база преступности наркотизма, терроризма и иных девиа ций / Труды Санкт–Петербургского Юридического института Генеральной прокуратуры РФ, 2004. № 6. С. 69–77.
Одним из системообразующих факторов современного общества является его структуризация по критерию «включенность/исклю ченность» (inclusive/exclusive). Понятие «исключение» (exclusion) появилось во французской социологии в середине 1960–х как характеристика лиц, оказавшихся на обочине экономического прогресса. Отмечался нарастающий разрыв между растущим бла госостоянием одних и «никому не нужными» другими7.
|
Работа Рене Ленуара показала, что «исключение» приобре тает характер не индивидуальной неудачи, неприспособленности некоторых индивидов («исключенных»), а социального фено- мена, истоки которого лежат в принципах функционирования современного общества, затрагивая все большее количество людей8. Исключение происходит постепенно, путем накопления трудностей, разрыва социальных связей, дисквалификации, кри зиса идентичности. Появление «новой бедности» обусловлено тем, что «рост благосостояния не элиминирует униженное поло жение некоторых социальных статусов и возросшую зависимость семей с низким доходом от служб социальной помощи. Чувство потери места в обществе может, в конечном счете, породить такую же, если не большую, неудовлетворенность, что и тради ционные формы бедности»9.
Рост числа «исключенных» как следствие глобализации активно обсуждается З. Бауманом. С его точки зрения, исклю ченные оказываются «человеческими отходами (отбросами)» («wasted life»), не нужными современному обществу. Они являются неизбежным побочным продуктом экономического развития, а глобализация служит генератором «человеческих отходов»10.
Один из крупнейших современных социологов И. Валлерстайн полагает, что мир разделен на «центр» и «периферию», между которыми существует неизменный антагонизм. При этом госу дарства вообще теряют легитимность, поскольку либеральная
7 Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты иссле дования / Журнал социологии и социальной антропологии. Т. II. Специаль ный выпуск: Современная французская социология, 1999. С. 140–156.
8 Lenoir R. Les exclus, un français sur dix. — Paris: Seuil, 1974.
9 Погам С. Указ. соч. С. 147.
10 Bauman Z. Wasted lives. Modernity and its outcasts. — Cambridge: Polity Press, 2004. Pp. 5–7.
программа улучшения мира обнаружила свою несостоятель ность в глазах подавляющей массы населения Земли11. В другой работе он приходит к убеждению, что капиталистический мир вступил в свой терминальный, системный кризис 12.
О катастрофических последствиях страшного экономического неравенства пишет Лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглиц13.
|
Все основательнее вырисовываются два лица свободной эконо мики, свободных рыночных отношений14.
С одной стороны — безусловный экономический рост; повыше ние уровня жизни и расширение возможностей «включенных» жителей развитых стран Европы и Северной Америки, Австра лии и Юго–Восточной Азии; фантастическое развитие техники и новейших технологий.
С другой стороны — растущее социальное и экономичес кое неравенство; экономические преступления; формирова ние организованной преступности, как криминального пред принимательства; все возрастающий удельный вес теневой («серой», «неформальной», «второй», «скрытой», «подполь ной») экономики; растущее недовольство большинства насе ления господствующим в политике и экономике меньшинст вом и др.
Особенно задуматься над «Новым миром» заставляют труды С. Жижека15. В «Размышлениях в красном цвете» (намек на ком мунистическую доктрину), он демонстрирует фактически завершенный раскол мира на два полюса: «новый глобальный класс» — замкнутый круг «включенных», успешных, богатых, всемогущих, создающих «собственный жизненный мир для решения своей герменевтической проблемы» (с. 6) и — большин ство «исключенных», не имеющих никаких шансов «подняться» до этих новых «глобальных граждан».
11 Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. — М., 2003.
12 Wallerstein I. Globalization or the Age of Transition? A long–term view of the trajectory of the World system / International Sociology. 2000, Vol.15, N 3.
13 Стиглиц Дж. Цена неравенства. — М.: Эксмо, 2015.
14 Гилинский Я.И. Два лица экономической свободы. В: Экономическая свобо да и государство: друзья или враги. — СПб: Леонтьевский центр, 2012. С. 58–75.
15 Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. — М., 2008; Он же. О насилии. — М., 2010; Он же. Размышления в красном цвете. — М., 2011.
При этом оба мира неразрывно связаны между собой. Точно так же, как «пороки» капиталистических отношений с их «досто инствами»: «Парадокс капитализма заключается в том, что невоз можно выплеснуть грязную воду финансовых спекуляций и при этом сохранить здорового ребенка реальной экономики: грязная вода на самом деле составляет «кровеносную систему» здорового ребенка» (с. 19). Поэтому (и не только) — «даже во время разруши тельного кризиса никакой альтернативы капитализму нет» (с. 21). В результате автором предлагается «расширенное понятие кризиса как глобального апокалиптического тупика, в который
|
мы зашли» (с. 8).
Можно, конечно, отмахнуться от трудов С. Жижека и иже с ним, но как пренебречь современными реалиями: растущим и при нимающим катастрофические масштабы социально–экономиче ским неравенством, миллионами «исключенных», и соответству ющей реакцией, начиная от «цветных революций» и «арабской весны» до массового летне–осеннего движения 2011 г. — Occupy Wall Street («Захватить Уолл–Стрит» — движение поддерживают от 40% до 60% американцев!), перекинувшегося на Великобри танию, Италию, Испанию и ряд других европейских государств, а также Японию, Корею, Австралию. В развитом капиталистиче ском обществе все большему числу людей угрожает маргинали зация на рынке труда, полное исключение возможностей найти работу и общественная изоляция16. Происходит размывание middle class — основы и опоры капитализма… В результате мы имеем сверхразбогатевший олигархат, размываемый middle class, и огромные массы «исключенных», влачащих жалкое существо вание. Докапитализировались…
О проблемах дилеммы либертарианство/этатизм размышляют российские экономисты17.
А в России? По различным данным, сегодня в России не менее 60–80% населения — «исключенные». А недавно в СМИ появи лась их новая (по–моему, не удачная) характеристика — «гетто».
16 Althoff M., Cremer–Schäfer H., Löschper G., Reinke H., Smaus G. Integration und Ausschliessung: Kriminalpolitik und Kriminalität in Zeiten gesellschaftlicher Transformation. — Baden–Baden, 2001. S. 29.
17 Экономическая свобода и государство: друзья или враги. — СПб: Леонтьев ский центр, 2012; Социальный либерализм: между свободой и этатизмом. — СПб: Леонтьевский центр, 2015.
У находящихся в нем людей отсутствуют и солидарность, и ответ ственность, и надежда как– то выйти из тяжелой жизненной ситуации18. Безнадежность — имя им… Напомню, если в 2016 г. в мире 1 % населения владел 52 % всех богатств, то в том же году 1% населения России владел 72,4% всех богатств — пер вое место в мире по экономическому неравенству (на втором месте — Индия)!
Одна из важнейших, глобальных, неразрешимых проблем —
«невозможность для мировой хозяйственной системы спра виться с проблемой справедливого распределения достигнутого благосостояния»19.
Не удивительно, что именно исключенные составляют основ ную социальную базу преступности, наркотизма, пьянства, про ституции, суицида.
|
Либеральная, неолиберальная идеология (и практика, реальность!) оказывается столь же утопической, сколь утопическими были многочисленные разновидности социалистической (коммунистической) идеологии.
Иначе и быть не может: утопий было немало. Но что–то ни одна из них не реализовалась. И реализоваться в принципе не могла — род человеческий не допустит свободы, равен- ства и братства! Или, как пишет А.И. Пригожин, «Справед ливость на Земле невозможна. Хотя бы потому, что она очень партийна. То, что справедливо для одних, ужасающе несправед ливо для других»20.
Что дальше?
Сегодня более– менее объективный прогноз принципиально невозможен. Наша эпоха постмодерна характеризуется, помимо прочего, неопределенностью 21. «Постмодернизм — это призна ние онтологической и гносеологической неопределенности соци ального мира, это проблематизация социальной реальности,
18 Независимая Газета, 06.04.2011.
19 Луман Н. Дифференциация. — М.: Логос, 2006. С. 234.
20 Пригожин А.И. Законность — базовая ценность социального либерализма. В: Социальный либерализм: между свободой и этатизмом. — СПб, 2015. С. 108.
21 Подробнее об обществе постмодерна см.: Гилинский Я. Девиантность в об ществе постмодерна. — СПб: Алетейя, 2017.
Человеческое, слишком человеческое 15
которая интерсубъективна, стохастична, зависит от значе ний, которые ей приписываются, это относительность знаний о любом социальном явлении и процессе…»22. Неопределенность, вообще присущая социальному миру, в эпоху постмодерна явля ется следствием нашего нахождения в растянувшейся «точке» бифуркации, когда направление дальнейшего развития принци пиально непредсказуемо. Любой прогноз от «всеобщего счастья» до апокалипсиса, омницида (или сингулярности23) равно относи телен и неопределенен.
Очевидно возможны два варианта для человечества. Первый, менее вероятный — человечество выживет, пройдя тяжелейший в истории период постмодерна. Причем выживет, возможно, достигнув невиданных успехов в своем генетически–технологи ческом развитии. Второй, более вероятный, учитывая тяжелое прошлое — человечество погибнет в результате омницида — ядер ного, или экологического, или космологического, или «Ядерный
пепел» становится все большей реальностью. Тем более, что и
«правые», и «левые» жаждут насилием изменить мир, построить его «по–своему», т.е. очередное «светлое будущее»… Начавшаяся гонка вооружения — теперь опасного для всего человечества — усиливает вероятность пессимистического прогноза.
Остается только удивляться: как Homo якобы Sapiens, достиг нув немыслимых экономических, технологических, научных высот, постоянно стремится к самоуничтожению. Как люди, испытавшие лично или через предков все ужасы войны, вновь и вновь охвачены военным психозом, видят кругом врагов, которые не подозревают, что они — «враги», но в свою очередь вынуждены крепить оборону от вооружающихся соседей.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!